Что такое распределитель в автомобиле? Распределитель отвечает за распределение зажигания и искры в нужный момент в бензиновых двигателях старого поколения. Также называется переключателем распределителя зажигания.
Как определить, раннее или позднее зажигание
Разбираем признаки раннего и позднего зажигания в автомобиле: что это такое, в чем отличия и что лучше. Вы также узнаете, как понять, какое зажигание установлено на двигателе и как отрегулировать топливную систему для оптимальной работы.
Само слово «воспламенение» указывает на отношение к воспламенению топливовоздушной смеси, происходящему в двигателе. Это ключевой процесс, от правильного угла регулировки зависит расход топлива, вырабатываемая мощность и ресурс деталей двигателя. Чтобы вовремя заметить признаки неправильно выставленного угла зажигания, необходимо по меткам понимать, какие процессы происходят в ДВС при обычной настройке. Тогда будет проще заметить отклонения от угла и изменить положение участвующих элементов в нужном направлении.
В 4-х тактных двигателях автомобиля работа совершается в 4 этапа:
- Впускной клапан открыт, поршень опускается, цилиндр наполнен воздухом.
- Оба клапана в головке блока цилиндров закрываются, закрывая камеру, и поршень поднимается, сжимая воздух.
- Поршень достигает высшей точки, называемой «мертвой», потому что деваться больше некуда, и подается заправленная искра. Смесь воспламеняется, толкая поршень вниз. Крутящий момент передается на трансмиссию и шасси. Машина едет.
- Поршень снова поднимается, но на этот раз для вытеснения выхлопных газов. Затем открывается выпускной клапан.
Схема работы 4-тактного двигателя
Момент подачи искры для воспламенения воздушно-топливной смеси называется воспламенением. Он помечен. Оптимально: когда момент зажигания немного раньше, то есть это произошло непосредственно перед достижением поршнем верхней мертвой точки (ВМТ). Это необходимо, потому что топливо не сгорает мгновенно и требует времени для воспламенения. К моменту прохождения поршнем верхней точки смесь уже полностью воспламеняется и энергия взрыва давит с полной силой. Присутствует максимальная мощность силовой установки, двигатель работает с КПД 100%. Итак, отвечая на вопрос, какое зажигание лучше, помните, что до воспламенения рабочей смеси требуется немного времени.
Лучший момент искры
В автомобиле с системой впрыска электронный блок управления управляет подачей напряжения на свечи. Считывает информацию о количестве воздуха, положении коленчатого вала, «понимает» состояние поршней в каждом цилиндре. Изменяя исходные параметры, ЭБУ подстраивает угол зажигания к текущим условиям и обеспечивает оптимальную работу двигателя. Здесь настройка в традиционном понимании не нужна, а в случае сбоев может потребоваться перепрошивка системы с помощью компьютера.
В двигателях с карбюраторами все намного проще. Катушка генерирует импульсы высокого напряжения, которые подаются на распределитель. Последний расположен рядом с двигателем и состоит из:
- тело;
- конденсатор;
- четыре контакта, ведущих к каждой секции двигателя;
- вращающийся ползунок, передающий напряжение.
Ток с катушки поступает на распределитель, и последний вращается, раздавая напряжение по цилиндрам. Так как для зажигания требуется лишь небольшая искра, задача трамблера быстро разорвать цепь, поэтому элемент еще называют выключателем. Теперь, разобравшись с принципом работы силовой установки, рассмотрим суть проблемы.
Признаки раннего зажигания
Как уже отмечалось, правильная регулировка угла заключается в воспламенении смеси на верхнем конце поршня, для чего немного заранее подается ток на электроды свечи зажигания.
Но когда искра возникает значительно раньше времени, возникают негативные последствия. Шатун с коленвалом еще не подняли поршень, но в камере сгорания двигателя произошел взрыв. Поршню приходится преодолевать энергию взрыва и справляться с возросшим сопротивлением.
После прохождения верхней точки поршень начинает двигаться вниз с меньшим усилием, что снижает крутящий момент.
Водители должны помнить о признаках раннего зажигания, чтобы вовремя заметить проблему и точнее определить ее местонахождение:
- увеличивает расход бензина;
- двигатель работает не ровно, работает как дизель;
- появляется металлический звук;
- на малых оборотах двигатель глохнет;
- мощность потеряна;
- частая и продолжительная детонация;
- сложнее разогнать машину.
Такими действиями достигается изменение положения переключателя относительно контактных пластин проводов свечи зажигания. Поэтому настраивается раннее или позднее включение.
Когда и зачем нужно настраивать?
Прежде чем перейти к ответу на вопрос, уделим немного внимания теоретическому осмыслению темы. Когда горит вещество цилиндрических баллонов двигателя, оно сгорает не сразу, а постепенно, с мгновенным распадом, проблем с преждевременным зажиганием не было бы. А вот топливовоздушная смесь требует времени, исчисляемого долями секунды. Если к этому уравнению добавить, что коленчатый вал вращается вокруг своей оси с непостоянной скоростью, то имеем проблему: вещество сгорит раньше времени или чуть позже. Результатом будет нестабильная работа двигателя, его перегрев, что приведет к детонации и завершению работы раньше срока эксплуатации.
- Слишком ранний запуск приведет к тому, что давление газа будет мешать движению и входу поршня в верхнюю точку. Это приведет к снижению мощности и увеличению расхода топлива из-за нестабильных колебаний на низких оборотах.
- А позднее зажигание приведет к тому, что воздушные и топливные элементы будут долго гореть, сердце автомобиля из-за этого будет перегреваться, а топлива будет израсходовано больше.
Чтобы избежать этих неприятных последствий, не помешает убедиться, что вещество воспламеняется и горит по величине вращения вала и соответствует оптимальной нагрузке двигателя. Старинные автомобили, изобретенные Фордом, переложили ответственность за адаптацию на водителя. В конструкцию входит специальная рычажная рукоятка.
Современные модели оснащены распределителем с деталью центробежного механизма.
Эта штука была стандартной конструкции с различными легкими весами и пружинами для балансировки внутренних органов. По мере увеличения числа оборотов грузы распределялись по сторонам и приводили в движение отбойный молоток. Чем больше разгонялся вал, тем больше распределялись нагрузки по площади, и, как следствие, увеличивался угол опережения. Но эти средства безопасности плохо работают, если октановое число топлива не соответствует требованиям производителя двигателя, даже при соблюдении учтенных факторов неправильные октановые числа приведут к детонации.
В прошлом веке в такой ситуации можно было просто открыть крышку капота и голыми руками поманипулировать распределителем в нужном направлении. При использовании низкооктанового топлива необходимо было позже воспламенять свечу. В текущих моделях это регулируется специальным датчиком, который отслеживает и регулирует температуру, скорость и другие внутренние процессы.
Как определить раннее или позднее зажигание
Чтобы не допустить отказа двигателя в любимом транспорте, необходимо понимать, отстает он или опережает зажигание. Чтобы помочь в диагностике и поставить правильный диагноз, вам необходимо пройти следующие пункты плана тестирования:
- Насколько сложно завести машину?
- Насколько увеличился расход топлива в последнее время?
- Двигатель стал работать слабее. Причина потери акцепта.
- Холостой ход зажигания приводит к непредсказуемому обслуживанию.
- При нажатии ногой на педаль акселератора прежняя отзывчивость теряется, создается впечатление, что есть какие-то препятствия для нажатия.
- Во время движения под капотом слышны неприятные шумы, что является одним из признаков детонации.
- При неправильной установке угла зажигания будут характерные звуки из карбюратора и выхлопной системы, если эту проблему не устранить, то это приведет к серьезным поломкам, помните, что регулярная детонация усугубит проблемы!
Признаки раннего зажигания
Для диагностики нужно пройти по пунктам:
- Сердце внутреннего сгорания издает неприятный металлический треск, как будто какие-то куски стали сталкиваются друг с другом.
- Обороты неправильно выполняют свою функцию и плавают.
- При интенсивном использовании бензина сердце автомобиля не справляется с подачей большого количества топлива.
Позднее зажигание признаки
Теперь рассмотрим обратный пример, где химикат воспламеняется намного позже, чем поршень, который уже находится внизу. И топливо сгорает, когда деталь снова работает. Симптомы этой проблемы:
- Сердце внутреннего сгорания не ускоряется. Удар по педали сильный или вообще не отзывается.
- Топливо расходуется быстрее, чем при нормальной эксплуатации и раннем сроке эксплуатации.
- На стенках цилиндрического бака можно заметить нагар, который мешает нормальной работе автомобиля, это, скорее всего, приведет к детонации.
- Двигатель внутреннего сгорания перегревается из-за нестабильного сгорания топливовоздушной смеси.
Раннее зажигание на дизеле
Характерные симптомы автомобилей, работающих на нефтепродуктах, аналогичны раннему зажиганию в дизеле. Но причины неисправности нужно искать совсем в других местах. Основное различие между дизельным двигателем и бензиновым двигателем заключается в способе воспламенения топлива. В первом случае это связано с воспламенением дизельного топлива, вступающего в реакцию с чрезмерно перегретым О2. Во втором отличие заключается в установлении правильного угла опережения подачи топливной смеси, которая при должном обслуживании подается в период сжатия. Если вы установите угол на неправильное значение в градусах, инъекция будет сделана в неправильное время, что приведет к неправильному сгоранию энергогенерирующего вещества и неисправности двигателя. Раннее зажигание на дизеле зависит от того, насколько хорошо форсунки и топливный насос своевременно подают топливо в топливный бак.
Признаки позднего зажигания на дизеле
Дизельные модели хоть и отличаются от бензиновых, но симптомы заболевания у них схожие. Отличие в том, что при позднем зажигании на дизелях пуск затруднен даже при предусмотрительно прогретом двигателе. Неприятным симптомом будет периодическое появление смолистого дыма в выхлопной системе. Поскольку впрыск топлива начинается с самого начала, керосин не успевает сгореть и выходит из выхлопной трубы в виде черной смолы. Если машина заведется слишком поздно, она вообще не заведется!
Популярным устройством, с помощью которого выставляется зажигание, является стробоскоп. Со стробоскопом регулировка более точная. Но, если его нет, то он регулируется с помощью контрольной лампочки.
Симптомы раннего угла зажигания
- Возникновение детонации при резком нажатии на педаль акселератора и езде под нагрузкой на малых оборотах двигателя. Проявляется характерным жужжащим звуком, который часто путают со звуком болтов. Признаки преждевременного зажигания ярко проявляются у карбюраторных двигателей, не оборудованных датчиком детонации.
- Снижение мощности инжекторного двигателя.
Электронная система управления двигателем (ECM) контролирует процесс детонации по сигналу датчика детонации. Поэтому в своих первых проявлениях принудительно снижает УОП до безопасных значений.
- Потеря ускорения, автомобиль с задержкой реагирует на сильное нажатие педали акселератора.
- Повышенный расход топлива.
- Нестабильная работа карбюраторного двигателя на холостом ходу и малых оборотах.
- Тугой ход двигателя, повышенный уровень шума.
Как себя проявляет позднее зажигание?
- потеря мощности (особенно на малых и средних оборотах);
- в выхлопной системе слышны щелкающие звуки;
- увеличение расхода топлива;
- трудности с запуском холодного двигателя.
Независимо от типа системы электропитания для воспламенения смеси используются свечи; через воздушный зазор проходит высоковольтный разряд. В автодизелях воздух предварительно сжимается, что позволяет получить температуру до +600°С. Топливо, впрыскиваемое форсункой, воспламеняется, и начинается такт расширения, сопровождаемый движением поршня вниз.
Другие методы выставления зажигания
Метод на слух
Некоторые настраивают зажигание на слух. Покрутите трамблер и определите, как работает двигатель. Этот способ самый простой:
- Запустить двигатель.
- Ослабьте гайку распределителя.
- Поверните трамблер и определите для себя, как работает ДВС. Двигатель должен работать плавно, без вибрации, в найденном положении. При этом двигатель должен развивать самые высокие обороты холостого хода.
- Найдя это положение, теперь нужно повернуть трамблер на пару градусов по часовой стрелке и зафиксировать его гайкой.
Метод искры
Еще один способ тюнинга – искрой. Для этого нужно совместить метки на шкиве коленчатого вала с меткой ГРМ. Метка слайдера указывает на первый цилиндр. После этого ослабьте гайку трамблера и снимите центральный высоковольтный провод с крышки распределителя.
Затем поднесите этот провод ближе к «массе» так, чтобы между ними было 5 мм, и включите зажигание. Поверните корпус распределителя на 20 градусов по часовой стрелке. 20 градусов это 1-1,5 см. Теперь нужно медленно провернуть трамблер против часовой стрелки, затем до появления искры между отсоединенным проводом трамблера и массой. В каком положении появилась искра, в этом положении выходим из положения трамблера и затягиваем его.
После применения одного из способов настройки зажигания отечественных автомобилей с карбюратором (ВАЗ, УАЗ, Волга, НИВА и др.) проедьте и проверьте, как настройки повлияли на работу ДВС.
Для точности диагностики, надо:
- Сначала прогрейте двигатель.
- Затем он разгоняется до скорости 45 км/ч.
- Включите передачу 4 и полностью нажмите педаль акселератора.
- При этом мы оцениваем, как ведет себя двигатель, детонирует он или нет.
- Если угол опережения зажигания хорошо отрегулирован, после переключения на 4-ю передачу на скорости 45 км/ч появится короткая детонация, на 2-3 секунды, которая исчезнет после нажатия на педаль акселератора.
- Если стук не проходит быстро, произошло раннее зажигание.
- Если детонации не было, то получилось позднее зажигание, нужно будет выставить «раннее».
Если с первого раза не удалось выставить зажигание на оптимальный режим, повторяйте снова и снова, пока не появится правильный результат. Повторной настройкой можно добиться автоматизма и научиться выставлять зажигание своими руками без приборов, на слух.
В этом видео: ставим зажигание в дорогу. Обучающее видео по установке зажигания. Как отрегулировать холостой ход на трассе. Установка лампочек.
Последствия неверно выставленного зажигания
При раннем или позднем возгорании наблюдаются симптомы:
- падение мощности двигателя и динамики разгона автомобиля;
- затрудненный запуск двигателя (проблема прогрессирует по мере снижения температуры воздуха);
- увеличение расхода топлива;
- нестабильный холостой ход;
- перегрев и сгорание рабочей смеси в коллекторах;
- появление детонации двигателя при сгорании топлива, разрушающей поршни и кольца.
Способы установки угла опережения зажигания на авто
Для настройки используются следующие методы:
- с помощью специального устройства;
- подключить лампу накаливания;
- по звуку работы;
- по искре.
По стробоскопу
Стробоскоп представляет собой оптическое устройство, позволяющее контролировать момент подачи искры.
Для регулировки необходимо поставить метки на шкиве коленчатого вала под необходимым углом, проверить положение ползунка на распределителе.
Затем нужно подключить прибор к аккумулятору (соблюдая полярность) и установить датчик на провод 1-цилиндра. Перед проверкой правильности угла необходимо подключить дополнительный провод к выводу катушки зажигания, подключенной к выключателю или коммутатору.
Алгоритм коррекции раннего или позднего зажигания при использовании стробоскопа:
- Очистите поверхности шкива и картера от грязи, покрывающей насечки для регулировки зажигания. Расположение меток зависит от модели автомобиля.
- Запустите и прогрейте двигатель до рабочей температуры.
- Снимите крышку распределителя и убедитесь, что бегунок находится в правильном положении.
- Нажмите кнопку сбоку устройства и направьте световую метку на шкив, нанесенная метка не должна прыгать и восприниматься как неподвижная. Оцените положение светового пятна относительно выемки на передней крышке.
- Скорректируйте угол (при необходимости) и снова проверьте настройки.
По контрольной лампочке
При отсутствии специального оборудования владелец может включить лампочку. Методика отличается пониженной точностью и применяется при ремонте в пути. Для выполнения работ вам понадобится лампа накаливания на 12 В, патрон с проводами длиной 400-500 мм и набор ключей.
Чтобы узнать момент подачи искры, необходимо:
- Поставить поршень в цилиндре 1 в верхнее положение (например, по меткам на шестерне ГРМ или насечкам на шкиве коленчатого вала или маховика).
- Подсоедините лампочку к клемме катушки, подключенной к автомату защиты или выключателю.
- Противоположный кабель подключите к минусовому полюсу аккумулятора или к кузову.
- Ослабьте кронштейн распределителя, включите зажигание и поворачивайте узел до тех пор, пока не загорится лампочка.
- Затяните застежку и проверьте правильность посадки.
На слух
При настройке мастер выявляет признаки раннего или позднего зажигания, поворачивая трамблер относительно базы на прогретом работающем двигателе. Необходимо добиться максимальных оборотов холостого хода без провалов, после чего затянуть болт крепления распределителя.
Техника не очень точная, требует опыта и хорошего слуха настройщика, применяется в случае ремонта в дороге.
По искре
Технология идентична регулировке лампой, но предполагает извлечение свечи из цилиндра 1 (поршень вверху). Затем нужно включить зажигание и повернуть трамблер, определив момент появления искры. Затем нужно подтянуть кронштейн, установить свечу в колодец и проверить на исправность.
Если используется луковичный метод зажигания, то необходимо провернуть коленчатый вал двигателя так, чтобы метка на шкиве коленчатого вала совпала с меткой на крышке ГРМ. При этом ползунок распределителя зажигания должен указывать на провод свечи зажигания первого цилиндра.
Как понять, что зажигание позднее или раннее
Воспламенение рабочей топливно-воздушной смеси в цилиндрах с опережением или задержкой вызывает определенные отказы двигателя. В списке основных признаков, по которым можно определить неправильно установленное зажигание, следует выделить следующие:
- затрудненный запуск двигателя;
- заметное увеличение расхода топлива;
- двигатель теряет приемистость, падает мощность;
- заметен неустойчивый холостой ход;
- пропадает отзывчивость при нажатии на педаль акселератора;
- происходит перегрев двигателя и детонация;
Неправильный угол зажигания может проявляться в виде характерных щелчков, возникающих в выхлопной системе, в карбюраторе и т д. Совершенно очевидно, что последующая работа ДВС с уменьшенным углом опережения зажигания может привести к более серьезным повреждениям двигателя, особенно при стойкой детонации.
Также рекомендуем прочитать статью о том, что такое детонация двигателя. В этой статье вы узнаете о причинах возникновения детонации, а также об основных признаках и методах устранения ненормальной детонации сгорания топлива в цилиндрах двигателя.
Последствия неправильно выставленного угла зажигания
Как позднее, так и раннее зажигание негативно сказываются на работе и ресурсе двигателя. Следует добавить, что от правильного опережения зажигания зависит не только мощность и расход топлива. Если искра на свече образуется раньше установленного времени, то давление расширяющихся газов начинает противодействовать поршню, который поднимается в ВМТ (раннее зажигание). Воспламенение рабочей смеси после того, как поршень начал двигаться вниз от ВМТ, приводит к тому, что энергия, выделяющаяся от топлива, «догоняет» поршень и поступает в выпускное отверстие, а полезной работы не совершает (позднее зажигание).
В случае раннего воспламенения поднимающемуся поршню необходимо приложить большое усилие для сжатия образующихся газов в результате преждевременного сгорания смеси. Нагрузка на ЦПГ и КШМ в таких условиях значительно возрастает.
Признаки раннего возгорания проявляются в виде следующих симптомов:
- появление металлического звука при работе двигателя, который локализуется в районе блока цилиндров;
- холостые обороты плавают, двигатель работает нестабильно;
- после нажатия на «газ» идет пауза, двигатель не «тянет» и расходует слишком много топлива;
Позднее зажигание также приводит к значительному повреждению двигателя. Сгорание смеси в этом случае происходит в условиях пониженного давления и увеличенного объема в цилиндре двигателя внутреннего сгорания. Прерывается сам процесс сгорания топливовоздушной смеси, которая сгорает во время хода поршня. В результате признаками позднего зажигания являются:
- двигатель теряет мощность, для ускорения нужно сильно нажимать на педаль газа;
- наблюдается значительное увеличение расхода топлива;
- двигатель сильно закоксован отложениями и нагаром;
- неправильное сгорание смеси приводит к перегреву двигателя;
Затем нужно подключить прибор к аккумулятору (соблюдая полярность) и установить датчик на провод 1-цилиндра. Перед проверкой правильности угла необходимо подключить дополнительный провод к выводу катушки зажигания, подключенной к выключателю или коммутатору.
Признаки позднего зажигания
Сигнал позднего старта
Теперь смоделируем ситуацию, когда вспышка топливной смеси произошла позже, чем необходимо, когда она уже находится в ВМТ или за ней.
Позднее зажигание снижает мощность двигателя и увеличивает расход топлива: сгоревшее топливо используется для «нагрева атмосферы».
В этом случае топливная смесь не сгорит в неподходящий момент. То есть к моменту, когда поршень уже прошел НМТ во время рабочего такта, смесь будет продолжать гореть. И в результате остатки сгоревшего топлива будут выталкиваться поршнем в выпускной коллектор. Понятно, что энергия сгоревшего топлива не будет использоваться целиком по прямому назначению, а часть пойдет на нагрев атмосферы.
И как следствие, симптомами позднего зажигания будут:
- ухудшение мощности двигателя, он не будет развивать максимальную скорость, снизится динамика разгона автомобиля;
- грубый холостой ход;
- прыгнуть на глушитель.
Это обзор влияния угла опережения зажигания на работу двигателя. Речь идет об опережении, поскольку оптимальное время вспышки — это не момент, когда поршень находится в ВМТ, а несколько раньше, то есть зажигание «преодолевает» работу механической части двигателя — коленчатого вала и механизмов газораспределение.
В разных двигателях внутреннего сгорания регулировка угла опережения осуществляется по-разному. Рассмотрим основные моменты подробнее.
Регулировка зажигания на карбюраторных двигателях
Регулировка зажигания поворотом распределителя
Производится вращением корпуса распределителя зажигания (распределителя), вал которого приводится в движение за счет передачи крутящего момента двигателя через промежуточные шестерни. В двигателях семейства ВАЗ 2108 распределительный вал приводится в движение непосредственно распределительным валом, но это не имеет принципиального значения. Самое главное – точное согласование системы зажигания с механикой ДВС.
Вращение распределителя регулирует желаемое время зажигания. Установка позднего или раннего зажигания индивидуальна и зависит от желания сэкономить топливо или от стиля вождения.
Независимо от того, какой трамблер установлен, контактный или бесконтактный (с датчиком Холла), поворот его корпуса против направления вращения ротора увеличивает угол опережения зажигания. То есть, чтобы зажигание было «ранним», нужно определить, в какую сторону крутится ротор — можно снять крышку трамблера и провернуть коленвал. Куда повернуть трамблер для раннего зажигания — будет хорошо видно.
Но требуемый угол опережения зажигания не всегда определяется характеристиками двигателя, указанными на заводе. На его значение также влияет октановое число топлива.
Это очень хорошо видно при использовании газобаллонного оборудования в автомобилях с карбюраторными двигателями. При первом переходе с бензина на газ машина отказывается разгоняться. Чтобы добиться нормальной работы двигателя, следует не только выставить раннее зажигание, но и повернуть трамблер до упора против хода. Наоборот, при обратном переходе на бензин такое опережение зажигания будет излишним — об этом «укажет» стук поршневых пальцев, вызванный детонацией.
Это связано с большой разницей в октановых числах газа и бензина.
Очень простой, но действенный способ проверить точность угла опережения – проверить работу двигателя в движении. При резком нажатии на педаль акселератора должно быть короткое постукивание поршневых пальцев в набирающем обороты двигателе.