Самыми популярными моделями в истории завода были ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131, ЗИЛ-151 и ЗИЛ-156. Кроме того, завод имени Лихачева стал «донором» моделей для Кутаисского автозавода (построен в 1951 году) и завода КАМАЗ (построен в 1976 году). Известный классический КАМАЗ-5320 является разработкой конструкторского бюро ЗИЛ.
ЗИЛ-4331
Современная замена легендарному ЗИЛ-130, модель «4331» была разработана по специальному заказу и обладает широким спектром возможностей, но не лишена недостатков, которые есть у всех. Завод имени Лихачева представил эту версию как первый дизельный грузовик, выпущенный в России. Вся серия ЗИЛ.
- 1 История автомобиля
- 2 Назначение
- 3 Технические характеристики
- 3.1 Двигатель
- 3.2 Трансмиссия
- 3.3 Колесная формула
- 3.4 Грузоподъемность
- 3.5 Ходовая
- 6.1 Самая популярная модификация
История автомобиля
С 1962 года Московский завод имени Лихачева выпускал грузовик для народного хозяйства под маркой ЗИЛ-130. Грузовик был чрезвычайно популярен и практичен, но уступал в своем классе из-за высокого расхода топлива. В конце семидесятых годов завод начал разработку более экономичной модели с дизельным двигателем. В частности, в семидесятые годы конструкторы завода имени Лихачева получили заказ на разработку двух перспективных грузовиков с различной грузоподъемностью.
Модели должны были оснащаться дизельным двигателем. Первоначально грузовик был разработан специалистами ЗИЛа, но после того, как проект был оформлен документально, его перевезли в Набережные Челны. В 1986 году первый «ЗИЛ-4331» только сходил с конвейера. Эта модель должна была заменить ЗИЛ-130. Вскоре после начала проекта была представлена первая версия этой модели с двойной кабиной и шасси для специальных перевозок. Позже специалисты завода имени Лихачева разработали гоночный вариант грузовика, который напоминал прототип только внешне.
Назначение
Основной областью применения ЗИЛ-4331 были региональные перевозки на короткие расстояния. Грузовик получил награды за надежность, простоту обслуживания и ремонта, а также низкие эксплуатационные расходы. Его можно с уверенностью назвать рабочей машиной для различных отраслей промышленности, сельского, лесного и коммунального хозяйства. Машина чувствует себя как дома на липких почвах и крутых склонах. Грузовик отлично зарекомендовал себя не только в различных климатических зонах России, но и в субтропическом и тропическом климате. ЗИЛ-4331 одинаково надежен как на равнинной, так и на горной местности. Около 1,5 млн. автомобилей ЗИЛ-4331 эксплуатируются в России, странах ближнего и дальнего зарубежья.
Двигатель ЗИЛ-645 ЗИЛ-508.10 ЗИЛ-508.300 Количество цилиндров 8 8 8 Количество клапанов 16 16 16 Расположение цилиндров Продольно V-образно под углом 90о Продольно V-образно под углом 90о Продольно V-образно под углом 90о Объем 8,74 литра 6 литров 6 литров Мощность 185 л. с. 150 л. с. 135 л. с. Максимальная скорость оборотов 2 800 об./мин. 2 800 об./мин. 2 000 об./мин. Максимальный крутящий момент 510 Ньютон метров 402 Ньютон метров 377 Ньютон метров Габариты Длина 6 370 мм Ширина 2 500 мм Высота 2 655 мм Колесная база 4 500 мм Передняя колея 1 930 мм Задняя колея 1 850 мм Клиренс 330 мм Габаритные размеры колес 7.0-20 Тип колес 9.00R20; И-Н142Б-1 Весовые характеристики Масса грузовика 4 820 кг Максимальная грузоподъемность 6 тонн Вес в полном снаряжении и максимальной загрузке 11 700 кг Вес одного полностью укомплектованного колеса 93 кг Вес двигателя 720 кг Вес двигателя со всем оборудованием 960 кг Вес всей конструкции кабины 550 кг Максимальная нагрузка На передний мост 3 735 кг На задний мост 8 005 кг При использовании автопоезда на всю подвеску 23 000 кг Трансмиссия Тип Механика Количество ступеней КПП 5 Двигатель
ЗИЛ 4331 считается прародителем первой российской серии грузовиков с дизельным приводом. Расход топлива ЗИЛ 4331 составляет 18 л/100 км. На автопоезде расход топлива уже начинается от 25 литров на сто километров. Очень редко, но все же можно встретить бензиновый двигатель в грузовиках модели 4331. При эксплуатации автомобиля с бензиновым двигателем расход составляет 30-36 литров на 100 километров при скорости 90-95 км/ч и может меняться в зависимости от нагрузки.
Технические характеристики бензиновых двигателей самосвала ЗИЛ-4331
Нередко этот грузовик оснащается бензиновым двигателем. Существует две модификации бензинового двигателя для ЗИЛ-4331:
Двигатель ЗИЛ-508.10 был запущен в производство гораздо позже, чем двигатель 645.
Новый бензиновый агрегат имел более гибкие эксплуатационные характеристики. В первую очередь это выразилось в большом наклонном крене, который аппарат пережил без последствий.
Параметры производительности ЗИЛ-508.10 также впечатляют:
- тип мотора – V-образный, верхнеклапанный. Цилиндры располагаются друг по отношению к другу под углом 90 градусов;
- общее количество цилиндров – 8, количество клапанов – 16;
- общий рабочий объем камеры сгорания – 6 л;
- максимальная мощность при 3 200 об/мин – 150 л. с.;
- общая масса двигателя со всем дополнительным оборудованием – 640 кг.
С тех пор производство этой модели было прекращено.
Двигатель ЗИЛ-508.300 является наименее мощным из всех двигателей, устанавливаемых на грузовики этого типа. Он обладает следующими эксплуатационными характеристиками:
- рабочий объем камеры сгорания – 6 л;
- максимально возможная мощность при 3 200 об/мин – 135 л. с.;
- максимальный крутящий момент при 2 000 об/мин – 377 Н×м;
- общее количество цилиндров – 8 шт.;
- цилиндры расположены V-образно под углом 90 градусов по отношению друг к другу.
Расход топлива при эксплуатации автомобиля с бензиновым двигателем составляет примерно 30-36 литров на 100 км при скорости 90-95 км/ч и может меняться в зависимости от нагрузки.
При отсутствии нагрузки:
- при скорости 60 км/ч – 18 л;
- при скорости 80 км/ч – 23 л.
Однако когда ЗИЛ-4331 едет в составе автопоезда, расход топлива выглядит несколько иначе:
- при скорости 60 км/ч – 25 л;
- при скорости 80 км/ч – 32 л.
Максимальная скорость полностью загруженного грузовика составляет 90-95 км/ч.
ЗИЛ-4331 может быть оснащен двигателями и другими модификациями, но это встречается гораздо реже.
Габаритные и весовые характеристики ЗИЛ-4331
Грузовик относительно компактен, его прежние размеры позволяют использовать его в городских условиях — большинство дорожных конструкций не являются для него препятствием:
- общая длина от переднего до заднего бампера – 6 370 мм;
- ширина кузова от оси левого зеркала заднего вида до правого – 2 500 мм;
- высота от протектора до габаритных фонарей на крыше – 2 655 мм.
Колесная база также довольно короткая для автомобиля такой формы:
- расстояние между передними колесами – 1 930 мм;
- между задними – 1 850 мм.
Дорожный просвет достаточен даже для самых требовательных водителей и для движения по самой сложной местности: он составляет 330 мм. Ширина колеи составляет в среднем 1 930 мм.
Вес самого автомобиля составляет 4 820 кг (без жидкостей). Максимальная нагрузка, которую может нести ЗИЛ-4331, составляет 6 000 кг.
Из-за высокого расхода топлива и низкой грузоподъемности этот грузовик не может составить серьезную конкуренцию своим зарубежным конкурентам. Однако простота ремонта и низкая цена делают этот автомобиль очень популярным.
Общая масса ЗИЛа с полной полезной нагрузкой и топливными баками составляет около 11 700 кг. Такой вес могло бы выдержать большинство различных мостов и других подобных сооружений на дорогах.
Заправочные емкости ЗИЛ-4331
Количество топливных баков довольно велико, так как сам автомобиль имеет довольно большие размеры:
- объем топливного бака – 165 л;
- емкость системы охлаждения – 26,5 л;
- емкость системы смазки двигателя – 18 л;
- гидроусилителю для нормальной работы требуется не менее 3-х л масла;
- для системы смазки МКПП – 10,5 л;
- емкость картера основного трансмиссионного редуктора –10,5 л;
- заправочный объем амортизаторов – 0,47 л (в каждый);
- гидропривод включения сцепления – 0,5 л.
Грузоподъемность
Грузовик имеет металлическую платформу и открыт с трех сторон. Разгружать устройство можно сзади, а также с правой и левой сторон. Есть возможность установки тентовой конструкции.
- 4695//2328/577 мм;
- Укомплектованный вес — 4840 кг;
- Общий вес — 11 720 кг;
- Общая масса полезного груза – шесть тонн.
Ходовая
Автомобиль имеет две оси и может ездить по грунтовым и проселочным дорогам. Ведущая ось находится на задних колесах, а передняя ось — на руле. Каждое колесо оснащено несколькими амортизаторами. Четыре колеса оснащены барабанными тормозами.
Автомобиль может ехать с грузом под наклоном 25 градусов. ЗИЛ может эксплуатироваться в составе автопоезда, если его масса не превышает 23,5 тонны, в этом случае угол наклона уменьшается на семь градусов. Грузовик может одинаково хорошо использоваться как в городской, так и в сельской местности.
Пневматическая система обеспечивает плавное движение погрузчика. Уровень давления в пневматической системе должен быть не менее 4,6 кг/см. Это важное значение не должно превышать 7,6 кг/см.
Радиус составляет 20″, а давление на колеса одинаковое. Передняя подвеска имеет грузоподъемность до 4 тонн, а задняя — до 8 тонн.
Кабина и кузов
Цельнометаллическая кабина имеет множество преимуществ. Имеется бесконтактная система зажигания. Сиденье водителя регулируется. Кабина отапливается и имеет подвесное сиденье, на котором помещаются три человека. Есть ремни безопасности. Корпус имеет высокую прочность, а его отдельные части можно легко заменить.
Руководство по эксплуатации
Руководство пользователя состоит из нескольких разделов:
- Общие сведения об автомобиле.
- Инструкция, как запустить холодный мотор при помощи электрофакельного устройства.
- Основные правила, которые необходимо соблюдать при запуске и управлении транспортом.
- Основные неисправности силового агрегата и способы их устранения.
- Рекомендации по проведению ремонтных работ.
- Возможные поломки тормозной системы.
- Процесс сборки и установки топливного насоса высокого давления.
- Сборка и установка корректора по наддуву дизеля.
- Устройство основных узлов автомобиля.
- Регулировка сцепления и замена фильтров тонкой очистки.
- Периодичность проведения технического обслуживания.
- Правила хранения и транспортировки ЗИЛа.
Тюнинг
Тюнинг охватывает ряд мер по улучшению ходовых качеств и комфорта автомобиля.
Например, кабину водителя можно сделать более комфортной. Это требует установки звукоизоляции для снижения уровня шума в кабине во время работы. Вы можете установить регулируемое по высоте пневматическое сиденье для снижения утомляемости водителя.
Для более мягкой езды по неровной местности рекомендуется установить пневматическую подвеску или заменить амортизаторы. Благодаря этому водитель практически не ощущает неровностей дороги.
Отзывы владельцев и цены
Средняя стоимость различных модификаций:
Самосвал | Тягач | Бортовой | С манипулятором | Пожарная модель |
1 500 000 руб. | 1 350 000 руб. | 1 300 000 руб. | 1 800 000 руб. | 3 500 000 руб. |
Максим, 40 лет, Архангельск: «Я работал на сельскохозяйственном грузовике ЗИЛ около 3 лет. Автомобиль хороший и надежный. Единственным недостатком было высокое потребление дизельного топлива».
Сергей, 31 год, Магнитогорск: «Я купил подержанную модель за 700 000 рублей. Я сразу же заменил двигатель и несущую раму. Я рекомендую установить шумоизоляцию в кабине, чтобы сделать эксплуатацию более комфортной».
Роман, 52 года, Астрахань: «Я пользуюсь грузовиком уже почти 15 лет. За все это время я только один раз ремонтировал тормоза и менял проводку.
Григорий, 49 лет, Липецк: «Это мощный и надежный автомобиль, но с большим расходом топлива. Еще одним недостатком является тормозная система, которая часто не работает должным образом.
Габаритно-массовые характеристики ЗИЛ-4331
- Длина х Ширина х Высота: 6,37 х 2,422 х 2.81 метров;
- Стандартная колёсная база – 4,5 м;
- Дорожный просвет: 330 мм;
- Расстояние между передними колесами – 1,93 м; между задними – 1,85 м;
- Масса автомобиля «безо всего» – 4,82 тонны; снаряжённой машины – 5,3 тонны.
- Суммарная масса с полной загрузкой – 11,7 тонн.
- В качестве седельного тягача или в составе автопоезда дизельный ЗИЛ-4331 может тянуть груз до 25-ти тонн.
- На ЗИЛ-4331 установлен 170-литровый топливный бак;
- ёмкость для охлаждающей жидкости на 27 литров.
- Ёмкость системы смазки двигателя – 18 л; гидроусилителя – 3 л.; системы смазки МКПП – 10,5 литров.
Кабина нового грузовика гораздо просторнее, чем у предшественника, но особым комфортом и модернизацией похвастаться не может. В салоне три сиденья: отдельное — для водителя, и два — для пассажиров.
Кабина установлена на двух парах амортизаторов. Площадь окон кабины увеличилась по сравнению с ЗИЛ-130, обзорность также улучшилась, но все еще недостаточна из-за огромного капота впереди автомобиля. Отопление очень хорошее, а шумоизоляция — на «троечку».
Внутри кабины автомобиля ЗИЛ-43314Б.
Особенности эксплуатации, отзывы владельцев ЗИЛ-4331
Опытные водители говорят, что ЗИЛ-4331 имеет ряд очевидных преимуществ перед ЗИЛ-130. К ним относятся бесконтактная система зажигания, более удобное отдельное водительское сиденье (по сравнению с архаичным «диваном»), легкий доступ к двигателю и другим компонентам для ремонта. Удобство обслуживания такое же хорошее, как и у его предшественника.
Один из водителей, имевший отличный опыт работы с ЗИЛом, сказал: «Несмотря на фантастический угловатый вид, ЗИЛ-4331 почти полностью повторял ЗИЛ-130. Он был таким же круглым и знакомым. Я чувствовал, что по своей конструкции более простого автомобиля не существует. Это надежный и простой автомобиль. Простой, как велосипед».
Представитель транспортной компании, использующей 10 автомобилей ЗИЛ-4331 с 1993 года, не сомневается, что в то время это был надежный и экономичный автомобиль. Во время многих длительных поездок (до 3 тысяч километров!) не было ни одной поломки. При нагрузке около 6 тонн ЗИЛ-4331, безусловно, более эффективен в эксплуатации, чем КАМАЗ.
Рабочее пространство водителя, мягкость управления, точность рулевого управления, устойчивость при заносе — все это находится на очень хорошем уровне у ЗИЛ-4331. Качество сборки оставляет желать лучшего. Но в печально известные 90-е годы все пошатнулись, и КамАЗы тех лет тоже не могли похвастаться качественной конструкцией.
Есть также определенная тонкость. «Отечественные» заводские грузовики тех лет были узкими — обычно 2.38 или 2.4 не очень хорошо вмещали два поддона. Поэтому достаточно установить еще один грузовик на 12 стандартных европоддонов, чтобы сделать автомобиль конкурентоспособным в своем классе за совершенно небольшие деньги.
Стандартный дизель ЗИЛ-645 вызвал много критики. Многие критиковали его меньшую надежность и большую «прожорливость» по сравнению с ЯМЗ-236. По словам владельцев, ЗИЛ-645 приходилось «разворачивать до упора, чтобы завестись, со всеми вытекающими отсюда последствиями». Когда производство на заводе имени Лихачева замедлилось, вскоре возникли проблемы с запасными частями для этих двигателей. С другой стороны, в интернете можно найти множество восторженных отзывов «умельцев», которым удалось установить на шасси ЗИЛ-4331 ярославский дизельный двигатель ЯМЗ-236.
Цены на ЗИЛ-4331 на вторичном рынке
В Интернете на вторичном рынке нет недостатка в ЗИЛ-4331. Практически в каждом регионе России можно найти от 5 до 10 предложений о продаже подержанных грузовиков этой марки. Цены варьируются от 100 000 рублей за простой бортовой грузовик в довольно потрепанном состоянии до 600 000 рублей за ЗИЛ-4331 с вместительным фургоном и прицепом МАЗ «в придачу». Важно отметить, что на сайтах объявлений о продаже б/у запчастей для ЗИЛ-4331 имеется большое количество и разнообразие.