Разбираясь в принципе работы и схеме подключения вентилятора радиатора, следует помнить, что электродвигатели часто имеют два скоростных режима. Это реализуется 2 способами:
Ремонт вентилятора охлаждения двигателя
Конструктивно вентилятор для охлаждения двигателя автомобиля представляет собой простой механизм, состоящий из шкива, на котором расположены лопатки (крыльчатка). Они установлены с определенным углом наклона по отношению к плоскости разворота, что улучшает их аэродинамические характеристики и увеличивает интенсивность нагнетания воздуха. Количество лопастей (от 4 и более), а также их геометрические размеры (диаметр вентилятора, частота расположения) зависят от модели автомобиля и подбираются индивидуально.
Современные автомобили оснащены так называемой комбинированной системой охлаждения, которая не только состоит из вентилятора, но и имеет радиатор и специальные контуры (линии) с охлаждающей жидкостью. Вот почему «кулер» двигателя часто называют вентилятором радиатора.
В некоторых конфигурациях транспортных средств могут использоваться вентиляторы охлаждения с двумя двигателями, которые имеют два шкива с независимыми лопастями. Их можно пускать в работу одновременно или по отдельности, так как у каждой своя система подключения.
Расположение вентилятора системы охлаждения двигателя
При интенсивном вращении шкива поток воздуха «подсасывается» снаружи с помощью лопаток. При этом также увеличивается объем воздуха, проходящего через радиатор, что обеспечивает его максимально эффективную работу и ускоряет процесс отвода тепла. Для принудительного вращения шкива (лопастей) и обеспечения требуемой скорости можно использовать несколько типов привода:
Как работает механический привод
Простейший тип привода вентилятора для охлаждения радиатора двигателя основан на передаче вращательного движения коленчатого вала посредством ремня. Этот метод является полностью механическим и постоянным, гарантируя, что «кулер» запускается синхронно с двигателем.
Несмотря на простоту конструкции, такой привод снижает полезную мощность двигателя, так как часть энергии уходит на нагнетание воздуха. Кроме того, нет возможности регулировать интенсивность лопастей. Благодаря этим характеристикам механический привод в современных автомобилях практически не используется.
Рекомендуется: Как заменить форсунки омывателя ветрового стекла
Теория, куда же без нее
Двигатель ВАЗРулевая колонкаСистема охлаждения двигателя ВАЗ
Сначала несколько слов о том, когда должен включаться вентилятор и что считается нормой. Вентилятор системы охлаждения включается автоматически, как только температура охлаждающей жидкости (ОЖ) достигает определенного значения, как правило, это диапазон от 85° до 100°.
Когда двигатель холодный и нужно быстро нагреть охлаждающую жидкость двигателя в малом кругу системы охлаждения в обход радиатора, электровентилятор тоже выключен. Как только двигатель прогрелся до рабочей температуры, срабатывает термостат, который открывает большой круг, то есть круг с участием радиатора. Это позволяет потокам воздуха охлаждать антифриз, не давая ему нагреваться выше допустимой отметки. Но что делать, если не хватает обдува или машина сильно затормозила или совсем остановилась? Для этих случаев как раз и был разработан вентилятор охлаждения радиатора. Он начинает работать, когда не помогает ни большой круг, ни обдув ячеек радиатора. Вентилятор автоматически включается и принудительно охлаждает радиатор, отводя лишнее тепло.Если по какой-то причине вентилятор не работает на горячем двигателе под нагрузкой в жару, это может означать, что температура охлаждающей жидкости будет повышаться до тех пор, пока не возобновится охлаждение. Если вентилятор не включается, температура двигателя достигает критической отметки, после чего двигатель кипит, вернее охлаждающая жидкость кипит, не остывает, а силовой агрегат работает, что называется «разнос». Даже кратковременный перегрев может негативно сказаться на состоянии двигателя и проявиться в дальнейшем в виде неприятной поломки. Длительный перегрев обычно заканчивается тем, что антифриз испаряется, и двигатель просто «захлебывает», после чего он полностью выводится из строя после чего двигатель кипит, вернее охлаждающая жидкость кипит, он не остывает и силовой агрегат работает, что называется «разнос». Даже кратковременный перегрев может негативно сказаться на состоянии двигателя и проявиться в дальнейшем в виде неприятной поломки. Длительный перегрев обычно заканчивается тем, что антифриз испаряется, а двигатель просто «заедает», после чего полностью выводится из строя, после чего закипает двигатель, вернее закипает охлаждающая жидкость, не остывает и работает силовой агрегат, что называется «уличная торговля.
Принцип разборки вентилятора прост: сгибается провод массы от аккумулятора; отключите все без исключения кабели, подходящие к рассматриваемому узлу; открутите крепежные винты от устройства. Теперь можно немного пошевелить кожух вентилятора и понаблюдать за его состоянием. Такой осмотр позволяет выявить множество поломок и выполнить:
Назначение и принцип работы вентилятора системы охлаждения
Для того чтобы отводить лишнее тепло, выделяющееся при работе двигателя, и более эффективно его охлаждать, в конструкции автомобиля предусмотрен специальный вентилятор. Он может располагаться сбоку моторного отсека или перед радиатором системы охлаждения. В современном автомобилестроении применяются различные типы вентиляторов, отличающиеся типом привода, способом управления и геометрическими параметрами.
Конструктивно вентилятор для охлаждения двигателя автомобиля представляет собой простой механизм, состоящий из шкива, на котором расположены лопатки (крыльчатка). Они установлены с определенным углом наклона по отношению к плоскости разворота, что улучшает их аэродинамические характеристики и увеличивает интенсивность нагнетания воздуха. Количество лопастей (от 4 и более), а также их геометрические размеры (диаметр вентилятора, частота расположения) зависят от модели автомобиля и подбираются индивидуально.
Современные автомобили оснащены так называемой комбинированной системой охлаждения, которая не только состоит из вентилятора, но и имеет радиатор и специальные контуры (линии) с охлаждающей жидкостью. Вот почему «кулер» двигателя часто называют вентилятором радиатора.
В некоторых конфигурациях транспортных средств могут использоваться вентиляторы охлаждения с двумя двигателями, которые имеют два шкива с независимыми лопастями. Их можно пускать в работу одновременно или по отдельности, так как у каждой своя система подключения.
При интенсивном вращении шкива поток воздуха «подсасывается» снаружи с помощью лопаток. При этом также увеличивается объем воздуха, проходящего через радиатор, что обеспечивает его максимально эффективную работу и ускоряет процесс отвода тепла. Для принудительного вращения шкива (лопастей) и обеспечения требуемой скорости можно использовать несколько типов привода:
Как работает механический привод
Простейший тип привода вентилятора для охлаждения радиатора двигателя основан на передаче вращательного движения коленчатого вала посредством ремня. Этот метод является полностью механическим и постоянным, гарантируя, что «кулер» запускается синхронно с двигателем.
Несмотря на простоту конструкции, такой привод снижает полезную мощность двигателя, так как часть энергии уходит на нагнетание воздуха. Кроме того, нет возможности регулировать интенсивность лопастей. Благодаря этим характеристикам механический привод в современных автомобилях практически не используется.
Особенности гидромеханического типа привода
Для более рациональной работы вентилятора системы охлаждения двигателя применен гидромеханический тип привода. Его особенность заключается в том, что лопасти соединены со шкивом при помощи герметичной муфты. Он может быть двух видов:
Основная задача муфты – запуск вентилятора охлаждения радиатора при увеличении нагрузки на двигатель. При работе двигателя на малых оборотах принудительного впрыска воздуха не происходит. С коленчатым валом двигателя соединена вискомуфта или вискомуфта. Внутри находится силиконовая жидкость (гель), реагирующая на температуру. При нагревании манжеты гель меняет свои свойства и происходит закупорка. В гидравлическом сцеплении блокировка достигается изменением объема масла.
Неисправности вентилятора радиатора и их последствия
Основная задача вентилятора двигателя – «засасывать» охлажденный воздух снаружи через радиатор в подкапотное пространство автомобиля. На самом деле охлаждение осуществляется жидкостной системой, а обдув только ускоряет этот процесс. С другой стороны, при высокой температуре окружающего воздуха, а также при длительном простое автомобиля в пробках без дополнительного охлаждения двигатель может сильно перегреваться. Это означает, что здоровьем этого узла нельзя пренебрегать.
Основные неисправности вентилятора охлаждения двигателя:
- Он не включается. Такая неисправность может быть связана с неисправностью привода вентилятора (обрыв ремня, разрушение муфты, неисправность электродвигателя, окисление контактов) или неточностью датчика температуры.
- Постоянная работа и невозможность выключения до полной остановки автомобиля (за исключением автомобилей с механическим приводом). В большинстве случаев такая поломка связана с неисправностью датчика температуры (термостата) или заеданием муфты.
- Поздняя активация. Ранняя активация обычно не представляет проблемы. Если запуск задерживается, может быть установлен датчик температуры, рассчитанный на работу при низких температурах (например, автомобиль не подходит для регионов с жарким климатом). В этом случае датчик необходимо заменить.
- Обратное направление подачи воздуха. Это происходит при неправильном соединении полюсов двигателя.
- Разрушение рабочего колеса из-за износа и повышенных нагрузок.
При правильном подключении вентилятора охлаждения направление воздушного потока всегда направлено к двигателю.
Профилактику состояния и очистку вентилятора радиатора охлаждения двигателя от загрязнений следует проводить не реже одного раза в год. Вы можете провести процедуру очистки, не разбирая узел, используя обычные щетки. При необходимости замены лучше обратиться в специализированные ремонтные службы, что позволит исключить ошибки в диагностике, подборе нужной конфигурации вентилятора и его подключении.
В некоторых конфигурациях транспортных средств могут использоваться вентиляторы охлаждения с двумя двигателями, которые имеют два шкива с независимыми лопастями. Их можно пускать в работу одновременно или по отдельности, так как у каждой своя система подключения.
Вентилятор охлаждения с электроприводом
Электродвигатель вентилятора питается от бортовой сети автомобиля. Существующие решения следует разделить на:
Автомобили на раннем этапе конструктивно не имели электронных блоков управления. Включение и выключение электродвигателя вентилятора охлаждения осуществлялось посредством термовыключателя, который некоторые автолюбители путают с датчиком температуры. Датчик температуры обычно встроен в корпус блока цилиндров. От него идет сигнал на приборную панель в салоне, так как контроль температуры возле камеры сгорания гораздо важнее температуры охлаждающей жидкости.
Аналогично срабатывает термовыключатель при повышении температуры, но на основе показаний датчика температуры охлаждающей жидкости в радиаторе. Устройство работает в узком диапазоне температур. Например, вентилятор включается при температуре охлаждающей жидкости 85 градусов Цельсия и выключается при 70 градусах. Принцип работы устройства достаточно прост. Если температура поднялась выше установленного порога, контакты термовыключателя замыкаются, что приводит к замыканию цепи питания вентилятора охлаждения. На электродвигатель подается питание, и крыльчатка начинает вращаться. Снижение температуры до минимального порога приведет к размыканию контактов и прекращению работы вентилятора.
Примечательно, что конструкция электропривода вентилятора с термовыключателем может быть установлена практически на любой двигатель. Схема управления вентилятором на современных моделях с ЭБУ заметно сложнее и включает в себя ряд элементов и исполнительных механизмов, в том числе основные:
- датчик температуры охлаждающей жидкости;
- ЭБУ;
- реле включения вентилятора;
- электродвигатель;
Датчик температуры измеряет температуру охлаждающей жидкости в силовом агрегате. Современные автомобили могут иметь сразу два датчика, которые устанавливаются в разных местах. Один датчик температуры ставится на выходе из двигателя или в корпусе термостата, другой – в патрубке на выходе из радиатора. Управление вентилятором осуществляется с учетом показаний обоих элементов и последующей оценки разницы данных, поступающих с датчиков. Для более эффективного управления также задействованы дополнительные устройства, в частности датчик частоты вращения коленчатого вала и расходомер воздуха. Показания этих датчиков необходимы для точного определения работы двигателя в любой момент времени.
Набор сигналов от датчиков передается на ЭБУ двигателя, который анализирует их и в нужный момент активирует реле зажигания вентилятора. Вентилятор работает ровно столько времени, сколько требуется для достижения оптимальной температуры датчика в зависимости от конкретной скорости и нагрузки на двигатель внутреннего сгорания.
Модели автомобилей с кондиционером обычно имеют два вентилятора одновременно. Для каждого из этих вентиляторов предусмотрена независимая схема включения. Вентиляторы могут работать синхронно или раздельно, что будет напрямую зависеть от температуры и условий работы ДВС. Реле активации вентилятора постепенно заменяет специальный блок управления вентилятором для наиболее эффективного управления работой вентилятора.
Также есть функция, когда вентилятор автоматически включается после выключения двигателя. Это необходимо для предотвращения слишком высокого повышения температуры в головке блока цилиндров сразу после остановки горячего двигателя, так как это немедленно остановит циркуляцию охлаждающей жидкости в системе.
Распространенные неисправности и диагностика
Помните, что диагностика неисправности вентилятора охлаждения производится с особой осторожностью, так как вращающаяся крыльчатка может серьезно травмировать пальцы или другие части тела! Неисправный вентилятор нередко внезапно начинает двигаться!
Вентиляторы системы охлаждения установлены как перед, так и за радиатором, сбоку моторного отсека. Среди проектировщиков нет единого установленного стандарта относительно места установки. Многие автовладельцы также часто задаются вопросом, в какую сторону дует вентилятор. Есть мнение, что он продувает радиатор для лучшего охлаждения охлаждающей жидкости. Стоит помнить, что вентилятор дует исключительно на мотор, вне зависимости от его расположения. Установка перед радиатором не означает, что будет гореть только радиатор. Не допускается изменение направления воздушного потока.
Любой электродвигатель или вискомуфта разной мощности и технологии производства, а также электронный блок или регулятор, предназначенный для управления, не могут гарантировать 100% защиту от неисправностей. Проблема усугубляется тем, что неисправный вентилятор системы охлаждения силового агрегата сразу же приведет к серьезным последствиям в виде перегрева двигателя. Даже устройства управления, призванные своевременно информировать водителя в критический момент, выходят из строя. Следить за состоянием вентилятора и его исправностью необходимо с завидной регулярностью. В движении также стоит при первой же возможности еще раз взглянуть на указатель температуры в комбинации приборов.
Простейшие системы термовыключателей легко устранить. Что касается современных автомобилей, то здесь очень важно правильно определить не только выход из строя самого вентилятора, но и выявить неисправный элемент в цепи различных устройств. В начале диагностики следует обнаружить проблему, из-за которой перестал работать вентилятор. Любой из датчиков, блок управления или сам электродвигатель может выйти из строя. Самостоятельно диагностировать неисправность вполне реально, следуя приведенным ниже рекомендациям.
Системы с механическим приводом быстро диагностируются. Просто посмотрите на вентилятор, который должен постоянно вращаться. Если вы видите вращение и лопасти крыльчатки целы, ищите проблему в другом месте. Двигатели с вискомуфтой перегреваются из-за неисправного вентилятора только в том случае, если муфта не обеспечивает достаточную блокировку крыльчатки при высоких оборотах коленчатого вала. Результатом является низкая скорость вращения вентилятора и поток воздуха, не соответствующий нагрузке двигателя. Определить неисправность сцепления можно, проанализировав скорость вращения вентилятора на низких и высоких оборотах.
Если в автомобиле есть электрический вентилятор охлаждения, начните с наблюдения за его работой. Когда вентилятор не включается при явном перегреве, для диагностики систем с термовыключателем можно использовать следующий метод:
- нужно отсоединить разъем термовыключателя, который часто вкручивается в нижнюю часть бачка радиатора;
- далее вам понадобится провод. Аккуратно используем указанный провод как перемычку, которой нужно замкнуть 2 штекера отсоединенного разъема;
При превышении допустимого тока вставка плавится и цепь размыкается. Поэтому предохранители — это первое, что нужно проверить, если не работает вентилятор охлаждения. Работоспособность детали можно оценить визуально или с помощью омметра (мультиметра). Для этого необходимо предварительно вынуть предохранитель из гнезда.
Как работает вентилятор с электрическим приводом
Электровентилятор состоит из блока с системным управлением и электродвигателя. Датчики устанавливаются для определения температурного режима, на основании которого будет работать воздушное охлаждение.
Стандартная система состоит из следующих компонентов:
- Блок управления.
- Датчик температуры.
- ДМРВ или датчик давления.
- Реле управления для включения и выключения.
- Датчик подсчета оборотов коленчатого вала.
Работа начинается с приема блоком управления сигналов от датчиков, их анализа и последующей подачи команды на регулятор. Это может быть реле или специальный блок управления, который устанавливается на новые модели автомобилей.
Блок отличается от реле более точной работой и более высоким уровнем КПД. Еще одной отличительной особенностью является регистрация направления воздушного потока путем установки угла наклона вентилятора, а также определение момента отключения вентилятора.
Какой вентилятор охлаждения радиатора купить
Существует несколько правил выбора охлаждающего вентилятора. Для начала нужно выяснить причину неисправности старого вентилятора. На вторичном рынке запчастей можно купить отдельные элементы практически для любой версии охлаждающего устройства. Примером может быть покупка отдельного электродвигателя, драйвера и реле.
Такой вариант возможен с новым не изношенным вентилятором. При износе требуется полная замена.
При замене необходимо:
- Подбор вентилятора производится по VIN-коду, то есть покупается аналог или родная запчасть, подходящая по всем параметрам.
- На рынке есть много разных запчастей в каждом ценовом сегменте. Не обращайте внимания на очень дешевые запчасти, так как они могут быть бракованными.
- Выбор производителя производится на основании рекомендаций автовладельцев и специалистов сервисных центров. Отзывы часто показывают все преимущества и недостатки каждого бренда.
Важно, чтобы все крепления совпадали и чтобы вентилятор не был модифицирован для установки, иначе могут возникнуть ошибки и сбои в работе.
Также вентилятор должен подходить по мощности и другим параметрам. Обязательно учитывайте марку автомобиля, модель и параметры двигателя.
Среди популярных марок вентиляторов воздушного охлаждения есть компании, которые поставляют запчасти на вторичный рынок с хорошим соотношением цены и качества. Каждый тип вентилятора имеет свои особенности, а также параметры, которые необходимо учитывать при выборе.
Для более рациональной работы вентилятора системы охлаждения двигателя применен гидромеханический тип привода. Его особенность заключается в том, что лопасти соединены со шкивом при помощи герметичной муфты. Он может быть двух видов:
Диагностика неисправностей вентилятора охлаждения
Ни самый инновационный электродвигатель большой мощности, ни сверхнадежный привод или регулятор управления не могут полностью защитить систему охлаждения от поломок. Учитывая, что виновником перегрева двигателя может быть неисправный вентилятор охлаждения, который дует не в ту сторону или вообще не крутится, необходимо постоянно следить за его нормальной работой.
Своевременный ремонт узлов системы избавит ваш автомобиль от многих проблем, но здесь важно правильно определить причину выхода из строя вентилятора. Другими словами, нужно сначала найти проблему, при которой, например, не работает регулятор частоты вращения коленчатого вала или блок управления или электродвигатель. Провести диагностику неисправностей вентилятора может любой водитель, ориентируясь на следующие рекомендации.
Проверку следует начинать с разборки разъема (штекера) датчика температуры и его осмотра. В тех случаях, когда датчик один, нужно взять небольшой кусок общего провода и замкнуть клеммы на штекере. При работающем вентиляторе блок управления или реле должны дать команду на его включение при его закрытии. Если интересующее нас устройство не включается при такой проверке, значит, требуется его ремонт или замена.
При наличии двойного датчика температуры принцип проверки несколько меняется и проводится в два этапа:
- Закройте красную и красно-белую рекламу. В этом случае необходимо откорректировать медленное вращение вентилятора.
- Замкните красный и черный провода. Теперь вращение должно значительно ускориться.
Если вращение не наблюдается, придется разобрать вентилятор и установить на его место новое устройство. Если постоянно работает вентилятор охлаждения радиатора (дует без перерыва), есть вероятность, что вышел из строя датчик его включения. Такое подозрение легко проверить. Необходимо включить зажигание, а затем снять наконечник тросика датчика.
Если после этого устройство не выключается, можно смело покупать новый контроллер (датчик) для отключения устройства. Ситуации, когда постоянно работает вентилятор охлаждения радиатора, не редкость, и теперь вы знаете, как решить эту проблему. Также есть смысл проверить предохранитель в тех случаях, когда вы сомневаетесь в работе описанного в статье механизма. Это делается так:
- от плюсовой клеммы аккумулятора подается питание на красно-черный или красно-белый провод в разъеме вентилятора;
- от минусовой клеммы к коричневым проводам прикладывается нагрузка.
Если контроллер или блок не ответили (устройство не включилось), проверьте кабель датчика температуры (все разъемы и гнезда). Может потребоваться простой ремонт шнура (например, изоляция, замена вилки). Если дело не в кабеле, придется покупать новый вентилятор, так как ваш сломался.
Демонтаж, обслуживание и ремонт вентилятора охлаждения своими руками
Достойный уровень охлаждения двигателя и радиатора машины достигается только при периодической проверке вентилятора на наличие мелких неисправностей и загрязнений. Нетрудно регулярно проводить такую проверку и очищать устройство от грязи и пыли щеткой.
Принцип разборки вентилятора прост: сгибается провод массы от аккумулятора; отключите все без исключения кабели, подходящие к рассматриваемому узлу; открутите крепежные винты от устройства. Теперь можно немного пошевелить кожух вентилятора и понаблюдать за его состоянием. Такой осмотр позволяет выявить множество поломок и выполнить:
- Зачистка и замена кабелей: плохой контакт обычно является причиной неправильной работы вентилятора.
- Ремонт (точнее замена) дворников: этот элемент системы выходит из строя чаще других, так как дворники очень быстро изнашиваются, собирая всю грязь на дороге.
- Устранение короткого замыкания или обрыва обмоток ротора — иногда они исправны, но плохо работают из-за скопившейся в них грязи. Решить эту проблему совсем несложно – достаточно смочить тряпку в растворителях и тщательно очистить обмотки (при необходимости можно использовать и специальные чистящие щетки).
Иногда требуется замена электродвигателя (например, когда вентилятор не запускается при сильном горячем двигателе). К сожалению, ремонт этой важной части охлаждающего устройства не проводится.
Само назначение охлаждающего устройства и описанный выше принцип его работы говорит нам о том, что оно дует исключительно на двигатель, всасывая через радиатор холодный воздух.
Модификации (виды) «Борея»
Существует два типа «Борея»: – с заменой минусового или плюсового провода на вентилятор. Соответственно в «Борея» будет буква «К» (минус) или буква «А» (плюс). Все версии герметизируются на пластине, версии с кабелями также герметизируются на припаянных кабелях.
Остальные модификации связаны с наличием/отсутствием припаянных проводов, толщиной проводов питания (2,5 или 4 мм2) и мощностью (360 или 520 Вт), типом разъема к вентилятору (российский или импортный), напряжением аккумулятора. 12В или 24В (грузовики).
Корпус Борея алюминиевый размером 45х45мм или 35х90мм, размер не привязан к какому-либо типу Борея и может варьироваться от партии к партии. Корпус служит радиатором и электрически изолирован от платы.
Узнать, какой из проводов вентилятора переключает штатное системное реле автомобиля, можно следующим образом. При включенном зажигании, но при выключенном двигателе внутреннего сгорания и выключенном вентиляторе следует измерить тестером напряжение на любом из проводов вентилятора относительно массы. Если тестер показывает +12В значит провод массы включает вентилятор и нужен Борей-К или Борей-КВ. Если показывает 0 вольт, то с «плюсовым» проводом соответственно нужен «Борей-А» или «Борей-АВ» .
Это версия с разъемом для подключения кабелей. Разъемы расположены внутри коробки, чтобы не попадала грязь, для ввода кабелей используется аксессуар. Вся плата залита герметиком кроме штырьков разъема для подключения проводов.
Кабели не включены. Бескабельный вариант удобен тем, что силовые кабели могут быть оптимальной длины «по месту». Аксессуар рассчитан на кабели сечением до 4 мм2, но на пределе возможно и 6 мм2.
«Борей-К» курсирует по «земле». Мощность модели составляет 360 Вт.
Эта версия выпускается с весны 2020 года и имеет значительные улучшения с точки зрения электроники, функций и программирования.
Это версия с разъемом для подключения кабелей. Разъемы расположены внутри коробки, чтобы не попадала грязь, для ввода кабелей используется аксессуар. Вся плата залита герметиком кроме штырьков разъема для подключения проводов.
Кабели не включены. Бескабельный вариант удобен тем, что силовые кабели могут быть оптимальной длины «по месту». Аксессуар рассчитан на кабели сечением до 4 мм2, но на пределе возможно и 6 мм2.
«Борей-А» меняет трос «больше». Мощность модели составляет 360 Вт.
Версии на 24 В не будет.
Эта версия выпускается с весны 2020 года и имеет значительные улучшения с точки зрения электроники, функций и программирования.
«Борей-КВ» меняет «массу». Мощность модели составляет 360 Вт.
Герметичное исполнение «Борея», выводы квадратного сечения 2,5 мм входят в комплект и припаиваются непосредственно к плате. Модуль полностью заполнен компаундом. Вариант со сварными проводами не предполагает их удлинения или укорочения. Его длину, конечно, можно изменить, но без скручивания/перепайки/переобжима этого не получится.
«Борей-АВ» меняет кабель «больше». Мощность модели составляет 360 Вт.
Герметичное исполнение «Борея», выводы квадратного сечения 2,5 мм входят в комплект и припаиваются непосредственно к плате. Модуль полностью заполнен компаундом. Вариант со сварными проводами не предполагает их удлинения или укорочения. Его длину, конечно, можно изменить, но без скручивания/перепайки/переобжима этого не получится.
Электрический привод является наиболее распространенным выбором для охлаждающего вентилятора. Устанавливается практически на все современные автомобили. Отличие заключается в сложности системы и наличии большого количества элементов.
Типы привода вентилятора радиатора
Крыльчатка вентилятора заставляет его вращаться.
Привод бывает трех видов:
Самый простой тип – механический. Это постоянный привод от коленчатого вала через ременную передачу. Вентилятор включается одновременно с запуском двигателя. Необходимо учитывать, что этот привод снижает мощность двигателя, так как тратит много энергии на вращение вентилятора.
В настоящее время этот тип вентилятора практически не используется.
В гидромеханическом типе привода, в отличие от предыдущего, лопасти соединяются со шкивом при помощи муфты (вязкостной или гидравлической).
Вязкостная муфта соединена с коленчатым валом двигателя. Закупорка манжеты происходит при повышении температуры силиконовой жидкости, заполняющей манжету. Это приводит к повышенной нагрузке на двигатель. В свою очередь блокировка муфты способствует включению вентилятора. В гидравлическом сцеплении блокировка происходит из-за изменения объема масла.
Самый распространенный тип силовой установки в современных легковых автомобилях — электрический.
Он состоит из датчика, электронного блока управления двигателем, реле запуска двигателя и собственно электродвигателя. Датчик регистрирует температуру охлаждающей жидкости в двигателе. Если она превышает норму, датчик передает сигнал на электронный блок управления, который, в свою очередь, его обрабатывает и включает реле розжига вентилятора.
В автомобилях с климат-контролем обычно есть два вентилятора, каждый из которых обслуживает отдельное реле.
Основные неисправности вентилятора радиатора
Водитель сам может проверить, работает ли вентилятор охлаждения радиатора. Для этого нужно запустить двигатель и дать ему поработать некоторое время на холостом ходу.
Когда температура охлаждающей жидкости достигнет критической отметки (это будет видно на приборной панели), датчик передаст информацию и вентилятор начнет работать. При этом шум под капотом послужит водителю дополнительным сигналом, и если он его откроет, то увидит, как вращается крыльчатка вентилятора.
В тех случаях, когда охлаждающая жидкость достигла критического уровня, но вентилятор не включается, произошла какая-то неисправность.
К основным причинам неисправности вентилятора относятся следующие:
- Неисправность привода вентилятора (обрыв ремня, разрушение муфты), поэтому вентилятор может не включиться.
- Отказ термостата или двигателя вентилятора приведет к тому, что вентилятор будет постоянно работать на последней максимальной скорости.
- Обратное направление подачи воздуха. Эта проблема возникает при неправильном соединении полюсов двигателя.
- Рабочее колесо разрушается из-за износа и повышенных нагрузок.
- Контакты реле «залипли.
- Были проблемы с электродвигателем. Если он выйдет из строя, крыльчатка не будет вращаться.
- Отсутствие напряжения в цепи питания вентилятора. Эта проблема возникает при обрыве проводов или выходе из строя предохранителя.
Чтобы вентилятор работал долго и ни одна его часть не сломалась, рекомендуем соблюдать несколько простых правил.
- При диагностике автомобиля проверяйте температуру охлаждающей жидкости и следите за тем, как работает вентилятор при приближении к критической отметке.
- Не забывайте проверять уровень охлаждающей жидкости в бачке и при необходимости доливать.
- Проверьте систему охлаждения на герметичность.
- На двигателях, где вентилятор работает принудительно, не забудьте проверить натяжение приводного ремня.
- Если во время движения охлаждающая жидкость достигла критической температуры, остановите автомобиль и попытайтесь найти и устранить причину.
- Не забывайте очищать вентилятор охлаждения радиатора от грязи не реже одного раза в год. Также вентилятор можно чистить, не разбирая деталь.
- Мы также рекомендуем промывать блок радиатора каждые 1-2 года, так как в процессе эксплуатации автомобиля скапливаются ворсинки, остатки насекомых и дорожная грязь. Это приводит к снижению КПД радиатора, что в свою очередь увеличивает частоту работы вентилятора охлаждения ДВС и снижает его ресурс.
Если вы столкнулись с проблемой выхода из строя вентилятора радиатора на автомобиле Вольво, рекомендуем вам обратиться в специализированный сервисный центр.
Специалисты Vollux смогут правильно определить причину поломки, подобрать необходимые детали и провести качественный ремонт или замену вентилятора.