Диагностика системы зажигания. Основные неисправности системы зажигания

Зажигание
Основные неисправности системы зажигания - Проверка классической системы Пропуски зажигания Двигатель работает неустойчиво или глохнет на холостом ходу Двигатель неравномерно и неустойчиво работает при большой частоте вращения коленчатого вала Причины неисправностей

В случаях, когда не включается или, наоборот, не выключается зажигание для выявления неисправности используется специальное оборудование – мультиметр или мотортестер. Прибор позволяет проверить работу, выявить симптомы проблемы, а также параметры зажигания, к которым относятся:

Диагностика основных элементов системы зажигания автомобиля

Диагностика системы зажигания представляет собой проверку на функционирование пусковых элементов двигателя и их общего состояния. В рамках работ по ликвидации любой неисправности необходимо проверить свечи, крепления и контакты, а также наличие на них нагара. В зависимости от цвета свечей можно сказать работоспособные они или нет. Если цвет серый или светло-коричневый, то все в порядке, если черный с признаками изношенности, то элементы необходимо заменить. Причиной того, что не выключается зажигание может послужить как некачественное топливо, так и несоответствие двигателя и используемых моделей свеч.

В ходе диагностики в обязательном порядке проверяется работоспособность катушки системы зажигания. Анализ ее работы проводится с использованием омметра на основе измерения уровня сопротивления. Если при включении зажигания обнаруживаются проблемы и пропуски, связанные с отсутствием искры или нагревом катушки, то это говорит о том, что происходят пропуски. В таком случае необходима тщательная диагностика двигателя для выяснения основных причин неисправности.

Катушка может выйти из строя по следующим причинам:

  • некачественные свечи;
  • их несоответствие двигателю;
  • продолжительное время работы зажигания при неработающем двигателе.

Износ свечей зажигания

Основные причины неисправности зажигания

На современных автомобилях установлены различные системы зажигания, основными из которых являются:

В процессе эксплуатации не включается зажигание и возникают многочисленные проблемы аккумулятора и пропуски после выключения двигателя. Следует выделить следующие основные причины неисправностей:

  • проблемы в работе свечей зажигания;
  • неисправности в идентификации проблемы лампой «чек»;
  • поломка или критический износ катушки;
  • неисправности в контактных соединениях высоковольтных и низковольтных цепей, включая полный обрыв проводов, в результате чего не выключается зажигание;
  • поломка или износ электронного блока управления, которая присуща электронным системам зажигания;
  • проблемы с входным датчиком;
  • постоянные пропуски в режиме работы аккумулятора;
  • дефекты транзисторного коммутатора или крышки датчика распределителя;
  • проблемы в вакуумном или центробежном регуляторе опережения, присущего бесконтактным системам зажигания из-за чего не выключается зажигание.

Сторонние причины неисправностей

При включении зажигания могут быть выявлены следующие проблемы, не связанные напрямую с дефектами самой системы:

  • нарушение элементарных правил эксплуатации;
  • использование некачественного топлива из-за чего машина глохнет;
  • непостоянство обслуживания;
  • неквалифицированная диагностика;
  • не горит лампа «чек», показывая некорректные данные;
  • установка неправильных конструктивных элементов, включая свечи, высоковольтные провода и т.д.;
  • механические повреждения в результате воздействия внешних факторов;
  • воздействие неблагоприятных погодных условий.

Пропуски системы при включении зажигания, после чего глохнет двигатель, возникают в большинстве случаев из-за неисправности или несовместимости свечей. Благодаря тому, что потребитель может в открытом доступе приобрести новые элементы, данная проблема устраняется довольно легко и быстро и не доставляет значительных проблем.

Важно: для автолюбителей крайне позитивным является факт того, что большинство неисправностей ушло в прошлое вместе с контактной системой зажигания, что обуславливалось низким качеством обслуживания. Поэтому, при покупке старого автомобиля на это стоит обращать особое внимание.

К тому же, некоторые проблемы могут быть диагностированы благодаря внешним признакам, очень похожим на проблемы топливных систем или дефекты впрыска. Именно поэтому необходимо проводить диагностику выключения данных элементов в совокупности, если не включается или не выключается зажигание.

Напомним, что все проверочные и ремонтные действия кроме замеров напряжения, проводятся при отсоединённой минусовой клемме аккумулятора, выключенном зажигании.

Общие рекомендации при поломке

Чаще всего поломки в системе зажигания автомобиля связаны с нарушением качества электрических соединений в цепи, либо утечкой тока в высоковольтных проводах. Кратко перечислим, на что в первую очередь необходимо обращать внимание при возникновении проблем в работе системы зажигания автомобиля, а также по какому алгоритму действовать.

  1. Проверьте состояние заряда аккумуляторной батареи с помощью вольтметра. Напряжение на нем должно быть не ниже 9,5 В. В противном случае аккумулятор нужно зарядить или заменить.
  2. Проверьте качество контактов на катушечного модуля на всех свечах зажигания.
  3. Проведите ревизию всех свечей. Они не должны иметь значительный черный нагар, а расстояние между электродами должно составлять около 0,7. 1,0 мм.
  4. Снимите и проверьте датчики распределительного и коленчатого валов. В случае необходимо нужно провести их замену.

Чаще всего проблемы кроются в нарушении качества контактов или утечке тока в высоковольтных проводах. Проверьте их изоляцию, состояние катушки зажигания, замка зажигания, предохранителя катушки.

Помните, что возможной причиной того, что двигатель не заводится, может быть противоугонная система автомобиля. Перед запуском проверьте ее состояние.

Распространенные причины неисправностей

ВВ провод

Поврежденный высоковольтный провод зажигания

Чаще всего неисправности в системе зажигания возникают в контактных соединениях электрических цепей, в том числе на высоковольтных проводах. Часто вследствии разрушения их изоляции искра пробивает на корпус, из-за чего возникают проблемы в работе двигателя. Пробитую изоляцию высоковольтных проводов хорошо проверять в темноте. Тогда появляющуюся искру хорошо видно.

Всегда следите за чистотой изоляции высоковольтных проводов. Дело в том. что попадающее на их поверхность масло сильно размягчает изоляцию, и притягивает к ней частицы пыли и грязи, которая может стать причиной пробоя искры.

На изоляторах свечей могут возникнуть “дорожки”, по которым проходит пробой. Если питание не подходит к высоковольтным проводам, то необходимо проверить низковольтные части системы зажигания, в частности, подачу напряжения от аккумулятора на катушку зажигания. Возможными неисправностями могут стать выключатель зажигания или выход из строя предохранителя.

Свечи зажигания

Свеча зажигания

Электроды на свече зажигания

Часто причинами неисправностей в системе являются проблемы со свечами зажигания. На исправной свече:

  • электроды на ней не подгорелые, а зазор между ними составляет 0,7. 1,0 мм;
  • нет черного нагара, сколов изолятора на корпусе;
  • на наружном изоляторе свечи нет следов прогара, а также трещин или механических повреждений.

Информацию о том, как по нагару свечи определить ее состояние и провести диагностику двигателя вы можете почитать в отдельной статье.

Чтобы не произошло непредвиденных ситуаций с автозапуском, к каким относится, например, самостоятельное движение авто, следует пользоваться данным устройством правильно. Есть .

Распространенные причины неисправности

Мы вкратце указали возможные причины возникновения поломки компонентов системы зажигания, выявленных в ходе проверочных действий.

Перейдём к детальному рассмотрению факторов выхода из строя составляющих этого узла автомобиля.

Высоковольтные провода кажутся на вид солидными и прочными деталями. Однако именно они бывают частыми виновниками отказа в работе системы.

Перечислим возможные дефекты:

  • Повреждение изоляционного слоя образованное в результате механического воздействия на высоковольтные провода. Напряжение, протекающее по ним «коротит» на корпус, подсаживается. Силовая установка начинает работать нестабильно. Такое явление, возникновение искры, хорошо наблюдать в тёмное время суток или гараже без освещения. Данный фактор укажет о необходимости замены повреждённого провода.
  • Загрязнение изоляции. Попавшее на защитный слой масло, становится причиной его разрушения. В образовавшихся трещинах скапливается грязь, пыль, которые могут спровоцировать пробой. Подобные «спутники» пробоя могут появиться на загрязнённой поверхности свечей. Чтобы предотвратить пробой, следует очистить деталь от масляных следов, прочих загрязнений.
  • В случае если на высоковольтные провода не подаётся напряжение, то следует заняться проверкой данного факта. Причиной отсутствия могут быть: предохранитель катушки, замок зажигания, а также «умершая» аккумуляторная батарея.

Напомним, что все проверочные и ремонтные действия кроме замеров напряжения, проводятся при отсоединённой минусовой клемме аккумулятора, выключенном зажигании.

Свечи системы зажигания

Свечи этого узла являются расходным материалом. Регламент замены оригинальных деталей определяется производителем автомобиля.

Срок службы альтернативной продукции регламентирует компания, изготавливающая данную продукцию.

Однако в ходе их работы могут быть факторы, которые приводят свечи зажигания в непригодное для работы состояние.

Грязная свеча зажигания

Поэтому проверка этой детали в случае проблем с запуском двигателя, его некорректной работы обязательна.

Проверяя свечу зажигания следует помнить, что исправная свеча:

  • Не имеет внешних повреждений на изоляторе, электродах.
  • Обладает незначительным коричневатым нагаром без каких-либо следов оплавления, чёрного, либо другого «цветного» нагара.
  • Имеет требуемое для её нормальной работы значение зазора между электродами.

Поможет определить причину неисправности цвет нагара на свече:

  • Чёрный бархатный цвет указывает на то, что в камеры сгорания попадает обогащённая топливная смесь.
  • Маслянисто-чёрный нагар свидетельствует о попадании масла внутреннее пространство камер.
  • Светло-серый оттенок говорит об обеднении смеси, присутствии большого количества воздуха.
  • Замшевый чёрный цвет расскажет о неправильном подборе свечи под данный силовой агрегат, она относится к «холодным» по калильности свечам.

Также нужно проверять степень затяжки свечи зажигания. Эта деталь ввинчивается в головку блока цилиндров с моментом усилия, указанным производителем детали.

Диагностика модуля зажигания

Диагностические работы по исследованию состояния модуля выполняются в следующих случаях:

  • Нестабильная работа силовой установки в режиме холостого хода.
  • «Троение» или «двоение» мотора.
  • Провалы в работе двигателя во время разгона.

Далеко не всегда есть возможность проверить модуль на исправность с помощи осциллографа.

В таком случае можно воспользоваться следующими методами:

  1. Аккуратно пошевелить модуль, находящийся в работе. Если во время движения двигатель заработал в требуемом режиме, значит, где-то плохой контакт в конструкции.
  2. Выполнить измерение сопротивления на выводах катушек 1 и 4, а затем 2 и 3 цилиндров. Наличие одинакового сопротивления укажет на исправность модуля.
  3. Есть и третий метод диагностики – замена данного модуля на новый, заведомо исправный. Однако у этого варианта есть много недостатков, поэтому он не популярен.

Электронная система управления двигателем

Выявить дефект системы зажигания поможет компьютерная диагностика.

Подключив через диагностический разъём OBD-II автомобильный сканер, можно увидеть на его экране код ошибки.

Подключение автомобильного сканера в OBD 2

Расшифровка подскажет адрес неисправной детали. Чаще всего «слабым звеном» является один из многочисленных датчиков системы или какая-либо другая деталь.

Диагностика системы зажигания с помощью осциллографа

С помощью мотор-тестера или автомобильного осциллографа можно точно установить причину неисправности системы зажигания в машине.

На экране этого контрольно-измерительного прибора отслеживается состояние высоковольтной осциллограммы.

Также мотор-тестером получится проконтролировать:

  1. Величину напряжения полученной во время разряда искры.
  2. Время действия искры.
  3. Пробивное напряжение.

Полученная информация выводится на экран осциллографа. Она показывает рабочие характеристики свечей зажигания, других компонентов системы.

В зависимости от марки автомобиля меняются параметры осциллограммы. Разные системы зажигания требуют своих методов проверки осциллографом.

Выводы

Неполадки в системе зажигания, к сожалению, встречаются часто.

Порой это происходит во время дальних поездок вдалеке от дома или станций технического обслуживания автомобилей.

Чтобы обезопасить себя от подобного негатива, автовладельцу необходимо периодически проводить диагностику этого узла.

Профилактический осмотр на предмет выявления повреждений деталей, некачественных контактов обезопасит от возможных проблем с запуском силового агрегата.

Водителям машин рекомендуется держать в своём арсенале простейший контрольный прибор для измерения сопротивления, напряжения. Это поможет быстро найти неисправность и устранить её.

В сложных случаях нужно обратиться к квалифицированным работникам автосервисов. Их опыт, наличие технологичного оборудования разрешит оперативно восстановить работоспособность системы зажигания.

Оцените статью