Зажигание оказывает пагубное влияние на работу двигателя внутреннего сгорания. Это явление характеризуется тем, что топливно-воздушная смесь не сгорает, а взрывается в цилиндрах блока. Взрыв сопровождается металлическим лязгом восьми клапанов. Топливо воспламеняется до достижения момента зажигания.
Для чего нужен датчик детонации
Датчик зажигания на автомобиле
Датчик зажигания влияет на качество топливной смеси, впрыскиваемой в цилиндры, и на время впрыска.
До появления автомобилей с впрыском топлива водители пытались самостоятельно корректировать момент зажигания, изменяя угол зажигания, «раскручивая» цепь или ремень ГРМ. Опытные механики могли на слух определить, откуда исходит «звон». Двигатели с впрыском топлива имеют собственные «системы самодиагностики». Датчик зажигания является одним из таких устройств. Он не только обнаруживает повышенное зажигание, которое каким-то образом возникло в двигателе, но и посылает сигнал в ЭБУ и корректирует определенные параметры работы двигателя — качество и количество топливной смеси, момент зажигания. Итак, что делает датчик зажигания:
- на «правильность» впрыскиваемой в цилиндры двигателя топливной смеси (её «качество»), а также на своевременность впрыска;
- на угол опережения зажигания.
Признаки неисправности датчика детонации
Повреждение или неправильный сигнал от датчика приводит к нехарактерному шуму двигателя, увеличению расхода топлива (более чем на 10%) и, возможно, ухудшению динамики разгона. Кроме того, двигатель может чрезмерно «дымить».
Положение датчика зажигания двигателя
Датчик зажигания традиционно располагается в блоке цилиндров — примерно в середине блока цилиндров.
Он расположен в блоке цилиндров — примерно посередине. Такое размещение позволяет ему «накрыть» максимально возможный объем двигателя. Кстати, датчики удара в автомобильных сигнализациях расположены аналогичным образом — ближе к центральной линии автомобиля. Штифт датчика срабатывания вкручивается в блок (или в специальный «сальник»). Если вы хотите заменить датчик включения, отсоедините провода и открутите гайку — это просто. Если разъем датчика зажигания «застрял» и не снимается, перережьте провода — так легче захватить гайку датчика головкой. Перерезанные провода лучше восстановить пайкой — любая минимальная потеря тока исказит сигнал, поступающий от датчика — ток, протекающий через них, очень мал.
Устройство датчика
Конструкция датчика зажигания двигателя
Общей особенностью всех типов датчиков зажигания является наличие пьезоэлектрического элемента.
Схема датчика детонации, показанная выше, не одинакова для всех этих устройств — они могут быть либо широкополосными, либо настроенными только в очень узком диапазоне частот. Однако общим для всех типов является наличие пьезоэлектрического элемента. Пьезоэлектрические кристаллы — это вещества, которые излучают электрические импульсы при изменении своей формы. Поэтому эти вещества идеально подходят для разработки устройств, реагирующих на резкий звук, на волну, распространяющуюся через резиновое тело, и так далее. Ремонт датчика триггера представляет большой интерес для любознательных. Среднему автомобилисту гораздо проще купить новый — цена датчика зажигания «ВАЗ» составляет от 200 до 300 рублей. При его замене не переусердствуйте с усилием, прилагаемым к ключу — момент затяжки датчика зажигания должен обеспечивать только надежную фиксацию корпусного блока.
Назначение датчика детонации
- Назначение датчика детонации
- Расположение датчика детонации на Лада Гранта
- Стоимость датчика
- Методы проверки датчика детонации
- Требуемые инструменты
- Самостоятельная замена датчика на Лада Гранта
Датчик зажигания автомобиля Grant имеет круглую форму сердечника с крепежным отверстием в центре. Сбоку находится клеммная колодка, обеспечивающая электрическое соединение между манометром и блоком управления главного привода. Внутри датчика находится чувствительный пьезоэлектрический элемент. Работа двигателя и разрядка сопровождаются вибрациями, которые в датчике преобразуются в импульсы определенной амплитуды и частоты.
Напряжение с определенной частотой и амплитудой передается в ЭБУ по кабелю. Оценка данных проводится в основном разделе. Отклонение от нормального сигнала указывает на возникновение воспламенений во время работы двигателя. ЭБУ посылает управляющие команды в соответствии с алгоритмами, и зажигание воздушно-топливной смеси нормализуется.
Отказ от зажигания снижает паразитную нагрузку на двигатель. Это положительно сказывается на сроке службы двигателя. Таким образом, основная задача датчика детонации заключается в своевременном обнаружении детонации и информировании главного блока, что в конечном итоге приводит к увеличению срока службы системы привода.
Расположение датчика детонации на Лада Гранта
Для повышения чувствительности датчик зажигания в Lada Granta с 8- и 16-клапанными двигателями расположен непосредственно в блоке цилиндров. Он вкручивается в заранее подготовленное резьбовое отверстие. ДД расположен рядом со вторым цилиндром. Именно здесь вибрации при зажигании возникают наиболее сильно.
Стоимость датчика
Оригинальный датчик зажигания 21123855020 предназначен для Lada Granta с 16 и 8 клапанными двигателями. Он производится компанией Lada. Цена ДД составляет 180-400 рублей. Также можно приобрести аналоговое устройство. В следующей таблице представлены лучшие альтернативы оригинальному KS, которые хорошо зарекомендовали себя для автомобилей Lada Granta.
Таблица — Хорошие аналоги оригинального датчика зажигания Lada Granta
Бренд | Номер детали | Ориентировочная цена, руб. |
---|---|---|
ЕРА | 550489 | 290-350 |
Decaro | 2112-3855020 | 350-500 |
Дорожная Карта | 21123855020 | 250-400 |
Фенокс | SD10100O7 | 190-450 |
Самара 2112 | 3855020 | 1800-300 |
Принцип работы
Устройство основано на принципе пьезоэлектрического эффекта. Блок управления распознает ударные волны блока двигателя и преобразует их в колеблющийся электрический ток. Когда внутри блока управления происходят удары топлива, магнитное поле изменяется, изменяя характеристики тока. Амплитуда электрического импульса передается на блок управления, который, в свою очередь, регулирует подачу топлива и изменяет угол зажигания. Повторяющиеся и длительные взрывы могут привести к поломке двигателя.
Структура и принцип работы ДД:
Устройство
Контроллер представляет собой корпус в форме кольца с 3-контактным разъемом на боковой стороне. Внутреннее кольцо изготовлено из цветного сплава. Через него проходит болт, который вкручивается в резьбовое отверстие в блоке двигателя. Блок расположен в передней части блока цилиндров.
Местонахождение тестера:
Следует отметить, что 8- и 16-клапанные датчики на Lada Granta ничем не отличаются и вполне взаимозаменяемы.
Диагностика
При первых признаках пожара обратите особое внимание на качество бензина. Заправиться контрафактной продукцией на фирменных АЗС практически невозможно. В противном случае вам придется слить весь бензин. Если это не помогает, есть признаки неисправности контроллера. Устройство можно диагностировать следующим образом:
- поворотом рычага мультиметра в режим вольтметра, устанавливают зону измерения в пределах 200 мВ;
- зажимы прибора устанавливают на контактах «А» и «С» контроллера (смотри верхнюю схему);
- постукивая металлическим предметом (отвёрткой или пассатижами) по корпусу датчика, фиксируют показания вольтметра;
- если напряжение будет увеличиваться, то прибор исправен и причину взрывных процессов нужно искать в другом;
- отсутствие изменений показаний мультиметра будет означать, что измеритель пришёл в негодное состояние и требуется его замена.
Устройство
Контроллер представляет собой корпус в форме кольца с 3-контактным разъемом на боковой стороне. Внутреннее кольцо изготовлено из цветного сплава. Через него проходит болт, который вкручивается в резьбовое отверстие в блоке двигателя. Блок расположен в передней части блока цилиндров.
Местонахождение тестера:
Следует отметить, что 8- и 16-клапанные датчики на Lada Granta ничем не отличаются и вполне взаимозаменяемы.
Диагностика
При первых признаках пожара обратите особое внимание на качество бензина. Заправиться контрафактной продукцией на фирменных АЗС практически невозможно. В противном случае вам придется слить весь бензин. Если это не помогает, есть признаки неисправности контроллера. Устройство можно диагностировать следующим образом:
- поворотом рычага мультиметра в режим вольтметра, устанавливают зону измерения в пределах 200 мВ;
- зажимы прибора устанавливают на контактах «А» и «С» контроллера (смотри верхнюю схему);
- постукивая металлическим предметом (отвёрткой или пассатижами) по корпусу датчика, фиксируют показания вольтметра;
- если напряжение будет увеличиваться, то прибор исправен и причину взрывных процессов нужно искать в другом;
- отсутствие изменений показаний мультиметра будет означать, что измеритель пришёл в негодное состояние и требуется его замена.
Замена контроллера
Если в результате диагностики будет установлено, что блок неисправен, будет установлен новый блок.
Инструкции по замене датчика включения:
- Поднимают капот, после нажатия на рычаг под торпедой в салоне.
- Снимают минусовую клемму с аккумулятора.
- Грани болта протирают ветошью.
- Снимают фишку кабеля с контактного разъёма контроллера.
- Рожковым ключом на 13 отворачивают болт крепления и снимают устройство.
- Выполняя действия в обратном порядке, устанавливают новый измеритель.
Датчик представляет собой довольно сложное устройство и производится на высокотехнологичном оборудовании. Покупайте новые блоки управления только у брендовых производителей.
Местонахождение датчика детонации
Датчик крепится к алюминиевому или чугунному блоку цилиндров в области между вторым и третьим цилиндрами. Это самая горячая точка блока и самый короткий путь к двум цилиндрам одновременно. Выбор места установки датчика зажигания не случаен, поскольку самая горячая камера сгорания начнет воспламеняться, в то время как условия в других цилиндрах находятся лишь на пределе допустимого. Место, где размещается датчик, всегда должно иметь ровную поверхность, чтобы избежать возможного акустического сопротивления или искажения звуковых волн. Корпус устройства всегда должен крепиться с помощью заклепочного соединения для обеспечения полной водонепроницаемости на месте установки.
Несколько советов как проверить датчик детонации
В случае появления индикатора неисправности или ошибки датчика водители часто игнорируют проблему, кратковременно отсоединяя клеммы аккумулятора в попытке сбросить блок управления и очистить сообщение, даже не пытаясь проанализировать его содержание. Это сообщение служит предлогом для сопоставления возможных признаков неисправности с симптомами, возникающими при работающем двигателе.
Если возможно, расшифруйте код, чтобы идентифицировать сообщение. Это может указывать на серьезную неисправность, которая может привести к полному отказу двигателя.
Вы можете проверить симптомы возможной неисправности во время работы двигателя, но сначала залейте нормальный бензин и дайте двигателю дойти до рабочей температуры. Проверьте двигатель на наличие новых симптомов. На низких скоростях до 30-35 км/ч переключайтесь на высокую скорость, резко увеличивая обороты двигателя с помощью педали акселератора. Если датчик исправен, в течение нескольких секунд будет слышен звук «клак-клак», и электроника немедленно скорректирует сгорание, изменив качество топливной смеси. Если зажигание не происходит, косвенно подтверждается неисправность датчика зажигания.
Для дальнейшей проверки возможной неисправности мы воспользуемся специальными возможностями электронного блока управления. В этом случае ЭБУ переключится на алгоритм аварийной работы с меньшим углом зажигания и богатой топливной смесью, чтобы двигатель продолжал работать, даже если приборы неисправны.
Косвенными симптомами неисправности являются:
- быстрый перегрев двигателя, даже при относительно низкой температуре воздуха;
- появление калильного зажигания и так называемое «троение» двигателя;
- забивание нагаром свечей зажигания, из-за переобогащения топливной смеси;
- значительное увеличение расхода бензина при явно выраженном падении мощности и приемистости двигателя.
При наличии таких симптомов двигатель не должен эксплуатироваться, а датчик следует проверить и при необходимости заменить.
Снимаем и проверяем работоспособность датчика детонации
Найдите, где находится датчик, обычно в середине блока двигателя между вторым и третьим цилиндрами, но лучше всего обратиться к руководству по эксплуатации автомобиля, чтобы узнать тип датчика, его маркировку и внутреннее сопротивление. Крепление хорошо видно от кабеля до разъема. Сначала ослабьте гайку 22 мм или 13 мм на болте, в зависимости от типа датчика, отсоедините электрическое соединение и осторожно снимите датчик с крепежного болта. Для проверки доступны два контакта — заземление и сигнальный кабель. Помните, что внутри «бублика» находится пьезоэлектрический кристалл, который остается восприимчивым к вибрациям и падает на бетонный пол даже при учете специальных компенсаторов. Кроме того, не стоит разбирать датчик. Если целостность корпуса нарушена, это также является признаком возможной неисправности.
Для проверки функционирования датчика следует использовать мультиметр с диапазоном измерения в одну тысячную вольта. Старайтесь не использовать старые или скрученные провода в качестве тестовых проводов. Их внутреннее сопротивление может не соответствовать сопротивлению прибора. При подключении минусового щупа к отверстию в центре щупа, а плюсового щупа к тестовому гнезду используйте как можно более короткие провода щупа.
Слегка надавите на среднюю металлическую часть датчика. На клеммах неисправного датчика мультиметр покажет всплеск напряжения 40-150 мВ. Неисправное устройство не покажет скачка напряжения. Если возможно, измерьте потенциалы других, желательно используемых, датчиков и убедитесь, что они работают. Таким образом, вы можете быть уверены в правильности выполнения теста.
Признаком «плохого здоровья» является нулевое сопротивление или очень высокое внутреннее сопротивление. Чтобы проверить внутренний контакт, измерьте значение сопротивления между клеммами и сравните его с характерным значением, указанным в описании.
Появление легких зажиганий подтверждает симптом, что старый датчик зажигания в цепи не работал. Также можно присоединить неисправный датчик к другому двигателю и проверить, происходит ли зажигание при сильном нажатии на педаль акселератора. Поэтому следует сравнить симптомы неисправного датчика с симптомами неисправного датчика. Если симптомы проявляются и на втором двигателе, датчик следует заменить в обязательном порядке.
Датчик может быть заменен на аналогичную модель только при условии совпадения каталожного номера. Это требование является обязательным для обеспечения правильной и безопасной работы блока управления. Однако существует риск нарваться на неприятности, если это контрафактная продукция китайской автомобильной промышленности, поскольку трудно сказать, какие данные могут быть использованы для подтверждения ее пригодности.
Видео о датчике зажигания: