В случае с описанной выше течью прокладки клапанной крышки все очень просто — в свечных колодцах обнаружено масло — необходимо заменить уплотнительный элемент.
1. Оцените степень возгорания.
Если огонь еще небольшой и не распространился за пределы сковороды, его можно безопасно потушить своими силами. Если огонь уже распространился на кухню, оповестите семью и как можно быстрее покиньте здание, по пути сообщив соседям о пожаре. Немедленно вызовите пожарную бригаду. Не подвергайте свою жизнь риску, пытаясь спасти свою кухню.
2. Выключите огонь на плите.
Это необходимо сделать в первую очередь — масло должно быть нагрето до горения. Не пытайтесь сдвинуть сковороду, оставьте ее на месте. Вы можете забрызгать себя или окружающие предметы горячим маслом. Если позволяют условия и у вас есть время, наденьте на руку рукавицу для духовки, чтобы избежать ожогов.
3. Накройте огонь металлической крышкой.
Огню нужен кислород, чтобы продолжать гореть. Если вы накроете его металлической крышкой, то, по сути, погасите пламя. Осторожно поставьте металлическую крышку или миску на огонь и отодвиньте ее от себя. Не используйте стеклянные крышки: они могут быть уничтожены огнем. Также не используйте для этих целей керамические крышки или тарелки. Они могут взорваться и разлететься на опасные куски.
4. Посыпьте небольшие очаги содой.
Обычная пищевая сода помогает при небольших пожарах, но не так эффективна при больших пожарах. Для этого требуется большое количество пищевой соды, поэтому возьмите целую банку и обильно посыпайте ею огонь, пока он не потухнет. Также подходит мелкая соль. Если у вас есть соль, используйте ее вместо пекарского порошка. Не используйте сухое молоко, крахмал, муку или что-либо другое, кроме пекарского порошка или соли.
5. Используйте порошковый огнетушитель.
Если у вас есть порошковый огнетушитель класса В (мокрый огонь), он отлично подходит для тушения горящего масла. Однако, поскольку порошок загрязнит вашу кухню и его будет трудно отмыть, его следует использовать только в крайнем случае. Однако если это ваша последняя линия обороны перед тем, как огонь выйдет из-под контроля, не медлите!
Что нельзя делать при возгорании масла
1. Не тушите горящее масло водой.
Это самая большая ошибка, которую совершают многие люди при розжиге масляных костров. Вода и масло не смешиваются. Если вы нальете воду в огонь горячего масла, образуется пар, который добавит топлива в огонь.
2. Не пытайтесь сбить пламя.
Не ударяйте по пламени полотенцем, фартуком или другой тканью. Это приведет к разжиганию пламени и распространению пожара. Сама ткань может впитать масло и воспламениться. Также не накрывайте огонь влажным полотенцем, чтобы перекрыть доступ кислорода.
3. Не засыпайте огонь мукой.
Мука, крахмал и сухое молоко могут выглядеть как пекарский порошок, но они не обладают тем же эффектом. Только пищевая сода и соль безопасны и эффективны при тушении пригоревшего масла.
4. Не перемещайте и не пытайтесь вынести горящую сковороду.
Это еще одна распространенная ошибка, которая может показаться разумной в чрезвычайной ситуации. Однако перемещение горящей сковороды может привести к вытеканию масла, которое может воспламенить вашу одежду или другие предметы, соприкасающиеся с ним.
Профилактика пожаров
1. Никогда не оставляйте масло на плите без присмотра.
К сожалению, большинство пожаров на кухне начинается, когда кто-то отлучается на минутку. Однако пожар может начаться менее чем за 30 секунд. Не поворачивайтесь спиной к разогретому маслу и не отходите от плиты, когда готовите на масле.
2. Грейте масло в тяжелой сковороде или кастрюле с металлической крышкой.
Нагревание масла под крышкой предотвращает разбрызгивание и уменьшает поступление кислорода внутрь. Масло также может загореться под крышкой при перегреве, но это гораздо менее вероятно.
3. Держите под рукой соду, соль и противень.
Возьмите за привычку иметь эти предметы под рукой, когда готовите на масле. Если возникнет пожар, у вас есть как минимум три разных способа немедленно остановить огонь.
4. Используйте термометр.
Прикрепите к сковороде кулинарный термометр, чтобы следить за температурой масла. Узнайте температуру вспышки используемого масла и проверяйте ее термометром во время приготовления. Когда температура приблизится к температуре вспышки, выключите огонь.
5. Следите за дымом и запахом.
Если при приготовлении пищи на масле вы заметили дым или запах гари, немедленно выключите огонь или снимите конфорку со сковороды. Масло не загорается сразу, когда поднимается дым, но это верный признак того, что температура масла приближается к температуре вспышки.
В случае с описанной выше течью прокладки клапанной крышки все очень просто — в свечных колодцах обнаружено масло — необходимо заменить уплотнительный элемент.
Как определить состояние двигателя по запаху моторного масла?
Вы снова заменили моторное масло в своем автомобиле. Все вроде бы хорошо, но через некоторое время вы решили проверить уровень и вдруг заметили странный запах. Стоит ли сразу паниковать? И если да, то в каком случае?
Как должно пахнуть моторное масло
Новое и высококачественное моторное масло должно быть прозрачным, золотистого цвета и иметь слабый, нехарактерный запах. Некоторые марки настоящих масел вообще не имеют запаха, в то время как подделки имеют сильный химический «аромат». Это означает, что они могли быть изготовлены из плохо очищенного или ранее использованного материала, в который были добавлены темные добавки с неизвестным эффектом. Такое вещество нельзя заливать в двигатель вашего автомобиля.
Опасаясь подделок, некоторые производители намеренно выпускают моторное масло с узнаваемым запахом, но он не раздражает и даже приятен. Конечно, в процессе работы двигателя это меняется. Но когда смазка начинает пахнуть кислотой или, не дай Бог, тухлыми яйцами, это означает, что срок ее службы истек и ее необходимо срочно заменить.
Как определить проблему по запаху масла
Современные смазочные материалы обеспечивают бесперебойную работу двигателя со сроком службы более 10 тысяч километров. Однако некоторые автомобилисты стараются менять смазку чаще, так как используют некачественный бензин. Примерно через 5-6 тысяч километров. С другой стороны, если масло меняется раньше, это может свидетельствовать о проблемах в двигателе и его системах.
Запах горения
Легко устранимыми причинами горелого запаха моторного масла могут быть: агрессивное вождение и низкое качество купленного масла или антифриза. В этом случае следует лучше ухаживать за автомобилем, менять масло и охлаждающую жидкость
Однако существует вероятность того, что смазка «выгорает» из-за неисправной системы охлаждения двигателя. В этих случаях проблема может быть решена только в мастерской после квалифицированной диагностики.
Сильный химический запах
Если моторное масло имеет сильный химический запах, это в лучшем случае может быть связано с его низким качеством. Следует как можно скорее заменить моторное масло и купить продукт от проверенного производителя.
Другой, более серьезной причиной химического «запаха» может быть попадание антифриза в моторную смазку.
Это может произойти постфактум:
- Повреждение прокладки головки блока цилиндров,
- повреждение прокладки головки блока цилиндров; — повреждение прокладки головки блока цилиндров; — поломка корпуса блока цилиндров,
- неправильная установка жидкостного насоса.
Чтобы решить эти проблемы, обратитесь к специалисту.
Запах сгоревших спичек
Сернистый запах указывает на то, что в камеру сгорания попало такое количество выхлопных газов, что присадки смазочного материала уже не могут нейтрализовать сернистые соединения. Если моторное масло хорошего качества, проблема, скорее всего, связана с поврежденной или деформированной прокладкой клапанной крышки. Проблема должна быть немедленно устранена, иначе возможно повреждение систем двигателя.
Запах бензина
Утечка бензина в моторное масло — очень серьезная проблема. Это может быть результатом:
- Неисправность форсунки двигателя,
- изношенный поршневой узел,
- неисправность вакуумного регулятора топлива,
- неисправность системы зажигания.
В этом случае автомобиль необходимо срочно отремонтировать и как можно скорее доставить в специализированную мастерскую.
Однако существует небольшая вероятность того, что масло содержит бензиновый запах из-за использования некачественного топлива.
Если вы почувствовали странный запах, исходящий от моторного масла, ваша первая мысль, естественно, будет о необходимости его замены. И, возможно, замена всех смазочных, охлаждающих и топливных материалов изменит ситуацию. Однако если причиной послужит серьезная поломка во время экспериментов, состояние систем автомобиля может значительно ухудшиться. Поэтому лучше всего развеять все сомнения на стойке проката автомобилей. Это может быть дороже, но надежнее и безопаснее.
Например, изначально использовалась некачественная смазка, что привело к накоплению большого количества загрязняющих веществ в двигателе. После введения хорошего вещества оно начало активно вымывать грязь.
Зависимость вязкости от температуры
Одним из наиболее важных свойств является вязкость смазочного материала.
Это всегда компромисс:
- Густое масло лучше прилипает к поверхности детали и образует надежную пленку в месте контакта.
- Влажное масло эффективнее достигает точек смазки, легче проходит по масляным каналам и хорошо фильтруется.
Производители совместно с техническими специалистами автомобильных заводов балансируют вязкость своих масел. Существует признанная классификация, созданная много десятилетий назад Американским обществом автомобильных инженеров (SAE), которая определяет 6 классов вязкости для зимней эксплуатации: SAE от OW до 25W и 5 классов вязкости для летней эксплуатации: SAE от 20 до 60.
Для исследовательских целей классы вязкости разделяются:
- Кинематическое значение, которое измеряется при температурах выше нуля, определяется с помощью специальных капиллярных мерных чашек. Измеряемое значение представляет собой либо стокс (St), либо сантистокс (cSt). Это значение зависит исключительно от температуры и характерно для зимних масел, не содержащих коагулянтов.
- Динамическая — кинематическая вязкость, умноженная на плотность технической жидкости. Это значение полностью отражает температурную зависимость моторного масла. Единица измерения: мПа-с (mPa-s).
В чем секрет? Это не только вязкость, но и сопротивление, вызванное механическим взаимодействием между моторной смазкой и деталью. Температура оказывает большое влияние на формирование измеряемого значения.
Измерение производится на вращающемся измерительном устройстве, т.е. в динамике. Это значение характерно для вязких смазочных материалов, которые относятся к категории всесезонных.
Температура воспламенения
Моторное масло, независимо от его основы (минеральное или синтетическое), является легковоспламеняющимся материалом. Когда масло достигает критического уровня, оно воспламеняется. Для каждого класса существует своя точка вспышки.
Для тестирования жидкостей используются два специальных метода:
- В закрытом тигле в картере двигателя создаются условия, соответствующие реальной работе. Обычно температура горения при этом методе составляет от 120°C до 150°C. Двигатель работает в картере в настоящем картере в картере.
- Открытый тигель моделирует ситуацию, аналогичную той, которая возникает при встрече смазки с раскаленными частями выхлопного контура. При этих условиях температура вспышки составляет от 180°C до 230°C.
Второй тест не совсем корректен. В реальных условиях температура вспышки масла ниже — от 150°C до 190°C. Это происходит потому, что свободное масло в пространстве под капотом механически образует дополнительные пары.
Однако этот показатель является скорее индикатором пожарной безопасности (или, скорее, неопределенности). Это значение не имеет никакого отношения к техническим характеристикам смазочных материалов. В случае утечки моторного масла труба глушителя (температура от 250 °C до 750 °C) может стать источником возгорания.
Важно: Температура вспышки напрямую связана с количеством паров, выделяемых при определенных условиях. Фактически, она напрямую связана с температурой кипения.
Степень испарения моторного масла зависит, в свою очередь, от присутствующих в нем летучих компонентов. Это зависит как от химического состава основы, так и от количества добавок на основе легковоспламеняющихся компонентов.
Температура кипения
Как только двигатель достигает диапазона рабочих температур, вязкость моторного масла возвращается в нормальный диапазон, и присадки активируются.
Если используется масло, не одобренное производителем двигателя для конкретного типа двигателя, автомобильное масло может закипеть. Маловероятно, что это может привести к пожару, если только система охлаждения двигателя не неисправна.
Температура кипения моторных масел на 2-3 градуса ниже температуры вспышки. Когда жир вот-вот закипит или уже закипел, состав активно разделяется на фракции и добавки.
Эффективность падает, и масло больше не может выполнять свои функции. Кроме того, уровень эксплуатационной жидкости падает, когда она закипает: под давлением большое количество паров масла выходит через воздушный клапан или систему вентиляции картера.
Если двигатель работает с маслом, близким к температуре кипения, в течение длительного времени, детали двигателя не только изнашиваются, но может произойти засорение клапанов, скручивание гильз коленчатого вала и даже заклинивание двигателя.
Альдегиды токсичны. Они способны накапливаться в организме. Помимо общей токсичности, они оказывают раздражающее и нейротоксическое действие. Некоторые из них обладают канцерогенными свойствами.
Что нельзя делать при возгорании масла
Не тушите горящее масло водой.
Это самая большая ошибка, которую совершают многие люди при розжиге масляных костров. Вода и масло не смешиваются. Если вы нальете воду в огонь горячего масла, образуется пар, который добавит топлива в огонь.
Не пытайтесь сбить пламя.
Не ударяйте по пламени полотенцем, фартуком или другой тканью. Это приведет к разжиганию пламени и распространению пожара. Сама ткань может впитать масло и воспламениться. Также не накрывайте огонь влажным полотенцем, чтобы перекрыть доступ кислорода.
Не засыпайте огонь мукой.
Мука, крахмал и сухое молоко могут выглядеть как пекарский порошок, но они не обладают тем же эффектом. Только пищевая сода и соль безопасны и эффективны при тушении пригоревшего масла.
Не перемещайте и не пытайтесь вынести горящую сковороду.
Это еще одна распространенная ошибка, которая может показаться разумной в чрезвычайной ситуации. Однако перемещение горящей сковороды может привести к вытеканию масла, которое может воспламенить вашу одежду или другие предметы, соприкасающиеся с ним.
ОБ ИСПАРЯЕМОСТИ МАСЛА
Скорость испарения масла зависит от температуры его кипения, фракционного состава и толщины масляной пленки, образуемой первым кольцом поршня на стенке цилиндра, которая, в свою очередь, зависит от вязкости масла при высоких температурах. Все это хорошо, но в описаниях нефти такие параметры обычно не указываются. Однако существует так называемая летучесть нефти NOACK — чем она ниже, тем меньше склонность нефти к возгоранию. Принцип определения этого параметра прост: масло нагревается при температуре 250 °C в течение одного часа, после чего измеряется потеря массы. Минеральные масла теряют до 22-25 %, хорошие современные синтетические масла — менее 8-10 %. Чем выше качество базового масла, тем меньше потеря летучести масла. К сожалению, большинство компаний не указывают этот параметр в описаниях своих масел.
В настоящем двигателе все гораздо сложнее. Там тонкая пленка масла испаряется при сильных колебаниях температуры и давления, которые невозможно измерить ни одной стандартной системой. Отсюда вероятность ошибки: метод предполагает, что масла с более высокой вязкостью испаряются меньше, но на практике чем выше вязкость масла, тем выше его расход. Причина этого проста: толщина слоя масла на стенках цилиндра и, следовательно, попадание в зону предварительного нагрева и испарения резко возрастает с увеличением вязкости.
ЧЕМ ВЫШЕ ТЕМПЕРАТУРА ВСПЫШКИ, ТЕМ НИЖЕ СКОРОСТЬ ГОРЕНИЯ.
Остаточное содержание углеводородов согласуется со скоростью сгорания масла в пределах погрешности измерений:
Что делать при возгорании масла на плите.
Оцените степень возгорания.
Если огонь еще небольшой и не распространился за пределы сковороды, его можно безопасно потушить своими силами. Если огонь уже распространился на кухню, оповестите семью и как можно быстрее покиньте здание, по пути сообщив соседям о пожаре. Немедленно вызовите пожарную бригаду. Не подвергайте свою жизнь риску, пытаясь спасти свою кухню.
Выключите огонь на плите.
Это необходимо сделать в первую очередь — масло должно быть нагрето до горения. Не пытайтесь сдвинуть сковороду, оставьте ее на месте. Вы можете забрызгать себя или окружающие предметы горячим маслом. Если позволяют условия и у вас есть время, наденьте на руку рукавицу для духовки, чтобы избежать ожогов.
Накройте огонь металлической крышкой.
Огню нужен кислород, чтобы продолжать гореть. Если вы накроете его металлической крышкой, то, по сути, погасите пламя. Осторожно поставьте металлическую крышку или миску на огонь и отодвиньте ее от себя. Не используйте стеклянные крышки: они могут быть уничтожены огнем. Также не используйте для этих целей керамические крышки или тарелки. Они могут взорваться и разлететься на опасные куски.
Посыпьте небольшие очаги содой.
Обычная пищевая сода помогает при небольших пожарах, но не так эффективна при больших пожарах. Для этого требуется большое количество пищевой соды, поэтому возьмите целую банку и обильно посыпайте ею огонь, пока он не потухнет. Также подходит мелкая соль. Если у вас есть соль, используйте ее вместо пекарского порошка. Не используйте сухое молоко, крахмал, муку или что-либо другое, кроме пекарского порошка или соли.
Используйте порошковый огнетушитель.
Если у вас есть порошковый огнетушитель класса В (мокрый огонь), он отлично подходит для тушения горящего масла. Однако, поскольку порошок загрязнит вашу кухню и его будет трудно отмыть, его следует использовать только в крайнем случае. Однако если это ваша последняя линия обороны перед тем, как огонь выйдет из-под контроля, не медлите!
Моторное масло обеспечивает хорошую смазку всех движущихся частей и механизмов силового агрегата машины. Как и другие жидкости, смазочные материалы могут замерзать и закипать при определенных условиях. Ниже объясняется, как закипает моторное масло и что нужно знать о выборе и замене масла.
Горит ли масло Лукойл, Мобил?
Как масла разных производителей реагируют на огонь? Наиболее распространенными маслами являются «Лукойл» или «Мобил». Чтобы двигатель работал эффективно, он должен быть хорошо оплачен. В конце концов, эти масла имеют соответствующее качество.
Использование масла «Лукойл» создает на двигателе эластичную пленку, необходимую для надежной защиты от износа независимо от условий эксплуатации двигателя. Снижается трение и повышается производительность двигателя, что позволяет экономить топливо и снижать уровень шума. Двигатель легко запускается даже при низких температурах, защищает его детали от износа и предотвращает образование отложений при низких температурах в двигателе. Качество, предлагаемое производителем, предотвращает возгорание масла в двигателе.
Но сгорание масла в двигателе происходит не просто так, и неважно, какая марка масла используется. Это может произойти, если двигатель заполнен составом, не соответствующим его свойствам. Если вязкость масла слишком низкая, двигатель заглохнет и сгорит. Высокая вязкость приводит к образованию толстой пленки на внутренней стенке двигателя. И то, и другое приводит к высокому расходу масла.
Этот недостаток можно устранить, используя правильное моторное масло. Водитель будет удивлен меньшим расходом моторного продукта. В любом случае, выбирайте состав с высокой вязкостью.
Можно постоянно переходить на полусинтетическое масло. В любом случае, двигатель не пострадает, если параметры полусинтетики не противоречат инструкциям производителя автомобиля.
Почему чернеет моторное масло
Следует сразу заметить, что масло обязательно почернеет во время работы, но это может произойти по разным причинам. Давайте сначала обсудим само масло.
Современное масло для двигателя внутреннего сгорания — это многокомпонентная жидкость, которая должна выполнять ряд важных функций в двигателе.
Первый — это создание масляной пленки между поверхностями для уменьшения трения между ними. Эта пленка образуется, когда эти поверхности смазываются.
Вторая функция заключается в отводе тепла от фрикционных элементов. Когда двигатель работает, его компоненты трутся друг о друга, что приводит к их нагреву. Если тепло не отводится, металл расширяется под воздействием избыточного тепла, что, в свою очередь, приводит к заклиниванию устройства.
Третья функция — промывка поверхностей для удаления остатков износа и грязи. Это же трение приводит к образованию мелких металлических частиц, которые затем действуют как абразивы и увеличивают износ поверхностей и всего двигателя.
Грязь поступает таким же образом. Газы, выходящие из цилиндров в картер, также несут с собой сажу в качестве загрязнителя — и нежелательно, чтобы она оседала на рабочих поверхностях.
И хотя металлические остатки и грязь часто оседают на дне картера или попадают в фильтр, масло растворяет нагар и удерживает его на месте. Для этого он содержит моющие активные щелочные добавки.
Щелочь является универсальным растворителем и нейтрализатором кислот, и ее присутствие в смазочном материале предотвращает осаждение нагара и других загрязнений на поверхностях деталей. Поскольку они нигде не откладываются, а остаются в масле, то в конечном итоге приводят к изменению цвета масла — потемнению масла.
Горит ли масло Кастрол? Шелл Хеликс?
При износе маслосъемных колпачков расход масла значительно увеличивается. Сальники должны быть заменены. Снимать головку блока цилиндров не обязательно. Масло после этого не смывается. Уплотнения клапанов изнашиваются из-за использования неподходящего моторного масла, которое не соответствует шине, а также из-за перепадов температуры.
Если внутренние поверхности цилиндров и внутренние детали двигателя повреждены или изношены, масло также начинает быстро сгорать. Водитель узнает об этом состоянии, когда слышит необычные шумы при работе двигателя. Он возникает при попадании в двигатель грязи, пыли, преждевременной замене фильтров и масла, некачественном масле или использовании посторонних присадок.
Устранить этот дефект можно, если использовать вязкое масло и заменить уплотнения клапанов. Капитальный ремонт может мало что изменить.
При использовании масел, произведенных такими компаниями, как Castrol, Shell Helix или Motul, можно судить о сгорании по качеству масла. Продукт, изготовленный в соответствии со стандартами ГОСТа, не будет гореть.
Если работа турбины не нарушена, то под высоким давлением картерных газов масло будет вытекать из вентиляционной шахты картера. Обычно это происходит при изношенном двигателе. Проблема может быть устранена путем ремонта или замены изношенных деталей. Неисправную турбину можно легко диагностировать.
Легко устранимыми причинами горелого запаха моторного масла могут быть: агрессивное вождение и низкое качество купленного масла или антифриза. В этом случае следует лучше ухаживать за автомобилем, менять масло и охлаждающую жидкость
Влияние низких температур на стабильность запуска двигателя
При покупке масла следует ознакомиться с зимними свойствами жидкости, так как от них зависит, насколько хорошо заводится двигатель в холодное время года. Если вы используете смазку марки 5W-40, то из числа 5 (которое является константой для всех типов смазочных материалов) нужно вычесть 35. Таким образом, пр и-30 это минимальная температура, при которой масло должно обеспечивать беспроблемный запуск двигателя.
Низкотемпературные параметры
Необходимо учитывать не только температуру окружающей среды, но и температуру агрегата, так как работа двигателя зависит от пробега автомобиля и нагрузок.
Характеристики рабочей жидкости при низких температурах включают:
- Накачиваемость. Этот параметр относится к состоянию, при котором вещество беспрепятственно прокачивается по каналам системы смазки.
- Накачиваемость продукта. Это значение указывает на динамические вязкостные свойства смазочного материала, а также на температуру, при которой смазочный материал становится более текучим. Это состояние облегчает запуск двигателя. Начальная температура всегда на 5 градусов выше, чем температура насоса.
Пользователь Влас Прудов создал видео, в котором он рассказывает о выборе качественной жидкости для двигателя мотоцикла.
Застывание
Температура застывания определяется потерей подвижности и текучести жидкости. Если параметры вязкости резко возрастают, это приводит к началу процесса кристаллизации парафина. Масло, работающее при более низких температурах, менее подвижно. Смазка затвердевает, что приводит к повышению пластичности в результате выделения углеводородных веществ. Температура застывания моторной жидкости соответствует минимальной настройке циркуляции. Когда масло начинает застывать, двигатель можно запустить, но запуск становится очень трудным.
Температура затвердевания
Температура застывания составляет 3-5 градусов ниже нуля. При сильном холоде основа жидкости становится более твердой, и прохождение потока по каналам системы смазки затрудняется. Следовательно, водитель также не может запустить двигатель. Эта проблема особенно актуальна для жителей северных регионов, которые заправляют свои автомобили смазочными материалами, не соответствующими классу вязкости для использования в таких условиях.
Высокая температура масла
Существуют два основных фактора высоких температур:
Высокие температуры снижают вязкость масла, что может привести к повреждению механизма.
Допустимый коэффициент включает оптимальную температуру масла. В некоторых случаях двигатель прогревается до рабочей температуры, но вязкость задерживается. После повышения температуры второй фактор нормализуется. Допустимый диапазон всегда должен находиться в пределах оптимального диапазона и не должен перегружать двигатель. Однако даже в горячем состоянии двигатель может работать долгое время, но срок его службы не увеличивается.
Если моторное масло закипит, высокая теплоемкость повлияет на работу автомобиля. Более высокая температура может привести к закипанию — не масла, а жира. В результате она начинает пузыриться и дымиться. Это недопустимо! Топливо может кипеть при температуре 250°. При такой температуре вязкость масла значительно снижается, что означает, что детали больше не смазываются должным образом. Это может привести к повреждению всего механизма.
Когда жир нагревается до 125°, он сгорает вместе с нефтепродуктом. Концентрация низкая и не заметна в выхлопных газах. Во время этого процесса жидкость расходуется. Водитель должен постоянно пополнять его. Поэтому не рекомендуется пренебрегать рабочей температурой масла.
Кипячение масла запрещено. Это отрицательно сказывается на работе двигателя и может привести к износу деталей.
Мука, крахмал и сухое молоко могут выглядеть как пекарский порошок, но они не обладают тем же эффектом. Только пищевая сода и соль безопасны и эффективны при тушении пригоревшего масла.
Высокие температуры
Понятно, что масло работает в очень жестких условиях, его температура в картере может достигать полутора градусов даже в «гражданских» двигателях, а тонкая пленка масла взаимодействует с открытым пламенем и не горит только потому, что обладает хорошей теплопроводностью и передает тепло твердому блоку цилиндров. И самое главное, масло нагревается не в зеркале цилиндра, а в зоне поршневых колец, где оно испытывает весь поток тепла от поршня к поршневым кольцам, а температура часто достигает трехсот градусов в большинстве «проблемных» двигателей.
В зависимости от типа масла, масляная основа просто испаряется в процессе деградации, образуя лаковые отложения, нефтяной шлам и сажу, а также изменяя свойства масла в плане вязкости, предела текучести и прочего. Поэтому влияние температуры является одной из основных причин изменения свойств масла и загрязнения продуктами деградации.
Чем меньше масла в картере, чем выше рабочая температура двигателя и чем выше нагрузка на двигатель, тем быстрее происходит деградация масла. Дефекты в системе охлаждения, недостаточная вентиляция картера или отсутствие масляного радиатора могут многократно сократить срок службы масла. Особенности конструкции двигателя также влияют на нагрев масла. Например, при коротких Т-образных поршнях компрессионные кольца обычно расположены в самой горячей зоне, и масло, омывающее их, подвергается гораздо большей тепловой нагрузке. Перегрев нефти может быть одной из основных причин так называемого нефтяного пятна, которое становится все более распространенным в последние годы: нефть «сжимается» при температуре, намного превышающей ее нормальную температуру текучести.
Картерные газы
Помимо высоких температур, на масло также воздействуют газы, находящиеся в картере. Эти газы проникают через поршневые уплотнения и создают в картере агрессивный «коктейль» из серной, сульфатной, азотной и нитритной кислот, который образуется при взаимодействии продуктов сгорания топлива — водяного пара и оксидов азота и серы. Наряду с ними в картер попадают различные сложные соединения, так как бензин содержит много присадок, а продукты их сгорания разнообразны.
Выхлопные газы, поступающие в выпускной коллектор и проходящие через систему каталитического нейтрализатора перед выходом в атмосферу, намного чище, чем смесь, поступающая в картер двигателя. Многие агрессивные химикаты прекрасно взаимодействуют с «масляным туманом» — испаряющимися частицами масла в двигателе — и медленно «отравляют» его продуктами разложения. Химикаты также воздействуют на все полезные присадки в масле.
Поскольку основными разрушителями являются кислоты, масло сначала делают щелочным, чтобы оно нейтрализовало проникающие кислоты во время работы и защитило двигатель (и себя) от разложения. Свойство масла, отвечающее за этот параметр, называется TBN (Total Base Number).
В прошлом, чем выше значение, тем дольше срок службы масла. Например, для масел для «грузовиков» TBN может достигать 16, но для автомобильных масел, которые, по прогнозам, прослужат до замены менее ста тысяч лет, он не превышает 8-11.
Однако уже некоторое время наблюдается тенденция к использованию малозольных масел, которые содержат меньшее количество щелочей и меньшее количество присадок — высокого давления и стабилизаторов. Такие смазочные материалы могут долго работать только в новых двигателях и на бензине, соответствующем стандартам Евро 5-6. При работе старого двигателя на обычном бензине, соответствующем стандартам Евро 3-4, даже дорогие малозольные смазочные материалы меняются быстрее, чем обычно.
Неисправности вентиляции картера, холостой ход, высокая температура масла и плохие поршневые кольца оказывают негативное влияние на окисление масла. Особенностью дизельных двигателей является избыток оксидов азота NOx и, как следствие, азотной кислоты в выхлопных газах картера. По этой причине масло в дизельном двигателе должно иметь более высокое щелочное число — оно снижается гораздо быстрее, чем в бензиновом двигателе.
Само топливо
При нормальных условиях эксплуатации попадание бензина в масло не представляет большой опасности. Бензин, который смешивается с масляной пленкой на стенках холодного цилиндра, попадает в масляный картридж при следующем движении поршня при запуске двигателя. Обычно это количество незначительно, но если оставить холодный двигатель включенным надолго, туда может попасть много бензина — более литра.
Но даже при холодном запуске общее количество бензина успевает испариться после полного прогрева масла и не оказывает существенного влияния на свойства масла. В руководствах по эксплуатации советских автомобилей даже рекомендовалось добавлять в масло литр бензина перед холодной ночью, чтобы снизить его вязкость.
К сожалению, в наше время это не так просто. Бензиновые двигатели с впрыском топлива часто не успевают как следует прогреться во время поездки. В отличие от карбюраторов, предварительный нагрев до полной температуры не требуется и им пренебрегают. Многие современные двигатели прогреваются незначительно. У двигателей с непосредственным впрыском есть еще одна причина добавлять бензин в масло — и в больших количествах. Механический насос высокого давления — насос впрыска топлива — часто постоянно теряет топливо, и не только во время холодного запуска.