ЗИЛ-157 не был запущен в производство. Однако, благодаря своей грузоподъемности, ЗИЛ-157 часто используется лесозаготовительными компаниями. Грузовик надежен, может преодолевать болотистые участки и труднопроходимую местность и исправно перевозит бревна с лесозаготовительных участков.
ЗИЛ-157
Легендарный ЗИЛ-157 все еще находится в эксплуатации после прекращения производства в 1992 году. Внедорожник впечатлит автолюбителей своими качествами и возможностями. Автомобиль имеет богатую историю, использовался не только в военных частях, но и в народном хозяйстве. Вся серия ЗИЛ.
- 1 История автомобиля
- 2 Назначение
- 3 Технические характеристики
- 3.1 Силовой агрегат
- 3.2 Расход Топлива
- 3.3 Трансмиссия
- 3.4 Специфика подвески и моста
- 4.1 Габариты и грузовая способность
- 4.2 Кабина и кузов
История автомобиля
Грузовик внушительных размеров с завода имени Лихачева имел надпись «ЗИЛ-157». Мир увидел новинку в 1958 году на автосалоне в Брюсселе, Франция. В том же году появились первые модификации автомобиля, которые пришли из фильмов одноименного завода.
В то время модель использовалась как в гражданских, так и в военных целях. Конструкции были основаны на существующей модели ЗИС-151, которая, однако, была значительно модифицирована. Позднее от этой модели была перенята компоновка кабины с улучшенными элементами.
После четырех лет производства грузовик был усовершенствован и перераспределена нагрузка на оси, после чего регистрационный номер был изменен на «ЗИЛ-157К». В 1978 году конвейер грузовика был перенесен на автозавод «Урал», а модель получила еще более длинное обозначение «ЗИЛ-157КД».
В таком виде производство продолжалось до 1994 года. Автомобиль, как никогда ранее, был и остается актуальным для наших дорог, так как проходимость машины с тремя осями — на высоком уровне.
Производство прекратилось более 20 лет назад, но грузовик до сих пор широко используется во многих отраслях национальной экономики. Любители восстанавливают старые машины и иногда находят самые необычные применения для этой ретро-модели.
Назначение
Основным заказчиком ЗИЛ-157 было Министерство обороны, поэтому особые требования предъявлялись к его проходимости, надежности и способности работать в различных климатических условиях. Автомобиль оказался отличным транспортным средством для перевозки различных грузов, боеприпасов и личного состава. Оснащенный лебедкой и усиленным бампером, он успешно использовался для восстановления автомобилей, колесной и гусеничной техники. В гражданском секторе он может быть использован для транспортировки грузов в сельском и лесном хозяйстве, различных производственных отраслях и строительстве. Кроме того, были внесены некоторые изменения для доставки за рубеж. ЗИЛ-157 до сих пор можно увидеть на лесозаготовках в Финляндской Республике. Кроме того, внедорожные способности грузовика ценятся при охоте и рыбоводстве.
Технические параметры ЗИЛ-157 актуальны и сегодня, несмотря на то, что модель была представлена во времена Советского Союза. Грузовик используется на Алтае, Крайнем Севере, в Средней Азии, Украине и других постсоветских странах. Главным преимуществом этого грузовика также является его повышенная проходимость.
Силовой агрегат
ЗИЛ-157″, изменены технические характеристики и внутреннее наполнение. Шестицилиндровый двигатель был оснащен новой головкой из алюминиевого сплава, модифицированным карбюратором и улучшенной системой охлаждения. Новый масляный насос и модернизированные сальники коленчатого вала модернизировали систему смазки.
Двигатель
Тип ЗИЛ-157 Количество цилиндров 6 Расположение цилиндров Рядное Степень сжатия 6,2 Порядок работы цилиндров 1-5-3-6-2-4 Объем рабочей системы 5,5 литра Мощность 104 л. с. Тип топлива Бензин Расход топлива. N литров на 100 километров ~40 Максимальные обороты в минуту 2 600 Карбюратор К-88АЖ Расход Топлива
По сравнению со своим предшественником, расход топлива ЗИЛ-157 был значительно снижен. В зависимости от условий, потребление было снижено на 7-22%. На 100 км автомобилю требуется около 40 литров топлива. С полным баком (150 литров + 60 литров) модель может проехать до 510 километров.
Трансмиссия
Первоначально автомобиль оснащался пятиступенчатой коробкой передач, причем пятая передача была повышающей, но после 1961 года она была снята. За основу была взята раздаточная коробка от ЗИС-151, с износостойкими шестернями, новыми уплотнениями и принудительным включением.
Трансмиссия была полностью переработана, промежуточная коробка передач для задней оси была установлена на центральной оси. Полуоси были значительно усилены, установлены колесные ступицы и тормоза, а колеса прикручены на восемь шпилек.
Трансмиссия.
Тип коробки переключения передач Механика Количество ступеней 6 (5 – вперед; 1 – назад) Синхронизаторы Между 2-3 и 4-5 ступенями Привод карданной передачи Пневматика Передаточные числа ступеней КПП Пятая 0,81 Четвертая 1,00 Третья 1,89 Вторая 3,32 Первая 6,24 Задний ход 6,70 Передаточные числа карданной передачи Первая 2,44 Вторая 1,24 Главная передача ведущих мостов 6,67 Видео
Модель переняла сложную трансмиссию с карданными валами от ЗИС-151:
- на средний;
- промежуточный;
- задний (два) и передний мосты.
ЗИЛ-157 был оснащен колесами увеличенного диаметра. В этой модели впервые была применена централизованная система контроля давления в шинах. Это позволило водителю контролировать давление в шинах (по желанию или одновременно) с рабочего места. Для того чтобы водитель мог продолжать движение в случае прокола, был установлен специальный компрессор. На мокрой или заснеженной поверхности водитель может уменьшить давление. В этом случае срок службы шин фактически сокращается.
Технические характеристики ЗИЛ-157 актуальны и сегодня, несмотря на то, что модель появилась в советское время. Грузовик используется на Алтае, Крайнем Севере, в Средней Азии и на Украине. И главное преимущество этой модели — самая высокая транзитная способность из страны в страну.
Основным недостатком грузовика является отсутствие гидроусилителя руля, но это не влияет на популярность грузовика на внутреннем рынке.
Модель выпускалась в нескольких модификациях:
- ЗИЛ-157 – стандартная версия;
- ЗИЛ-157В – классический седельный тягач;
- ЗИЛ-157К – базовый вариант с 1961-го года;
- ЗИЛ-157КВ – базовый седельный тягач с 1961-го года;
- ЗИЛ-157Ю – тропическая модификация;
- ЗИЛ-157Г – модель с экранированным оборудованием;
- ЗИЛ-157КГ — версия с экранированным оборудованием, поступившая в серию в 1961-ом году;
- ЗИЛ-157Э – экспортная модификация;
- ЗИЛ-157Е – специальный вариант, оборудованный двумя бензобаками общей емкостью 300 л;
- ЗИЛ-157КД – базовая версия с 1978-го года;
- ЗИЛ-157КДВ – базовый седельный тягач с 1978-го года.
Технические характеристики
Габаритные параметры ЗИЛ-157:
- длина – 6684 мм;
- высота – 2360 мм (2915 мм – модификации с тентом);
- ширина – 2315 мм.
Дорожный просвет грузовика составляет 310 мм, а радиус поворота — 11000 мм.
Вес грузовика составляет 5540 кг. Задняя ось весит 3140 кг, а передняя — 2400 кг. Общий вес грузовика составляет 10190 кг. Несмотря на большую массу, грузовик может развивать скорость до 65 км/ч.
Грузоподъемность ЗИЛ-157 зависит от дорожного покрытия. Для грунтовых дорог этот показатель составляет 2500 кг, для дорог с твердым покрытием — 5000 кг. Грузовик полностью загружен и может преодолеть переезд глубиной 850 мм.
Расход Топлива
По сравнению со своим предшественником, расход топлива ЗИЛ-157 был значительно снижен. В зависимости от условий, потребление было снижено на 7-22%. На 100 км автомобилю требуется около 40 литров топлива. С полным баком (150 литров + 60 литров) модель может проехать до 510 километров.
ЗИЛ-157 был несколько раз модернизирован и получил новые двигатели. Первоначально грузовик оснащался 6-цилиндровым блоком с алюминиевой головкой. При рабочем объеме 5,5 литра двигатель выдавал 104 л.с. Максимальный крутящий момент этого агрегата составлял 334 Нм. Двигатель также имел радиатор, который охлаждался 6-лопастным вентилятором. ЗИЛ-157 также имел усовершенствованное уплотнение коленчатого вала и масляный насос, что улучшило систему смазки. Долговечность системы привода была увеличена за счет улучшения подвески агрегата.
Зимой автомобиль требовал особого внимания, так как система охлаждения вела себя довольно нестабильно. В некоторых случаях необходимо было установить изолирующие кожухи на радиатор.
Технические характеристики
Габаритные параметры ЗИЛ-157:
- длина – 6684 мм;
- высота – 2360 мм (2915 мм – модификации с тентом);
- ширина – 2315 мм.
Дорожный просвет грузовика составляет 310 мм, а радиус поворота — 11000 мм.
Вес грузовика составляет 5540 кг. Задняя ось весит 3140 кг, а передняя — 2400 кг. Общий вес грузовика составляет 10190 кг. Несмотря на большую массу, грузовик может развивать скорость до 65 км/ч.
Грузоподъемность ЗИЛ-157 зависит от дорожного покрытия. Для грунтовых дорог этот показатель составляет 2500 кг, для дорог с твердым покрытием — 5000 кг. Грузовик полностью загружен и может преодолеть переезд глубиной 850 мм.
Расход Топлива
По сравнению со своим предшественником, расход топлива ЗИЛ-157 был значительно снижен. В зависимости от условий, потребление было снижено на 7-22%. На 100 км автомобилю требуется около 40 литров топлива. С полным баком (150 литров + 60 литров) модель может проехать до 510 километров.
ЗИЛ-157 был несколько раз модернизирован и получил новые двигатели. Первоначально грузовик оснащался 6-цилиндровым блоком с алюминиевой головкой. При рабочем объеме 5,5 литра двигатель выдавал 104 л.с. Максимальный крутящий момент этого агрегата составлял 334 Нм. Двигатель также имел радиатор, который охлаждался 6-лопастным вентилятором. ЗИЛ-157 также имел усовершенствованное уплотнение коленчатого вала и масляный насос, что улучшило систему смазки. Долговечность системы привода была увеличена за счет улучшения подвески агрегата.
Зимой автомобиль требовал особого внимания, так как система охлаждения вела себя довольно нестабильно. В некоторых случаях необходимо было установить изолирующие кожухи на радиатор.
Фото
ЗИЛ-157 был оснащен 5-ступенчатой коробкой передач с синхронизацией на второй, третьей, четвертой и пятой передачах. Распределительная коробка имела двухосную конструкцию. Одноступенчатый главный двигатель был оснащен спирально-коническим редуктором. Мосты существенно отличаются от предшественника — ЗИС-151. Передний мост дополнен шарнирами «Бендикс-Вейсс» с равными угловыми скоростями. По желанию водителя она может быть отключена. Каждая ось имела карданную ось, а тормозная система была разработана для всех колес и дополнялась пневматическим приводом.
Кабина самолета ЗИЛ-157 была несколько раз усовершенствована для повышения комфорта пилота. Благодаря более коротким спицам сила удара, передаваемая от колес на рулевое колесо при движении грузовика, значительно уменьшилась. Улучшенные амортизаторы способствуют более плавной езде. Не забыт и зимний комфорт. Электрический водоохладитель поддерживал комфортную температуру даже в очень холодную погоду. В качестве опции была включена система размораживания ветрового стекла.
Удобное водительское сиденье регулировалось. С годами кабина ЗИЛ-157 претерпела незначительные изменения, сохранив при этом свои первоначальные черты. Он имел цельнометаллическую конструкцию и вмещал водителя и двух пассажиров. На крыше был круглый люк.
Полный привод и односкатные шины значительно повысили проходимость. Не случайно грузовик долгое время использовался в военных целях.
ЗИЛ-157 являлся отличной базой для установки различных модификаций стандартных и специальных кузовов. Это сделало модель универсальной и в итоге одной из самых распространенных в СССР. На шасси были установлены различные цистерны, мастерские, грузовики, снегоуборочная техника, лестницы и другое оборудование. Самыми популярными были бортовые грузовики.
С точки зрения производительности, ЗИЛ-157 долгое время был одним из лидеров рынка. Однако он уже не отвечал требованиям современной автомобильной промышленности. Модель ушла в прошлое, но ее использование еще не закончено. В регионах автомобиль до сих пор используется. Особенно ценится способность грузовика преодолевать труднодоступные места.
Описание двигателя автомобиля
Первые двигатели ЗИЛ-157 были разработаны для устранения недостатков двигателей предыдущей модели (ЗИС-151). Улучшение коснулось таких параметров, как мощность двигателя, частота перегрева, плавность хода, расход топлива и т.д. Модернизация двигателя продолжалась до 1978 года.
Основным двигателем этого автомобиля был бензиновый двигатель с карбюратором. Однако некоторые модели выпускались с дизельным двигателем и не оправдали ожиданий. Самым большим недостатком были сильные вибрации и удары, которые были неприятны для водителя и пассажиров.
Внешний вид и кабина
Как и большинство своих моделей, ЗИЛ построил 131 с капотом. Кабина была точной копией «100», с той разницей, что прежде всего все модели были окрашены в цвет хаки.
Дизайн также остался полностью металлическим. Поскольку это оказалось непрактичным, переднюю часть снова заменили готовой, только теперь она была от ЗИЛ-165. Изогнутые брызговики и замысловатая радиаторная решетка были заменены более простыми и изящными элементами.
В 1960-х годах такой дизайн казался революционным, не говоря уже о сравнении новой модели с «157». За почти сорок лет внешний вид военного грузовика изменился лишь в незначительных деталях. Наиболее ярким является новое лобовое стекло, которое было разработано как панорамное окно.
Учитывая его направленность на военные нужды, внешне он напоминал своего другого собрата в этом классе, Урал-375. Страна была единым государством, и операции полностью подчинялись государству. Основные различия заключались в разных технических и инженерных решениях.
В стандартной комплектации кузов оснащался двумя складными и одним съемным сиденьем. Боковые стенки не открывались, за исключением задней, но это не мешало удобной погрузке и разгрузке.
Брезент в виде рулона может быть прикреплен к кузову для создания места для хранения. Конструкция машины позволяла устанавливать вместо грузового отсека другие агрегаты, например, полевую кухню, санитарный автомобиль, радиостанцию, ракетную установку «Катюша», С-125, а также гражданские — манипулятор с базой, пожарную машину.
В салоне автомобиля было несколько новшеств, повышающих комфорт. Вышеупомянутое ветровое стекло значительно улучшило обзорность по сравнению с предыдущей версией «157». Улучшенная изоляция позволила сохранить тепло в автомобиле даже в холодную зимнюю погоду.
Сиденье водителя было отделено от двойного сиденья пассажира и могло регулироваться по высоте, вылету и углу наклона спинки. На приборной панели было всего несколько приборов, чтобы обеспечить водителя всей необходимой информацией:
- Уровень бензина;
- Вольтметр/амперметр;
- Спидометр;
- Давление масла;
- Уровень температуры;
- Тахометр.
Из всех органов управления только один был расположен на рулевой колонке — рычаг индикатора. Большие зеркала обеспечивают хороший задний обзор и минимизируют слепые зоны, даже с прицепом.
Конструкция
Конструктивно ЗИЛ-157 представлял собой модифицированную версию внедорожника ЗИЛ-151, при этом были учтены отзывы потребителей.
Основные различия в дизайне заключались в следующем:
- применение ошиновки с одним колесом с направленным внедорожным рисунком протектора;
- использование колесных дисков уменьшенного радиуса;
- перенос запасного колеса в зазор между полом кузова и лонжеронами рамы;
- сокращение длины рамы на 25 см за счет переноса запасного колеса;
- внедрение системы регулировки давления в шинах с ручным управлением из кабины;
- улучшение геометрической проходимости;
- внедрение дополнительного бака на 65 л бензина, размещенного в хвостовой части рамы;
- изменение передаточных чисел в коробке;
- улучшение материалов и средств защиты узлов трансмиссии.
В ЗИЛ-157 используется клепаная рама с усилениями в области оси баланса. Боковые стороны рамы состоят из продольных элементов, имеющих формованное поперечное сечение.
Кабина
Грузовик ЗИЛ-157 имел трехместную кабину цельнометаллической конструкции. Доступ осуществлялся через две двери с ветровым стеклом. В кабине было регулируемое сиденье водителя и двухместный диван. Под подушками и за диваном находились ниши для хранения инструментов и оборудования. Стены были обшиты картоном.
Кабина ЗИЛ-157 была оборудована системой вентиляции и отопления с электрическим вентилятором, который направлял поток воздуха на лобовое стекло. В жаркую погоду ветровое стекло можно было откинуть для дополнительной вентиляции (на моделях до 12.1971).
Тропические модели не имели радиатора и оснащались вспомогательным вентилятором в кабине. Ветровые стекла были очищены с помощью пылесоса. Овальное заднее стекло было оснащено радиаторной решеткой (до 1960 года).
В качестве опции военные грузовики ЗИЛ-157 могут быть оснащены выдвижной крышей.
В армейских такси было предусмотрено место для вооружения водителя и сопровождающего.
Кузов
За кабиной ЗИЛ-157 находилась деревянная платформа с металлическими усилениями. Только задняя дверь была распашной и имела две ступеньки с откидными основаниями. По бокам находились места для крепления складных скамеек на 16 человек. Боковые стены могли поддерживать пять брезентовых крыш, которые имели вентиляционные отверстия.
Пристройка к боковой стене включала шесть узких досок, количество которых к 1975 году было сокращено до трех.
На моделях до 1963 года желтые и красные отражатели были установлены на передней и задней дверях соответственно. От них отказались после введения в светильники пластиковых рассеивателей вместо стеклянных. Под полом ЗИЛ-157 были установлены два инструментальных ящика.