Одной из его особенностей является наличие коробки передач с понижающей передачей. Его можно использовать для перемещения неподвижного грузовика.
Татра-815 (самосвал): технические характеристики
Многие из нас слышали о Tatra 815. Прежде всего, этот грузовик нестандартен почти во всех компонентах, но в то же время он надежен, неубиваем, способен пересечь страну … на его хребтовой раме, на дизельном двигателе воздушного охлаждения с откидным коленчатым валом и других подобных оригинальных вещах. Tatra-815″ отличается нестандартной конструкцией, которая никогда не использовалась на грузовиках других марок. К первым «вооруженным» чешским мусоровозам советские водители относились с некоторым подозрением. Вскоре это изменилось на более сердечное и дружелюбное отношение. В этой статье вы можете узнать, почему.
«Татра-815» — это расширенное семейство грузовых автомобилей, построенных в Чешской Республике и представленных на мировом рынке с начала 1980-х годов. Грузовики этой модели были очень популярны в Советском Союзе, и до недавнего времени они возглавляли список экспортных грузовиков.
Об истории модели и её производителя
Первые грузовики на этом заводе были выпущены в 1920 году. Однако назывались они совсем не так, как сегодня: не «Татра», а «Копрживницкая возовка».
История компании Tatra в Копршивнице в Чешской Республике начинается в 1850 году. В то время компания производила дрейзины и фрицки, а с 1882 года — железнодорожные вагоны. Кроме того, в 1897 году здесь был построен один из первых в мире пассажирских автомобилей — «Президент».
Однако страна тогда была другая — Австро-Венгрия, и город назывался по-другому. Когда после Первой мировой войны Австро-Венгерская монархия распалась и чехи обрели относительную независимость, город был переименован в Копршивнице, а завод национализирован.
Грузовики получили название Tatra после того, как модель «U» показала себя исключительно хорошо во время испытаний в горах Татры в 1920-х годах. Все последующие поколения грузовых и легковых автомобилей компании были названы в честь этой горной системы (да, компания все еще выпускала автомобили премиум-класса, такие как наш ЗИЛ, до 1989 года).
То, что конструкторы Tatra — выдающиеся люди, видно уже по дизайну Tatra-138.
\Предшественниками Tatra 815 были наиболее важные модели компании, которые положили начало серийному производству и определили дальнейшее развитие: «Tatra-138» (производство началось в 1959 году) и «Tatra-148» (серийное производство с 1969 года). Даже тогда чешские дизайнеры и инженеры смело пошли своим путем. Тяжелые 12-тонные самосвалы оснащались исключительно дизельными двигателями с воздушным охлаждением, а передняя подвеска была независимой и торсионной.
Были и другие технологически продвинутые, но уже широко используемые решения: гидравлический привод двойного сцепления, электропневматическое устройство переключения передач, тройная разгрузка на многих грузовиках… Tatra-148 также получил дифференциальный мост на задней части кузова.
На пути к самой большой модели в истории завода — тяжелому самосвалу Tatra-815 — стояло несколько переходных моделей. В частности, Tatra-157 и Tatra-813. Серийное производство Tatra-815 началось в 1983 году, более тридцати лет назад.
Конечно, грузовик под этим именем уже не тот, что был в начале восьмидесятых. За прошедшие годы модель претерпела несколько изменений. Самые крупные из них — в 1989, 1997, 2000, 2005 и 2010 годах. Каждый раз в оборудование кабины вносились многочисленные изменения и усовершенствования, чтобы повысить комфорт для водителя и соответствовать требованиям времени. Двигатели грузовиков были модернизированы, чтобы соответствовать требованиям следующего экологического стандарта «Евро».
15 марта 2013 года Tatra была передана в частную собственность: Компания была продана на аукционе компании Марека Халваса Truck Development.
В настоящее время Tatra производит полноприводные автомобили с колесной формулой от 4×4 до 12×12 (шесть осей). Как и их «классические» версии 20-го века, эти машины предназначены для эксплуатации в сложных дорожных и внедорожных условиях. Несмотря на возможность установки двигателей с жидкостным охлаждением, подавляющее большинство грузовиков сегодня оснащаются дизельными двигателями с воздушным охлаждением.
Обзор серии «Татра-815» и основные особенности машин
Серия Tatra 815 представлена с различными колесными формулами: 4×4, 6×8, 8×8, 10×8, 10×10, 12×8 и 12×12, и с различной мощностью двигателя: от 310 до 820 л.с.
Наибольшее распространение на советском рынке получили три версии самосвала, построенные на шасси Tatra 815:
- с увеличенной ёмкостью кузова и односторонней разгрузкой;
- со специальным кузовом для транспортировки сыпучих, навалочных и жидких материалов;
- со средней вместимостью и трёхсторонней разгрузкой.
Одной из главных особенностей самосвала Tatra 815 является оригинальная хребтовая рама, разработанная Гансом Ледвинкой. Чешский грузовик не имеет задней части: хорошо известная «лесенка» классической конструкции.
Коньковый каркас конструкции Ханса Ледвинки находится в музее.
Каркас позвоночника состоит из трубки, в которой находится откидной рычаг. Это трансмиссионная труба большого диаметра, детали которой жестко соединяют коробку передач, «раздаточную коробку» и картер основной коробки передач. Внутри трубы находится тонкий вал, а карданный вал в «Татре-815» только соединяет двигатель с коробкой передач. Это позволяет, во-первых, легко заменить муфту и, во-вторых, значительно снизить вибрации в кабине.
Хребтовая рама обладает чрезвычайно высокой жесткостью на кручение, что позволяет производить разгрузку не только на ровной поверхности, но и в местах, где грузовик сильно наклонен. Аналогов для Tatra-815 не существует. Кстати, шасси нашего старого доброго «Станко» имеет похожую конструкцию — там тоже карданный вал спрятан в упорной трубе и тоже используются арки.
Следующая особенность — сочетание полного привода (на все оси) и независимой подвески с качающимися полуосями. Передние колеса оснащены независимой торсионной подвеской, а задняя ось — рессорами, но без дифференциала. Независимая подвеска, необычная для таких тяжелых грузовиков, делает Tatra-815 лидером среди самосвалов до 25 тонн на маршрутах.
Уникальность Tatra-815 заключается также в том, что эти машины оснащены дизельными двигателями с воздушным охлаждением вместо жидкостного. Топливный насос также представляет собой совершенно новую конструкцию, состоящую из различных линейных частей с коленчатым валом, закрепленным на подшипниках. Это также уникальное решение, используемое исключительно в грузовиках чешского производителя. Не менее особенной является пневматическая тормозная система Tatra-815, оснащенная энергоаккумуляторами, которые не позволяют ручному тормозу развернуть автомобиль.
Еще одной особенностью является необычное решение, принятое заводом Tatra в отношении нейтрализации выхлопных газов, чтобы привести двигатель в соответствие с современными экологическими стандартами. В отличие от немецких и скандинавских грузовиков, инженеры Tatra сделали ставку на «SCR» (восстановление выхлопных газов с помощью мочевины), а не на высокотехнологичную систему рециркуляции.
История создания
«Татра 815» была разработана заводом как полная и модернизированная замена модели Т-148. За время своего существования грузовик обновлялся четыре раза — в 1994, 1997, 2000 и 2010 годах.
За это время в базовую модификацию были внесены следующие изменения:
- сконструирована новая кабина Terr №1;
- установлена модернизированная приборная панель с дополнительными органами управления и датчиками;
- в последних моделях присутствует жидкостное охлаждение ;
- установлен новый двигатель V8 T3C (он полностью соответствует нормам Евро 3).
Двигатель с жидкостным охлаждением имеет обозначение T3D и устанавливается на Tatra 815 с 2006 года.
Устанавливаемые двигатели
Сегодня большинство грузовиков Tatra 815 оснащаются тремя типами двигателей со следующими параметрами:
Характеристика | V8 T3C | T3D | ТЗА-929-13 |
Количество цилиндров, шт. | 8 | 8 | 10 |
Максимально возможная мощность, л. с. | 310 | 820 | 285 |
Тип охлаждения | Воздушный, жидкостный | Жидкостный | Воздушный |
Тип топлива | Дизель | Дизель | Дизель |
Объем камеры сгорания, л | 12,7 | 12,667 | 15,825 |
Сегодня все грузовики этого производителя оснащаются дизельными двигателями T3D с жидкостным охлаждением. Они имеют множество особенностей, не сравнимых ни с одним другим двигателем их класса и производительности.
Самой важной и необычной особенностью завода Tatra является очистка выхлопных газов.
Ресурсы компании были ограничены, и производство постоянно испытывало нехватку денежных средств. Поэтому инженеры пошли по пути наименьшего сопротивления.
В отличие от известных брендов (MAN, SCANIA), Tatra использовала SCR (метод очистки выхлопных газов мочевиной) вместо высокотехнологичной системы рециркуляции.
Недостатком этой системы является то, что отходы мочевины замерзают при температур е-11 градусов, поэтому данная модель работает только на севере в зимний период. Однако в более теплом климате SCR не создает проблем для водителей.
Двигатель не имеет электронного блока управления, что значительно облегчает ремонт. Конструкция основана на обычной системе впрыска топлива.
Массово-габаритные параметры
Несмотря на то, что Tatra 815 — это грузовик, способный перевозить очень тяжелые грузы, автомобиль имеет очень небольшие габаритные размеры:
- высота кабины от земли – 1 970 мм;
- ширина погрузочной платформы – 2 400 мм;
- длина погрузочной платформы – 4 310 мм;
- высота грузового отсека варьируется в широких пределах.
Стандартная модель, выпускаемая сегодня, способна без проблем перевозить грузы до 16 990 кг. Общий вес автомобиля составляет 28 500 кг. Полностью загруженный поезд весит 44 000 кг.
Нагрузка на оси распределяется следующим образом (расположение осей 6×6):
Ось | Снаряженная масса, кг | Максимальная масса, кг |
Передняя | 3 932 | 6 300 |
Средняя | 5 116 | 11 100 |
Задняя | 2 552 | 11 100 |
При необходимости эти пределы могут быть немного превышены. Рама шасси грузовика и другие компоненты (ходовая часть, подвеска) спроектированы с очень большим запасом прочности.
Назначение
Как и большинство автомобилей этого класса, он предназначен для вождения и эксплуатации в сложных условиях и на бездорожье. Автомобиль отличается высоким качеством и имеет отличную грузоподъемность. Особенностью чешского автомобиля является его система воздушного охлаждения, которая отличается от большинства современных агрегатов.
15 марта 2013 года произошла смена собственника компании. На аукционе Tatra была передана компании Truck Development, производство не было остановлено, и полноприводные автомобили продолжают выпускаться.
Дизайн Tatra T815
Его конструкция практически идентична конструкции большинства самосвалов и грузовиков, выпускаемых во всем мире. На бампере имеется фирменный знак, придающий мужественный оттенок всем моделям и модификациям. Грузовики имеют внушительные размеры и габариты, что в свою очередь влияет на прочность машины.
Ветровое стекло имеет большой размер. Корпус облицован прочным металлом, что придает ему солидности. На некоторых моделях над кабиной устанавливается удлинитель прицепа в виде «козырька». Колеса устройства большие, поэтому кабина находится далеко от земли.
Модификации
Помимо того, что завод успешно производит и продает агрегаты по всей Европе, модель имеет множество модификаций.
Назвать изменения T815:
- 2A0S01. Как и у множества других самосвалов, модификация имеет преимущества эксплуатации зимой, благодаря «северному пакету». Помимо выделения теплоты в салоне, обогревается двигатель;
- 290S84. Модификация отличается своей массивностью и габаритами. Мощность агрегата имеет высокие показатели, поэтому его используют для тяжелых работ. Объем совка – 12 метров кубических, вес снаряжения – 13,5 тонн. Вес, который можно максимально перевозить – 19 тонн. Мощность двигателя доходит до 400 лошадиных сил;
- 280S45. Имеет большой кузов, размером в 13 кубических сантиметров. Кабина обогревается благодаря выхлопным газам;
- 280S25. Одна из самых дорогих модификаций. В кабине пристроен кондиционер, для регулирования внутреннего климата в салоне. Грузоподъемность агрегата – 16,5 тонны. Мощность двигателя достигает 362 лошадиные силы. В этой модификации Tatra T815 улучшена коробка передач. Благодаря нововведению, можно переключать скорость при выключенном автомобиле.
Кабина самосвала
Технология обладает уникальными преимуществами с точки зрения эксплуатации и метода управления. Относительно небольшие размеры автомобиля и кабины позволяют водителю следить за окружающей обстановкой не только спереди, но и с обеих сторон и даже сзади. Даже когда к Tatra 815 подцеплен прицеп, обзорность не затруднена. Другими положительными характеристиками кабины являются:
- Крупное по габаритам лобовое стекло, обеспечивающее оптимальный обзор;
- Присутствует встроенное пневматическое кресло водителя. При желании его можно без проблем подстроить под определенного человека;
- Все необходимые рычаги управления расположены в зоне доступности, то есть нет необходимости тянуться до какой-то определенной кнопки для запуска поворотника или включения света.
Все это крайне положительно сказывается на общем комфорте водителя. Это преимущество еще больше подчеркивается тем, что шум и вибрации в кабине сведены к минимуму. Водитель долгое время бодрствует за рулем. Последние версии оснащены современным кондиционером и мощным дизельным генератором.
Грузовики Tatra 815 отличаются безупречной эксплуатацией, качеством и эксплуатационными характеристиками. По этой причине использование этого автомобиля многие считают практичным и экономически оправданным. При тщательном соблюдении основных условий эксплуатации и планового качественного технического обслуживания автомобиль прослужит компании много лет, не теряя качества и важных эксплуатационных характеристик.
Особенностью этой машины является то, что она может быть оснащена различными вариантами кабин. Это может быть как базовая версия, так и специальная расширенная версия со специальным пространством за сиденьем водителя. Его можно использовать в качестве спального места. Можно приобрести Tatra 815 с удлиненной четырехдверной кабиной, что позволяет перевозить 6 человек одновременно. Производитель также выпускает специальную опущенную кабину, которая используется в моделях с кранами.
Самосвал Татра — преимущества модели
Тягач предназначен для эффективной транспортировки сыпучих и рассыпных продуктов, которые можно перевозить не только по обычному асфальту, но и в местах без дорожного покрытия. Все модели самосвалов отличаются превосходной проходимостью и готовы к выполнению любых транспортных задач в любых условиях. Что касается грузоподъемности, то она может быть немного ниже, но эффективность не имеет себе равных. И нет ни одного водителя, который бы не отметил высокий уровень комфорта, который может предложить стандартный самосвал.
В настоящее время промышленным и коммерческим компаниям известно более 10 различных версий Tatra 815. Все они различаются как по внешним признакам, так и по внутренним функциональным факторам. Каждая модель отличается уникальными динамическими характеристиками. По этой причине чешская компания пользуется большим спросом уже более 20 лет. По этой причине стоимость этих машин может сильно варьироваться, начиная от совершенно смешной суммы в 500 тысяч рублей до 5 миллионов рублей. Рассмотрев информацию в этой статье, становится понятно, какими замечательными качествами, свойствами и характеристиками обладает Tatra 815. Это самосвал с техническими характеристиками, которые невозможно сравнить ни с чем другим. Это делает грузовик не только экономичным в использовании, но и очень комфортным.
Что общего у Татры и «полуторки»?
Только не говорите мне, что «Татра» снаружи похожа на «Камаз 55111»! Так могут говорить только те, кто путает автомат с роботом, Fiat 124 с «копейкой», а педаль тормоза с акселератором, то есть те, кто вообще не интересуется автомобилями. Внешне эти два грузовика отличаются друг от друга еще больше, чем любой из других романов Додсовой — они разные, у них разное назначение, и поэтому их конструкция тоже разная. Начнем наш осмотр с передней части.
Первое, что вы заметите, это движение на передней оси. Собственно, моста здесь нет — подвеска независимая, а от картера отходят два двигателя, которые закрыты пылезащитными кожухами. Кроме того, есть несколько вещей, которые можно отнести к недостаткам этого грузовика. Достаточно одного неудачного столкновения с арматурой — и пылезащитная крышка снимается. Менять их — сомнительное удовольствие, но испортить ход — еще хуже. В передней подвеске есть некоторые детали, которых нет у других грузовиков — кривые.
Существуют различные мнения об их надежности. Одни говорят, что они легко ломаются, особенно когда грузовик загружен, другие считают, что их поломки связаны с плохой работой амортизаторов, так что они ломаются из-за повышенной вибрации. Кто-то говорит, что кривые почти вечны. Наверное, последнее не совсем верно, потому что ничто не вечно, но разрушить кручение можно. Мы продолжаем обходить чашу.
За кабиной находится механизм наклона. Это можно использовать для снятия запасного колеса за кабиной. Кабина интересна тем, что ее можно наклонить в любую из трех сторон. Эта функция идеально подходит для использования на строительных площадках или в местах, где вы не хотите просто выбросить содержимое кузова, а аккуратно поместить его в определенное место. Что помогает наклонить тело в любой ситуации, так это уникальная рама Tatra.
Чешский грузовик не имеет хребтовой рамы. Дизайнеры придумали уникальный каркас для позвоночника. В его основе лежит трансмиссионная труба большого диаметра, части которой жестко соединяют коробку передач, «раздаточную коробку» и картер основной коробки передач. Внутри трубы находится тонкий вал, а кардан соединяет только двигатель с коробкой передач, что, во-первых, позволяет легко менять сцепление, а во-вторых, значительно снижает вибрации в салоне.
Хребтовая рама обладает чрезвычайно высокой жесткостью на кручение, что позволяет производить разгрузку не только на ровной поверхности, но и в местах, где грузовик находится под углом. В этом случае равных нет. Глядя на все это, я вспомнил ходовую часть и трансмиссию старого доброго грузовика — там тоже кардан спрятан в толкателе и тоже используются повороты. Это не совсем то же самое, что Tatra, но есть много сходств.
Что касается подвески, то следует поговорить о заднем мосте. Он установлен на листовых рессорах, которые имеют автономную конструкцию в виде качающихся полуосей. Как отметил владелец Tatra, снятие и установка пружин производится быстро, но кузов не требует частого вмешательства. Теперь пришло время наклонить кабину и взглянуть на «сердце» грузовика.
Воздуха мне, воздуха!
Tatra всегда строила полноприводные грузовики с колесными формулами 4×4, 6×6 и 8×8. Они использовались в основном для бездорожья. Больше всего удивляет решение конструкторов использовать в этих грузовиках двигатели с воздушным охлаждением. Похоже, что по определению эти двигатели имеют меньший ресурс и легче перегреваются в сложных условиях. Но нет, с дизелями Tatra все в порядке.
Пробег этого грузовика не должен измеряться в километрах — это не магистральный грузовик, поэтому лучше знать количество рабочих часов. Но это уже невозможно, хотя с помощью некоторых расчетов мы можем достоверно определить, что двигатель нашего грузовика пробежал более миллиона километров. Конечно, были некоторые ремонтные работы, но, например, коленчатый вал не был заменен. Так что срок службы воздушного дизеля неплохой. Мы не можем дождаться, чтобы увидеть это!
Итак, из-под кабины открывается прекрасный вид на V10. Только слепая девушка не заметила бы турбину в передней части, которая отвечает за охлаждение двигателя. За блоком видна часть радиатора: Здесь происходит охлаждение моторного масла. Все головки блока раздельные — головку большого блока не нужно снимать для ремонта.
Кстати, ремонт этого двигателя проще, чем многих других. Во-первых, отсутствует система жидкостного охлаждения, а во-вторых, доступ к агрегатам настолько удобен, что даже тяжелые работы можно выполнять без снятия двигателя. Вот и все! Мы забыли цифры, и половина наших читателей заснула без них. Давайте исправим это. Дизельный двигатель TZ-929 имеет такой же диаметр и соотношение хода поршня, как и все остальные двигатели первых 815 Татр: 120×140 мм. Мощность составляет 283 л.с., а рабочий объем — 15,8 л. В дополнение к этому силовому агрегату могли использоваться TZ-928 V8 (12,7 л, 231 л.с.), TZ-930-30 V12 (19 л, 320 л.с.) и TZ-930-53 (19 л, 360 л.с.). В Советском Союзе души некоторых сторонников жидкостного охлаждения не принимали чешские дизельные двигатели, поэтому «Татры» оснащались стандартными ЯМЗ. Но давайте вернемся к нашему воздушному охладителю.
Если нет воды (или печного топлива), то нет и обычной системы отопления. И как-то нужно было, чтобы она была теплой, поэтому отдельно стоящая печь была очевидным решением. Это устройство также, похоже, внесло свой вклад в список причин, по которым некоторые водители Tatra не любят ее. Однако раз в год необходимо проводить техническое обслуживание нагревателя. Разберите его, очистите котел, проведите диагностику. Наши люди не любят без причины громить печку, поэтому хорошей традицией является ждать, пока она умрет, а потом проклинать производителей. И если вы все сделаете правильно, это действительно очень надежно.
Отопитель запускается из кабины, но обратите внимание на его расположение и жалюзи, которые хорошо видны в «носу» кабины при открытом капоте. Ребра расположены таким образом, чтобы горячий воздух мог быть направлен к двигателю. Это очень практичная функция, облегчающая запуск двигателя в холодную погоду. Поскольку в двигателе нет жидкости, нагревать нечего, кроме самого железа. Здесь на помощь приходит парковочный обогреватель. Включаем его, даем дизелю прогреться и заводим уже слегка теплым. Это довольно удобно, когда обогреватель хорош. Хватит теории, может быть, у вас руки чешутся повернуть руль.
Грузовой бизнес-класс
Давайте сначала попробуем сесть на место водителя. Когда я увидел узкие ступеньки за рулем, у меня возникли сомнения в легкости этого процесса. Но странно: забраться в кабину не сложнее, чем залезть на подоконник с табуретки. Я имею в виду, что вам нужен некоторый навык, но никаких сверхспособностей — есть такси и похуже. Сиденье пневматическое, мягкое и практически комфортное. Давайте посмотрим на приборную панель.
Приборные панели» советских грузовиков были просты: железная пластина с просверленными в ней отверстиями для соответствующих приборов. Дизайн там обычно был меньше, чем у телевизора Rainbow. Возможно, именно поэтому чешский грузовик выглядит внутри как пришелец из будущего. У него есть вертикальные и горизонтальные плоскости, но это не главное. Его «особенность» в том, что он мягкий! Да, вы можете потрогать его руками и получить определенное удовольствие. Но давайте посмотрим на приборы и органы управления — и здесь есть чему порадоваться.
Центральной частью приборной панели является спидометр. Он странно сочетается с механическими часами, что, надо признать, выглядит не очень хорошо. Но не в этом его очарование. Самое интересное в этих часах то, что их нужно заводить, как и любые другие часы, и для этого можно обойтись без тахометра. Еще менее заметен счетчик оборотов. Мы уже привыкли к тому, что это устройство занимает довольно почетное место ni