В некоторых случаях можно отремонтировать водяной насос. Это рекомендуется делать, если изношены либо подшипники, либо сальник внутри устройства.
Зачем нужна помпа на ВАЗ 2101–2107 и как проводится замена насоса
Во время работы двигатель современного автомобиля должен отводить тепло от блока цилиндров. Эту задачу выполняет водяной насос. Каждый компонент подвержен нормальному износу и в определенный момент подлежит замене. ВАЗ 2101, 2106, 2107 и другие «классики» не являются исключением.
Насос охлаждения расположен в передней части блока цилиндров, а крутящий момент передается через ремень генератора. Элемент обеспечивает постоянную подачу охлаждающей жидкости, что значительно повышает эффект отвода тепла от двигателя.
Компонент состоит из корпуса, вала с крыльчаткой, герметичного сальника и подшипников. Корпус и рабочее колесо обычно изготавливаются из алюминиевого или магниевого сплава. Рабочее колесо изготовлено из пластика.
Если посмотреть на конструктивную схему, то классический насос ВАЗ состоит из двух половин: одна не содержит движущихся частей и закреплена на блоке цилиндров, а другая содержит движущиеся части, такие как крыльчатка и подшипники.
Подшипники обеспечивают вращение вала. В обсадной колонне имеются каналы для притока и оттока жидкостей. При вращении крыльчатки создается центробежная сила, которая толкает охлаждающую жидкость к внешним стенкам корпуса. Это создает давление, под действием которого жидкость попадает в трубку специальной формы в БЦ (блоке цилиндров). В большом контуре (циркуляция) жидкость поступает обратно в насос через нижний патрубок.
Конструкция насоса в системе охлаждения двигателя
Эта точная последовательность и эффект циркуляции жидкости обеспечивают охлаждение самых горячих частей двигателя.
Как уже говорилось, классическая часть имеет некоторые особенности. Поскольку конструктивно насос состоит из двух частей, многие люди при его замене принимают переднюю крышку за насос в сборе. Название «водяной насос» на самом деле относится ко всему узлу, включающему гидранты.
Между крышкой и корпусом насоса имеется водонепроницаемое уплотнение. Его также следует обновлять при замене.
Признаки неисправности водяного насоса на «классике»
Насос в ВАЗе является очень важным компонентом. Он определяет — по большей части — будет ли автомобиль прогреваться или нет. Не стоит говорить, что поломка этого компонента является чем-то неприятным, но есть и преимущество. Поэтому сломанная деталь — это всегда знак для опытного водителя, который должен знать, как определить основные признаки приближающейся поломки.
Сначала рассмотрим признаки повреждения подшипников насоса. Даже незначительное, но чрезмерное ослабление приводного шкива уже является поводом для беспокойства. Скрежет, вой, гул или другой характерный звук поврежденного подшипника также должен предупредить водителя.
Интересную подсказку о шумах дают опытные водители. По их словам, двигатель не визжит, не гремит и не издает никаких шумов. Вместо этого, все, что скрипит или пищит, является типичным признаком генератора, цилиндра или насоса. Вой — признак того, что ремень ГРМ или ремень генератора слишком натянут.
Если не обращать внимания на эти признаки, то утечка охлаждающей жидкости может произойти уже через несколько десятков километров пробега, хотя это не аксиома, так как есть много примеров, когда насос полностью разрушен, а утечки нет. Обращайте больше внимания на шум: дребезжание подшипников со временем усиливается, и его нельзя игнорировать.
Что касается утечки, то она в большей степени зависит от качества сальника. Он находится в насосе и должен обеспечивать герметичность. Жидкость может вытекать из сливного отверстия, если насос имеет его (в зависимости от модели насоса, существуют насосы с отверстием и без него). Со временем утечка усугубится, если не принять меры по ее замене.
Подшипник можно осмотреть визуально:
- Просуньте руку и возьмитесь за шкив насоса,
- раскачивайте его вперед-назад,
- Если есть даже небольшой люфт, это означает, что подшипники изношены.
Однако, если свист не слышен и люфт очень мал, насос будет работать некоторое время. Вы можете снять ремень генератора и проверить шкив таким образом. Это позволит лучше почувствовать свободный ход.
Пока бетон не потрескается и не вытечет критическое количество охлаждающей жидкости, вы можете ехать. От первых признаков шума или слабого шипения до полного отказа может пройти еще 1000-6000 миль. Это вопрос удачи — волшебного совета не существует.
С другой стороны, и это необходимо учитывать, насос может выйти из строя гораздо раньше, не доходя до стадии визга. Это может произойти быстро и незаметно для владельца автомобиля, и не стоит ждать, пока уровень шума увеличится, чтобы заменить насос.
Важно знать, что может произойти отказ водяного насоса, при котором вода не будет вытекать и не будет производиться шум. Однако двигатель будет кипеть. Это может произойти, например, если пластиковая крыльчатка сойдет с вала. По сути, вал вращается, как и раньше, но крыльчатка работает вхолостую и просто висит. В то же время нагреватель перестает нагреваться.
Существует также вероятность перегрева двигателя. Насос ремонтопригоден и является новым. Но в жаркую погоду или в сложных условиях движения по бездорожью, на светофорах, вентилятор начинает дуть, и двигатель нагревается. Это происходит из-за несоответствия конструктивных особенностей насоса: например, если внутреннее рабочее колесо меньше, чем необходимо (в старых типах насосов рабочее колесо имеет маленькие лопасти, которые не могут охлаждать более мощный двигатель).
Замена помпы на ВАЗ 2101–2107 (инжектор и карбюратор)
Итак, насос неисправен, и решено его заменить. Этот процесс, кстати, может быть напрямую связан с доливкой охлаждающей жидкости.
Расположение
Насос расположен на БК. Он прикручен к корпусу блока (указано стрелками на фото).
Расположение насоса на блоке автомобиля ВАЗ (стрелками указаны гайки).
Тонкости выбора
Выбор насоса — ответственная задача. Если вы не уделите ему должного внимания, то в итоге можете получить вмятину — тратьте деньги на «левак» или восстановленные, но бывшие в употреблении товары.
В частности, проверьте сальник. Желательно иметь новый тип, а не старый. Новые поставляются с пружинами, старые — без.
Не должно быть никакой игры. Рекомендуется вскрывать упаковку непосредственно в магазине, на месте. Проверьте изделие на трение в подшипниках и при необходимости верните или замените.
На корпусе настоящего насоса ВАЗ должен быть логотип TZA, что означает «чугун». Если нет никаких указаний, то это проект ручной работы.
Покупка оригинального насоса ВАЗ — это гарантия надежности и долговечности. Только в крайних случаях, когда нет подходящего варианта, можно прислушаться к рекомендациям продавца или профессионала, который посоветует вам лучший насос.
Инструменты и материалы для замены
Необходимы следующие инструменты:
Вам понадобится зубило, чтобы остановить вращение шкива насоса.
Вам понадобится набор ключей всех основных размеров.
Емкость для слива охлаждающей жидкости должна быть широкой.
Помимо инструментов, вам также понадобятся материалы:
- сам насос, новый и совершенно новый,
- новую охлаждающую жидкость для замены старой,
- прокладка,
- герметик на силиконовой основе,
- новый комплект гаек и шайб (рекомендуется).
Алгоритм проведения замены
- Откройте сливное отверстие и осторожно слейте жидкость. Необходимо долить вытекающую охлаждающую жидкость (если до этого не было утечки). Если была утечка, желательно слить жидкость из системы охлаждения и залить 9,8 л в соответствии с инструкцией.
- Выключите аккумулятор. Отключите электрический вентилятор от сети.
- Снимите крышку вентилятора.
Теперь открывается доступ к различным компонентам блока цилиндров.
- Ослабьте гайку натяжения (M17) ремня генератора и снимите ремень.
- Открутите кронштейн на насосе и отложите его в сторону.
- Удерживая ременный шкив насоса, открутите три крепежных винта.
- Затем открутите четыре гайки, крепящие насос к двигателю.
- Демонтируйте насос и натрите область подшипника наждачной бумагой.
- Установите новый насос, смазав область подшипника герметиком.
Насосы того же типа и размера используются на двигателях ВАЗ 2101-07, оснащенных инжектором или карбюратором.
Устройство водяного насоса
Движение охлаждающей жидкости в системе охлаждения обеспечивается центробежным насосом, вращение которого обеспечивается ремнем от шкива коленчатого вала через генератор, выполняющий роль натяжителя.
Помпа ВАЗ 2107 в остальном водяной насос аналогичен всем моделям ВАЗ (классика) и его основная конструкция представляет собой корпус, в крышке которого установлен вал с крыльчаткой. Вал может вращаться как в подшипниках, так и в ступице.
Неисправности помпы ВАЗ
Основными неисправностями насоса являются:
- Утечка охлаждающей жидкости,
- чрезмерный шум.
Следует отметить, что длительная работа с неисправными подшипниками (если они гудят) может привести к их заклиниванию, что приводит не только к недостаточному охлаждению двигателя, но и к прекращению работы генератора.
Неисправности бывают разными, но в конечном итоге приводят к одному — перегреву двигателя, и затраты на ремонт значительно выше. Поэтому не стоит затягивать с заменой водяного насоса ваз 2107, тем более цена не высока и колеблется от 500 до 800 рублей.
Инструменты
Для ремонта вам понадобятся:
- Ключи для 10, 13, 17,
- 13, 13, 13, 13, 13, 13,
- герметик,
- емкость для слива охлаждающей жидкости.
При выборе насоса вы можете выбирать между 3 проверенными марками:
- Luzar (номер детали 2101-1307011),
- Пекар,
- ТЗА.
В настоящее время предпочтительнее TZA, но его редко предлагают. Также рекомендуется выбирать насосы с металлическим рабочим колесом, поскольку пластиковые рабочие колеса могут разлагаться или растворяться в мазуте низкого качества, но я с этим никогда не сталкивался.