В 2011 году среднемесячная производительность автобусов «Аврора» на Курганском автобусном заводе составляла 70-80 автобусов в месяц. 24 ноября 2011 года Курганский автобусный завод выпустил юбилейный 6 000-й экземпляр «Авроры».
Автобусы КАвЗ-4238-05, -4238-02 «Аврора»
Какие ассоциации возникают у вас при упоминании Курганского автобусного завода? Думаю, первое, что приходит на ум, это образ уродливой коробки с капотом, которая была основной продукцией завода на протяжении многих лет, если не сказать больше. Этот утилитарный автомобиль ценился за неразрушимую конструкцию, простоту обслуживания и доступную цену. Но почти никто не считал, что это подходящий BUS. Теперь семья Авроры наводнена ими. Насколько разителен контраст между этими автобусами снаружи, настолько же велика разница в содержимом.
Семейство Aurora теперь включает две модели: длиннобазный КАВЗ-4238 и короткобазный КАВЗ-4235. К каждому из них добавляются модификации, главное, чтобы кабина была оборудована в соответствии с назначением. Например, «длинная» Aurora теперь доступна в дальнемагистральной версии — КАВЗ-4238-02 — с кондиционером, полкой для ручной клади и 35 сиденьями плюс место для пяти стоящих пассажиров; в пригородной версии — КАВЗ-4238-01 — с 39 сиденьями и местом для пяти стоящих пассажиров; в «школьной» версии — КАВЗ-4328-05 — с салоном на 34 места (32 ребенка и 2 сопровождающих) и парой больших полок для сумок в заднем отсеке.
Для тех, кто едет
На каждой двери есть откидные ступеньки, специальная вывеска и цветовая гамма, громкоговоритель, реверсивная звуковая система и … зеркала с электроприводом и подогревом. В противном случае детям в гостиной не видно никакого направления, если только возле каждого ряда не установлены «тревожные кнопки». Так, кресла нормальные по ширине, расстояние между ними стандартное — конечно, ведь другие выпускники по габаритам намного выше среднего пассажира. А сейчас в некоторых городских автобусах есть даже двухточечные ремни безопасности. Но чего я до сих пор не понимаю, так это почему на первых рядах двухточечные ремни, а на ряду перед второй дверью — трехточечные? Единственное объяснение заключается в том, что эти места предназначены для взрослых сопровождающих и что это дань ГОСТу. Но, возможно, нам следовало бы предусмотреть установку на передних «детских» рядах трехточечных ремней безопасности, как это делается во всех пригородных и междугородних автобусах? В конце концов, школьные автобусы часто выезжают за пределы города.
В качестве опций для этих модификаций Aurora предлагается кондиционер, ГЛОНАСС и аудиосистема. Для «маленькой» Aurora было разработано несколько аналогичных вариантов: КАВЗ-4235-31 в пригородном исполнении со сдвижными дверями; КАВЗ-4235-33 в городском исполнении на 31 место и еще 23 места с сегментными дверями. Кстати, для сети АЗС «Роснефти» завод строит большую серию служебных автобусов КАВЗ-4235-33, салон которых оборудован высокими спинками и ремнями безопасности. Городской автобус КАВЗ-4238-04 с дверями 1-2-0, низким полом в передней части и 21 сиденьем в кабине водителя можно считать самостоятельным транспортным средством.
Для тех, кто возит
С точки зрения водителя, Aurora не расплывается при открытии, а добросовестно выполняет возложенные на нее функции. Трио классических аналоговых инструментов предоставляют информацию обо всех важных параметрах. Поворотные регуляторы расположены на панели управления довольно компактно. В целом, внутренние работы выполняются без декоративных элементов. Aurora — первый автомобиль, оснащенный новым универсальным рулевым колесом, которое ранее устанавливалось на автобусы ПАЗ и грузовики КАМАЗ. Оснащение автобуса состоит в основном из известных брендов. Трансмиссия — ZF, система впрыска топлива и форсунки — Bosch, ЭБУ — Continental, турбокомпрессор — Holset, сцепление — Sachs, глушитель и нейтрализатор — Cummins, компрессор — Knorr-Bremse. Отечественными производителями важных компонентов являются задний мост КААЗ, рулевое управление МАЗ, тормозные камеры РААЗ и воздушный фильтр ЛААЗ.
Но замена фар на фары Hella не увенчалась успехом. Хотя завод готов поставлять такие фары под заказ, цена такого переоборудования не устраивает клиентов — она слишком дорогая. Недорогой аналог, так сказать, можно было бы установить и на нашем заводе, и на вашем, но заводчане поэкспериментировали, пришли к выводу, что мутная оптика испортит имидж завода уже через полгода, и отказались. Расположение основных частей, а не только функциональных, не вызывает особых вопросов. Ничего не свисает с пола, нет труб и кабелей, и никаких сложных манипуляций не ожидается на каждой службе. В дополнение к недостаткам, указанным на фото, я бы отметил несколько странное крепление оборудования к боковым отсекам — либо саморезами, либо лестницами, проходящими через пол. Через полгода вы не сможете их открутить, их можно только отрезать.
Но идея с гофрированной конфигурацией гибкого глушителя показалась интересной — нет необходимости строить сложные изогнутые трубы. А выхлопная труба автономного отопителя, выходящая сбоку, позволяет не бояться налипшей грязи под колесами зимой, а значит, этот полезный элемент выйдет из строя. Благодаря проверенной конструкции производитель может предложить гарантию на автобус в 100 000 миль или 12 месяцев.
Технические характеристики
Кузов КАВЗ-4235 «Аврора» выполнен в виде вагонного кузова. В крыше имеются вентиляционные отверстия и люки для естественной вентиляции гостиной. Для отопления используется СОД (система охлаждения двигателя) с предпусковым подогревателем.
- дизельная силовая установка ЯМЗ 53423;
- объем бака 105 л.;
- трансмиссия механического типа;
- тормоза пневматические, двухконтурные с АБС.
- можно разместиться на 56 местах в т. ч. посадочных до 31;
- есть полки для ручной клади;
- сиденья расположены в одном направлении;
- поручни;
- фронтальный отопитель, работающий в двух режимах для обдува лобового стекла.
- длина 8 м 38 см;
- ширина 2 м 50 см;
- высота 3 м 8,5 см;
- ширина дверного проема 65 см.
Расход топлива составляет 25 литров на 100 км, а вес — 11,6 тонн.
Основные представители
Общественные транспортные средства серии 33 выпускаются на заводе в двух экземплярах. Таким образом, в салоне могут разместиться 25 или 27 пассажиров. Междугородняя версия с индексом 32 специально разработана для перевозки 31 пассажира. Пригородная версия с индексом 32 рассчитана на перевозку 29 пассажиров.
Следует отметить, что модель с индексным номером 4235-32-12 оснащена 185-сильным двигателем Cummins.
Школьная модификация
Инженеры разработали школьный автобус КАВЗ-4235/4238 в соответствии со стандартом ГОСТ и предназначенный для перевозки детей всех возрастов. В зависимости от модификации количество мест варьируется от 24 до 32. Кроме того, есть два места для сопровождающих лиц.
На входе имеется дополнительная ступенька. Сзади имеются отделения для портфелей и сумок. Сиденье водителя оснащено громкоговорителями. Специальные удерживающие системы предотвращают движение при открытых дверях.
Что касается эксплуатации автобусов КАВЗ-4235, то большинство нареканий связано с заводской сборкой. Однако после регистрации и устранения «дефектов» претензий к перевозке нет. Новый КАВЗ-4235 стоит до 3 миллионов рублей. На вторичном рынке можно найти варианты от 1 миллиона и ниже до 200 тысяч. Очевидно, что стоимость зависит от года выпуска, пробега и общего состояния автомобиля.
Информация об автобусе ПАЗ 4230-01 Аврора
Автобус Aurora был первоначально разработан и построен на автобусном заводе в Павлово. Машина уже была представлена на российских автосалонах и получила несколько наград, включая звание «Лучший отечественный автобус 2001 года» и специальный приз от журнала «За рулем».
В начале 2002 года руководство Курганского автобусного завода, который вместе с такими заводами как ПАЗ, ЛИАЗ и ГОЛАЗ, приняло решение о передаче производства «Авроры» на КАВЗ. Это позволит использовать избыточные мощности предприятия, повысить занятость работников, а также совершенно новая модель автобуса дает надежду на дальнейшее успешное развитие предприятия в Кургане.
Так мы знакомимся с инновациями.
Транспортное средство соответствует правилам современной автобусной моды. Это видно по улучшенной форме передней части, раскосому виду узких фар и большой площади остекления. «Аврора» действительно красива, и ее будет гораздо приятнее видеть на дорогах. Что может понравиться в этой модели при ближайшем рассмотрении?
Уровень антикоррозионной защиты заставил бы любого, по крайней мере, отечественного конкурента позеленеть от зависти: оцинкованные стальные листы, передние и задние панели кузова из стеклопластика, крышки люков из алюминия. Колесные арки также выполнены из оцинкованной стали. Автобус имеет просторный и комфортабельный салон с входом и выходом через две одностворчатые двери спереди и сзади. Интерьер может быть отделан в соответствии с высокими стандартами, с индивидуальной вентиляцией и освещением по мере необходимости. Багажные полки, радио и эффективная система отопления гарантируют, что вы сможете находиться в дороге круглый год без каких-либо проблем.
Рабочая зона водителя отделена от пассажирского салона перегородкой. Регулируемое сиденье водителя и наружные зеркала заднего вида с подогревом и электроприводом, обтекаемой формы обеспечивают спокойное и безопасное вождение.
Механические части еще более интересны. Дизельный двигатель с турбонаддувом — обязательное условие для автобуса такого класса, поэтому установка ММЗ-245.9 от Bychka кажется вполне логичной. Тяговое усилие дизельного двигателя обеспечивается пятиступенчатой коробкой передач. Двигатель установлен продольно в задней части грузовика, что экономит место в кабине. Помимо двигателя, Aurora также получила мосты ЗИЛ и рулевое управление автомобиля МАЗ с гидроусилителем. Широкое использование в этой модели оборудования известных производителей, естественно, повышает ее надежность и простоту обслуживания. Двухконтурная тормозная система с пневматическим приводом, барабанными тормозами и, самое главное, ABS. Автобус оснащен подвеской на обеих осях, а на задней оси установлены специальные корректирующие пружины для повышения плавности хода. Вот как выглядит «Аврора».
Технические характеристики
Показатели | Средние высокопольные автобусы ПАЗ-4230 «Аврора» и КАвЗ-4235 «Аврора» | |||||
ПАЗ-4230-01 | ПАЗ-4230-02 | ПАЗ-4230-03 | КАвЗ-4235-31 | КАвЗ-4235-32 | КАвЗ-4235-33 | |
Назначение | пригородный | междугородный | городской | пригородный | междугородный | городской |
Габаритные размеры, мм: | ||||||
длина | 8370 | 8380 | ||||
ширина | 2500 | |||||
высота | 2995 | 3085 | ||||
База, мм | 3600 | |||||
Мин. радиус разворота, м | 8 | |||||
Угол въезда, град. | 10 | |||||
Угол съезда, град. | 9 | |||||
Масса, кг:. | ||||||
снаряженная | 7070 | 7110 | 6920 | 7070 | 6954 | 6920 |
полная | 11040 | 10940 | 10975 | 11350 | ||
Нагрузка на оси, кг | ||||||
передняя | 3920 | |||||
задняя | 7430 | |||||
Высота салона, мм | 1960 | 1970 | ||||
Пассажирские двери: | ||||||
число | 2 | |||||
ширина дверных проёмов | 650 | 726 | 650 | |||
Число мест: | ||||||
посадочных | 31 | 29 | 27 | 31+1 | 29+1 | 25/27+1 |
общее | 54 | 54 | 56 | 52 | 54 | 56 |
Двигатель: | ||||||
тип, | Дизель | |||||
модель | MM3-245.9 | Cummins 4 ISBe 185 | ||||
число цилиндров | 4 | |||||
Расположение цилиндров | рядное | |||||
рабочий объём, л | 4,75 | 4,4 | ||||
мощность, кВт (л. с.) | 100 (136) | 118 | ||||
при частоте, мин-1 | 2400 | 2300 | ||||
крутящий момент, Н•м (кгс•м) | 460 (46,91) | 600 | ||||
при частоте, мин-1 | 1400 | 1100…1800 | ||||
Наддув | Турбонаддув | |||||
Расположение силового агрегата | Сзади, продольно | |||||
Нормы экологической безопасности | EURO-1,EURO-2 | EURO-4 | ||||
Объем топливного бака, л | 105 | |||||
Эксплуатационный расход топлива, л/100 км | 25 | |||||
Максимальная скорость, км/ч | 90 | |||||
Тип кузова | Несущий, вагонной компоновки | |||||
Ресурс кузова, лет | 8 | 7 | ||||
Колёсная формула | 4×2 | |||||
Передняя ось / ведущий мост | РЗАА | КААЗ | ||||
Рулевое управление | С гидроусилителем руля | |||||
Рулевой механизм | МАЗ, 64229 «винт-гайка-рейка-сектор» | |||||
Шины | 275/70 R22,5; 8,25R20; | |||||
Вентиляция | Естественная | |||||
Трансмиссия: | ||||||
Тип коробки передач | механическая | |||||
Модель коробки передач | ПАЗ-3206-70 (СААЗ) | ZF, 5 S 600 BO или ZF, S 5-42 | ||||
Количество передач | 5 | |||||
Тормозная система | ||||||
рабочая: | Пневматический двухконтурный привод с разделением на контуры по осям, с АБС, тормозные механизмы всех колес – барабанные. | |||||
стояночная: | Тормозные механизмы задних колес с приводом от пружинных энергоаккумуляторов. | |||||
запасная: | Один из контуров рабочей тормозной системы | Каждый контур рабочей тормозной системы. | ||||
вспомогательная: | Моторный тормоз с пневматическим приводом. | |||||
Система отопления | Комбинированная, от системы охлаждения двигателя и жидкостного подогревателя. |
КАвЗ-4235: технические характеристики
Автобус КАВЗ относится к классу среднетоннажных автобусов, подходящих для городских, пригородных и междугородних перевозок.
У него есть план вагона. Срок службы составляет восемь лет.
Автобусы этой модели имеют небольшие размеры:
- Длина 8,38 м.
- Ширина 2,5 м.
- Высота 3,085 м.
- Высота потолка в салоне 1,96 м.
- База 3,6 м.
При таких габаритах масса автобуса без нагрузки составляет от семи до одиннадцати тонн, в зависимости от конверсии.
Радиус поворота составляет всего девять метров. Он оснащен двумя дверями, каждая шириной 65 сантиметров. Он рассчитан на 52-56 пассажиров с 29-31 сиденьем в каждом. В задней части автобуса расположено багажное отделение объемом 1,75 м3.
Для удобства и комфорта пассажиров предусмотрена система естественной вентиляции. Она представлена оконными проемами и люками на крыше. Ветровое стекло выдувается лобовыми нагревателями.
Для обогрева кабины используется жидкостная система с тремя вспомогательными нагревателями. Жидкостный отопитель спрятан в задней части автобуса с левой стороны. Передние нагреватели используются для обогрева сиденья водителя.
Сто пять литров. При желании его емкость можно увеличить до ста сорока литров.
Двухконтурная пневматическая тормозная система с функцией ABS. Стояночный тормоз приводится в действие пружиной. Барабанные механизмы.
Движущей силой являются дизельные двигатели, другие показатели варьируются от версии к версии.