Схема стробоскопа включает в себя установку 8 светодиодов 5023VWC-M-15-cd. Для кнопки можно использовать практически любой биполярный силовой транзистор.
Как с помощью стробоскопа выставить зажигание?
Момент запуска для бензиновых двигателей и момент впрыска для дизельных двигателей являются важными параметрами, которые играют ключевую роль в работе двигателя. Поэтому момент зажигания должен быть установлен как можно точнее, иначе двигатель просто не будет работать. Большую помощь в этом оказывают стробоскопы — специальные инструменты, о которых пойдет речь в этой статье.
- Как работает стробоскоп для зажигания
- Инструкция по изготовлению прибора для установки зажигания
- Простой способ
- Самодельная приблуда с использованием таймера
- Схема изготовления прибора на светодиодах
- Схема стробоскопа
- П О П У Л Я Р Н О Е:
- Особенности настройки устройства
- Характеристики стробоскопа для установки зажигания
- Устройство и принцип действия стробоскопа
- Левитация капель воды
- Инструкция по изготовлению прибора для установки зажигания
- Регулировка зажигания с помощью стробоскопа
- Работа стробоскопа для установки зажигания из фотовспышки или фонарика
Как работает стробоскоп для зажигания
Каждый уважающий себя автомобилист должен иметь элементарные знания о том, как пользоваться стробоскопом, ведь это устройство — его надежный помощник и союзник в экономном использовании автомобиля. Тем более что это не так уж сложно: любой может научиться пользоваться проблесковым маячком, ведь это простое устройство, которое можно купить практически в любом специализированном автомобильном магазине.
Он работает на основе стробоскопического явления, знакомого по школьным урокам физики. Суть этого эффекта проста. Поэтому если осветить движущийся в темноте объект короткой вспышкой света, он будет казаться неподвижным, застывшим под тем углом, под которым он находился в момент вспышки. Затем в игру вступают два специальных указателя, которые должны работать синхронно с сигналом стробоскопа. Место расположения первого, так называемого «подвижного» — коленчатый вал, в других случаях — шкив привода генератора, а также маховик, а второго — корпус двигателя.
Светодиодный мигающий индикатор для установки момента зажигания
Двигатель запускается на холостом ходу, и стробоскоп используется для подсветки этих меток во время мигания, которое происходит одновременно с зажиганием свечи зажигания в одном цилиндре. Необходимо обратить внимание на расположение меток относительно друг друга. Если они находятся точно на одной линии, значит, момент зажигания правильный, т.е. двигатель запускается правильно. Однако, если пластина «подвижна», распределитель должен быть отрегулирован так, чтобы метки находились прямо напротив друг друга.
Инструкция по изготовлению прибора для установки зажигания
Простой способ
В Интернете можно найти множество различных схем, почти все они просты в сборке и требуют очень мало материала. Давайте рассмотрим одну из самых популярных схем для создания стробоскопа в домашних условиях. Из нужных нам частей:
- транзистор КТ315;
- тиристор КУ112А, резисторы на 0,125 Вт;
- любой фонарик на диодах (диодов должно 6 или больше);
- конденсаторы C1;
- низкочастотный диод V2;
- реле с индексом RWH-SH-112D;
- шнур питания длиною 1 метр;
- специальные зажимы;
- медный провод около 10 см.
Все компоненты можно приобрести на радиорынке или в специализированном магазине. В качестве корпуса для устройства можно использовать старый фонарь или объектив фотоаппарата.
Схема для сборки автовспышки в корпусе старого объектива.
- Высверливаем на задней стенке отверстие, куда пропускаем шнур питания.
- К концам проводов припаиваем зажимы разных цветов для обозначения «+» и «-».
- Датчик будет размещаться на левой или правой стенке. Делаем отверстие сбоку корпуса и прокладываем через него шнур к контакту Х1.
- К основной жиле провода припаиваем медную проволоку длиною 10 см. Он будет выполнять роль датчика стробоскопа.
- Изолируем соединения.
Такое устройство можно использовать не только для регулировки зажигания. С его помощью можно проверить свечу зажигания и отрегулировать регулятор.
Самодельная приблуда с использованием таймера
Стробоскоп на основе таймеров имеет более сложную схему. Его главное преимущество — постоянные световые импульсы, которые не зависят от напряжения батареи. Устройство также может работать в режиме тахометра, просто изменив положение регулятора.
Таймеры также можно использовать в качестве тахометров.
Совет: Предпочтительно использовать в схеме диоды серии KD521. Если вы не можете найти отечественный таймер, вы можете использовать зарубежный аналог NE555.
Схема изготовления прибора на светодиодах
Сердцем этого устройства является микросхема 155AG1, активируемая импульсами отрицательной полярности. В схеме используются резисторы R1, R2, R3, которые ограничивают амплитуду входного сигнала. Необходимая длительность импульса определяется емкостью C4 и резистором R6. В типичной настройке это 2 мс. В качестве источника тока используется автомобильный аккумулятор.
Светодиодные стробоскопы чрезвычайно надежны и могут использоваться также при ярком дневном свете.
Схемы самодельного стробоскопа для установки зажигания
Точная настройка угла опережения зажигания важна для правильной работы двигателя автомобиля. Даже незначительное отклонение приводит к потере мощности и расходу топлива. Проще всего добиться правильной настройки с помощью устройства, называемого стробоскопом.
Чтобы двигатель внутреннего сгорания работал оптимально, топливо должно воспламеняться точно в нужное время — за несколько градусов до верхней мертвой точки (TDC) поршня в цилиндре. В этот момент на свечу зажигания подается высокое напряжение. Момент зажигания измеряется не в единицах времени (он зависит от скорости вращения вала), а в градусах, т.е. положении вала относительно TDC.
На автомобилях с электронным управлением двигателем этот угол выбирается автоматически, в то время как на карбюраторных двигателях он должен быть установлен вручную. В этом вопросе большую помощь окажет строкер.
Принцип действия такого устройства основан на эффекте стробоскопа. Если вращающаяся деталь освещается вспышками света с такой частотой, что частота вспышек равна (или кратна) скорости вращения оси, деталь задерживается в одном и том же положении световым импульсом. Из-за инерции человеческого глаза ротор или вал кажется неподвижным.
Для проверки правильности выбора момента зажигания топливной смеси в картере сцепления предусмотрено специальное отверстие. На нем показан маховик и точка TDC одного из цилиндров. Рядом с ним находится шкала с градуировкой в градусах. Если лампочка мигает синхронно с моментом зажигания высоковольтной свечи, можно увидеть положение коленчатого вала относительно TDC во время зажигания. При необходимости можно отрегулировать только угол подачи.
Варианты схем
Строкер можно приобрести в магазине. Но он не часто используется в частном гараже и стоит недешево. Поэтому имеет смысл собрать его своими руками. Это не так сложно, но требует определенной сноровки.
В качестве источника света для стробоскопа лучше всего использовать светодиоды. Это связано не столько с их экономичностью, сколько с их малой инерционностью. Они могут производить яркие вспышки даже при высокой частоте. Чем короче вспышка и чем быстрее увеличивается и уменьшается вспышка, тем четче след. Инерция в этом случае размывает метку и снижает точность настройки.
Кусок гибкого медного провода длиной 10…15 см обычно используется в качестве датчика для определения времени импульса высокого напряжения. Его можно намотать на изоляцию высоковольтного провода на свече зажигания первого цилиндра на время измерения. Это создает индукционную катушку, в которой при прохождении импульса зажигания индуцируется электромагнитное напряжение. Эта ЭДС может быть использована для синхронизации строба.
Схема стробоскопа с применением электромагнитного реле
Популярную и простую схему стробоскопа можно найти в Интернете. При подаче напряжения 12 вольт конденсатор C1 быстро заряжается через резистор R3. Напряжение подается на базу транзистора V1 через параллельную цепочку светодиодов и резистор R4, включая его.
В этот момент светодиоды не включаются, так как ток через светодиоды ограничен довольно большим резистором R4.
Когда транзистор открывается, реле P1 активируется, и его контакты соединяют цепь зажигания светодиода. Когда от датчика через соединение X1 поступает импульс открытия, тиристор открывается, и разряженный конденсатор C1 генерирует сильный импульс тока через светодиоды, вызывая короткую вспышку. Когда конденсатор разряжен:
- напряжение на базе транзистора упадет;
- он закроется;
- контакты реле разомкнутся;
- конденсатор снова начнет заряжаться.
Цикл начинается снова до поступления следующего импульса от датчика.
Недостатком этой схемы является наличие электромагнитного реле. Это снижает надежность и, прежде всего, требуется относительно много времени для активации функции. Вспышка происходит с задержкой, что снижает точность измерения.
Стробоскопическое устройство с транзисторным ключом
Вращение для установки угла обжига может быть выполнено на цифровой микросхеме K561TM2. Первый триггер микросхемы представляет собой импульсный модулятор определенной длины (одиночный осциллятор). Он запускается при поступлении импульса на вход датчика зажигания и формирует импульс, длительность которого определяется значениями R3 и C3. Выходной импульс активирует второй моноосциллятор, который генерирует короткий импульс. Его длина определяется C4 и R4. Этот импульс подается на клемму 13 микросхемы и используется для открытия ключа на транзисторах VT1…VT3. Выключатель заряжается последовательно-параллельной светодиодной панелью. Ток в каждой ветви ограничивается резисторами R6…R8. Транзистор VT3 должен быть рассчитан на полный ток нагрузки. Диод VD1 защищает цепь от подключения с неправильной полярностью.
Как пользоваться стробоскопом для установки зажигания
При регулировке угла TDC с помощью прибора направьте вспышку лампы или светодиода на шкив коленчатого вала с меткой TDC и отметьте ее смещение относительно меток на стороне рядом со шкивом. Емкостной датчик на первом проводе свечи зажигания служит генератором сигнала для зажигания лампы.
На основании фактического положения меток на шкиве по отношению к контрольной точке с помощью лампы-вспышки устанавливается момент зажигания. На рабочей машине легко руками доворотовать переключатель влево и вправо, пока не увидите совпадение сигналов на шкиве с точкой выравнивания нужного угла.
Конструкции самодельного стробоскопа для установки зажигания
Сейчас на рынке можно купить много полезных вещей для регулировки и настройки двигателя, но они не обладают основными преимуществами хороших «игрушек» перед самодельными, они дороже и чаще ломаются. Гораздо проще и дешевле сделать флэш-систему для установки зажигания своими руками. Для этого требуется лишь немного терпения, паяльник и десяток компонентов.
Стробоскоп для установки зажигания из двух транзисторов
Стоимость такой модели стробоскопа обойдется вам в пятьсот рублей, а используемая элементная база состоит из:
- пары КТ315 – самых распространенных советских транзисторов, которые легко отыскать в любой электронной игрушке;
- с десяток маломощных резисторов различного номинала, КУ112А;
- пару конденсаторов, один электролит на 47 мкФ, второй обычный, на 47 «пикушек»;
- диод серии КД
- с десяток светодиодов, лучше фонарных.
Вам также понадобится несколько метров медного провода с зажимами для подключения стробоскопа к рукам.
Соберите конструкцию стробоскопа своими руками в соответствии с электрической схемой, можно также собрать его с помощью модульной сборки, но лучше на подготовленной плате. Никакой особой магии в установке и подключении при установке момента зажигания нет, поэтому при аккуратной пайке все должно работать сразу.
Схема может быть протестирована. После подачи напряжения от батареи подключите медную клемму якоря к положительному полюсу. Если реле подает звуковой сигнал, то цепь в порядке.
Выбирая емкость электролита, можно регулировать продолжительность светодиодной подсветки, но лучше всего использовать рекомендуемые значения. Если вспышка слишком большая и яркая, не всегда легко правильно установить угол, так как изображение сигналов немного размывается. Поэтому оптимальной является емкость, немного меньшая, чем рекомендуемые 47 мкФ.
Важно! Если у вас есть опыт работы с резаком для установки зажигания, цепь можно приварить прямо к автомобилю с выходом резака и установить выключатель в удобном месте, в противном случае — лучше не рисковать.
Подключение и установка импровизированного стробоскопа своими руками происходит в результате подачи питания от аккумулятора на контакты печатной платы и подключения медного провода через высоковольтный «экран» первой свечи. Не забудьте проверить полярность источника питания перед включением стробоскопа.
Схема проста и надежна, но будут ли вспышки, производимые стробоскопом, точными по времени, зависит от многих факторов, включая качество сборки и правильность монтажа схемы.
Вариант стробоскопа с улучшенными характеристиками
Если работа с радиодеталями не представляет проблемы и у вас есть необходимые навыки, можно попробовать собрать и установить более сложную версию стробоскопа. В схеме используется плата NE555, что значительно улучшает рабочий цикл. В большинстве подобных конструкций и схем используется KR1006VI1 с рядом дополнительных компонентов. Это делает узел стробоскопа зажигания более дорогим, хотя потенциально он может быть использован для дополнительной настройки контроллера. Если вам нужен надежный стробоскоп с точными и стабильными характеристиками, вам следует использовать схему NE555.
Совет. Для пайки соединений микросхем используйте заземленный паяльник.
При более или менее точном соблюдении параметров компонентов схема должна работать сразу. Иногда необходимо отрегулировать чувствительность схемы к разряду на проводе якоря. Для этого мы используем переменный резистор №3.