Считается, что недостатки автомобиля связаны с низкой квалификацией специалистов, работавших с автомобилем. Если бы его проводили более компетентные специалисты и менеджеры, результат превзошел бы все ожидания.
КАЗ-4540: описание и технические характеристики самосвала для сельского хозяйства
В августе 1951 года из ворот автомобильного завода в Кутаизи выкатился первый грузовик, построенный в Республике Грузия.
Компоненты поступили с московского автозавода ЗИС. Они использовались для производства грузовиков, самосвалов и тракторов под маркой «Колхида».
КАЗ-4540, который классифицируется как транспортно-технологическая машина сельскохозяйственного назначения, выпускался в различных модификациях с 1985 по 1998 год.
За основу были взяты конструкторские решения модели НАМИ-0215, шестицилиндровый двигатель был разработан конструкторами ЯМЗ, платформа и двухосный прицеп — специалистами Государственного конструкторского бюро из Балашова.
Параметры KAZ-4540 следующие:
Назначение и общие принципы конструкции
Двухосный автомобиль КАЗ-4540 вместе с самосвальным прицепом ГКБ-8535 образовали автопоезд, который работал по цепочке: погрузка сельскохозяйственной продукции в поле, транспортировка и разгрузка ее к местам переработки и хранения.
Тягач КАЗ-4540 представлял собой самосвал с тремя рабочими бортами. Двухосный грузовик был оснащен полным приводом с блокировкой заднего дифференциала.
Его конструкция позволяла использовать его в сочетании с зерноуборочными и хлопкоуборочными комбайнами. Грузовик был вездеходным и подходил для уборочного материала, при этом обеспечивая эффективную и надежную транспортировку на бортовой платформе и прицепе (всего 11 тонн) по грунтовым дорогам.
Компания также выпустила ряд специальных машин для внесения минеральных удобрений на платформе КАЗ-4540.
В 1990 году завод выпустил конструкторскую документацию для рефрижератора, бортового грузовика и грузовика для пожарной команды. События остались без внимания.
Грузовик-платформа КАЗ-4540 использовался для производства военных автомобилей и установки военного оборудования для нужд советской армии.
Силовые агрегаты и механизмы расположены на несущем шасси, дополнительное укороченное шасси (подрамник) имеет цельнометаллический кузов и гидравлические подъемные устройства для кузова.
Кабина надстройки расположена над двигателем. Такое расположение повышает маневренность, максимально увеличивает общую площадь платформы, укорачивает колесную базу и улучшает обзорность с места водителя.
Просторная кабина со спальным местом, кнопочный стартер, гидроусилитель руля, противотуманные фары, вентилятор кабины и кухонный отопитель обеспечивали достаточный комфорт для длительных поездок.
Двигатель имел округлую форму крыла и бочкообразный топливный бак. По мере роста объемов производства конфигурация была упрощена за счет увеличения количества пазов в бабке кабины.
В 1990 году началось производство модели КАЗ-4540-01 с гидравлической системой открывания самосвального кузова и тяговой платформой ГКБ-8535-01.
Металлический корпус с разгрузкой в трех рабочих зонах, с возможностью открытия и закрытия бортов в автоматическом режиме.
Для доставки легких и крупногабаритных сельскохозяйственных продуктов (скошенная трава, хлопок, чайные листья) были установлены металлические сетчатые панели для увеличения высоты боковых стен.
Силовая установка. Узлы и механизмы трансмиссии
Был установлен дизельный двигатель ЯМЗ-КАЗ 642, установленный снаружи шасси и соединенный с восьмиступенчатой коробкой передач (четыре передачи и делитель).
Двигатель был установлен над передней осью, органы управления были перенесены вперед, а сиденье водителя находилось над двигателем.
Такая компоновка обеспечивала больше грузового пространства, большую подъемную силу (за счет увеличения угла атаки) и равномерное распределение веса между осями (6 120 кг на передней и 6 140 кг на задней).
Такое равномерное распределение веса позволило использовать одноширокие шины на каждой стороне оси и упрощенную систему поддержания давления в шинах.
На основе конструкции восьмицилиндрового двигателя ЯМЗ-740 (КАМАЗ-740) был разработан шестицилиндровый V-образный дизельный двигатель мощностью 160 л.с. при 2500 об/мин и рабочим объемом 8,14 л.
По балансу вращающихся частей агрегат был эквивалентен 6-цилиндровому рядному двигателю, что было достигнуто за счет специального механизма и конструкции вала двигателя.
Блок цилиндров с поршнями, подшипники коленчатого вала, головки блока и компоненты газораспределения были интегрированы в двигатели КАМАЗ.
В условиях государственной плановой экономики, которая не была заинтересована в конкуренции между производителями, эта взаимозаменяемость позволила производить двигатель в Кутаиси в 1981 году.
Трансмиссия с высоким крутящим моментом позволяет перемещать комбайн со скоростью 2 км/ч.
Шасси позволяет передвигаться по сложным грунтовым дорогам и по полю после вспашки. Раздаточная коробка оснащена дифференциалом с ограниченным скольжением.
Трансмиссия имеет 8 передач вперед и 2 передачи назад, как 4-ступенчатая комбинированная коробка передач и 2-ступенчатый делитель.
Все передачи, кроме задней, были синхронизированы. Блок переключения передач с ВОМ для гидравлического насоса был установлен отдельно от двигателя на шасси под кузовом самосвала и соединен с двигателем через дополнительный ВОМ, что упростило обслуживание и ремонт механизмов, включая сцепление.
Сцепление сухое, имеет скользящие и фрикционные диски и является пневматическим. Обе оси приводятся в движение. Гидротрансформатор имеет дифференциал ограниченного скольжения, управляемый ручкой на приборной панели.
Передняя подвеска состояла из продольных полуэллиптических одинарных пружин и телескопических амортизаторов. Задние — полуэллиптические двойные пружины.
Тормозная система является пневматической. Тормозные механизмы с клиновидными разделителями с автоматическим регулятором слабины.
Для увеличения дорожного просвета использовались колеса с широкими радиальными шинами, постоянный привод передней оси, шарниры с постоянными скоростями и дифференциалы ограниченного скольжения.
Энергосистема включает в себя:
- 250-литровый топливный бак,
- 250 литров топлива, 250 литров топлива, 250 литров топлива,
- Топливный насос HPHP с механическим приводом,
Сцепление сухое, имеет скользящие и фрикционные диски и является пневматическим. Обе оси приводятся в движение. Гидротрансформатор имеет дифференциал ограниченного скольжения, управляемый ручкой на приборной панели.
Недостатки
Низкая квалификация квалифицированных рабочих на заводах не позволяла производить высококачественные грузовики. Автомобили имели следующие недостатки:
- механизм подъема кабины не работает должным образом,
- Из соединений деталей и механизмов двигателя и трансмиссии вытекали масло и технические жидкости,
- Пневматический привод сцепления имел ненадежный клапан и пневматическую камеру,
- сервопривод педали тормоза был забит грязью и не работал,
- насос впрыска топлива не обеспечивал нужные параметры,
- заклепки, крепящие переднюю подвеску к шасси, были срезаны.
Равномерное распределение веса по осям и преимущества дорожного просвета разгружают заднюю ось, что может привести к опрокидыванию грузовика при неосторожном вождении. Полное отсутствие заводских деталей привело к установке агрегатов от других автомобилей — дороги покоряли причудливые автопроизводители.
Отказ профессиональных водителей работать на кутаисской машине.
По некоторым данным, в Кутаиси ежегодно строится несколько КАЗ-4540 для нужд Грузинской Республики, а в Интернете есть информация о машинах, которые использовались в сельских районах России и Украины.
По мнению автомобильных экспертов, появление прототипа сельского грузовика в рамках государственной продовольственной программы было бы успешным, если бы руководство Ассоциации автомобильной промышленности более ответственно подошло к выбору производителя.
Следующее видео посвящено техническим характеристикам КАЗ-4540:
Если вы обнаружили ошибку, выделите участок текста и нажмите Ctrl+Enter.
«Колхида»
Такое название получила серия грузовиков, выпускаемых на Кутаисском заводе. Первый грузовик уже работал в августе 1951 г. Большинство комплектующих было доставлено с завода Сталина. Самосвалы, небольшие тракторы, а также грузовики под названием «Колхида» были собраны с помощью московских заводских комплексов. Фотографии новой модели не имели никакого сходства с существующими на тот момент моделями.
Модель «4540» была разработана с учетом потребностей сельского хозяйства. Производство продолжалось с 1985 по 1998 год. В это время было разработано несколько модификаций Кольта. Характерной особенностью КАЗ-4540 была ярко-оранжевая кабина с очень большим ветровым стеклом.
Назначение
КАЗ-4540, который отличался от всех остальных моделей наличием двух ведущих осей, часто использовался вместе с прицепом ГКБ-8535. Эта комбинация представляла собой автопоезд, используемый для перевозки сельскохозяйственной продукции.
Самосвал КАЗ-4540 — это универсальный автомобиль с возможностью разгрузки с трех сторон. В зависимости от особенностей материала или местности использовался тот или иной метод. Грузовик был оснащен полным приводом и дополнительным дифференциалом ограниченного скольжения на задней оси.
Техническая конструкция позволяла использовать автомобиль в сочетании с комбайнами для уборки зерновых и хлопка. Колхида» — это автомобиль с достаточным клиренсом, необходимым для орудий, используемых в сельском хозяйстве, грузоподъемностью 11 тонн.
В 1990-х годах конструкторы разработали документы, позволяющие оснастить автомобиль рефрижератором, использовать его вместе с погрузочной платформой и создать автомобиль для пожаротушения. К сожалению, разработка не получила продолжения и осталась только на бумаге. «Колхида», изображенная на фотографии ниже, является самым востребованным автомобилем на момент создания.