совмещая на такте сжатия в порядке работы цилиндров (1-5-4-2-6-3-7-8) риску на шкиве с метками 4—2, 6—3 и 7—8 ЯМЗ-238 на лимбе, регулируют клапаны остальных цилиндров.
Двигатель ямз 238 турбо технические характеристики и частые неиспавности
Двигатель ЯМЗ-238 заслужил славу очень надежного и неприхотливого в эксплуатации, благодаря чему запущенный в серию в начале 60-х годов мотор продолжает выпускаться на мощностях Ярославского моторного завода по сей день.
Современные модели ЯМЗ 238 соответствуют всем международным стандартам качества и европейским экологическим нормам, а его стоимость в несколько раз ниже, чем у его зарубежных конкурентов, обладающих схожими техническими характеристиками. Предназначен двигатель для большегрузных автомобилей «МАЗ», «КрАЗ», «Урал»; тракторов «Кировец» и «ЧТЗ»; комбайнов «Дон» и «Полесье»; другой спецтехники. Он обладает хорошими топливно-экономическими, эффективными и эксплуатационными характеристиками.
Технические характеристики ЯМЗ-238
Производство | ПАО «Автодизель», Ярославский моторный завод |
Марка двигателя | 238 |
Годы выпуска | 1962-н.в. |
Материал блока цилиндров | чугун |
Тип двигателя | дизельный |
Конфигурация | V-образный |
Количество цилиндров | 8 |
Клапанов на цилиндр | 2 |
Ход поршня, мм | 140 |
Диаметр цилиндра, мм | 130 |
Степень сжатия | 16.5 |
Объем двигателя, куб.см | 14866 |
Мощность двигателя, л.с./об.мин | 235/1700 240/2100 250/1900 280/2100 290/2000 300/1900 320/2100 330/2000 330/2100 330/2100 |
Крутящий момент, Нм/об.мин | 1108/1300 882/1500 1108/1300 1029/1500 1128/1400 1280/1300 1117/1500 1225/1400 1225/1300 1274/1200 |
Порядок работы цилиндров: | 1-5-4-2-6-3-7-8 |
Экологические нормы | Евро 0 Евро 1 Евро 2 |
Турбокомпрессор | К27-49 К36-87 ТКР 11 ТКР 122 |
Вес двигателя, кг | 1075 (ЯМЗ-238М2) |
Расход топлива при скорости 60 км/ч, л/100 км (для УРАЛ 4320) | 38 |
Расход масла, % к расходу топлива, до | 0.5 0.2 (Евро 2) |
Масло в двигатель: -летом -зимой (меньше +5° С) | М-10-Г2к М-8-Г2к |
Сколько масла в двигателе, л | 29 (атмосферный) 32 (турбированный) |
Замена масла проводится, часов | 500 1000 (Евро-2) |
Размеры, мм: — длина — ширина — высота | (ЯМЗ-238Б) 1315 1045 1070 |
Ресурс двигателя — по данным завода, часов — на практике, тыс. км | 8 000 800+ |
Блок цилиндров ЯМЗ-238
Блок цилиндров отлит из низколегированного серого чугуна. Служит основанием для монтажа всех деталей и узлов двигателя. Блок V-образный с углом развала 90º. Правый ряд цилиндров смещен относительно левого вперед на 35 мм, что обусловлено установкой на каждую шатунную шейку коленчатого вала 2х шатунов. Каждое цилиндровое гнездо имеет 2 соосных цилиндрических отверстия, выполненных в верхней и нижней плитах блока, по которым центрируется гильза цилиндра, в верхней плите имеется кольцевая проточка под бурт гильзы.
Головка блока цилиндров ЯМЗ-238
Головка цилиндров изготовлена из низколегированного серого чугуна и крепится к блоку шпильками, ввернутыми в блок цилиндров. Шпильки изготовлены из хромоникелевой стали и термически обработаны. Для обеспечения отвода тепла головка цилиндров имеет полость жидкостного охлаждения, сообщающуюся с полостью блока. Для обеспечения подвода топлива к форсунке в боковой поверхности головки имеются отверстия под трубки. В головке цилиндров размещены клапаны с пружинами, коромысла клапанов, стойки коромысел и форсунки.
Расход топлива дизельным мотором
Расход топлива ЯМЗ-238 на разных типах грузовых автомобилей непостоянен. Количество расходуемого установкой дизтоплива находится в строгой корреляции с весом транспортного средства, модификаций двигателя и прочими ключевыми параметрами. Потребность в «питании» ЯМЗ-238 на грузовом автомобиле КрАЗ или МАЗ будет отличаться от автобусов оснащенных такой же версией установки. Впрочем, проследить закономерность в количество расходуемой солярки различными типами авто вполне реально.
Расход топлива 238-м дизельным мотором на популярных транспортных средствах:
- КамАЗ 5320 – от 30 до 35 литров дизтоплива на 100 км;
- КрАЗ – от 38 до 42 литров в зависимости от модификации;
- МАЗ – от 33 до 40 литров на каждые 100 км пути;
- ЛиАЗ – от 28 до 32 литров в городском цикле.
Рассчитать максимально возможную потребность мотора в топливе для определенного автомобиля можно путем произведения показателя мощности модификации дизеля на удельный расход горючего. Полученный в теории показатель, как правило, на несколько процентов превышает реальный расход. Дело в том, что на практике силовой агрегат не постоянно работает на своем максимуме.
Также стоит учитывать, что отклонение от нормы потребления солярки на грузовых автомобилях увеличивается примерно на 1.5 литра с каждой тонной груза. Плюс ко всему, фактический показатель «аппетита» машины находится в тесной взаимосвязи с такими параметрами, как давление в шинах, качество дизтоплива и моторного масла. Удельный расход двигателя ЯМЗ 238 в час рассчитывается с учетом номинальной мощности транспортного средства. Модификация без турбонаддува мощностью 180 сил расходует на 20% топлива больше, нежели современные дизельные версии с турбонаддувом.
В случае резкого увеличения количества расходуемой грузовиком солярки, в первую очередь необходимо провести диагностику авто. На данный показатель значительно влияет общее техническое состояние транспортного средства
Если наблюдается значительное отклонение от нормы без объективных на то причин – погодные условия, высокая загруженность, – важно в кратчайшие сроки осмотреть автомобиль на предмет обнаружения различных дефектов. Низкое давление в системе, разбалансировка и отклоненное от нормы давления в шинах – все эти факторы вносят значительную лепту в общий показатель расхода топлива
Если в начале перемещения топлива в камере совпадение отметок ещё не состоялось, нужно отвернуть крепёжные болты, потом прокрутить полумуфту валика мотора на фланце в противоположном направлении кручения, затянуть обратно крепёжные болты, и снова проверить положение угла опережения впрыскивания топлива.
Холодная обкатка двигателя
Перед пуском стенда коленчатый вал необходимо несколько раз провернуть вручную, чтобы убедиться в исправности двигателя и в правильной его установке на стенде, проверить и при необходимости отрегулировать тепловые зазоры в клапанном механизме.
В процессе обкатки проверяется давление масла в системе, подача масла к подшипникам коромысел и герметичность уплотнения форсунок в головках цилиндров.
Стетоскопом прослушиваются шумы и стуки распределительных шестерен, шатунных и коренных подшипников, поршневых пальцев и поршней.
При обнаружении дефектов обкатка должна быть прекращена, а после устранения продолжена.
Режим холодной обкатки приведен в таблице.
По окончании холодной обкатки рекомендуется сменить масло в поддоне двигателя и промыть масляные фильтры.
Для промывки ротора центробежного фильтра отвертывают гайку 3 (см. рис. 6) колпака фильтра, снимают колпак 1 и ротор в сборе.
Ротор разбирают, удаляют с колпака 10 и ротора 11 осадок, промывают их В дизельном топливе.
Фильтр собирают в обратной последовательности, проверив состояние прокладки 15, чистоту отверстий сопел 22, состояние шайбы 2 и положение сетки 8.
Для промывки фильтра грубой Очистки масла нужно слить масло из Корпуса фильтра через отверстие, закрытое пробкой 2 (см. рис. 7), отвернуть болт 11 крепления колпака Фильтра, снять колпак 7, верхнюю крышку 8и фильтрующий элемент 5.
Снятый с двигателя фильтрующий элемент помешают на 3 ч в ванну с растворителем (бензином или четыреххлористым углеродом).
Через 3 ч элемент промывают мягкой волосяной щеткой, ополаскивают в чистом бензине или четыреххлористом углероде и продувают сжатым воздухом.
На время промывки устанавливаются технологические сменные фильтрующие элементы.
Режим холодной обкатки двигателей
Частота вращения коленчатого вала,
Продолжительность обкатки двигателя, мин
ЯМЗ-236, ЯМЗ-238, ЯМЗ-2З8А, ЯМЗ-238Г, ЯМЗ-238К
Горячая обкатка двигателя
Перед пуском двигателя необходимо отрегулировать угол опережения впрыска топлива.
Для этого проверяют взаимное положение меток на муфте опережения впрыска топлива и ведущей полумуфте валика привода топливного насоса (метки должны быть с одной стороны);
- — снимают трубку высокого давления первой секции ТНВД;
- — на штуцер первой секции насоса устанавливают моментоскоп.
Убедившись, что скоба регулятора находится в положении включенной подачи топлива, прокачивают топливом систему питания двигателя ручным подкачивающим насосом в течение 2—3 мин и вращают коленчатый вал двигателя по часовой стрелке (если смотреть со стороны вентилятора) до появления топлива в стеклянной трубке.
Вращать коленчатый вал можно за болт крепления шкива коленчатого вала или ломиком за отверстия в маховике при снятой крышке люка картера маховика.
Далее выливают излишки топлива из стеклянной трубки, встряхнув ее пальцем, провертывают коленчатый вал против хода примерно на 118 оборота и, медленно проворачивая коленчатый вал по часовой стрелке, внимательно следят за уровнем топлива в стеклянной трубке.
В момент начала движения уровня топлива в трубке прекращают вращение вала и проверяют взаимное расположение меток:
— риска на шкиве коленчатого вала должна находиться против риски с цифрой 20 на крышке 1 шестерен распределения (рис. 8, а) или риска с цифрой 20 на маховике 4 совпадать с указателем 3 на картере маховика (рис. 8, б).
У двигателя ЯМЗ-238К регулировочные риски совмещают с риской 14.
Если в момент начала движения топлива в трубке риски еще не совместились, необходимо, ослабив болты, развернуть муфту валика привода на ее фланце против направления ее вращения, затянуть болты крепления и вновь проверить установку угла опережения впрыска.
Несовпадение рисок должно быть не более одного деления.
Если в момент начала движения топлива в трубке риска уже прошла совмещенное положение, муфту валика привода необходимо развернуть по направлению ее вращения.
Смещение муфты валика привода относительно ее фланца на одно деление соответствует четырем делениям на маховике или крышке шестерен распределения.
После пуска двигателя проверяют герметичность всех соединений топливной системы двигателя.
Температура выходящей из двигателя воды должна быть 75 – 95˚ С, при этом разность температур воды, выходящей из правой и левой труб не должна превышать 5˚ С.
Температуру в указанных пределах рекомендуется поддерживать при помощи технологического радиатора.
Давление масла в магистрали при температуре 80 – 90˚ С должно быть 0,5 – 0,7 МПа (5 – 7 кгс/см 2 ) при номинальной частоте вращения коленчатого вала и не менее 0,1 МПа (1 кгс/см 2 ) при частоте вращения 500 мин -1 .
Выбрасывание и течь масла, воды и топлива, а также прорыв газов в местах соединений не допускаются.
Признаками брака не являются потение, образование масляных пятен и отдельных капель в местах сальниковых уплотнений, с падением не более одной капли в течением 5 мин, при любом режиме работы двигателя;
- — легкое потение без каплеобразования в местах разъемов и соединений;
- — выделение масла и конденсата через отводящую трубку системы вентиляции картера в количестве не более двух капель в 1 мин при номинальной частоте вращения коленчатого вала;
- — выделение топлива через дренажную трубку форсунок в виде капель, а также смеси топлива и масла из дренажной трубки корпуса ТНВд;
- — выделение воды и смазки из дренажного отверстия водяного насоса не более одной капли в 3 мин, а также капель воды при остановке двигателя;
- — незначительное потение без каплеобразования масла через микропоры на кольцевом ребре головки цилиндров.
МАЗ-64229 — трёхосный седельный тягач, предназначенный для работы в автопоезде с двухосным полуприцепом МАЗ-9398. Разработан для международных грузоперевозок. Рассчитан на эксплуатацию по дорогам с твёрдым покрытием. Колёсная формула — 4 на 6, привод — задний.
Номер двигателя ЯМЗ-238
Номер находится в районе маховика, слева.
Для переделки обычного атмосферного 238 в турбо можно оставить стандартные поршни, можно обойтись без масляных форсунок, просто поставить турбину ТКР 36-87 с коллекторами от ЯМЗ-7511, сделать маслослив и маслоподачу на турбину, поставить распылители 261, настроить ТНВД и ездить как есть. Так можно получить 280-300 л.с. Это даже будет ездить годами без проблем, но для более высокой надежности лучше заменить поршни на 238Б.
Чтобы проверить точность выставленного угла, зажимное устройство смещают проемом в верхнюю позицию и убирают крышку. При правильности выставления, во время вращения вала под углом 70 градусов, из проема покажется смазка. После закрывается крышка.
Моторные масла для дизельных двигателей ЯМЗ 238
Масло М8ДМ предназначена для использования в дизельных моторах. Основой для производства данного материала служит сернистая нефть. Чтобы улучшить полезные свойства, технические характеристики и увеличить эффективность данной смазки, в ее состав включены специальные добавочные вещества – высококачественные присадки. Это позволяет защитить рабочие узлы и детали силового агрегата от вредных воздействий коррозии, ускоренного износа, преждевременных деформаций, получаемых в результате резких скачков температур. При использовании моторного масла М8ДМ дизельный двигатель работает стабильно, плавно в течение всего эксплуатационного периода.
Моторная смазка М-10ДМ относится к высококачественным смазочным материалам малозольного типа. Данная марка рекомендована для использования в летний период. Сфера применения – дизельные моторы и двигатели, оснащенные турбонаддувом, работающие в тяжелых условиях повышенной сложности. При использовании масла данной марки в двигателях внутреннего сгорания без турбонаддува замечено резкое увеличение интервала между сервисными заменами смазочного материала.
Мало какой из дизельных моторов может похвастать таким солидным «послужным списком», как ЯМЗ-238. Этот двигатель стал «сердцем» многих тысяч знакомых всем и каждому грузовых автомобилей «МАЗ», «КрАЗ», «Урал»; тракторов «Кировец» и «ЧТЗ»; комбайнов «Дон» и «Полесье». А также большого количества всевозможной узкоспециализированной техники, катеров, дизельных электростанций. ЯМЗ-238 чрезвычайно надёжен и неприхотлив в эксплуатации, что и обеспечило ему «карьеру долгожителя»: запущенный в серию в начале 60-х годов мотор продолжает сходить с конвейера Ярославского моторного завода и сегодня. Несмотря на то, что в ассортименте завода появилось немало более современных его «преемников».
Всего в настоящее время в ассортименте завода, изложенном в актуальном официальном прайсе на сайте ЯМЗ, значатся 25 различных модификаций двигателя ЯМЗ-238. Целый ряд турбированных версий (серии ДЕ, для самосвалов и грузовиков, седельных тягачей МАЗ, КрАЗ, «Урал»; тракторов и лесовозов) доработаны до норм Евро-2. Всего же общий список модификаций данного мотора насчитывает 86 позиций.
Двигатель ЯМЗ 238 турбо
Двигатели ЯМЗ 238 турбо устанавливаются на автомобили моделей МАЗ 54322 и МАЗ 64227. Востребованность и популярность дизельных двигателей ЯМЗ 238 объясняется надежностью и высокими показателями мощности. Это обусловлено наличием восьми цилиндров. Также одно из преимуществ в эксплуатации — увеличенный ресурс двигателя ЯМЗ 238 на 15%. Это дает возможность пользоваться транспортом в холодную погоду.
Тяговые показатели двигателя ЯМЗ 238 — это большое преимущество, заключающееся в том, что у двигателя большая номинальная мощность при меньших оборотах коленвала. Кроме того, поскольку доступ ко всем узлам дизеля прост, это делает их удобными в обслуживании и эксплуатации.
Также можно экономить при эксплуатации мотора, за счет использования недорого моторного масла и трансмиссионного масла, это еще один плюс дизельного двигателя ЯМЗ 238. За счет повышенной приемистости дизеля, тяговые показатели машины также повышаются, что немаловажно при транспортировки тяжелых грузов.
Основные показатели ЯМЗ 238
ЯМЗ 238 — дизельный, 8-цилиндровый двигатель. Расположение цилиндров V-образное, турбонаддув, жидкостное охлаждение, непосредственный впрыск топлива, четырехтактный, с воспламенением от сжатия. На транспортном средстве установлен теплообменник типа «воздух-воздух» с промежуточным охлаждением наддувочного воздуха.
- Диаметр установленных цилиндров 130 мм.
- Объем рабочих цилиндров 14,86 л.
- Ход поршня 140 мм.
- Мощность двигателя 300 кВт (л.с).
- Частота вращения 2000 об/мин.
- Степень сжатия 16,5.
- Максимальный крутящий момент 1274 Н•м (или 130 кгс•м).
- Достигаемая частота при максимальном крутящем моменте 110-1300 об/мин.
- Минимально допустимый удельный расход топлива 195 г/кВт•ч (или 195 г/л.с.•ч)
- Используемое сцепление ЯМЗ-238ВК7
- Габариты двигателя — 2,26х1 и 0,45х1,10 м.
- Масса двигателя — 1615 кг.
- Модель генератора 1702.3771.
- Тип ТНВД 173.6-01.
- Применяется на самосвалах КрАЗ-7133Сб и КрАЗ-7133С4;
- Сдельном тягаче КрАЗ-64431.
Применение двигатель ЯМЗ 238
Двигатели ЯМЗ 238 турбо используют более чем в 300 изделиях российского, украинского и белорусского производств, включая такие машины: железнодорожные краны, самосвалы, путиремонтные машины. Так же устанавливают дизельные двигатели этой серии на автогрейдеры, трубоукладчики, промышленные машины и дорожно-строительную технику, включая фронтальные погрузчики; и используются в дизельных электростанциях. Выбросы отработанных газов двигателя, подходят под экологические стандарты Европы.
Чтобы точно определить, какой угол опережения должен быть выставлен, на футляре имеет два просвета для контроля, а на диске – ориентиры, расположенные в двух местах. Обозначения имеют маркировки в виде букв и цифр. Нижнее значение указывается цифрами 20, 15, 10, 5, а боковое – буквами А, Б, В, Г.
Настройка угла
Чтобы правильно провести калибровку, необходимо выполнить следующие действия:
- Осмотреть муфту опережения зажигания на плотность посадки. Если она села хорошо, затягивается шуруп клеммового вала.
- Шурупы зажимной системы отворачиваются. Отметки А и Б соединяются.
- Шурупы на приводе закрепляются.
- Оценивается место фиксации пластин. Допускается незначительное расхождение этого показателя в пределах 1 мм.
- Оценивается правильность выставления УОВТ. Для этого нужно прокрутить коленвал. Допустимое отклонение от нормы – 1 0 или одно деление.
- Обязательно проверяется уровень масла в ОВТ.
- Оценивается как выставлен угол впрыска горючего.
Чтобы проверить точность выставленного угла, зажимное устройство смещают проемом в верхнюю позицию и убирают крышку. При правильности выставления, во время вращения вала под углом 70 градусов, из проема покажется смазка. После закрывается крышка.
Как выставить угол опережения на маторе ЯМЗ-238
Ввиду многочисленных запросов наших Клиентов об установке угла опережения на ЯМЗ-238, мы решили подготовить для Вас небольшую памятку, в которой будет описан подробный процесс установки.
Первый этап в данном процессе необходимо отнести регулировке УОВТ в ЯМЗ-238. Для реализации данного этапа следует помнить, что на кожухе маховика есть 2 контрольных отверстия, на самом вращательном колесе (в двух точках) – нанесены ориентиры углов, при этом нижние указатели выражены цифрами, а боковые буквами, следующим образом: