«Тигр» имел стандартную компоновку: органы управления и коробка передач спереди, боевое отделение посередине и двигатель сзади. Конструкция танка «Тигр» отличалась хорошей эргономикой, обеспечивая надежность и удобство управления и ведения боя.
Тяжелый танк Pz.Kpfw.VI «Tiger» (Sd.Kfz.181) (Германия)
26 мая 1941 года Адольф Гитлер утвердил так называемую «программу Тигр», согласно которой фирмам «Порше» и «Хеншель» поручалось разработать прототипы новых тяжелых танков для вермахта, а фирме «Крупп» — изготовить башню для обоих двигателей. Компания «Henschel» основывалась на своих более ранних разработках кодов VK3001(H) и VK3601(H), а также Porsche, дизайн VK3001(P) Leopard.
Тигры» должны были иметь 100-мм лобовую броню и быть способными поражать цели, оснащенные такой же защитой, на дальности 1,5 км. В то же время вес танка должен был составлять менее 36 тонн, чтобы он мог легко преодолевать деревянные мосты.
«Тигр Порше» против «Тигр Хеншель»
19 апреля 1942 года два автомобиля компании, обозначенные VK4501, но с разными буквами (P и H), были разгружены на железнодорожной станции около Растенбурга и перевезены туда в одиночку. Расстояние до города составляло всего 11 километров, но обоим танкам с трудом удалось добраться до конца линии, где на следующий день они должны были доложить фюреру. Конечно, это были совершенно «сырые» машины, но VK4501(P) выглядел очень «бледно».
Чертеж прототипа Porsche VK4501(P) Tiger.
Хотя оба VK4501(P) были вооружены одинаковой 88-мм пушкой KwK 36 L/56, созданной на базе Flak 36 L/56 образца 1936 года, и имели почти идентичные башни, «Тигр-Порше», как его позже назвали, был очень сложен в эксплуатации и обслуживании. Орудийная башня была установлена впереди, что делало боевое пространство очень маленьким. Сроки были сжатыми — тяжелый танк был нужен Германии «вчера», поэтому времени на его переделку не было. Несмотря на предложение Порше вооружить новую машину 100-мм пушкой L/70 или даже 150-мм пушкой KwK L/37, от этого плана отказались, и Panzer VK4501(H) Хеншеля был принят комиссией после коротких испытаний и запущен в производство в июле 1942 года как Pz.Kpfw VI «Тигр».
Конструкция тяжелого танка Pz VI «Тигр»
Конечно, конструкторы не смогли уложиться в 36-тонную спецификацию, что привело к трудностям с двигательной установкой. На каждой стороне было по 24 цилиндра, расположенных в четыре ступенчатых ряда. Это должно было равномерно распределить вес и сделать приводное оборудование более легким. Однако на практике такое решение было, мягко говоря, сомнительным — тонкие цилиндры быстро трескались при движении по пересеченной местности, между ними постоянно скапливались грязь и камни, а ремонт внутреннего цилиндра был чрезвычайно трудоемким и мог занимать до двух дней.
Часть тяжелого танка Pz VI Tiger. Хорошо видно расположение цилиндров и двигателя.
Первые 799 «Тигров» имели катки с резиновыми шинами, которые быстро разрушались под действием большого веса танка. Позже машины были переведены на металлические шины с внутренней подушкой, которые издавали сильный шум при движении и приводили к быстрому износу гусениц. Тигры имели до двух пар гусениц — «боевых», шириной 725 мм, и «транспортных», узких, шириной 520 мм.
Подвеска была индивидуальной, с торсионной балкой, а двигатель находился в средней водонепроницаемой камере. Первоначально это был Maybach HL 210 P30, V12 мощностью 650 л.с., но с 251 года двигатель был заменен на усовершенствованную модель — Maybach HL 230 P45 мощностью 700 л.с.
Рулевое управление осуществлялось полуавтоматическим гидроусилителем, а переключение передач было необычайно легким, поскольку использовался тот же гидроусилитель. В случае отказа традиционное механическое рулевое управление приводилось в действие двумя рычагами, приводимыми в действие дисковыми тормозами. За удобство пришлось заплатить — система была очень дорогой и сложной в ремонте.
Башня Pz VI Tiger была перенята компанией Henschel у своего конкурента, Porsche Tiger, но вместо электрического привода была использована гидравлическая система, приводимая в действие главным двигателем. Полный оборот башни занимает 1 минуту. Когда двигатель не работал, башню можно было поворачивать вручную, но только когда машина находилась на ровной поверхности.
Вертикальные стенки башни были изготовлены из одного куска гнутого броневого листа, решетка была отлита, а броня соединялась в «верхней части» при помощи пайки. Командирская башенка была оснащена 6 оптическими приборами, которые позже были увеличены до 7. Со временем в командирской башенке был установлен Fliegerbeschützgerat 42 для пулемета MG 34.
Схематическое изображение расположения звездочек Pz VI Tiger. Последние два ролика с заштрихованными участками были сняты для транспортировки.
Башня была оборудована тремя люками: двумя круглыми (командирский и аварийный люк на правой стенке) и прямоугольным люком наводчика. На каждой стороне башни были установлены три 90-мм миномета для стрельбы дымовыми гранатами Nbk 39.
Конструкция Хеншеля и на этот раз оказалась более удачной. Прототип Porsche был отвергнут в основном из-за сложной системы электропривода. Последнее требовало большого количества меди и других материалов, которые в Германии были в дефиците.
Броня Тигра
Большими преимуществами «Тигра» были хорошая защита экипажа и отличная поражающая способность пушки. Толстая, плоская броня не имела хорошей баллистической картины, характерной для других образцов того времени, таких как «Пантера» или советский танк Т-34. Поскольку броня корпуса была увеличена с 63 мм до 102 мм, а броня башни — с 82 мм до 100 мм для модели Ausf H (110 мм для модели Ausf E), «Тигру» она вряд ли была нужна.
Основным вооружением танка была 88-мм пушка KwK-36 L156, переделанная из противотанкового варианта отличной зенитной пушки «восемьдесят восемь». Это было самое мощное противотанковое орудие, когда-либо использовавшееся в армии, способное поражать 112-мм броню на дальности 1400 метров. «Тигр» нес 92 боеприпаса в основном орудии, которые хранились в магазине корпуса, в стойках башни и везде, куда можно было дотянуться рукой.
Дульный тормоз: Пушка Tifa KwK L/56 была оснащена дульным тормозом, который уменьшал отдачу при стрельбе противотанковым снарядом со скоростью 1000 м/с. Для самообороны от пехоты танк был оснащен двумя 7,92-мм пулеметами М-634, один из которых был установлен вместе с основным орудием, а другой — на лобовом листе корпуса.
Гусеницы танка
Для Tiger требовались гусеницы шириной 72,5 см, чтобы распределить нагрузку на грунт. Эта ширина превышала стандартную ширину гусеничных тележек, поэтому внешние опорные катки были заменены, а для размещения танка была установлена более узкая 52-сантиметровая гусеничная тележка.
Комфорт езды был хорошим — промежуточные колеса помогли равномерно распределить значительный вес, а торсионная подвеска обеспечила плавный ход даже на неровной поверхности. Однако, если внутреннее колесо было разрушено взрывом мины, ремонт танка в полевых условиях представлял собой серьезную проблему. На востоке грязь, замерзшая между роликами колес, могла за ночь вывести танк из строя.
«Тигр» весил около 60 тонн, но его широкие гусеницы позволяли ему передвигаться по самым грязным и заснеженным районам России.
Недостатки танка Тигр
Несмотря на прекрасные характеристики, у Tiger было несколько слабых мест. Поворотный механизм башни работал очень медленно, что означало, что быстро движущаяся (и храбрая) команда вражеских танков могла маневрировать перед или за ней на близком расстоянии. Медленность и ограниченная подвижность «Тигра» означали, что он не имел преимущества в маневренном бою.
«Тигры» — сложные машины, требующие опытных бригад и обслуживающего персонала, способного работать в полевых условиях. В результате «Тигры» часто уничтожались, когда ломались или выходили из строя: Из-за большого веса танка его невозможно было погрузить на обычные эвакуационные машины.
Производство и модификации танка Тигр
Производство тигров никогда не было высоким. Первоначально производилось 12 единиц в месяц, но с ноября 1942 года производство увеличилось до 25 единиц в месяц.
В течение двухлетнего периода производства танк несколько раз модифицировался. Ранние модели имели дымовые гранатометы и пистолетные порты по бокам башни, которые были удалены на более поздних моделях.
Танки, предназначенные для Африки и России, были оснащены пылевыми фильтрами. В конечном итоге было построено 1 355 танков «Тигр». Последние действующие «Тигры» были использованы для обороны центра Берлина в апреле 1945 года.
Всего существовало несколько вариантов танка «Тигр»: около 80 танков были построены как «командирские машины», с дополнительным радиопередатчиком, который позволял командирам лучше контролировать свои машины. Некоторые устаревшие варианты были неоправданно улучшены — стандартная эвакуационная машина вермахта SdKfz 9, 18-тонный сочлененный автомобиль.
Конструкция Хеншеля и на этот раз оказалась более удачной. Прототип Porsche был отвергнут в основном из-за сложной системы электропривода. Последнее требовало большого количества меди и других материалов, которые в Германии были в дефиците.
Технические сложности
«Тигр» стал настоящей революцией в разработке танков, но это стоило огромных затрат времени и денег. Стоимость тяжелого танка составляла около 300 000 марок, а для его сборки требовалось 300 000 человеко-часов. В военное время, когда постоянно требовались танки, это было недостижимой роскошью.
Немецкий тигр на Восточном фронте
Огромная масса
Другой проблемой был огромный вес «кошки», что затрудняло транспортировку. В СССР было мало бетонных мостов, а деревянные не могли выдержать 60-тонное немецкое вооружение. Более того, дороги, которые весной или осенью были мокрыми, становились непроходимыми для «Тигров».
Немецкие техники ремонтируют «Тигр
Сложность ремонта
На заводе механики могли устранить любую неисправность, но такая возможность появлялась редко. Когда танк постоянно отправляют на завод для ремонта, он проводит большую часть времени не на поле боя, а по дороге на фронт и обратно.
В результате советским и немецким инженерам и техникам пришлось восстанавливать машины и готовить их к использованию на поле боя. Советские танки были простыми, но «Тигр» стал технологической революцией, что негативно сказалось на его ремонтопригодности.
И не всегда хватало запасных частей для ремонта. Вермахт имел несколько десятков моделей танков различных конструкций. И их части не были взаимозаменяемыми. Иногда танки приходилось выбрасывать, потому что их невозможно было отремонтировать.
В качестве топлива использовался этилированный бензин. Четыре топливных бака вмещали 534 литра, а номинальный расход топлива на 100 км пути по шоссе составлял 270 литров, а по бездорожью — 480 литров, хотя, как свидетельствуют немецкие танкисты, «Тигр» «съедал» больше топлива — до 6 литров на 1 км.
Tiger I
Немецкий тяжелый танк со слабой броней (по сравнению с танками своего уровня), отличной динамикой и хорошей маневренностью. Оснащен очень хорошим орудием, позволяющим ему играть роль танка поддержки. Отличная точность и хороший обзор позволяют играть на любой дистанции.
Он является предшественником тяжелого танка Tiger II.
Модули
Башни/орудия
Совместимое оружие:
Совместимое оружие:
Двигатели
Ходовая часть
Радиостанции
Исследование и прокачка
Тяжелый танк Tiger I можно исследовать с помощью VK 36.01 (H) за 45 050.
Боевая эффективность
Основным преимуществом G04_PzVI_Tiger_I является его превосходная пушка, точность которой позволяет вести бой на любой дистанции. G04_PzVI_Tiger_I — второй линейный танк, его задача — прикрытие артиллерии и поддержка союзников. Танк обладает хорошей маневренностью с возможностью разворота на месте и отличной динамикой. Одним из главных недостатков танка является его тонкая броня. Стоит также отметить, что двигатель часто повреждается или выходит из строя при пробитии нижней брони. При боковом попадании боеприпасы становятся уязвимыми даже при использовании оружия с низким уроном. Даже танки 5-го уровня пробивают фронт на любой дистанции, не говоря уже о боках. Таким образом, тактика игры G04_PzVI_Tiger_I схожа с тактикой игры ПТ-САУ. Часто хорошо выбранная позиция является залогом успешного боя, а грамотно размещенный «Тигр» — существенным препятствием для противника.
- Высокие показатели прочности,
- Точное скорострельное оружие с высоким уроном в минуту,
- хорошая видимость,
- наличие турельных щитов и наблюдательного переключателя для инженеров,
- высокая максимальная скорость.
- Слабая броня корпуса в целом,
- медленное вращение турели,
- уязвимость внутренних агрегатов (особенно двигателя и боекомплекта),
- высокая видимость.
Экипаж
- Боевое братство» улучшит производительность танков.
- Ремонт ускорит восстановление поврежденных единиц.
- Сочетание Eagle Eye и радионаблюдения увеличит видимость на 5%.
- Комбинация Плавный поворот турели + Плавный поворот уменьшит время сближения при перемещении и повороте турели.
- Используйте свое шестое чувство, чтобы определить, находится ли резервуар или нет.
- Снайперы могут увеличить убойную силу оружия.
- Изобретатель может увеличить дальность связи оружия.
- Десперадо увеличивает ДПМ в ближнем бою.
- Некомбатант увеличивает прочность брони.
- Virtuoso немного увеличит маневренность.
Оборудование, снаряжение и боекомплект
- Острота зрения улучшает зрение при стоянии и движении.
- Развертывающиеся чоки несколько ускоряют перезарядку.
- Улучшенные прицельные приспособления также ускоряют сведение оружия.
Основное оборудование — аптечка первой помощи, аптечка первой помощи, огнетушитель.
Боеприпасы Основные снаряды — бронебойные. Боеприпасы должны быть заряжены для бронированных противников. Фугасные снаряды полезны для уничтожения вражеских подразделений.
- Улучшенная вентиляция — это небольшой бонус к производительности бака.
- Развертывающиеся чоки несколько ускоряют перезарядку.
- Улучшенные прицельные приспособления также ускоряют сведение оружия.
Основное оборудование — аптечка первой помощи, аптечка первой помощи, огнетушитель.
Боеприпасы Основные снаряды — бронебойные. Боеприпасы должны быть заряжены для бронированных противников. Фугасные снаряды полезны для уничтожения вражеских подразделений.
Историческая справка
Первые работы по созданию танка «Тигр» начались в 1937 г. В то время у вермахта еще не было тяжелых танков, подобных советскому Т-35 или французскому Char B1. С другой стороны, в планируемой военной доктрине (которая позже была опробована в Польше и Франции) почти не было места для тяжелых, малоподвижных машин, поэтому требования армии к этому типу танков были довольно расплывчатыми. Тем не менее, Эрвин Адерс, один из ведущих конструкторов Хеншеля, начал разработку 30-тонной «машины прорыва».
Прототип Henschel получил обозначение VK4501 (H). Фердинанд Порше, известный в то время своими новаторскими работами в автомобильной промышленности (включая спортивные автомобили), попытался перенести свой подход в новую область. В его прототипе были реализованы такие решения, как высокопроизводительные койловеры в шасси и система электропривода. Однако, по сравнению с прототипом Хеншеля, двигатель Ф. Порше был более сложным и требовал больше редких материалов, особенно меди (для генераторов, необходимых для электропривода).
Прототип доктора Ф. Порше проходил испытания под обозначением VK4501 (P). Поскольку F. Порше знал отношение фюрера и не сомневался, что его идея победит, он приказал, не дожидаясь решения комиссии, запустить силовое оборудование для своего нового танка в производство без испытаний, а поставки Nibelungenwerk начать в июле 1942 года. Однако на полигоне в Куммерсдорфе решение было принято в пользу танка «Хеншель» из-за большей надежности его ходовой части и лучшей проходимости, а также из-за более низкой экономической стоимости. Башня была позаимствована у танка Porsche, поскольку башни, заказанные для танка Henschel, все еще находились на стадии разработки или прототипа. Кроме того, башни для вышеупомянутой машины были спроектированы под 7,5-см пушку KWK L/70, калибр которой (75 мм) в 1942 году был уже недостаточен для вермахта. Таким образом, эта смесь шасси Henschel & Sohn и башни Porsche стала всемирно известной как Pz VI «Tiger» Ausf E. Было выпущено пять машин, но из 90 выпущенных шасси одно было тяжелым штурмовым орудием, названным в честь своего «отца» Ф. Порше — «Фердинанд».
Танк «Тигр I» использовался немецкими бронетанковыми войсками (120 и более побед):
— Курт Книспель (Kurt Knispel-503-й тяжелый танковый батальон)-168 уничтоженных танков,
— Мартин Шройф-102-й тяжелый танковый батальон СС-161 уничтоженный танк,
— Отто Кариус (Otto Carius-502-й тяжелый танковый батальон) — уничтожено более 150 танков,
— Ганс Бёльтер (Johannes (Hans) Bölter-502-й тяжелый танковый батальон)-более 139 уничтоженных танков),
— Михаэль Виттманн-101-й тяжелый танковый батальон СС-138 уничтоженных танков,
— Уша Оберхабер (Уша Оберхабер-102-й тяжелый танковый батальон СС) — уничтожено 127 танков,
В качестве топлива использовался этилированный бензин. Четыре топливных бака вмещали 534 литра, а номинальный расход топлива на 100 км пути по шоссе составлял 270 литров, а по бездорожью — 480 литров, хотя, как свидетельствуют немецкие танкисты, «Тигр» «съедал» больше топлива — до 6 литров на 1 км.
Историческая справка
С 1936 года и до конца Второй мировой войны Эрвин Адерс — главный инженер и руководитель отдела новых разработок компании Henschel & Sohn AG в Касселе. Через год после вступления в должность Эрвин Адерс отказался от проектирования двигателей, самолетов и крановых установок и полностью сосредоточился на танкостроении. С 1937 по 1938 год он возглавлял группу, работавшую над революционными экспериментальными танками DW.1 и DW.2. Во время Второй мировой войны он руководил разработкой проектов VK.3001 — VK.4501, которые в итоге привели к созданию танков PzKpfw VI «Тигр» и PzKpfw VI B «Тигр II». За разработку этих автомобилей Адерс получил неофициальное прозвище «Отец Тигра» (нем.: Tigervater).
Первые работы по созданию «Тигра» начались в 1937 г. Panzerkampfwagen VI Tiger I или «Тигр» — немецкий тяжелый танк времен Второй мировой войны, прототипом которого был Panzer VK.4501 (H), окончательно разработанный фирмой Henschel в 1942 г. под руководством Эрвина Адерса. В классификации бронетехники нацистской Германии танк первоначально обозначался Pz.Kpfw.VI (Sd.Kfz.181) Tiger Ausf.H1, но после появления нового одноименного тяжелого танка PzKpfw VI Ausf. B к названию была добавлена латинская цифра «I», чтобы отличать его от более поздней машины, которая сама получила обозначение «Tiger II». Хотя конструкция танка была немного изменена, в ней было только одно изменение. В советских документах танк «Тигр» назывался Т-6 или Т-VI.
«Тигр» был чрезвычайно впечатляющим оружием, но и у него были свои технические недостатки. «Тигры» разбились из-за механических дефектов и возгорания двигателей. Кроме того, танковым подразделениям приходилось сталкиваться с нехваткой топлива, поэтому они были вынуждены бросать неработоспособные танки. Тигры» вместе с советскими танками и артиллерией столкнулись со слабыми мостами, которые не могли выдержать огромный вес бронированных мастодонтов. К счастью для немцев, погода на Восточном фронте часто была плохой, а низко висящая облачность затрудняла воздушные операции. На Востоке не было такой танковой погони, как на Западе. Впервые танки «Тигр I» были применены 29 августа 1942 года на станции Мга под Ленинградом. Они массово использовались после битвы и взятия Харькова в феврале-марте 1943 года и применялись Вермахтом и войсками СС до конца Второй мировой войны. Всего было произведено 1 354 двигателя.