Следует также отметить, что в случаях, когда блок управления обнаруживает неисправность в системе охлаждения, вентилятор может работать сразу после включения зажигания, даже если двигатель холодный. Эта функция присутствует только в некоторых моделях и предназначена для защиты устройства от перегрева, так как постоянно работающий вентилятор снижает температуру.
Постоянно работает вентилятор охлаждения на ВАЗ 2114 — ТОП 5 причин
Проблему с вентилятором системы охлаждения можно обнаружить по быстрому повышению температуры охлаждающей жидкости. На приборной панели автомобиля появится предупреждающее сообщение о повышении температуры охлаждающей жидкости. Водитель должен выключить двигатель и подождать, пока он остынет, после чего продолжить осторожное движение. Обратите внимание, что не рекомендуется эксплуатировать автомобиль при неработающем нагнетателе, так как существует риск повреждения головки блока цилиндров, что в любом случае приведет к трудоемкому и дорогостоящему ремонту. Эти неисправности можно также обнаружить при визуальном осмотре радиатора и вентилятора. Если вентилятор не включается при значительном повышении температуры охлаждающей жидкости, это может указывать на то, что устройство имеет несколько неисправностей.
Причин отказа вентилятора может быть несколько:
- Неисправный датчик температуры.
- Потерян контакт на штекере датчика температуры.
- Открытая проводка.
- Проблема с реле.
- Перегорел предохранитель.
- Неисправный двигатель вентилятора.
Негерметичность прокладки ГБЦ
Данная проблема является одной из самых редких причин перегрева двигателя на автомобилях ВАЗ 2114. Когда это происходит, перегрев является незначительным симптомом, который может сопровождаться рядом других симптомов:
- Утечка масла под головкой блока цилиндров,
- неравномерная работа двигателя и низкая компрессия,
- повышенная утечка масла, шум двигателя и дроссельной заслонки, черный выхлоп.
В этом случае лучшим решением будет замена прокладки головки блока цилиндров. В худшем случае потребуется капитальный ремонт двигателя с очисткой всех внутренних каналов охлаждения.
Когда двигатель нагревается — само по себе не опасно, но чревато последствиями. Длительное движение при повышенных рабочих температурах изначально приводит к потере свойств резиновых деталей: Уплотнения штока клапана и поршневые кольца. Это увеличивает расход масла и приводит к неровной и грязной работе двигателя. Все это приводит к дорогостоящему ремонту.
Последствия сильного перегрева еще более серьезны: головка блока цилиндров и блок цилиндров деформируются, иногда они даже ломаются. Двигатель, переживший такую ситуацию, уже не подлежит ремонту.
Необходимый инструмент
Выбор используемого инструмента напрямую зависит от типа повреждения. Часто достаточно открыть блок реле и заменить перегоревший предохранитель на новый, чтобы вентилятор снова заработал. В случае серьезных неисправностей, когда вентиляторы автомобиля Ваз 2114 не включаются, необходимо снять охладитель, снять вентилятор или заменить реле и соответствующие температурные датчики. Для снятия вентилятора вам понадобятся:
- Крестообразная отвертка.
- Ключ Torx 8 и 10.
Иногда коды ошибок остаются в памяти блока управления даже после ремонта. Они могут привести к тому, что вентилятор перестанет работать должным образом, а также могут появиться на бортовом компьютере. Для восстановления работы их необходимо удалить. Это можно сделать двумя способами.
Устройство и принцип работы вентилятора
Прежде чем приступить к ремонту вентилятора, важно понять, как он установлен в системе охлаждения. Для этого лучше всего использовать следующую простую схему, на которой цифрами обозначены следующие основные части:
- — Радиатор.
- — Ниже приведены основные цифры, которые вы должны знать.
- — Двигатель вентилятора.
- — Защитный кожух.
- — Крыльчатка вентилятора.
- — Демпфирующая прокладка.
- — Пробка для слива охлаждающей жидкости.
Кроме того, очень полезной является электрическая схема системы охлаждения, приведенная ниже:
Как вы видите, запуск вентилятора охлаждения управляется реле, которое включается, как только поступает сигнал от датчика температуры.
Когда жидкость в охладителе достигает определенной температуры, датчик температуры замыкается и включается вентилятор.
Когда температура охлаждающей жидкости в радиаторе опускается ниже определенного значения, датчик размыкается, и вентилятор автоматически отключается. Однако, как уже говорилось, это не всегда так.
Рассмотрим же их по порядку.
Замыкание
Первая и наиболее распространенная причина этой неисправности — короткое замыкание (или, чаще, переплавление) проводов, идущих к вентилятору. В результате этого короткого замыкания цепь активируется независимо от работы датчика температуры и реле. Обнаружить такую неисправность очень просто — достаточно соединить все кабели и проверить, не закорочены ли они (в некоторых случаях факт сплавления кабелей можно даже обнаружить визуально при осмотре).
Если «тесты» не помогают, следует продолжить поиск причины, т.е. проверить реле вентилятора. Самый простой способ — снять реле и заменить его новым той же модели.
Хотя цена этого устройства невысока, вы можете полностью избежать покупки нового реле. Достаточно одолжить его на несколько часов у знакомого автомобилиста — владельца ваз 2114 — и вернуть после проверки.
Если после замены вентилятор снова работает нормально, то старое реле действительно неисправно, и вам необходимо купить и установить новое. Если нет, стоит проверить датчик температуры.
Термодатчик
Датчик температуры (также называемый датчиком температуры охлаждающей жидкости или GTC) — это устройство, которое сообщает электронике температуру охлаждающей жидкости. Как уже упоминалось, он обеспечивает включение и выключение вентилятора в зависимости от температуры в холодильнике. Конечно, неисправный датчик температуры является распространенной причиной того, что вентилятор ваз 2114 не выключается.
В этом случае система «думает», что температура жидкости постоянно высокая и не падает (так как датчик колеблется до максимума), поэтому нет команды на отключение вентилятора. Для решения этой проблемы необходимо также приобрести новый датчик и установить его на место старого. Если вентилятор работает правильно, причина кроется в датчике. Если это не так, последней возможной неисправностью является электронный блок управления.
Когда мы говорим о перегруженном датчике температуры, необходимо учитывать очень важный момент. Если вентилятор охлаждения работает непрерывно и температура на приборной панели соответствует норме, вы можете продолжать движение на автомобиле. Если вентилятор не выключается и приборная панель показывает закипание охлаждающей жидкости, следует немедленно прекратить движение и провести полную диагностику системы охлаждения. Это поможет предотвратить перегрев и повреждение двигателя.
Электронный модуль
Как уже говорилось, если все остальные элементы цепи в порядке, но вентилятор все равно не выключается, необходимо проверить последнее важное звено — электронный блок. Стоит отметить, что это удается довольно редко, но иногда это все же происходит.
В этом случае вариантом решения подобной проблемы может быть либо полный сброс всех неисправностей в блоке, либо его перепрограммирование. Поскольку в домашних условиях это сделать сложно, лучше всего нанять автосервис.
Дополнительные рекомендации
При желании можно установить дополнительную кнопку, включающую и выключающую вентилятор.
Для этого вам понадобятся:
- Купите кнопку (или тумблер) и разместите ее в любом удобном месте (можно даже под крышкой),
- Сделайте ответвление от провода, идущего от положительного аккумулятора к реле вентилятора, припаяв еще один провод,
- Подключите этот провод к первому контакту кнопки,
- Подключите второй контакт кнопки к ноге реле, от которой идет «плюсовой» провод к вентилятору.
Благодаря этой простой системе вы можете управлять вентилятором вручную.
Теперь, когда вы знаете, как устроен вентилятор холодильника, можно перейти непосредственно к вопросу о том, что является причиной выхода вентилятора из строя. Итак, давайте разберемся, почему устройство не включается:
Реле
Часто вентилятор охлаждения не выключается из-за неисправного реле вентилятора. Он устанавливается во вспомогательный монтажный блок четверки. Этот блок расположен на подставке для ног пассажира и имеет декоративную крышку.
Для обнаружения его неисправности не обязательно использовать тестер. Достаточно на несколько минут взять аналогичный предмет у владельца такого же автомобиля и поставить его на место своего. Если вентилятор работает нормально, реле неисправно и его необходимо заменить. Он стоит недорого, и вы можете заменить его самостоятельно.
ДТОЖ
Вентилятор радиатора автомобиля ВАЗ 2114 может не отключаться из-за неисправности датчика температуры охлаждающей жидкости. Это устройство передает информацию о температуре антифриза в ЭБУ. Если она превышает 101 градус, включается вентилятор для ее охлаждения. Если датчик температуры охлаждающей жидкости поврежден, электроника получит ложный сигнал. Датчик установлен на головке блока цилиндров у впускного коллектора.
Проверять датчик не обязательно. Вы можете взять заведомо неисправную деталь и оценить работу системы. Если он работает как положено, датчик следует заменить. Иногда повреждение компонента можно определить визуально.
При осмотре этого компонента рекомендуется проверить провода и их соединения. Иногда причиной неисправности является плохой контакт или неисправная проводка. В этом случае соединения очищаются от загрязнений и восстанавливается целостность кабелей.
ЭБУ
Если диагностика всех остальных элементов не помогла, причиной неисправности является неисправность электронного блока управления. Однако так бывает нечасто. Не всегда возможно самостоятельно найти неисправность. Если самодиагностика не увенчалась успехом, следует обратиться на станцию техобслуживания.
Если блок управления поврежден, его необходимо заново прошить, а все повреждения устранить или заменить. Эта работа должна выполняться квалифицированным электриком. Если вы неопытны, это не рекомендуется. Устройство стоит недешево, но, к счастью, его редко приходится заменять. Существуют также некоторые другие, очень редкие причины, по которым вентилятор не может быть отключен. В отличие от описанных выше неисправностей, их обычно можно обнаружить и устранить только в ремонтной мастерской.