Перед запуском двигателя водитель циркулирует в системе смазки с помощью специального насоса (до 2,5 атм) не более одной минуты. Если температура ниже 5 градусов, перед запуском двигатель необходимо прогреть: Для этого существует специальная система отопления.
МАЗ 543: военная мощь СССР
Экспонат под названием МАЗ 543 был разработан как лучший полноприводный автомобиль в мире. Самое интересное, что этот четырехосный гигант сделан только из местных компонентов.
Первоначально перед инженерами стояла задача разработать ракетоносец, но впоследствии база 543 стала универсальной для различных систем и дополнительного оборудования. В результате тяжелый автомобиль стал одной из самых востребованных машин в военно-техническом комплексе СССР.
Историческая справка
Стоит отметить, что этот тип оборудования до сих пор используется в России и странах СНГ. Каждый год эти машины можно увидеть во всей красе на парадах в честь Дня Победы в Великой Отечественной войне.
История началась с МАЗ 537, так как именно эта модель была взята за основу. Как только было определено серийное производство 537-го, в Минск была направлена группа инженеров во главе с выдающимся конструктором Б.Л. Шапошниковым. Целью разработки было увеличение военного трафика.
Инженеры начали свою работу в конце 1950-х годов. А в 60-м году они разработали идею нового тяжелого грузовика. В конце года правительство СССР приняло решение о скором начале серийного производства.
Два года спустя шесть опытных образцов МАЗ 543 были подготовлены к испытаниям. Два вагона были доставлены на Волгоградский завод, где впервые были установлены ракетные установки с новым вооружением.
Впервые ракетный корабль принял участие в ракетных испытаниях в 1964 году. Ни в одном из тестов не было обнаружено серьезных недостатков в технических условиях.
Ниже приведена фотография ракетной пусковой установки
Технические характеристики
Первая ракета-носитель серии МАЗ 543 имела грузоподъемность чуть более 19 000 кг и за свою историю была построена более 1500 раз. Некоторые из них были отправлены в Восточную Германию, где шасси использовалось в качестве грузовика-надстройки для перевозки солдат.
С помощью фаркопов грузовик можно было превратить в полноценный тягач. Некоторые из них были переоборудованы, например, в фургоны для кемперов, коммунальные автомобили и другие модели.
Первой ракетной системой, установленной на этой раме, была тактическая система TEMP. Позже он был заменен на 9P117.
Кроме того, в качестве базы было использовано шасси МАЗ 543:
- мобильные станции связи;
- посты боевого управления;
- ракетные комплексы различных поколений и назначения;
- военный автокран и др.
Кабина
Кроме того, на шасси МАЗ 543 использовались следующие компоненты: 1) На раме был установлен первый ракетный комплекс «ТЕМП». Все очень просто: первые ракеты TEMP имели длину более 12 метров, поэтому их нужно было где-то устанавливать.
Сначала они просто хотели создать небольшое корыто в центре хижины. Но с технической точки зрения ничего не вышло. Казалось, что единственным выходом было использовать более длинную раму. Шапошников, однако, решил пойти нетрадиционным путем и разделил пост управления на две части, между которыми можно было разместить ракету.
Этот метод ранее не использовался при строительстве военных машин, но оказался единственно верным решением. Инженеры также решили не использовать листовой металл для кабины пилота. Вместо этого они выбрали армированную полиэфирную смолу, напоминающую пластик.
Первоначальный скептицизм был велик, но испытания показали, что материал долговечен и надежен. Для усиления использовались дополнительные броневые листы, которые крепились к верхней части кабины. Для каждого из них было предусмотрено по две позиции.
Военный МАЗ
При разработке автомобиля использовались не только отечественные комплектующие, произведенные в СССР, но и новаторские идеи конструкторов того времени:
- рама из двух несущих частей изогнутой формы, созданная путем сварных и клепочных работ;
- подвеска торсионная с рычагами, которая обеспечивает плавный ход;
- гидромеханическая четырехступенчатая коробка передач с возможностью переключения без провала мощности;
- ведущие 8 колес с функцией автоматической подкачки, дополненной системой регулировки давления (для повышения проходимости в любых условиях);
- двенадцатицилиндровая силовая установка от танка Д-12А-525 с рабочим объемом свыше 38 литров и номинальной мощностью более 500 л. с.;
- два бака для солярки объемом 250 литров (третий резервный на 180 л);
- вес автомобиля составляет в среднем 20 тонн (зависит от модификации и назначения);
- тормозной путь не менее 21 м.
Габаритные размеры
- длина 11, 26 м;
- высота 2,9 м;
- ширина 3,05 м;
- дорожный просвет 40 см;
- колея 2,375 м;
- радиус разворота 13,5 м.
Об истории модели
В 1959 году Минский автомобильный завод получил новое направление развития — производство четырехосных многоцелевых грузовиков для нужд Советской армии. Специалисты белорусской компании разработали эти грузовики совместно с инженерами Ярославского автомобильного завода. Разработка и успешный запуск в серию многоцелевых колесных шасси МАЗ-537 доказали, что Минск способен создавать специальные военные автомобили.
Шасси и мосты МАЗ-537 были переняты у грузовика в лучшем виде. Многие технические характеристики были значительно улучшены. Из-за высокой скорости и динамики МАЗ-543 получил второе название — «Ураган». В 1962 году шесть опытных образцов были построены в Минске и отправлены в Волгоград на оружейный завод «Баррикады» для сборки военной техники.
С появлением мобильных ракетных комплексов системы РВСН для их поддержки потребовались специализированные пилотируемые военные силы. Был разработан единый герметичный корпус со сварной металлической рамой. В отличие от полноразмерных, эти кузова, созданные на базе военных грузовиков «Урал», ЗИЛ-131 и т.д., были очень просторными и имели многочисленные отсеки со специализированным оборудованием и помещения для длительной работы и размещения персонала.
В Советской армии командные пункты, мощные средства связи, боевые машины, передвижные пункты питания и т.д. создавались в составе специальных корпусов. Многие «Спецузы» были загружены таким сверхсекретным оборудованием, что их водители не имели представления о том, что находится внутри их грузовиков.
Стандартные кузова в Советском Союзе имели четырехзначный номер и были разных размеров, с объемом кузова и общей длиной салона от 7 до 12 метров. Их полезная нагрузка составляла 15 тонн, а общий вес машины, включая шасси, топливо и персонал, составлял 41 тонну.
Разработкой различных категорий специальных грузовиков занимался оружейный завод P/N 4111, Московский кузовной завод. Сборка осуществлялась на Энгельсском заводе спецавтомобилей в Саратовской области, на Центральном ремонтном заводе РВСН № 258 в Батайске Ростовской области и на п/б М-5271 — Комбинате автомобильных фургонов (КАФ).
Многочисленные автомобили класса МАЗ-543 являются автономными подготовительно-пусковыми машинами, которые перешли в состав мобильных командных пунктов отрядов различных ракетных комплексов и служат для организации бесперебойного контроля всех параметров системы, подготовки пусков ракет и боевого обеспечения.
Наряду с ними в состав подразделений ракетных войск стратегического назначения вошли машины боевого управления на шасси МАЗ-543. Специализированные варианты этих машин были построены для каждого ракетного комплекса и его конкретного применения. Внутри спецмашин находились различные рабочие зоны, столы для командира и оператора, аппаратура управления и специальное оборудование связи.
Новые радиолокационные и командные станции МАЗ-543М начали функционировать с поступлением в войска ПВО мобильного зенитно-ракетного комплекса (ЗРК) С-300. Это сложная, дорогостоящая и эффективная система обнаружения, слежения и мониторинга воздушных целей, передачи информации на командные пункты и направления ракетных ударов по воздушным целям.
Модификации МАЗ-543 и их краткое описание
Рама МАЗ-543 является первой рамой общего назначения в серии с грузоподъемностью 19,1 тонны. После успешных испытаний, начавшихся в 1962 г., серийное производство самолета началось только в 1965 г. Две кабины были раздельными, с моторным отсеком между ними, и каждая была рассчитана на двух человек. Сиденья располагались одно за другим. Всего на Минском автозаводе было выпущено чуть более 1600 автомобилей этой модели.
В первые годы эксплуатации этого внедорожника его предполагалось оснащать только ракетными установками. Первым был прототип «Темп» 1962 года, когда пусковая установка 9П117 новой сборки 9К72 была установлена на шасси МАЗ-543. Однако позже было решено оснастить шасси МАЗ-543 различным специальным оборудованием. Например, крановое оборудование.
Армии СССР и братских стран Варшавского договора начали использовать это шасси не только в качестве «ракетоносцев», но и в качестве многофункциональных мобильных ремонтно-эвакуационных подразделений. Автомобили были оснащены крытыми надстройками, которые могли перевозить большое количество необходимого оборудования и большую команду специалистов независимо от погоды, климата и дорожных условий. Также имелись системы радиосвязи и мобильные дизельные электростанции, а также мобильные краны 9T35.
МАЗ-543А
В 1963 году была разработана модификация шасси МАЗ-543А, грузоподъемность которого увеличилась до 19,4 тонн. Грузовики этой модели также были направлены в Волгоград для оснащения мобильными тактическими ракетными комплексами «Темп-С», оснащенными двухступенчатыми твердотопливными баллистическими ракетами 9М76 с разделяющимися ядерными боеголовками. С 1966 года, после начала коммерческого производства, на автомобили МАЗ-543А стали устанавливать военные кузова и специальные надстройки.
Кроме немного большей полезной нагрузки, модификация А почти не отличалась от базовой версии. Наиболее важными были: перемещение вперед двух кабин: это решение позволило увеличить эффективную длину шасси на семь метров. Перемещение вперед обеих кабин привело к незначительному увеличению переднего свеса (всего 93 мм).
Производство этой машины продолжалось до начала 2000-х годов, и за эти годы было выпущено более 2,6 тыс. экземпляров этих четырехосных автомобилей.
Основным назначением этого грузовика на протяжении всего периода производства была перевозка оперативно-тактических ракетных комплексов, реактивных систем залпового огня «Смерч» и систем ПВО (таких как С-300).
Кроме того, на шасси были установлены всевозможные надстройки, включая мобильные командные пункты, радиолокационные станции и казармы для личного состава.
Модификации
Модель 543 выпускается в нескольких вариантах:
- МАЗ-543А — шасси с повышенной до 22 т грузоподъемностью, сдвинутой вперед кабиной, увеличенной до 7 м рамой и перекомпоновкой отдела для силового агрегата. Основное назначение машины — перевозка ракетного оборудования «Темп» и установок залпового огня 9К58 «Смерч».
- МАЗ-543П — тягач грузоподъемностью 19,6 т, считается базовой моделью для пусковых комплексов 9П117 и 9П120. Машина также используется в качестве аэродромного пожарного автомобиля АА-60(543)-160.
- МАЗ-543М — шасси грузоподъемностью 22,2 т с левым расположением кабины, дополнительно установленным моторным отделением, увеличенным пространством позади кабины. Машина перевозит боевые комплексы «Смерч», «Берег», «Рубеж», зенитные установки С-300.
- МАЗ-7930 — грузовик с цельнометаллическим кузовом, переименован в МЗКТ-7390, применяется для транспортировки систем вооружения.
- МАЗ-7310 — бортовой модуль, переделанный в 73101, эксплуатируется с 2-осными тягачами МАЗ-5433 и 8385 в составе автопоезда.
Инструкция по эксплуатации
Учитывая оригинальную конструкцию и характеристики шасси, производитель рекомендует внимательно прочитать инструкцию по эксплуатации и строго следовать всем содержащимся в ней требованиям для обеспечения надежной и безопасной работы. К управлению транспортным средством допускаются водители, сдавшие и успешно прошедшие экзамен по техническим принципам, мерам безопасности и вождению данного типа машин.
Экипаж состоит из 2 человек. После принятия новой машины ее необходимо акклиматизировать. После первых 1 000 км пробега выполните крепежные работы, соответствующие техническому обслуживанию (ТО-1), и проверьте крепление центральных шестерен к раме. Через каждые 2 000 км выполняйте первые 2 замены масла в баке.
Перед запуском двигателя прокачайте систему смазки электрическим масляным насосом с минимальным давлением 2,5 кгс/см². Насос не должен работать более 1 минуты, а стартер не должен оставаться включенным более 5 секунд. Через 25-30 секунд насос можно снова включить.
Если температура воздуха ниже 5 °C, запрещается проворачивать коленчатый вал и запускать двигатель без предварительного прогрева. После включения нагревателя проверьте, прикоснувшись к нему через 1-2 минуты, равномерно ли нагревается котел. После завершения работы прибора его можно перезапустить через 30 минут. После стирки при температуре окружающей среды ниже 5°C включите нагреватель на 3-5 минут для удаления воды из вентилятора.
После длительной стоянки при температур е-15°C, когда смазочное масло становится густым, выключите гидромеханическую трансмиссию с повышенной передачей.
При движении планетарная коробка передач последовательно переключается с высшей на низшую передачу. При движении по хорошей дороге гидротрансформатор блокируется на второй и третьей передачах. Передача заднего хода включается после остановки машины. При движении по асфальтированным дорогам или сухим грунтовым дорожкам коробка передач переключается на переднюю передачу; при движении в сложных условиях включается задняя передача.
Принудительная иммобилизация машины на склонах или уклонах более 7° требует не только использования ручного тормоза, но и механического включения правого тормозного цилиндра, причем иммобилизация при включении не должна превышать 4 часов, в противном случае применяются противооткатные упоры: на склонах — под оба колеса задней оси, на уклонах — передней оси.
Общие характеристики
Технические характеристики МАЗ-543 содержали множество пунктов, которые должны были быть учтены при проектировании автомобиля. Характеристики, описанные в TSI, оказали непосредственное влияние на размеры автомобиля:
- Ширина до 3 м при колее 2,375 м позволяет вписываться в рамки дороги;
- Высота до 3 м обеспечивает высокую проходимость техники, в том числе в городских условиях при необходимости;
- Длина чуть более 11,5 м позволяет разместить ракету с пусковой установкой, в том числе удлиненный вариант «Темп-С» благодаря раздельным кабинам;
- Дорожный просвет 40 см;
- Высота погрузки 1,85 м.
Основная цель проектирования МАЗ-543 — оснащение ракетными системами — была успешно достигнута. Позже автомобиль использовался для перевозки различного военного оборудования, на шасси устанавливались специальные системы. Модель выпускалась без изменений до 1966 года, когда появилась первая модификация МАЗ-543А.
МАЗ-543А
Первые прототипы модели МАЗ-543А появились в 1963 г., но серийное производство началось только в 1968 г. Модель была очень похожа на базовую версию и имела лишь несколько отличий:
- Грузоподъемность увеличена с 19,1 до 19,4 тонн;
- Увеличение рабочей части рамы;
- Небольшое смещение кабин вперед.
Этого было достаточно, чтобы продлить производство до 2000 года. Основным назначением машины была мобильность пусковых установок ракет «Темп-С», которые вскоре были заменены на «Смерч». Кроме того, на шасси МАЗ-543А были установлены системы связи, краны и энергетические установки.
МАЗ-543М
Грузовики МАЗ-543М также устанавливались на шасси «Ураган». МАЗ-543М по праву считается самой удачной моделью серии «Ураганов». Его производство началось в 1976 году, и его базовый дизайн остался неизменным. Что касается особенностей модели, то можно сказать следующее:
- Грузоподъемность 22,2 тонн;
- Наличие всего одной кабины с левой стороны транспортного средства;
- Удлиненная рама.
Основной целью переоборудования была перевозка удлиненных ракетных и артиллерийских систем. В отдаленных районах страны, где не было населенных пунктов, на стеллажах были установлены передвижные общежития со всем необходимым для комфортного проживания, а также передвижные столовые.
После 2000 года производство МАЗ-543 было прекращено, а еще раньше лицензия на производство была продана производителю Wanshan в Китае, который и сегодня продает грузовики с этой технологией. В России усовершенствованный МЗКТ-7390 заменил МАЗ-543.
Кабина
Первые автомобили МАЗ-543 были оснащены цельной кабиной. Позже, когда был запущен новый ракетный комплекс длиной 12,5 метров, возникли трудности с его установкой на грузовик. Длина автомобиля оказалась недостаточной, и шасси пришлось удлинить. Однако такое изменение требовало значительных изменений в конструкции и было нерациональным.
Шапошников, главный конструктор завода, вскоре нашел выход из этой ситуации. Он предложил разделить кабину на две части, с левой и правой стороны. Это позволило установить ракетный комплекс на машину без удлинения шасси. Решение оказалось весьма удачным, и такая конфигурация впоследствии была перенесена на все аналогичные автомобили.
Внутри кабины находились сиденья и все необходимые приборы, которые информировали о состоянии всех важных систем грузовика. Для защиты использовались специальные броневые листы, в которых имелись щели для огня стрелкового оружия. Стоит отметить, что некоторые версии имели только одну кабину, расположенную с левой стороны.
Для изготовления кабины использовалась полиэфирная смола, армированная стекловолокном. Кабины были оборудованы отопителем и вентиляторами для вентиляции передних окон, а также переговорным устройством для внутренней связи (модель R-124) и радиостанцией для внешней связи. Окна были оборудованы защитными ставнями, а передние окна имели смотровые щели. Окна дверей открывались наружу. В задней части обеих кабин находились отверстия для вентиляционных систем.
Технические характеристики
Двигатель
Автомобиль МАЗ-543 оснащался 12-цилиндровым дизельным двигателем D12A-525A V-образной формы. Этот двигатель также используется в танках. D12A-525A имеет жидкостную систему охлаждения и четыре клапана на каждый цилиндр.
Характеристики Д12А-525А:
- Рабочий объем – 38.9 л;
- Максимальная мощность – 525 л.с.;
- Диаметр цилиндра – 150 мм;
- Ход поршня – 150 мм;
- Степень сжатия в камере сгорания – 14:1;
- Наибольший крутящий момент – 2200 Н.м. (при 1000-1400 об/мин);
- Охлаждение – жидкостное.
Размеры Д12А-525А:
- Длина – 1496 мм;
- Ширина – 1052 мм;
- Высота – 1160 мм.
Эксплуатационный ресурс
Срок службы используемого силового агрегата до ремонта составляет 1500 часов.
Топливный бак
МАЗ-543 был оснащен тремя топливными баками, двумя основными и одним вспомогательным. Общая емкость основных топливных баков составляет 500 литров (250 на бак) и еще 180 литров.
Расход топлива
В первые годы производства средний расход топлива составлял 100 литров на 100 километров. В более современных версиях эта цифра увеличена до 125 литров.
КПП
Этот грузовик оснащен гидромеханической трансмиссией, включающей гидротрансформатор и трехступенчатую планетарную коробку передач с гидравлическим переключением. Кстати, передачи на МАЗ-543 переключаются не через напольный рычаг, как на других автомобилях, а через специальную рукоятку на рулевой колонке. Коробка передач имеет следующие передаточные числа:
- I – 3.2;
- II – 1.8;
- III – 1.0;
- ЗХ – 1.6.
Коробка передач также включает двухступенчатую раздаточную коробку с дифференциалом с ограниченным скольжением. Клапан переключения передач управляется отдельным рычагом, который также установлен на рулевой колонке. Кстати, раздаточная коробка оснащена пневматическим приводом.
Для дальнейшего улучшения проходимости на задних осях установлены блокируемые дифференциалы.
Тормозная система
В нем используется однопроводная пневматическая тормозная система с гидравлическим приводом. Барабанные тормоза установлены на всех колесах, как и на обычных грузовиках. Эти механизмы приводятся в действие ножными педалями.
Грузовик также оснащен ленточным стояночным тормозом. Он предотвращает несанкционированное движение грузовика не с помощью тормозных механизмов, а с помощью механической передачи.
Ходовая часть
МАЗ-543 оснащен независимой торсионной подвеской, включающей продольные торсионы, поперечные вилки и продольные втулки для каждого колеса. Следует отметить, что шасси практически не изменилось по сравнению с МАЗ-537.
Рулевое управление состоит из коробки передач, распределителя, гидравлических усилителей тормозов, насоса, масляного бака, труб, продольных тяг, рычагов и рулевой трапеции. Поскольку модель очень большая, вторая ось является управляемой для улучшения маневренности, а колеса поворачиваются почти одновременно.
Особенности
Основными особенностями грузовика МАЗ-543 являются:
- Высокая проходимость. Этот показатель обеспечили высокий дорожный просвет, блокируемые межосевые и межколесные дифференциалы, полный привод, односкатная ошиновка, а также система регулирования давления в шинах. Благодаря этому грузовик способен преодолевать довольно сложные дорожные участки;
- Универсальность. Конечно, основным предназначением данной модели является выполнения различных армейских задач, а именно транспортировка вооружения и многое другое. Однако за счет своих отличных технических и эксплуатационных характеристик МАЗ-543 нередко применяли и в гражданских сферах. Например, грузовик пользовался немалой популярностью в нефтяных и газовых промышленностях, где оснащался буровыми установками и другим спецоборудованием. Были созданы также и пожарные модификации. Они применялись на аэродромах и аэропортах. Основным оснащением таких версий являются большие цистерны, рассчитанные на 12000 литров воды и резервуары для пены;
- Маневренность. Для своих довольно внушительных габаритных размеров МАЗ-543 обладает вполне отличной маневренностью. Это обусловлено тем, что здесь используется две управляемые оси;
- Высокая грузоподъемность. Конструкция автомобиля способна выдержать нагрузку в 20000 килограмм, что позволяет устанавливать самые различные виды надстроек и оборудования;
- Мощность. Используемый 12-цилиндровый V-образный двигатель имеет отличные мощностные показатели. Кроме этого мотор обладает высокой тягой, доступной в широком диапазоне оборотов.