Мощный американский герметик, выпускаемый в ёмкостях объёмом 325 мл. Состав поможет быстро закрыть пробоины в радиаторе, тем самым избавив автовладельца от сложного процесса их запаивания.
Течь алюминиевого радиатора отопления: как устранить своими руками
Течь алюминиевого радиатора отопления – большая проблема. Самое неприятное в том, что она возникает в самый неподходящий момент, в отопительный сезон. Но не стоит отчаиваться, если капает алюминиевая батарея – ситуацию можно исправить.
В этой статье мы расскажем вам, что делать, если потек алюминиевый радиатор отопления. Как обнаружить место протечки и определить неисправную секцию. Вы узнаете как устранить течь алюминиевого радиатора отопления, какие шаги предпринять, чтобы проблема не повторилась.
Причины повреждения алюминиевых радиаторов
Алюминиевые радиаторы не отличаются прочностью по сравнению с биметаллическими и чугунными. В многоквартирных домах они чаще всего дают течь из-за перепадов давления в системе и гидроударов.
Перепады температуры воды или теплоносителя также влияют на состояние батарей. Если в системе отопления циркулирует жидкость горячее 100 градусов, она может повредить прокладки, герметик.
При закипании воды или теплоносителя давление в ЦСО (центральной системе отопления) может подняться в разы. Это часто приводит к повреждению секций. В некоторых случаях алюминиевый радиатор может просто лопнуть.
Иногда проблемы связаны с неправильной установкой. Причем алюминиевый радиатор может потечь через несколько лет после монтажа. В данном случае остается уповать только на себя и надеться, что другие батареи были правильно подключены без нарушения норм установки.
Если у вас установлены дешевые алюминиевые батареи, не исключен риск производственного брака. От этого никто не застрахован и определить его заранее нельзя. Поэтому перед тем как купить радиатор, задумайтесь – не проще ли немного доплатить и приобрести хорошую батарею, чем устранять проблемы?
Это интересно! Заклеить небольшую щель на радиаторе можно при помощи термостойкого герметика. Главное — чтоб состав был нейтральным. Кислотные герметики могут разъесть алюминий.
Почему трудно устранять дефекты у алюминия
Алюминий — третий по распространенности химический элемент на нашей планете и сочетает в себе массу великолепных качеств: прочность и хорошую теплопроводность при очень малой массе. Он незаменим тогда, когда требуется изготовить изделие большой площади с интенсивной теплопередачей.
Однако при всех своих неоспоримых достоинствах, у алюминия есть большой минус — он трудно поддаётся ремонту. Поэтому пайка алюминиевого радиатора автомобиля или отопительной системы превращается в большую проблему.
Дело в том, что этот металл относится к химически активным. Высокую стойкость к коррозии обеспечивает прочная оксидная плёнка, предохраняющая алюминий от атмосферного воздействия.
Именно эта плёнка и нарушает процесс пайки. Чтобы добиться соединения металла с металлом, нужно его нагреть. При этом обязательно образуется слой оксидов, который воспрепятствует контакту. Задача мастера, когда встаёт вопрос как запаять алюминиевый радиатор, разорвать этот круг.
Кстати, в случае с медью действует тот же принцип. Медные изделия ценятся именно из-за своей стойкости к ржавчине, но уникальная способность к самозащите от коррозии оборачивается проблемой при ремонте.
Как правильно запаять радиатор
Чтобы убрать оксиды с поверхности алюминия, используют специально приготовленные флюсы. В их состав входят кадмий, висмут или цинк. Именно эти элементы помогают очистить поверхность металла и тем самым соединить изделие с припоем.
Стоимость готовых флюсов с хорошими качественными характеристиками достаточно высокая. Поэтому домашние мастера предпочитают самостоятельно делать подобные составы (плавни).
Чтобы оградить участок изделия, который нуждается в ремонте, от контакта с воздухом, есть несколько способов:
- с использованием железно-канифольного флюса
- с помощью самодельного плавня;
- применение низкотемпературного припоя с проклейкой.
Иногда для решения проблемы, чем заделать алюминиевый радиатор, предлагают применить холодную сварку. Однако это очень ненадёжно, и работает как экстренная мера. Рано или поздно повреждение придётся чинить заново.
Если полученные порошки предназначены для длительного хранения, их нужно пересыпать в темные ёмкости с плотными пробками и убрать подальше от солнечных лучей и других источников тепла.
Комплектация:
- Детали из черных металлов;
- Детали из цветных металлов;
- Пластмасс;
- Стекло;
- Керамику;
- Дерево;
- Мрамор;
- Бетон;
- Гранит;
- Оргстекло.
Обязательно смотрите дату изготовления на обратной стороне вкладыша — срок хранения клея составляет два года.
Срок хранения холодной сварки не превышает двух лет
Клей является двухкомпонентным — до смешивания, компоненты являются инертными друг другу.
Клей является двухкомпонентным. Визуально это выглядит как коричневая сердцевина и белая оболочка
Инструкция по применению клея-сварки «Алмаз»:
Очистите от грязи, обезжирьте и зачистите наждачной бумагой детали в местах соединения.
Отрежьте необходимое для ремонта количество состава, тщательно смешайте его компоненты между собой влажными руками (использовать перчатки) до получения рабочей массы однородного цвета. Состав должен разогреться в руках и стать пластичным и липким.
Немедленно нанесите состав на склеиваемые поверхности, при необходимости зафиксируйте их на 15-20 минут струбциной или жгутом.
Время отверждения — 1 час, после чего состав можно обрабатывать, сверлить, нарезать резьбу, красить.
Окончательная прочность достигается через 24 часа, после чего можно подвергать конструктивным нагрузкам.
Оставшийся клей закрутить пленкой, закрепить резинкой и упаковать в тубу для повторного использования.
Если полученные порошки предназначены для длительного хранения, их нужно пересыпать в темные ёмкости с плотными пробками и убрать подальше от солнечных лучей и других источников тепла.
Демонтаж радиатора отопления
Проверка, очистка и ремонт батареи возможны только после снятия изделия со стены.
Небольшой вес радиаторов из алюминия даже одному человеку позволяет легко, но аккуратно, отсоединить конструкцию от труб и снять с кронштейнов. Но делать это нужно поэтапно:
- Останавливают циркуляцию теплоносителя, сбрасывают давление.
- Во время отопительного сезона дожидаются полного остывания радиатора. Конструкцию отсоединяют от системы труб, снимая муфты на входе и выходе.
- Муфту отодвигают от секции по трубе, батарею снимают с держателей.
- Полностью сливают воду, оставшуюся внутри. Конструкцию кладут на подготовленную ткань внешней стороной вверх.
- Достают фильтр и промывают водой и мыльным раствором.
Следующим этапом монтажа станет разборка радиатора на составляющие. Важнейший момент — правильное отсоединение ниппеля. При откручивании детали секция, за которую она отвечает, начинает плавно раздвигаться.
Часто производитель указывает направление резьбы — D (правая сторона) или S (левая сторона). Начинать откручивать ее ключом нужно аккуратно и медленно. При слишком сильном и неправильном кручении легко сорвать резьбу не только на ниппеле, но и на самой батарее.
Внимание! Как только ниппель повернется на половину оборота, нужно перейти к гайке с другой стороны секции. Поэтапное ослабление с обеих сторон защитит секцию от срыва и возможных механических повреждений.
После разбора секций нужно снять и промыть металлические прокладки. При сильных повреждениях рекомендуется купить запасные детали. Силиконовые прокладки обязательно меняют после разбора батареи.
Стоимость готовых флюсов с хорошими качественными характеристиками достаточно высокая. Поэтому домашние мастера предпочитают самостоятельно делать подобные составы (плавни).
Sintec Coolant Stop Leak
Цена: 134 руб.
Состав, выпускаемый российским производителем Sintec. Один полулитровый флакон этого средства рассчитан на 20 л антифриза.
Препарат добросовестно залатывает пробоины в радиаторе, а также прочих элементах отопительной и охладительной систем автомобиля. Состав устойчив к жаре и не причиняет вреда деталям из пластика, резины, а также цветных металлов.
Преимущества:
- не засоряет радиатор;
- совместим с любыми автомобильными антифризами, базирующимися на этиленгликоле;
- при грамотном использовании заделывает даже большие отверстия в радиаторе;
- не слишком высокая стоимость.
К существенным недостаткам состава Coolant Stop Leak относится только то, что на деталях он держится недолго.
3TON TP-304
Цена: 90 руб.
Основная задача этого американского состава – герметизация систем охлаждения и отопления автомобиля. Подобно тритону, средство пробирается по их каналам, заделывая обнаруженные протечки. Герметик TP-304 отличается прозрачностью. Выпускается он в канистрах ёмкостью чуть более полулитра, рассчитанных на 10 л воды.
Преимущества:
- благодаря уникальной формуле, средство порой показывает результат там, где аналоги бессильны;
- совместимость с водой и любым антифризом;
- не наносит вреда элементам из металла, пластика и резины;
- не комкуется;
- низкая цена.
- нежелательно заливать состав в разогретый или сильно загрязнённый радиатор;
- замерзает при температуре ниже нуля.
Состав, выпускаемый под российским брендом Felix, собрал у автолюбителей немало положительных отзывов. Как утверждают эксперты, этот герметик может закрыть отверстие диаметром до 3–4 мм.
Проверка на герметичность
Качество ремонта можно проверить при помощи воздуха или воды, накачиваемых в радиатор под давлением. Воздушный способ ранее описан.
Водой под давлением проверить можно только во время отопительного сезона. Для этого с одной стороны батареи ставят заглушку, вторую через кран Маевского подключают к подаче. Немного открутив кран и байпас, заполняют радиатор водой. Для облегчения наблюдений под батареей размещают полосу белой бумаги.
Если через 10-15 минут бумага осталась сухой — течь устранена и радиатор можно подключать к общей системе.
Если нет возможности создать давление, то радиатор заполняют подкрашенной водой и оставляют на несколько часов. Обычно через 3-4 часа течь себя проявляет.
Меры предосторожности
Все работы по очистке и пайке алюминиевых батарей необходимо проводить на свежем воздухе или в помещении с принудительной вентиляцией. Пары, выделяемые при нагреве флюсов и припоя, могут вызвать головные боли и тошноту.
Чтоб избежать ожогов от расплавленного припоя и флюса, паяльные работы проводят в закрытой одежде из плотного материала, защитных очках и специальных перчатках.
При ухудшении самочувствия нужно срочно прекратить все работы и покинуть помещение.
При прогревании повреждённого участка газовой горелкой необходимо установить мощность пламени, достаточную только для нагрева. Превышение нормы грозит прожжённым радиатором.
Если повреждение слишком большое и нет уверенности в положительном результате ремонта, лучше обратиться к специалистам ремонтной мастерской. В любом случае местный ремонт обойдётся дешевле покупки новой батареи.
Алюминиевые радиаторы имеют много преимуществ, среди которых основным является быстрые нагрев и остывание элементов. Кроме того, они пользуются повышенным спросом благодаря большому количеству дизайнерских решений. Но ремонт данного вида — батарей довольно трудоёмкая процедура и требует определённых навыков.