Сварка алюминиевого радиатора автомобиля требует правильного выбора флюса. Если вы должны подготовить его самостоятельно, то сделайте это до нагрева металла. В противном случае вам просто нужно подготовить его на рабочем месте, чтобы им было удобно пользоваться.
Оборудование и материалы для пайки радиатора охлаждения автомобиля
Когда радиатор автомобиля протекает, не у всех автовладельцев есть возможность сразу же заменить его на новый. Для некоторых моделей автомобилей радиатор стоит десятки тысяч рублей, а для других приходится ждать его доставки неделями. Сварка радиаторов может помочь им прослужить до тех пор, пока не потребуется их замена. Тип сварки зависит от материала, из которого изготовлен теплообменник.
- 1 Почему появляется течь?
- 2 Ищем место протечки
- 3 Медь или алюминий?
- 3.1 Ремонтируем радиатор
- 3.2 В чем заключается сложность пайки алюминия?
- 3.3 Материалы и инструменты
- 5.1 Для максимально прочного шва
Почему появляется течь?
Основные причины утечки охлаждающей жидкости из системы охлаждения через теплообменник следующие:
- механическое разрушение трубок или коллекторных бачков при ДТП;
- термическое разрушение стыков при перегреве и работе без жидкости;
- коррозионное поражение.
Первые две причины устранить несколько проще, поскольку место сбоя обычно легко найти.
В случае коррозионного повреждения следует определить место утечки. Более того, он может быть не единственным.
Ищем место протечки
Если после стоянки под автомобилем капает вода, это означает, что система охлаждения негерметична.
Перед снятием холодильника или кондиционера убедитесь, что все пробки и корпус расширительного бачка исправны. Также проверьте теплообменник системы отопления салона.
Перед разборкой необходимо слить воду из системы. Демонтированный радиатор необходимо тщательно осмотреть при хорошем освещении. Если повреждений не видно, все отверстия закрываются водонепроницаемыми пробками, а теплообменник погружается в воду. Цепочка пузырьков указывает на утечку. Если увеличить давление, подсоединив один из портов к шлангу компрессора, утечка может быть обнаружена быстрее.
Сварка алюминиевых радиаторов
Существует несколько основных методов соединения металлов, используемых для ремонта различных изделий. Одним из них является сварка, с помощью которой можно относительно легко и недорого отремонтировать трещины, отверстия и сколы в различных местах. Нередко радиаторы выходят из строя из-за незначительных повреждений, нарушающих целостность корпуса. Из-за их сложности и относительно небольшой толщины металла не всегда удобно ремонтировать отверстия сваркой. В этом случае сварка алюминиевого радиатора является наиболее подходящим методом.
Сварка алюминиевых радиаторов
Как и в случае со сваркой, алюминий трудно сваривается, что вызывает некоторые трудности при ремонте. Современные технологии направлены на решение этой проблемы. Разрабатываются новые типы сварных швов, усовершенствованное оборудование, специальные флюсы и новые технологии. Все эти факторы должны быть известны сварщику.
Это можно сделать в домашних условиях, не вызывая специалиста. Для этого необходимо иметь опыт работы с такими материалами, так как новичок не всегда сможет добиться качественного результата.
Пригодность алюминия для сварки
Сварка алюминиевых радиаторов для автомобилей — задача далеко не из легких. Основной причиной этого являются трудности, возникающие из-за свариваемости металла. Рабочая температура относительно низкая, поэтому используемые сварочные сплавы не являются горючими. Это приводит к не очень стабильному соединению. Низкие температуры затрудняют проникновение вещества в структуру основного металла, что приводит к разрушению соединения.
Основной проблемой при сварке алюминия и его сплавов является образование оксидного слоя. В отличие от температуры плавления самого металла, пленка плавится при температуре более 2 000 градусов Цельсия. Поэтому его невозможно расплавить во время сварки. Это затрудняет создание хорошего шва. Вторая сложность заключается в скорости образования пленки, поскольку даже после очистки пленка может образоваться в течение нескольких секунд, что требует использования дополнительных растворителей. В расплавленном состоянии металл очень жидкий. То же самое относится и к содержащим его клеям, что затрудняет формирование валика шва при ремонте.
Трудности при сварке алюминиевых радиаторов
Пайка алюминиевого радиатора с помощью паяльника усложняется формой самого изделия. В зависимости от места возникновения дефекта, он может быть труднодоступным, иметь поверхность, склонную к растеканию металла, и т.д. Это усугубляется высокой активностью металла, что приводит к образованию оксидов. Когда алюминий нагрет до нужной температуры, очень трудно определить, насколько хорошо он был нагрет, поскольку на этом этапе металл почти не меняет цвет. Это может привести к расплавлению основного металла.
Процесс сварки алюминиевых радиаторов
Существует два основных типа сварочных процессов, используемых при обработке алюминиевых радиаторов. Первый — использование паяльника, который дешевле, но менее эффективен и удобен. Второй метод, сварка алюминия газовой горелкой, дает лучший результат, но он более дорогой, и не все владеют правильной техникой, так как она относительно дорогая.
Чем паяются алюминиевые соты на радиаторах
Существует несколько способов установки текущего радиатора автомобиля. Наилучший результат достигается при использовании следующих материалов:
- флюс на основе железа и канифоли. Разогретая канифоль соединяется с мелким порошком металла, получаемым после работы напильником. Данный компонент послужит защитой от оксидной пленки. Припой для алюминия становится подвижным в диапазоне температур от 150 до 250 градусов. Трещина закрывается без дополнительного разогрева всего радиатора. Использовать методику можно на небольших дефектах.
- плавень по AL. В состав вещества входит калий с хлором, хлористый литий и обычная соль. Дополнительно в составе — сернокислый натрий, криолит. Материал блокирует появление оксидов на поверхности металла и усиливает адгезию припоя. В работе применяются спец припои П150А и подобные, либо классический ПОС-60.
- пруток припоя с флюсом. Разновидность припоя в виде трубки с флюсом во внутренней части. Разогрев трубки выполняется горелкой — при введении припоя с флюсом в рабочую зону одновременно удаляется оксидная пленка и металл заполняет трещину. В зависимости от размера дефекта подбирается сечение прутка.
- припой с маслом. Блокирование образования окислов помогает запаять алюминиевый радиатор. Для этого рабочую зону покрывают специальным составом для обработки ружейной стали или деталей швейных машин. Масляная пленка изолирует металл и не дает произойти оксидным процесса. После внесения паяльника масло выгорает и можно вводить припой в рабочую зону.
- нанесение тонкого слоя меди. Метод нежелательно использовать, так как вместе с алюминием медный слой образует гальваническую пару. Из-за происходящие электрохимической коррозии разрушение металла пойдет активнее.
- припой и флюс — для Al разработаны П250А, П350А. Низкая температура, до 250 градусов, позволяет задействовать маломощный паяльный агрегат.
- холодная сварка или эпоксидка, специальный карандаш с клеевым составом.
Материалы на основе химических составов всегда менее эффективны, поэтому их использование в качестве временной меры является оптимальным.
Инструменты и материалы
Для ремонта протекающего радиатора кондиционера вам потребуется следующий перечень деталей и расходных материалов:
- паяльник, оптимально с регулировкой мощности;
- газовая горелка — для отдельного вида припоев возможно дополнительно потребуется тигель для расплавления металла.
- припой и флюс;
- шлифовальная бумага;
- спирт или очиститель металла для удаления окислов.
Вам также может понадобиться емкость для слива охлаждающей жидкости — если радиатор протекает и его необходимо снять с автомобиля. При необходимости отверстие отмечается мелом или маркером.
Чем заклеить алюминиевый радиатор
Если печь временно ремонтируется, обнаруженный дефект можно заклеить скотчем. Можно нанести сухую трещину:
- специальный герметик;
- холодную сварку или иной двухкомпонентный состав по типу Поксипола.
Выбор клея зависит от агрессивности жидкости, поступающей в контур радиатора. Смола может быть нестойкой к воздействию некоторых веществ.
Чем запаять алюминиевый радиатор
Приварите также радиатор системы кондиционирования воздуха или системы охлаждения двигателя:
- специального припоя с температурой плавления до 250 градусов по алюминию;
- специальных электродов и кусочков алюминия, соразмерных с дефектом, если работы по восстановлению производятся с помощью аргоновой сварки.
Сварка алюминия должна выполняться только после того, как поврежденный участок будет надлежащим образом очищен и обработан. От этого зависит окончательное качество сварного шва и герметичность системы охлаждения.
Пайка радиаторов — инструкция
Вполне возможно заварить трубу без снятия радиатора — просто слейте жидкость и просушите трещину. Более серьезные переломы требуют полной репозиции с удалением элемента.
Подготовительный этап
Этап подготовки имеет общий вид — независимо от того, является ли радиатор медным, латунным или алюминиевым. Процедура выполняется следующим образом:
- Дать остыть системе охлаждения. Если мотор горячий, разборка может навредить как ему, так и привести к ожогам у исполнителя.
- Снять радиатор охлаждения автомобиля, произведя слив жидкости и отсоединение всех патрубков и креплений.
- Слить остатки технической жидкости из охладителя и расположить его так, чтобы остатки внезапно не попали в зону пайки.
- Рабочую зону очистить от засорений промывкой, сложно удаляемые загрязнений зачистить наждачной бумагой.
- Выполнить обезжиривание заранее приготовленными спиртом или растворителем.
- Спаять или клеить можно только сухую поверхность, поэтому в финале работ производится тщательная просушка места дефекта.
При необходимости проверяется тип материала, чтобы определить, можно ли сварить деталь с помощью выбранных материалов и инструментов.
Этап ремонта
Если материал — алюминий, подготовленный радиатор можно отремонтировать следующим образом:
- На место дефекта наносится флюс.
- Производится разогрев места дефекта с одновременным внесением припоя. Если используется припой-пруток с флюсом, то первый шаг можно не выполнять.
- Припой должен равномерно накрыть рабочую зону, заполнив трещину.
- Если итог вызывает сомнения — внешне трещина осталась не заполненной или есть неровности, процесс повторяется с повторным нанесением флюса.
Подготовительные работы
Поскольку радиатор в основном определяет эффективность охлаждения двигателя или системы кондиционирования воздуха, за его техническим состоянием необходимо тщательно следить.
Прежде всего, его необходимо регулярно проверять на предмет исправности. Кроме того, следует проверить уровень охлаждающей жидкости, циркулирующей в нем по замкнутому контуру.
Утечки являются одной из наиболее распространенных причин выхода из строя этого охлаждающего устройства, как в автомобиле, так и в кондиционере.
Этому может быть несколько причин. Во-первых, причиной может быть механическое повреждение.
Кроме того, различные вибрации, вызываемые двигателем и кондиционером во время движения, также могут стать причиной утечек. В некоторых случаях жидкость может протекать не только через сопла, но и на стыке с основанием.
ВАЖНО: Плазменная сварка
Если радиатор протекает, проблему можно решить с помощью сварки, которую можно сделать своими руками. Сварка производится в постоянном режиме, и гараж — лучшее место для этого.
Если обнаружена утечка, сначала слейте всю охлаждающую жидкость из устройства, а затем осторожно извлеките его из исходного положения в автомобиле.
Если охлаждающая жидкость представляет собой рассол, рекомендуется слить его в чистую емкость, чтобы впоследствии использовать повторно.
Затем осторожно отсоедините все штекеры от устройства, стараясь не повредить их. Затем вверните разъемы прибора в их нормальное положение и извлеките его из пространства под капотом.
Рекомендуется поместить разобранный холодильник на ровную, устойчивую поверхность, например, на верстак в гараже.
Читайте также: Подготовка кромок под сварку: назначение и порядок действий.
Как правильно сварить радиатор своими руками, подробно рассказано в опубликованном ниже видео.
Особенности пайки алюминиевых радиаторов
В современных автомобилях в основном используются алюминиевые радиаторы. Алюминиевый материал плохо сваривается. Он почти сразу же покрывается оксидным слоем, который препятствует сварке. Специальный активный флюс для алюминия можно найти на радиорынках. Это значительно облегчает процесс сварки.
Тонкий металлический лом можно использовать для сварки. Он наносится на зону ремонта в смеси с флюсом. Стружка царапает поверхность алюминия в процессе сварки. Под слоем стружки металл не успевает окислиться, и сварка проходит успешно. Помните, что алюминий — мягкий материал. Поэтому не прилагайте чрезмерных усилий, чтобы не повредить радиатор.
Самостоятельный ремонт большой поверхности
Иногда необходимо отремонтировать большой участок алюминия. Обычные методы в домашних условиях неэффективны. Чем можно герметизировать алюминиевый радиатор или как его можно герметизировать в таком случае?
Самодельный предохранитель можно использовать для восстановления больших поврежденных участков.
Сначала ремонтируемый участок очищается и обезжиривается специальным составом. Процедура такая же, как и при подготовке поверхности с помощью железной кастрюли.
Ингредиенты для флюса берутся в следующем процентном соотношении:
- хлорид калия — 56%;
- хлорид лития — 23%;
- поваренная соль — 75%;
- сульфат натрия — 4%;
- криолит — 10%.
Сырье для флюса измельчают в порошок в ступке, засыпают в тигель и перемешивают до однородности, затем тщательно расплавляют.
Если порошки должны храниться в течение длительного периода времени, их следует поместить в темные контейнеры с герметичными уплотнениями и защитить от солнечного света и других источников тепла.
Как склеить холодильник с откидной крышкой:
- поврежденный участок прогревают с помощью газовой горелки;
- на прогретое место наносят тонкий слой плавня;
- пропаивают повреждение с применением оловянно-свинцового припоя с небольшой добавкой висмута.
Важно знать, что не следует нагревать поврежденный участок сильным пламенем газовой горелки. Не используйте резак с сильным пламенем, так как это только обожжет область. Важно выбрать уровень горения газа так, чтобы алюминиевая деталь нагревалась, а не горела.
Если газовой горелкой пользуется не профессионал, он может не знать, как правильно ее зажечь. Может случиться так, что конфорка включена на полную мощность. Это заставляет газ «пробегать» через пламя зажигалки, прежде чем он успевает воспламениться. При снижении мощности горелки происходит немедленный розжиг.
Можно ли паять алюминиевые радиаторы
Вследствие активности алюминия на его поверхности всегда имеется оксидный слой, который препятствует его соединению с другими металлами. Поэтому сварка радиаторов на этой основе представляется очень серьезной проблемой для большинства автовладельцев и обычных пользователей.
Качество и долговечность алюминия могут быть достигнуты только при нагревании места контакта до высокой температуры.
Процесс нагрева также создает оксидный слой, который препятствует привариванию к поверхности даже небольших структурных элементов. По этой причине при сварке этого металла используются специальные флюсы, которые позволяют удалить пленку с заготовки. К ним относятся висмут, кадмий или цинк. Только с помощью этих флюсов можно очистить поверхность свариваемого металла и сделать ее доступной для рабочего клея.
Стоимость гарантированно качественных потоков бренда может быть очень высокой. По этой причине импровизаторы предпочитают готовить такие потоки самостоятельно. При соблюдении пропорций, указанных в инструкции, бондинг, сделанный своими руками, ничем не уступает фирменным потокам, а иногда даже превосходит их по эффективности.
Как запаять пластик?
В современных автомобилях многие компоненты изготавливаются из пластика для снижения общего веса и удешевления производства. Радиаторы также не избежали этой участи. Первым шагом является точное определение качества пластика. Вы можете определить это, посмотрев на маркировку на арматуре. Обычно используется полиамид (обозначается PA) или полипропилен (обозначается PP). Эта маркировка понадобится вам при покупке сварочных прутков для пластика. Их можно заменить полосками, вырезанными из выброшенного пластикового фитинга с такой же маркировкой.
Вам понадобятся следующие материалы и оборудование:
- промышленный фен для нагрева заготовки;
- электропаяльник с регулируемой температурой жала;
- припой, подобранный в соответствии с материалом радиатора;
- ацетон;
- ветошь.
Действуйте следующим образом:
- обезжирить место повреждения ветошью, смоченной в ацетоне;
- прогреть зону ремонта феном;
- установить температуру паяльника в 250оС;
- повести по лини шва жалом паяльника несколько раз так, чтобы образовалась выемка по форме сварочного прутка;
- вложить пруток в выемку, и, приглаживая его паяльником, разровнять вровень с корпусом радиатора.
При сварке следите за тем, чтобы пластик размягчался, но не плавился и не горел. После ремонта и перед установкой на автомобиль проверьте герметичность отремонтированного участка в емкости с водой.
Пайка радиатора
Если радиатор сильно поврежден, его нельзя отремонтировать с помощью герметика или клея. Если у вас есть соответствующие навыки, вы можете восстановить герметичность узла с помощью сварки. Вот что вам нужно сделать:
- паяльник или бытовой сварочный аппарат;
- припой;
- канифоль;
- паяльная кислота;
- кисточка;
- сварочная присадка (она может быть латунной или алюминиевой в зависимости от материала радиатора);
- ацетон для обезжиривания;
- набор ключей и отвёрток.
Последовательность операций
Перед сваркой снимите радиатор с помощью отвертки и набора гаечных ключей с открытым концом.
- Место пайки тщательно зачищается наждачной бумагой и обезжиривается ацетоном.Некоторые автолюбители предпочитают чистить радиаторы дрелью с соответствующей насадкой
- На зачищенный участок с помощью небольшой кисточки наносится паяльная кислота. Затем металл разогревается паяльником, мощность которого должна составлять не менее 250 Вт (если мощности недостаточно, для разогревания металла можно воспользоваться сварочной горелкой).Для разогревания радиатора подойдёт как паяльник, так и горелка
- На разогретое жало паяльника наносится канифоль, затем следует поддеть жалом небольшую каплю припоя и нанести её на обработанную поверхность, заделав трещину. При необходимости операция повторяется несколько раз, до тех пор, пока повреждение не будет закрыто полностью.
Приведенная выше последовательность действий подходит только для ремонта медных радиаторов. Очень трудно приварить алюминиевый радиатор к гаражу. Поверхность алюминия покрыта оксидным слоем. Для его удаления требуется специальный флюс (канифоль с опилками кадмия, цинка и висмута), который обычный автовладелец не всегда может достать. Опытные автовладельцы сами готовят флюс. Последовательность операций следующая:
- В специальный тигель помещается 50 грамм канифоли. Она разогревается с помощью газовой горелки. Когда канифоль начнёт плавиться, к ней добавляется 25 грамм металлических опилок висмута, цинка и кадмия, причём опилки должны быть очень мелкими, как порошок.
- Полученная смесь тщательно перемешивается обычной стальной вилкой.
- Повреждённая поверхность радиатора зачищается и обезжиривается.
- Горячий флюс с помощью паяльника наносится на трещины, делается это круговыми движениями. Состав словно втирается в поверхность металла до полного устранения повреждений.