Примечания: При составлении графика работ по техническому обслуживанию пожарных машин внеслужебные и дежурные периоды должны быть равномерно распределены между водителями. Водители, нанятые для внеслужебной работы по техническому обслуживанию, не получают дополнительной оплаты и им назначаются дополнительные дни отдыха.
Виды ТО пожарных автомобилей
Пожарные автомобили
Просмотров 18.4k. Опубликовано 4 ноября 2019 г. Обновлено 4 ноября 2019 г.
Функциональность оборудования, задействованного в пожаротушении, является одной из составляющих успеха всей операции. По этой причине приказом МЧС РФ № 555 от 18.09.2019 г. была принята «Инструкция по организации материально-технического обеспечения системы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий». Он регламентирует порядок, условия и виды технического обслуживания пожарных автомобилей.
Регулярное техническое обслуживание является необходимым элементом для эксплуатации всех типов пожарных автомобилей. Она обеспечивает:
- постоянную боеготовность техники;
- безопасность эксплуатации автомобилей;
- обнаружение изношенных деталей;
- продление межремонтных промежутков;
- сокращение расхода горючего.
Техническое обслуживание проводится в местах постоянной дислокации транспортных средств. В случае развертывания он обслуживается мобильными подразделениями или внешними организациями, уполномоченными на проведение технического обслуживания.
- Виды техобслуживания
- Первое ТО
- Второе ТО
- Сезонное
- Ежедневное
- ТО на пожаре и АСР
- ТО в зависимости от вида ПА
- Меры безопасности при проведении техобслуживания
- Виды ремонта
Виды техобслуживания
Техническое обслуживание оборудования, используемого при ликвидации пожаров и стихийных бедствий, зависит от частоты развертывания и типа оборудования. Это ряд профилактических мероприятий по техническому обслуживанию. Они выполняются в соответствии с графиком. Количество интервалов технического обслуживания зависит от условий, в которых эксплуатируется пожарный автомобиль.
Задачи по техническому обслуживанию разделены на категории:
- моечные;
- смотровые, или диагностические;
- крепежные;
- пускорегулировочные;
- топливно-заправочные;
- смазочные;
- шинные.
Первое ТО
График технического обслуживания-1 составляется начальником технической службы пожарной части и согласовывается с начальником гарнизона. Периодичность технического обслуживания 1 для основных пожарных автомобилей составляет не менее одного раза в месяц или каждые 1 500 пройденных километров. Специальные автомобили обычно проверяются раз в месяц или каждые 1 000 километров пробега. Важно учитывать общий пробег, т.е. расстояние, пройденное по полю, и работу двигателя при включенном насосе.
Для первого обслуживания важно соблюдать порядок действий:
- Обслуживание автомобиля в месте постоянной дислокации на специальном техпосту. На этом этапе машину полностью промывают, смазывают все вращающиеся и перемещающиеся детали, подтягивают крепежи.
- Диагностика, включающая в себя оценку работы осветительных приборов, наноса и всех коммуникаций.
- После проверки боевую техническую единицу заправляют топливом и огнетушащими средствами, а также проводят окончательную регулировку деталей.
Все работы по техническому обслуживанию 1 будут выполняться экипажем автомобиля в нерабочее время. Руководитель назначается старшим водителем. Весь объем первого технического обслуживания выполняется за 2 дня.
Если в ходе диагностики обнаруживаются неисправности, выполняется текущий ремонт: Сварочные работы, замена дисков сцепления, органов управления и приводного механизма. Каждый тип закреплен за ответственным лицом, которое фиксирует выполняемые действия в специальном журнале.
Второе ТО
Она проводится раз в год или после 7000 км пробега. Для специальных автомобилей эта цифра снижается до 5000 км. Эта услуга также выполняется экипажем, но не на месте, а в пиротехническом центре.
Услуга второго технического обслуживания является полной копией первого, но с более тщательной диагностикой состояния машины. На этом этапе проводятся проверки:
- раму, кабину, кузов;
- мотор;
- сцепление;
- трансмиссию;
- карданный вал;
- рулевое управление;
- передний и задний мосты;
- аккумулятор;
- тормозную систему;
- осветительный комплекс;
- водяной резервуар и емкость для средств пожаротушения;
- насос;
- систему подогрева резервуара;
- место для пожарного расчета.
2 дня для основных ПА, 3 дня для специальных автомобилей и 5 дней для автомобилей типа ACL и ACPK. Пятидневная проверка также предусмотрена для машин, которые эксплуатируются более 10 лет.
Меры безопасности при проведении техобслуживания
Независимо от вида технического обслуживания и ремонта пожарных автомобилей, необходимо соблюдать правила техники безопасности.
- Все операции с машинами проводят на постах и в помещениях, оборудованных естественной и принудительной вентиляцией.
- Работы проводят на смотровых ямах, ширина которых соответствует колее автомобиля. Чтобы избежать сползания и опрокидывания машины в канаву, вдоль движения по ней устанавливают железобетонные или металлические реборды.
- Ямы, не задействованные при обслуживании и ремонте, во избежание падения в них людей накрывают металлическими щитками.
- В помещениях обязательно должны быть газоотводы от выхлопных труб. Они всегда подключаются к выхлопной системе ПА, поступившего на осмотр, и саморазмыкаются с началом движения машины.
- Запрещено выполнять диагностику трансмиссии при работающем двигателе.
- Нельзя выполнять работы с ПА, подвешенным только на подъемных механизмах без дополнительной фиксации.
- Не допускается промывать детали легковоспламеняющимися жидкостями.
Эксплуатация пожарных машин
Эксплуатационная организация — это перечень операций, которые выполняются с автомобилем. Существует четкая последовательность действий, которые необходимо выполнить:
- после регистрации автомобиля в автоинспекции его ставят на боевое дежурство;
- внутри гаража машину ставят на свой учет;
- здесь же все время контролируют, какие работы автомобиль проводит;
- техническое обслуживание;
- ремонт;
- перевод техника на зимнее или летнее обслуживание;
- диагностика технического состояния.
Техническое обслуживание
Техническое обслуживание пожарных машин — дело серьезное. Причина в том, что эффективная работа двигателя зависит от технического обслуживания. Однако, как и у всех машин, детали, компоненты и узлы со временем изнашиваются. Это естественный и логичный процесс. Износ компонентов приводит к ухудшению качественного состояния самой машины. Поэтому велика вероятность его поломки в самый неподходящий момент. Это повлияет на оперативный статус пожарной бригады.
Существует пять показателей, определяющих техническое состояние аппарата. К ним относятся:
- долговечная эксплуатация;
- надежность техники;
- скорость перемещения должна быть максимальной;
- максимальная должна быть и производительность или мощность;
- экономическая сторона дела не должна быть забыта.
Очевидно, что эти характеристики уменьшаются со временем. Однако, чтобы увеличить их отдачу с течением времени, их следует регулярно обслуживать и ремонтировать по мере необходимости для выявления неисправностей или отказов. По этой причине производители указывают периодичность для пожарных автомобилей.
Что необходимо делать при техническом обслуживании:
- постоянную готовность выполнять боевую задачу;
- в течение установленного производителем срока обеспечивать надежную службу;
- передвигаться с высокой степенью безопасности;
- находить и устранять причины, которые могут создать условия возникновения отказов в работе;
- не превышать установленный паспортом расход горючего, а также других расходных материалов;
- уменьшить негативное воздействие самого пожарного автомобиля на природу.
Первое техническое обслуживание включает в себя мойку автомобиля, смазку вращающихся и движущихся частей, подтягивание соединений и диагностику. Вторая область — это заправка и пожаротушение, приведение деталей и узлов в соответствие со стандартами, а также ремонтные работы. Эти три операции выполняются только после диагностики. И если подтвердится, что эти процедуры необходимы.
Техническое обслуживание — это система профилактического обслуживания. Другими словами: Никто не позволит вскрывать и обслуживать автомобиль без причины. Поэтому каждый год для этого мероприятия составляется график. И время строго соблюдается.
Суть ГЧП заключается в следующем:
- проводить испытания и обслуживание через установленный производителем пробег, или через определенное время эксплуатации;
- есть два вида (соответственно и периодичность) ТО пожарных автомобилей: ТО-1 и ТО-2, при производстве которых применяется перечень собственных работ;
- оба вида ТО проводят в разных подразделениях.
Можно сделать вывод, что техническое обслуживание проводится строго в соответствии с графиком, а ремонт осуществляется по мере необходимости.
Как планируется техническое обслуживание
Существует два вида технического обслуживания пожарных автомобилей: ТО-1 и ТО-2. График или годовой план ТО-1 составляется начальником технической службы пожарной части. Этот документ должен быть согласован с пожарной командой того же подразделения. План должен быть утвержден начальником гарнизона.
Первое техническое обслуживание (ТО-1)
Следует помнить, что на службе пожарных бригад находятся обычные автомобили и специальные автомобили. Таким образом, интервалы технического обслуживания основных пожарных автомобилей составляют не реже одного раза в месяц или когда расстояние составляет 1500 км. Для специального использования 1 раз в месяц или после 1000 км пробега.
Но как можно учесть пробег, ведь в момент включения насоса автомобиль работает и находится в рабочем состоянии. Последний приводится в действие двигателем. Поэтому при подсчете общего пробега учитывается также время работы насоса. Отсюда формула для расчета общего пробега:
So=Spr + Sn, где Spr — пробег, измеренный на спидометре, Sn — пробег, соответствующий времени работы насоса, измеряемый в часах.
Процедура первоначального обслуживания выглядит следующим образом:
- пожарный автомобиль выводят из боевого дежурства максимум два дня;
- проводят обслуживание на посту, к которому машина закреплена;
- само техническое обслуживание производит экипаж в свободное и рабочее время, руководитель – старший водитель;
- за основу ТО берется инструкция обслуживания пожарных машин.
Планирование техобслуживания
Периодичность технического обслуживания пожарных автомобилей зависит от времени эксплуатации или пробега.
Для каждого сервиса составляется список предписанного технического обслуживания для каждого автомобиля.
В пожарной охране составляется годовой график, который утверждается уполномоченными службами и направляется в эти службы не позднее 15 декабря года, предшествующего отчетному.
Обязательно учитывается номерное обслуживание, расположение пожарной части и равномерность вывода машин из боевого отделения.
Разновидности ТО
Существуют различные виды и периодичность технического обслуживания пожарных автомобилей в зависимости от объема выполняемых работ и времени, необходимого для этого.
Ежедневное
Ответственность за это лежит на водителе. При необходимости ему могут помогать члены экипажа под руководством руководителя группы.
Основной целью ежедневного технического обслуживания является обеспечение эксплуатационной готовности пожарного автомобиля.
В ходе проверки выполняются следующие действия:
- Запускается двигатель автомобиля, контролируется корректная работа мотора, бензонасоса и других агрегатов.
- Проверяется уровень топлива, масла, воды, огнетушащих составов. В случае необходимости пополняются запасы.
- При обнаружении незначительных отклонений в работе агрегатов допускается ремонт на месте.
Номерные
Первое техническое обслуживание пожарных автомобилей отмечается отдельно.
Весь автопарк делится на базовые и специализированные автомобили. Частота технического обслуживания для них различна. Правило для базовых автомобилей — один раз в 30 дней или раньше, если автомобиль проехал 1 500 км. Специальные автомобили проверяются ежемесячно или по достижении 1 000 километров пробега.
Пробег пожарных автомобилей учитывается для работы двигателей во время пожара, так как они должны работать во время тушения пожара и от них работает насос.
Для расчета этого пробега складывается время работы двигателя с насосом (минут) и без насоса (минут) и результат умножается на 40. Полученное значение делится на 60 и добавляется показание спидометра. Единицами измерения являются километры + моточасы.
Процедура проверки включает в себя:
- вывод машины с боевого дежурства;
- проведение обслуживания на закрепленном посту водителем и экипажем в свободное от выездов время, в соответствии с инструкцией по техническому обслуживанию, ремонта пожарных автомобилей.
Вторая операция проводится раз в год. Разовая операция проводится один раз в год; ее можно проводить чаще, если пробег основного автомобиля составляет 7 тыс. км, в частности — 5 тыс. км.
Эта процедура выполняется пожарной станцией, к которой подключен автомобиль.
Сезонное
В случае изменения погоды издается приказ начальника управления по региону о введении летней или зимней эксплуатации оборудования.
Сезонное обслуживание обычно сочетается с номерным и состоит из специальных дополнительных мероприятий. Это происходит при подготовке к холодной погоде:
- проверка работы устройств обогрева кабины, утепление;
- замена жидкости в системе охлаждения двигателя на незамерзающий состав;
- удаление конденсата из трубопроводов, пневматических механизмов, пусковых и воздушных устройств.
Когда издается приказ о подготовке к лету, проблемы решаются:
- демонтажу утепления;
- обновлению внешнего вида техники (покраска, контроль четкости нанесения специальных знаков).
На пожаре
Целью и основной задачей этой деятельности является контроль за нормальной работой оборудования. Во время пожаротушения главная задача — обеспечить работу двигателя и насосного оборудования.
Упражнение проверяет навыки водителя в обращении с вооружением машины. А в документах Министерства по ликвидации последствий стихийных бедствий не указаны установленные сроки технического обслуживания и ремонта пожарного и спасательного оборудования. Оценивается способность поддерживать оборудование в критическом состоянии и методы, используемые для выполнения поставленной задачи.
ТО базы пожарной машины
Транспортные средства, которые временно не развернуты в подразделении, также должны обслуживаться для обеспечения их полной работоспособности в качестве замены или поддержки подразделения.
Виды технического обслуживания пожарных автомобилей, находящихся в резерве на базе:
- ежемесячное;
- полугодовое;
- ежегодное;
- регламентное.
Условия хранения оборудования указаны в технической документации производителя. Очистка от пыли и грязи рабочих органов, проверка целостности лакокрасочного покрытия, смазка уплотнений.
ТО базы пожарной машины
Транспортные средства, которые временно не развернуты в подразделении, также должны обслуживаться для обеспечения их полной работоспособности в качестве замены или поддержки подразделения.
Виды технического обслуживания пожарных автомобилей, находящихся в резерве на базе:
- ежемесячное;
- полугодовое;
- ежегодное;
- регламентное.
Условия хранения оборудования указаны в технической документации производителя. Очистка от пыли и грязи рабочих органов, проверка целостности лакокрасочного покрытия, смазка уплотнений.
Ремонт пожарных машин
Сезонное обслуживание (СО)
Этот вид обслуживания считается техническим обслуживанием. Чаще всего его называют техническим обслуживанием № 1. Поэтому во многих случаях первое техническое обслуживание согласовывается с графиком первого технического обслуживания. Сезонное обслуживание пожарных машин проводится два раза в год (осенью и весной). Основная цель — подготовить оборудование к жаркой или холодной погоде. В северных регионах СС — это отдельный вид технического обслуживания пожарных машин.
Замена шин — сезонное обслуживание
Обслуживание центробежного насоса
Правильное функционирование этого оборудования является наиболее важной частью пожаротушения, поэтому ему уделяется особое внимание.
Для обеспечения бесперебойной работы необходимо:
- регулярно производить смазку вращающихся узлов агрегата;
- менять масло в редукторе по мере отработки и во время сезонных ТО;
- проверять вакуумную систему и разрежение в насосе на посту диагностики;
- следить за состоянием лакокрасочных покрытий деталей, восстанавливать их в случае повреждения.
При выполнении работ необходимо строго следовать инструкциям производителя.