В это семейство входил и специальный седан («догонялка») ГАЗ-31013 с двигателем V8 с карбюратором ЗМЗ-505 (5,53 л, 195 л.с.) и автоматической коробкой передач от ГАЗ-13 «Чайка».
ГАЗ-3102
Это среднеразмерный автомобиль, выпускаемый ГАЗом с 1982 года. Кузов представляет собой закрытый четырехдверный седан, полностью выполненный из металла. Передние сиденья имеют подголовники, регулируемые по длине и углу наклона спинки (спинки можно откинуть назад в горизонтальном положении). Заднее сиденье — трехместное, нерегулируемое, с откидным (центральным) подлокотником. Заднее стекло с подогревом. Дополнительные окна со светофильтрами и заднее сиденье с подголовниками. Модификация ГАЗ-310207 — для тропического (сухого и влажного) климата.
Количество мест, человек — 5 Масса багажа, кг — 50 Включая полную массу багажника на крыше, кг — 50 Масса шасси, кг — 1450 Включая: на передней оси, кг — 770 на задней оси, кг — 680
Полная масса прицепа, кг — 1850, в том числе: на переднюю ось, кг — 885 кг на заднюю ось, кг — 965 кг
Максимальная полная масса прицепа (без тормозов) — 500 кг
Максимальная скорость, 100 км/ч — 152 Время разгона до 100 км/ч, с — 17,0 Пройденный путь с 50 км/ч, м — 500 Максимальная проходимость — 30% Тормозной путь с 80 км/ч, м — 43,2
Расход топлива, л/100км: при 90 км/ч — 9,3 при 120 км/ч — 12,9 Городской цикл — 15,0
Радиус поворота, м: у внешнего колеса — 5,8 Расстояние — 6,2
Двигатель
Модификация ЗМЗ-4022. 10, бензиновый, вилочное зажигание, рядный, 4-цилиндровый, 92х92 мм, 2,445 л Степень сжатия — 8,0 Рабочее отношение — 1-2-4-3 Мощность — 75 кВт (102 л.с.) при 4500 об/мин Крутящий момент — 181,5 Н-м (18,5 кгс/м) при 2400-2600 об/мин Карбюратор — К-156, трехкамерный (состоит из двух основных камер и одной вспомогательной предкамеры).
Рабочая тормозная система — двухконтурная, с передними дисковыми механизмами с четырьмя поршнями (два больших и два малых цилиндра, эффективный радиус трения — 112 мм, ширина колодок — 54 мм) задние механизмы — барабанные, привод тормозов — гидравлический, с вакуумным усилителем. Один контур действует на задние механизмы и на поршни малого переднего тормозного цилиндра, другой — на большие поршни переднего тормоза стояночный тормоз — механический, действует на задние тормоза резервный тормоз — один из контуров рабочей тормозной системы.
Технические характеристики автомобиля
Основные технические данные автомобиля ГАЗ-3102 «Волга»:
- Количество мест — пять, включая водительское;
- Двигатель — 2,445 литра;
- КПП — 4-ступенчатая механическая;
- Время разгона до 100 км/ч — 19 секунд;
- Наибольшая скорость — 147 км/ч;
- Расход бензина на 100 км (смешанный цикл) — 9,3 литра;
- Объем топливного бака — 70 литров;
- Клиренс — 156 миллиметров;
- Объем багажника — 500 литров.
Эти данные относятся к первой серии автомобилей (1982-1991 гг.). В последующие годы технические характеристики немного изменились, но не значительно (это связано с установкой различных двигателей).
Отличия от прототипа (ГАЗ-24 «Волга»)
Волга ГАЗ-3102 имеет те же крышу и дверные проемы, что и прототип. Переходы от боковин к капоту и багажнику закруглены. Стыки между панелями кузова сглажены шпаклевкой, поэтому внешний вид лучше, чем у ГАЗ-24. Уменьшено количество декоративных деталей. Основные отличия во внешнем дизайне заключаются в следующем:
-
Передняя часть автомобиля удлинена на 202 мм, что увеличивает зону деформации кузова и, следовательно, безопасность.
Габаритные размеры 3102 Gas 3102
Машина стала выглядеть более сбалансированной при взгляде сбоку.
Самые важные отличия — в интерьере:
- Панель приборов выполнена из вспененного полиуретана;
- На рулевой колонке были установлены переключатели света и указателей поворотов, а также управления щетками и обмывом лобового стекла;
- Заднее стекло оборудовалось электрическим обогревом;
- В салоне наклеивалась пленка «под дерево»;
- Кресла стали более удобными, появились подголовники;
- Улучшилась термоизоляция и понизился уровень шума в салоне (применены новые изоляционные материалы).
На автомобиле был установлен одноцилиндровый четырехтактный двигатель ЗМЗ-4022.10, основным отличием которого было пламенное зажигание перед камерой, то есть воспламенение топливной смеси пламенем, а не искрой.
Осмотр двигателя ЗМЗ-4022.10
В дополнительную камеру сгорания (форкамеру) поступает обогащенная смесь и зажигается свечой зажигания. Струи пламени поступали в основную камеру сгорания через два сопла и воспламеняли там бедную смесь.
Сгорание происходило быстрее и полнее, чем при искровом зажигании, что делало выхлопные газы более экологичными. В двигателе ЗМЗ-4022.10 использовался карбюратор К-156, созданный специально для этого типа зажигания.
Он имел две камеры для бедной смеси и одну для богатой. Карбюратор также имел полуавтоматическую систему холодного запуска, при которой водитель должен был только закрыть дроссельную заслонку. Недостатками форкамерного зажигания были необходимость частой регулировки и очистки жиклеров карбюратора, а также выделение большого количества тепла. Чтобы избежать перегрева, пришлось изменить головку блока цилиндров и систему охлаждения.
Первая серия (1982-1991)
В эти годы на автомобиле ГАЗ-3102 «Волга» постепенно менялись отдельные узлы и агрегаты. В 1984 году передние тормоза были оснащены вентилируемыми дисками. В то же время был заменен цилиндр главного тормоза и упрощены гидравлические линии. В 1985 году некоторые грузовики оснащались двигателем ЗМЗ-402.10, который имел блок цилиндров ЗМЗ-4022.10, но головку блока без камеры цилиндров. В то же время были внесены следующие изменения:
Газ «Волга» 3102 от 1982 года.
- Регистрационный знак переместили на бампер, который стали штамповать со специальной площадкой. Резиновая окантовка в этом месте прерывалась.
- Радиаторная решетка стала единой (вместо трех частей, из которых состояла).
- Повторители поворотов вернули на крылья, этого потребовали международные стандарты.
- Внутри салона изменились подлокотники на дверцах.
В 1987 году было введено бесконтактное зажигание.
Размеры ГАЗ 3102 Волга 1992, седан, 2 поколение
01.1992 — 11.2008
Комплектации | Габариты | Масса, кг |
2.3 MT | 4960 x 1800 x 1422 | 1450 |
2.4 MT | 4960 x 1800 x 1422 | 1450 |
2.5 MT | 4960 x 1800 x 1422 | 1450 |
Размеры ГАЗ 3102 Волга 1981, универсал, 1 поколение
12.1981 — 12.1991
Комплектации | Габариты | Масса, кг |
2.4 MT | 4960 x 1820 x 1476 | 1450 |
Размеры ГАЗ 3102 Волга 1981, седан, 1 поколение
12.1981 — 12.1991
Комплектации | Габариты | Масса, кг |
2.4 MT | 4960 x 1820 x 1476 | 1450 |
Первая серия (1982-1991)
В эти годы на автомобиле ГАЗ-3102 «Волга» постепенно менялись отдельные узлы и агрегаты. В 1984 году передние тормоза были оснащены вентилируемыми дисками. В то же время был заменен цилиндр главного тормоза и упрощены гидравлические линии. В 1985 году некоторые грузовики оснащались двигателем ЗМЗ-402.10, который имел блок цилиндров ЗМЗ-4022.10, но головку блока без камеры цилиндров. В то же время были внесены следующие изменения:
Газ «Волга» 3102 от 1982 года.
- Регистрационный знак переместили на бампер, который стали штамповать со специальной площадкой. Резиновая окантовка в этом месте прерывалась.
- Радиаторная решетка стала единой (вместо трех частей, из которых состояла).
- Повторители поворотов вернули на крылья, этого потребовали международные стандарты.
- Внутри салона изменились подлокотники на дверцах.
В 1987 году было введено бесконтактное зажигание.
Вторая серия (1992-1997)
В 1992 году в автомобиль ГАЗ-3102 «Волга» были внесены изменения:
- Бензобак был перемещен на прежнее место (под багажник).
- У наружных зеркал появились пластмассовые корпуса и ручки для регулировки положения стекол из салона. Запаска стала крепиться к полу багажника.
- Установили поплавковый датчик уровня на крышке бачка с тормозной жидкостью.
- В салоне изменилась панель приборов, форма педалей и ручка рычага МКПП.
В 1994 году двигатель перед камерой был заброшен. На смену ему пришел ЗМЗ-406, который имел следующие характеристики:
- Чугунный блок цилиндров вместо силуминового;
- Цепной привод на промежуточный вал с приводом масляного насоса;
- Четыре клапана на каждый цилиндр;
- Цепной привод на два распредвала.
ЗМЗ-406 имел интегрированную систему управления двигателем, которая брала на себя функции карбюратора, распределителя, регуляторов жалюзи и воздушных регуляторов. Самые важные технические характеристики ZMZ-406:
- Объем — 2,3 литра;
- Мощность — 110 кВт (130 л. с.);
- Наибольший крутящий момент — 206 Н*м;
- Бензин — АИ-93э;
- Экологический класс — Евро-1.
С того же года использовался общий бак для очистки ветрового стекла и фар, а в баке был установлен второй насос.
Силовая установка
Двигатель, установленный на ГАЗ-3102 в 1982 году, был не обычным, а оснащен системой лобового воспламенения по методу ЛАГ (лавинное воспламенение горения). Первые двигатели предварительного сгорания были разработаны в 1950-х годах на Горьковском автомобильном заводе в поисках новых технологий экономии топлива. Этот метод не прижился, и от факельного зажигания вскоре отказались. Двигатели ЗМЗ 4022.10 позже были оснащены обычными свечами зажигания.
Читайте также: Что такое EDC? Руководство для начинающих по использованию повседневной посуды
Однако работы по совершенствованию системы привода ГАЗ-3102 продолжались, поскольку тяжелый автомобиль потреблял относительно большое количество топлива. Ситуация разрешилась, когда в 1992 году появились японские двигатели Toyota 3RZ-FE, очень мощные и экономичные. А в 2006 году на Горьковский завод начали поступать американские двигатели Chrysler EDZ.
На ГАЗ-3102, двигатель которого в российской версии оставлял желать лучшего, устанавливались импортные двигатели. Такая практика продолжалась в течение нескольких лет, пока производство автомобиля не прекратилось. Технические характеристики всех двигателей, устанавливаемых на ГАЗ-3102, были одинаковыми: Рабочий объем 2,3-2,5 л, мощность 103-130 л.с.
Место в производственной программе ГАЗа
ГАЗ-3102 был задуман как «резервная модернизация» автомобиля «Волга» ГАЗ-24, основной целью которой было создание автомобиля, соответствующего современному дизайну и повышенной динамике вытесненного флагмана — «Чайки» ГАЗ-14.
Если бы не кризис перестройки, ГАЗ-3102, возможно, так и не стал бы самостоятельной моделью и основой для последующих автомобилей ГАЗ, а был бы, как и планировалось, лишь временным переходным звеном для новых, гораздо более современных автомобилей семейства 3103-3104-3105.
Особенности
Самым важным техническим новшеством стал двигатель ЗМЗ-4022.10 с предкамерой.
Первые разработки вилочно-зубчатых двигателей на ГАЗе относятся к 1950-м годам. Они были построены с целью снижения расхода топлива. Двигатели с предкамерным зажиганием были разработаны для ГАЗ-51 (ГАЗ-51Ф, построено несколько номеров) и ГАЗ-21 (экспериментальные, устанавливались на опытные образцы).
Воспламенение газовоздушной смеси происходило не от искры в самой свече зажигания, а от облака горячих газов, проходящих через специальную предкамеру — полость, частично отделенную от остальной камеры сгорания и содержащую свечу зажигания (одну на цилиндр).
Предкамера подавала обогащенную смесь через небольшие дополнительные клапаны в головке двигателя (например, все 4-цилиндровые двигатели имели 12 клапанов — 8 впускных и 4 выпускных, 6-цилиндровые — по 18), которые зажигали искру и инициировали сгорание непосредственно в цилиндре, куда вместо этого подавалась относительно бедная смесь. Следовательно, карбюратор имел три камеры — первичную, вторичную и третью, которая подавала обогащенную смесь в предварительную камеру.
Однако испытания выявили недостатки, в частности, недостаточное улучшение топливной экономичности (не более 3-5 %), что в сочетании с наблюдаемой нестабильностью переходных режимов не привело к существенному усложнению работы форкамерного двигателя. В результате такие двигатели не производились в больших масштабах.
Тем временем проекты продолжались. Для ГАЗ-24 также готовился двигатель с форкамерным зажиганием (ГАЗ-24Ф), но разработчики столкнулись с теми же проблемами, поэтому двигатель не был допущен к серийному производству.
К этой идее вернулись при разработке модели, которая должна была заменить «двадцать четвертую» «Волгу», учитывая не только повышение топливной экономичности, но и необходимость снижения выбросов вредных веществ в атмосферу — механизм тамбура позволял добиться этого, обеспечивая работу двигателя на бедной бензино-воздушной смеси.
Однако революция в развитии произошла, когда первые серийные модели с форкамерным зажиганием были готовы к использованию за рубежом. В середине семидесятых годов завод тщательно исследовал двигатель автомобиля Honda Civic CVCC (1975) и нашел в японской разработке ответы, которых не хватало на многие существующие вопросы.
Результатом многолетних разработок стал двигатель ЗМЗ-4022.10.
Его мощность была увеличена до 105 л.с. (по сравнению с 95 л.с. обычного ЗМЗ-24), а расход топлива, по данным производителя, значительно улучшен (с 10,5 л на 100 км при постоянной скорости 80 км/ч до 8,5 л на 100 км при тех же условиях, т.е. почти на 20%).
Динамика «Волги» ГАЗ-3102 с этим двигателем также значительно улучшилась — разгон от 0 до 100 км/ч занимает 16,2 секунды против 21 секунды. Это почти столько же, сколько у ВАЗ-2106, который в то время считался достаточно динамичным.
Кроме того, новый двигатель гораздо более экологичен, чем его предшественник, благодаря использованию бедной смеси.
Рядный двухкамерный двигатель, хотя и был достаточно эффективным и хорошо настроенным, имел существенные недостатки. Прежде всего, у него были проблемы с перегревом: несмотря на увеличенный радиатор, температурное поведение двигателя было довольно напряженным. Также учитывались координация и квалификация обслуживающего персонала. Довольно сложным и трудоемким было обслуживание трехкамерного карбюратора К-156.
Модернизации
На самом деле, первая модернизация была проведена еще в начале 90-х годов, когда автомобиль «вышел» из правительственного класса и стал доступен для публики. Неудачный форкамерный пламенный мотор заменили на обычный карбюратор, и автомобиль фактически сравнялся по характеристикам с другой «Волгой» ГАЗ-31029.
В 1997 году ГАЗ-3102 был модернизирован. Обновления: 5-ступенчатая коробка передач, ведущий мост с промежуточной опорой, задний мост без оси, усилитель руля, вентилируемые передние дисковые тормоза типа Lucas, 15-дюймовые колеса и новые колпаки, приборная панель и сиденья типа 3110 и другое внутреннее оборудование.
Основным двигателем 3102 был 2,3-литровый ЗМЗ-4062.10 с четырьмя клапанами на цилиндр и распределенным впрыском топлива, но автомобиль также оснащался более простыми 2,5-литровыми карбюраторными двигателями ЗМЗ-402.10 (бензин АИ-92) и ЗМЗ-4021.10 (АИ-80) и — в специальной версии 3102-500 — малосерийным ЗМЗ-4064.10 мощностью 200 л.с. С 2004 года некоторые грузовики оснащаются двигателями 2.4 DOHC от Chrysler.
С начала 1990-х годов различные тюнинговые компании оснащали 3102 различными аксессуарами: новой пластиковой отделкой, электростеклоподъемниками, электроприводами зеркал, кондиционерами и т.д. Выпускают удлиненную версию (stretch version) ГАЗ-31024 для установки бензиновых двигателей иностранных производителей Toyota и Rover, которые также оснащаются автоматическими коробками передач.
Кроме того, 3102 используется для производства машин со скрытой броней, таких как Rida-2999.
С 2003 года стандартный 3102 получил бездемпферную переднюю подвеску и стабилизатор на задней подвеске, а также новые (чешские) дверные ручки.
В 2005 году седан 3102 получил новый интерьер от серийной модели ГАЗ-31105, которая в свою очередь была обновлена в июле 2007 года с помощью немецких специалистов.
С 2008 года на ГАЗ-3102 устанавливается двигатель серии ЗМЗ-405 рабочим объемом 2,5 литра, соответствующий экологическому стандарту Евро-3.
В ноябре 2009 года ГАЗ-3102, как и все заднеприводные модели серии «Волга», был снят с производства в связи с экономическим кризисом, устареванием и падением спроса.