Размеры могут значительно отличаться в зависимости от конкретного переоборудования автомобиля. Например, длина ЗИЛ-5301 ТО составляет 7 165 мм — почти на целый метр больше, чем обычно. Модификация AO имеет те же технические параметры, что и базовая модель.
ЗИЛ 5301 (Бычок)
ЗИЛ 5301 — это легкий грузовик, выпускаемый на заводе в Лихачеве. Эта модель была очень популярна в конце 1990-х годов как у крупных компаний, так и у частных перевозчиков. Грузовик несколько раз переоборудовался, чтобы сделать его более комфортным и экологичным.
ЗИЛ 5301 характеризуется отличными ходовыми качествами и неприхотливым поведением. Таким образом, многие фермы и компании до сих пор используют модели середины 90-х годов, которые не потеряли своей актуальности. В данном случае производство автомобиля было завершено относительно недавно. Из-за особого дизайна модель получила прозвище «Бычок».
История модели и назначение
В начале 1990-х годов на заводе имени Лихачева начался проект по разработке новой серии легких грузовиков. Конструкторы использовали отдельные узлы и детали от другой продукции завода, а прототипом для нового грузовика послужил немецкий грузовик Mercedes-Benz T2 с высоко расположенными фарами.
Первые рабочие прототипы ЗИЛ 5301 были построены в 1994 году. Массовое производство в то время не планировалось. Модель имеет кабину от ЗИЛ 4331, некоторые элементы от Mercedes-Benz, оригинальную форму капота и немецкий турбодвигатель OM364 (объем — 4 литра, мощность — 115 л.с.). Первоначально грузовики назывались ЗИЛ 3301М, но затем индекс был изменен на ЗИЛ 5301.
Завод выпустил тестовую серию в 1995 году, а через два года началось производство модели по прозвищу «Бычок». Появление этого грузовика стало решающим для компании, поскольку спрос на среднетоннажные грузовики, на которых она специализировалась, резко снизился с переходом к рыночной экономике.
В 1997 году был введен модульный цельнометаллический кузов, который позволил строить грузовики с несколькими отсеками (2, 3 или 4) и общим объемом до 20,5 кубических метров. Базовой версией был ЗИЛ 5301СС с кузовом объемом 15,5 куб.м.
Позже появились пассажирские версии ЗИЛ 5301, которые строились из-за низкой погрузочной высоты (765 мм) и сдвижной боковой двери. Нагрузочная площадь этих моделей была немного уменьшена.
В 1998 году завод представил несколько микроавтобусов на базе ЗИЛ 5301 вместимостью 15-19 пассажиров.
В начале 2000-х годов компания «Бычок» занимала лидирующие позиции с 56% объема производства АМО ЗИЛ, но с появлением китайских конкурентов спрос на этот продукт начал быстро снижаться. К 2008 году производство ЗИЛ 5301 значительно сократилось (11,6 % от общего объема производства). Даже незначительная модернизация не смогла улучшить ситуацию, так как качество сборки оставалось низким.
В декабре 2011 года производство «Бычка» было перенесено из столицы в Саратовскую область. Это не оказало существенного влияния на ситуацию. ЗИЛ 5301 по-прежнему уступал своим основным конкурентам: европейским и японским — по качеству, а китайским — по цене. В результате производство грузовика было остановлено в 2014 году. Ожидается выпуск новой «Бычка» (фото ниже).
«Бычок» был доступен в следующих модификациях:
- ЗИЛ 5301АО — базовая версия,
- ЗИЛ 5301БО — версия для сборки кузовов и специальных надстроек,
- ЗИЛ 5301GO — изотермический штабелер,
- ЗИЛ 5301ПО — изотермический фургон с улучшенными характеристиками,
- ЗИЛ 5301ДО — длинная версия,
- ЗИЛ 5301ЕО — удлиненная версия для монтажа специальных надстроек,
- ЗИЛ 5301IO — изотермический фургон с удлиненным полом,
- ЗИЛ 5301ТО — удлиненная 2-арочная рама на шасси ЗИЛ 5301ДО для установки специальных кузовов,
- ЗИЛ 5301UO — длиннобазная версия с 2 спальными местами.
По техническим параметрам «Бычок» ни в чем не уступает своим конкурентам. Эта модель была разработана для перевозок в пределах города или региона. Были также конверсии с двухъярусными кроватями для дальних поездок.
Технические характеристики
ЗИЛ 5301 — это серия легких грузовиков. Но даже в этом классе он выглядит очень компактным.
Габаритные размеры автомобиля:
- Высота — 2365 мм,
- длина — 6195 мм,
- ширина — 2319 мм,
- колесная база — 3650 мм,
- Колея передних колес — 1832 мм,
- колея задних колес — 1690 мм.
В зависимости от модификации размеры могут незначительно отличаться. Например, длина ЗИЛ 5301 ТО составляет 7165 мм (почти на 1000 мм больше, чем у базовой версии).
Масса автомобиля без нагрузки составляет 3 695 кг, что позволяет легко преодолевать различные технические коммуникации и препятствия. Полная масса грузовика с максимально допустимой нагрузкой составляет 6950 кг. Дорожный просвет модели 5301 невелик по сравнению с ее «ровесниками» и другой продукцией ЗИЛа — 180 мм. Этого не всегда достаточно для движения по неровной местности или проселочным дорогам. Причина этого в том, что «Бычок» позиционируется как небольшой городской грузовик. Автомобиль очень хорош на узких дорогах и в ограниченном пространстве. Радиус поворота модели составляет 7800 мм.
Прочие характеристики ЗИЛ 5301:
- Максимальная скорость составляет 95 км/ч,
- время разгона до 60 км/ч — 30 секунд,
- средний расход топлива — 12 л/100 км,
- грузоподъемность передней оси — 2 350 кг,
- допустимая нагрузка на заднюю ось — 4900 кг
- грузоподъемность — 3450 кг.
Автомобиль оснащен бескамерными шинами размером 6,5J x 16 и 225/75R16C.
Первое обслуживание проводится через 4 000 км, а второе — через 16 000 км.
В 1997 году был введен модульный цельнометаллический кузов, который позволил строить грузовики с несколькими отсеками (2, 3 или 4) и общим объемом до 20,5 кубических метров. Базовой версией был ЗИЛ 5301СС с кузовом объемом 15,5 куб.м.
Кабина и кузов
В интересах снижения затрат компания «Бычок» использовала конструкторские решения, уже применявшиеся в продукции Автозавода имени Лихачева. Например, грузовик получил просторную кабину ЗИЛ-4331, которую дополнили характерные фары и необычное крыло.
Для общественных учреждений компания создала 4-дверную, 2-рядную кабину с 6 пассажирскими местами. Изначально ЗИЛ-5301 имел ряд проблем и хронических недугов, характерных для многих отечественных автомобилей.
Серьезные проблемы обычно начинаются в салоне: двигатель слышно даже на низких оборотах, звуко- и теплоизоляция плохая, после нескольких минут на морозе воздух внутри очень холодный, а краска на капоте облупляется в течение нескольких месяцев после ввода в эксплуатацию.
«Автомобильный отопитель работает достаточно надежно, но дополнительный ржевский отопитель имеет короткий срок службы. Воздушная заслонка в салоне пользуется популярностью у водителей, но она регулярно протекает, а большая планка работает недостаточно эффективно.
Однако кабина не является самым слабым местом «Бычка», и этот элемент чаще всего хвалят. Рабочее место водителя имеет, в том числе, и положительные стороны. Сиденье особенно удобно — оно регулируется и очень мягкое. Тканевая обивка сделана из очень прочного материала, который трудно испачкать.
Кроме того, в последних версиях были существенно пересмотрены слабые места кабины. Кабина водителя теперь имеет отличную тепло- и звукоизоляцию, обеспечивая комфортное вождение зимой — мощный отопитель согревает водителя и пассажира даже в очень холодную погоду.
Рулевое колесо состоит из двух частей и имеет большой диаметр. Этот параметр, а также наличие CPS облегчает управление автомобилем — при маневрировании необходимо лишь минимально поворачивать рулевое колесо.
Помимо стандартных кают, существуют также расширенные версии со спальным местом и люком.
Характерные особенности ЗИЛ-5301 «Бычок»:
- Блюдо с небольшим навесом, открывающимся назад,
- Двухместное нерегулируемое пассажирское сиденье,
- Трехместная, двухдверная кабина, на базе модели ЗИЛ-4331,
- Отопитель встроен в систему охлаждения двигателя,
- Раздельное сиденье водителя с подвеской, регулируемой жесткостью и регулировками амортизации, наклона и положения спинки,
- Электрический стеклоочиститель с тремя щетками и электрический омыватель ветрового стекла.
Технические характеристики
Домашнее устройство было ненадежным и иногда не работало в суровых городских условиях. В результате заводу пришлось освоить выпуск модификаций с зарубежными дизельными двигателями. В 1999 году началось производство версий с двигателем ММЗ Д-245.12С. Обновленная версия ММЗ Д-245.10, оснащенная турбокомпрессором Schwitzer, чешским инжектором Motorpal и интеркулером, соответствовала стандарту Евро-1.
В 2001 году на ЗИЛ-5301 был установлен усовершенствованный турбодизельный двигатель ММЗ Д-245.9 с регулятором давления воздуха, турбокомпрессором и интеркулером. Он производит 136 л.с. и соответствует стандарту Евро-2. С апреля 2008 года все модели «Бычок» оснащаются двигателем D245.9, который соответствует экологическому стандарту Евро-3.
Помимо прочего, этот двигатель оснащен турбокомпрессором, что является одной из причин его высокой производительности. Конструкция предусматривает охлаждение воздуха перед продувкой двигателя.
Двигатель D-245.12C | ||
Количество цилиндров | 4 | |
Группа | 4,75 л | |
Мощность в лошадиных силах | 108,8 | |
Мощность в кВт | 80 | |
Крутящий момент | 1300-1700 Н*м | |
Частота вращения двигателя | 2 400 об/мин | |
Степень сжатия | 15,1 | |
Вид топлива | Бензин | |
Расход топлива при скорости свыше 60 км/ч | 12 литров | |
Расход топлива при скорости ниже 60 км/ч | 25 литров | |
Двигатель D245.9 | ||
Количество цилиндров | 4 | |
Диаметр цилиндра | 110 мм | |
Ход поршня | 125 мм | |
Группа | 4,75 л | |
Степень сжатия | 15,1 | |
Мощность в лошадиных силах | 136 | |
Мощность в кВт | 100 | |
Частота вращения двигателя | 2 400 об/мин | |
Крутящий момент | 460 Н*м | |
Вид топлива | Дизель | |
Средний расход топлива | 12 литров на 100 км | |
Максимальная скорость (в документах) | 95 км/ч | |
Трансмиссия и шасси | ||
Тип передачи | Руководство | |
Тип главной коробки передач | Субпод | |
Сцепление | Масло | |
Синхронизаторы | На всех передачах, кроме 1-й и 3-й. | |
Размеры | ||
Высота | 2 365 мм | |
Ширина | 2 319 мм | |
Ширина передней колеи | 1 832 мм | |
Ширина задней колеи | 1 690 мм | |
Длина | 6 175 мм | |
Колесная база | 3 650 мм | |
Расстояние от земли | 180 мм | |
Расстояние от земли | 7800 мм | |
Рама | Ширина | 845 мм |
Фланцы (ширина) | 70 мм | |
Толщина металла продольной балки | 5 мм | |
Погрузочная зона | Длина | 3 750 мм |
Ширина | 2 250 мм | |
Высота | 450 мм | |
Колеса | 6,5Jx16H2 | |
Шины | 225/75R16C |
Модификации «БЫЧКА»
- ЗИЛ-5301АО — базовая версия модели,
- ЗИЛ-5301БО — используется для монтажа специального оборудования и надстроек (включая транспортные средства и пожарное оборудование),
- ЗИЛ-5301ГО — уникальный изотермический транспортер на базе версии ЗИЛ-5301БО,
- ЗИЛ-5301ПО — еще одна версия изотермического фургона,
- ЗИЛ-5301ДО — расширенная версия классического ЗИЛ-5301АО,
- ZIL-5301EO — расширенная версия, для установки специальных органов и оборудования,
- ЗИЛ-5301IO — удлиненный изотермический фургон,
- ЗИЛ-5301ТО — удлиненное шасси с 2 кабинами, на базе ЗИЛ-5301ДО, для установки специального оборудования и надстроек,
- ЗИЛ-5301УО — конверсия с длинной колесной базой, двумя спальными местами и кабиной водителя.
Сцепление и коробка передач практически не имеют проблем и являются, пожалуй, самыми надежными компонентами. Чаще всего страдает редуктор заднего моста, причем больше всего проблем вызывают шестерни, шестерни и сателлиты. Ходовая часть также регулярно доставляет неудобства. Водителям рекомендуется проверить уровень тормозной жидкости, так как у многих моделей имеются протечки в резервуарах и трещины защитных крышек на тормозных суппортах.
Интерьер кабины, как выяснилось, вызывает противоречивые чувства: с одной стороны, элементы эргономичны, но с другой стороны, их качество сильно страдает. В любом случае, простота конструкции, надежность и легкость в обслуживании сделали ЗИЛ-5301 «Бычок» настоящим народным автомобилем.
Глубокая модернизация двигателя Д-240, установленного на тракторах МТЗ, оказалась универсальной в Бычоксе: Она обладает умеренным «аппетитом» и отличными тягово-динамическими характеристиками. Владельцы ЗИЛ-5301 обнаружили, что загружали в свои «Бычки» 4 и 4,5 тонны, и грузовик всегда справлялся с такой перегрузкой.
Технические характеристики
Технические характеристики ZIL-5301 следующие:
- Грузоподъемность — 3 тонны.
- Вес — 6950 кг.
- База:
- Вес — 6950 мм,
- удлиненная модель — 4250 мм.
- Длина кузова:
- для модификации AO — 6195 мм,
- для ДО и ТО — 6795 мм,
- для BO — 6165 мм,
- для EO и GA — 6765 мм,
- для АА — 6818 мм.
- Ширина:
- Для AO, DO и TO — 2265 мм,
- OE, EO, GA — 2210 мм.
- Высота:
- Модификации серий AO, DO и TO — 2885 мм,
- Версии OE и GA — 2369 мм,
- AA — 3130 мм.
- Колея:
- задний — 1690 мм,
- фронт — 1820 мм.
- Габариты платформы (фургона) модели АО:
- Высота — 450 мм,
- ширина — 2215 мм,
- длина — 3750 мм.
- Расстояние от земли — 170 мм.
- Размер шин — 6.5J-16H2.
- Давление в шинах:
- Передняя — 0,46-0,48 МПа,
- задний — 0,5-0,52 МПа.
Тактико-технические характеристики (ТТХ) ЗИЛ-5301 включают:
- Дизель — 4-тактный ДМЗ Д-245.12.
- Мощность — 108,8 л.с.
- Рабочий объем — 4,75 литра.
- Максимальный крутящий момент — 1700 Н*м.
- Объем топливного бака — 125 литров.
- Максимальная скорость — 95 км/ч.
После 2001 года на «Бычок» был установлен дизельный двигатель ММЗ Д-245.9 с улучшенными параметрами. Его мощность достигала 136 л.с. Двигатель имеет следующие характеристики:
- Турбокомпрессор,
- интеркулер,
- регулятор давления воздуха,
- соответствие классу Евро-2.
Расход топлива ЗИЛ-5301 «Бычок» в городском режиме движения составляет не более 16 литров на 100 км. При полной загрузке и движении со скоростью 60 км/ч расход топлива на 100 км составляет около 12 литров.
Эксплуатация, обслуживание и ремонт
Своевременный ремонт и устранение неисправностей продлит срок службы, безопасность и надежность автомобиля. Текущий ремонт неисправных механизмов осуществляется в соответствии с руководством пользователя, которое включает чертежи и схемы всего оборудования.
Нужен ли тахограф
Тахографы должны быть установлены на грузовых автомобилях грузоподъемностью более 3,5 тонн, в зависимости от назначения транспортного средства, надстроек и если совершаются поездки протяженностью более 50 километров. Поэтому тахограф должен быть установлен в автобусах Bichok с количеством пассажирских мест более 8, грузовиках, операторах и других коммерческих транспортных средствах.
Как прокачать тормоза
Алгоритм прокачки тормоза:
- Залейте тормозную жидкость в систему.
- Заполните пневматический привод сжатым воздухом.
- Нажмите на педаль тормоза.
- Заполните резервуары жидким раствором до выемки.
- Снимите защитный колпачок и натяните резиновый шланг на головку детали колесного цилиндра. Опустите оставшийся конец в прозрачную емкость с небольшим количеством жидкости.
- Поверните клапан на 1 оборот, слегка нажмите на педаль и вкрутите элемент.
- Повторяйте процесс, пока жидкий материал не будет вытекать из трубки без пузырьков.
- Прокачайте правый задний тормоз и 2 передних тормоза таким же образом.
- Снимите шланг.
- Протрите клапан и замените колпачки.
При замене тормозных колодок или тормозного диска установите новые тормозные колодки или новый тормозной диск:
- Выполните 30 нажатий на тормоз в порядке убывания скорости от 90 до 30 км/ч с интервалом в 2 км,
- сделайте 3 тормозных остановки у края барьера со скорости 80 км/ч до остановки.
После замены колодок протестируйте систему в дорожных условиях.
Как настроить сцепление
Отрегулируйте сцепление при полном газе, изменив положение упора педали. Допустимое расстояние от верха до низа составляет 180 мм. Значение для свободного перемещения составляет от 1 до 2 мм. Этот показатель измеряется при нажатии на педаль сцепления.
Муфта подшипника имеет ход 3-4 мм, который регулируется перемещением рычага переключения вилки при снятой натяжной пружине. Плунжер вращается и регулирует движение компонента.
Как отрегулировать клапана
Регулировка клапанов заключается в проверке зазора между клапанами и рычагами мошек. Они регулируются при холодном двигателе и через 30 минут после остановки двигателя. Подача топлива также прекращается.
Номинальные значения зазоров составляют:
- для впускного клапана — 0,25-0,3 мм,
- выпускной клапан: 0,4-0,45 мм.
Чтобы отрегулировать клапаны, выполните следующие действия:
- Снимите крышку головки.
- С помощью гаечного ключа измерьте момент затяжки болта и гайки.
- Поворачивайте коленчатый вал до тех пор, пока впускной клапан первого цилиндра не откроется, а выпускной клапан не начнет закрываться.
- Отрегулируйте зазор для четвертого, шестого, седьмого и восьмого клапанов. Обратный отсчет от вентилятора.
- Проверните коленчатый вал на один оборот и отрегулируйте зазоры первого, второго, третьего и пятого клапанов.
- Установите крышку.
- Запустите двигатель и проверьте работу.
Отзывы владельцев и цены
Цены на рынке подержанных автомобилей зависят от состояния, года выпуска и имеющегося оборудования. Караваны конца 90-х годов можно купить за 150-300 тысяч рублей. Цена самосвалов, крановщиков и спецтехники на базе грузовика «Бычок» составляет 500-700 тысяч рублей.
Максим, 45 лет, Нижний Новгород
Я всегда хотел иметь большой грузовик, но мои водительские права не позволяли мне его купить. Мне пришлось купить байбак со столами для коммерческих целей. Я удовлетворен работой грузовика. Нет проблем с ремонтом, запасные части всегда доступны, стоимость относительно низкая.
Игорь, 57 лет, г. Орел
Автомобиль находится в эксплуатации более 10 лет. Я купил его как грузовик. Расход составил более 15 литров на 100 км. Люк время от времени протекал, доступ в моторный отсек был затруднен. Постоянные мелкие недочеты мешали работе. Я решил модернизировать ЗИЛ и сам изменил конструкцию, сварив детали. После модификации автомобиль превратился в грузовик, который меньше ломался, но больше ел.
Прототипом этого автомобиля был Mercedes Vario. Конструкция рамы лестницы с боковыми швеллерами была заимствована у немецкого грузовика. Это сделало грузовик максимально безопасным (даже при лобовом столкновении рама не разрушилась). Имеется специальное устройство для буксировки грузовика.
Трансмиссия и ходовая часть
Грузовик оснащен пятиступенчатой механической коробкой передач. Основной тип передачи не указан.
Сцепление представляет собой стандартное дисковое сцепление с масляной ванной. На всех передачах (включая задний ход), кроме 1-й и 3-й.
Колеса — стандартные (6,5j×16H2) литые диски из высокопрочного металла. Сплав обладает настолько высокой твердостью, что колеса без проблем выдерживают экстремальные нагрузки.
Учитывая тот факт, что они используются в грузовиках, это важный фактор. Штампованные колеса оснащены стандартными бескамерными шинами 227/75R16C.
Основным механизмом трансмиссии является приводной вал, который состоит из трех шарниров, промежуточной опоры и скользящего зубчатого вала.
Нагрузка на дорожное покрытие незагруженного автомобиля от шин распределяется следующим образом:
- Передние колеса — 2 300 кгс,
- 2 190 кгс на задней части.
Нагрузка на дорожное покрытие от груженого грузовика составляет:
- Передние колеса — 2 350 кгс,
- 4 900 кгс на задние колеса.
Несмотря на относительно компактные размеры, радиус разворота грузовика составляет 7,8 м, что делает вождение «Бычка» в городе не всегда комфортным.
Рулевое управление оснащено гидроусилителем, что значительно облегчает маневрирование.
Тормозная система
Грузовик оснащен двухконтурной тормозной системой. Каждый контур полностью независим. Один из них тормозит переднее правое колесо и заднее левое колесо.
Второй — слева спереди и справа сзади. Это обеспечивает максимальную безопасность на дороге: даже при отказе одной части системы возможно экстренное торможение.
Тормоза имеют гидравлический привод. Стояночный тормоз также встроен и механически (стальной трос) связан с задними механизмами. Тормоза следующие:
- Передний — тип диска,
- задний — тип барабана.
Последние модели оснащены антиблокировочной системой тормозов (ABS).
Прототипом для этого грузовика послужила одна из моделей Mercedes Benz Vario.
Также была принята рама с лестницей и боковыми каналами.
Эти конструктивные особенности делают Bychk безопасным, поскольку даже в случае лобового столкновения на высокой скорости вероятность разрушения шасси минимальна. Рама имеет следующие размеры:
- Ширина — 845 мм,
- Фланец продольного элемента (ширина) — 70 мм,
- толщина металла продольной балки — 5 мм.
В передней части шасси расположено специальное устройство для буксировки автомобиля.
Заправочные емкости
Топливный запас автомобиля достаточно велик, что оправдано мощностью двигателя и целью использования:
- Резервуар для моющего средства — 2,2 л,
- сцепление (гидравлическое) — 0,4 л,
- тормозная жидкость — 1 литр,
- гидравлическая система управления — 3,2 л,
- количество амортизаторного масла (правильное для каждого случая) — 0,45 л,
- коробка передач (масло) — 5,1 л,
- задний мост (масло) — 3,3 л,
- Объем системы охлаждения (при полном заполнении) — 16 литров,
- Смазка двигателя и радиатора (общий объем) — 11,5 л,
- объем топлива — 125 литров.
Ознакомьтесь с ценами на различные модели садовых дождевателей Beetle.
В нашей статье вы сможете разобраться с техническими характеристиками КамАЗ-53215, а также узнать, какое оборудование может быть установлено на его шасси.
Если вы перейдете по ссылке http://spez-tech.com/tehnika/raznoe/kak-burit-skvazhinu-na-vodu-svoimi-rukami.html, то найдете информацию о бурении скважины своими руками, а также сможете посмотреть видеоролик на эту тему.
Расход топлива ЗИЛ-5301 «Бычок» в городском режиме движения составляет не более 16 литров на 100 км. При полной загрузке и движении со скоростью 60 км/ч расход топлива на 100 км составляет около 12 литров.
ИСТОРИЯ
В начале 1990-х годов российская экономика впала в тяжелый кризис. В результате многие компании потеряли свои рынки и оказались на грани краха. Аналогичные проблемы были и на заводе имени Лихачева. Среднетоннажные грузовики с бензиновым двигателем, выпускаемые компанией, не пользовались популярностью у потребителей. Бизнесменам требовались небольшие автомобили для передвижения по городу. «Прожорливые» и устаревшие автомобили не способствовали увеличению продаж. После сокращения государственных и военных заказов производство практически прекратилось.
Горьковский автомобильный завод быстро отреагировал и представил компактный грузовик «Газель». Завод имени Лихачева решил пойти по тому же пути и срочно запустил проект по разработке совершенно нового 3-тонного автомобиля для доставки грузов. Приоритетом считалась максимальная интеграция с существующими тяжелыми грузовиками. Прототипом для него послужил автомобиль Mercedes-Benz Vario. Было решено использовать проверенные элементы от других моделей: трансмиссию Type 130 и кабину ЗИЛ 4331.
Серия ЗИЛ 5301 была представлена в 1994 году. Основной проблемой было отсутствие подходящего двигателя для нового продукта. Задача состояла в том, чтобы создать различные платформы и на их основе собрать грузовики в соответствии с определенными инструкциями. Флагманом серии стала классическая модель Bychok. Для ускорения начала производства была использована автомобильная версия двигателя D-245. Это сделало его главным грузовиком этой серии. Первые прототипы были представлены в конце 1994 года, а через год была выпущена опытная серия из 219 автомобилей. В 1996 году началось серийное производство ЗИЛ 5301.
В 1996-1997 гг. была внедрена модульная платформа с металлическим кузовом для производства грузовиков 2, 3 и 4 диаметров с объемом от 10,5 до 20,5 куб. м. Компактная конструкция и малая погрузочная высота позволили разработать на основе модификаций грузового и пассажирского фургона ЗИЛ 5301 с 6-местной кабиной и уменьшенным грузовым пространством. В 1998 году была запущена серия микроавтобусов ЗИЛ 3250 (15- и 19-местные версии).
«Эти автобусы активно использовались по государственным заказам в различных регионах, что позволило заводу имени Лихачева справиться с трудностями. К 2000 году объем производства этого семейства достиг 12300 единиц. Сначала серия хорошо продавалась, но постепенно интерес к автомобилю угас. ЗИЛ 5301 уступил своему главному конкуренту ГАЗ 3310 «Валдай» и китайским дизельным грузовикам.
В середине 2000-х годов было принято решение открыть производственный завод в Елгаве, Латвия, для экспорта велосипедов на рынок Восточной Европы. Грузовик должен был оснащаться дизельным двигателем Cummins, современными дисковыми тормозами, трансмиссией ZF и переделанной кабиной. Грузоподъемность экспортной версии составляла 4,5 тонны. Однако проект не был реализован, а продажи серии продолжали снижаться.
Первоначально ЗИЛ 5301 оснащался дизельными двигателями ММЗ Д-245.10, ММЗ Д-245.9 и ММЗ Д-245.12С (класс выбросов Евро 0). С 2005 года линейка двигателей была изменена: все версии получили ММЗ Д-245.9 Е2 (Евро-2), который еще через 3 года был заменен на ДМЗ Д-245.9 Е3 (Евро-3).
К 2008 году производство сократилось до 527 единиц. Отсутствие современного дизельного двигателя и низкое качество сборки негативно сказались на популярности модели.
В конце 2011 года производство автомобиля ЗИЛ 5301 было перенесено с основного завода в Петровске (Саратовская область) на Петровский завод автозапчастей АМО ЗИЛ. Однако сборочная линия проработала всего три года, поэтому производство модели было прекращено. Устаревший дизайн, низкое качество сборки и появление более конкурентоспособных преемников привели к резкому снижению спроса на ЗИЛ 5301. Несмотря на прекращение производства, «Бычок» все еще можно встретить на дорогах страны.
Трансмиссия и ходовая часть
Автомобиль оснащен пятиступенчатой механической коробкой передач. Основная передача является неспециализированной.
Сцепление — стандартное дисковое с масляной ванной. Имеется синхронизатор, который работает на всех передачах (включая задний ход), кроме 1-й и 3-й.
Колеса — стандартные (6,5j×16H2) литые диски из высокопрочного металла. Сплав обладает настолько высокой твердостью, что колеса без проблем выдерживают экстремальные нагрузки.
Учитывая тот факт, что они используются в грузовиках, это важный фактор. Штампованные колеса оснащены стандартными бескамерными шинами 227/75R16C.
Основным механизмом трансмиссии является приводной вал, который состоит из трех шарниров, промежуточной опоры и скользящего зубчатого вала.
Нагрузка на дорожное покрытие незагруженного автомобиля от шин распределяется следующим образом:
- Передние колеса — 2 300 кгс,
- 2 190 кгс на задней части.
Нагрузка на дорожное покрытие от груженого грузовика составляет:
- Передние колеса — 2 350 кгс,
- 4 900 кгс на задние колеса.
Несмотря на относительно компактные размеры, радиус разворота грузовика составляет 7,8 м, что делает вождение «Бычка» в городе не всегда комфортным.
Рулевое управление оснащено гидроусилителем, что значительно облегчает маневрирование.
Тормозная система
Грузовик оснащен двухконтурной тормозной системой. Каждый контур полностью независим. Один из них тормозит переднее правое колесо и заднее левое колесо.
Второй — слева спереди и справа сзади. Это обеспечивает максимальную безопасность на дороге: даже при отказе одной части системы возможно экстренное торможение.
Тормоза имеют гидравлический привод. Стояночный тормоз также встроен и механически (стальной трос) связан с задними механизмами. Тормоза следующие:
- Передний — тип диска,
- задний — тип барабана.
Последние модели оснащены антиблокировочной системой тормозов (ABS).
Второй — слева спереди и справа сзади. Это обеспечивает максимальную безопасность на дороге: даже при отказе одной части системы возможно экстренное торможение.
Устройство
Прототипом этого автомобиля был Mercedes Vario. Конструкция рамы лестницы с боковыми швеллерами была заимствована у немецкого грузовика. Это сделало грузовик максимально безопасным (даже при лобовом столкновении рама не разрушилась). Имеется специальное устройство для буксировки грузовика.
Тормозная система состоит из 2 контуров, каждый из которых является независимым. Первый контур тормозит левое заднее колесо и правое переднее колесо, а второй контур тормозит два других колеса. Это обеспечивает безопасность на дороге. В случае возникновения проблем в одном из контуров водитель может применить экстренное торможение. Тормоза имеют гидравлический привод. Тормоза дисковые спереди и барабанные сзади. В стандартной комплектации автомобиль также оснащен механическим стояночным тормозом. Последние версии ЗИЛ 5301 оснащены системой ABS.
ЗИЛ 5301 оснащен 5-ступенчатой механической коробкой передач с гипоидной главной передачей. Используется стандартное дисковое сцепление с масляной ванной. Все передачи, кроме первой и третьей, синхронизированы. Главная коробка передач представляет собой 3-звенную коробку передач с промежуточными подшипниками.
Базовая модель в стандартной комплектации оснащена герметичными высокопрочными металлическими дисками. Сплав чрезвычайно твердый, поэтому он может выдерживать экстремальные нагрузки, не теряя своей формы. Их использование на этом грузовике полностью оправдано. В сочетании с колесами используются классические бескамерные шины 227/75R16C. В разгруженном состоянии воздействие осей на дорогу примерно одинаково.
Кабина и интерьер автомобиля очень удобны, хотя большинство элементов неприхотливы. Сиденье водителя имеет несколько регулировок и очень мягкое. Она обита прочным материалом. Кабина хорошо изолирована от шума и тепла, поэтому вы можете путешествовать с комфортом даже зимой (мощный отопитель хорошо прогревает салон даже в холодную погоду). Модели ЗИЛ 5301 оснащены гидравлическим рулевым колесом, которое облегчает маневрирование. В дополнение к стандартным кабинам предлагаются расширенные версии со спальным местом и люком.
Благодаря своей простой и надежной конструкции «Бычок» стал очень популярен среди россиян. Большинство его компонентов можно даже отремонтировать в пути. Однако эта модель имеет ряд серьезных недостатков.
Габаритные размеры и показатели массы
- Длина: 6,195 м (7,165 м — удлиненная версия) Ширина: 2,319 м; Высота: 2,365 м.
- Колесная база: 3,650 м.
- Ширина: 1,832 м Передняя колея: 1,690 м Задняя колея: 1,690 м
- Дорожный просвет: 180 мм.
- Радиус поворота: 7,8 м.
- Грузоподъемность: 3 тонны.
- Параметры грузовика-платформы в стандартной комплектации: 3750x2254x450 мм.
- Высота погрузки: от 765 мм до 1050 мм.
- Масса: масса тележки (наклонная) — 3695 кг; полная масса (допустимая) — 6950 кг.
- Допустимая нагрузка на переднюю ось: 2350 кг.
- Допустимая нагрузка на заднюю ось — 4900 кг.
- Колеса с диском, 6,5Jx16H2; бескамерные шины «225/75R16C».
Кабина и кузов
В интересах снижения затрат компания «Бычок» использовала конструкторские решения, уже применявшиеся в продукции Автозавода имени Лихачева. Например, грузовик получил просторную кабину ЗИЛ-4331, которую дополнили характерные фары и необычное крыло.
Для общественных учреждений компания создала 4-дверную, 2-рядную кабину с 6 пассажирскими местами. Изначально ЗИЛ-5301 имел ряд проблем и хронических недугов, характерных для многих отечественных автомобилей.
Модификации «БЫЧКА»
- ЗИЛ-5301АО — базовая версия модели,
- ЗИЛ-5301БО — используется для монтажа специального оборудования и надстроек (включая транспортные средства и пожарное оборудование),
- ЗИЛ-5301ГО — уникальный изотермический транспортер на базе версии ЗИЛ-5301БО,
- ЗИЛ-5301ПО — еще одна версия изотермического фургона,
- ЗИЛ-5301ДО — расширенная версия классического ЗИЛ-5301АО,
- ZIL-5301EO — расширенная версия, для установки специальных органов и оборудования,
- ЗИЛ-5301IO — удлиненный изотермический фургон,
- ЗИЛ-5301ТО — удлиненное шасси с 2 кабинами, на базе ЗИЛ-5301ДО, для установки специального оборудования и надстроек,
- ЗИЛ-5301УО — конверсия с длинной колесной базой, двумя спальными местами и кабиной водителя.
Сцепление и коробка передач практически не имеют проблем и являются, пожалуй, самыми надежными компонентами. Чаще всего страдает редуктор заднего моста, причем больше всего проблем вызывают шестерни, шестерни и сателлиты. Ходовая часть также регулярно доставляет неудобства. Водителям рекомендуется проверить уровень тормозной жидкости, так как у многих моделей имеются протечки в резервуарах и трещины защитных крышек на тормозных суппортах.
Интерьер кабины, как выяснилось, вызывает противоречивые чувства: с одной стороны, элементы эргономичны, но с другой стороны, их качество сильно страдает. В любом случае, простота конструкции, надежность и легкость в обслуживании сделали ЗИЛ-5301 «Бычок» настоящим народным автомобилем.
Интерьер кабины, как выяснилось, вызывает противоречивые чувства: с одной стороны, элементы эргономичны, но с другой стороны, их качество сильно страдает. В любом случае, простота конструкции, надежность и легкость в обслуживании сделали ЗИЛ-5301 «Бычок» настоящим народным автомобилем.
ЗИЛ-5301 Бычок — видео обзор
ЗИЛ 5301 характеризуется отличными ходовыми качествами и неприхотливым поведением. Таким образом, многие фермы и компании до сих пор используют модели середины 90-х годов, которые не потеряли своей актуальности. В данном случае производство автомобиля было завершено относительно недавно. Из-за особого дизайна модель получила прозвище «Бычок».
История модели и назначение
В начале 1990-х годов на заводе имени Лихачева начался проект по разработке новой серии легких грузовиков. Конструкторы использовали отдельные узлы и детали от другой продукции завода, а прототипом для нового грузовика послужил немецкий грузовик Mercedes-Benz T2 с высоко расположенными фарами.
Первые рабочие прототипы ЗИЛ 5301 были построены в 1994 году. Массовое производство в то время не планировалось. Модель имеет кабину от ЗИЛ 4331, некоторые элементы от Mercedes-Benz, оригинальную форму капота и немецкий турбодвигатель OM364 (объем — 4 литра, мощность — 115 л.с.). Первоначально грузовики назывались ЗИЛ 3301М, но затем индекс был изменен на ЗИЛ 5301.
Завод выпустил тестовую серию в 1995 году, а через два года началось производство модели по прозвищу «Бычок». Появление этого грузовика стало решающим для компании, поскольку спрос на среднетоннажные грузовики, на которых она специализировалась, резко снизился с переходом к рыночной экономике.
В 1997 году был введен модульный цельнометаллический кузов, который позволил строить грузовики с несколькими отсеками (2, 3 или 4) и общим объемом до 20,5 кубических метров. Базовой версией был ЗИЛ 5301СС с кузовом объемом 15,5 куб.м.
Позже появились пассажирские версии ЗИЛ 5301, которые строились из-за низкой погрузочной высоты (765 мм) и сдвижной боковой двери. Нагрузочная площадь этих моделей была немного уменьшена.
В 1998 году завод представил несколько микроавтобусов на базе ЗИЛ 5301 вместимостью 15-19 пассажиров.
В начале 2000-х годов компания «Бычок» занимала лидирующие позиции с 56% объема производства АМО ЗИЛ, но с появлением китайских конкурентов спрос на этот продукт начал быстро снижаться. К 2008 году производство ЗИЛ 5301 значительно сократилось (11,6 % от общего объема производства). Даже незначительная модернизация не смогла улучшить ситуацию, так как качество сборки оставалось низким.
В декабре 2011 года производство «Бычка» было перенесено из столицы в Саратовскую область. Это не оказало существенного влияния на ситуацию. ЗИЛ 5301 по-прежнему уступал своим основным конкурентам: европейским и японским — по качеству, а китайским — по цене. В результате производство грузовика было остановлено в 2014 году. Ожидается выпуск новой «Бычка» (фото ниже).
По техническим параметрам «Бычок» ни в чем не уступает своим конкурентам. Эта модель была разработана для перевозок в пределах города или региона. Были также конверсии с двухъярусными кроватями для дальних поездок.
ЗИЛ 5301 — это серия легких грузовиков. Но даже в этом классе он выглядит очень компактным.
В зависимости от модификации размеры могут незначительно отличаться. Например, длина ЗИЛ 5301 ТО составляет 7165 мм (почти на 1000 мм больше, чем у базовой версии).
Кабина ЗИЛ-5301 Бычок
Среди главных минусов следует выделить:
— Плохое лакокрасочное покрытие. Отслаивание краски на кабине начинается в первый год (особенно на старых моделях). Большинство подержанных грузовиков имеют следы коррозии.
— Шумная машина. Даже на холостых оборотах двигатель издает громкий шум. Проблему можно решить путем дополнительной звукоизоляции войлоком или другим материалом,
— Ненадежная система автономного отопления (опция),
— При использовании раздвижной крыши часто существует риск протечек,
— Трудности запуска зимой. Проблема относится ко всем модификациям автомобиля ЗИЛ 5301,
— Повреждения шин не являются редкостью после сильной перегрузки,
— На заднем мосту видны дефекты на шестернях дифференциала и треснувшие крестовины,
— Автомобиль чувствителен к топливу и смазочным материалам низкого качества.
Однако правильное техническое обслуживание может значительно продлить срок службы автомобиля. Моторное масло следует менять через 10000 км, а масло в коробке передач — через 30000 км.
В то же время запчасти для ЗИЛ 5301 стоят недорого, а его ремонт не представляет особой сложности.
Схема электрооборудования ЗИЛ-5301
Цена нового и б/у ЗИЛ-5301 Бычок
Грузовик является одним из самых дешевых автомобилей в своем классе. В этом отношении его можно сравнить только с китайскими моделями.
Купить новый ЗИЛ 5301 невозможно, так как его производство было прекращено в 2014 году. Однако автомобили без пробега все еще продаются, и их цена зависит от модификации. Цена на стандартные версии начинается от 774 776 рублей. Модели с удлиненной платформой стоят от 811561 рубля. Модели с расширенной платформой стоят 796450 рублей в минимальной версии.
Подержанные автомобили предлагаются дешевле. Так, автомобили 1996-2001 годов выпуска будут стоить 80000-120000 рублей. Более новые версии (2006-2008) будут стоить 220000-300000 рублей.
Большой популярностью пользуется аренда грузовика модели «Бычок». Один час работы ЗИЛ 5301 стоит 450-600 рублей.
Аналоги
Аналогами «Бычка» являются Mercedes-Benz Vario, ГАЗ 3307 и ЗИЛ 43336.
Модификации
ЗИЛ-5301 — первая серийная версия с силовыми агрегатами Mercedes-Benz, в 1995 году было выпущено 219 автомобилей ЗИЛ-530104 — шасси для пожарных машин с двойной кабиной ЗИЛ-530120 — автомобиль скорой помощи ЗИЛ-5301АО — автомобиль-платформа, база 3650 мм. Производится в 1996-2001 годах ЗИЛ-5301А1 — грузовой и легковой автомобиль ЗИЛ-5301А2 — грузовой и легковой автомобиль ЗИЛ-5301А3 — грузовой и легковой автомобиль ЗИЛ-5301БО — грузовая рама, база 3650 мм. Выпускался с 1996 по 2001 г. ЗИЛ-5301ВА — грузовое шасси, двухместная кабина, база — 4250 мм. ЗИЛ-5301ВЕ — грузовик-платформа ЗИЛ-5301В2 — ЗИЛ-5301ГА Шасси для специальных кузовов, двухместная кабина, база — 4250 мм. ЗИЛ-5301GO — шасси грузового автомобиля, база — 3650 мм. ZIL-5301DO — рама для грузовиков, база — 4250 мм ZIL-5301EO — рама для специальных кузовов, база — 4250 мм ZIL-5301EE — грузовик-платформа ZIL-5301ES — металлический грузовик, база — 4505 мм ZIL-5301E2 — рама ZIL-5301E3 — рама ZIL-5301IO — рама для грузовиков, база — 4250 мм ЗИЛ-5301КЭ — платформенный грузовик ЗИЛ-5301К2 — рама ЗИЛ-5301МЕ — платформенный грузовик ЗИЛ-5301М2 — рама ЗИЛ-5301НС — металлический грузовик, база — 3245 мм ЗИЛ-5301ПО — рама грузовика, база — 3650 мм ЗИЛ-5301РО — рама грузовика, база — 4250 мм. ZIL-5301R1 — цельнометаллическая тележка ZIL-5301SS — цельнометаллическая тележка, основание — 3650 мм ZIL-5301TO — двухрядная платформенная тележка, основание — 4250 мм ZIL-5301TO — двухрядная платформенная тележка, основание — 4250 мм. ЗИЛ-5301HA — мусоровоз ЗИЛ-5301YO — грузовик рамный, кабина с двумя спальными местами, база — 4250 мм. ЗИЛ-5301ЯО — Платформенный грузовик, кабина с двумя спальными местами, база — 4250 мм.
Технические характеристики ЗИЛ-5301 Бычок
— Год постройки: 1996-2014 — Количество мест: 3.
Двигатель ЗИЛ-5301 Бычок
— Модель: ММЗ Д-245.9 Е3 — Объем двигателя: 4 750 см3 — Тип привода: дизельный, с турбокомпрессором и интеркулером — Мощность: 136 л.с. — Топливо: дизельное топливо
Расход топлива автомобиля ЗИЛ-5301 Бычок
— 12 литров на 100 км при скорости не более 60 км/ч
Экологический класс ЗИЛ-5301 Бычок
Размеры ЗИЛ-5301 Бычок ЗИЛ-5301 Бычок
— Длина: 6195 мм — Ширина: 2319 мм — Высота: 2365 мм — Дорожный просвет: 180 мм — Колесная база: 3650 мм — Ширина колеи сзади: 1690 мм — Ширина колеи спереди: 1832 мм
ЗИЛ-5301 Бычок Вес
— Вес без нагрузки (с палаткой) — 3450 кг — Общий вес (допустимый) 6950 кг
Грузоподъемность автомобиля ЗИЛ-5301 Бычок
Объем топливного бака автомобиля ЗИЛ-5301 Бычок
Размер шин автомобиля ЗИЛ-5301 Бычок