Хотя технические характеристики Иж Юпитер-4 превосходят даже пятую версию, инженеры явно перестарались с этим мотоциклом. Поэтому в 1985 году модель была снята с производства и заменена «чем-то более простым».
«Ижевская двустволка» – мотоцикл «ИЖ Юпитер»
Мотоцикл Иж Юпитер — одна из самых ярких страниц отечественной мотоиндустрии. В течение нескольких десятилетий она украшала улицы советских городов и сел. За эти годы велосипед с его многочисленными достоинствами и недостатками успел стать желанным и преследуемым, затмив одних и уступив другим.
Название «Юпитер» получил ижевский уличный мотоцикл, который отличался от другой модели того же класса («Иж-Планета») только количеством цилиндров двигателя. Название двух моделей полностью соответствовало духу эпохи освоения космоса. Имя «Юпитер» связано с несчастным случаем: Дизайнеры поместили на бак мотоцикла эмблему со стилизованным изображением планеты с планетарными кольцами, легко узнаваемыми, не Юпитер и не Сатурн. В общей сложности свет увидели пять поколений «Юпитера» и большое количество их модификаций, которые порой лишь незначительно отличались друг от друга.
Первый одноименный мотоцикл был сначала представлен публике как Иж-58 и только потом переименован в Юпитер. Первое поколение модели выпускалось с 1961 по 1966 год.
Иж Юпитер
Двухтактный рядный 347-кубовый двигатель воздушного охлаждения первого поколения (стандартный для всех поколений) выдавал всего 18 л.с. Он развивал максимальную скорость 110 км/ч и потреблял в среднем около 4 л/100 км на автомагистрали. С начала и до конца производства все «Юпитеры» оснащались телескопической маятниковой подвеской спереди и сзади. Версия мотоцикла с коляской обозначалась буквой «К» в названии (Иж Юпитер-К).
Иж Юпитер-4
С интервалом в 3-6 лет появлялись новые поколения «Юпитера», которые постоянно увеличивали мощность двигателя и получали более современный внешний вид. Самым мощным было четвертое поколение — двигатель «Иж-Юпитер-4» развивал максимальную мощность 28 л.с. при 5600 об/мин. По этому показателю он даже превосходил «кумира» всего социалистического лагеря — мотоцикл Jawa 350 (26-27 л.с. в зависимости от модификации), почти не уступая в максимальной скорости (125 против 130-133 км/ч). Технические характеристики мотоцикла были вполне сопоставимы с некоторыми экономичными моделями известных зарубежных производителей.
Гоночный мотоцикл «Иж-Юпитер-4» выпускался Ижевским машиностроительным заводом с 1980 по 1985 год. Во время серийной гонки производители мотоцикла решили увеличить максимальную скорость мотоцикла за счет усовершенствования двигателя. Неудивительно, что чешское производство Jawa не понесло никаких потерь.
ИЖ Юпитер-4
Четвертая версия «Юпитера» была запущена в 1981 году. Внешний вид модели стал революционным — она утратила «визуальную гравитацию», характерную для предыдущих поколений этой модели.
Вообще, ИЖ Юпитер-4 был одним из самых противоречивых «железных коней» Ижевских моторных заводов. С одной стороны, у него был самый мощный двигатель в истории серии. С другой стороны, было слишком много жалоб на качество сборки и надежность… поэтому следующее поколение было представлено уже в 1985 году.
В своем стремлении к производительности ижевские конструкторы не учли, что с начала 1980-х годов мотоциклы в СССР постепенно приобретали статус «сельского транспорта» (и что в сельской местности было очень мало дорог с хорошим асфальтом, на которых можно было бы полностью использовать потенциал двигателя большого рабочего объема).
Итак, главная особенность «четвертого Юпитера» — переработанный двигатель, который стал еще мощнее (на 12% по сравнению с предыдущим), но теперь больше ориентирован на работу в высоком диапазоне оборотов… Коробка передач была переработана и усилена, сцепление также было модернизировано (добавлены некоторые диски).
Но первое, что бросалось в глаза, и лучше всего — это дизайн. Мотоцикл стал похож на японские мотоциклы второй половины 1970-х годов (и стал «продолжающейся тенденцией» в категории уличных мотоциклов, сделав следующее поколение почти неотличимым от четвертого по внешнему виду).
Некоторые технические решения для «Иж-Юпитер-4» были заимствованы у модели «Планета Спорт», особенно электрооборудование. Кстати, важной особенностью четвертого поколения Yupiter стало то, что он наконец-то получил 12-вольтовую электрическую систему (что решило давнюю проблему с яркостью фар).
Подвеска также была пересмотрена — увеличен ход пружин, что улучшило комфорт и маневренность на неровных дорогах.
Технические характеристики
- Двигатель – двухцилиндровый, двухтактный, воздушного охлаждения:
- ∅ Отверстие — 62 мм
- Ход — 57,6 мм
- Рабочий объем — 347,6 см3
- максимальная мощность — 28 л.с. при 5200-5600 об/мин
- максимальный крутящий момент — 35,1 Н-м
- Топливо — карбюратор (K-62D)
- Топливо — смесь бензина А-76 и дизельного топлива.
- Сцепление — многодисковое в масляной ванне
- Коробка передач — четырехступенчатая (3.17-1.81-1.81-1.26-1.0)
- Колесная база — 1450 мм
- Дорожный просвет — 135 мм
- Длина — 2170 мм
- Ширина — 810 мм
- Высота — 1170 мм
отличия Юпитер-4К
- Максимальная скорость — 95 км/ч
- Тормозной путь (с 60 км/ч до 0) ≈ 25 метров
- Контрольный расход топлива — 7,5 л/100 км
- Размеры:
- Дорожный просвет — 125 мм
- Длина — 2200 мм
- Ширина — 1700 мм
- Высота — 1300 мм
Плюсы и минусы
Мотоцикл неплохой, но в стремлении увеличить динамические характеристики и скорость конструкторы упустили из виду самое главное — надежность. Тем не менее, «Иж-Юпитер-4» имел ряд преимуществ:
- Самый мощный двигатель в серии
- Гибкость
- Самый мощный двигатель Самый мощный двигатель Самый мощный двигатель Самый мощный двигатель Самый мощный двигатель Самый мощный двигатель Самый мощный двигатель Самый мощный двигатель Самый мощный двигатель Самый мощный двигатель Самый мощный двигатель Самый мощный двигатель Самый мощный двигатель Самый мощный двигатель Самый мощный двигатель Самый мощный двигатель Самый мощный двигатель.
- Возможность использования низкооктанового бензина
- По сравнению со своими предшественниками, «Юпитер» четвертого поколения получил гораздо более сложную систему проводки с большим количеством клеммных соединений. Сегодня это может привести к проблемам с оборудованием из-за преклонного возраста мотоцикла.
- Двигатель оказался слишком мощным. В сочетании с отсутствием качественных двухтактных смазочных материалов цилиндр и поршень в сборе быстро выходили из строя при эксплуатации на открытом воздухе на низких скоростях и высоких нагрузках.
В первом случае требуется терпение и осторожность, поскольку процесс болезненный и утомительный. Однако эти затраты едва ли компенсируются незначительным повышением эффективности энергосистемы.
«Иж Юпитер-4»: технические характеристики
Ниже перечислены основные параметры технического проекта этого изменения:
- мощность электростанции составляет 28 л.с,
- Максимальная скорость составляет 140 километров в час,
- Вес устройства составляет 160 кг,
- Максимальная частота вращения двигателя — 7800 об/мин,
- Расстояние от земли — тринадцать сантиметров,
- Коробка передач — четырехступенчатая полуавтоматическая,
- Сцепление в сборе — многодисковое, установленное в масляной ванне,
- Рекомендуемое топливо — бензино-воздушная смесь, смешанная со специальным маслом (АИ-76, АИ-80),
- двухтактный, двухцилиндровый карбюратор.
Важную роль в работе мотоблока «Юпитер Иж-4» играет правильно выставленное зажигание. Кулачковый узел должен быть отрегулирован так, чтобы якорь генератора был плоским, а крепежный винт затянут максимально. Для продления срока службы автомобиля проверяйте свечи зажигания, систему зажигания и другие компоненты, подверженные механическим воздействиям и проникновению влаги.
Отличие «Юпитер ИЖ-4» от его предшественника — «ИЖ Ю3»
Он считается самым успешным и надежным из «четвертого» поколения Jupiter. От своего предшественника «Иж-Юпитер-3» он отличается более мощным двигателем (мощность «Иж-Юпитера-4» составляет 28 л.с., в то время как у «Юпитера-3» — всего 25 л.с.). Инженерам удалось увеличить мощность двигателя благодаря новой конструкции цилиндров. Новые цилиндры имеют более широкие воздушные каналы. По этой причине максимальная частота вращения коленчатого вала была увеличена (7800 об/мин).
Но, к сожалению, в погоне за деньгами завод пренебрег вопросом качества и надежности. Спустя годы «Иж-Юпитер-4» показал свои слабые стороны. Прежде всего, конструкция цилиндра не обеспечивала большей прочности и надежности. Ресурс двигателя был значительно снижен за счет увеличенных выхлопных окон.
Помимо модернизации поршнево-цилиндровой группы, специалисты Ижмаша оснастили новый «Юпитер» современной 12-вольтовой электросистемой. Эта модернизация дала Иж-Ю-4 более яркий свет и более сильную искру зажигания по сравнению с ранними 6-вольтовыми моделями.
В завершение
Еще одна важная особенность четвертого «Ижа» — информативная и современная приборная панель. На этом устройстве присутствуют все необходимые приборы (индикаторы, спидометр, сигнализация зажигания). Несмотря на некоторые недостатки, «Юпитер-4» выпускался серийно в течение пяти лет и занял достойное место среди аналоговых моделей своего класса.
Возможность присоединения бокового прицепа увеличила грузоподъемность и грузоподъемность автомобиля. На смену легендарному мотоциклу четвертой серии ижевских производителей пришла новая модификация — «Иж-Юпитер-5», хотя оба варианта до сих пор встречаются на дорогах.
Привод однорядная роликовая цепь Передние шины 3,50×18″ Задняя шина 3,50×18″ Технические характеристики Емкость резервуара 20 Максимальная скорость, км/ч 120 Размеры Длина, мм 2 170 Ширина, мм 810 Высота, мм 1 170 База для мотоциклов, мм 1 450 Расстояние от земли, мм 135 Пыль, грязь, вода и снег, от которых мотоцикл защищен гораздо хуже, чем автомобиль, были основными причинами отказа функциональности, поэтому основные решения, принятые владельцами «Иж Юпитер 4», были направлены на защиту этих соединений в кабельной системе.
Он считается самым успешным и надежным из «четвертого» поколения Jupiter. От своего предшественника «Иж-Юпитер-3» он отличается более мощным двигателем (мощность «Иж-Юпитера-4» составляет 28 л.с., в то время как у «Юпитера-3» — всего 25 л.с.). Инженерам удалось увеличить мощность двигателя благодаря новой конструкции цилиндров. Новые цилиндры имеют более широкие воздушные каналы. По этой причине максимальная частота вращения коленчатого вала была увеличена (7800 об/мин).
Но, к сожалению, в погоне за деньгами завод пренебрег вопросом качества и надежности. Спустя годы «Иж-Юпитер-4» показал свои слабые стороны. Прежде всего, конструкция цилиндра не обеспечивала большей прочности и надежности. Ресурс двигателя был значительно снижен за счет увеличенных выхлопных окон.
Помимо модернизации поршнево-цилиндровой группы, специалисты Ижмаша оснастили новый «Юпитер» современной 12-вольтовой электросистемой. Эта модернизация дала Иж-Ю-4 более яркий свет и более сильную искру зажигания по сравнению с ранними 6-вольтовыми моделями.
О недостатках
Стоит отметить, что среди владельцев мотоциклов ИЖ модель Юпитер ИЖ-4 не пользуется большой популярностью. Опытные пользователи утверждают, что четвертый «Юпитер» — самая неудачная модель из всей линейки мотоциклов «ИЖ». Кроме того, что долговечность высокооборотного двигателя оставляет желать лучшего, «Юпитер-4» имеет такие «болезни» и недостатки:
- Постоянная утечка масла из картера двигателя,
- «звон» в пальцах после непродолжительной работы,
- короткий срок службы коробки передач,
- постоянные проблемы с системой зажигания,
- высокий расход топлива,
- отсутствие систем контроля уровня топлива, температуры двигателя и уровня масла в картере,
- устаревший дизайн,
- Отсутствие знаний в использовании и ремонте велосипеда может привести к значительным материальным затратам на ремонт машины и/или лечение велосипедиста.
Для большинства владельцев советских мотоциклов все вышесказанное верно. Система зажигания требует особого внимания. Регулировка момента зажигания не требует исключительного мастерства или специальных знаний.
ИЖ Юпитер-4К с коляской: восставший из пыли
Ко мне пришел коллега по работе и оставил меня в недоумении с просьбой: «Мой дедушка оставил мне свой дом в деревне, а в гараже есть немного металлолома. Вы хотите взять его? Вы любите все виды железа…». Даже если бы сотня голливудских сценаристов смогла увлечь меня больше, чем эта молодая леди, они не придумали бы ничего лучше. «Поехали!», — крикнул я через весь офис.
Кто здесь?
Стальные ворота, покрытые выцветшим воском, было трудно открыть — петли почти полностью проржавели. Замки, обильно смоченные «тормозной жидкостью» из бака машины счастливого наследника, сначала не поддавались, но теперь они лежали в травянистых завалах рядом со стеной. В стандартном гаражном боксе мы нашли специальный автомобиль, который поначалу озадачил меня своими несуразными формами.
После удаления обломков дырявых камер и разбросанного мусора «картинка» стала более четкой, и стало ясно, что перед нами нечто похожее на мотоцикл с плоской платформой….. Вернее, мотоцикл с бортовой платформой рядом с ним. Очертания последнего были затуманены сумерками и паутиной, а мотоцикл дезориентировал своим оптимистичным красным цветом, сияющим даже сквозь пыль десятилетий. «Что это за животное?» — Я был удивлен, что не смог сразу определить марку и модель.
Методом дедукции
На табличке на танке было написано: «ИЖ!». Эту же марку можно было узнать по слою пыли на брызговике могучего заднего крыла. Это не BMW и не Harley, это ясно, но, по крайней мере, это что-то определенное. От шильдиков на боковых крышках остались лишь пустые отверстия, но общий дизайн явно соответствует 1960-м годам. Да, там две выхлопные трубы и, кажется, два цилиндра — это IJ Jupiter. В заброшенном гараже не было интернета, поэтому более точная идентификация модели была отложена на потом.
Я сразу же решил: давайте начнем! Я знал основы мотоциклов, но по пути мы разобрались с мелочами — что я, двухтактник с контактным зажиганием, который не заводится? Эти «мелочи» привели к множеству мелочей. К счастью, у меня хватило сил сначала осмотреться и всесторонне изучить автомобиль. Все указывает на то, что этот Юпитер Иж прибыл сюда под своей властью давным-давно. Визуально все агрегаты целые; нет никаких признаков аварии или «спасения» — ничего не сломано, не погнуто и не треснуло. Даже такая хрупкая и недолговечная вещь для мотоцикла, как фары на бампере. Тот факт, что мотоколяска — «боковой прицеп» в официальной терминологии — является съемной, также говорит о простоте обслуживания мотоцикла. Предположительно, кто-то разделил практичное трехколесное средство передвижения на две части и прокатился на «одиночке» — так интереснее.
Изучение приборной панели дает богатую информацию. Под пыльным спидометром красовалась символическая цифра на счетчике — 17 500 километров, серьезных проблем с такими километрами у ИЖа не было. И, наконец, самое интересное: ключ был в стартере! У него было еще два ключа — один, немного странный, был прикреплен к крышкам деталей по бокам «мотика», второй с надписью компании, где я сначала не мог найти место. «Гирлянда» из двух рядов индикаторных лампочек на приборной панели, довольна информативна, но вдруг смущает наличие лампочки с надписью «Oil». Если это было то, о чем я думал, то что это было — четырехтактный двигатель, и мне тоже пришлось возиться с клапанами?
Мотоблок «Иж Юпитер-4» получил как положительные, так и отрицательные отзывы потребителей. Настоящие эксперты уверяют, что при правильной профилактике и надлежащем обслуживании срок службы «железного коня» может быть значительно продлен при минимальных затратах.
О недостатках
Стоит отметить, что среди владельцев мотоциклов ИЖ модель Юпитер ИЖ-4 не пользуется большой популярностью. Опытные пользователи утверждают, что четвертый «Юпитер» — самая неудачная модель из всей линейки мотоциклов «ИЖ». Кроме того, что долговечность высокооборотного двигателя оставляет желать лучшего, «Юпитер-4» имеет такие «болезни» и недостатки:
- Постоянная утечка масла из картера двигателя,
- «звон» в пальцах после непродолжительной работы,
- короткий срок службы коробки передач,
- постоянные проблемы с системой зажигания,
- высокий расход топлива,
- отсутствие систем контроля уровня топлива, температуры двигателя и уровня масла в картере,
- устаревший дизайн,
- Отсутствие знаний в использовании и ремонте велосипеда может привести к значительным материальным затратам на ремонт машины и/или лечение велосипедиста.
Для большинства владельцев советских мотоциклов все вышесказанное верно. Система зажигания требует особого внимания. Регулировка момента зажигания не требует исключительного мастерства или специальных знаний.
Отличия от предшественника
Начиная с третьей серии, такие устройства отличаются усиленным двигателем, который стал на три лошадиные силы мощнее. Конструкторам удалось увеличить этот показатель благодаря обновленному расположению цилиндров. Двигатель Иж-Юпитер-4 оснащен элементами с большими выхлопными окнами. Это позволило увеличить частоту вращения коленчатого вала до 7800 об/мин.
К сожалению, гонка за скоростью и мощностью с конкурентами сказалась на общем качестве и надежности автомобиля. Блок цилиндров не был разработан для повышения долговечности компонентов, что привело к сокращению срока службы системы привода. Среди инноваций было современное двенадцативольтовое электрооборудование. Это дало возможность улучшить освещение для ночного вождения и получить более сильную искру при запуске.
Отличие «Юпитер ИЖ-4» от его предшественника — «ИЖ Ю3»
Он считается самым успешным и надежным из «четвертого» поколения Jupiter. От своего предшественника «Иж-Юпитер-3» он отличается более мощным двигателем (мощность «Иж-Юпитера-4» составляет 28 л.с., в то время как у «Юпитера-3» — всего 25 л.с.). Инженерам удалось увеличить мощность двигателя благодаря новой конструкции цилиндров. Новые цилиндры имеют более широкие воздушные каналы. По этой причине максимальная частота вращения коленчатого вала была увеличена (7800 об/мин).
Но, к сожалению, в погоне за деньгами завод пренебрег вопросом качества и надежности. Спустя годы «Иж-Юпитер-4» показал свои слабые стороны. Прежде всего, конструкция цилиндра не обеспечивала большей прочности и надежности. Ресурс двигателя был значительно снижен за счет увеличенных выхлопных окон.
Помимо модернизации поршнево-цилиндровой группы, специалисты Ижмаша оснастили новый «Юпитер» современной 12-вольтовой электросистемой. Эта модернизация дала Иж-Ю-4 более яркий свет и более сильную искру зажигания, чем у более ранних 6-вольтовых моделей.
Совет: Используйте вольтметр с сопротивлением 10-50 кОм и шкалой не менее 15 вольт. Такой вольтметр дает более точные показания.
Опытные мотоциклисты советуют не спешить с написанием техники, а воспользоваться несколькими хитростями.
Даже если машина не предназначена для высокооктанового топлива, вы можете попробовать добавить в топливо больше масла. Обильная смазка стабилизирует горение и предотвращает преждевременное воспламенение. Также необходимо перенастроить зажигание, сдвинув момент зажигания на более позднее включение.
Это предотвращает сгорание клапанов и перегрев двигателя.
В любом случае, лучшее решение — использовать самый дешевый бензин, который вы можете найти на заправочной станции. На АЗС уже невозможно найти рекомендуемое топливо, поэтому все зависит от ситуации.