На блоке установлена 16-клапанная чугунная головка. Впускные клапаны имеют диаметр 36 мм, а выпускные 34 мм. Распредвал по-прежнему установлен в блоке и вращается с помощью двух шестеренок. Регулировать клапаны нужно каждые 30 тыс. км, если это необходимо.Зазоры клапанов: впускные 0.3-0.4 мм, выпускные 0.4-0.5 мм.
ЯМЗ-536: Технические характеристики
Дизельные двигатели «ЯMЗ-5З6» относятся к одному из наиболее современных семейств Ярославского моторного завода – 53О-му. Это базовая шестицилиндровая модель данного семейства, четырёхтактный турбированный дизель с рядным расположением цилиндров и жидкостной системой охлаждения. Потребителями данных двигателей стали грузовые автомобили «Урал Некст» и «МА3», автобусы «ЛиА3», автогрейдеры «ДЗ-98В», семейство речных катеров серии «КС», трактора «Кировец К-7О8.4», ж/д тяговые модули «МТГ-2» 0А0 «ПМРЗ «Ремпутьмаш», специальные полицейские и армейские машины «СПМ-1…-2…-3» («Тигр»).
Мощностной диапазон различных модификаций «ЯMЗ-5З6» находится в пределах от 240 до З12 лошадиных сил; рабочий объём каждого из вариантов составляет 6,65 литров.
Об истории модели
Дизельные двигатели семейства «ЯMЗ-5З0» стали итогом сотрудничества Ярославского моторного завода с австрийскими специалистами. В результате которого в начале 2ООО-х годов были разработаны и созданы четырёх- («ЯМЗ-5З4») и шестицилиндровые («ЯМЗ-5З6») дизели, не уступающие современным зарубежным аналогам по показателям экономичности, шумности, экологичности. А также – их варианты, работающие на сжиженном газе.
К 2ОО9 году была выпущена опытная партия двигателей 5З0-го семейства для произведения стендовых и дорожных испытаний, завершалось строительство нового «завода в заводе» для выпуска именно этих современных двигателей. Открытие данного завода состоялось в конце 2О11 года, а с 2О12 года моторами «ЯMЗ-5З6» начали комплектовать новые автомобили и автобусы. Проектная мощность нового завода по производству двигателей «ЯMЗ-5З6» составляет 5О тысяч моторов в год.
Электрический стартер, номинальное напряжение 24В, номинальная мощность 4кВт, при использовании аккумуляторной батареи общей ёмкостью не менее 110 А·ч
Технические характеристики
Конечно, с переводом на новые нормы, новое поколение силовых агрегатов не стало менее мощным или надежным. Наоборот, технические характеристики повысились, а ресурса прибавилось. Итак, рассмотрим, какие особенности имеет двигатель ЯМЗ 536:
Наименование | Характеристика |
(бывший завод ЯМЗ) | |
Тип мотора | Дизель |
Конфигурация | 6-цилиндровый рядник |
Количество цилиндров | 6 |
Количество клапанов | 24 |
Объем | 6,7 литра (6650 см. куб) |
Мощность | От 176,5 до 312 л.с. |
Диаметр поршня | 105 мм |
Охлаждение | Жидкостное |
Эконормы | Евро-4, Евро-5 |
Ресурс, км | 800 тыс. — 1,2 млн. |
Порядок работы цилиндров | 1-5-3-6-2-4 |
Как видно, новый двигатель ЯМЗ 536 получил улучшенный образ и новые характеристики. Снижение объема двигателя повлекло за собой понижение мощности, но этот фактор особо не чувствуется. Также, что весьма приятно для автолюбителей, значительно снизился расход горючего.
Стоит отметить, что двигатель ЯМЗ-536 в 2010 году получил награду от института Адама Смита, как технологический прорыв.
Технические характеристики двигателя ЯМЗ 536 и его модификаций
Модель, комплектация | ЯМЗ-536 (базовая) | ЯМЗ-536-10 | ЯМЗ-536-30 | ЯМЗ-536-40 | ЯМЗ-5361 |
Число и расположение цилиндров | L6 (рядное) | ||||
Диаметр цилиндра, мм | 105 | ||||
Ход поршня, мм | 128 | ||||
Рабочий объем цилиндров, л | 6,65 | ||||
Мощность, кВт (л.с.) | 229 (312) | 198,5 (270) | |||
Частота вращения, об/мин | 2300 | ||||
Максимальный крутящий момент, Н·м (кгс·м) | 1226 (125) | 1166 (119) | |||
Частота при максимальном крутящем моменте, об/мин | 1300–1600 | ||||
Минимальный удельный расход топлива, г/кВт·ч (г/л.с.·ч) | 194,5 (143) | ||||
Масса, кг | 640 | 635 | 640 | ||
Ресурс, тыс. км | 1000 | ||||
Применяемость | Грузовые автомобили, шасси, самосвалы, тягачи МАЗ (семейство В5) 4×2, 4×4, 6×2, 6×4, 6×6, 8×4 массой до 36 т, автопоезда до 44 т, в т.ч. МАЗ-6501В5 | Автомобили «Урал» 6×4 массой до 38 т, автопоезда до 44 т; в т.ч. «Урал-63705» | Автомобили КрАЗ массой до 30 т, в т.ч. КрАЗ-Н12.0 | Сочлененные городские автобусы массой до 28 т ЛиАЗ-6512, -6213; пригородные автобусы массой до 16 т ЛиАЗ-5256 | Грузовые автомобили, шасси, самосвалы, тягачи МАЗ (семейство В5) 4×2, 4×4, 6×2, 6×4, 6×6 массой до 30 т, автопоезда до 36 т |
Модель, комплектация | ЯМЗ-5362 | ЯМЗ-5362-10 | ЯМЗ-5363 | ЯМЗ-5364 | ЯМЗ-5364-10 |
Число и расположение цилиндров | L6 (рядное) | ||||
Диаметр цилиндра, мм | 105 | ||||
Ход поршня, мм | 128 | ||||
Рабочий объем цилиндров, л | 6,65 | ||||
Мощность, кВт (л.с.) | 176,5 (240) | 210 (285) | |||
Частота вращения, об/мин | 2300 | ||||
Максимальный крутящий момент, Н·м (кгс·м) | 900 (92) | 1049 (107) | 1130 (115) | ||
Частота при максимальном крутящем моменте, об/мин | 1300–1600 | ||||
Минимальный удельный расход топлива, г/кВт·ч (г/л.с.·ч) | 193 (142) | 194,5 (143) | |||
Масса, кг | 630 | 640 | |||
Ресурс, тыс. км | 900 | 1000 | 800 | 1000 | |
Применяемость | Городские и пригородные автобусы массой до 18 т ЛиАЗ-5256, ЛиАЗ-5296; ЛиАЗ-5293 | Грузовые автомобили «Урал» 4×4, 6×6 массой до 26 т, автопоезда до 32 т | Грузовые автомобили, шасси, самосвалы, лесовозные тягачи МАЗ (семейство В5) 4×2, 4×4, 6×2, 6×4, 6×6 массой до 26 т, автопоезда до 32 т | Автобусы ЛиАЗ | Грузовые автомобили «Урал» 6×6 массой до 30 т, автопоезда до 36 т |
Модель, комплектация(Правила №96-02) | ЯМЗ-53602-10 | ЯМЗ-53622-10 | ЯМЗ-53642-10 |
Число и расположение цилиндров | L6 (рядное) | ||
Диаметр цилиндра, мм | 105 | ||
Ход поршня, мм | 128 | ||
Рабочий объем цилиндров, л | 6,65 | ||
Мощность, кВт (л.с.) | 229 (312) | 176,5 (240) | 210 (285) |
Частота вращения, об/мин | 2300 | ||
Максимальный крутящий момент, Н·м (кгс·м) | 1226 (125) | 900 (92) | 1130 (115) |
Частота при максимальном крутящем моменте, об/мин | 1300-1600 | ||
Минимальный удельный расход топлива, г/кВт·ч (г/л.с.·ч) | 190 (140) | ||
Масса, кг | 620 | ||
Ресурс, тыс. км | 600 | ||
Применяемость | Автомобили «Урал» повышенной проходимости 4×4, 6×6 массой до 38 т, автопоезда до 44 т, в т.ч. Урал-32552; 6×6 Урал-4320-78, Урал-44202-70, Урал-55571 | Автомобили «Урал» повышенной проходимости 4×4, 6×6 массой до 26 т, автопоезда до 32 т | Автомобили «Урал» повышенной проходимости 6×6 массой до 30 т, автопоезда до 36 т |
Поршни цельнолитые, выполнены 3 проточки под кольца. Для установки верхнего кольца предусмотрена чугунная жаропрочная вставка. Для охлаждения поршня в головке предусмотрена система циркуляции масла.
Устройство двигателя ЯМЗ 536
Благодаря представленным схемам, имеется возможность ознакомиться с устройствомдизельного мотора ЯМЗ-536:
- Люк визуального контроля положения коленвала.
- 3.5.8. Датчики.
- 9. Управление EGR.
- Вентиляция картера.
- Корпус турбокомпрессора.
- Масляный фильтр.
- Управление тормозом.
- Стартер.
- Заливная горловина.
- Датчик.
- Вентилятор.
- Топливный фильтр тонкой очистки.
- Датчик топлива.
- Табличка с серийным номером двигателя.
- Диск гасителя колебаний.
- Корпус генератора.
- Воздушный компрессор.
- Предпусковое реле.
- Комплект трубок высокого давления.
- Топливная рампа.
- ЭБУ. .
- Датчик распредвала.
- Компрессор тормозов.
- Насос НГУР (гидравлического усилителя колонки рулевого управления).
- Картер двигателя.
- Топливные фильтры.
Основные достоинства ЯМЗ 536
В результате эксплуатации машин, оснащенных силовыми агрегатами данной категории, было получено большое количество положительных отзывов от водителей и автовладельцев. Пользователями было отмечено большое количество преимуществ:
- здесь можно использовать расходники отечественного производства;
- двигатель ремонтопригоден, неисправности устраняются путем замены поломанных деталей и узлов новыми экземплярами;
- обладает высоким качеством исполнения и отличными характеристиками;
- удобно производить техобслуживание;
- отмечена плавность работы мотора, без дополнительных шумов;
- повышенная надежность;
- учтены требования безопасности;
- сравнительно невысокая стоимость по отношению к импортным аналогам;
- возможность использования в транспортных средствах, судах, на различных предприятиях.Особенности обслуживания системы смазки ЯМЗ 236
Эксплуатационный ресурс любого механизма зависит от того, насколько своевременно и тщательно будет проводиться смазка рабочих узлов и деталей. Большое значение также имеет выбор смазочной жидкости, ее марка и технические характеристики.
При проведении технического обслуживания двигателя семейства ЯМЗ 536, необходимо следовать рекомендациям опытных автовладельцев по проверке уровня и замене моторного маслав системе. Одновременно с рабочей жидкостью проводится замена фильтрующих элементов.
Объем масла в двигателе ЯМЗ 536 равен 32 литра. Рекомендованные марки смазочных материалов для двигателей линейки ЯМЗ 536:
- Shell Rimula Super 10W-40 (основная марка).
- Mobil Delvac MX Extra 10W-40 (дублирующая марка).
- Лукойл Авангард Ультра 15W-40, 10W-40 (дубл.).
- ТНК Revolux D3 10W-40, 5W-40, 15W-40 (дубл.).
- Titan Cargo 10W-40, 5W-40, 15W-40 (дубл.).
Внимание: Материалы, с показателем вязкости 15W-40, используются в моторах, работающих при атмосферной температуре до минус 20°С, не ниже. Соответственно, 10W-40 – 25°С; 5W-40 ниже минус 30°С.
Согласно требованиям по периодичности технического обслуживания, менять масло нужно по следующему графику;
- первый раз – после работы в течение 500 рабочих часов;
- последующие операции – после пробега в 30 – 50 000 километров или через одну тысячу часов.
Периодичность в 30 000 км предназначена для машин, работающих на городских улицах, 50 000 км – для загородных трасс.
Двигатель ЯМЗ-536 представляет собой базовую шестицилиндровую модель рядного четырехтактного двигателя с турбонаддувом производства ОАО «Автодизель» (ЯМЗ).
До 230 кВт образцовой энергии
Новое семейство средних рядных дизельных двигателей ЯМЗ-530 создано лидером российского дизелестроения – ОАО «Автодизель» (ЯМЗ) в партнерстве с ведущим мировым разработчиком – компанией AVL.
Благодаря 65-летнему опыту производства и конструирования дизельных двигателей для автотранспортных средств разработана принципиально новая для российского двигателестроения прогрессивная конструкция рядного двигателя, вобравшая в себя также лучшие традиционные качества марки «ЯМЗ»: многоцелевой характер, надежность, экономичность, простота и удобство обслуживания.
Уже на стадии стендовых, сертификационных и дорожных испытаний в составе техники различного назначения были подтверждены высокие технические показатели новых моделей на уровне ведущих мировых аналогов: экономичность, соответствие высоким экологическим стандартам, эффективность, уникальный ресурс, — дающие существенные преимущества современным транспортным средствам в эксплуатации.
Сформирован основной ряд максимально унифицированных модификаций и комплектаций 6-цилиндровых моделей с мощностным диапазоном 240-312 л.с. (176-230 кВт), позволяющий найти решение для любой транспортной задачи и подобрать оптимальные характеристики двигателя, наиболее подходящие для ТС потребителя.
Эффективность и универсальность, заложенные в конструкцию
В двигателях ЯМЗ-530 воплощены передовые конструктивные решения по организации рабочего процесса, компоновке, управлению, работе основных систем.
- система топливоподачи аккумуляторного типа CRS с электронной системой управления,
- корпусные и базовые детали рассчитаны на давление сгорания 210 бар,
- системы охлаждения и смазки обеспечивают получение литровой мощности 34 кВт/л с высоким потенциалом форсирования,
- шестеренчатый привод агрегатов со стороны маховика обеспечивают низкий уровень шума,
- закрытая система вентиляции картерных газов интегрирована в крышке головки цилиндров, не требует обслуживания.
Компактность и небольшой вес существенно упрощают привязку ЯМЗ-536 в моторный отсек. Двигатели успешно адаптируются для различной техники, включая городской, пригородный и междугородний транспорт, коммерческие автомобили, полноприводную и специализированную технику.
Конструктивно заложены наиболее значимые опции для современных ТС
- установка компрессора кондиционера
- установка НГУР
- подсоединение предпускового подогревателя и отопителя кабины/салона
- установка компрессора пневмотормозов до 500 л/мин
Двигатели ЯМЗ-536 имеют солидный ресурс до 1 млн. км и впечатляющий интервал прохождением ТО до 30-50 тыс. км. Это позволяет уменьшить расходы на обслуживание двигателя в 1,5-2 раза. Заводская гарантия на двигатель не ниже показателя транспортного средства.
Планы на будущее
Ярославский, как и другой завод, производитель двигателей думает наперед. Поэтому, продвижение новой линейки силовых агрегатов является приоритетом. Так, уже заключен контракт с правительством РФ, в котором идется о поставке моторов ЯМЗ 530-серии для установки на военные автомобили.
Также, ходят слухи, что в 2018 году КАМАЗ получит ограниченную серию усиленных моторов 536-модели для установки на свои автомобили по государственному заказу для МинОбороны. Это не отменяет поставок моторов для МАЗ.
Если все пойдет гладко, то очень скоро двигатель ЯМЗ-536 выйдет на мировой рынок. Так, по последней информации, кроме МАЗ, силовые агрегаты заказывает Китай для своей грузовой техники и другие страны. Близкие конкуренты Ярославского завода — Каттерпиллер, также обещают выпустить на рынок свой новый двигатель, который, по словам разработчиков, ничем не уступает отечественному аналогу. Ну, разве, что ценой.
Как показывает практика, совершенству нет придела, и завод будет выпускать все больше модификаций силовых агрегатов 530-серии. Так, уже существует несколько вариантов, и если смотреть на характеристики и возможности мотора, то 312 л.с. — это не придел для ЯМЗа.
Вывод
Двигатель ЯМЗ 536 получил широкое распространение не только среди грузовиков МАЗ, но и на автобусы и прочую технику. В 2017 году началось активное внедрение силовых агрегатов Ярославского моторного завода 530-серии в военную технику. Сначала двигатель был установлен на автомобиль УРАЛ Некст и СПМ-2 «Тигр», а в 2018 году планируется начать выпуск грузовиков КАМАЗ с мотором 534/536 от ЯМЗ.
Эти движки оснащаются впрыском Common rail с насосом Bosch СР3.3 NH-MD, давление впрыска — 1800 бар.Давление масла (прогретый двигатель): 4.1-6.5 кгс/см2.Данный мотор оснащается турбокомпрессором ТКР-80.05.12.
Модификации
МАЗ-5340А5
Автомобиль модификации МАЗ-5340А5 предназначен для индивидуальной работы и эксплуатации в составе автопоездов. На машине применяется V-образный 8-цилиндровый двигатель Ярославского моторного завода ЯМЗ 6582-10, удовлетворяющий требованиям Евро-3. Силовой агрегат оснащен турбокомпрессором и микропроцессорным блоком управления. Номинальная мощность составляет 330 л.с. при 1900 об/мин, крутящий момент достигает 1274 Нм в диапазоне 1100-1300 об/мин.
Габаритные размеры и технические характеристики грузовика:
- длина бортового варианта — 8253 мм;
- длина шасси — 7950 мм;
- база — 4700 мм;
- ширина (без учета корпусов зеркал) — 2550 мм;
- высота (с установленным тентом) — не более 4000 мм;
- длина грузовой платформы — 6150 мм;
- снаряженный вес тентованного/бортового варианта — 9690/9430 кг;
- грузоподъемность версии с тентом и бортового — 9000 и 9300 кг, соответственно;
- скорость движения по шоссе (при полной загрузке) — 100 км/ч.
МАЗ-5340В5
Грузовик МАЗ-5340В5 оснащен рядным 6-цилиндровым дизелем ЯМЗ 536-10, развивающим мощность 312 л. с. Мотор оборудован турбокомпрессором и дополнительным радиатором для охлаждения сжатого воздуха. Для подачи топлива используется система Common Rail, обеспечивающая давление впрыска до 1800 атм. В выхлопном тракте установлен клапан рециркуляции отработавших газов. Все эти устройства позволили снизить токсичность выхлопа до уровня Евро-4.
Читайте также: Торги по банкротству, публичное предложение, регион г. Санкт-Петербург Грузовой и комм. транспорт.
На автомобиле применяется 9-скоростная трансмиссия Zahnrad Fabrik с двойным промежуточным валом. Конструкция трансмиссии обеспечивает повышенную плавность при движении в плотной городской застройке и по трассам. Максимальная скорость машины составляет 90 км/час.
МАЗ-5340В2
На шасси МАЗ-5340В2 применяется 238-сильный дизель ЯМЗ-5363. Расход топлива при равномерном движении со скоростью 60 км/ч составляет 28,7 л на 100 км пробега. При увеличении темпа до 80 км/ч расход возрастает до 33,9 л на 100 км пути. Трансмиссия 9-скоростная, механическая.
В стандартной комплектации на шасси устанавливается кабина без спального места. По желанию покупателя может применяться кабина увеличенного размера. По отдельному заказу грузовик оснащается автономным отопителем кабины, климатической установкой с кондиционером воздуха. Существует специальное тропическое исполнение автомобиля, в конструкции используются резиновые изделия, устойчивые к воздействию высокой температуры. На таких машинах отсутствует возможность установки дополнительных подогревателей и отопителей.
МАЗ-5340С2
Автомобиль МАЗ-5340С2-525-013 представляет собой шасси, предназначенное для установки различного оборудования сторонними организациями. Конструкция коробки передач допускает применение редуктора отбора мощности. По отдельному требованию коробка отбора мощности поставляется уже смонтированной в заводских условиях.
Кроме перечисленной техники, двигатель ЯМЗ 536 получил широкое распространение на военную технику, особенно на спецавтомобилях СПМ-2 «Тигр». Внедрение движка в военную индустрию продолжается. Также, стоит отметить, что мотором оснащаются автомобили УРАЛ Некст.
Отзывы о применении дизеля
Двигатель 536 обладает рядным расположением цилиндров. Такое устройство силового агрегата по сравнению с V-образным исполнением традиционно обладает следующими преимуществами:
- более простой конструкций;
- уменьшенными затратами на изготовление;
- меньшей массой;
- высокой уравновешенностью.
Владельцы и водители автомобилей выделяют в своих отзывах о ЯМЗ-536 следующие достоинства дизеля при эксплуатации:
- возможность использования отечественных расходных материалов;
- хорошую ремонтопригодность и легкость обслуживания;
- качественные технические характеристики;
- плавную и тихую работу;
- высокую надежность;
- уверенную работу в зимний период.
Кроме того, необходимо отметить низкую стоимость мотора по сравнению с зарубежными аналогами.
Дизельные двигатели ЯМЗ-536 по своим конструкционным особенностям и техническим характеристикам являются современными силовыми агрегатами для использования на различных транспортных средствах, а также на промышленном оборудовании.
Описание систем ЯМЗ-530
Система снижения токсичности отработавших газов (EGR)
Для достижения экологического уровня Euro-4 и Euro-5 (для 4-цилиндровых моделей) применена система рециркуляции отработавших газов (EGR) и каталитический нейтрализатор со сменным фильтром. Параметры Правил ООН No 96-02 достигаются без применения системы EGR и нейтрализатора. Система EGR установлена непосредственно на двигателе и не требует дополнительных подключений для потребителя, управление EGR интегрировано в систему управления двигателем.
- заслонка (1) рециркуляции отработавших газов с пневмоприводом (2) и датчиком положения (3);
- теплообменник неразборной конструкции (4);
- электромагнитный клапан привода заслонки (5);
- глушитель с оксидационным нейтрализатором и двумя сажевыми фильтрами в сборе.
Нейтрализатор отработавших газов устанавливается на автомобиль в систему выпуска отработавших газов предприятием-потребителем.
Система селективного каталитического восстановления (SCR)
Для 6-цилиндровых моделей выполнение требований по экологическим нормативам Euro-5 (No 49-05G (B2)) достигается за счет применения системы селективного каталитического восстановления (SCR) и глушителя-нейтрализатора. Система SCR с модулем дозирования, баком для водного раствора мочевины (AdBlue) и селективный каталитический нейтрализатор устанавливаются в систему выпуска отработавших газов при изготовлении транспортного средства.
Электронная система управления
Микропроцессорный контроллер
, охлаждаемый топливом. Основные функции:
- осуществляет управление двигателем;
- взаимодействует с электронными устройствами транспортного средства по каналу CAN (SAE J 1939);
- сигнализирует водителю о возникновении аварийных ситуаций посредством ламп на панели приборов ТС (диагностики двигателя, аварийного давления масла, холодного пуска и т.п.);
- выполняет функцию ограничения скорости в соответствии с Правилами No 89;
- выполняет функцию аварийной защиты двигателя.
Для моделей с нормами No 49-05G (B2) – Euro-5
- выполняет функции бортовой диагностики в соответствии с требованиями Правил No 49-05G (B2), согласно стандартам ISO 9141 и SAE J 1939;
- выполняет функцию ограничения крутящего момента согласно требованиям Правил No 49-05G (B2);
- выполняет функции круиз-контроля и дублирования управления от дополнительного органа с пульта оператора.
Для моделей с нормами No 49-05С (В1, EOBD) – Euro-4
- выполняет функции бортовой диагностики в соответствии с требованиями Правил No 49-05С (B1), согласно стандартам ISO 15031 и SAE J 1939;
- выполняет функцию ограничения крутящего момента согласно требованиям Правил No 49-05С (B1);
- выполняет функции круиз-контроля и дублирования управления от дополнительного органа с пульта оператора.
Для моделей с нормами No 49-04В1, No 96-02
- сохраняет информацию об ошибках во встроенной памяти;
- обеспечивает выдачу соответствующей информации по К-линии на диагностические приборы;
- выполняет функции круиз-контроля.
Датчики электронной системы управления:
- температуры охлаждающей жидкости (1);
- давления и температуры масла (2);
- частоты вращения распределительного вала (3);
- частоты вращения коленчатого вала (4);
- давления и температуры наддувочного воздуха (5);
- давления топлива в рампе (6);
- датчик температуры воздуха — для двигателей c системой EOBD Euro-4, Euro-5 (7);
- давления и температуры топлива в магистрали низкого давления (11).