Конструкция датчика температуры охлаждающей жидкости включает два контакта и измерительную головку, в которой расположен термистор. Сам компонент имеет солидные размеры. Для правильной работы он должен постоянно находиться в контакте с антифризом двигателя автомобиля.
Чем опасна поломка датчика температуры охлаждающей жидкости
Это руководство о жесткой стороне датчика температуры охлаждающей жидкости и о том, как его вовремя обнаружить.
Датчик температуры — это неважная деталь, поломка которой может повредить как нервы автовладельца, так и двигатель автомобиля. Это может повлиять на функционирование многих систем.
Зачем нужен датчик температуры охлаждающей жидкости
Датчик температуры охлаждающей жидкости относится к наиболее важному элементу электронной системы автомобиля и не является надежным, независимо от марки и модели автомобиля. Датчик отвечает за работу системы принудительного охлаждения двигателя и отображение температуры на приборной панели (если это предусмотрено производителем). Запуск двигателя, соотношение смеси в автомобиле и даже расход топлива зависят от правильной работы этого датчика.
Датчик температуры охлаждающей жидкости компактен и располагается в непосредственном контакте с антифризом в системе охлаждения двигателя. Полученные данные передаются в блок управления двигателем в виде электрического сигнала. ЭБУ использует это для приготовления правильной смеси, регулировки угла зажигания и одновременного управления системой охлаждения двигателя. Это обеспечивает включение и выключение первой и второй скорости вентилятора по команде и поддержание постоянной рабочей температуры двигателя. Данные датчиков отображаются на приборной панели и помогают водителю своевременно обнаружить перегрев или перегрев.
Принцип действия основан на способности материала датчика изменять свое электрическое сопротивление в зависимости от температуры. Датчик состоит из чувствительного материала и контактов, подключенных к электрической системе автомобиля. Если прибор неисправен, блок управления автомобиля получает неверную информацию, что приводит к бедной смеси (слишком густой или бедной), а также к неисправности системы охлаждения. Это может привести к закипанию антифриза и деформации головки блока цилиндров, а также к переходу автомобиля в так называемый аварийный режим (двигатель не выдает полной мощности и увеличивается расход топлива).
Признаки поломки
Наличие датчика температуры охлаждающей жидкости обычно приходит на ум водителю только тогда, когда двигатель уже «кипит» или вот-вот достигнет критической температуры. Водитель может быть предупрежден, активировав индикатор «проблема с двигателем» или индикатор очень высокой (или низкой) температуры на «приборной панели». Нередко сломанный датчик долгое время остается незамеченным (особенно в автомобилях без указателя температуры, что с каждым годом становится все более распространенным явлением).
Косвенными симптомами дисфункции являются запуск и ускорение двигателя, повышенный расход топлива и снижение динамики автомобиля. Если датчик температуры охлаждающей жидкости имеет обрыв или короткое замыкание, вентилятор охлаждения двигателя начнет работать на полной скорости и не будет устранен. Утечка антифриза из резьбового соединения датчика указывает на необходимость проверки или замены устройства.
Если оно не соответствует руководству, возможно, проблема в датчике. В этом случае датчик неисправен и виной всему электроника или термостат.
Устройство и принцип работы ДТОЖ
Когда контакты датчика замыкаются, система получает информацию о том, что температура жидкости повысилась.
Температурные датчики функционируют аналогично резисторам. Датчик сконструирован таким образом, что его сопротивление изменяется при изменении температуры окружающей среды. Изменение сопротивления передается в модуль управления двигателем.
До RTD использовались реле термостата, вызванные SO. Он был помещен в систему распыления. Когда контакты находились в разомкнутом положении, двигатель нагревался. Когда контакт замыкался, двигатель достигал рабочей температуры (обычно 90°C).
Термисторы являются ключевым элементом в конструкции датчиков температуры. Термистор определяет, как его мощность зависит от температуры окружающей среды.
Термисторы состоят из оксида кобальта, а точнее кобальта (CO) и никеля (NI). Когда эти материалы нагреваются, в них образуется много свободных электронов. Увеличение количества свободных электронов приводит к уменьшению сопротивления.
Некоторые термисторы имеют отрицательный температурный коэффициент. В этом случае термистор показывает максимальное значение, когда двигатель холодный. На термистор подается напряжение 5 вольт (В). При нагреве двигателя термистор уменьшает свое сопротивление.
ЭБУ отслеживает изменение напряжения и использует эти данные для расчета температуры жидкости в этот момент. Если двигатель горячий, ЭБУ дает команду на снижение подачи топливно-воздушной смеси.
Если датчик неисправен, ЭБУ может приказать обогатить топливную смесь, что приведет к ухудшению качества. Функция богатой смеси быстро выведет из строя свечи зажигания.
Если обороты двигателя недостаточны для запуска, двигатель может не запуститься. Можно заказать ЭБУ — для увеличения оборотов. Клапан рециркуляции должен оставаться в закрытом положении, пока двигатель не достигнет рабочей температуры, чтобы сохранить контроль во время запуска.
Если скорость меняется, это указывает на то, что датчик температуры работает неправильно. Двигатель может быть потушен. Угол зажигания зависит от правильной работы датчиков, так как этот параметр также регулируется через ЭБУ. Это правило снижает выброс вредных отработанных топливных смесей.
В результате характеристики мощности и эффективности автомобиля напрямую зависят от датчика температуры охлаждающей жидкости.
Где находится ДТОЖ
Датчики температуры встречаются на автомобилях различных марок и моделей. Однако обычно они расположены в головке блока цилиндров, недалеко от термостата или над ним. Также абсолютно необходимо, чтобы датчик был расположен так, чтобы антифриз, топливо или вода возвращались в холодильник. Это оптимальное положение. Датчик передает точную информацию в ЭБУ.
Классификация датчика температуры на основе изменения сопротивления:
- Датчик с отрицательным температурным коэффициентом. Принцип работы заключается в том, что внутреннее сопротивление уменьшается при повышении температуры.
- Датчик с плюсовым температурным коэффициентом. Принцип действия обратен первому типу датчиков, т.е. внутреннее сопротивление увеличивается при повышении температуры.
Первый тип является наиболее популярным в автомобильной промышленности. Бывает, что в автомобиле установлено 2 датчика — основной и дополнительный.
Основной датчик отвечает за передачу информации на электронный блок управления, а дополнительный датчик — за включение вентилятора.
Виды неисправностей датчика и как их устранить
Благодаря простой конструкции датчика, он считается надежным. Чем проще конструкция, тем выше надежность. Возможно, у датчика проблемы с калибровкой. В этом случае значение сопротивления будет изменяться случайным образом, и в ЭБУ будет передаваться неверная информация.
Основной и наиболее важный отказ или неисправность датчика температуры охлаждающей жидкости заключается в том, что он не активирует вентилятор при достижении температуры активации.
Неисправность может быть вызвана заржавевшим разъемом проводки или неисправностью датчика вспомогательного вентилятора.
Ошибки DTC:
- Скорость двигателя падает без причины,
- двигатель слишком долго прогревается,
- Частый перегрев двигателя,
- 燃料消費量の増加、、
- Снижение управляемости автомобиля,
- черный дым, выходящий из глушителя,
- В двигателе ощущается недостаток стабильности.
В двигателе также присутствуют стучащие звуки при стрельбе. В старых автомобилях был контроллер. Если стрелка контроллера достигает критической зоны, автомобиль необходимо немедленно остановить. Это может быть связано с неисправным датчиком.
А в современных автомобилях встроенный компьютер сообщит вам, что двигатель перегрелся и требуется остановка. Кстати, если зола, антифриз или вода закипели, не следует выключать двигатель. Необходимо остановиться и дать двигателю поработать на холостом ходу. Когда температура немного снизится, выключите двигатель.
Перед проверкой компонента на предмет неисправности его необходимо очистить от грязи и осмотреть. Если обнаружены трещины, компонент не подлежит ремонту — он должен быть заменен на новый.
Где находится ДТОЖ
Расположение датчика температуры охлаждающей жидкости на ВАЗ 2111, 2110
Не все водители знают расположение датчика температуры охлаждающей жидкости. Но поскольку в случае поломки его не так уж сложно заменить самостоятельно, лучше знать эти детали. Они расположены в корпусе радиатора или в «рубашке» системы охлаждения. Точное расположение зависит от марки и модели автомобиля, но общее одно: он устанавливается рядом с термостатом, чтобы результат был максимально точным.
Вот основные места, где может располагаться датчик температуры охлаждающей жидкости:
Нет смысла размещать его далеко от термостата и вышеупомянутых устройств. При удаленном размещении он не сможет точно передавать данные. Сопротивление датчика охлаждающей жидкости напрямую зависит от нагрева двигателя — чем выше температура, тем выше сопротивление, и наоборот.
Разновидности датчиков температуры ОЖ
Существует две основные разновидности датчиков температуры охлаждающей жидкости:
Механический датчик температуры охлаждающей жидкости прост и работает напрямую. Он использует электрические сигналы для передачи параметров изменения сопротивления на указатель температуры на приборной панели и на реле включения вентилятора. Эти приборы устанавливаются на карбюраторных двигателях, например, на старых отечественных автомобилях.
Цифровые датчики используются в современных автомобилях с инжекторными двигателями. Хотя внешне они похожи, принцип работы отличается. Сигналы, которые он считывает, поступают не непосредственно на шкалы вентилятора и приборной панели, а на блок управления. Процессор в блоке анализирует все сигналы и решает, куда их передать в дальнейшем.
Также различают магнитные, биметаллические и капиллярные детекторы. Разница между первым и вторым проста. Магнитные индикаторы «прыгают», когда показывают значение, в то время как биметаллические двигаются плавно и постепенно. В настоящее время датчики температуры нигде не используются.
Принцип работы датчика температуры антифриза
Принцип работы датчика температуры охлаждающей жидкости основан на физических свойствах материала, из которого он изготовлен. Функциональные элементы устройства термочувствительны, кроме того, на устройстве имеются токопроводящие контакты.
Поэтому их сопротивление изменяется в зависимости от температуры, и данные записываются и передаются дальше. Как описано выше, датчик температуры охлаждающей жидкости посылает сигналы непосредственно на приборную панель и шкалу реле вентилятора, а цифровой датчик посылает сигналы на модуль управления, который распределяет и передает сигналы по назначению.