Сколько весит зил бычок. Сколько весит зил бычок.

Характеристики
Сколько весит зил бычок - ЗИЛ-5301 Бычок Двигатель Расход топлива Объем бака Грузоподъемность Вес Электрооборудование Подвеска, система электрооборудования Кабина и ее наполнение История автомобиля

Размеры могут значительно отличаться в зависимости от конкретного переоборудования автомобиля. Например, длина ЗИЛ-5301 ТО составляет 7 165 мм — почти на целый метр больше, чем обычно. Модификация AO имеет те же технические параметры, что и базовая модель.

Содержание

ЗИЛ 5301 (Бычок)

ЗИЛ 5301 — это легкий грузовик, выпускаемый на заводе в Лихачеве. Эта модель была очень популярна в конце 1990-х годов как у крупных компаний, так и у частных перевозчиков. Грузовик несколько раз переоборудовался, чтобы сделать его более комфортным и экологичным.

ЗИЛ 5301 характеризуется отличными ходовыми качествами и неприхотливым поведением. Таким образом, многие фермы и компании до сих пор используют модели середины 90-х годов, которые не потеряли своей актуальности. В данном случае производство автомобиля было завершено относительно недавно. Из-за особого дизайна модель получила прозвище «Бычок».

История модели и назначение

В начале 1990-х годов на заводе имени Лихачева начался проект по разработке новой серии легких грузовиков. Конструкторы использовали отдельные узлы и детали от другой продукции завода, а прототипом для нового грузовика послужил немецкий грузовик Mercedes-Benz T2 с высоко расположенными фарами.

Первые рабочие прототипы ЗИЛ 5301 были построены в 1994 году. Массовое производство в то время не планировалось. Модель имеет кабину от ЗИЛ 4331, некоторые элементы от Mercedes-Benz, оригинальную форму капота и немецкий турбодвигатель OM364 (объем — 4 литра, мощность — 115 л.с.). Первоначально грузовики назывались ЗИЛ 3301М, но затем индекс был изменен на ЗИЛ 5301.

4740105_%c7%c8%cb%205301_2

Завод выпустил тестовую серию в 1995 году, а через два года началось производство модели по прозвищу «Бычок». Появление этого грузовика стало решающим для компании, поскольку спрос на среднетоннажные грузовики, на которых она специализировалась, резко снизился с переходом к рыночной экономике.

В 1997 году был введен модульный цельнометаллический кузов, который позволил строить грузовики с несколькими отсеками (2, 3 или 4) и общим объемом до 20,5 кубических метров. Базовой версией был ЗИЛ 5301СС с кузовом объемом 15,5 куб.м.

zil-5301-06

Позже появились пассажирские версии ЗИЛ 5301, которые строились из-за низкой погрузочной высоты (765 мм) и сдвижной боковой двери. Нагрузочная площадь этих моделей была немного уменьшена.

В 1998 году завод представил несколько микроавтобусов на базе ЗИЛ 5301 вместимостью 15-19 пассажиров.

В начале 2000-х годов компания «Бычок» занимала лидирующие позиции с 56% объема производства АМО ЗИЛ, но с появлением китайских конкурентов спрос на этот продукт начал быстро снижаться. К 2008 году производство ЗИЛ 5301 значительно сократилось (11,6 % от общего объема производства). Даже незначительная модернизация не смогла улучшить ситуацию, так как качество сборки оставалось низким.

В декабре 2011 года производство «Бычка» было перенесено из столицы в Саратовскую область. Это не оказало существенного влияния на ситуацию. ЗИЛ 5301 по-прежнему уступал своим основным конкурентам: европейским и японским — по качеству, а китайским — по цене. В результате производство грузовика было остановлено в 2014 году. Ожидается выпуск новой «Бычка» (фото ниже).

9906x06ult

«Бычок» был доступен в следующих модификациях:

  1. ЗИЛ 5301АО — базовая версия,
  2. ЗИЛ 5301БО — версия для сборки кузовов и специальных надстроек,
  3. ЗИЛ 5301GO — изотермический штабелер,
  4. ЗИЛ 5301ПО — изотермический фургон с улучшенными характеристиками,
  5. ЗИЛ 5301ДО — длинная версия,
  6. ЗИЛ 5301ЕО — удлиненная версия для монтажа специальных надстроек,
  7. ЗИЛ 5301IO — изотермический фургон с удлиненным полом,
  8. ЗИЛ 5301ТО — удлиненная 2-арочная рама на шасси ЗИЛ 5301ДО для установки специальных кузовов,
  9. ЗИЛ 5301UO — длиннобазная версия с 2 спальными местами.

По техническим параметрам «Бычок» ни в чем не уступает своим конкурентам. Эта модель была разработана для перевозок в пределах города или региона. Были также конверсии с двухъярусными кроватями для дальних поездок.

Технические характеристики

ЗИЛ 5301 — это серия легких грузовиков. Но даже в этом классе он выглядит очень компактным.

Габаритные размеры автомобиля:

  • Высота — 2365 мм,
  • длина — 6195 мм,
  • ширина — 2319 мм,
  • колесная база — 3650 мм,
  • Колея передних колес — 1832 мм,
  • колея задних колес — 1690 мм.

В зависимости от модификации размеры могут незначительно отличаться. Например, длина ЗИЛ 5301 ТО составляет 7165 мм (почти на 1000 мм больше, чем у базовой версии).

Масса автомобиля без нагрузки составляет 3 695 кг, что позволяет легко преодолевать различные технические коммуникации и препятствия. Полная масса грузовика с максимально допустимой нагрузкой составляет 6950 кг. Дорожный просвет модели 5301 невелик по сравнению с ее «ровесниками» и другой продукцией ЗИЛа — 180 мм. Этого не всегда достаточно для движения по неровной местности или проселочным дорогам. Причина этого в том, что «Бычок» позиционируется как небольшой городской грузовик. Автомобиль очень хорош на узких дорогах и в ограниченном пространстве. Радиус поворота модели составляет 7800 мм.

Прочие характеристики ЗИЛ 5301:

  • Максимальная скорость составляет 95 км/ч,
  • время разгона до 60 км/ч — 30 секунд,
  • средний расход топлива — 12 л/100 км,
  • грузоподъемность передней оси — 2 350 кг,
  • допустимая нагрузка на заднюю ось — 4900 кг
  • грузоподъемность — 3450 кг.

Автомобиль оснащен бескамерными шинами размером 6,5J x 16 и 225/75R16C.

Первое обслуживание проводится через 4 000 км, а второе — через 16 000 км.

В 1997 году был введен модульный цельнометаллический кузов, который позволил строить грузовики с несколькими отсеками (2, 3 или 4) и общим объемом до 20,5 кубических метров. Базовой версией был ЗИЛ 5301СС с кузовом объемом 15,5 куб.м.

Кабина и кузов

В интересах снижения затрат компания «Бычок» использовала конструкторские решения, уже применявшиеся в продукции Автозавода имени Лихачева. Например, грузовик получил просторную кабину ЗИЛ-4331, которую дополнили характерные фары и необычное крыло.

Для общественных учреждений компания создала 4-дверную, 2-рядную кабину с 6 пассажирскими местами. Изначально ЗИЛ-5301 имел ряд проблем и хронических недугов, характерных для многих отечественных автомобилей.

Фото ЗИЛ-5301

Серьезные проблемы обычно начинаются в салоне: двигатель слышно даже на низких оборотах, звуко- и теплоизоляция плохая, после нескольких минут на морозе воздух внутри очень холодный, а краска на капоте облупляется в течение нескольких месяцев после ввода в эксплуатацию.

«Автомобильный отопитель работает достаточно надежно, но дополнительный ржевский отопитель имеет короткий срок службы. Воздушная заслонка в салоне пользуется популярностью у водителей, но она регулярно протекает, а большая планка работает недостаточно эффективно.

Однако кабина не является самым слабым местом «Бычка», и этот элемент чаще всего хвалят. Рабочее место водителя имеет, в том числе, и положительные стороны. Сиденье особенно удобно — оно регулируется и очень мягкое. Тканевая обивка сделана из очень прочного материала, который трудно испачкать.

Фото салона ЗИЛ-5301

Кроме того, в последних версиях были существенно пересмотрены слабые места кабины. Кабина водителя теперь имеет отличную тепло- и звукоизоляцию, обеспечивая комфортное вождение зимой — мощный отопитель согревает водителя и пассажира даже в очень холодную погоду.

Рулевое колесо состоит из двух частей и имеет большой диаметр. Этот параметр, а также наличие CPS облегчает управление автомобилем — при маневрировании необходимо лишь минимально поворачивать рулевое колесо.

Помимо стандартных кают, существуют также расширенные версии со спальным местом и люком.

Характерные особенности ЗИЛ-5301 «Бычок»:

  • Блюдо с небольшим навесом, открывающимся назад,
  • Двухместное нерегулируемое пассажирское сиденье,
  • Трехместная, двухдверная кабина, на базе модели ЗИЛ-4331,
  • Отопитель встроен в систему охлаждения двигателя,
  • Раздельное сиденье водителя с подвеской, регулируемой жесткостью и регулировками амортизации, наклона и положения спинки,
  • Электрический стеклоочиститель с тремя щетками и электрический омыватель ветрового стекла.

Технические характеристики

Домашнее устройство было ненадежным и иногда не работало в суровых городских условиях. В результате заводу пришлось освоить выпуск модификаций с зарубежными дизельными двигателями. В 1999 году началось производство версий с двигателем ММЗ Д-245.12С. Обновленная версия ММЗ Д-245.10, оснащенная турбокомпрессором Schwitzer, чешским инжектором Motorpal и интеркулером, соответствовала стандарту Евро-1.

В 2001 году на ЗИЛ-5301 был установлен усовершенствованный турбодизельный двигатель ММЗ Д-245.9 с регулятором давления воздуха, турбокомпрессором и интеркулером. Он производит 136 л.с. и соответствует стандарту Евро-2. С апреля 2008 года все модели «Бычок» оснащаются двигателем D245.9, который соответствует экологическому стандарту Евро-3.

Помимо прочего, этот двигатель оснащен турбокомпрессором, что является одной из причин его высокой производительности. Конструкция предусматривает охлаждение воздуха перед продувкой двигателя.

Технические характеристики

Двигатель D-245.12C
Количество цилиндров 4
Группа 4,75 л
Мощность в лошадиных силах 108,8
Мощность в кВт 80
Крутящий момент 1300-1700 Н*м
Частота вращения двигателя 2 400 об/мин
Степень сжатия 15,1
Вид топлива Бензин
Расход топлива при скорости свыше 60 км/ч 12 литров
Расход топлива при скорости ниже 60 км/ч 25 литров
Двигатель D245.9
Количество цилиндров 4
Диаметр цилиндра 110 мм
Ход поршня 125 мм
Группа 4,75 л
Степень сжатия 15,1
Мощность в лошадиных силах 136
Мощность в кВт 100
Частота вращения двигателя 2 400 об/мин
Крутящий момент 460 Н*м
Вид топлива Дизель
Средний расход топлива 12 литров на 100 км
Максимальная скорость (в документах) 95 км/ч
Трансмиссия и шасси
Тип передачи Руководство
Тип главной коробки передач Субпод
Сцепление Масло
Синхронизаторы На всех передачах, кроме 1-й и 3-й.
Размеры
Высота 2 365 мм
Ширина 2 319 мм
Ширина передней колеи 1 832 мм
Ширина задней колеи 1 690 мм
Длина 6 175 мм
Колесная база 3 650 мм
Расстояние от земли 180 мм
Расстояние от земли 7800 мм
Рама Ширина 845 мм
Фланцы (ширина) 70 мм
Толщина металла продольной балки 5 мм
Погрузочная зона Длина 3 750 мм
Ширина 2 250 мм
Высота 450 мм
Колеса 6,5Jx16H2
Шины 225/75R16C

Модификации «БЫЧКА»

  • ЗИЛ-5301АО — базовая версия модели,
  • ЗИЛ-5301БО — используется для монтажа специального оборудования и надстроек (включая транспортные средства и пожарное оборудование),
  • ЗИЛ-5301ГО — уникальный изотермический транспортер на базе версии ЗИЛ-5301БО,
  • ЗИЛ-5301ПО — еще одна версия изотермического фургона,
  • ЗИЛ-5301ДО — расширенная версия классического ЗИЛ-5301АО,
  • ZIL-5301EO — расширенная версия, для установки специальных органов и оборудования,
  • ЗИЛ-5301IO — удлиненный изотермический фургон,
  • ЗИЛ-5301ТО — удлиненное шасси с 2 кабинами, на базе ЗИЛ-5301ДО, для установки специального оборудования и надстроек,
  • ЗИЛ-5301УО — конверсия с длинной колесной базой, двумя спальными местами и кабиной водителя.

Сцепление и коробка передач практически не имеют проблем и являются, пожалуй, самыми надежными компонентами. Чаще всего страдает редуктор заднего моста, причем больше всего проблем вызывают шестерни, шестерни и сателлиты. Ходовая часть также регулярно доставляет неудобства. Водителям рекомендуется проверить уровень тормозной жидкости, так как у многих моделей имеются протечки в резервуарах и трещины защитных крышек на тормозных суппортах.

Интерьер кабины, как выяснилось, вызывает противоречивые чувства: с одной стороны, элементы эргономичны, но с другой стороны, их качество сильно страдает. В любом случае, простота конструкции, надежность и легкость в обслуживании сделали ЗИЛ-5301 «Бычок» настоящим народным автомобилем.

Глубокая модернизация двигателя Д-240, установленного на тракторах МТЗ, оказалась универсальной в Бычоксе: Она обладает умеренным «аппетитом» и отличными тягово-динамическими характеристиками. Владельцы ЗИЛ-5301 обнаружили, что загружали в свои «Бычки» 4 и 4,5 тонны, и грузовик всегда справлялся с такой перегрузкой.

Технические характеристики

Технические характеристики ZIL-5301 следующие:

  1. Грузоподъемность — 3 тонны.
  2. Вес — 6950 кг.
  3. База:
    • Вес — 6950 мм,
    • удлиненная модель — 4250 мм.
  4. Длина кузова:
    • для модификации AO — 6195 мм,
    • для ДО и ТО — 6795 мм,
    • для BO — 6165 мм,
    • для EO и GA — 6765 мм,
    • для АА — 6818 мм.
  5. Ширина:
    • Для AO, DO и TO — 2265 мм,
    • OE, EO, GA — 2210 мм.
  6. Высота:
    • Модификации серий AO, DO и TO — 2885 мм,
    • Версии OE и GA — 2369 мм,
    • AA — 3130 мм.
  7. Колея:
    • задний — 1690 мм,
    • фронт — 1820 мм.
  8. Габариты платформы (фургона) модели АО:
    • Высота — 450 мм,
    • ширина — 2215 мм,
    • длина — 3750 мм.
  9. Расстояние от земли — 170 мм.
  10. Размер шин — 6.5J-16H2.
  11. Давление в шинах:
    • Передняя — 0,46-0,48 МПа,
    • задний — 0,5-0,52 МПа.

Тактико-технические характеристики (ТТХ) ЗИЛ-5301 включают:

  1. Дизель — 4-тактный ДМЗ Д-245.12.
  2. Мощность — 108,8 л.с.
  3. Рабочий объем — 4,75 литра.
  4. Максимальный крутящий момент — 1700 Н*м.
  5. Объем топливного бака — 125 литров.
  6. Максимальная скорость — 95 км/ч.

После 2001 года на «Бычок» был установлен дизельный двигатель ММЗ Д-245.9 с улучшенными параметрами. Его мощность достигала 136 л.с. Двигатель имеет следующие характеристики:

  • Турбокомпрессор,
  • интеркулер,
  • регулятор давления воздуха,
  • соответствие классу Евро-2.

Расход топлива ЗИЛ-5301 «Бычок» в городском режиме движения составляет не более 16 литров на 100 км. При полной загрузке и движении со скоростью 60 км/ч расход топлива на 100 км составляет около 12 литров.

Эксплуатация, обслуживание и ремонт

Своевременный ремонт и устранение неисправностей продлит срок службы, безопасность и надежность автомобиля. Текущий ремонт неисправных механизмов осуществляется в соответствии с руководством пользователя, которое включает чертежи и схемы всего оборудования.

Руководство по эксплуатации

Нужен ли тахограф

Тахографы должны быть установлены на грузовых автомобилях грузоподъемностью более 3,5 тонн, в зависимости от назначения транспортного средства, надстроек и если совершаются поездки протяженностью более 50 километров. Поэтому тахограф должен быть установлен в автобусах Bichok с количеством пассажирских мест более 8, грузовиках, операторах и других коммерческих транспортных средствах.

Как прокачать тормоза

Алгоритм прокачки тормоза:

  1. Залейте тормозную жидкость в систему.
  2. Заполните пневматический привод сжатым воздухом.
  3. Нажмите на педаль тормоза.
  4. Заполните резервуары жидким раствором до выемки.
  5. Снимите защитный колпачок и натяните резиновый шланг на головку детали колесного цилиндра. Опустите оставшийся конец в прозрачную емкость с небольшим количеством жидкости.
  6. Поверните клапан на 1 оборот, слегка нажмите на педаль и вкрутите элемент.
  7. Повторяйте процесс, пока жидкий материал не будет вытекать из трубки без пузырьков.
  8. Прокачайте правый задний тормоз и 2 передних тормоза таким же образом.
  9. Снимите шланг.
  10. Протрите клапан и замените колпачки.

При замене тормозных колодок или тормозного диска установите новые тормозные колодки или новый тормозной диск:

  • Выполните 30 нажатий на тормоз в порядке убывания скорости от 90 до 30 км/ч с интервалом в 2 км,
  • сделайте 3 тормозных остановки у края барьера со скорости 80 км/ч до остановки.

После замены колодок протестируйте систему в дорожных условиях.

Как настроить сцепление

Отрегулируйте сцепление при полном газе, изменив положение упора педали. Допустимое расстояние от верха до низа составляет 180 мм. Значение для свободного перемещения составляет от 1 до 2 мм. Этот показатель измеряется при нажатии на педаль сцепления.

Педали ЗИЛа

Муфта подшипника имеет ход 3-4 мм, который регулируется перемещением рычага переключения вилки при снятой натяжной пружине. Плунжер вращается и регулирует движение компонента.

Как отрегулировать клапана

Регулировка клапанов заключается в проверке зазора между клапанами и рычагами мошек. Они регулируются при холодном двигателе и через 30 минут после остановки двигателя. Подача топлива также прекращается.

Номинальные значения зазоров составляют:

  • для впускного клапана — 0,25-0,3 мм,
  • выпускной клапан: 0,4-0,45 мм.

Чтобы отрегулировать клапаны, выполните следующие действия:

  1. Снимите крышку головки.
  2. С помощью гаечного ключа измерьте момент затяжки болта и гайки.
  3. Поворачивайте коленчатый вал до тех пор, пока впускной клапан первого цилиндра не откроется, а выпускной клапан не начнет закрываться.
  4. Отрегулируйте зазор для четвертого, шестого, седьмого и восьмого клапанов. Обратный отсчет от вентилятора.
  5. Проверните коленчатый вал на один оборот и отрегулируйте зазоры первого, второго, третьего и пятого клапанов.
  6. Установите крышку.
  7. Запустите двигатель и проверьте работу.

Отзывы владельцев и цены

Цены на рынке подержанных автомобилей зависят от состояния, года выпуска и имеющегося оборудования. Караваны конца 90-х годов можно купить за 150-300 тысяч рублей. Цена самосвалов, крановщиков и спецтехники на базе грузовика «Бычок» составляет 500-700 тысяч рублей.

Новый грузовик 5301

Максим, 45 лет, Нижний Новгород

Я всегда хотел иметь большой грузовик, но мои водительские права не позволяли мне его купить. Мне пришлось купить байбак со столами для коммерческих целей. Я удовлетворен работой грузовика. Нет проблем с ремонтом, запасные части всегда доступны, стоимость относительно низкая.

Игорь, 57 лет, г. Орел

Автомобиль находится в эксплуатации более 10 лет. Я купил его как грузовик. Расход составил более 15 литров на 100 км. Люк время от времени протекал, доступ в моторный отсек был затруднен. Постоянные мелкие недочеты мешали работе. Я решил модернизировать ЗИЛ и сам изменил конструкцию, сварив детали. После модификации автомобиль превратился в грузовик, который меньше ломался, но больше ел.

Прототипом этого автомобиля был Mercedes Vario. Конструкция рамы лестницы с боковыми швеллерами была заимствована у немецкого грузовика. Это сделало грузовик максимально безопасным (даже при лобовом столкновении рама не разрушилась). Имеется специальное устройство для буксировки грузовика.

Трансмиссия и ходовая часть

автоэвакуатор на базе ЗИЛ-5301

Грузовик оснащен пятиступенчатой механической коробкой передач. Основной тип передачи не указан.

Сцепление представляет собой стандартное дисковое сцепление с масляной ванной. На всех передачах (включая задний ход), кроме 1-й и 3-й.

Колеса — стандартные (6,5j×16H2) литые диски из высокопрочного металла. Сплав обладает настолько высокой твердостью, что колеса без проблем выдерживают экстремальные нагрузки.

Учитывая тот факт, что они используются в грузовиках, это важный фактор. Штампованные колеса оснащены стандартными бескамерными шинами 227/75R16C.

Основным механизмом трансмиссии является приводной вал, который состоит из трех шарниров, промежуточной опоры и скользящего зубчатого вала.

Нагрузка на дорожное покрытие незагруженного автомобиля от шин распределяется следующим образом:

  • Передние колеса — 2 300 кгс,
  • 2 190 кгс на задней части.

Нагрузка на дорожное покрытие от груженого грузовика составляет:

  • Передние колеса — 2 350 кгс,
  • 4 900 кгс на задние колеса.

Несмотря на относительно компактные размеры, радиус разворота грузовика составляет 7,8 м, что делает вождение «Бычка» в городе не всегда комфортным.

Рулевое управление оснащено гидроусилителем, что значительно облегчает маневрирование.

Тормозная система

Грузовик оснащен двухконтурной тормозной системой. Каждый контур полностью независим. Один из них тормозит переднее правое колесо и заднее левое колесо.

Второй — слева спереди и справа сзади. Это обеспечивает максимальную безопасность на дороге: даже при отказе одной части системы возможно экстренное торможение.

Тормоза имеют гидравлический привод. Стояночный тормоз также встроен и механически (стальной трос) связан с задними механизмами. Тормоза следующие:

  • Передний — тип диска,
  • задний — тип барабана.

Последние модели оснащены антиблокировочной системой тормозов (ABS).

рама ЗИЛ-5301

Прототипом для этого грузовика послужила одна из моделей Mercedes Benz Vario.

Также была принята рама с лестницей и боковыми каналами.

Эти конструктивные особенности делают Bychk безопасным, поскольку даже в случае лобового столкновения на высокой скорости вероятность разрушения шасси минимальна. Рама имеет следующие размеры:

  • Ширина — 845 мм,
  • Фланец продольного элемента (ширина) — 70 мм,
  • толщина металла продольной балки — 5 мм.

В передней части шасси расположено специальное устройство для буксировки автомобиля.

Заправочные емкости

Топливный запас автомобиля достаточно велик, что оправдано мощностью двигателя и целью использования:

  • Резервуар для моющего средства — 2,2 л,
  • сцепление (гидравлическое) — 0,4 л,
  • тормозная жидкость — 1 литр,
  • гидравлическая система управления — 3,2 л,
  • количество амортизаторного масла (правильное для каждого случая) — 0,45 л,
  • коробка передач (масло) — 5,1 л,
  • задний мост (масло) — 3,3 л,
  • Объем системы охлаждения (при полном заполнении) — 16 литров,
  • Смазка двигателя и радиатора (общий объем) — 11,5 л,
  • объем топлива — 125 литров.

Ознакомьтесь с ценами на различные модели садовых дождевателей Beetle.

В нашей статье вы сможете разобраться с техническими характеристиками КамАЗ-53215, а также узнать, какое оборудование может быть установлено на его шасси.

Если вы перейдете по ссылке http://spez-tech.com/tehnika/raznoe/kak-burit-skvazhinu-na-vodu-svoimi-rukami.html, то найдете информацию о бурении скважины своими руками, а также сможете посмотреть видеоролик на эту тему.

Расход топлива ЗИЛ-5301 «Бычок» в городском режиме движения составляет не более 16 литров на 100 км. При полной загрузке и движении со скоростью 60 км/ч расход топлива на 100 км составляет около 12 литров.

ИСТОРИЯ

В начале 1990-х годов российская экономика впала в тяжелый кризис. В результате многие компании потеряли свои рынки и оказались на грани краха. Аналогичные проблемы были и на заводе имени Лихачева. Среднетоннажные грузовики с бензиновым двигателем, выпускаемые компанией, не пользовались популярностью у потребителей. Бизнесменам требовались небольшие автомобили для передвижения по городу. «Прожорливые» и устаревшие автомобили не способствовали увеличению продаж. После сокращения государственных и военных заказов производство практически прекратилось.

Горьковский автомобильный завод быстро отреагировал и представил компактный грузовик «Газель». Завод имени Лихачева решил пойти по тому же пути и срочно запустил проект по разработке совершенно нового 3-тонного автомобиля для доставки грузов. Приоритетом считалась максимальная интеграция с существующими тяжелыми грузовиками. Прототипом для него послужил автомобиль Mercedes-Benz Vario. Было решено использовать проверенные элементы от других моделей: трансмиссию Type 130 и кабину ЗИЛ 4331.

Серия ЗИЛ 5301 была представлена в 1994 году. Основной проблемой было отсутствие подходящего двигателя для нового продукта. Задача состояла в том, чтобы создать различные платформы и на их основе собрать грузовики в соответствии с определенными инструкциями. Флагманом серии стала классическая модель Bychok. Для ускорения начала производства была использована автомобильная версия двигателя D-245. Это сделало его главным грузовиком этой серии. Первые прототипы были представлены в конце 1994 года, а через год была выпущена опытная серия из 219 автомобилей. В 1996 году началось серийное производство ЗИЛ 5301.

В 1996-1997 гг. была внедрена модульная платформа с металлическим кузовом для производства грузовиков 2, 3 и 4 диаметров с объемом от 10,5 до 20,5 куб. м. Компактная конструкция и малая погрузочная высота позволили разработать на основе модификаций грузового и пассажирского фургона ЗИЛ 5301 с 6-местной кабиной и уменьшенным грузовым пространством. В 1998 году была запущена серия микроавтобусов ЗИЛ 3250 (15- и 19-местные версии).

«Эти автобусы активно использовались по государственным заказам в различных регионах, что позволило заводу имени Лихачева справиться с трудностями. К 2000 году объем производства этого семейства достиг 12300 единиц. Сначала серия хорошо продавалась, но постепенно интерес к автомобилю угас. ЗИЛ 5301 уступил своему главному конкуренту ГАЗ 3310 «Валдай» и китайским дизельным грузовикам.

В середине 2000-х годов было принято решение открыть производственный завод в Елгаве, Латвия, для экспорта велосипедов на рынок Восточной Европы. Грузовик должен был оснащаться дизельным двигателем Cummins, современными дисковыми тормозами, трансмиссией ZF и переделанной кабиной. Грузоподъемность экспортной версии составляла 4,5 тонны. Однако проект не был реализован, а продажи серии продолжали снижаться.

Первоначально ЗИЛ 5301 оснащался дизельными двигателями ММЗ Д-245.10, ММЗ Д-245.9 и ММЗ Д-245.12С (класс выбросов Евро 0). С 2005 года линейка двигателей была изменена: все версии получили ММЗ Д-245.9 Е2 (Евро-2), который еще через 3 года был заменен на ДМЗ Д-245.9 Е3 (Евро-3).

К 2008 году производство сократилось до 527 единиц. Отсутствие современного дизельного двигателя и низкое качество сборки негативно сказались на популярности модели.

В конце 2011 года производство автомобиля ЗИЛ 5301 было перенесено с основного завода в Петровске (Саратовская область) на Петровский завод автозапчастей АМО ЗИЛ. Однако сборочная линия проработала всего три года, поэтому производство модели было прекращено. Устаревший дизайн, низкое качество сборки и появление более конкурентоспособных преемников привели к резкому снижению спроса на ЗИЛ 5301. Несмотря на прекращение производства, «Бычок» все еще можно встретить на дорогах страны.

Трансмиссия и ходовая часть

автоэвакуатор на базе ЗИЛ-5301

Автомобиль оснащен пятиступенчатой механической коробкой передач. Основная передача является неспециализированной.

Сцепление — стандартное дисковое с масляной ванной. Имеется синхронизатор, который работает на всех передачах (включая задний ход), кроме 1-й и 3-й.

Колеса — стандартные (6,5j×16H2) литые диски из высокопрочного металла. Сплав обладает настолько высокой твердостью, что колеса без проблем выдерживают экстремальные нагрузки.

Учитывая тот факт, что они используются в грузовиках, это важный фактор. Штампованные колеса оснащены стандартными бескамерными шинами 227/75R16C.

Основным механизмом трансмиссии является приводной вал, который состоит из трех шарниров, промежуточной опоры и скользящего зубчатого вала.

Нагрузка на дорожное покрытие незагруженного автомобиля от шин распределяется следующим образом:

  • Передние колеса — 2 300 кгс,
  • 2 190 кгс на задней части.

Нагрузка на дорожное покрытие от груженого грузовика составляет:

  • Передние колеса — 2 350 кгс,
  • 4 900 кгс на задние колеса.

Несмотря на относительно компактные размеры, радиус разворота грузовика составляет 7,8 м, что делает вождение «Бычка» в городе не всегда комфортным.

Рулевое управление оснащено гидроусилителем, что значительно облегчает маневрирование.

Тормозная система

Грузовик оснащен двухконтурной тормозной системой. Каждый контур полностью независим. Один из них тормозит переднее правое колесо и заднее левое колесо.

Второй — слева спереди и справа сзади. Это обеспечивает максимальную безопасность на дороге: даже при отказе одной части системы возможно экстренное торможение.

Тормоза имеют гидравлический привод. Стояночный тормоз также встроен и механически (стальной трос) связан с задними механизмами. Тормоза следующие:

  • Передний — тип диска,
  • задний — тип барабана.

Последние модели оснащены антиблокировочной системой тормозов (ABS).

Второй — слева спереди и справа сзади. Это обеспечивает максимальную безопасность на дороге: даже при отказе одной части системы возможно экстренное торможение.

Устройство

Прототипом этого автомобиля был Mercedes Vario. Конструкция рамы лестницы с боковыми швеллерами была заимствована у немецкого грузовика. Это сделало грузовик максимально безопасным (даже при лобовом столкновении рама не разрушилась). Имеется специальное устройство для буксировки грузовика.

Тормозная система состоит из 2 контуров, каждый из которых является независимым. Первый контур тормозит левое заднее колесо и правое переднее колесо, а второй контур тормозит два других колеса. Это обеспечивает безопасность на дороге. В случае возникновения проблем в одном из контуров водитель может применить экстренное торможение. Тормоза имеют гидравлический привод. Тормоза дисковые спереди и барабанные сзади. В стандартной комплектации автомобиль также оснащен механическим стояночным тормозом. Последние версии ЗИЛ 5301 оснащены системой ABS.

ЗИЛ 5301 оснащен 5-ступенчатой механической коробкой передач с гипоидной главной передачей. Используется стандартное дисковое сцепление с масляной ванной. Все передачи, кроме первой и третьей, синхронизированы. Главная коробка передач представляет собой 3-звенную коробку передач с промежуточными подшипниками.

Базовая модель в стандартной комплектации оснащена герметичными высокопрочными металлическими дисками. Сплав чрезвычайно твердый, поэтому он может выдерживать экстремальные нагрузки, не теряя своей формы. Их использование на этом грузовике полностью оправдано. В сочетании с колесами используются классические бескамерные шины 227/75R16C. В разгруженном состоянии воздействие осей на дорогу примерно одинаково.

Кабина и интерьер автомобиля очень удобны, хотя большинство элементов неприхотливы. Сиденье водителя имеет несколько регулировок и очень мягкое. Она обита прочным материалом. Кабина хорошо изолирована от шума и тепла, поэтому вы можете путешествовать с комфортом даже зимой (мощный отопитель хорошо прогревает салон даже в холодную погоду). Модели ЗИЛ 5301 оснащены гидравлическим рулевым колесом, которое облегчает маневрирование. В дополнение к стандартным кабинам предлагаются расширенные версии со спальным местом и люком.

Благодаря своей простой и надежной конструкции «Бычок» стал очень популярен среди россиян. Большинство его компонентов можно даже отремонтировать в пути. Однако эта модель имеет ряд серьезных недостатков.

Габаритные размеры и показатели массы

  • Длина: 6,195 м (7,165 м — удлиненная версия) Ширина: 2,319 м; Высота: 2,365 м.
  • Колесная база: 3,650 м.
  • Ширина: 1,832 м Передняя колея: 1,690 м Задняя колея: 1,690 м
  • Дорожный просвет: 180 мм.
  • Радиус поворота: 7,8 м.
  • Грузоподъемность: 3 тонны.
  • Параметры грузовика-платформы в стандартной комплектации: 3750x2254x450 мм.
  • Высота погрузки: от 765 мм до 1050 мм.
  • Масса: масса тележки (наклонная) — 3695 кг; полная масса (допустимая) — 6950 кг.
  • Допустимая нагрузка на переднюю ось: 2350 кг.
  • Допустимая нагрузка на заднюю ось — 4900 кг.
  • Колеса с диском, 6,5Jx16H2; бескамерные шины «225/75R16C».

Кабина и кузов

В интересах снижения затрат компания «Бычок» использовала конструкторские решения, уже применявшиеся в продукции Автозавода имени Лихачева. Например, грузовик получил просторную кабину ЗИЛ-4331, которую дополнили характерные фары и необычное крыло.

Для общественных учреждений компания создала 4-дверную, 2-рядную кабину с 6 пассажирскими местами. Изначально ЗИЛ-5301 имел ряд проблем и хронических недугов, характерных для многих отечественных автомобилей.

Модификации «БЫЧКА»

  • ЗИЛ-5301АО — базовая версия модели,
  • ЗИЛ-5301БО — используется для монтажа специального оборудования и надстроек (включая транспортные средства и пожарное оборудование),
  • ЗИЛ-5301ГО — уникальный изотермический транспортер на базе версии ЗИЛ-5301БО,
  • ЗИЛ-5301ПО — еще одна версия изотермического фургона,
  • ЗИЛ-5301ДО — расширенная версия классического ЗИЛ-5301АО,
  • ZIL-5301EO — расширенная версия, для установки специальных органов и оборудования,
  • ЗИЛ-5301IO — удлиненный изотермический фургон,
  • ЗИЛ-5301ТО — удлиненное шасси с 2 кабинами, на базе ЗИЛ-5301ДО, для установки специального оборудования и надстроек,
  • ЗИЛ-5301УО — конверсия с длинной колесной базой, двумя спальными местами и кабиной водителя.

Сцепление и коробка передач практически не имеют проблем и являются, пожалуй, самыми надежными компонентами. Чаще всего страдает редуктор заднего моста, причем больше всего проблем вызывают шестерни, шестерни и сателлиты. Ходовая часть также регулярно доставляет неудобства. Водителям рекомендуется проверить уровень тормозной жидкости, так как у многих моделей имеются протечки в резервуарах и трещины защитных крышек на тормозных суппортах.

Интерьер кабины, как выяснилось, вызывает противоречивые чувства: с одной стороны, элементы эргономичны, но с другой стороны, их качество сильно страдает. В любом случае, простота конструкции, надежность и легкость в обслуживании сделали ЗИЛ-5301 «Бычок» настоящим народным автомобилем.

Интерьер кабины, как выяснилось, вызывает противоречивые чувства: с одной стороны, элементы эргономичны, но с другой стороны, их качество сильно страдает. В любом случае, простота конструкции, надежность и легкость в обслуживании сделали ЗИЛ-5301 «Бычок» настоящим народным автомобилем.

ЗИЛ-5301 Бычок — видео обзор

ЗИЛ 5301 характеризуется отличными ходовыми качествами и неприхотливым поведением. Таким образом, многие фермы и компании до сих пор используют модели середины 90-х годов, которые не потеряли своей актуальности. В данном случае производство автомобиля было завершено относительно недавно. Из-за особого дизайна модель получила прозвище «Бычок».

История модели и назначение

В начале 1990-х годов на заводе имени Лихачева начался проект по разработке новой серии легких грузовиков. Конструкторы использовали отдельные узлы и детали от другой продукции завода, а прототипом для нового грузовика послужил немецкий грузовик Mercedes-Benz T2 с высоко расположенными фарами.

ЗИЛ-5301 Бычок

Первые рабочие прототипы ЗИЛ 5301 были построены в 1994 году. Массовое производство в то время не планировалось. Модель имеет кабину от ЗИЛ 4331, некоторые элементы от Mercedes-Benz, оригинальную форму капота и немецкий турбодвигатель OM364 (объем — 4 литра, мощность — 115 л.с.). Первоначально грузовики назывались ЗИЛ 3301М, но затем индекс был изменен на ЗИЛ 5301.

Завод выпустил тестовую серию в 1995 году, а через два года началось производство модели по прозвищу «Бычок». Появление этого грузовика стало решающим для компании, поскольку спрос на среднетоннажные грузовики, на которых она специализировалась, резко снизился с переходом к рыночной экономике.

В 1997 году был введен модульный цельнометаллический кузов, который позволил строить грузовики с несколькими отсеками (2, 3 или 4) и общим объемом до 20,5 кубических метров. Базовой версией был ЗИЛ 5301СС с кузовом объемом 15,5 куб.м.

ЗИЛ-5301 Бычок

Позже появились пассажирские версии ЗИЛ 5301, которые строились из-за низкой погрузочной высоты (765 мм) и сдвижной боковой двери. Нагрузочная площадь этих моделей была немного уменьшена.

В 1998 году завод представил несколько микроавтобусов на базе ЗИЛ 5301 вместимостью 15-19 пассажиров.

В начале 2000-х годов компания «Бычок» занимала лидирующие позиции с 56% объема производства АМО ЗИЛ, но с появлением китайских конкурентов спрос на этот продукт начал быстро снижаться. К 2008 году производство ЗИЛ 5301 значительно сократилось (11,6 % от общего объема производства). Даже незначительная модернизация не смогла улучшить ситуацию, так как качество сборки оставалось низким.

В декабре 2011 года производство «Бычка» было перенесено из столицы в Саратовскую область. Это не оказало существенного влияния на ситуацию. ЗИЛ 5301 по-прежнему уступал своим основным конкурентам: европейским и японским — по качеству, а китайским — по цене. В результате производство грузовика было остановлено в 2014 году. Ожидается выпуск новой «Бычка» (фото ниже).

ЗИЛ-5301 Бычок

По техническим параметрам «Бычок» ни в чем не уступает своим конкурентам. Эта модель была разработана для перевозок в пределах города или региона. Были также конверсии с двухъярусными кроватями для дальних поездок.

ЗИЛ 5301 — это серия легких грузовиков. Но даже в этом классе он выглядит очень компактным.

В зависимости от модификации размеры могут незначительно отличаться. Например, длина ЗИЛ 5301 ТО составляет 7165 мм (почти на 1000 мм больше, чем у базовой версии).

Кабина ЗИЛ-5301 Бычок

ЗИЛ-5301 Бычок

ЗИЛ-5301 Бычок

Среди главных минусов следует выделить:

— Плохое лакокрасочное покрытие. Отслаивание краски на кабине начинается в первый год (особенно на старых моделях). Большинство подержанных грузовиков имеют следы коррозии.

— Шумная машина. Даже на холостых оборотах двигатель издает громкий шум. Проблему можно решить путем дополнительной звукоизоляции войлоком или другим материалом,

— Ненадежная система автономного отопления (опция),

— При использовании раздвижной крыши часто существует риск протечек,

— Трудности запуска зимой. Проблема относится ко всем модификациям автомобиля ЗИЛ 5301,

— Повреждения шин не являются редкостью после сильной перегрузки,

— На заднем мосту видны дефекты на шестернях дифференциала и треснувшие крестовины,

— Автомобиль чувствителен к топливу и смазочным материалам низкого качества.

Однако правильное техническое обслуживание может значительно продлить срок службы автомобиля. Моторное масло следует менять через 10000 км, а масло в коробке передач — через 30000 км.

В то же время запчасти для ЗИЛ 5301 стоят недорого, а его ремонт не представляет особой сложности.

Схема электрооборудования ЗИЛ-5301

Цена нового и б/у ЗИЛ-5301 Бычок

Грузовик является одним из самых дешевых автомобилей в своем классе. В этом отношении его можно сравнить только с китайскими моделями.

Купить новый ЗИЛ 5301 невозможно, так как его производство было прекращено в 2014 году. Однако автомобили без пробега все еще продаются, и их цена зависит от модификации. Цена на стандартные версии начинается от 774 776 рублей. Модели с удлиненной платформой стоят от 811561 рубля. Модели с расширенной платформой стоят 796450 рублей в минимальной версии.

Подержанные автомобили предлагаются дешевле. Так, автомобили 1996-2001 годов выпуска будут стоить 80000-120000 рублей. Более новые версии (2006-2008) будут стоить 220000-300000 рублей.

Большой популярностью пользуется аренда грузовика модели «Бычок». Один час работы ЗИЛ 5301 стоит 450-600 рублей.

Аналоги

Аналогами «Бычка» являются Mercedes-Benz Vario, ГАЗ 3307 и ЗИЛ 43336.

ЗИЛ-5301 Бычок

Модификации

ЗИЛ-5301 — первая серийная версия с силовыми агрегатами Mercedes-Benz, в 1995 году было выпущено 219 автомобилей ЗИЛ-530104 — шасси для пожарных машин с двойной кабиной ЗИЛ-530120 — автомобиль скорой помощи ЗИЛ-5301АО — автомобиль-платформа, база 3650 мм. Производится в 1996-2001 годах ЗИЛ-5301А1 — грузовой и легковой автомобиль ЗИЛ-5301А2 — грузовой и легковой автомобиль ЗИЛ-5301А3 — грузовой и легковой автомобиль ЗИЛ-5301БО — грузовая рама, база 3650 мм. Выпускался с 1996 по 2001 г. ЗИЛ-5301ВА — грузовое шасси, двухместная кабина, база — 4250 мм. ЗИЛ-5301ВЕ — грузовик-платформа ЗИЛ-5301В2 — ЗИЛ-5301ГА Шасси для специальных кузовов, двухместная кабина, база — 4250 мм. ЗИЛ-5301GO — шасси грузового автомобиля, база — 3650 мм. ZIL-5301DO — рама для грузовиков, база — 4250 мм ZIL-5301EO — рама для специальных кузовов, база — 4250 мм ZIL-5301EE — грузовик-платформа ZIL-5301ES — металлический грузовик, база — 4505 мм ZIL-5301E2 — рама ZIL-5301E3 — рама ZIL-5301IO — рама для грузовиков, база — 4250 мм ЗИЛ-5301КЭ — платформенный грузовик ЗИЛ-5301К2 — рама ЗИЛ-5301МЕ — платформенный грузовик ЗИЛ-5301М2 — рама ЗИЛ-5301НС — металлический грузовик, база — 3245 мм ЗИЛ-5301ПО — рама грузовика, база — 3650 мм ЗИЛ-5301РО — рама грузовика, база — 4250 мм. ZIL-5301R1 — цельнометаллическая тележка ZIL-5301SS — цельнометаллическая тележка, основание — 3650 мм ZIL-5301TO — двухрядная платформенная тележка, основание — 4250 мм ZIL-5301TO — двухрядная платформенная тележка, основание — 4250 мм. ЗИЛ-5301HA — мусоровоз ЗИЛ-5301YO — грузовик рамный, кабина с двумя спальными местами, база — 4250 мм. ЗИЛ-5301ЯО — Платформенный грузовик, кабина с двумя спальными местами, база — 4250 мм.

Технические характеристики ЗИЛ-5301 Бычок

— Год постройки: 1996-2014 — Количество мест: 3.

Двигатель ЗИЛ-5301 Бычок

— Модель: ММЗ Д-245.9 Е3 — Объем двигателя: 4 750 см3 — Тип привода: дизельный, с турбокомпрессором и интеркулером — Мощность: 136 л.с. — Топливо: дизельное топливо

Расход топлива автомобиля ЗИЛ-5301 Бычок

— 12 литров на 100 км при скорости не более 60 км/ч

Экологический класс ЗИЛ-5301 Бычок

Размеры ЗИЛ-5301 Бычок ЗИЛ-5301 Бычок

— Длина: 6195 мм — Ширина: 2319 мм — Высота: 2365 мм — Дорожный просвет: 180 мм — Колесная база: 3650 мм — Ширина колеи сзади: 1690 мм — Ширина колеи спереди: 1832 мм

ЗИЛ-5301 Бычок Вес

— Вес без нагрузки (с палаткой) — 3450 кг — Общий вес (допустимый) 6950 кг

Грузоподъемность автомобиля ЗИЛ-5301 Бычок

Объем топливного бака автомобиля ЗИЛ-5301 Бычок

Размер шин автомобиля ЗИЛ-5301 Бычок

Оцените статью