Габаритные размеры у всех модификаций схожи: их длина – 3660 мм, ширина – 1625 мм, а высота – 2370 мм. Изменение ширины колеи в тракторах Т-40 не предусмотрено.
Трактор Т-40 АМ
В Советском Союзе было широко развито тракторостроение. Выпускалось большое количество техники, перед которой ставились определенные задачи и условия. Популярностью славилась модель Т-40 АМ, которая производилась на Липецком тракторном заводе в период с 1961 по 1995 год. О нем и пойдет речь в статье.
Трактор Т 40 АМ имеет компактные размеры, благодаря чему с легкостью обрабатывает небольшие площади, и может маневрировать в саду или теплице. Он пашет легкие почвы и транспортирует груз. На него можно установить стогометатель, что упрощает работу крестьян во время сенокоса. В зимнее время данную модель используют для очищения дорог от снежных наметов. Перед тракторным заводом была поставлена задача создать универсальную машину средней мощности для выполнения ряда функций, а также пахать землю.
Устройство трактора простое, но, тем не менее, в нем есть следующие элементы электрооборудования:
Несмотря на то, что трактор Т 40 вышел в производство еще в советские времена, он пользуется популярностью и сейчас, благодаря своей выносливости и универсальности. У машины есть ряд преимуществ, среди которых следует выделить:
- трактор проходит на любом типе грунта и при любых условиях;
- на любой скорости он может легко маневрировать;
- используется для разных видов работ в аграрной промышленности;
- долговечный и надежный в использовании;
- запчасти для ремонта можно купить даже на рынке.
Но несмотря на множество плюсов, Т 40 имеет и минусы:
- воздушное охлаждение не справляется со своими функциями летом, в дни, когда температура поднимается выше 27 градусов, из-за чего мотор быстро греется;
- мотор практически невозможно запустить в морозные дни;
- в кабине нет кондиционера и подогрева, что создает дискомфорт для водителя.
Несмотря на указанные недостатки, трактор Т 40 не теряет свою популярность на территории всех стран постсоветского пространства. Его приобретают даже для собственного пользования индивидуальные землевладельцы из-за небольших габаритов и высокой выносливости.
Модификации
Современный рынок переполнен новыми, более мощными тракторами, легко выполняющими все сельскохозяйственные работы. Но им не уступает старенький Т 40, который имеет ряд модификаций. Машины, имеющие только задний ведущий мост:
Машины, обладающие полным приводным механизмом:
Все перечисленные модели имеют одинаковую конструкцию и технические характеристики.
Трактор имеет компактные габариты и подходит для работ на небольших участках
По заданию Государственного оборонного комитета, ставилась цель, создание сельскохозяйственного гусеничного пропашного трактора средней мощности. Для нужд завода в срочном порядке были отозваны с фронта технологи, инженеры, конструктора и рабочие необходимых специальностей.
Особенности и достоинства Т-40
К конструкционным особенностям и параметрам относят:
- наличие полурамы;
- переднемоторная компоновка;
- удачная схема трансмиссии;
- экономичность;
- надежность;
- ремонтопригодность
Особенности трактора позволили создать ряд востребованных модификаций:
- 40 АМ – полноприводный вариант;
- 41 АН – полноприводная версия, уменьшенная по высоте, а также с пониженным агропросветом для эксплуатации на земельных склонах;
- 50 А – одноковшовый погрузчик;
- 40 АП – полноприводный вариант для ЖКХ.
Технические параметры
Популярность и многофункциональность Т-40 получил благодаря следующим техническим характеристикам (приведенные параметры последней версии с дизелем Д 144):
- Класс тяги – 0,9.
- Привод – 4х2.
- Грузоподъемность – 0,85 тонны.
- Габариты:
- База – 2,15 м.
- Полная длина – 3,66 м.
- Ширина – 1,63 м.
- Высота – 2,37 м.
- Тип – дизельный, с неразделенной камерой сгорания.
- Охлаждение – воздушное.
- Количество цилиндров – 4.
- Объем – 4,2 л.
- Мощность – 50,55 л. с.
- Расход топлива – 185 г/кВт*ч.
- Вес – от 0,395 т.
- КПП – механическая,
- количество передних передач – 8,
- количество задних передач – 8.
- переднего хода – 26,70 (1,60) км в час.
- заднего хода – 5,30 (1,95) км в час.
- Передние колеса – 210-508 (8,3/8-20).
- Задние колеса – 300-965 (12,4/11-38).
- Наибольшее давление – 17,50 МПа.
- Производительность – 41,00 л/мин.
- Объем – 14,50 л.
- Вес – 2,37 т.
- Объем баков для горючего – 74,0 л.
- Агропросвет – 0,65 м.
- Радиус поворота – 3,45 м.
Указанные технические характеристики обеспечивают применение на сельхозработах, а также на других механизированных операциях.
Смазочная система: 1 — масляный фильтр (центрифуга); 2 — масляный радиатор; 3 — указатель температуры масла; 4 — указатель давления масла; 5 — шестерня привода топливного насоса; б — переключатель «знма — лето»; 7 — промежуточная шестерня газораспределения; 8 — масляный насос; 9 — редукционный клапан Остальные детали смазываются разбрызгиванием
Технические характеристики Т-40
- Мощность двигателя — Д-37, Д-144 37; 50 л.с.
- Конструктивная масса — 2.3–2.6 т.
- Диапазон скоростей — 1.6–27 км/ч.
- Количество передач вперед/назад — 7/7
- Трактор тягового класса — 0.9 т.с.
- Габариты д /ш /в — 3660/1620/2100 мм.
- Агротехнический просвет — 500 мм.
- Регулируемая колея — 1200–1800 мм.
Двигатель
«Сороковка» оснащалась двигателями Владимирского тракторного завода. Базовый Т-40 комплектовался силовой установкой Д-37, мощностью 37 л.с. На более позднюю модификацию Т-40М ставили дизель Д-144 мощностью в 50 л.с.
Оба этих двигателя – это четырехтактный, четырехцилиндровый дизель с воздушным охлаждением. В конструкции двигателя отсутствует блок-картер, а съемные цилиндры, имеющие рядное исполнение, снабжены радиаторными ребрами для лучшего отведения тепла.
Для лучшего охлаждения масла дополнительно устанавливался масляный радиатор, так как воздушного охлаждения в жаркую погоду было явно недостаточно. В зимнее время года радиатор рекомендовалось отключать от масляной системы, летом же возвращали все в исходное состояние. Контроль за температурой осуществлялся с помощью соответствующего датчика на панели приборов. Дизель имел в основном электростартерный пуск, реже устанавливался бензиновый пусковой двигатель ПД-8.
Несмотря на недостатки в системе охлаждения, силовые установки которыми агрегатировались Т-40 и его модификации, при правильной эксплуатации и своевременном техническом обслуживании, до сих пор считаются вполне надежными.
Коробка передач
Трактора Т-40 и его модификации оснащались четырехходовой, восьми скоростной (одна замедленная передача), механической коробкой передач.
Наличие реверса (возможность двигаться на всех передачах как вперед, так и назад) делало «Сороковку» более маневренной и увеличивало производительность.
Отличительной чертой коробки стало расположение валов, расположенных поперёк — это позволило значительно укоротить конструкцию и совместить ее в едином агрегате, с механизмами заднего моста. Такое решение позволило значительно уменьшить габариты трактора.
Передняя стенка трансмиссии соединяется с корпусом сцепления, а также имеет резьбовые соединения для установки некоторых элементов управления машиной.
На задней стенке коробки есть крепления для установки рычагов навески, а также установлен удлинитель ВОМ. По бокам крепятся тормозные рукава.
Рычаги и механизмы управления передачами, дифференциала и реверсом, расположены на крышке верхней части коробки.
Ходовая часть
Опорой трактору служат передний и задний мост. Передняя ось выполняет функцию опоры и служит для смены направления колес с помощью рулевого управления. Задние колеса преобразовывают крутящий момент передаваемый двигателем, в движение трактора.
На колеса могут устанавливаться дополнительные груза, для увеличения сцепной массы трактора если того требуют эксплуатационные условия. Давление, поддерживаемое в шинах должно составлять примерно 0,10–0,14 МПа, смотря какие работы вы будете выполнять и какое навесное оборудование использовать.
Кабина Т-40: обзор
Кабина одноместная, закрытая, из панелей, соединенных точечной сваркой. Каркас из труб обеспечивает безопасность при опрокидывании. Достаточно неплохой обзор позволяет качественно выполнять сельскохозяйственные работы. Лобовое стекло укомплектовано стеклоочистителем. Крыша сделана из фанеры и обшита коже заменителем. Справа установлен плафон светильника, спереди на брусе вентилятор, в левом углу сзади крепление для термоса.
Все основные органы управления находятся перед трактористом. Рычаги реверса, переключения передач и включения ВОМ расположены на полу кабины. Рукоятки управления гидравликой вы найдете справа от рулевой колонки.
Педали имеют классическое расположение. Тормоза раздельные, соединены специальной планкой. На панели слева датчики для контроля различных параметров: давление и температура масла, заряд аккумулятора, давление воздуха.
В целом все основные элементы управления расположены вполне удобно и доступно. Как говорится, все под рукой, а приборы контроля перед глазами.
Опыт полученный при создании и дальнейшей эксплуатации Т-40 послужил фундаментом для создания всей линейки колесных тракторов, сошедших с конвейера ЛТЗ в последующие годы.
Двигатель трактора Т-40
Базовые двигатели самоходной установки — дизельные агрегаты тракторного завода, расположенного в городе Владимир. Первые трактора укомплектовывались установкой Д-37 (38л.с.), поздние модели выходили с двигателем Д-144 (50л.с). Запускались моторы электрическим пускателем, или пусковым механизмом на бензине (ПД-8).
Обе установки 4-х цилиндровые, выполняют четыре такта, охлаждаются воздухом. Характерная особенность моторов — съёмные цилиндры, расположенные в ряд со специальными рёбрами для теплоотдачи. Так же предусмотрена ручная регулировка клапанов, которая проводится каждые 480 отработанных трактором часов. В процессе регулировки, контролируется наличие достаточного количества смазки и уплотнение деталей, относящихся к расредвалу.
Показатели силовой установки трактора Т-40, Д(37/144):
- Тип установки – дизельный двигатель внутреннего сгорания;
- Количество тактов двигателя – 4;
- Количество камер двигателя, шт. – 4;
- Смесеобразование двигателя – непосредственный впрыск рабочей смеси;
- Охлаждение двигателя – воздушное;
- Мощность двигателя, кВт/л.с. – (27,2/37)/(36,8/50);
- Обороты коленчатого вала двигателя, мин-1 – 1500/1800;
- Работа камер двигателя, порядок – 1-3-4-2;
- Объём установки, литров – 4,15;
- Камеры двигателя, расположение – в ряд;
- Поперечник камеры двигателя, миллиметров – 105;
- Расстояние от нижней мёртвой точки до верхней мёртвой точки, миллиметров – 120;
- Масса двигателя (зависит от комплектации), кг. – 375-390;
- Удельный расход двигателем дизеля, г/кВ*ч – 239/241;
- Устройство пуска – одноцилиндровый карбюраторный двигатель на два такта ПД-8 (7л.с.).
Для охлаждения смазки, в двигателях тракторов применяют вспомогательные радиаторы. В зимнее время устройство отключается, летом включается снова. Если радиатор не справляется, подключается дополнительный преобразователь. Информация о температуре смазки отражается на панели приборов в кабине.
Коробка передач трактора Т-40
Коробка, устанавливаемая на трактор т 40, имеет следующие характеристики: восьми скоростная, четырёх ходовая с механическим переключением и замедленной передачей. Улучшает характеристики трактора наличие обратного хода. Благодаря таким показателям, машина с лёгкостью справляется с поставленными задачами.
Коробка передач трактор Т-40:
Особенность механизма переключение скоростей, конструктивно иное расположение валов коробки, детали размещаются поперечно. Такое решение позволило сделать коробку короче и легче, а так же поместить в один корпус с деталями и механизмами заднего моста.
Отдельные механизмы и элементы управления тихоходной установки крепятся к передней перегородке коробки. Этому помогает резьбовое соединение на изделии. Сама перегородка коробки крепится к корпусу сцепления, по этой причине перед настройкой плуга выжимается сцепление.
Задняя часть коробки с крепежом, за счёт которого происходит монтаж механизмов управляющих оборудованием обвеса. Здесь же крепится удлинитель вала, отбирающего мощность. С краю расположены тормозные патрубки. Если скорость не выключается, выжимается сцепление и передача переводится на низшую ступень.
В заключение, можно сказать, Т-40 несмотря ни на что, еще в далеком 61-м занял лидирующую позицию в своем тяговом классе, и вплоть до прекращения выпуска в 1995 году, вполне достойно выполнял возложенные на него обязанности. И до сих пор эти трактора работают на наших полях, составляя достойную конкуренцию современным моделям.
Обзор работы фрезы с трактором Т-40
Обзор пахоты трактором Т-40
Обзор оранки трактором Т-40
Обзор работы роторной косилки с трактором Т-40 АМ
Отзывы владельцев
Вот что говорят на тематических форумах владельцы тракторов Т-40.
«Что можно сказать о Т-40 АМ? Старый советский трудяга. Проходимость по любому грунту хорошая, управление простое при любой скорости, простота подсоединения навесного оборудования, надежность и долговечность комплектующих. Однако есть и минус: система охлаждения мотора ни куда не годиться, мотор постоянно греется.»