Итак, рассмотрим схему вентиляции и охлаждения компьютера. Ведь у многих новичков при самостоятельной сборке компьютера возникает вопрос «Куда должен дуть вентилятор» или «В какую сторону должен крутиться кулер». На самом деле это действительно важно, ведь правильно организованная вентиляция внутри компьютера — залог его надежной работы.
В какую сторону должен крутиться вентилятор охлаждения
В этой статье мы не можем обойти вниманием вопрос о том, куда дует интересующий нас механизм. Именно его задают экспертам и коллегам-автолюбителям пользователи на десятках и сотнях форумах, посвященных обслуживанию транспортных средств. На самом деле ответ на него очень прост.
Само назначение охлаждающего устройства и принцип его работы, описанный выше, говорит нам о том, что дует он исключительно на двигатель, засасывая холодный воздух через радиатор.
Если в вашем автомобиле поток воздуха направлен не на мотор, а на радиатор, это означает только то, что вентилятор неправильно подключили после технического обслуживания либо выполнения ремонтных работ. Вероятнее всего, просто-напросто спутали клеммы. Следует установить их правильно, и больше никогда не задаваться вопросом, куда вентилятор должен направлять поток охлажденного воздуха.
Ошибки в охлаждении компьютера
Часто новички во время сборки ПК совершают ряд ошибок при проектировании системы охлаждения. Если она работает неправильно, то будет малоэффективной и бессмысленной в плане траты денег.
Потому, главное правило установки — знать, куда дует кулер. Самые распространённые ошибки в охлаждении компьютера:
- Вы установили только задний вентилятор, который работает на «вдув». Тёплый воздух, который при выходе из блока питания возвращается в корпус, и компоненты в нижней части будут перегреваться.
- В корпусе только один передний кулер, работающий на «выдув». Пониженное давление приводит к образованию большого количества пыли. Отвод тепла не происходит, вентиляторы работают на максимуме, комп греется и шумит.
- Кулер, расположенный сзади, работает на вдувание воздуха, а передний — на выдувание. Теплый воздух поднимается только вверх, а внизу он холодный. Неправильная циркуляция приводит к перегреву, и эффект будет как в предыдущем пункте: много шума, и быстрый износ компонентов.
- Оба кулера работают на вдув. Вентиляторы работают на износ, быстро выходят из строя и тянут за собой остальные комплектующие. Из такого расположения вентиляторов, как видим, тоже толку ноль.
- Оба кулера выдувают воздух. Такая ситуация самая опасная для компьютера или ноутбука! Давление в корпусе пониженное, воздух циркулирует плохо, все платы перегреваются и выходят из строя. Со временем, машину можно будет выбросить на помойку.
По итогу статьи хочу сказать, что вентиляторов в корпусе много не бывает. Чем их больше, тем ниже температура внутри системного блока. Но каждый последующий увеличивает шум в комнате.
В какую сторону должен дуть вентилятор на радиаторе видеокарты
Кулер (вентилятор) размещенный на процессоре или видеокарте предназначен для локального охлаждения конкретного элемента. Поэтому здесь не учитывается общая циркуляция воздуха в корпусе. Вентилятор на кулере должен продувать воздух через радиатор, тем самым охлаждая его. То есть вентилятор на кулере процессора должен дуть в сторону процессора (продувать радиатор!).
На некоторых моделях кулеров вентилятор устанавливается на вынесенный радиатор. В этом случае лучше его ставить так, чтобы воздушный поток направлялся в строну задней стенки корпуса либо вверх в сторону блока питания.
На простых видеокартах кулер вдувает воздух сверху внутрь на радиатор видеокарты. На большинстве мощных видеокарт кулер представляет из себя радиатор и крыльчатку и гонит его по кругу. В этом случае через одну половину радиатора воздух засасывается, а через другую выдувается.
Формулировать этот вопрос можно по-разному. Если обрезать коннекторы на проводах и скрутить их последовательно, это в два раза уменьшит напряжение каждого и соответственно скорость вращения. Так подключать можно, если вы знаете, что делаете.
Какой стороной ставить вентилятор в разных частях корпуса
Перед осуществлением монтажа вентилятора необходимо изучить все возможные места для установки. На заднюю часть корпуса охладительное устройство можно ставить в том случае, если другого места нет. В данном случае целью монтажа является вентиляция блока питания. Следовательно, кулер следует установить рядом с ним и направить воздух наружу.
Если в компьютере имеется подходящее установочное место непосредственно на передней панели, ставить вентилятор лучше туда. Необходимо проследить, чтобы он обеспечивал поток воздуха внутрь. Свежий воздух будет интенсивно поступать внутрь и охлаждать комплектующие ПК.
Если компьютер имеет места для возможной установки и спереди, и сзади, можно создать очень эффективную вентиляционную систему. Кроме отличного охлаждения, данный вариант имеет еще несколько плюсов. Создаваемый сквозняк будет препятствовать оседанию пыли, стабилизируется давление внутри корпуса, что понизит уровень шума.
Если неправильной стороной ставить вентилятор
Если обратной стороной поставить «задний» вентилятор, он нарушит предусмотренное движение воздуха. Он нарушает движение холодного воздуха снизу внутрь корпуса. Это означает, что ожидаемого охлаждения не произойдет.
Если вентилятор установлен спереди и ориентирован на «выдув», он перекроет воздух, который должен был попасть внутрь через решетку передней панели. Это также спровоцирует перегрев компонентов. Несомненно, внутри корпуса понизится давление, и пыль станет оседать на внутренних деталях. Осевшая пыль вызовет дополнительный нагрев элементов.
Другие ошибки монтажа
Если неверно разместить 2 вентилятора, сзади для работы на «вдув» и впереди на «выдув», в компьютерном корпусе появится замкнутое кольцо, состоящее из нагретого воздуха. Это кардинально нарушит вентиляцию и вызовет сильный перегрев элементов.
При ошибочном варианте, когда оба прибора работают на «вдув», образуется повышенное давление внутри компьютера. Это создаст повышенную нагрузку на сами вентиляторы и не обеспечит необходимое охлаждение составных частей ПК.
Если оба вентилятора включены на «выдув», нагретый внутренний воздух перестает должным образом циркулировать. Прекратится теплообмен, пыль может осаждаться внутри. Вместе с тем, упадет внутреннее давление. Это негативно отразится на температуре всех внутренних элементов.
Этот вариант тоже подходит только для тех корпусов, в которых найдется лишь одно посадочное место. Вентилятор нужно расположить на лицевой части корпуса ПК, но поставить на “Вдув”. Располагать деталь нужно так, чтобы она находилась напротив винчестера(ов), поскольку весь холодный воздух, что поступает в девайс, будет их обдувать.
Куда должен дуть вентилятор на радиаторе процессора?
Устройство компьютера довольно сложное – он состоит из множества блоков, каждый из которых выделяет много тепла. Перегрев любого из них может привести в лучшем случае к неправильной работе и аварийному выключению компьютера, в худшем – к выходу из строя. Особенно сильно нагреваются процессор, видеокарта, микросхемы северного и южного моста на материнской плате. Но и прочие узлы также греются – например, винчестер при активной работе нагревается весьма ощутимо. Поэтому компьютер нуждается в охлаждении.
Порядок установки вентиляторов в корпус компьютера.
Типичное воздушное охлаждение для компьютера
Самая распространённая и дешёвая система охлаждения, применяемая в компьютерах – воздушная, которая работает с помощью специальных вентиляторов. Для лучшего отвода тепла и увеличения теплоотводящей поверхности на самые важные детали ставят металлические радиаторы.
Вентилятор охлаждения двигателя – конструкция, типы устройства +
Вентилятор системы охлаждения двигателя представляет собой специальное устройство, которое обеспечивает обдув радиатора и разогретого мотора автомобиля посредством постоянного и равномерного отвода в атмосферу излишнего тепла.
Конструкция данного механизма, который нередко называют вентилятором радиатора, достаточно проста. В ней предусмотрено наличие одного шкива, на котором размещаются четыре и больше лопасти. По отношению к плоскости вращения они монтируются под определенным углом, за счет чего интенсивность нагнетания воздуха повышается (ниже мы расскажем, куда именно дует вентилятор).
Также в конструкции имеется привод. Он может быть: гидромеханическим; механическим; электрическим. Привод гидромеханического типа – это гидравлическая либо специальная вязкостная муфта. Последняя получает требуемое движение от коленвала. Такая муфта частично или полностью блокируется при повышении температуры заполняющего ее силиконового состава.
Само повышение температуры обуславливается увеличением нагрузки на мотор транспортного средства, которая возникает при увеличении количества оборотов коленвала. Вентилятор включается в тот момент, когда происходит блокировка муфты. А вот блок гидравлической муфты включается при изменении в ней объема масла. В этом заключается ее принципиальное отличие от вязкостного приспособления.
Под механическим понимают привод, выполняемый ременной передачей от коленвала двигателя. На современных автомобилях он практически не используется, так как для вращения вентилятора затрачивается значительная мощность ДВС (мотор отдает слишком много своих сил). А вот электропривод, наоборот, применяется очень часто. В его составе два основных компонента – система управления и электродвигатель вентилятора системы охлаждения двигателя.
Система управления отслеживает температуру, которую имеет мотор автомобиля, и обеспечивает функционирование механизма охлаждения. Электромотор привода подключен к бортовому компьютеру. Схема управления стандартного электрического привода состоит из:
- ЭБУ (электронный блок управления);
- температурного датчика, который следит за температурой охлаждающего состава;
- расходомера воздуха;
- реле (по сути, регулятор), по команде коего включается и выключается вентилятор;
- датчика для отсчета оборотов коленвала.
Исполнительным механизмом при этом является именно электрический мотор, обеспечивающий привод. Принцип работы озвученной схемы достаточно прост: датчики передают сообщения в ЭБУ; электронный блок, куда попадают сигналы, производит их обработку; после анализа сообщений ЭБУ запускает регулятор (реле) вентилятора.
В какую сторону крутится вентилятор радиатора
Подскажите пожалуйста. Вентилятор радиатора в какую сторону должен дуть? На. Двигатель или на радиатор?.В какую сторону должен крутиться вентилятор радиатора на ваз 2110.
Похожие статьи
22 comments on “ В какую сторону должен крутиться вентилятор радиатора на ваз 2110. Вентилятор радиатора в какую сторону должен дуть ”
Он тянет с улицы,через радиатор на двигатель.
Лолжен забирать тепло с радиатора.от радиатора на двигатель
Кирилл, в 13ке вентилятор дует на радиатор?! Удачи в ремонте
Кирилл, машина когда ездит обдув ветра откуда идёт? Так и же и вентилятор дует
Он должен лежать вместо запаски
От радиатора к мотора поток должен направлятся
Не важно куда, главное чтоб поток проходил через радиатор, а дует от него потому что иначе быстро сгорит эл. двигатель вентилятора, будет высокое сопротивление потока
На всех машинах которые у меня были карлсон дул на радиатор(06,99,2 нексии, хендай,тико, пежо 405)
Здорова всем! В какую сторону должен дуть вентилятор?на двигатель или на радиатор?
На то 1 отдал машину там делать не могут ПридетьсЯ самому
by Adminrive · Published 29.10.2014
Будьте прокляты гаишники
by Adminrive · Published 30.07.2015
Парни подскажите напровляйки супортов-меняються как
by Adminrive · Published 06.08.2016
ну для чего он нужен))что бы и охлаждать его)
На двигатель кудп еще то блин
сквозь радиатор вентилятор протягивает воздух тем самым охлаждает соты радиатора) а на двигатель толку дуть мало поэтому при езде радиатор охлаждается от набегающего потока но не двигатель
короче мнения разделились!
радиатор охлаждает встречный воздух! А ВЕНТИЛЯТОР двигатель! смысл дуть ему на радиатор ведь это получается встречный воздух! хрен поймешь!
Евгений, он протягивает воздух через радиатор. у тебя вопрос странно поставлен) если отвечать на него тогда получается что дует на двигатель… а так к работающему авто подойди спереди и при включении вентилятора охлаждения почувствуешь как воздух проходит сквозь решетку радиатора
ГОЛОВОЙ ПОДУМАЙТЕ ЗДРАВОМЫСЛЯЩИЕ))) или загуглите
Марсель, у меня сейчас десятка и вечно нагревается и не заводиться пока температура до 90 не упадет! вчера заметил что дует на двигатель! а на приоре у меня вроде по другому было!
Если в компьютере имеется подходящее установочное место непосредственно на передней панели, ставить вентилятор лучше туда. Необходимо проследить, чтобы он обеспечивал поток воздуха внутрь. Свежий воздух будет интенсивно поступать внутрь и охлаждать комплектующие ПК.
В какую сторону должны крутиться вентиляторы в корпусе?
В идеальном случае холодный воздух должен подаваться в корпус снизу спереди. Эта часть быстро забивается пылью и требует очистки пылесосом.
Горячий воздушный поток выдувается сверху и сзади, а также через блок питания. При установке вентиляторов учитывайте направление воздуха. Иначе, можно ухудшить охлаждение.
Жёсткие диски обычно ставятся внизу. Вентилятор перед ними должен вдувать воздух.
Видеокарты располагаются чуть выше. Кулер для их охлаждения нужно расположить в середине передней части также на вдув.
Некоторые корпусы предусматривают установку вентилятора на боковую крышку. Тогда он должен так крутиться, чтобы всасывать воздух внутрь и дополнительно охлаждать процессор и материнскую плату.
На корпусе кулера производитель всегда ставит стрелки, указывающие направление потока воздуха. Ориентируйтесь по ним при установке.
Посадочные места и способы подключения
Перед установкой, важно правильно выбрать размеры кулера. Для этого, измерьте правильно посадочные места между центрами крепежных отверстий. В этом вам поможет таблица.
Расстояние между отверстиями (мм) | Размер вентилятора (мм) |
32 | 40×40 |
50 | 60×60 |
71,5 | 80×80 |
82,5 | 92×92 |
105 | 120×120 |
125 | 140×140 |
154/170 | 200×200 |
Существует три варианта подключения:
Первые два подключаются к материнской плате, а третий напрямую к блоку питания.
У 3-пиновых моделей скорость вращения зависит от изменения напряжения. Возможен мониторинг скорости, однако ШИМ отсутствует. Часто такие вентиляторы работают на повышенных оборотах и издают больше шума.
Программно управлять скоростью вращения кулеров возможно только при разъемах 4-pin. Также можно выставить автоматическую регулировку в BIOS.
MOLEX исключает управление оборотами, так как питание поступает напрямую от БП. Но можно поставить переходник с резистором или реобас для принудительного постоянного уменьшения частоты вращения. Подробнее читайте в разделе управления скоростью.
Перед установкой кулера внимательно изучите инструкцию к материнской плате.
Если все разъёмы на материнской плате уже заняты, то дополнительные кулеры можно подключить с помощью разветвителя.
Можно ли устанавливать два вентилятора последовательно?
Формулировать этот вопрос можно по-разному. Если обрезать коннекторы на проводах и скрутить их последовательно, это в два раза уменьшит напряжение каждого и соответственно скорость вращения. Так подключать можно, если вы знаете, что делаете.
Соединить корпуса вентиляторов вместе по оси вращения для увеличения воздушного потока тоже можно. Но увеличение производительности в данном случае сомнительно. В теории производительность увеличивается на 20-30% при 2-х последовательно соединенных. На практике рекомендую купить более мощный вентилятор или подключить имеющиеся параллельно. Это легко, учитывая множество переходников в магазинах.
Они различны по конструкции и требуют разных подходов при установке вертушки охлаждения. Первые два вида крепления используются в кулерах для процессоров производства Intel. Крепление типа «кроватка» — исключительно для фиксации на материнках, работающих под управлением процессора AMD.
В какую сторону дует вентилятор радиатора
Здравствуйте уважаемые тойотоводы.Наступило лето, и вентиляторы под капотом все чаще начали оживать-напоминая о себе гулом.Так к чему это все-дело вот в чем:у меня тойота Алион 1zz мотор, заметил, что вентиляторы когда включаться гонят поток воздуха в перед, т.е от двигателя, причем от решетки радиатора идет горячий воздух.Вот мой вопрос-куда должен дуть вентилятор на радиаторе тойота алион?На двигатель или от?Просто как то сомнения вкрались мне в душу:)
Всем спасибо за оказанное внимание, разобрался с этой проблемой.На электромоторах есть стрелочки, один из движков вращался не в том направлении, поменял полярность и все ок.
Как именно поменяли полярность?
Дуть должен на двигатель и не как иначе
А из под капота теплый воздух это само собой. туда попадает холодный греется, ему же надо куда то деваться)
Может не на двигатель он должен дуть, а на радиатор?
как ни крути воздух должен затягивать с улицы)
При движении бедный вентилятор. ) он ведь борется со встречным воздушным потоком.
так блин это зависит от того где радиатор.если перед двигом (то есть сразу за бампером) то в радиатор.если после радиатора то от него
на двигатель, от радиатора
Никто не рассматривал вариант, что японцы могли сделать так, чтоб на стоячей машине дуло в другую сторону? — как вариант, не утверждение.
не вариант, хотя это же японцы, не китайцы))) китайцам я бы не удивился)))
Сейчас подумал-на крыльчатках должно быть отмечено в каком направлении они должны вращаться?
Никто не рассматривал вариант, что японцы могли сделать так, чтоб на стоячей машине дуло в другую сторону? — как вариант, не утверждение.
открой капот при включенном вентиляторе, дуть он должен внутрь к двигателю
Еще из-за чего засомневался-коллектор впускной, он пластиковый, если на него будет дуть горячий воздух плюс под капотам и так очень жарко, ему может быть хреново.
Без стороннего вмешательства электромотор полярность сам не поменяет и при желании тоже надо постараться, ибо фишку вставить иным образом невозможно, не перерезав провода. Саму же крыльчатку скорее всего тоже обратным образом поставить невозможно. При включении вентилятора создаются некие завихрения, которые вполне могут попадат через решетку вперед машины, так что для начала следует точно изучить суть вопроса, может все в норме и дует куда надо, аккуратно просунув руку возле двигателя попытаться ощутить поток, только в вентилятор не сунув пальцы, можно и без них остаться.
Подскажите пожалуйста. Вентилятор радиатора в какую сторону должен дуть? На. Двигатель или на радиатор?.В какую сторону должен крутиться вентилятор радиатора на ваз 2110.
Похожие статьи
Он тянет с улицы,через радиатор на двигатель.
Лолжен забирать тепло с радиатора.от радиатора на двигатель
Кирилл, водитель
Кирилл, в 13ке вентилятор дует на радиатор?! Удачи в ремонте
На водителя должен дуть
Кирилл, машина когда ездит обдув ветра откуда идёт? Так и же и вентилятор дует
Он должен лежать вместо запаски
От радиатора к мотора поток должен направлятся
Не важно куда, главное чтоб поток проходил через радиатор, а дует от него потому что иначе быстро сгорит эл. двигатель вентилятора, будет высокое сопротивление потока
На всех машинах которые у меня были карлсон дул на радиатор(06,99,2 нексии, хендай,тико, пежо 405)
Что такое кулер? Воздушная система охлаждения ПК |
Кулер (от англ. cooler) — дословно переводится как охладитель. По существу — это устройство, призванное охлаждать нагревающийся элемент компьютера (чаще всего центральный процессор). Кулер представляет из себя металлический радиатор с вентилятором, прогоняющим через него воздух. Чаще всего кулером называют именно вентилятор в системном блоке компьютера. Это не совсем правильно. Вентилятор — это вентилятор, а кулер — это именно устройство (радиатор с вентилятором), охлаждающее конкретный элемент (например, процессор).
Вентиляторы, установленные в корпусе системного блока компьютера, обеспечивают общую вентиляцию в корпусе, поступление холодного воздуха и вывод горячего наружу. Тем самым происходит общее понижение температуры внутри корпуса.
Кулер, в отличие от корпусных вентиляторов, обеспечивает локальное охлаждение конкретного элемента, который сильно греется. Кулер чаще всего стоит на центральном процессоре и видеокарте. Ведь видеопроцессор греется не меньше ЦП, а порой нагрузка на него гораздо сильнее, например, во время игры.
В блоке питания тоже стоит вентилятор, который одновременно служит как для охлаждения нагревающихся элементов в блоке питания, так как продувает через него воздух, так и для общей вентиляции внутри компьютера. В простейшем варианте системы охлаждения ПК именно вентилятор внутри блока питания обеспечивает вентиляцию воздуха внутри всего корпуса.
Полезный совет:
Хотя бы иногда узнавайте температуру компонентов ПК. Это поможет избежать многих лишних проблем. Сейчас есть множество бесплатных программ для этого. Например, EVEREST Ultimate Edition. Рабочая температура процессора не должна превышать 75 градусов, температура видеокарты во многом зависит от мощности модели. Для дорогих карт и 90-100 градусов может считаться нормальной температурой. Оптимальная температура для жесткого диска – 30-45 градусов.
В какую сторону должны крутиться вентиляторы в корпусе.
Итак, рассмотрим схему вентиляции и охлаждения компьютера. Ведь у многих новичков при самостоятельной сборке компьютера возникает вопрос «Куда должен дуть вентилятор» или «В какую сторону должен крутиться кулер». На самом деле это действительно важно, ведь правильно организованная вентиляция внутри компьютера — залог его надежной работы.
Холодный воздух подается в корпус из передней нижней части (1). Это нужно учитывать и при чистке компьютера от пыли. Нужно обязательно пропылесосить место, где засасывается воздух внутрь компьютера. Воздушный поток постепенно нагреваясь поднимается вверх и в верхней задней части корпуса выдувается через блок питания (2) уже горячий воздух.
Если вентилятор установлен спереди и ориентирован на «выдув», он перекроет воздух, который должен был попасть внутрь через решетку передней панели. Это также спровоцирует перегрев компонентов. Несомненно, внутри корпуса понизится давление, и пыль станет оседать на внутренних деталях. Осевшая пыль вызовет дополнительный нагрев элементов.
Несколько важных правил
1. Все работы по установке кулера производятся на отключенном от электрической сети компьютере!
2. Перед началом работ необходимо убедиться, что на вас или на самом ПК нет никакой статики. В идеале — работы нужно проводить в антистатическом браслете, а в его отсутствие достаточно на несколько секунд коснуться крупного металлического предмета (трубы отопления или самого корпуса системника, либо проводить работы в резиновых перчатках).
Важно знать! Статика губительна для электронных компонентов.
3. Большая часть кулеров с завода идет с нанесенным на площадку слоем термопасты или с пакетиком пасты в комплекте. Если в купленной вертушке этого нет, термопасту придется приобрести самостоятельно.
Как установить кулер с креплением на винтах
Система на винтовом соединении состоит из двух частей: самого радиатора с вентилятором и усилительной пластины (бэкплейт), служащей для распределения нагрузки на текстолит платы по всему пятну контакта.
Установку кулера с креплением на винтах нужно производить на снятой с корпуса ПК материнской плате.
1. С обратной стороны платы устанавливается бэкплейт. Важно убедиться, что сторона пластины, обращенная к материнке, имеет диэлектрический слой или выполнена из непроводящего электричество материала. Иначе выхода из строя материнки не избежать.
2. На процессор наносится слой термопасты.
3. Кулер устанавливается на кристалл процессора. При этом важно следить за совпадением элементов резьбового соединения.
4. Избегая перекосов, затягиваются винты
Для более надежного и равномерного крепления, винты рекомендуется затягивать по диагонали относительно друг друга.
Сама конструкция винта не позволит закрутить его сверх меры, но усердствовать все же не стоит.
5. Кулер подключается к разъему на материнской плате. Обычно он подписан как CPU_FAN.
6. После сборки остальных компонентов проверяется работоспособность системы охлаждения.
Ошибки и советы
Прежде чем разбираться в том, как поставить кулер на процессор, нужно его выбрать. Многие пользователи, неопытные по части компьютерных запчастей, допускают множество ошибок, которые будут представлены далее.
Далее стоит разобраться с потребляемой энергией, так как чем больше идет энергопотребление у процессора, тем мощнее потребуется кулер.
Не стоит экономить, когда дело касается охлаждения, так как от этого зависит срок эксплуатации не только процессора, но и всей системы.
Комиссионные магазины и покупки «с рук» никто не отменял, поэтому перед приобретением кулера, бывшего в использовании, стоит протестировать на месте и проверить комплектацию.
При установке башенного кулера не стоит забывать про усиливающую пластину, которая закрепляется на обратной стороне материнской платы. Она нужна для стабильной работы кулера.
Перед покупкой стоит также осмотреть разъем для питания процессорного кулера. Они бывают рассчитаны на три и на четыре контакта. Кулеры с 3 контактами постоянно работают в режиме максимальных оборотов вентиляторов. У кулеров с 4 контактами такой проблемы нет, так как дополнительный контакт дает возможность регулировать обороты вентилятора.
READ Как установить видеорегистратор на гранту видео
Система на винтовом соединении состоит из двух частей: самого радиатора с вентилятором и усилительной пластины (бэкплейт), служащей для распределения нагрузки на текстолит платы по всему пятну контакта.
Устройство вентилятора радиатора
Автомобильный вентилятор системы охлаждения ДВС имеет минимум четыре лопасти, которые закреплены на едином общем шкиве. Лопасти расположены под определенным углом относительно плоскости вращения. Это сделано для максимально эффективного забора и последующей подачи воздуха. Жестко установленных закономерностей в устройстве вентилятора нет, хотя наиболее распространенной стала такая конструкция, которая включает в себя крыльчатку на 8 лопастей.
Разновидности привода
Вентилятор радиатора может отличаться по конструкции привода. Существующие типы делятся на:
Механический привод
Такой привод представляет собой конструкцию, которая является по сути постоянным приводом от коленчатого вала силовой установки. Такой привод является простейшим и реализован при помощи ременной передачи. Основным недостатком механического привода является отбор мощности у агрегата, которая расходуется на обеспечение постоянного вращения вентилятора. Сегодня механический привод практически не используется в системах охлаждения на гражданских авто.
Гидромеханический привод
Данный тип привода представляет собой решение, которое реализовано путем установки вязкостной муфты (вискомуфты) или гидравлической муфты. Указанные муфты имеют постоянный привод от коленчатого вала двигателя. Для того, чтобы сохранить лопасти вентилятора в сохранности при работе ДВС на максимальных оборотах и высокой скорости вращения коленчатого вала, крыльчатку вентилятора соединяют со шкивом именно посредством гидро или вязкостной муфты. Встречается также определение термомуфты, которое применительно зависимо от особенностей конструкции.
Муфта может частично или полностью блокироваться под воздействием увеличивающейся температуры жидкости, которой она заполнена. Такой заполняющей жидкостью выступает силикон. Увеличение температуры происходит в результате повышения оборотов коленчатого вала и возрастающей нагрузки на двигатель. Муфта блокируется и начинается вращение вентилятора охлаждения. Гидравлическая муфта отличается по принципу устройства от вязкостной муфты и блокируется зависимо от количества масла, которое находится в муфте.
Получается так, что вискомуфта зачастую заполнена силиконовым гелем, который имеет способность к изменению своих свойств под влиянием температуры. В муфту заливают силиконовое масло в количестве около 30-и или 50-и мл. Блокировка муфты оказывает влияние на скорость вращения вентилятора независимо от частоты вращения коленвала ДВС. Если силовой агрегат выходит на режим высоких оборотов, тогда муфта замедляет вращение крыльчатки, тем самым оберегая вентилятор от разрушения при высокой скорости вращения. Главной задачей всех типов муфт, которые отличаются по принципу работы и конструктивным особенностям, является удержание скорости вращения вентилятора в строго ограниченных рамках. Вискомуфта обеспечивает такой диапазон оборотов, который необходим крыльчатке для наиболее эффективного охлаждения.
Как уже было сказано, вентиляторы с механическим приводом стали редким явлением, но полностью не исчезли. Такое устройство еще можно встретить на некоторых моделях авто, которые имеют продольно расположенный силовой агрегат. Еще одним сегментом автомобилей, в котором установка вентилятора с подобным типом привода является повсеместной и оправданной, оказываются мощные внедорожники. Такие машины способны преодолевать водные препятствия и подготовлены для эксплуатации в условиях крайне повышенной влажности. Дело в том, что любая электроника выходит из строя после контакта с водой, а вискомуфты являются полностью герметичными устройствами и не боятся влаги.
Вентилятор охлаждения с электроприводом
Электродвигатель вентилятора питается от бортовой сети транспортного средства. Существующие решения стоит разделить на:
Автомобили на раннем этапе конструктивно не имели электронных блоков управления. Активацию и отключение электромотора вентилятора системы охлаждения выполнял термовыключатель, который некоторые автолюбители путают с датчиком температуры. Датчик температуры зачастую встраивается в корпус блока цилиндров двигателя. Сигнал на приборную панель в салоне поступает именно от него, так как контроль температуры возле камеры сгорания намного важнее температуры ОЖ.
Термовыключатель аналогично задействуется при повышении температуры, но опирается на показания теромодатчика охлаждающей жидкости в радиаторе. Устройство работает в узком температурном диапазоне. Например, вентилятор активируется при температуре ОЖ 85 градусов по Цельсию, а его выключение произойдет при 70 градусах. Принцип работы устройства достаточно прост. Если температура поднялась выше заданного порога, тогда в термовыключателе смыкаются контакты, что и приведет к замыканию цепи питания вентилятора охлаждения. На электродвигатель подается ток, крыльчатка начинает вращаться. Снижение температуры до минимального порога приведет к тому, что контакты разомкнутся и вентилятор прекратит свою работу.
Примечательно то, что конструкцию электропривода вентилятора с термовыключателем можно установить практически на любой мотор. Схема управления вентилятором заметно сложнее в современных моделях с ЭБУ и включает в себя ряд элементов и исполнительных устройств, среди которых основные:
- датчик температуры ОЖ;
- ЭБУ;
- реле включения вентилятора;
- электродвигатель;
Температурный датчик измеряет температуру охлаждающей жидкости в силовом агрегате. Современные автомобили могут иметь сразу два датчика, которые установлены в разных местах. Один термодатчик ставят на выходе из мотора или в корпус термостата, другой ставится в патрубок на выходе из радиатора. Вентилятор управляется с учетом показаний обоих элементов и последующей оценкой разницы тех данных, которые поступают от датчиков. Для более эффективного управления задействованы также дополнительные устройства, среди которых стоит отметить датчик частоты вращения коленвала и воздухорасходомер. Показания этих датчиков необходимы для точного определения режима, в котором работает двигатель в определенный момент.
Комплекс сигналов от датчиков передается в ЭБУ двигателя, который производит их анализ и активирует реле включения вентилятора в нужный момент. Вентилятор работает ровно столько, сколько это необходимо для достижения оптимального температурного показателя применительно к конкретному режиму оборотов и нагрузки на ДВС.
Модели автомобилей, которые имеют климатическую установку, зачастую получают сразу два вентилятора. Для каждого из таких вентиляторов предусмотрена отдельная схема включения. Вентиляторы могут работать синхронно или по отдельности, что будет напрямую зависеть от температуры и условий эксплуатации ДВС. Реле включения вентилятора постепенно вытесняет специальный блок управления вентилятором для максимально эффективного контроля его работы.
Встречается также функция, когда реализовано автоматическое включение вентилятора уже после того, как двигатель заглушен. Это необходимо для предотвращения слишком резкого подъема температуры в ГБЦ сразу после остановки разогретого мотора, так как в результате происходит немедленное прекращения циркуляции охлаждающей жидкости в системе.
Распространенные неисправности и диагностика
Помните, что диагностировать неисправность вентилятора системы охлаждения стоит с предельной осторожностью, так как вращающаяся крыльчатка может серьезно повредить пальцы рук или другие части тела! Не редки случаи, когда неисправный вентилятор неожиданно приходит в движение!
Вентиляторы системы охлаждения устанавливаются как перед радиатором, так и за ним, со стороны моторного отека. Устоявшегося единого стандарта касательно места установки среди конструкторов не существует. Многие владельцы автомобилей также часто задаются вопросом о том, в каком направлении дует вентилятор. Бытует мнение, что он осуществляет обдув радиатора для лучшего охлаждения ОЖ. Стоить запомнить, что дует вентилятор исключительно на двигатель независимо от места его расположения. Установка перед радиатором никак не означает, что обдувается только сам радиатор. Изменение направления обдува недопустимо.
Любой электрический двигатель или вискомуфта разной мощности и технологии производства, а также электронный блок или регулятор, созданный для управления, не могут обеспечить 100% гарантию защиты от неисправностей. Проблема усугубляется еще и тем, что вышедший из строя вентилятор системы охлаждения силового агрегата немедленно повлечет за собой серьезные последствия в виде перегрева мотора. Даже контрольные приборы, созданные для своевременного информирования водителя в критический момент, выходят из строя. Контролировать состояние вентилятора и его исправность нужно с завидной регулярностью. В движении также стоит лишний раз взглянуть на указатель температуры на панели приборов при первой такой возможности.
Более простые системы с термовыключателем легко поддаются диагностике неисправностей. Что касается современных авто, тогда очень важно правильно определить не только саму поломку вентилятора, но и выявить вышедший из строя элемент в цепи из нескольких устройств. В самом начале диагностики нужно обнаружить проблему, по причине которой перестал работать вентилятор. Выйти из строя может любой из датчиков, блок управления или сам электрический мотор. Диагностировать неисправность вполне можно самостоятельно, придерживаясь приведенных ниже рекомендаций.
Системы с механическим приводом диагностируются быстро. Просто понаблюдайте за вентилятором, который должен вращаться постоянно. Если Вы видите вращение и лопасти крыльчатки целы, тогда ищите проблему в другом месте. Перегреваются двигатели с вискомуфтой из-за неисправного вентилятора только в том случае, если муфта не обеспечивает достаточной блокировки крыльчатки в режиме высоких оборотов коленвала. Результатом становится низкая скорость вращения вентилятора и такой обдув, который не соответствует нагрузке на мотор. Определить неисправность муфты можно путем анализа скорости вращения вентилятора на низких и высоких оборотах.
Если в автомобиле установлен электрический вентилятор охлаждения, тогда начните с контроля его работы. Когда вентилятор не включается при очевидном перегреве, можно воспользоваться следующим методом диагностики систем с термовыключателем:
- нужно отсоединить разъем термовыключателя, который зачастую ввинчен в нижнюю часть бачка радиатора;
- далее понадобится немного проволоки. Соблюдая осторожность, используем указанную проволоку в роли перемычки, которой необходимо замкнуть 2 гнезда отсоединенного разъема;