Если после выполнения всех пунктов автомобиль все равно не заводится, необходимо действовать в том же порядке, только с первым, вторым и третьим цилиндрами. В каждом из этих положений двигатель будет запускаться.
Ремень ГРМ на ВАЗ 2105
Автомобиль ВАЗ — это автомобиль, выпускаемый известной российской компанией «АвтоВАЗ». Выпускаемые модели стали настоящей легендой отечественного автопрома и пользовались огромной популярностью не только благодаря великому имени компании, но и качеству продукции того времени.
Одной из особенностей ВАЗ-2105 было использование двигателя с зубчатым ремнем. Среди наиболее важных технических характеристик была ускоренная работа двигателя. Двигатель быстро завоевал доверие автолюбителей, а его конструкция была несколько раз усовершенствована для расширения имеющихся возможностей.
В этой статье мы более подробно расскажем о том, что такое ремень ГРМ, сколько он стоит и как заменить ремень при его износе.
Ремень ГРМ
Ремень ГРМ — это ремень ГРМ. Это специальная деталь, которая помогает синхронизировать работу двух осей:
Средняя цена ремня ГРМ на автомобиль ВАЗ-2105 составляет 400-500 рублей. В этом случае аналогичную запасную часть можно приобрести практически в любой мастерской, обслуживающей автомобили. Номер позиции на изделии указан в следующих вариантах:
- 122Z;
- 2105-1006040Р;
- 2105-1006040.
К аналогам можно отнести шкивы и ремень ВАЗ-2112, но большинство автовладельцев советуют отказаться от такого варианта и предлагают найти подходящую маркировку на модели ВАЗ-2105. В таблице ниже перечислены наиболее популярные оригинальные ремни и аналоги, а также цены на эту продукцию.
Имя | Стоимость в рублях |
---|---|
22GL19.1 Рысь | 210 |
Mitsubishi 122ZA19 | 221 |
Ворота 5002 | 288 |
T013 Ворота | 350 |
Ford. Fiat 1.8/2.0 Z=122*19 84> | 450 |
1987949019 Bosch | 450 |
K015521 Ворота | 1450 |
VKMA 01113 SKF | 3320 |
Замена ремня
К сожалению, ремень ГРМ автомобиля ВАЗ-2105 недостаточно надежен, поэтому владельцу автомобиля периодически приходится сталкиваться с его износом. Наиболее распространенные ситуации, в которых ремень выходит из строя, включают следующие:
- Возникновение неисправностей из-за возраста компонента. В этом случае необходимо заменить шпиндели, трещины или другие части ремня.
- Возникновение неисправности в виде обрыва ремня. В этом случае рекомендуется остановить автомобиль и как можно скорее заменить компонент.
Каждый случай расследуется более подробно.
Если вернуться к истории, то впервые ременная передача была применена на автомобилях Волжского автомобильного завода в модели ВАЗ 2105: двигатель с таким приводом был экспериментальным, и его устанавливали не на все автомобили (на некоторых из них использовался двигатель моделей ВАЗ 2101 и 2103, имевших цепной привод).
Когда необходима замена?
ВАЗ 2105 был первым автомобилем советской эпохи, имевшим привод зубчатым ремнем, а не цепью, как это было принято в других классических моделях. Этот первый опыт нельзя было назвать удачным, поскольку этот двигатель был печально известен своей нестабильностью и многочисленными утечками масла.
Но механизм сконструирован так, чтобы работать абсолютно безопасно. В случае обрыва ремня ГРМ на «пятерке» клапаны никогда не ударятся о поршни, поскольку они имеют специальное круглое углубление в верхней части. Если авария произойдет в любой точке дороги, водитель, имеющий запасные части и инструменты, может легко произвести замену и продолжить свой путь. При обрыве ремня на автомобиле ВАЗ 2105 ремонт двигателя не потребуется.
Многие недобросовестные водители пользуются этой ситуацией и ездят со старым ремнем «пока не выйдет из строя», что в корне неверно. При нормальных условиях эксплуатации замена производится в следующих случаях:
- после 55-60 тысяч километров пробега,
- когда в резине появляются дефекты в виде трещин, заломов и растрескивания,
- при проведении капитального ремонта двигателя.
В случае замены в зависимости от пробега производитель рекомендует заменять элемент вместе с натяжителем. Однако из-за особенностей двигателя масло часто попадает в ремень, поэтому этот компонент не может полностью использовать свой ресурс. Ремень, поврежденный моторной смазкой, часто приходится заменять без натяжителя, так как последний находится в отличном состоянии.
Подготовка и разборка узла
Для замены ремня ГРМ не требуется специального оборудования, и нет необходимости в контрольной яме. Для вращения натяжного ролика вам понадобится гаечный ключ с открытым концом 30 мм.
Другие инструменты перечислены ниже:
- тяжелая плоская отвертка, полезная для снятия ремня,
- набор гаечных ключей стандартного размера,
- тряпку, чтобы протереть двигатель,
- гаечный ключ для свечей зажигания,
- матерчатые перчатки.
Вы должны приобрести новый ремень ГРМ и натяжной шкив у авторитетного поставщика или дилера. При покупке не выбирайте самый дешевый вариант и проверьте компонент на наличие ослабленной резины или ниток. Когда все подготовительные работы завершены, можно приступать к разборке, которую лучше всего выполнять при холодном двигателе в следующем порядке:
- Извлеките аккумулятор, открутив сначала клеммы. Это предотвратит ослабление ремня привода генератора.
- Ослабьте гайку натяжителя ремня генератора, сдвиньте его вперед и снимите ремень со шкивов.
- Открутите и снимите 3 пластиковые крышки, закрывающие блок управления спереди.
- Снимите крышку распределителя и выкрутите свечи зажигания. Без них легче провернуть коленчатый вал вручную.
Снимите крышку распределителя, чтобы определить положение коленчатого вала. Это очень важно, если ремень подлежит замене из-за трещины, а все маркировки исчезли.
Порядок замены
Первым делом необходимо совместить все метки, вращая коленчатый вал до тех пор, пока паз на шкиве привода генератора не совместится с длинным ребром на передней крышке блока цилиндров. В то же время зубчатое колесо должно располагаться перед выступом на клапанной крышке. В то же время, штифт стеклоочистителя расположен на проводе свечи зажигания 4-й или 1-й свечи зажигания.
Дальнейшие шаги следующие:
- Ослабьте гайку натяжителя ремня, поверните ее гаечным ключом на 30 мм, ослабьте натяжение ремня, а затем снимите его с коробки передач.
- Наконец, открутите шкив и вставьте новый.
- Вставьте новый ремень, соблюдая осторожность, чтобы не перетянуть метки. Его нужно только затянуть и собрать механизм в обратном порядке.
При замене приводного ремня следует помнить об одном нюансе. Помимо коленчатого и распределительного валов, ремень приводит в движение еще одну передачу, приводной вал масляного насоса и механический распределитель зажигания. На этой шестерне нет маркировки, и она вращается довольно легко, поэтому при замене можно случайно повредить ее исходное положение.
Это не влияет на работу масляного насоса, но ползунок регулятора смещается в ту или иную сторону. Это вызывает раннее или запоздалое вспыхивание в цилиндре, и двигатель становится крайне неустойчивым.
Поэтому при снятии старого и установке нового ремня необходимо сохранять исходное положение ползуна, для которого была снята крышка.
С такой проблемой наверняка столкнется автомобилист, чей ремень порвался на «пятерке» на дороге. В этом случае последовательность действий следующая:
- После выравнивания всех меток, как описано выше, необходимо повернуть шестерню так, чтобы ротор коснулся троса высокого напряжения первого цилиндра.
- Установите и натяните зубчатый ремень, установите крышки, двигатель генератора и аккумулятор.
- Вкрутите штекеры, подключите высоковольтные провода и запустите двигатель.
- Если двигатель не запускается, поверните коленчатый вал, чтобы совместить все метки.
- Снимите крышку барабана, открутите ее от блока цилиндров и приподнимите, чтобы извлечь вал из пазов.
- Поверните заслонку на 180°, независимо от того, к какому цилиндру она была обращена ранее — цилиндру 1 или цилиндру 4.
- Установите мешалку на место и плотно закрутите ее.
После этой процедуры двигатель запустится. Есть более простой способ — поменять провода в крышке, но тогда вы можете забыть об этом и не выставить зажигание как положено.
Если вернуться к истории, то впервые ременная передача была применена на автомобилях Волжского автомобильного завода в модели ВАЗ 2105: двигатель с таким приводом был экспериментальным, и его устанавливали не на все автомобили (на некоторых из них использовался двигатель моделей ВАЗ 2101 и 2103, имевших цепной привод).
Регулировка натяжения
Проверьте натяжение ремня ГРМ на этом двигателе и при необходимости отрегулируйте его.
Необходимо отрегулировать натяжение:
- Снимите крышку зубчатого ремня.
- Ослабьте крышку кожуха зубчатого ремня.
- Поверните коленчатый вал на несколько оборотов с помощью шестигранной трещотки. Поверните его по часовой стрелке.
- Если предыдущий шаг выполнен, пружина № 6 автоматически обеспечит оптимальное натяжение.
- Затяните винты № 3.
- Установите защитный кожух зубчатого ремня.
Частота замены ремня ГРМ на ВАЗ 2105
Зубчатый ремень автомобиля ВАЗ 2105 при нормальной эксплуатации следует заменять примерно каждые 60 000 км. Однако в случае повреждения может потребоваться более ранняя замена зубчатого ремня. Несмотря на установленный заводом срок службы двигателя (в нашем случае 125 лет), часто возникают неисправности, устранение которых имеет решающее значение для продолжительной эксплуатации машины.
Если ремень смят, потрескался или обломан, его необходимо заменить, так как ремень ГРМ ВАЗ 2105 в таком состоянии рискует порваться во время работы двигателя. Если он смазан, рекомендуется предварительно протереть его тряпкой и окунуть в бензин.
Если ремень порвется, клапаны и коронки поршней, естественно, попадут в жесткий «клин», и водитель будет вынужден ремонтировать двигатель.
Чем отличается замена цепи
Если ваш автомобиль оснащен цепью привода ГРМ, перед началом ремонта необходимо подготовить другие инструменты. Также возьмите болт 36 мм для гайки шкива коленчатого вала, молоток и плоскую отвертку.
Доступ к шестерне более затруднен. Разберите механизм и замените цепь в соответствии с инструкцией:
- Сначала снимите клапанную крышку, иначе вы не сможете получить доступ к звездочке распределительного вала.
- Возьмите коленчатый вал за винт шкива и осторожно поворачивайте его до тех пор, пока метка на звездочке привода распределительного вала не совпадет с меткой на корпусе распределительного вала. Последний изготавливается методом литья. Длинная метка на шкиве коленчатого вала должна совпадать с меткой на крышке ГРМ. Если все метки выровнены правильно, перейдите к следующему шагу. Если нет, продолжайте вращать коленчатый вал.
- Открутите болт коленчатого вала. Сначала включите 4-ю передачу и затяните стояночный тормоз. Не откручивайте его полностью сразу. Сначала выньте болт и проверьте, совпадают ли метки. Если они находятся в правильных местах, вы можете открутить его дальше.
- После откручивания болта шкив можно снять.
- Снимите крышку цепи ГРМ, открутив все болты и гайки.
- Самый простой способ ослабить натяжение цепи — снять натяжитель цепи вместе с башмаком цепи. В качестве альтернативы можно также вдвинуть пружинную планку в корпус, а затем закрепить ее.
- Теперь осталось ослабить болты звездочек на вспомогательном валу и распределительном валу. Сначала нужно поддеть шайбы шлицевой отверткой.
- Снимите цепь вместе со звездочками с вала, стараясь не перекрутить их.
- Замените цепь и установите ее на место.
Эта работа немного сложнее, чем замена обычного ремня, но если вы хорошо подготовитесь, у вас не должно возникнуть проблем.
Ременная передача впервые была применена на автомобилях ВАЗ в модели ВАЗ-2105. Но этот двигатель с таким приводом был экспериментальным, поэтому его устанавливали не на все автомобили. Некоторые модели продавались с двигателями ВАЗ-2101 и 2103, которые имели цепной привод ГРМ.
Почему не состоялся триумф
Единственным недостатком нового двигателя был короткий срок службы ремня ГРМ. Рекомендуется менять его через 60 000 км. На самом деле, ремни «умерли» еще раньше. Никаких повреждений не было, кроме того, что автомобиль был остановлен в месте поломки. Опытные водители возили замену в багажнике, потому что замена ремня ГРМ ВАЗ 2105 не представляла особой сложности.
Еще одной причиной, по которой двигатели считались проблемными, было отсутствие запасных частей, что было типично для того времени. Поршни автомобиля ВАЗ 2105 были взаимозаменяемы с деталями автомобиля 21011, для которого не существовало аналогов. Иногда недобросовестные механики устанавливают неправильные детали либо намеренно, либо из-за отсутствия в наличии.
Если ремень порвется, клапаны и коронки поршней, естественно, попадут в жесткий «клин», и водитель будет вынужден ремонтировать двигатель.
Общим недостатком всех «классических» двигателей была необходимость регулярно регулировать клапаны и подтягивать болты крепления головки блока цилиндров в течение первых нескольких тысяч поездок. Кроме того, установленное оборудование (водяной насос, стартер, генератор переменного тока, распределитель) имело короткий срок службы. Однако в последние годы это уже не так, благодаря использованию инжекторов.
Один из законов Мерфи гласит, что всегда найдется кто-то, кто заставит компонент в устройстве, которое может работать в обратном направлении, работать в обратном направлении. Этот компонент оказался пластиковой проставкой для привода бензонасоса. Признаки несоосности: пробуксовка двигателя при разгоне, в жаркую погоду, при движении боком.
Монтажные отверстия в его фланце расположены асимметрично, разница едва уловима на глаз. Этот «недостаток» присутствовал во всех «классических» двигателях, и они, скорее всего, унаследовали его от FIAT 124. На заводе проставка была установлена неправильно. Двигатель работал так же, но ход поршня бензонасоса был укорочен, что снижало его производительность.
Через несколько километров уровень топлива в поплавковой камере едва покрывал подачу топлива, и двигатель начал захлебываться. Поскольку причина, как правило, внезапна, ее бывает трудно определить.
Порядок замены
- Снимите ремень генератора.
- Снимите верхнюю крышку ремня.
- Поворачивайте коленчатый вал по часовой стрелке до тех пор, пока метки на звездочке распределительного вала не совпадут с метками на корпусе распределительного вала, шкиве коленчатого вала и крышке привода.
- Снимите центральную и нижнюю крышки ремня безопасности (всего их 3, первая была снята в шаге 1).
- Снимите пружину 7, ослабьте винты 3, поверните рычаг влево до упора и снимите ремень.
- Вставьте новый ремень, нажмите на скобу и вставьте пружину 7.
Важнейшим условием ремонта или установки ремня ГРМ на автомобиле ВАЗ 2105 является совпадение регулировочных меток; убедитесь, что валы не вращаются.
Нюансы конструкции
Для достижения вышеуказанных характеристик двигателя производитель провел испытания:
В результате получился приподнятый, мощный двигатель с алюминиевой клапанной крышкой, которая гасит шум механизма. Еще одной особенностью ДВС стало расположение шкива ремня ГРМ — в отличие от более ранних двигателей ВАЗ, болт на коленчатом валу не нужно откручивать.
В инструкции по эксплуатации производитель рекомендует заливать в двигатель масло 5W30-15W40.
Многие недобросовестные водители пользуются этой ситуацией и ездят со старым ремнем «пока не выйдет из строя», что в корне неверно. При нормальных условиях эксплуатации замена производится в следующих случаях:
УСТРОЙСТВО И ОСОБЕННОСТИ РЕМЕННОГО ПРИВОДА ГРМ АВТОМОБИЛЯ ВАЗ 2107
ВАЗ 1,3-литровый 8-клапанный двигатель с ремнем вместо цепи ГРМ был впервые выпущен в 1979 году. Первоначально выпускавшийся под индексом 21011, двигатель ВАЗ 2105 предназначался для одноименной модели «Жигулей», но затем устанавливался на другие тольяттинские автомобили — седан ВАЗ 2107 и универсал ВАЗ 2104. Решение использовать ремень вместо цепи было принято из-за высокого уровня шума цепи. Тихий двигатель становился все громче по мере того, как его компоненты начинали изнашиваться. Модернизация сделала систему привода более современной, но взамен потребовала большего внимания к состоянию отдельных компонентов.
Функции, которые раньше выполняла цепь, взяла на себя система ременного привода. Это питает систему привода:
Поперечные зубья в компонентах привода зубчатого ремня предотвращают проскальзывание резинового элемента, обусловленное конструкцией, и обеспечивают синхронизацию кривошипа и системы управления. Однако, поскольку в процессе работы ремень натягивается, двигатель оснащен автоматическим натяжным устройством, предотвращающим его опрокидывание на зубья шкива.
ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМОСТЬ РЕМНЕЙ ГРМ ВАЗ
Прототипом двигателя ВАЗ с ременным приводом стал агрегат OHC, который устанавливался на легковой автомобиль FORD Pinto. Он приводился в движение зубчатым ремнем со 122 зубьями, армированным стекловолокном. Поскольку ремень ВАЗ 2105 имеет точно такое же количество зубьев и схожие размеры, у некоторых владельцев отечественной «классики» появилась альтернатива ремням российского производства. Конечно, такая возможность представилась лишь немногим — во времена абсолютного дефицита приходилось довольствоваться менее надежными продуктами. Сначала в двигателе использовались только ремни BRT, но вскоре на Волжском заводе начали производить более прочные ремни от компании Gates, мирового лидера в этом сегменте.
Сегодня владелец ВАЗ 2107 имеет огромный выбор запчастей, в том числе и для ремня привода ГРМ. При покупке убедитесь, что зубчатые ремни с каталожным номером 2105-1006040 (иначе 21051006040) подходят для силового агрегата ВАЗ 2105. Как упоминалось ранее, одними из лучших резиновых изделий считаются Gates и Bosch. Продукция таких мировых гигантов промышленности, как Contitech, Kraft, Hanse, GoodYear и Wego, имеет одинаковое качество. Бюджетные бытовые продукты Luzar вызывают больше всего жалоб, хотя они не так широко используются на рынке, как продукты-лидеры.
Из собственного опыта могу сказать, что владельцы этого автомобиля могут использовать стандартный ремень ГРМ FORD. Они подходят для ремней двигателей Pinto, Capri, Scorpio, Sierra и Taunus с 1984 г. Обратите внимание, что до 1984 г. ремень с 122 зубьями устанавливался исключительно на двигатели объемом 1800 и 2000 куб. см. В более слабых 1,3- и 1,6-кубовых двигателях передаточный элемент с 119 зубьями был меньше.