Засорение каталитического нейтрализатора и, соответственно, возможность его очистки присадкой можно определить самостоятельно и без разборки с помощью манометра. Необходимо измерить противодавление на входе в каталитический нейтрализатор. Это можно сделать различными способами.
Как правильно прочистить катализатор автомобиля?
Для нейтрализации токсичных газов, выделяемых двигателем внутреннего сгорания, на выходе из выпускного коллектора установлен каталитический нейтрализатор. Хотя срок его службы составляет около 150 000 километров, его замена обходится довольно дорого — запасная часть стоит очень дорого. Возникает логичный вопрос, можно ли очистить каталитический нейтрализатор и тем самым продлить ресурс. Ответ: Чистка возможна, но нет гарантии положительного результата. Эта проблема широко распространена и требует дальнейшего изучения.
Устройство, напоминающее резонансную камеру, представляет собой сосуд с двумя соединительными частями. Внутри находятся тонкие керамические соты, покрытые слоем катализатора на основе драгоценных металлов (отсюда и высокая цена сменной детали). Выхлопные газы забивают ячейки сажей и углеродистыми отложениями, так что каталитический нейтрализатор постепенно становится непроходимым.
Очистка или промывка каталитического нейтрализатора имеет смысл в таких случаях и продлевает срок службы этого элемента:
- Если процедура проводится в качестве профилактической меры, задолго до возникновения проблемы.
- Если соты не повреждены, а просто забиты сажей (начальная стадия износа элемента).
- Когда керамическая структура не плавится из-за использования этилированного бензина.
В других случаях необходимо заменить нейтрализатор в автомобиле на новый или установить более дешевый пламегаситель и правильный эмулятор лямбда-датчика.
Закупорка проходной части элемента характеризуется следующими симптомами:
- двигатель теряет мощность, ускорение становится вялым,
- увеличивается расход топлива,
- трудности с запуском двигателя,
- двигатель без причины перестает работать на холостом ходу.
На автомобилях, оборудованных двумя лямбда-датчиками, проблема отображается на дисплее «Check Engine» на приборной панели водителя. Электронная система обнаруживает снижение эффективности нейтрализации и выдает ошибку.
Чтобы убедиться в этом, можно использовать персональный автомобильный сканер ODB-2. Например, мы можем порекомендовать модель Scan Tool Pro Black Edition корейского производства.
Следующие ошибки указывают на проблему с нейтрализатором: P0430, P0420. Вы также можете использовать этот автоматический сканер для мониторинга показаний двух детекторов Lambo, других датчиков и прочего в режиме реального времени. Он совместим с большинством автомобилей, начиная с 1993 года, и прост в использовании. В умелых руках этот прибор может заменить полный диагностический тест в СТО и сэкономить вам стоимость визита в СТО.
Для успешной очистки каталитического нейтрализатора важно поймать керамический наполнитель до того, как он износится. Отсюда рекомендация — лучше промыть элемент заранее, не дожидаясь тревожных сигналов. Процедура требует минимальных усилий и финансовых затрат со стороны владельца автомобиля.
Способы очистки и применяемые средства
Для очистки каталитического нейтрализатора от масляных отложений и нагара автовладельцы и автосервисы используют 3 метода:
- Профилактическая очистка моющим средством производится на протяжении 70-100 тысяч километров пробега без снятия с автомобиля.
- Механическая очистка проводится в течение 70-70 лет после окончания срока службы автомобиля, без использования двигателя автомобиля.
- Многократная стирка.
Последние два варианта включают разборку и частичную разборку нейтрализатора.
Для профилактического обслуживания каталитических нейтрализаторов в продаже имеются специальные жидкости, такие как Hi-Gear HG3270. Средство просто заливается из бутылки в топливный бак, и автомобиль едет как прежде. Удаленная сажа покидает автомобиль вместе с выхлопными газами.
Для механической очистки требуется компрессор и мелкая наждачная бумага. Этот метод не является успешным, поскольку удаляется только внешняя грязь, а часть сажи остается глубоко в керамических сотах.
Обычно для очистки снятого нейтрализатора используется химическое средство в виде аэрозольной жидкости, например, ABRO, которая применяется для очистки карбюраторов.
На практике было показано, что жидкость не повреждает точное покрытие каталитического нейтрализатора. Иногда автомобилисты на свой страх и риск используют парафин, этанол и другие химические вещества, но лучше не прибегать к таким народным средствам. Неизвестно, как они влияют на дорогостоящий компонент конкретного автомобиля.
Инструкция по обслуживанию
Профилактическая очистка каталитического нейтрализатора с помощью Hi-Gear и аналогичных средств предполагает опорожнение бутылки непосредственно в бак перед заправкой автомобиля. Никаких дополнительных действий не требуется — керамические соты элемента очищаются во время движения, а грязь выбрасывается через выхлопной канал.
Чтобы самостоятельно очистить или промыть засорившийся каталитический нейтрализатор, его необходимо разобрать. Загоните автомобиль в яму, отсоедините лямбда-зонды в автомобиле и открутите хомуты, крепящие устройство к выхлопной трубе или коллектору. Действуйте следующим образом:
- Тщательно продуйте каталитический нейтрализатор компрессором с обеих сторон под давлением 7-9 бар.
- Заполните керамические соты пеной для промывки карбюраторов ABRO и залейте средство через обе форсунки.
- Заверните нейтрализатор в ткань и подождите 20 минут.
- Тщательно промойте внутреннюю сетку элемента под напором горячей воды и продуйте ее компрессором.
- Повторите процесс еще раз, высушите катализатор и проверьте, видны ли керамические соты внутри. Установите устройство на место в автомобиле.
Примечание. На некоторых моделях автомобилей лямбда-датчик устанавливается непосредственно в корпус нейтрализующего элемента. Перед промывкой открутите датчики и удалите нагар механическим способом.
Если каталитический нейтрализатор нельзя очистить с помощью аэрозольной пены, вам больше нечего терять. Смочите элемент в парафине или дизельном масле и оставьте на 12-24 часа. Чтобы подстраховаться, можно разбавить парафин небольшим количеством ацетона или 646 (соотношение примерно 4:1). Через день проведите очистку аэрозольным очистителем, как описано выше.
Механическая очистка производится с помощью мелкой наждачной бумаги и периодической продувки компрессора. Внешняя решетка очищается аккуратно и с легким нажимом, чтобы не сломать чувствительную керамику. Удалить сажу из внутренних полостей этим методом невозможно.
Нередко владельцы автомобилей вместо промывки протыкают грязные соты металлическим предметом, чтобы освободить путь для выхода выхлопных газов. Эти крайние меры можно применять только в том случае, если вы испробовали все средства для смывания и потерпели неудачу.
Внимание: Езда с негерметичным каталитическим нейтрализатором вредна не только для окружающей среды, но и для кошелька: лямбда-датчик «видит» неочищенные выхлопные газы, и блок управления переходит в аварийный режим с повышенным расходом топлива. Для решения проблемы необходимо установить «обезьянку» в кислородный датчик, что влечет за собой дополнительные расходы.
На некоторых моделях каталитический нейтрализатор является частью выпускного коллектора, и чтобы добраться до фильтра, его нужно открыть с помощью абразива.
Подготовка и проведение процедуры
Что необходимо сделать для очистки каталитического нейтрализатора?
- Определите, сколько их установлено в автомобиле.
- Определите, сколько их у вас.
- Проведите осмотр и проверку неисправностей, чтобы определить степень повреждения.
- Если загрязнение очень сильное, проведите комплексную очистку и промойте инжекторы и каталитический нейтрализатор.
- Обработайте загрязнения, которые не поддаются химической очистке, наждачной бумагой.
Чтобы продлить срок службы каталитического нейтрализатора, не заливайте в двигатель низкокачественное масло. Его следует приобретать только из списка одобренных производителем горюче-смазочных материалов. Некачественное топливо также сокращает срок службы выхлопной системы.
Контрольная лампа «Проверка двигателя» загорается, если на СТО не была должным образом очищена прокладка каталитического нейтрализатора. Каталитические преобразователи стоят дорого, но следует удержаться от соблазна удалить их из системы, так как это может повлиять на нормальную работу автомобиля в целом; кроме того, на рынке существует множество китайских подделок, поэтому целесообразно оставить оригинальный блок в автомобиле и по возможности продлить срок его службы. После очистки каталитического нейтрализатора срок его службы будет продлен на одну-две замены масла.
Как снять катализатор
Этот выхлопной фильтр в большинстве случаев устанавливается на заводе непосредственно на выпускной коллектор, хотя на более современных автомобилях можно приобрести несколько фильтров. Для контроля работы каталитического нейтрализатора перед каталитическим нейтрализатором расположен лямбда-датчик.
Для снятия этого компонента вам понадобятся:
- Подъемник или воздушный лифт.
- Специальный ключ для снятия лямбда-датчиков.
- Вставки Torx.
- Отбойный молоток.
- WD-40 — это средство для очистки суставов.
Чтобы добраться до детали, необходимо загнать автомобиль на эстакаду или подъемник, так как потребуется снять большую часть выхлопной системы. Перед снятием датчика необходимо открутить его специальным гаечным ключом, так как обычным ключом к нему не подобраться, не повредив проводку. Для лучшего доступа к фильтрующему элементу необходимо снять выпускной коллектор и впускной шланг выхлопной системы. Для этого обработайте фланцевые соединения WD-40 — это облегчит их откручивание. На старых автомобилях гайки могут быть настолько затянуты, что их невозможно открутить: срежьте их болторезом. Когда все соединения ослаблены, каталитический нейтрализатор можно снять с автомобиля.
В некоторых моделях каталитический нейтрализатор является частью выпускного коллектора, и для доступа к фильтру его необходимо вскрыть болторезом.
Чистка катализатора наждачной бумагой
После извлечения компонента проводится тщательный осмотр. Если обнаружено, что деталь не слишком загрязнена, ее можно очистить мелкой наждачной бумагой.
Для очистки необходимы следующие инструменты:
- Наждачная бумага,
- маленькая лампа,
- воздушный компрессор.
Перед очисткой важно знать, что соты фильтрующего элемента изготовлены из керамики и легко деформируются под нагрузкой, что может привести к неисправности всего каталитического нейтрализатора. Удары о соты невозможно устранить, не повредив их, поэтому необходимо приобрести новый каталитический нейтрализатор. На выходе из каталитического нейтрализатора находится индикатор, который показывает, насколько хорошо видны соты. Фильтр очищается от сажи медленными, осторожными движениями. Когда все соты очищены, сжатый воздух продувается через каталитический конвертер с помощью компрессора.