Танк имеет сварную коническую башню из цилиндрических броневых листов. В крыше башни имеется общий люк для экипажа. На люке был установлен прибор кругового наблюдения. Перед люком находился перископический прицел PT-6 по левому борту и вентиляционный люк по правому борту.
Средний танк Т-34 образца 1940 г. (Т-34-76)
Проанализировав опыт гражданской войны в Испании, советское руководство пришло к простому выводу: советские танки Т-26 и БТ-5 превосходили немецкие во всех отношениях, но общей проблемой обоих танков была их довольно слабая броня, которая легко пробивалась 45-мм или даже 37-мм пушками. Крайне опасной и, в боевых условиях, особой частью танка был бензиновый двигатель — пары бензина легко воспламенялись (а учитывая, что БТ-5 Air «Freedom» работал только на высокооктановом топливе…), после чего танковая эскадрилья была опечатана.
Основываясь на этих выводах, 13 октября 1937 года Управление бронетанковой техники Красной Армии сформулировало технические требования к перспективному новому танку, который должен был заменить существующие танки серии БТ к концу 1930-х годов (чтобы не повторяться, см. статью о трудном пути от БТ-7 до Т-34).
Т-34 образца 1940 г. Его «округлые» обводы и маленькая башня выделяют его среди других моделей.
6 марта 1940 года два прототипа танка Т-34 с демонтированным вооружением и двумя тягачами покинули испытательный полигон Харьковского завода, а через шесть дней, 12 марта, первый из них прибыл в подмосковный Серпухов. Машины преодолели впечатляющее расстояние на собственной мощности, двигаясь почти по прямой через совершенно непроходимую местность. Эта беспрецедентная трасса была призвана доказать надежность нового двигателя, и она удалась.
31 марта 1940 года Государственная комиссия по обороне приняла решение о серийном производстве среднего танка Т-34.
Примечание: Правильное обозначение этой модели — Т-34 образца 1940 года, но для простоты ее часто называют Т-34-76 из-за калибра пушки. Т-34 образца 1943 года, выполненный по тому же принципу, получил обозначение Т-34-85.
Компоновка и устройство танка Т-34 образца 1940, г.
Танк имел классическую надстройку: Отделение управления располагалось в передней части бронированного корпуса, боевое отделение — в средней части и в двухместной бронированной башне, а отделение привода — в задней части машины.
Экипаж танка состоял из четырех человек. Командир танка, который также выполнял функции наводчика, находился в башне слева от орудия, а заряжающий — в башне справа от орудия. Водитель находился в носовой части лодки, а наводчик — справа от него.
Бронекорпус имел сварную броню, состоящую из 13, 15, 16, 40 и 45 мм броневых листов. Передние пластины толщиной 45 мм были установлены под соответствующими углами наклона 53° и 60° к горизонтальной оси корпуса. Пластины для верхней части корпуса были наклонены под углом 40° и имели толщину 40 мм, а пластины для нижней части корпуса были вертикальными и имели толщину 45 мм. Задние броневые листы были наклонены под углом 45° и 47° и имели толщину 40 мм. Крыша бронекорпуса состояла из листов толщиной 16-20 мм, а пол — из листов толщиной 13 мм.
Танк Т-34 1942 года с разных ракурсов.
Начиная с 1943 года, все задние листы изготавливались из материала толщиной 45 мм, а передние — из материала толщиной 20 мм.
Система трансмиссии Т-34-76 состояла из четырехступенчатой коробки передач, многодискового главного фрикциона, рулевого механизма и двух одноступенчатых бортовых редукторов. Пятиступенчатая коробка передач была представлена в начале 1943 года.
Подвеска танка состояла из пяти катков диаметром 830 мм, один основной каток располагался сзади и один спереди. Цилиндры различались по конструкции (литые и штампованные) и по типу подушки.
Башня танка Т-34 обр.1940 г.
Бронебашня первоначально была изготовлена из 45-мм бронелистов, 13-мм и 15-мм стальных листов методом сварки, она имела почти шестигранную форму, толщина боковых, передних и задних бронелистов достигала 45 мм, крыша башни была изготовлена из 15-мм стальных листов, днище — из 13-мм.
В конце 1940-х годов башни Т-34 начали отливать; крыша башни по-прежнему изготавливалась из стальных листов толщиной 15 мм и соединялась с башней при помощи сварки. Толщина стенок литой башни в передней, задней и боковых частях составляла 52 мм.
Т-34 1942 г. Обратите внимание на характерную пушку — безошибочный признак этой модели.
С 1942 года на Уральском заводе тяжелого машиностроения (УЗТМ, ныне Уралмашзавод, Екатеринбург) была разработана и выпускалась литая башня (так называемая «герметичная»), которая отличалась от других моделей несколько округлой формой передних бортов. В конце 1942 года был разработан улучшенный вариант башни. Башня приближалась к форме правильного шестиугольника, за что получила неофициальное название «Орех», и имела больший внутренний объем.
С 1943 года новые башни были оснащены командно-диспетчерскими пунктами. Башня оснащалась перископическими прицелами с обеих сторон (до начала 1942 года — смотровыми щелями), место командира имело дополнительный панорамный перископический прицел, установленный на крышке люка, а командир также был оснащен панорамным прицелом ПТ-К, установленным на танке, который позже был заменен на перископический прицел ПТ-4-7. Место водителя имело три фиксированных перископических прицела, один из которых был установлен по направлению движения, а два других — сбоку от люка водителя под углом 60° к оси машины.
Танк был оснащен специально разработанным 12-цилиндровым дизельным двигателем жидкостного охлаждения V-образной формы — V-2-34. Двигатель был разработан на Харьковском паровозостроительном заводе (завод № 183) под руководством главного инженера К.М. Чеплана. Интересно, что в 1941-1942 годах из-за отсутствия дизельных двигателей более 1000 танков были оснащены карбюраторными двигателями М-17Т, которые ранее использовались для танков БТ-7.
Снова Т-34 образца 1940 г. Обратите внимание на большой трапециевидный люк. На более поздних моделях люки круглые.
Первый танк прибыл в Москву 12 марта, а к 17 марта оба танка были представлены правительству на Ивановской площади Кремля. Этот беспрецедентный корабль стал тяжелой нагрузкой для здоровья конструктора Кошкина. Он заболел пневмонией и умер 26 сентября 1940 года в санатории «Занки», куда был госпитализирован.
Вооружение танка Т-34
Поскольку оригинальная пушка L-11 была быстро заменена на F-34, мы сосредоточимся на характеристиках F-34.
Масса оружия, кг — около 1700 Боеприпасы, тн — 77 Начальная скорость полета бронебойной ракеты, м/с, — 662 Начальная скорость полета суббоеприпаса, м/с, — 950 Начальная скорость полета осц. фугаса, м/с, — 680 Расстояние до цели, м, — 1500 Вертикальный угол цели, град: -5° +28° Бронепробиваемость: Степень наклона, измеренная по отношению к горизонтальной поверхности. Бронепробиваемость, дальность 500 м, мм/дег. — 84/90° Бронепробиваемость, дальность 1,5 км, мм/град — 69/90° Подкалиберный огонь, дальность 500 м, мм/град — 100+/90° Скорострельность, выстрелов/мин — до 5 Дополнительное вооружение: два пулемета ДТ. Один устанавливается на орудие, второй — направленный.
Тактико-Технические Характеристики танка Т-34
Масса, тонн — 25,6 Экипаж — 4 командира (иначе наводчика), заряжающий, наводчик-радист, механик-водитель. Длина корпуса, мм — 5920 Площадь корпуса, мм — 3000 Высота, мм — 2405
Бронирование
Степень наклона измеряется по отношению к вертикали. Передняя часть фюзеляжа (верхняя), мм/градус. 45 / 60° Передняя часть корпуса (нижняя), мм/дег. 45 / 53° Фланец корпуса (верхний), мм/дег. 40 / 40° Фланец корпуса (нижний), мм/дег. 45 / 0° Ножка корпуса (верхняя), мм/дег. 40 / 47° Фланец корпуса (нижний), мм/дег. 40 / 45° Днище, мм 13-16 Крышка корпуса, мм 16-20 Турель 45 Турель, мм/ град. 40 Обод турели, мм/ град. 45 / 30° Задняя часть турели, мм/ град. 45 / 30° Верхняя часть турели, мм/ град. 45 / 30° Верхняя часть турели, мм/ 84°.
Ходовые качества
Мощность двигателя, л.с. — 500 Максимальная скорость, км/ч — 54 (по другим данным — 48). Дальность, км — 300 км. Удельная мощность, л.с./т — 19,5 Диапазон подъема, градусы — 36°.
Модификации и машины, созданные на базе Т-34
Т-34М был разработан потому, что его сравнивали с немецким танком Pz III Ausf.G, который по некоторым параметрам превосходил Panzer 34. Для улучшения плавности хода был разработан новый двигатель, но мощность осталась прежней. После переделки внутренних компонентов вес и длина машины были уменьшены, а емкость боекомплекта увеличена до 100 патронов. Танк поступил на вооружение 5 мая 1941 года в качестве замены стандартного на тот момент Т-34 обр. 1940 года. Однако производство этого танка не удалось организовать из-за начала войны.
Т-34-57 — Установлена новая 57-мм пушка ЗиС-4. Он имел лучшие характеристики, чем F-34. Танк собирался как «боевой танк». Официально танк не был принят на вооружение из-за слишком мощной пушки (для 41-42 гг.). В 1943 году появилась 85-мм пушка большей мощности. Однако было произведено 50 штук.
Т-34-57 на испытаниях.
Т-34-76 образца 1941 года — Новая башня со стенками толщиной 52 мм и двумя люками в крыше. Одной из самых больших новостей, однако, является установка новых 76-мм пушек F-34.
Т-34-76 обр. 1941 г. — первый справа
Т-34-76 обр. 1942 г. — установлена новая башня. Из-за новой башни боекомплект был увеличен до 100 патронов, как и стойкость боеприпасов.
Т-34-76 обр. 1942 г.
Т-34-76 года постройки 1943 г. Новые воздухоочистители двигателя. Новые амортизаторы. Новые шатуны. Новая коробка передач. Командный капот КВ-1С впервые установлен на танк. Кроме того, в бак засыпают всевозможные мелочи для «улучшения качества машины». Танк поступил на вооружение 15 июня 1943 года.
Т-34-76 обр. 1943 г.
PT-34 — минный тральщик PT-3, установленный на TT-34.
PT-34
Т-34-100 — установлена 100-мм пушка Д-10Т. 100-мм пушка LB-1 также была специально разработана для Т-34. В связи с увеличением калибра орудия была увеличена башня и несколько изменена силовая установка. Он не был принят на вооружение, так как начались работы над более современным Т-54.
Т-34-100 зимой 1945 года.
Другие машины, созданные на базе Т-34:
ОТ-34 — Огнеметный танк. Экипаж был сокращен до 3 человек. Наводчик/активист был удален. Т-34 поступил на вооружение в 1942 году.
ОТ-34 почти не отличался от серийного Т-34.