— Производитель: ОКБ Туполева — Производитель: Самарский авиационный завод «Авиакор» — Первый полет: 3 октября 1968 — Поступление на вооружение: 9 февраля 1972 — Годы выпуска: 1968 — 2013 — Произведено единиц: 1 026.
ту 154 фото
Можно утверждать, что общая компоновка (монококовый фюзеляж, низкорасположенное крыло, место в машинном отделении и Т-образный хвост) была позаимствована у Boeing-727, но на этом сходство с идеологическим прототипом исчерпывается. Ту-154 отличается уникальными техническими решениями в конструкции важнейших элементов конструкции — от крыла с высокой степенью механизации до стабилизатора, оснащенного системой наклона с тремя положениями относительно горизонтали. Туполевский самолет может перевозить больше пассажиров, его шасси убирается в мотогондолу на крыле (Boeing прячет его в фюзеляже). В целом, Ту-154 — это совершенно новый самолет, построенный по современным стандартам в технически развитой стране.
Аэродинамически Ту-154 представляет собой свободнонесущий моноплан с поворотным крылом. Кончик крыла имеет Т-образную форму. Силовая установка Ту-154 состоит из трех двигателей, установленных в хвостовой части самолета. Шасси самолета имеет три ноги, включая переднюю ногу. Экипаж обычно состоит из 4 человек.
Летно-технические характеристики основных модификаций самолета Ту-154:
Ту-154Б | Ту-154М | |
Размеры | ||
Длина, м | 47,9 | |
Размах крыльев, м | 37,6 | |
Площадь крыла, м² | 201,5 | 202 |
Высота, м | 11,4 | |
Диаметр фюзеляжа, м | 3,8 | |
Ширина кабины, м | 3,6 | |
Высота кабины, м | 2 | |
Максимальный взлетный вес, т | 98-100 | 100-104 |
Максимальная посадочная масса, т | 78 | 80 |
Вес порожнего груза, т | 51 | 55 |
Полезная нагрузка, т | 18 | |
Емкость топливного бака, т | 39,8 | |
Расход топлива, | 6200 кг/час | 5400 кг/час |
Данные о полете | ||
Количество пассажиров | 152-180 | 164-180 |
Крейсерская скорость, км/ч | 900 | |
Максимальная скорость, км/ч | 950 | 935 |
Максимальное количество M | 0,88 | 0,86 |
Дальность полета с максимальной полезной нагрузкой, км | 2650 | 3900 |
Взлетная длина, м | 2300 | |
Взлетная длина, м | 2200 | |
Высота полета, м | 11 100 | |
Крыша, м | 12 100 | |
Экипаж, люди | 4 | |
Двигатели | 3×10 500 кгс НК-8-2 | 3×11 000 кгс D-30KU-154 |
Модификации
Можно выделить по меньшей мере 13 существующих модификаций:
- Ту-154, технические характеристики которого приведены выше. Этот самолет находился в серийном производстве с 1971 по 1974 год. Изначально он использовался для доставки почты.
- Модификация Ту-154А также получила усовершенствованные двигатели, что обеспечило ей большую дальность полета. В дополнение к этой модели была изменена форма крыльев и фюзеляжа, что придало самолету наилучшие аэродинамические характеристики.
- Ту-154Б — вариант этого самолета с усиленным крылом, дополнительными топливными баками и большей пассажировместимостью салона. Усиленная конструкция крыла позволяла загружать на борт больше груза. Автопилот также был усовершенствован.
- Ту-145Б-1 получил усовершенствованные электронные системы и увеличенную пассажировместимость.
- Ту-154Л — уникальная модификация самолета, который был переоборудован в летающую лабораторию для испытаний космического аппарата «Буран».
- Ту-154М — это модель, отличающаяся множеством модификаций. В частности, этот самолет более экономичен по сравнению с первоначальной версией, имеет лучшие аэродинамические характеристики, больший взлетный вес и новую систему авионики.
- Ту-154М2 — модификация, появившаяся после 1990 года. Он должен был быть оснащен более тихими и эффективными двигателями, что позволило бы еще больше увеличить огибающую полета и снизить уровень шума в салоне. Однако такой самолет так и не был запущен в производство.
- Система авионики Ту-154М100 была первой системой авионики западной разработки, которая использовалась на этих самолетах. Сам самолет получил улучшенный интерьер и более удобные кресла для пассажиров.
- Ту-145ОН — специальный самолет, используемый для полетов над странами, участвующими в программах открытого неба.
- Ту-154М-ЛК-1 — летающая лаборатория для подготовки космонавтов в Гагаринском центре.
- Ту-154С — это грузовой транспортный самолет. Он также может носить обозначение Ту-154Т.
- Ту-155 — это прототип, который может использовать в качестве топлива водород или метан.
Уже во время первых испытаний самолета стало ясно, что еще есть место для изменений и улучшений. Поэтому технические характеристики Ту-154 менялись с течением времени. Уже в 1975 году конструкторам удалось увеличить грузоподъемность и пассажировместимость самолета и установить мощные двигатели НК-8-2У вместо старых НК-8-2.
Обзор салона и схема расположения лучших мест
В пассажирском салоне Ту-154 могут разместиться от 150 до 180 пассажиров. Количество мест зависит от модели самолета, а также от компоновки салона (особенно от количества классов).
В предполагаемой компоновке салона Ту-154 есть бизнес-класс и экономический класс, которые различаются по некоторым параметрам. Бизнес-класс ограничен кабиной пилотов и помещениями для экипажа спереди, а эконом-класс — сзади. Сиденья мягче, а расстояние между ними больше, что дает пассажирам немного больше комфорта. Самые удобные места в бизнес-классе находятся в рядах 2 и 3, особенно возле окон. Места в первом и четвертом рядах менее комфортны, поскольку находятся рядом с туалетами и соединены перегородкой с более шумным экономическим классом.
Экономический класс расположен непосредственно за бизнес-классом. Он расположен в конфигурации 3-3 с узким проходом посередине. Лучшими местами в экономическом классе (согласно системе) являются ряды 11 и 19, поскольку они предлагают пассажирам больше пространства для ног. Наименее удобные места находятся в ряду 28 из-за близости к туалетам и очередей, которые могут образовываться в определенное время.
Комфорт этого самолета очень близок к современным уровням комфорта, тем более что полеты часто длятся не более полутора часов.
История
Самолет был разработан в 1960-х годах конструкторским бюро авиационного завода № 156 (с 1966 года — Московский машиностроительный завод, ММЗ «Оптит», с 1989 года — Авиационный научно-технический комплекс имени А.Н. Туполева, ныне ПАО «Туполев» в составе «Объединенной авиастроительной корпорации», ОАК). За разработку отвечал Андрей Туполев, а главными конструкторами в разные годы были Дмитрий Марков, Сергей Егер, Александр Шенгардт и Андрей Гришин. Новый самолет был разработан для замены первого советского среднемагистрального самолета Ту-104. Первый полет состоялся 3 октября 1968 года. Модификация Ту-154А пошла в серийное производство. Первый регулярный рейс этого типа состоялся 9 февраля 1972 года по маршруту Аэрофлот Москва — Минеральные Воды. Последний в гражданской авиации России Ту-154 с регистрационным номером RA-85757 совершил свой последний пассажирский рейс 28 октября 2020 года: самолет авиакомпании «Алроса» перевез 140 пассажиров из Мирного (Якутия) в аэропорт Толмачево в Новосибирске.
Ту-154 производился в больших масштабах на Куйбышевском авиационном заводе (с 1996 года ОАО, затем ОАО «Авиакор — авиационный завод», Самара) с 1970 по 2013 год. По данным ПАО «Туполев», всего было построено не менее 930 экземпляров в различных модификациях. 166 из них были доставлены за рубеж.
Конструкция
Ту-154 построен по аэродинамической форме свободнонесущего низкоплана со стреловидным крылом и Т-образным вертикальным стабилизатором и имеет три турбовентиляторных двигателя: по два с каждой стороны фюзеляжа на пилонах и один в хвостовой части с воздухозаборником в носовой части. Первоначально на серийные самолеты устанавливались двухтурбинные двигатели НК-8-2У Куйбышевского моторного завода (ныне ОАО «Кузнецов», Самара), позднее — Д-30КУ-154 ЭДБ-19 разработки Павла Соловьева (ныне ОАО «ОДК-Авиадвигатель», Пермь). Шасси трехосное, с передней стойкой. Крылья имеют высокую степень механизации и оснащены закрылками передней кромки, трехстворчатыми закрылками и интерцепторами. Ту-154 стал первым самолетом конструкторского бюро Туполева, оснащенным вспомогательной силовой установкой, которая обеспечивала автономность самолета на земле. Также впервые на практике бюро ввело реверс тяги двигателей, что значительно улучшило посадочные характеристики самолета.
Всего было создано более десяти модификаций Ту-154. В конце 1975 года была разработана модификация Ту-154Б с максимальной взлетной массой 98 тонн. 16 июля 1984 г. Первый полет усовершенствованного варианта Ту-154М с более эффективными двигателями Д-30КУ (начало производства 1986 г.). На базе Ту-154 были построены летающая лаборатория Ту-154ЛЛ для космических испытаний «Буран», самолет для программы открытого неба Ту-154М-ЛК-1, экспериментальные варианты для работы на водородном и метановом топливе Ту-1555 и Ту-156 и другие. Несколько пассажирских самолетов Ту-154 были переоборудованы в грузовые версии (Ту-154Т, Ту-154С). Последним серийным пассажирским вариантом был Ту-154М-100 со взлетной массой 104 тонны.
Летно-технические характеристики для модификации Ту-154М-100
- Длина самолета составляет 47,90 метра,
- размах крыльев — 37,55 м,
- площадь крыла — 202 квадратных метра,
- высота — 11,40 м,
- диаметр фюзеляжа — 3,8 м,
- вес (пустого) — 55 000 кг, максимальный взлетный вес — 104 000 кг,
- максимальный вес топлива — 39 750 кг,
- три двигателя Д-30КУ-154,
- крейсерская скорость — 935 км/ч,
- Практическая дальность — 3 900 км с полезной нагрузкой 18 тонн, 5 200 км с полезной нагрузкой 12 тонн,
- Запас хода — 6 500 км с максимальной нагрузкой,
- максимальная грузоподъемность 18 000 кг,
- Практический верхний предел: 12 100 м,
- Пассажировместимость: 152-158 человек в трехместной кабине или 180 человек в одноместной кабине,
- вес максимальной полезной нагрузки — 18 000 кг.
- Экипаж — три человека.
В разные годы самолеты этого типа использовались Аэрофлотом, а также гражданскими авиакомпаниями и различными ведомствами в Албании, Армении, Азербайджане, Афганистане, Беларуси, Болгарии, Венгрии, Грузии, Германии и Иране, Казахстан, Кыргызстан, Китай, Куба, Ливия, Молдова, Монголия, Пакистан, Польша, Румыния, Сирия, Турция, Туркменистан, Украина, Узбекистан, Чехословакия и другие страны, почти 300 авиакомпаний по всему миру.
По состоянию на октябрь 2020 года несколько десятков Ту-154 все еще находятся в эксплуатации, большинство из них — в вооруженных силах России и Китая. Регулярные пассажирские рейсы практически прекратились: Два из них продолжают летать под флагом северокорейской авиакомпании Air Koryo.