Зерноуборочный комбайн Дон 1500Б. Дон 1500б технические характеристики

Характеристики
Дон 1500б технические характеристики - Прочие характеристики: Комбайн дон 1500б Характеристики двигателя ЯМЗ-238АК: История создания комбайна Дон-1500Б Система гидравлики комбайна Дон-1500Б

Знаменитое предприятие «Ростсельмаш» выпускало эту колесную самоходную машину в течение двадцати лет, в 2006 году перейдя на более новые модели (Vector и Acros). В свое время Дон-1500 считался самым популярным агрегатом для уборки зерна на всех обширных просторах полей СНГ.

Содержание
  1. ДОН 1500Б: технические характеристики
  2. Технические характеристики комбайна Дон-1500Б
  3. Двигатель комбайна Дон-1500Б
  4. Коробка передач комбайна Дон-1500Б
  5. Трансмиссия и ходовая комбайна Дон-1500Б
  6. Модификации и особенности
  7. Модификации комбайна:
  8. Особенности Дон 1500Б:
  9. Недостатки Дон 1500Б:
  10. Технические характеристики
  11. Габаритные размеры:
  12. Эксплуатационные характеристики:
  13. Технические характеристики комбайна Дон-1500Б
  14. Двигатель комбайна Дон-1500Б
  15. Коробка передач комбайна Дон-1500Б
  16. Трансмиссия и ходовая комбайна Дон-1500Б
  17. Рулевое управление комбайна Дон-1500Б
  18. Двигатель
  19. Характеристики двигателя ЯМЗ 238 АК:
  20. Устройство и особенности обслуживания
  21. Достоинства модели Дон 1500Б:
  22. Недостатки модели Дон 1500Б:
  23. Основные модификации
  24. Дон-1500А
  25. Дон-1500Б
  26. Дон-1500Н и Дон-1500Р
  27. Устройство
  28. Система тормозов
  29. Гидравлика
  30. Рулевое управление
  31. Ходовая часть
  32. Технические характеристики
  33. Основные модификации
  34. Дон-1500А
  35. Дон-1500Б
  36. Устройство и особенности обслуживания
  37. Достоинства модели Дон 1500Б:
  38. Недостатки модели Дон 1500Б:

ДОН 1500Б: технические характеристики

«Ростсельмаш» — этот бренд знаком всем без исключения фермерам на территории СНГ. Специализируется предприятие на производстве кормоуборочных и зерноуборочных комбайнов, которые стали визитной карточкой завода.

В настоящее время, кроме комбайнов, завод так же производит ряд моделей энергонасыщенных тракторов, а так же широкую линейку самого разнообразного навесного и прицепного сельскохозяйственного оборудования.

Всего выпускается 24 вида и более 150 моделей и модификаций различной техники. В России доля рынка компании превышала 65%, а доля мирового рынка в 2021 году составила 21%. В настоящее время в состав «Ростсельмаша» входят 13 предприятий в разных странах мира, на которых трудятся более 11 тысяч человек!

Показатели впечатляют и от того становится еще более интересно, какую дорогу прошло предприятие и какие испытания преодолело, для того чтобы занять свое место под солнцем!

Строительство началось в1926 году, технический проект завода еще не был до конца доработан, а под Ростовом, посреди бескрайней степи уже началось строительство подъездных путей и инфраструктуры будущего гиганта. Стройка планировалась на пять лет, но в 1929 году первые пять цехов были сданы в эксплуатацию и начато производство первого сельскохозяйственного инвентаря.

В 1930 на испытания был отправлен первый комбайн «Колхоз», разработанный и созданный в стенах «Ростсельмаш». В этом же году было принято решение делать ставку на комбайностроение. В связи с этим решением в 1931 году был заложен дополнительный цех площадью 4 Га, здесь планировалось производить до 10 тыс. комбайнов в год.

В 1932 году первая партия доработанных комбайнов «Колхоз» получивших название «Сталинец-1» была отправлена в колхозы. На сельскохозяйственной выставке в Париже в 1937 году, эти комбайны получили мировое признание. Из страны импортера сельхоз.техники СССР превращается в страну экспортера. В 1940 году было произведено уже 50 тыс. «сталинцев», а в 1941 началась война.

Прицепной комбайн Сталинец-6
В 1941 году, когда перед взятием Ростова немецкими войсками, все оборудование с завода было эвакуировано в Ташкент. В феврале 1943 года город был освобожден, но от завода остались лишь руины. Как выяснилось позже, перед сдачей города немцы со свойственной им педантичностью минировали и взрывали цех за цехом, на это им потребовалось 8 дней.

Не смотря на то, что завод был полностью разрушен, на десятый день после освобождения, на его руинах, под открытым небом работало уже 33 станка. К 1947 году завод был практически отстроен заново, а конструкторы «Ростсельмаш» представили стране модернизированный комбайн «Сталинец-6»

Следующей значимой ступенью в развитии завода стало освоение производства самоходных комбайнов СК-3 в конце 50-х годов. 1962 год был знаменателен переходом к СК-4, эта модель посетила не одну международную выставку и была признана самой награждаемой.

В 70-х годах завод прошел модернизацию и был переоборудован. Так же была освоена линейка принципиально новых машин СК «НИВА».

В 1984 году, в феврале, количество комбайнов сошедших с конвейеров «Ростсельмаша» достигло 2-х миллионов! Еще через два года начинается серийная сборка знаменитых Дон-1500, именно эти комбайны приобрели наибольшее распространение, до сих пор представители этой модели широко представлены на полях нашей страны.

Технические характеристики комбайна Дон-1500Б

  • Жатка с шириной захвата – 6; 7; 8,6 м.
  • Ширина подборщика – 3,4 м.
  • Производительность по зерну с капотом/копнителем – 13,3/11,5 (т/час.)
  • Скорость рабочая I/II – 0 до 5/ 0 до 10 (км/ч.)
  • Скорость транспортная – до 20 км/ч
  • Молотилка длина/ширина/диаметр барабана – 1485/1500/800 мм.
  • Шнек выгружной, производительность – до 2,5 т/мин.
  • Бункер для зерна, объем – 6 м/куб.
  • Агротехнический просвет – 390 мм.
  • Колея ведущих/управляемых колес – 2800/2900 мм.
  • Масса с 6-и метровой жаткой и копнителем – 13440 кг.

Двигатель комбайна Дон-1500Б

Комбайны Дон-1500Б оснащались двигателями широко известного Ярославского моторного завода. Продукция ЯМЗ уже давно стала синонимом качества и надежности, двигателя этого завода широко применяются во всех отраслях отечественного машиностроения.

На Дон-1500Б устанавливался V-образный, 8-и цилиндровый дизельный двигатель ЯМЗ-238ак. Это четырехтактный дизель с непосредственным впрыском топлива и воспламенением то сжатия, без наддува. Охлаждение жидкостное. Регулятор оборотов механический. Выпускаются в комплекте с механизмом отбора мощности.

  • Мощность – 173(235) КВт (л.с.)
  • Частота вращения – 2000 об.мин.
  • Крутящий момент – 932 Н.м.
  • Расход топлива – 162 г/л.с.ч.
  • Масса – 1250 кг.

Эта модификация двигателя создавалась специально для героя нашего повествования, но несмотря на то, что комбайн уже не выпускают, двигателя все еще пользуются спросом. Поэтому при необходимости вы легко сможете заказать себе новенький 238-й.

Коробка передач комбайна Дон-1500Б

На комбайнах Дон-1500Б устанавливалась не привычная нам КПП, а коробка диапазонов скоростей, с тремя режимами движения:

  1. Для уборки на полях с уклоном от 4 до 8 градусов.
  2. Для уборки на полях с уклоном от 0 до 4 градусов.
  3. Транспортное движение с порожним бункером.

Коробка диапазонов позволяет развивать скорость при уборке от 0 до 10 км/ч, а скорость в транспортном режиме до 20 км/ч.

Все машины Дон-1500Б в отличии от модели предшественника оснащались коробкой диапазонов только с гидроприводом. Размещалась коробка на балке ведущего моста и предназначалась для изменения режимов движения и скорости комбайна.

Основные элементы: разборный корпус; валы на подшипниках, первичный и промежуточные. Включение одной из трех передач происходит с помощью подвижных зубчатых колес расположенных на валах.

Трансмиссия и ходовая комбайна Дон-1500Б

Ходовая комбайна состоит из двух мостов, моста ведущих и управляемых колес. В состав моста ведущих колес входят: балка, коробки диапазонов и бортовых редукторов.

Крутящий момент от коробки к бортовым редукторам передается посредством полуосей, которые с помощью втулок соединяются с ведущими валами редукторов.

К балке моста, с помощью фланцев, крепятся бортовые редукторы. Их задача не только передавать, но и увеличивать крутящий момент, от коробки к колесам комбайна.

Крепление бортовых редукторов относительно балки ведущего моста возможно в двух положениях. Такая конструкция позволяет использовать колеса различных диаметров, сохраняя в прежнем положении высоту комбайна.

Электросистема функционирует на постоянном токе (24 В) и является однопроводной. спецтехника оснащается выпрямителем и генератором переменного тока. Особенность электросистемы заключается в наличии особой контролирующей системы, выдающей информацию по 22 параметрам. Об отклонениях она оповещает посредством звуковой и световой сигнализации.

Модификации и особенности

Первые экземпляры Дон 1500 появились в 1986 году. Все последующие версии стали результатом модернизации дебютной модели.

Модификации комбайна:

  • Дон 1500А – первый вариант, считающийся стандартной моделью. спецтехника оснащалась 2 крупными колесами спереди и 2 мелкими сзади. В конструкции комбайна использовался агрегат СМД-31А с очень неудобным расположением, а жатвенная часть имела возможность копирования рельефа местности;
  • Дон 1500Б – модернизованная версия классической модели. Прежний двигатель здесь заменили более мощным мотором ЯМЗ-238 АК. Среди других новшеств значились: более широкий диапазон скоростей, увеличенный выгрузной шнек, реверс приводного механизма жатки, дека для устранения залипания при сборе влажного зерна, увеличенный кривошип коленвала, второй люк камнеуловителя, увеличенное верхнее решето. Другим важным добавлением стал подборщик, позволявший разделять собранный урожай. Дон 1500Б полностью заменил дебютную версию в 1994 году;
  • Дон 1500Н – версия для работы в нечерноземных областях;
  • Дон 1500Р – модификация для уборки риса. Комбайн с полугусеничным ходом уверенно передвигался по слабому и влажному грунту и имел жатку меньшей ширины.

Особенности Дон 1500Б:

  • молотильный барабан с одним из самых больших диаметров в мире;
  • надежность;
  • возможность работы с жатками многообразных размеров;
  • шины низкого давления с значительными грунтозацепами, позволяющими работать на любом типе почвы;
  • система скоростного сброса, предотвращающая забивку;
  • бункер большого объема;
  • низкая стоимость и доступность запасных частей. Ремонт комбайна можно выполнить даже в полевых условиях. В плане обслуживания и эксплуатации модель обойдется значительно дешевле иностранных аналогов;
  • простота управления.

Недостатки Дон 1500Б:

  • двигатель расположен слишком близко к кабине оператора, потому горячий воздух сильно разогревает салон, что сказывается на уровне комфорта;
  • меньший уровень удобства, функционала и надежности в сравнении с зарубежными конкурентами.

Технические характеристики

Габаритные размеры:

  • длина (в транспортном положении с жаткой) – 17500 мм;
  • ширина – 4400 мм;
  • высота – 3980 мм;
  • дорожный просвет – 370 мм;
  • ширина колеи передних колес – 2800 мм;
  • ширина колеи задних колес – 2900 мм

Масса машины без жатки равняется 12590 кг, с жаткой и копнителем – 13440 кг. Скорость передвижения:

Эксплуатационные характеристики:

  • ширина захвата жатки – 6000/7000/9000 мм;
  • диаметр барабана – 800 мм;
  • длина барабана – 1484 мм;
  • частота вращения барабана – 445-900 об/мин;
  • угол охвата – 130 градусов;
  • общая площадь подбарабанья – 1,38 кв.м;
  • общая площадь сепарации – 6,15 кв.м;
  • площадь решет – 4,74 кв.м;
  • емкость бункера – 6000 л;
  • скорость выгрузки – 42 л/сек;
  • высота выгрузки – 2900 мм.

На молотилке подвешивается наклонная камера, к которой, в свою очередь, на шарнирах с пружинами крепится жатка. В состав ее входят механизмы резания и уравновешивания, а также приводной механизм, делители, мотовило (присоединяемое к жатке четырьмя сошками) и шнек.

Технические характеристики комбайна Дон-1500Б

don-1500-3

  • Жатка с шириной захвата – 6; 7; 8,6 м.
  • Ширина подборщика – 3,4 м.
  • Производительность по зерну с капотом/копнителем – 13,3/11,5 (т/час.)
  • Скорость рабочая I/II – 0 до 5/ 0 до 10 (км/ч.)
  • Скорость транспортная – до 20 км/ч
  • Молотилка длина/ширина/диаметр барабана – 1485/1500/800 мм.
  • Шнек выгружной, производительность – до 2,5 т/мин.
  • Бункер для зерна, объем – 6 м/куб.
  • Агротехнический просвет – 390 мм.
  • Колея ведущих/управляемых колес – 2800/2900 мм.
  • Масса с 6-и метровой жаткой и копнителем – 13440 кг.

Двигатель комбайна Дон-1500Б

don-1500-dvigatel

Комбайны Дон-1500Б оснащались двигателями широко известного Ярославского моторного завода. Продукция ЯМЗ уже давно стала синонимом качества и надежности, двигателя этого завода широко применяются во всех отраслях отечественного машиностроения.

На Дон-1500Б устанавливался V-образный, 8-и цилиндровый дизельный двигатель ЯМЗ-238ак. Это четырехтактный дизель с непосредственным впрыском топлива и воспламенением то сжатия, без наддува. Охлаждение жидкостное. Регулятор оборотов механический. Выпускаются в комплекте с механизмом отбора мощности.

  • Мощность – 173(235) КВт (л.с.)
  • Частота вращения – 2000 об.мин.
  • Крутящий момент – 932 Н.м.
  • Расход топлива – 162 г/л.с.ч.
  • Масса – 1250 кг.

Эта модификация двигателя создавалась специально для героя нашего повествования, но несмотря на то, что комбайн уже не выпускают, двигателя все еще пользуются спросом. Поэтому при необходимости вы легко сможете заказать себе новенький 238-й.

Коробка передач комбайна Дон-1500Б

На комбайнах Дон-1500Б устанавливалась не привычная нам КПП, а коробка диапазонов скоростей, с тремя режимами движения:

  1. Для уборки на полях с уклоном от 4 до 8 градусов.
  2. Для уборки на полях с уклоном от 0 до 4 градусов.
  3. Транспортное движение с порожним бункером.

Коробка диапазонов позволяет развивать скорость при уборке от 0 до 10 км/ч, а скорость в транспортном режиме до 20 км/ч.

Все машины Дон-1500Б в отличии от модели предшественника оснащались коробкой диапазонов только с гидроприводом. Размещалась коробка на балке ведущего моста и предназначалась для изменения режимов движения и скорости комбайна.

Основные элементы: разборный корпус; валы на подшипниках, первичный и промежуточные. Включение одной из трех передач происходит с помощью подвижных зубчатых колес расположенных на валах.

Трансмиссия и ходовая комбайна Дон-1500Б

Ходовая комбайна состоит из двух мостов, моста ведущих и управляемых колес. В состав моста ведущих колес входят: балка, коробки диапазонов и бортовых редукторов.

Крутящий момент от коробки к бортовым редукторам передается посредством полуосей, которые с помощью втулок соединяются с ведущими валами редукторов.

К балке моста, с помощью фланцев, крепятся бортовые редукторы. Их задача не только передавать, но и увеличивать крутящий момент, от коробки к колесам комбайна.

Рулевое управление комбайна Дон-1500Б

Управляется комбайн Дон-1500Б с помощью заднего моста, здесь он называется мост управляемых колес. На торцах балки моста имеются кронштейны, в которых закреплены поворотные кулаки.

Два конических роликовых подшипника соединяют между собой ступицу колеса и ось поворотного кулака. Эти подшипники имеют защиту в виде сальника, и корпуса с масленкой.

Управляемые колеса имеют общую связь, в виде состоящей из звеньев рулевой трапеции. В звеньях, роль шарниров выполняют сферические подшипники с масленками и уплотненные манжетами, а усилие для поворота колес создается гидроцилиндрами.

Система гидравлики не отличается от большинства отечественной и зарубежной техники. Включает в себя гидропровод, гидронасос и гидрораспределитель. Рабочими органами являются гидроцилиндры.

Советские сельскохозяйственные и промышленные машины, которые разрабатывались 70-х, 80-х годах, при анализе недостатков и достоинств обладают многими общими чертами. Вкратце – это неплохая производительность и ремонтопригодность, граничащая со спартанскими условиями эксплуатации. Комбайн Дон-1500Б не стал исключением.

Двигатель

Комбайн Дон 1500Б комплектуется 4-тактным дизельным двигателем ЯМЗ 238 АК (производитель – Ярославский моторный завод). В сравнении с предшественником он обладает большей мощностью и потребляет меньше горючего. Агрегат имеет V-образное расположение цилиндров, жидкостное охлаждение и турбонаддув. Очищение воздуха осуществляется посредством 2 ступеней очистки.

Сам двигатель располагается рядом с кабиной у молотильного механизма. Усилие отбирается с двух сторон коленчатого вала, вращающегося по часовой стрелке. Питание рабочих механизмов осуществляется с задней части, гидравлического насоса привода ходовой части – с передней.

Характеристики двигателя ЯМЗ 238 АК:

  • рабочий объем – 14,9 л;
  • номинальная мощность – 173 (235) кВт (л.с.);
  • количество цилиндров – 8.

Удельный расход топлива составляет 162 г/л.с. в час (около 38-40 л/час). Емкость топливного бака равняется 540 (300) л.

Устройство и особенности обслуживания

Ведущий и ведомый мосты комбайна Дон 1500Б управляются посредством гидравлики. Плавность хода обеспечивается за счет раздельно-агрегатного управления ведущим мостом. Функция доступна при любой скорости. Для гидравлического мотора предусмотрены 5 режимов работы (4 варианта для движения вперед, 1 – для движения назад).

Тормозная система включает специальную кнопку и рычаг. Для снятия с тормоза необходимо вытянуть рычаг вверх и нажать на кнопку. Установка тормоза осуществляется путем натяжения рычага на себя до четвертого щелчка. Помимо стояночного тормоза, техника комплектуется тормозом гидравлического типа, управление которым происходит посредством педалей. Система предназначена для смягчения поворотов и перемещения по мягкой и влажной почве. На твердом грунте необходимость в использовании данных тормозов отсутствует.

Дон 1500Б имеет сложную гидравлику с 3 подсистемами: управлением гидросистемой рабочих элементов, приводом управления ходовой части и рулевым управлением. Подобная схема обеспечивает контроль рабочих механизмов: мотовила, копнителя, жатки, молотильной системы, измельчителя, движения шнека, очистки воздуховода и других.

Основным рабочим элементом комбайна является жатка, отвечающая за скашивание культуры. Дон 1500Б оснащается жаткой увеличенного размера, которая крепится при помощи подвесной камеры к молотилке. Спереди у нее присутствует механизм копирования поверхности грунта, позволяющий выполнять срез одинаковой высоты независимо от рельефа. Одной из особенностей модели является наличие второго люка камнеуловителя.

Дон 1500Б подойдет для работы в областях с повышенной влажностью. Вибраторы зернового бункера в этом случае обеспечивают быстроту выгрузки, залипания зерна не происходит.

Для комбайна Дон 1500Б предусмотрена возможность установки дополнительного оборудования:

  • приспособления для создания копен (капота);
  • измельчителя;
  • разбрасывателя;
  • платформы подборщика.

Дополнительные устройства существенно расширяют функционал машины.

Техника имеет цельнометаллическую кабину с большой площадью остекления. По уровню комфорта она уступает большинству современных комбайнов, но предоставляет все условия для нормальной работы. Кресло водителя имеет несколько регулировок. Также в кабине установлен отопитель.

Достоинства модели Дон 1500Б:

  1. малый расход топлива на обмолачивание и скашивание;
  2. большой молотильный барабан, обеспечивающий значительный захват;
  3. надежная конструкция.

Недостатки модели Дон 1500Б:

  1. большие габариты (необходим опыт работы с машиной значительных размеров);
  2. трудоемкие работы по планированию скашивания и подготовке поля;
  3. потери зерна при сборе культуры на полях с большим уклоном;
  4. плохая устойчивость.

Простота конструкции обеспечивает надежность и длительную эксплуатацию техники. Стоимость запчастей к комбайну остается доступной, поскольку Дон 1500Б является отечественной моделью. При этом для замены большинства узлов не придется вызывать специальную бригаду или перегонять машину в гараж. Основные ремонтные работы можно выполнить в полевых условиях, что существенно снижает длительность простоя техники и сокращает расходы на обслуживание.

Дон 1500Б предназначен для уборки колосковых и зерновых культур методом прямого и раздельного комбайнирования. Дополнительные приспособления позволяют собирать крупяные мелкосеменные культуры, зернобобовые, кукурузу на зерно, подсолнечник, зерностержневую смесь, сою и семенники трав.

Основные модификации

Дон-1500А

Эта модель – исходная. Все перечисленные выше характеристики и особенности применимы именно к ней.

Дон-1500Б

Данная вариация стала последствием доработки предыдущей модели.

В частности, было проделано следующее:

  • На многие экземпляры стал ставиться более современный двигатель — ЯМЗ-238 АК, без турбонаддува, с V-образным размещением цилиндров.
  • Вместо одного люка камнеуловителя стало два.
  • Увеличен размер кривошипа коленвала с одновременным снижением скорости его вращения.

На одну треть стала больше площадь очистки, благодаря чему производительность сразу поднялась на одну пятую.

Отличительные характеристики моделей Дон-1500А и Дон-1500Б:

Характеристики Дон-1500А Дон-1500Б Ед. измерения
Тип двигателя СМД-31А ЯМЗ-238
Радиус кривошипа коленвала соломотряса 6 8 см
Частота вращения коленвала 157 195 об/мин
Мощность двигателя (эксплуатационная) 165,6 178 кВт
Частота вращения (номинальная) 2000 2000 об/мин
Число цилиндров двигателя 6 8 шт.
Диаметр цилиндра 12 13 см
Ход поршня 14 14 см
Рабочий объем 9,5 14,86 л
Расход горючего (удельный) 224-234 220 г/кВт*ч
Производительность 14000 16800 кг/с
Скорость вращения барабана от 512 до 954 от 450 до 900 об/мин
Диаметр наклонного выгрузного шнека 25 30 см

Дон-1500Н и Дон-1500Р

И напоследок – пару слов о двух более редких модификациях. Вариант Дон-1500Н был предназначен для нечерноземных зон. А Дон-1500Р — для уборки риса. Последняя машина не на колесном, а на полугусеничном ходу (который еще зовут рисовым ходом).
Видео обзор комбайна Дон 1500Б:

Если вы не сталкивались раньше с подобной техникой то самым правильным решением будет взять с собой на сделку человека с опытом эксплуатации. Если такого нет, придется рассчитывать на себя и порядочность продавца.

Устройство

Шесть цилиндров, выстроенных в ряд, находятся внутри четырехтактного мотора с турбонаддувом, охлаждающегося с помощью воды из радиатора трубчатого типа. Воздух очищается, проходя через две ступени очистки. Двигатель стоит рядом с кабиной, возле молотильного механизма.

Мощность отбирается с обеих сторон коленчатого вала, крутящегося по часовой стрелке. С задней части питаются приводы рабочих механизмов, а с передней – гидравлический насос привода ходовой части.

Система тормозов

Агрегат оснащен механическим стояночным тормозом, управляемым рычагом с кнопкой, защелкивающим замок-собачку. Чтобы остановить машину, надо потянуть рычаг на себя до третьего или четвертого щелчка. Снятие с тормоза осуществляется движением рычага вверх и одновременным нажатием кнопки.

Также имеются отдельные для каждого колеса гидравлические рабочие тормоза дискового типа. Они стоят на бортовых планетарно-цилиндрических редукторах и управляются педалями, высоту которых регулируют вилкой тормозного гидравлического цилиндра.

Гидравлика

Данная система состоит из трех: привода управления ходовой частью, привода рулевого управления и гидросистемы рабочих механизмов. Последняя имеет минимум трубопроводов и включает в себя распределители с золотниками, управляемыми механически или гидравлически. С ее помощью, в частности, управляют жаткой, мотовилом, поворотом шнека, копнителем, измельчителем, очисткой воздуховода, прокруткой молотильного механизма.
Схема комбайна Дон-1500

Рулевое управление

Колонка руля работает от гидравлического объемного привода. Колесо руля можно подстраивать под рост комбайнера, изменяя высоту на величину до 11,5 сантиметра. Для этого используется зажим цангового типа. Возможно и наклон руля менять от 5 до 30 градусов – для этого служит педаль.

Ходовая часть

Ведущий мост является раздельно-агрегатным. Он управляется гидравлическим путем, что позволяет бесступенчато изменять скорость передвижения (причем в любом из скоростных диапазонов). Благодаря этому комбайн обладает неплохой маневренностью. Гидравлический мотор стоит на валу коробки передач (механической, трехходовой, имеющей четыре режима при движении вперед и один – при движении назад).

Ведомый мост также работает от гидравлики. Сцепление – сухого типа, однодисковое, с диафрагменной пружиной. Шины имеют протекторы, обеспечивающие отличную проходимость и самоочистку.
Схема цепных передач комбайна Дон-1500

На молотилке подвешивается наклонная камера, к которой, в свою очередь, на шарнирах с пружинами крепится жатка. В состав ее входят механизмы резания и уравновешивания, а также приводной механизм, делители, мотовило (присоединяемое к жатке четырьмя сошками) и шнек.

Механизм резания – может быть с открытыми или сдвоенными пальцами. Мотовило с быстро снимающимися пальцами, управляемое двумя синхронными гидроцилиндрами, оснащено двумя эксцентриками (размещенными по бокам). Угол наклона граблин мотовила регулируется автоматически. Механизм уравновешивания состоит из двух подвесок (регулируемой и нерегулируемой), рычага, съемного штыря, блока пружин и переходника. Шнек имеет увеличенный размер – 59 сантиметров.

Технические характеристики

Технические характеристики зерноуборочного комбайна Дон 1500:

Зерноуборочный комбайн Дон 1500Б – популярный советский комбайн, который применяется для работы на полях в настоящее время. Выпуск семейства начался в Советском Союзе в 1986 году. Модель довольно быстро стала очень популярной, а впоследствии была призвана наиболее удачным проектом страны. По производительности и надежности комбайн не уступал западным аналогам и превосходил большинство отечественных моделей.

Дон 1500Б является разработкой известной компании Ростсельмаш. За 30 лет технические характеристики машины практически не изменились. Ключевой особенностью серии является скребковый транспортер, обеспечивающий уборку и обработку зерновых культур без участия человек. Дебютные образцы семейства были выполнены по классическому стандарту. Спереди располагались большие ведущие колеса, сзади – колеса малого размера с покрышками низкого давления. Это позволяло технике свободно перемещаться в тяжелых условиях.

Выпуск Дон 1500Б завершился в 2006 году. В модельном ряду компании Ростсельмаш семейство заменили более современными комбайнами Vector и Acros.

Дон 1500Б предназначен для уборки колосковых и зерновых культур методом прямого и раздельного комбайнирования. Дополнительные приспособления позволяют собирать крупяные мелкосеменные культуры, зернобобовые, кукурузу на зерно, подсолнечник, зерностержневую смесь, сою и семенники трав.

Для сбора незерновой части техника оснащается универсальным измельчителем, копнителем, капотом и измельчителем-разбрасывателем (опционально). Также для комбайна доступны универсальные жатки и платформа-подборщик. Дополнительные устройства позволяют укладывать солому и мякину в валок или разбрасывать равномерно по площади поля.

Сбор мелкосеменных, крупяных культур, зернобобовых и зерновых колосовых выполняется с максимальным качеством. Дон 1500Б способен работать на неровной поверхности с предельным углом уклона до 8 градусов. Технику можно использовать в любых климатических поясах.

Агрегат оснащен механическим стояночным тормозом, управляемым рычагом с кнопкой, защелкивающим замок-собачку. Чтобы остановить машину, надо потянуть рычаг на себя до третьего или четвертого щелчка. Снятие с тормоза осуществляется движением рычага вверх и одновременным нажатием кнопки.

Основные модификации

Дон-1500А

Эта модель – исходная. Все перечисленные выше характеристики и особенности применимы именно к ней.

Дон-1500Б

Данная вариация стала последствием доработки предыдущей модели.

В частности, было проделано следующее:

  • На многие экземпляры стал ставиться более современный двигатель — ЯМЗ-238 АК, без турбонаддува, с V-образным размещением цилиндров.
  • Вместо одного люка камнеуловителя стало два.
  • Увеличен размер кривошипа коленвала с одновременным снижением скорости его вращения.

На одну треть стала больше площадь очистки, благодаря чему производительность сразу поднялась на одну пятую.

Отличительные характеристики моделей Дон-1500А и Дон-1500Б:

Характеристики Дон-1500А Дон-1500Б Ед. измерения
Тип двигателя СМД-31А ЯМЗ-238
Радиус кривошипа коленвала соломотряса 6 8 см
Частота вращения коленвала 157 195 об/мин
Мощность двигателя (эксплуатационная) 165,6 178 кВт
Частота вращения (номинальная) 2000 2000 об/мин
Число цилиндров двигателя 6 8 шт.
Диаметр цилиндра 12 13 см
Ход поршня 14 14 см
Рабочий объем 9,5 14,86 л
Расход горючего (удельный) 224-234 220 г/кВт*ч
Производительность 14000 16800 кг/с
Скорость вращения барабана от 512 до 954 от 450 до 900 об/мин
Диаметр наклонного выгрузного шнека 25 30 см

Устройство и особенности обслуживания

Ведущий и ведомый мосты комбайна Дон 1500Б управляются посредством гидравлики. Плавность хода обеспечивается за счет раздельно-агрегатного управления ведущим мостом. Функция доступна при любой скорости. Для гидравлического мотора предусмотрены 5 режимов работы (4 варианта для движения вперед, 1 – для движения назад).

Тормозная система включает специальную кнопку и рычаг. Для снятия с тормоза необходимо вытянуть рычаг вверх и нажать на кнопку. Установка тормоза осуществляется путем натяжения рычага на себя до четвертого щелчка. Помимо стояночного тормоза, техника комплектуется тормозом гидравлического типа, управление которым происходит посредством педалей. Система предназначена для смягчения поворотов и перемещения по мягкой и влажной почве. На твердом грунте необходимость в использовании данных тормозов отсутствует.

Дон 1500Б имеет сложную гидравлику с 3 подсистемами: управлением гидросистемой рабочих элементов, приводом управления ходовой части и рулевым управлением. Подобная схема обеспечивает контроль рабочих механизмов: мотовила, копнителя, жатки, молотильной системы, измельчителя, движения шнека, очистки воздуховода и других.

Основным рабочим элементом комбайна является жатка, отвечающая за скашивание культуры. Дон 1500Б оснащается жаткой увеличенного размера, которая крепится при помощи подвесной камеры к молотилке. Спереди у нее присутствует механизм копирования поверхности грунта, позволяющий выполнять срез одинаковой высоты независимо от рельефа. Одной из особенностей модели является наличие второго люка камнеуловителя.

Дон 1500Б подойдет для работы в областях с повышенной влажностью. Вибраторы зернового бункера в этом случае обеспечивают быстроту выгрузки, залипания зерна не происходит.

Для комбайна Дон 1500Б предусмотрена возможность установки дополнительного оборудования:

Читайте также: Как Сделать Ось Легкового Прицепа Из Жигулевской Ступицы 2108 Самостоятельно Своими Руками Ремонт

  • приспособления для создания копен (капота);
  • измельчителя;
  • разбрасывателя;
  • платформы подборщика.

Дополнительные устройства существенно расширяют функционал машины.

Техника имеет цельнометаллическую кабину с большой площадью остекления. По уровню комфорта она уступает большинству современных комбайнов, но предоставляет все условия для нормальной работы. Кресло водителя имеет несколько регулировок. Также в кабине установлен отопитель.

Достоинства модели Дон 1500Б:

  1. малый расход топлива на обмолачивание и скашивание;
  2. большой молотильный барабан, обеспечивающий значительный захват;
  3. надежная конструкция.

Недостатки модели Дон 1500Б:

  1. большие габариты (необходим опыт работы с машиной значительных размеров);
  2. трудоемкие работы по планированию скашивания и подготовке поля;
  3. потери зерна при сборе культуры на полях с большим уклоном;
  4. плохая устойчивость.

Простота конструкции обеспечивает надежность и длительную эксплуатацию техники. Стоимость запчастей к комбайну остается доступной, поскольку Дон 1500Б является отечественной моделью. При этом для замены большинства узлов не придется вызывать специальную бригаду или перегонять машину в гараж. Основные ремонтные работы можно выполнить в полевых условиях, что существенно снижает длительность простоя техники и сокращает расходы на обслуживание.

Оцените статью