Что такое ЭБУ в автомобиле, где находится. Расположение блока управления двигателем.

Двигатель
Расположение блока управления двигателем - Дополнительная защита Конструктивные особенности электронного блока управления Популярное на сайте Замена блока управления двигателем Jeep Grand Cherokee 2021 года. Дата выхода в России нового кузова

В каждом автомобиле имеется своя схема реле ламп. Как и любой другой компонент, он может выйти из строя и потребовать замены. Чтобы разобраться в довольно серьезном вопросе о том, как его заменить, необходимо начать с основ.

Содержание

Что такое ЭБУ в автомобиле, где находится

В системе рулевого управления современного автомобиля используются всевозможные электронные приборы. Они помогают управлять автомобилем, автоматизируют многие процессы, повышают безопасность и улучшают другие эксплуатационные характеристики. Электронный блок управления двигателем используется для координации большинства процессов.

  • 1 Бортовое оборудование
  • 2 Поставленные задачи перед ЭБУ
  • 3 Как устроен и где находится блок управления двигателем
  • 4 ПО электронного блока
  • 5 Мониторинг ошибок ЭБУ
  • 6 Популярные неисправности автомобильного электронного компьютера

Бортовое оборудование

В иностранных автомобилях этот блок называется ECU. Этот ЭБУ используется в различных типах бензиновых и дизельных двигателей. Во время работы этот блок взаимодействует со всевозможными датчиками, которые собирают актуальную информацию о текущих параметрах автомобиля.

Определяя, как работает блок управления двигателем, что это такое и как он участвует в процессах, следует иметь в виду, что блок занят обработкой полученных параметров по имеющемуся алгоритму. На основе имеющихся рабочих значений двигателя ЭБУ посылает соответствующие команды на исполнительные механизмы, установленные в трансмиссии.

что такое ЭБУ в автомобиле

Это происходит потому, что автомобиль оснащен интегрированной сетью. А что такое ЭБУ в автомобиле? По сути, он является основным компонентом этой сети. Иногда эти электронные системы обоснованно называют главным компьютером автомобиля. Более разговорный термин — «мозг».

ЭБУ встречаются не только в двигателе внутреннего сгорания, но и в других системах автомобиля. Вы найдете их, например, в следующих разделах:

  • коробка переключения скоростей «автомат»;
  • тормозная антиблокировочная система (ABS);
  • управление подушками безопасности (airbag);
  • системы курсовой устойчивости (ESP, ESV, VSC и т.д.);
  • блок климат-контроля и пр.

Каждая из систем имеет персональный блок управления. Для каждого индивидуального блока управления существует персональный блок управления.

Блок управления двигателем внутреннего сгорания является самым важным из различных электронных устройств. В его задачи входит непрерывная обработка и обмен текущими параметрами с другими системами. Для связи используется специальный кабель — шина CAN. Это объединяет все компоненты в единую цифровую систему — сеть автомобиля.

Двусторонняя связь всех сетевых соединений на борту автомобиля обеспечивает оптимальную работу системы привода.

При определении блока управления в вашем автомобиле и места его расположения важно учитывать, что его работа обеспечивает следующие уровни комфорта:

  • оптимизируется расход топлива;
  • своевременно регулируется впрыск в цилиндры;
  • автоматически подбирается во время впуска достаточный объем воздуха для топливной смеси.

Функциональность главного компьютера влияет на выходную мощность автомобиля, величину крутящего момента в различных режимах работы и другие важные эксплуатационные характеристики. В этом случае устройство всегда должно находиться в хорошем рабочем состоянии.

Читайте также: Возможные причины почему машина не заводится

Поставленные задачи перед ЭБУ

Производители автомобилей возлагают на ЭБУ следующие задачи:

  • управление зажиганием;
  • контроль позиции дроссельной заслонки;
  • мониторинг и корректировка фазами газораспределения;
  • управление и осуществление контрольных функций над фазами впрыска топлива;
  • мониторинг термосостояния силовой установки и его охлаждающей системы;
  • контроль системы выхлопных газов.

как функционирует блок управления ДВС

Информация от датчиков коленчатого вала о его скорости передается в мозг. Учитывается текущая скорость автомобиля, значение напряжения во всей цепи управления и т.д.

Принцип работы

p, blockquote 5,0,0,0,0 —>

Электронный блок управления двигателем работает на основе стандартной архитектуры микроконтроллера. Данные о параметрах двигателя от различных датчиков поступают в ЭБУ и затем обрабатываются (усиливаются, оцифровываются, кодируются).

p, blockquote 6,0,0,0,0 —>

Основная обработка данных по определенному алгоритму выполняется микропроцессором, который посылает сигналы на исполнительные механизмы через выходную шину. Эти сигналы адаптируются (преобразуются из цифровых в аналоговые, усиливаются) и подаются на разъемы электронного блока управления.

p, blockquote 7,0,0,0,0 —>adsp-pro-1 —>

В задачи блока управления входит диагностика работы основных компонентов. Современные блоки управления способны обнаруживать широкий спектр ошибок:

  • отсутствие напряжения питания на электронных узлах двигателя или пониженное питание;
  • обрыв электрических цепей или короткое замыкание;
  • некорректные сигналы на выходе датчиков;
  • пропуски зажигания и впрыска;
  • несоответствие углов зажигания;
  • и многие другие.

Неисправности хранятся в энергонезависимой памяти до тех пор, пока они не будут устранены диагностическим оборудованием (существующие неисправности не могут быть устранены без устранения причины неисправности).

p, blockquote 9,0,0,0,0 —>

На старых автомобилях неисправности можно устранить, временно отключив аккумулятор от бортовой сети (примерно на 15 минут).

Блок управления работает совместно с иммобилайзером, блокируя работу двигателя в случае несанкционированного доступа. Каждый блок управления выполняет эту функцию в соответствии с алгоритмом производителя.

p, blockquote 11,0,0,0,0 —>

  • сигнал зажигания на катушку;
  • импульсы впрыска топлива;
  • разрешение на запуск стартера и др.

На некоторых автомобилях двигатель может запуститься на несколько секунд, а затем остановиться.

p, blockquote 13,0,0,0,0 —>

Прошивка ЭБУ immooff доступна для многих ЭБУ. Можно переписать память ЭБУ и забыть о проблемах с иммобилайзером, но это делает автомобиль более уязвимым для угона.

Схема

p, blockquote 15,0,0,0,0 —>

Электрическая схема самого ЭБУ является коммерческой тайной, и ее очень трудно найти даже для отечественных автомобилей.

p, blockquote 16,0,0,0,0 —>

По этой причине ремонт ЭБУ может выполняться только профессиональными электронщиками. Обычно в ЭБУ повреждаются транзисторы управления впрыском и зажиганием, стабилизаторы опорного напряжения и микропрограмма.

p, blockquote 17,0,1,0,0 —>

Усовершенствователи чипов иногда намеренно изменяют прошивку, чтобы улучшить реакцию двигателя или снизить расход топлива.

p, blockquote 18,0,0,0,0 —>adsp-pro-2 —>

Видео — прошивка ЭБУ M74:

p, blockquote 19,0,0,0,0 —>

p, blockquote 20,0,0,0,0 —>

Электрическая схема ЭБУ необходима для ремонта электронных компонентов двигателя. Такие диаграммы можно найти в руководствах по обслуживанию и ремонту, программных и аппаратных системах, таких как AUTODATA и TOLERANCE.

p, blockquote 21,0,0,0,0 —>

Рассмотрим, например, организацию блока управления двигателем автомобиля Volkswagen Golf 3 2001 года выпуска, двигатель AEE, ЭБУ Magneti Marelli 1 AV.

p, blockquote 22,0,0,0,0 —>

Схема подключения

p, blockquote 23,0,0,0,0 —>

Не погружаясь слишком глубоко в схему, можно увидеть, что ЭБУ использует сигналы от датчика распредвала, датчика массового расхода воздуха, датчика температуры охлаждающей жидкости, датчика дроссельной заслонки и датчика кислорода.

p, blockquote 24,0,0,0,0 —>

Сигнал от датчика распредвала модулируется:

p, blockquote 25,0,0,0,0 —>

сигнал с датчика

p, blockquote 26,0,0,0,0 —>

В качестве исполнительных механизмов ЭБУ управляет топливной форсункой, дроссельной заслонкой и подает сигналы зажигания на коммутатор катушки зажигания:

p, blockquote 27,0,0,0,0 —>

управляющий сигнал

p, blockquote 28,0,0,0,0 —>

ЭБУ подключен к иммобилайзеру и приборной панели.

p, blockquote 29,0,0,0,0 —>

Чтобы проверить электрические соединения блока управления двигателем, необходимо знать назначение контактов, которое также приводится в руководствах пользователя:

p, blockquote 30,0,0,0,0 —>

распиновка блока управления двигателем

p, blockquote 31,0,0,0,0 —>

Где стоит блок управления двигателем

p, blockquote 32,0,0,0,0 —>

В автомобилях до 1990-х годов наиболее логичным считалось расположение блока управления двигателем в салоне, вблизи левой или правой передней стойки, в пространстве для ног пассажира или водителя. Прежде всего, это место считалось наиболее защищенным с точки зрения механических повреждений и проникновения влаги.

p, blockquote 33,0,0,0,0 —>

Видео — Трансмиссия ЭБУ в Калине:

p, blockquote 34,0,0,0,0 —>

p, blockquote 35,1,0,0,0 —>

С середины 1990-х годов блоки управления двигателем располагаются в пространстве под кузовом. Это объясняется следующими соображениями:

  • под капотом легче производить поиск неисправностей электрических соединений;
  • все коммуникации с датчиками двигателя и исполнительными механизмами становятся короче, следовательно, надежнее;
  • ЭБУ стали более надежно защищаться от влаги с помощью специальных герметиков.

При отсутствии справочников найти блок управления двигателем несложно, двигаясь вдоль длинного жгута проводов системы управления двигателем. Обычно это небольшой электронный блок в металлическом корпусе с одним или несколькими разъемами на конце.

p, blockquote 37,0,0,0,0 —>

электронный блок управления двигателем

p, blockquote 38,0,0,0,0 —>

Во многих случаях трудно добраться до внутренней части печатной платы, поскольку она закрыта зазорами, которые необходимо удалить. Печатная плата обычно содержит небольшое количество компонентов.

p, blockquote 39,0,0,0,0 —>

плата и компоненты

p, blockquote 40,0,0,0,0 —>

Как выглядит ЭБУ

Электронный блок управления (со снятой крышкой)

Электронный блок управления (со снятой крышкой)

Это электронная печатная плата, помещенная в небольшой корпус (алюминиевый или пластиковый). Материал корпуса зависит от места установки устройства. Если он находится в салоне, то обычно в пластиковом корпусе, а под капотом — в металлическом. Пара соединений шины CAN выведена от блока управления наружу. Иногда имеется дополнительное подключение для облегчения диагностики и обновления прошивки.

Внутри ЭБУ построен как мини-компьютер, плата ЭБУ состоит, в частности, из микросхем памяти:

  • ОЗУ – оперативной памяти для обработки промежуточных данных об автомобиле,
  • ППЗУ – постоянная память, хранит установки функций двигателя и прочее необходимое ПО.
  • ЭРПЗУ – предназначено для хранения временной информации: кодов блокировки и доступа, пробега, температуры в двигателе, расхода горючего и пр.

Функциональные микросхемы ЭБУ получают данные о состоянии и состоянии автомобиля, анализируют их и отправляют текущие команды на исполнительные устройства. Компоненты управления ЭБУ представляют собой модули, которые обнаруживают и анализируют неисправности. Они указывают на неисправность («Check Engine» или другое предупреждение) или препятствуют запуску двигателя.

ЭБУ легко узнать по двум подключенным к нему шлейфам. Если блок управления находится под капотом, то он расположен рядом с блоком предохранителей или аккумулятором. Если он находится в салоне, то обычно располагается под приборной панелью или под задним сиденьем. Существуют модели автомобилей, в которых блок управления расположен даже в багажнике.

Где находится ЭСУД

В подавляющем большинстве случаев ЭБУ (электронный блок управления) расположен под приборной панелью. В различных моделях автомобилей он может быть расположен по центру или в районе рулевого колеса. Обычно он легко доступен с помощью обычной отвертки. Это место легко доступно. Визуально и отечественные, и зарубежные блоки управления представляют собой небольшую плоскую коробку (обычно размером с две ладони) с разъемами для подключения кабелей.

ЭБУ изнутри

Когда вы открываете коробку, вы видите довольно большую доску. Неопытные автовладельцы или неопытные пользователи компьютеров могут принять его за материнскую плату компьютера. Мы не будем подробно описывать его конструкцию, но вкратце рассмотрим его основные компоненты.

Читайте также: сколько масла нужно заливать в двигатель ваз 2115 и как это сделать

эбу расшифровка

Сколько топлива необходимо для заправки двигателя? Что это такое? Существуют различные типы памяти. ПЗУ — это программируемая константа, в которую программисты заложили необходимые алгоритмы для работы двигателя и других систем. Оперативная память — это рабочая память, необходимая для управления промежуточной информацией. Она обрабатывается в режиме реального времени. EEPROM — это электронная перепрограммируемая память. Он используется для хранения временных данных.

Компоненты ЭБУ

Все части блока управления можно разделить на 2 больших блока:

Программное обеспечение

Он состоит из нескольких модулей, имеющих вычислительный характер:

  • контрольного – он настроен на инспектирование исходящих сигналов, а также их корректировку, если в этом есть необходимость. Причем данный модуль в состоянии даже заглушить силовой агрегат;
  • функционального – в его задачи входит получение сигналов, поступающих от различных датчиков, дальнейшая их обработка, а также формирование команд для приборов исполнительного характера.

Аппаратное обеспечение

Он состоит из различных электронных компонентов — микропроцессоров и других. Встроенный аналого-цифровой преобразователь улавливает аналоговые сигналы, поступающие от различных датчиков, и преобразует их в цифровую форму, которой следует микропроцессор. Если требуется обратное преобразование (команды, поступающие от процессора), конвертер переводит и их. Кроме того, блок управления принимает импульсные сигналы, которые также проходят через преобразователь для преобразования в цифровую форму.

Принцип работы электронного блока

Блок управления работает, получая информацию от различных датчиков, число которых в современных моделях может достигать 20 и более:

  • данные о расходе воздуха;
  • показатели с лямбда-зонда;
  • информация о коленчатом вале (его положение и частота вращения детали);
  • сигналы о неровности трассы и т. д.

Помимо обработки этих сигналов, ЭБУ также посылает сигналы на различные устройства:

  • зажигание – это может быт как одна катушка, так и сразу несколько (зависит от типа силового агрегата). Данный узел отвечает за своевременную подачу искры со свечи в цилиндры мотора.
  • световой индикатор – его назначение состоит в выдаче уведомлений о наличии ошибок, причем как в двигателе, так и непосредственно в блоке.
  • форсунки – посредством них осуществляется впрыск горючего в цилиндры. При этом частота изменения количества этого горючего постоянно меняется, ведь зависит от различных условий. В данном случае на первый план выходят характеристики форсунок (реакция их управляющих компонентов на перемены команд из ЭБУ, а также скорость их функционирования).
  • тестеры – оборудование диагностического назначения подключается через специальный разъем, если возникает необходимость в проверке мотора и электронного блока управления двигателем.

Плюсы и минусы электронного блока управления двигателем

Несмотря на очевидные преимущества ЭБУ, у него есть и свои плюсы.

Достоинства ЭБУ

  • оптимизация динамических показателей;
  • снижение расхода;
  • простота запуска мотора – ЭБУ оперативно адаптируется в непростых условиях функционирования (прогрев мотора зимой или режим холостого хода);
  • отсутствие потребности в ручной регулировке;
  • повышение показателей экологической чистоты.

Недостатки ЭБУ

  • дороговизна компонентов;
  • невозможность ремонта – только замена;
  • потребность в дорогом и сложном оборудовании для диагностики ЭБУ, а еще специально обученных техниках и электриках;
  • высокие требования относительно показателей надежности в электропитании;
  • необходимость в качественном горючем.

Электронный блок управления

При включении зажигания контроллер, кроме выполнения упомянутых выше функций, обменивается информацией с АПС (если функция иммобилизации включена – см. активация иммобилайзера АПС-6). Если в результате обмена определяется, что доступ к автомобилю разрешен, то контроллер продолжает выполнение функций управления двигателем. В противном случае работа двигателя блокируется.

ЭБУ также выполняет функцию диагностики системы. Он определяет наличие неисправностей в компонентах системы, подает сигнал тревоги и сохраняет в своей памяти коды, которые указывают на характер неисправности и помогают специалисту выполнить ремонт.

Контроллер подает напряжение 5 В или 12 В на различные устройства. В некоторых случаях он питается от резисторов контроллера, которые имеют настолько высокое номинальное сопротивление, что индикатор не загорается при активации. В большинстве случаев обычный вольтметр с низким внутренним сопротивлением не даст точных показаний.

Для контроля выходного напряжения регулятора необходим цифровой вольтметр с внутренним сопротивлением не менее 10 МОм.

Признаки выхода из строя электронного блока управления

По статистике, проблемы с электронным блоком управления часто связаны с неправильной работой модулей.

Причины и симптомы неисправностей

Причины, которые могут привести к выходу из строя ЭБУ:

  • прикуривание двигателя машины от авто с заведенным силовым агрегатом;
  • ошибки, допущенные при подключении АКБ, в частности, речь идет о несоответствии полярностей клемм;
  • монтаж противоугонной системы неквалифицированным специалистом, который привел к ошибкам установки;
  • демонтаж зажимов батареи при заведенном двигателе;
  • активация стартерного устройства с отключенной силовой шиной;
  • негативное воздействие влаги на ЭБУ, если жидкость попала внутрь устройства, на саму плату;
  • повреждение электроцепи, к которой подключен электронный модуль, либо замыкание на участке электролинии;
  • случайное подключение электрода при выполнении сварочных работ на электроцепь или контроллеры, установленные на авто;
  • механические повреждения устройства, которые могут произойти в случае аварии;
  • ошибки, допущенные при перепрошивке девайса;
  • неисправности в работе высоковольтной составляющей системы зажигания — распределительных устройств, кабелей, катушек и т. д.

Признаки, по которым можно определить неисправность в ЭБУ:

  • электронный модуль перестал реагировать на сигналы, подающиеся от контроллеров температуры, регулятора кислорода и положения дросселя;
  • двигатель автомобиля перестал запускаться либо появились проблемы в его управлении;
  • при функционировании силового агрегата периодически происходят блокировки систем сцепления, дверных замков и т. д.;
  • на ЭБУ перестали подаваться сигналы от исполнительных узлов — датчиков холостых оборотов, системы зажигания, топливного насоса, системы управления форсунками и т. д.;
  • различные неполадки механического плана — вышедшие из строя платы электронных приборов, перегоревшие электропроводники и т. д.;
  • троение мотора машины;
  • на электронные устройства и оборудование перестало подаваться питание;
  • на экране бортового компьютера или приборной панели постоянно выводятся ошибки.

Гаражный канал имеет проверенную процедуру диагностики компьютера устройства и сброса неисправностей в гараже.

Устранение неполадок

Каждый агрегат оснащен системой тестирования, которая позволяет проводить диагностику неисправностей в гараже. Для проведения теста владелец автомобиля должен подключить прибор через компьютер с предустановленным диагностическим программным обеспечением. Разрешается использовать тестеры и сканеры для проведения теста. Информация, полученная с помощью диагностической процедуры, сравнивается со стандартными параметрами.

Все причины неисправностей блоков управления можно разделить на два типа — неисправная прошивка или неисправная проводка.

Читайте также: ГАЗель, рабочий цилиндр сцепления: устройство, регулировка.

Работа программного обеспечения может быть восстановлена путем сброса настроек устройства — задача, которая может быть выполнена только профессионалами с опытом. Электрические показания можно проверить в мастерской с помощью мультиметра. Чтобы найти неисправность в цепи, автовладельцу необходимо разобраться в схеме ЭБУ, которая различается в зависимости от модели установленного блока.

Признаки выхода из строя ЭБУ и причины его поломок

Отказ ЭБУ обычно характеризуется следующими симптомами:

  • блок не реагирует на сигналы с лямбда-зонда – показания датчиков температуры, а также положения дроссельной заслонки;
  • отсутствуют сигналы, свидетельствующие об управлении разными компонентами исполнительного характера – клапаном холостого хода, системой зажигания, топливными форсунками, бензонасосом и т. д.
  • повреждения механического характера – перегоревшие проводники или микросхемы.

Видео: Ремонт электронных блоков управления

Как правило, существует несколько наиболее распространенных инцидентов, которые могут привести к такой неудаче:

  • попадание влаги на поверхность ЭБУ;
  • замыкание проводки вследствие ее обрыва или иного фактора;
  • неверная полярность во время подключения аккумулятора;
  • активация стартера, когда силовая шина отключена;
  • когда аккумулятор «прикуривается» от автомобиля, у которого запущен двигатель;
  • если аккумуляторная клемма снимается при работающем моторе;
  • в случае, когда в процессе проведения сварочных работ электрод цепляет проводку машины или ее датчики;
  • ремонт либо установка сигнализации неквалифицированным электриком;
  • поломки в системе зажигания (ее высоковольтной части) – это могут быть провода, катушки зажигания или распределитель.

Во время проверки в первую очередь необходимо проверить возможность обеспечения безопасности и только потом возможность выполнения. А для автомобилей существуют таблицы важности каждого компонента. Причина такой классификации заключается в том, что потеря одной вторичной функции обычно означает потерю нескольких функций производительности одновременно.

Как видите, электронный блок управления двигателя играет ключевую роль в функционировании всей системы. Поэтому неисправности в этом компоненте должны быть устранены.

Оцените статью