«Двигатель довольно хороший, когда все хорошо отрегулировано, он легко запускается. Он обеспечивает хорошую скорость даже для относительно тяжелых лодок, но, вероятно, не более чем быстрый гребец. Двигатель старый, поэтому я его не сохранил, но я успешно использовал его до конца 90-х годов».
Двигатель «Стрела» строился на двух заводах: заводе имени Фрунзе в Куйбышеве и Ульяновском заводе.
Характеристики лодочного двигателя Strela не были выдающимися, а его конструкция была чрезвычайно простой. Несмотря на отсутствие функциональности и низкую мощность, он смог завоевать признание благодаря своей низкой стоимости и простоте эксплуатации и обслуживания. Прочные и долговечные материалы делают устройство очень надежным. При надлежащем обслуживании и своевременном ремонте двигатель Arrow может работать десятки лет без потери производительности.
Судовой двигатель Arrow — один из первых двигателей, имевших
Особенности самых ранних конструкций:
- В ранних моделях двигателей вода часто попадала в систему охлаждения. Причиной было отсутствие защиты. Для устранения дефекта был установлен насос, но такие модели не были широко доступны и не производились серийно,
- Нерегулярная работа, вызванная отсутствием насоса в системе. Подача воды была недостаточной, что вызывало частые перегревы двигателя и проблемы с вождением,
- Для упрощения пути доставки топлива к двигателю использовался неэффективный бак с верхним расположением, что препятствовало экономии топлива. Топливо всасывалось, а его количество регулировалось путем открытия клапана,
- Подвеска была неисправна из-за отсутствия амортизаторов. Двигатель создавал довольно сильные вибрации, и жесткое соединение фюзеляжа легко передавало вибрации на фюзеляж. Дефект был не очень выражен и мог быть обнаружен «с завязанными глазами»,
- Кожух двигателя имел открытые участки, которые часто вызывали ожоги, а иногда и повреждения фюзеляжа, особенно шины. Старая версия не имела реверсивной передачи,
- старая версия не имела задней передачи и сцепления. На небольших реках часто приходилось использовать весла для поворота или маневрирования.
Исторические факты
Дизайн первой модели был довольно простым и не предполагал ничего сверхъестественного. Несмотря на отсутствие функциональности, недорогое и простое в использовании устройство пользовалось большим спросом благодаря своей надежности и долговечности. При правильной эксплуатации и регулярном техническом обслуживании эти двигатели могут работать в течение многих лет без потери качества и производительности.
Помимо положительных качеств, таких как простота ремонта, модель имела и множество недостатков. Наиболее серьезной была потеря мощности из-за работы на низкокачественном бензине или парафине.
Двигатель Arrow сумел приблизить водный образ жизни к любителям активного отдыха и ознаменовал начало новой эры в разработке двигателей и малых лодок. Она представила широкой публике новую отрасль производства продуктов.
Фотографии лодочного мотора “Стрела”
«Стрела», 1963 год в оригинальной форме.
Двигатели LM-1, LMM-6a, Arrow
«В прошлом двигатель был просто находкой, но сегодня его значение ушло. Если вам нужен маломощный двигатель, рассмотрите импортные модели. Они стоят немного дороже, но легко ремонтируются, а также устраняют некоторые недостатки конструкции Arrow 5. Покупка восстановленного двигателя обойдется дороже.
Общее описание
Двигатель «Стрела» строился на двух заводах: заводе имени Фрунзе в Куйбышеве и Ульяновском заводе.
Характеристики лодочного двигателя Strela не были выдающимися, а его конструкция была чрезвычайно простой. Несмотря на отсутствие функциональности и низкую мощность, он смог завоевать признание благодаря своей низкой стоимости и простоте эксплуатации и обслуживания. Прочные и долговечные материалы делают устройство очень надежным. При надлежащем обслуживании и своевременном ремонте двигатель Arrow может работать десятки лет без потери производительности.
Особенности ранних конструкций:
- В ранних моделях двигателей вода часто попадала в систему охлаждения. Причиной было отсутствие защиты. Для устранения дефекта был установлен насос, но такие модели не были широко доступны и не производились серийно,
- Нерегулярная работа, вызванная отсутствием насоса в системе. Подача воды была недостаточной, что вызывало частые перегревы двигателя и проблемы с вождением,
- Для упрощения пути доставки топлива к двигателю использовался неэффективный бак с верхним расположением, что препятствовало экономии топлива. Топливо всасывалось, а его количество регулировалось путем открытия клапана,
- Подвеска была неисправна из-за отсутствия амортизаторов. Двигатель создавал довольно сильные вибрации, и жесткое соединение фюзеляжа легко передавало вибрации на фюзеляж. Дефект был не очень выражен и мог быть обнаружен «с завязанными глазами»,
- Кожух двигателя имел открытые участки, которые часто вызывали ожоги, а иногда и повреждения фюзеляжа, особенно шины. Старая версия не имела реверсивной передачи,
- старая версия не имела задней передачи и сцепления. На небольших реках часто приходилось использовать весла для поворота или маневрирования.
У этой модели не так много преимуществ, но они есть:
- простота эксплуатации. Мотор может быть использован новичком в навигации без каких-либо проблем. Кроме того, ремонт двигателя можно проводить без специальной подготовки, но только на мелких деталях. Для обслуживания не требуется направление к специалистам,
- низкая цена. Для среднего человека расходы были «разумными». Стоимость запасных частей также была низкой, и их всегда можно было найти,
- высокая эффективность гребного винта.
Технические особенности лодочного мотора Arrow имели не только положительные стороны, ведь простота конструкции имела и другие последствия. Очевидными недостатками модели являются:
- Основным недостатком является то, что он работает на низкооктановом бензине или парафине. Для некоторых пользователей экономия топлива была преимуществом, но при этом снижалась скорость движения,
- двигатель производит много шума и вибрации,
- Тяжелый вес двигателя Arrow-5 был устранен в более поздних моделях, но в данном случае нам пришлось с ним мириться,
- Дефекты в системе зажигания — двигатель не всегда быстро запускался. Причиной этого стало использование контактной системы,
- Для работы на холостом ходу требуется сцепление, но конструкторы его не предусмотрели,
- Неудобно выбрано положение управления двигателем,
- Риск попадания воды внутрь конструкции, что возможно из-за незащищенного доступа к механизмам.
Самая популярная модель линии – лодочный мотор «Стрела-5»
Низкие характеристики двигателя Arrow-5 были обусловлены его упрощенной конструкцией. В его основе лежал поршнево-цилиндровый механизм с кривошипами и шатунами. Механизмы имели унифицированные детали и использовались для мотоцикла «Ковровец». Двигатель представляет собой 1-цилиндровый двигатель с двухтактным режимом работы.
Двигатель был установлен на верхней части дейдвудной трубы, а коробка передач — ниже, и поддерживал только один режим работы. Редуктор был коническим, а пропеллер был установлен сверху. В отсутствие насоса охлаждающая жидкость поступала непосредственно в «кожух» цилиндра. Давление для перекачки воды создавалось пропеллером.
Конструкция включала поршневой регулятор потока смеси в картере, систему, аналогичную той, что используется в мотоциклах. Из-за этого устройства мощность была низкой, и возникали трудности с запуском.
Технические характеристики
В интернете до сих пор можно найти инструкции по эксплуатации лодочного мотора Arrow, но актуальность этой информации невелика, поскольку к середине 1990-х годов запас ремонтных деталей был исчерпан, и сегодня существуют только отдельные узлы устройства. Они выжили благодаря бережному обращению и поиску похожих деталей от аналогичных моделей.
Особенности лодочного мотора «Стрела-5»:
- Мощность — 5 л.с,
- количество остановок — 2,
- цилиндры — 1 шт,
- полезный объем — 175 см3 ,
- число оборотов — 3700 об/мин,
- размер цилиндра — 62 мм,
- ход поршня — 58 мм,
- ступень давления — 5±0,2,
- Способ управления — дистанционный,
- метод розжига — ручной,
- смазка — подвергается процессу смешивания,
- объем топлива — 2,5 литра, объем топливного бака — 2,5 литра, способ установки,
- расход топлива на полной скорости — 2,1 л/ч,
- тип зажигания — Magneto ML-10K,
- тип вилки — A-11-U,
- тип карбюратора — К-33, работает по поплавковому методу,
- масса — 24 кг.
Двигатель хорошо работает при использовании бензина А66 и А70, в который необходимо добавить около 5% Autol AKP10. Бензин можно заменить парафином.
По ссылке в комментариях вы можете посмотреть видео о том, как работают мои «Стрела» и «Кама». «У меня есть Seagull, он заводится, но не имеет компрессии, и в воде он заедает, пока я ищу поршневые кольца.
Применение
Это были первые в СССР двигатели, которые открыто продавались населению. Все предыдущие проекты были созданы исключительно для государственных учреждений.
Стрела» была разработана для установки на рыболовные и легкие прогулочные суда, позволяя им развивать скорость 10-15 км/ч. Однако, благодаря высокой эффективности гребного винта, двигатель подходит и для тяжелых лодок. В целом, несмотря на недостатки, параметры двигателя были вполне достаточными для рекреационного использования и рыбалки на малых скоростях. Ранние версии двигателя не имели ни задней передачи, ни сцепления, поэтому для поворота или маневрирования на воде часто приходилось использовать весла.
Но, несмотря на трудности эксплуатации, «Стрела» приобщила сотни тысяч советских граждан к водно-моторному образу жизни и стала поистине легендарной машиной.
Документация
Руководство по эксплуатации подвесного двигателя Strela motorka.org
Когда у меня появилась подержанная Strela, я решил поэкспериментировать, чтобы извлечь из нее как можно больше мощности. Я начал с карбюратора, установленного «по-мотоциклетному» на цилиндре. Когда двигатель работал, смесь выходила из карбюратора, фаза наполнения была низкой, поэтому вероятность того, что свежая смесь выплеснется в цилиндр, была меньше.
Я решил заткнуть отверстие старого карба в цилиндре и установить в картере конический впускной клапан с двойной заслонкой. Я сварил корпус из листового металла толщиной 3 мм. Размеры впускного клапана были выбраны с учетом установки карбюратора типа К-36 (возможно использование карбюраторов типа К-30 и К-55 для мотоциклов). Клапан вставляется в отверстие, сделанное из металлического листа толщиной 3 мм.
Сложив половинки картера вместе, я открыл между ними окно, чтобы топливная смесь могла проходить через клапан. Вокруг окна я сделал форму из пластилина, вставил стержень по размеру окна и отверстий для плунжера и заполнил окно эпоксидной смолой, наполненной алюминиевой пудрой. В наружном контуре картера было создано углубление, необходимое для герметизации кривошипа и уплотнения картера.
Я просверлил отверстия через уплотнение и оттиск в картере и пробил отверстия для винтов M6.
После разборки картера я обезжирил обе половины и обработал все неровности эпоксидной смолой. В результате получился гладкий пластик толщиной до 2,5 мм. Эти усовершенствования позволили уменьшить объем картера примерно на 10 см3. В цилиндре я установил поршень (напротив окна старого карбюратора) и отлил окно из свинцового сплава (Babbit)… После отливки я запечатал окно (снаружи) эпоксидной смолой. Благодаря этим изменениям объем камеры можно было уменьшить еще на 10 см3. Затем я вырезал отверстие М5 для топливного насоса «Москва» и собрал двигатель.
После усовершенствования двигателя топливо подается из отдельного бака от двигателя «Москва-М», а «НЗ» можно хранить в старом баке. В случае отказа насоса топливо перекачивается самотеком (кстати, для облегчения доступа к дроссельной заслонке в баке пришлось вырезать углубление).
Для управления дроссельной заслонкой на рулевом валу я установил простой рычаг с двумя плечами, один конец которого соединен тросом с корпусом троса Боудена, а корпус прикреплен к угловому упору. Рычаг был изготовлен из толстостенной алюминиевой трубки диаметром 10 мм, согнут и расплющен.
Я установил магнето зажигания с фиксированным углом зажигания — «как на мотоцикле».
Для снижения шума выхлопа поток отработанной воды был направлен от головки цилиндра к глушителю путем соединения головки цилиндра с корпусом глушителя (между ребрами) через порты и резиновый шланг.
Вместо старого двухлопастного пропеллера я использовал трехлопастный пропеллер, который я отполировал. Пропеллер продевался через втулку, жестко закрепленную на ступице, без демпфера; сзади пропеллер проталкивался через ступичную гайку в «ключ».
После модернизации двигателя скорость значительно возросла — на «Казанке-М» я стал обгонять лодки, идущие под «Ветераком-8». После установки крана для сброса выхлопных газов в воздух скорость еще больше увеличилась, но возросший шум заставил меня сбросить выхлопные газы обратно в воду. Я просверлил пару отверстий диаметром 10 мм в нижней части выхлопной трубы.
О модели
«Стрела-5» имела примитивно простую конструкцию. Двигатель был установлен на верхней части дейдвудной трубы. К днищу была прикреплена коробка передач с шестеренками, которые приводили в движение вал для вращения пропеллера. Эта простая конструкция позволила перемещать по воде небольшую, легкую лодку.
На двигателе отсутствовали насос водяного охлаждения, маховик свободного хода и сцепление заднего хода, топливный насос и капот. А двигатель стартера имел очень неудачную конструкцию. Все это сильно затрудняло движение по воде. Но именно простота механизма в сочетании с долговечностью деталей позволили Strela 5 прослужить почти вечно. На самом деле, ломать было уже нечего.
Простая конструкция имела еще одно преимущество. Даже неопытный штурман справится с этим. Каждый владелец Arrow 5 мог самостоятельно выполнять мелкий ремонт и капитальный ремонт двигателя.
Двигатель был установлен на верхней части дейдвудной трубы, а коробка передач — ниже, и поддерживал только один режим работы. Редуктор был коническим, а пропеллер был установлен сверху. В отсутствие насоса охлаждающая жидкость поступала непосредственно в «кожух» цилиндра. Давление для перекачки воды создавалось пропеллером.
Покупка и обслуживание
Сегодня значение стрелы утрачено. Конечно, вы можете купить машину с ручным управлением. И даже в хорошем состоянии. Но найти запасные части практически невозможно.
Тем не менее, в интернете можно найти инструкцию по эксплуатации Strela. И до сих пор есть энтузиасты и поклонники этого двигателя, которые собирают Strela и предпочитают его новым моделям. И это еще раз показывает, насколько долговечен этот двигатель. И что этой надежности и простоты в использовании иногда не хватает в современных моделях. Особенно в отдаленных районах нашей страны, где нет сервисных центров, но много любителей водных видов спорта и рыболовов.
Технические характеристики
В интернете до сих пор можно найти инструкции по эксплуатации лодочного мотора Arrow, но актуальность этой информации невелика, поскольку к середине 1990-х годов запас ремонтных деталей был исчерпан, и сегодня существуют только отдельные узлы устройства. Они выжили благодаря бережному обращению и поиску похожих деталей от аналогичных моделей.
Особенности лодочного мотора «Стрела-5»:
- Мощность — 5 л.с,
- количество остановок — 2,
- цилиндры — 1 шт,
- чистый объем — 175 см3,
- число оборотов — 3700 об/мин,
- размер цилиндра — 62 мм,
- ход поршня — 58 мм,
- ступень давления — 5±0,2,
Технические характеристики лодочного мотора «Стрела-5
- Способ управления — дистанционный,
- метод розжига — ручной,
- смазка — подвергается процессу смешивания,
- объем топлива — 2,5 литра, объем топливного бака — 2,5 литра, способ установки,
- расход топлива на полной скорости — 2,1 л/ч,
- тип зажигания — Magneto ML-10K,
- тип вилки — A-11-U,
- тип карбюратора — К-33, работает по поплавковому методу,
- масса — 24 кг.
Двигатель хорошо работает при использовании бензина А66 и А70, в который необходимо добавить около 5% Autol AKP10. Бензин можно заменить парафином.
Отзывы владельцев
Александр:
«Двигатель достаточно хорош, если все в нем исправно, он легко заводится. Он обеспечивает хорошую скорость даже для относительно тяжелой лодки, но, вероятно, не быстрее, чем быстрое весло. Мотор старый, поэтому я его не сохранил, но я успешно использовал его до конца 90-х годов».
Олег:
«В прошлом двигатель был просто находкой, но сегодня его значение ушло. Если вам нужен маломощный двигатель, рассмотрите импортные модели. Они стоят немного дороже, но легко ремонтируются, а также устраняют некоторые недостатки конструкции Arrow 5. Покупка восстановленного двигателя обойдется дороже.
Денис:
«У меня все еще есть двигатель Strela 5, но я почти не использовал его с тех пор, как его купил мой дед. Мне пришлось восстановить его, но я решил использовать оригинальные детали и сам изготовил уплотнения. Могу сказать, что мотор хорош для рыбалки, но из-за шума приходится подходить близко к весловой части, а это все, что мне нужно.
Но, несмотря на трудности в эксплуатации, двигатель «Стрела» сумел привлечь сотни тысяч советских граждан к водно-моторному образу жизни и стал настоящей легендой моторостроения.
Моторы «Стрела» и «ЗиФ-5» на видео
Лодочный мотор Strela, построенный в 1967 году
Демонстрация запуска исправного двигателя.
Двигатель «Стрела» на лодке «Казанка». Загружено 3 человека. После запуска двигатель несколько раз чихнул, потому что смесь закончилась (он не прогрелся, воздушный клапан был недостаточно прикрыт — он наклонился вниз из-за вибраций). После прогрева максимальная скорость (максимальная мощность) устанавливается во время работы с помощью регулировочного винта.
Двигатель «Зиф-5».
«Двигатель довольно хороший, когда все хорошо отрегулировано, он легко запускается. Он обеспечивает хорошую скорость даже для относительно тяжелых лодок, но, вероятно, не более чем быстрый гребец. Двигатель старый, поэтому я его не сохранил, но я успешно использовал его до конца 90-х годов».
Устройство первых моделей
В ранних моделях морская вода попадала в систему охлаждения двигателя через сильный напор, создаваемый гребным винтом. Более поздние модели имели дополнительный насос, но не пользовались большой популярностью и не были запущены в производство.
Для облегчения подачи топливной смеси в двигатель бак был расположен таким образом, что экономия топлива была невозможна, а подвеска не имела амортизирующих элементов. Двигатель вызывал сильные вибрации, которые передавались на корпус судна из-за жесткого крепления двигателя. Это не влияло на работу судна, но было незначительным раздражителем.
Производительность двигателя была непостоянной, поскольку отсутствовал насос для подачи воды для охлаждения. Двигатель часто перегревался и был сложен в эксплуатации. Вентиляционные отверстия крышки часто вызывали ожоги и считались самой опасной частью двигателя, требующей особой осторожности при эксплуатации.
Более старая модель лодочного мотора Arrow не имела ни сцепления, ни функции реверса. Отсутствие последнего затрудняло маневрирование на воде.
Самая популярная модель линии – лодочный мотор “Стрела-5”
Самой популярной модификацией лодочного мотора стала «Стрела-5».
Основные характеристики
Основные характеристики двигателя были далеки от современных стандартов в плане качества, гибкости и эргономики:
- Объем около 175 куб. см,
- вес — 24 кг,
- ход — двухтактный,
- емкость топливного бака — 3,7 л,
- мощность — 5 л.с.
Этих параметров было достаточно для отдыха на водоеме и для рыбалки на небольшой скорости, а из-за низкой стоимости топлива никто не думал об экономии. Лодочный мотор Arrow 5 представлял собой двухтактный одноцилиндровый двигатель. Детали цилиндра и поршня были взяты от мотоциклетного двигателя «Ковровец», что делало его взаимозаменяемым без особых трудностей в поиске запчастей.
Двигатель располагался на верхней части кормовой трубы. С нижней стороны на гребном валу была установлена коробка передач с шестернями, которые вращались на гребном винте. Эта примитивная конструкция не учитывала многие рабочие моменты, но обеспечивала необходимую мощность для маленькой, медленной лодки. Этого было достаточно для передвижения по воде в некоторых частях страны и обеспечения приятного отдыха в виде рыбалки или катания на лодках.
Основные преимущества
Одним из преимуществ конструкции Arrow-5 была простота управления. Даже новичок, не знакомый с тонкостями механизма, сможет управлять лодкой, устранять мелкие неисправности и проводить техническое обслуживание. Цена двигателя была вполне приемлемой для среднего человека, и было легко найти детали, необходимые для замены.
Двигатель мог работать на малом количестве доступного топлива, вплоть до парафина. Пропеллер, который был частью двигателя, отличался высокой эффективностью. А сам двигатель должен был обеспечить бесшумную работу лодки на воде.
Недостатки механизма
Среди недостатков лодочного двигателя Arrow 5 был значительный вес, но это было исправлено в более поздних моделях. Кроме того, в конструкции и эксплуатации лодочного мотора было много недостатков. Наиболее важными из них являются:
- Проблемы с системой зажигания,
- Отсутствие сцепления и холостого хода,
- неблагоприятное расположение элементов регулировки и управления,
- высокий уровень вибрации и шума,
- Опасность попадания воды в двигатель из-за открытого доступа к компонентам механизма,
- контактная система зажигания.
Как видно из сравнения, недостатков у лодочного мотора «Стрела-5» было гораздо больше, но в отсутствие более интересной альтернативы двигатели были популярны в течение многих лет. Хотя двигатели были сняты с производства, а детали постепенно исчезли из продажи, многие умельцы все еще находят способы отремонтировать модель и продолжают ее использовать.
Подвесные лодочные моторы СССР. Часть 6.3. Становление отрасли.
Я задержался с новой подвеской, но у меня закончились время и силы. В этой заметке я завершу тему возникновения лодочного моторостроения в СССР. Этот пост будет длинным, но в нем слишком много всего, чтобы сделать четвертую часть. В заключение мы рассмотрим три лучших примера, которые были построены в большом количестве и сохранились до наших дней. Некоторые реплики до сих пор используются по назначению в водах бывшего СССР. Это двигатели ЗИФ-5 («Стрела»), МЛ-20 «Чайка» и «Кама».
Начнем в хронологическом порядке с судового двигателя «Чайка» МЛ-20:
Этот двигатель производился в Щербакове (ныне Рыбинск) примерно с 1948 по 1956 год. Двигатель был точной копией двигателя британского судна Anzani Pilot.
Двигатель был одноцилиндровым двухтактным. Он имел водяное охлаждение, для чего на валу гребного винта был установлен насос. Редкое решение для этого типа двигателя. Обычно вода поступала в систему охлаждения через гребной винт. Причина появления насоса, скорее всего, очень проста: он был скопирован с британской модели вместе с двигателем. Двигатель имел 1,5-литровый бак, который служил крышкой двигателя. В центре было отверстие, через которое вращался маховик. Такая конструкция выглядела элегантно и защищала владельца от случайных травм маховиком, но делала двигатель непригодным для использования.
У двигателя не было руля, но вокруг него была металлическая «ручка», к которой крепилась дроссельная заслонка.
В целом, можно сказать, что двигатель был хорошего качества, имел приятный внешний вид, хорошую систему охлаждения и был легким. Однако запуск двигателя был затруднен, а неправильный расчет топливного бака мог быстро вывести его из строя. Кроме того, уплотнения коробки передач были некачественными, что привело к утечке воды. В результате он был предложен на вторичном рынке, но в основном для коллекционеров, так как его было трудно использовать по назначению.
Забор топлива осуществлялся поршнем, как на мотоцикле, что сильно затрудняло запуск двигателя. Зажигание было контактным типа МЛ-10К, более поздняя версия для двухцилиндрового двигателя также использовалась на «Москве», а затем на «Веторках», которая успешно использовалась до перехода на бесконтактную систему зажигания. Двигатель охлаждался струей воды, поступающей в систему через пропеллер, охлаждающего насоса не было. Двигатель имел двухлопастной безредукторный пропеллер, который приводился в движение сразу после запуска двигателя.
В конструкции была предусмотрена система управления смесью в картере, аналогичная той, что используется на мотоциклах. Из-за этого устройства была достигнута только низкая мощность и возникли трудности с запуском.
Самая популярная модель линии – лодочный мотор «Стрела-5»
Низкие характеристики двигателя Arrow-5 были обусловлены его упрощенной конструкцией. В его основе лежал поршнево-цилиндровый механизм с кривошипами и шатунами. Механизмы имели унифицированные детали и использовались для мотоцикла «Ковровец». Двигатель представляет собой 1-цилиндровый двигатель с двухтактным режимом работы.
Лодочный мотор «Стрела-5
Двигатель был установлен на верхней части дейдвудной трубы, а коробка передач — ниже, и поддерживал только один режим работы. Редуктор был коническим, а пропеллер был установлен сверху. В отсутствие насоса охлаждающая жидкость поступала непосредственно в «кожух» цилиндра. Давление для перекачки воды создавалось пропеллером.
Конструкция включала поршневой регулятор потока смеси в картере, систему, аналогичную той, что используется в мотоциклах. Из-за этого устройства мощность была низкой, и возникали трудности с запуском.
О заводе-производителе
Куйбышевский завод имени Фрунзе начал работу в 1912 году. Завод специализировался на производстве двигателей для автомобилей, самолетов, лодок и мотоциклов.
Первоначально лодочные моторы производились только для компаний, они не поступали в свободную продажу, и только в 1953 году они поступили на рынок, где их мог купить любой желающий. В 1965 году производство лодочных моторов было прекращено, так как другие заводы начали массовое производство этой конструкции. В 1994 году завод был приватизирован и преобразован в акционерное общество под названием ОАО «Самарский научно-технический комплекс «Двигатели НК». После этого завод несколько раз переименовывался и сейчас уже является открытым акционерным обществом под названием «Объединенная двигателестроительная корпорация».
Технические характеристики
В интернете до сих пор можно найти инструкции по эксплуатации лодочного мотора Arrow, но актуальность этой информации невелика, поскольку к середине 1990-х годов запас ремонтных деталей был исчерпан, и сегодня существуют только отдельные узлы устройства. Они выжили благодаря бережному обращению и поиску похожих деталей от аналогичных моделей.
Особенности лодочного мотора «Стрела-5»:
- Мощность — 5 л.с,
- количество остановок — 2,
- цилиндры — 1 шт,
- чистый объем — 175 см3,
- число оборотов — 3700 об/мин,
- размер цилиндра — 62 мм,
- ход поршня — 58 мм,
- ступень давления — 5±0,2,
Технические характеристики лодочного мотора «Стрела-5
- Способ управления — дистанционный,
- метод розжига — ручной,
- смазка — подвергается процессу смешивания,
- объем топлива — 2,5 литра, объем топливного бака — 2,5 литра, способ установки,
- расход топлива на полной скорости — 2,1 л/ч,
- тип зажигания — Magneto ML-10K,
- тип вилки — A-11-U,
- тип карбюратора — К-33, работает по поплавковому методу,
- масса — 24 кг.
Двигатель хорошо работает при использовании бензина А66 и А70, в который необходимо добавить около 5% Autol AKP10. Бензин можно заменить парафином.