При обнаружении видимых повреждений датчик необходимо заменить. Если датчик загрязнен, его можно очистить с помощью специального очистителя (спрей на спиртовой основе). Датчики SMART очень чувствительны, поэтому не следует очищать их механически. Датчик не подлежит ремонту!
Что такое дмрв, где находится, как работает и можно ли ездить без него
В современных автомобилях с инжекторными двигателями за подготовку смеси отвечают электронные системы. Качество смеси зависит от соотношения смешивания топлива и воздуха. В зависимости от количества воздуха, проходящего через дроссельную заслонку, блок управления двигателем определяет, какое количество топлива должно подаваться в цилиндры. Датчик массового расхода воздуха или ДМРВ используется для определения количества воздуха, подаваемого в двигатель; в некоторых источниках его называют «волюметром».
«Где находится ПМРВ?». — Неопытные автовладельцы задаются этим вопросом. Он устанавливается в воздуховоде впускного канала сразу за воздушным фильтром и подключается к ЭБУ через шестиконтактную колодку.
Теоретически, измерить количество воздуха, проходящего через дроссельную заслонку, не слишком сложно. При нажатии на педаль акселератора заслонка открывается, и воздух поступает легче; при отпускании, напротив, всасывается гораздо меньше воздуха. Однако, поскольку двигатель постоянно работает в различных условиях движения, водитель постоянно ускоряется и отпускает акселератор, а в системе впуска есть турбины, на практике задача может оказаться гораздо сложнее.
Устройство и принцип работы ДМРВ
Датчик массового расхода воздуха не содержит движущихся частей. Это увеличивает срок его службы. Принцип работы заключается в следующем. Чувствительным элементом в первых датчиках, разработанных компанией Bosch, была платиновая проволока или никелевая сетка. На элемент подается электрический ток, который нагревает его. Когда система подключена, термопара нагревается до температуры на 100 градусов выше температуры всасываемого воздуха, а температура никелевой решетки на 75 градусов выше температуры всасываемого воздуха.
Поступающий поток воздуха охлаждает чувствительный элемент, поэтому для поддержания его температуры требуется больший ток. Управление двигателем определяет, сколько воздуха поступает в двигатель из-за повышенного тока. Некоторые датчики массового расхода имеют частотный выход, то есть частота их выходных импульсов является переменной величиной. Эти датчики массового расхода воздуха использовались в двигателях автомобилей ВАЗ, оснащенных блоком управления Январь-4.1.
Современные датчики SMART, в том числе и для автомобилей ВАЗ, имеют более сложную конструкцию. Вместо проводов или тканей в качестве сенсорного элемента в них используется тонкая фольга с датчиками температуры и нагревательным элементом. Принцип работы SMART автомобиля ВАЗ несколько иной. В середине фольги находится зона нагрева, степень нагрева которой контролируется температурными датчиками. Два дополнительных температурных датчика расположены по обе стороны панели, т.е. один находится непосредственно в потоке воздуха, а другой скрыт за панелью. Когда автомобиль неподвижен, температура обоих датчиков одинакова; во время движения первый датчик охлаждается входящим потоком воздуха, а температура второго датчика практически не меняется. Разница температур между датчиками температуры прямо пропорциональна весу всасываемого воздуха.
Какой ДМРВ лучше
Каждый датчик имеет свои преимущества и недостатки, поэтому однозначного ответа на этот вопрос нет. Проводной датчик массового расхода характеризуется высокой надежностью. Это его главное преимущество, которое может компенсировать любые недостатки, включая более низкую точность измерений по сравнению с пленкой DMRV и неспособность обнаружить обратный поток воздуха.
Пленочный датчик, устанавливаемый в современных двигателях ВАЗ, способен обнаружить обратный поток воздуха (когда температура второго датчика ниже температуры первого) благодаря двум температурным датчикам. Основным недостатком датчика является то, что он чувствителен к грязи и влаге. Поэтому, если владелец автомобиля хочет обеспечить бесперебойную работу датчика, он должен тщательно следить за состоянием воздушного фильтра.
Что такое ДМРВ
В современных двигателях используются два типа систем подачи топлива: распределенный впрыск, при котором инжектор направляет топливо во впускной коллектор, и прямой впрыск в камеру сгорания. Обе системы требуют правильной работы датчика массового расхода воздуха, который раньше был механическим датчиком (типа крыльчатки), а теперь не имеет движущихся механических частей и работает термоанемометрически (от «анемо» — ветер).
Примечания:
- А – Электронная плата.
- В – Разъем для подключения ДМРВ к ЭБУ.
- С – Регулировка CO.
- D – Кожух расходомера.
- Е – Кольцо.
- F – Проволока из платины.
- G – Резистор для термокомпенсации.
- Н – Держатель для кольца.
- I – Кожух электронной платы.
Принцип работы и пример рабочей схемы датчика объема резьбы.
Разобравшись с конструкцией прибора, перейдем к принципу его работы, который основан на термоанемометрическом методе, при котором термистор (RT), нагреваемый протекающим через него током, помещается в поток воздуха. Под его воздействием изменяется теплопередача и, соответственно, сопротивление РТ, что позволяет рассчитать объемный расход воздушной смеси с помощью уравнения Кинга:
Где I — ток, протекающий через RT и доводящий его до температуры T1. В этот момент T2— температура окружающей среды и K1и K2— являются постоянными коэффициентами.
Значение расхода воздуха может быть получено из приведенной выше формулы:
Ниже приведен пример рабочей схемы с мостовым соединением термопары.
Примечания:
- А – Корпус расходомера, в который вставляется измерительное приспособление (Е).
- В – Контакты разъема, который подключается к ЭБУ.
- С – Чувствительный элемент (кремневый кристалл с несколькими слоями напыления, помещенный в защитный кожух).
- D – Электронный контролер, при помощи которого производится предварительная обработка сигналов.
- Е – Корпус измерительного приспособления.
- F – Канал, сконфигурированный таким образом, чтобы снимать тепловые показатели с отраженного и входного потока.
- G – Измеряемый поток воздушной смеси.
Как упоминалось выше, принцип работы датчиков с нитью и фольгой аналогичен. То есть сначала сенсорный элемент доводится до температуры. Поток воздушной смеси охлаждает термопару, что позволяет рассчитать массу воздушной смеси, проходящей через датчик.
Промывать или нет?
Многие инженеры с многолетним опытом и обычные автовладельцы считают, что «уставший» расширительный клапан можно оживить элементарной промывкой — то есть вынуть его из корпуса и тщательно «замочить» в каком-нибудь «очистителе карбюратора» или спирте, подобно тому, как это делали с жиклерами карбюратора 20-30 лет назад. Существуют даже специальные средства для очистки датчиков, которые не имеют ничего общего с удалителями отложений, используемыми для промывки карбюратора. Поэтому цена на эти «высокоспециализированные» чистящие средства совершенно иная — и, как легко представить, более высокая. Более того, производители таких жидкостей прямо указывают, что они не творят чудес и не превращают «полумертвый» датчик в совершенно новый, а предназначены для профилактической очистки ДМРВ исправной работы — для удаления загрязнений от пыли и масляного тумана, попавших во впускное отверстие из системы вентиляции картера.
Примечание: Для промывки датчика давления воздуха используется специальное средство для очистки, а не универсальный очиститель карбюратора или очиститель топливной системы.
Практический опыт использования таких «чудо-средств» показывает, что они могут несколько снизить показания датчика, который по-прежнему находится в идеальном состоянии, но такие манипуляции помогают мертвому призору, если значение выше 1,05 В…
Главное — не повредить датчик, ведь он боится даже пыли, не говоря уже о механическом воздействии.
Многие неопытные водители разрушают еще живые датчики при их промывке. Чувствительные компоненты нельзя трогать руками или протирать тканью, а сильное давление жидкости приведет только к повреждению. Поэтому подходите к очистке расширительного клапана в гараже с осторожностью и помните: если датчик уже «мертв», это не опасно и не поможет, но даже если он еще полностью исправен, процедура может не дать никакого заметного результата.
Как проверить датчик расхода воздуха (3 способы проверки)
В некоторых случаях его может потребоваться снять с автомобиля для проверки в DMV. Процесс разборки:
- Ослабить хомут,
- Снять воздушный патрубок,
- Открутить винты крепления датчика к корпусу воздушного фильтра.
- Перед тем как отключить электрический разъем, необходимо снять минусовую клемму с аккумуляторной батареи. Это нужно сделать, чтобы электронный блок управления двигателем не выдал ошибку, и не загорелась лампа «чэка».