Всегда выключайте зарядное устройство и подождите несколько минут, прежде чем проверять плотность электролита. Если из электролита не выделяются газы, плотность может быть определена более точно.
Напряжение автомобильного аккумулятора: нормы, правила измерения
Напряжение и емкость — два основных параметра автомобильного аккумулятора. Эти значения определяют качество работы камеры, поэтому водители должны следить за этими значениями. Обзор дает представление о напряжении батареи при нормальных условиях эксплуатации и при повышенных нагрузках.
ЭДС участвует в нормальном протекании тока по цепи и создает программируемую разницу в выходной части источника питания, т.е. в батарее. Желаемое значение рассчитывается как разность потенциалов.
Электродвижущая сила равна энергии, затрачиваемой на перенос заряда между проводами. Силы тока и значения напряжения взаимосвязаны неразрывно. Если внутри батареи нет такой силы, то ток по проводам не течет.
Когда цепь разомкнута, ток не течет, но электродвижущая сила начинает возбуждаться внутри батареи, и в зоне вывода появляется движение.
Вольт используется для измерения обеих величин. ЭДС в автомобильном аккумуляторе является результатом электрических и химических процессов, происходящих внутри аккумулятора. ЭДС всегда больше напряжения батареи на величину, равную внутреннему падению напряжения.
Для измерения используется вольтметр с мультиметром. В автомобильных аккумуляторах величина ЭДС зависит от плотности и температуры электролита.
Точной информации об идеальном значении для батарей не существует. Специалисты учитывают оптимальное начальное значение для запуска механизма двигателя. Если батарея новая и заряжена, это значение должно быть в пределах 12,6-12,7 вольт.
Если напряжение заряженного аккумулятора в незагруженном автомобиле высокое, это еще не говорит о наличии проблемы.
Например, сразу после зарядки аккумулятора его ток будет на 0,5 вольта выше. Это необходимо учесть при окончательном расчете. 13,0-13,2 вольт — это значение выше допустимого, но является нормальным для некоторых моделей батарей.
Ближе к рекомендуемому значению аккумулятор покажет через несколько часов после зарядки.
Важно, чтобы напряжение батарей было ниже 12 вольт. Если меньше этого значения, требуется аварийная перезарядка. Не используйте аккумулятор с ограничениями по ресурсу. В этом случае начинается процесс сульфатации пластин. В будущем устранить последствия сульфатации будет проблематично, и придется покупать новую батарею.
В этом случае двигатель можно запустить при напряжении 12,1 вольт, а проблема возникает при напряжении ниже 11,6 вольт. Все эти показатели необходимо тщательно учитывать в процессе эксплуатации. В большинстве случаев значение напряжения заряженного автомобильного аккумулятора составляет от 12,2 до 12,5 вольт.
Зарядный стол
Используйте таблицу заряда батареи, чтобы не пропустить момент, когда заряд батареи упадет до критического уровня. Измерьте U на клемме, чтобы рассчитать общий заряд.
В таблице также указаны значения плотности электролита и значения температуры, при которых возможно замерзание в зимний период. Основные значения вы можете прочитать в таблице зарядки автомобильных аккумуляторов.
Все способы проверки
Напряжение автомобильного аккумулятора можно проверить на степень разряда различными способами. Рассмотрим их.
Мультиметры.
Для проверки аккумуляторов Akum, Vatra и других марок, устанавливаемых на автомобили КАМАЗ, Volvo и BMW, пригодится мультиметр.
Эти устройства можно найти в любом специализированном магазине и приобрести на автозаправочных станциях. Большинству водителей мультиметр требуется регулярно, но для отдельных измерений проще одолжить мультиметр.
Мультиметры и встроенные компьютеры могут отображаться по-разному.
Стандартное устройство приборной панели часто неправильно и не подключено непосредственно к батарее, что приводит к небольшим ошибкам. Различия обычно небольшие.
При работающем двигателе.
Теперь, когда мы понимаем, каким должно быть напряжение заряженной батареи, давайте рассмотрим, как измерить показатель тока при работающем двигателе.
Сначала выполните измерение при работающем двигателе. Нормальные значения составляют примерно 13,5-14,0 вольт.
Если значение выше 14,2 вольт, заряд низкий, и генератор направляет энергию на зарядку аккумулятора. В этом случае высокие зимние значения считаются правилом.
Сильные токи не являются проблемой. Если в электрической системе нет проблем, через 10 минут электроника системы снизит значение тока до стандартного максимального значения 14 вольт.
Если этой реакции не происходит, батарея может быть перезаряжена и не сможет постепенно вернуться к оптимальному значению. Аккумулятор будет постоянно работать на максимальной емкости, а электролит начнет закипать.
Если показания меньше 13,0-13,4 вольт при работающем двигателе, аккумулятор заряжен не полностью. Не спешите сразу же приступать к обслуживанию. Снимайте показания с непотребительских устройств, таких как кондиционеры, радиоприемники, прожекторы, зажигалки и т.д.
Если контакты окислены, они могут быстро разрушаться. Перед началом эксплуатации проверьте контакты и при необходимости зачистите их наждачной бумагой.
Другой вариант — проверить, получает ли двигатель 13,6 при выключенном питании и работающем двигателе. Проверьте параметры и, если все в порядке, включите ближний свет. Индикатор должен упасть на 0,1-0,2 вольта.
Теперь включите музыку, систему изоляции и другие потребители энергии в вашем автомобиле. Шаг за шагом, параметры должны немного снижаться каждый раз, когда вы активируете потребителя.
Если происходит резкий скачок, проблема, скорее всего, в системе генератора переменного тока — он работает не на полную мощность или щетки изношены или загрязнены.
Даже когда все энергопотребление включено, индикатор обычно не опускается ниже 13 В. В противном случае аккумулятор сильно разряжается и полностью разряжается.
При выключенном двигателе
Для выполнения этой работы вам также понадобится мультиметр. Если напряжение на кабеле менее 11,8 вольт, автомобиль вряд ли заведется, и вам придется взять кабель от другого автомобиля.
Нормальные значения составляют 12,5-13,0 вольт при отключенном двигателе. Значение 12,9 означает, что батарея заряжена на 90%, 12,5 — наполовину, а 12,1 — осталось менее 10%. Это расчеты на глаз, но многие справочники используют их.
Полезные рекомендации
Рекомендации, которые помогут вам при эксплуатации и обслуживании для продления срока службы батареи:.
- Время от времени проверяйте аккумулятор и заряжайте его как можно чаще (не реже одного раза в квартал).
- Проверьте генератор переменного тока, кабели и регулятор напряжения автомобиля, чтобы убедиться, что они правильно заряжаются во время работы.
- Измерьте токи утечки и
- измерьте плотность электролита после полного заряда, сравните данные в таблице выше и при необходимости внесите поправки,
- держите автомобильный аккумулятор в чистоте, чтобы минимизировать ток утечки.
Не замыкайте розетки автомобильного аккумулятора, так как последствия будут плачевными.
Первый параметр указывает на состояние заряда батареи, которое следует учитывать для продления срока службы батареи. Проверка проста, с использованием базового набора инструментов.
Под нагрузкой и без нагрузки
Даже при низком напряжении аккумулятор вполне способен запустить двигатель. Главное, чтобы генератор обеспечивал зарядку аккумулятора. При запуске двигателя аккумулятор подает большой ток на стартерный двигатель, резко теряя при этом свой заряд. Если аккумулятор не поврежден, заряд постепенно приходит в норму в течение 5 секунд.
Напряжение новой батареи должно составлять от 12,6 В до 12,9 В, но эти значения не всегда указывают на фактическое состояние батареи. Например, в состоянии покоя, без подключенных потребителей, напряжение находится в пределах нормы, но под нагрузкой оно резко падает и быстро расходует заряд. Это может произойти.
Именно поэтому измерения проводятся под нагрузкой. Для этого используется такое устройство, как нагрузочная вилка. Этот тест показывает, поддерживает ли батарея заряд или нет.
Штекер состоит из вольтметра, контактных щупов и нагрузочной катушки в корпусе. Устройство создает сопротивление току, вдвое превышающему емкость батареи, имитируя пусковой ток. Например, если емкость батареи составляет 50А*ч, устройство зарядит батарею до 100А. Главное — правильно выбрать сопротивление. При токе свыше 100 А для получения точных данных потребуется подключить две катушки сопротивления.
Измерения нагрузки проводятся при полностью заряженной батарее. Прибор удерживается в течение 5 секунд, после чего записываются результаты. Под нагрузкой напряжение падает. Если батарея исправна, напряжение упадет до 10 вольт и постепенно вернется к 12,4 В или выше. Если напряжение падает до 9 В или ниже, аккумулятор не держит заряд и неисправен. Хотя после зарядки он может показывать нормальные значения 12,4 В или выше.
Плотность электролита
Уровень напряжения также указывает на плотность электролита. Сам электролит представляет собой смесь 35% серной кислоты и 65% дистиллированной воды. Мы уже упоминали, что концентрация серной кислоты уменьшается по мере разрядки батареи. Чем больше разряд, тем меньше плотность. Эти ценности взаимосвязаны.
Для измерения плотности электролита и других жидкостей используется специальный прибор, называемый анемометром. При нормальных условиях полного заряда 12,6В — 12,7В и при температуре 20-25°C плотность электролита должна быть в пределах 1,27 г/см3 — 1,28 г/см3.
В следующей таблице показана зависимость плотности от уровня заряда.
Плотность электролита, г/см3 | Уровень заряда, %, %, %, %, %, %, %, %, %, %, %, %, %, %, %, %, %. |
1,27 — 1,28 | 100 |
1,25 | 95 |
1,24 | 90 |
1,23 | 80 |
1,21 | 70 |
1,20 | 60 |
1,19 | 50 |
1,17 | 40 |
1,16 | 30 |
1,14 | 20 |
1.13 | 10 |
Чем выше плотность, тем более морозостойкой является батарея. В регионах с особо суровым климатом, где температура опускается до -30°C и ниже, плотность электролита повышается до 1,30 г/см3 путем добавления серной кислоты. Максимальная плотность может быть увеличена до 1,35 г/см3. Если она будет выше, кислота начнет разъедать пластины и другие компоненты.
На графике ниже показаны показания ареометра при разных температурах:
В зимнее время
Зимой многие водители замечают, что двигатель запускается при понижении температуры. Аккумулятор перестает работать на полную мощность. Некоторые водители снимают аккумулятор на ночь и оставляют его в тепле. На самом деле, при полной зарядке напряжение не падает, а увеличивается.
Отрицательные температуры влияют на плотность электролита и его физическое состояние. При полном заряде батарея не выдерживает мороза, но по мере уменьшения плотности в ней становится больше воды, и электролит может замерзнуть. Электрохимические процессы замедляются.
При температуре -10°C -15°C заряженная батарея может показывать заряд 12,9 В. Это нормально.
При температуре -30°C емкость батареи снижается до половины номинальной емкости. Напряжение падает до 12,4 В при плотности 1,28 г/см3. Кроме того, аккумулятор перестает заряжаться от генератора уже при температуре -25°C.
Поэтому отрицательные температуры могут оказывать значительное влияние на производительность батареи.
При надлежащем уходе жидкие батарейки могут прослужить 5-7 лет. В теплую погоду уровень заряда и плотность электролита следует проверять не реже одного раза в 2-3 месяца. Зимой, при средней температуре -10°C, заряд следует проверять не реже одного раза в 2-3 недели. При сильном морозе -25°C -35°C рекомендуется подзаряжать аккумулятор каждые 5 дней даже при регулярной эксплуатации.