Автовладельцы, которым приходилось регулировать клапаны на других автомобилях ВАЗ, найдут эту задачу легкой в «семерке».
Как отрегулировать клапаны механизма газораспределения на ВАЗ 2107
Клапаны являются важной частью газораспределительного механизма в двигателе не только ВАЗ 2107, но и любого другого бензинового двигателя с карбюратором. Слаженная работа восьми клапанов (по два на цилиндр) обеспечивает правильное поступление газа в цилиндры, подачу топливно-воздушной смеси через впускной коллектор и отвод отработанных газов через выхлопную трубу. Распределительные валы, рычаги клапанов и сами клапаны хорошо видны на фотографии (показана часть механизма с двумя распределительными валами).
Для чего нужна регулировка клапанов на ВАЗ 2107
Поскольку смесь бензина и воздуха постоянно сгорает в цилиндрах, цилиндры и поршневая группа нагреваются до высоких температур. Этот зазор клапана (точнее, зазор между распределительным валом и рычагом клапана) необходим для предотвращения вытекания топливной смеси, для предотвращения потери мощности двигателя и для того, чтобы клапан очистил цилиндр от выхлопных газов вовремя, пока поршень не закончит свою работу.
Во время работы механизма управления зазор должен быть в пределах 0,15 мм. Это также толщина калибра, используемого для регулировки. ВНИМАНИЕ! Зазор 0,15 мм предназначен для регулировки зазора при холодном двигателе. Если это невозможно, подождите, пока устройство синхронизации остынет. В этом случае регулировка клапанов ВАЗ 2107 производится вручную с «коррекцией» коэффициента теплового расширения в размере 0,2 мм.
Показана общая процедура регулировки зазора. Видны гаечные ключи 13 мм и 17 мм и топливный стержень.
В каких случаях нужно регулировать тепловой зазор в клапанах?
- Если проводится текущий ремонт механизма управления (замена распределительного вала, постели ремня ГРМ, шестерни ремня ГРМ, то необходимо провести регулировку клапанов ВАЗ 2107.
- Шум возникал в районе головки блока цилиндров,
- Если после последней регулировки пробег автомобиля составил 15-16 тыс. км,
- Если произошла потеря мощности и «приемистости» двигателя. После проверки карбюратора следующим «кандидатом» на проверку являются клапаны,
- Необоснованное увеличение расхода топлива.
Для регулировки требуется щуп 0,15 мм (когда двигатель холодный) и набор гаечных ключей с открытым концом.
В первую очередь необходимо обеспечить доступ к клапанам, поэтому подготовьте их и содержите в порядке:
- Снимите воздушный фильтр,
- Руками отсоедините провода от свечей зажигания,
- снимите крышку сапуна с крышки головки блока цилиндров,
- снимите крышку головки блока цилиндров и прокладку крышки, одновременно проверяя ее целостность,
- С помощью ключа на 36 мм или ключа для коленчатого вала определите верхнюю мертвую точку первого цилиндра. Для этого выкрутите свечу зажигания и вставьте в отверстие свечу, желательно на нитке, чтобы не искать. В момент максимального давления пробка выскакивает.
Метка на шкиве коленчатого вала должна совпадать с длинной линией на крышке.
- Теперь важно соблюдать последовательность управления, иначе вы можете рассинхронизировать всю систему управления с вашими руками: В верхней мертвой точке для первого цилиндра можно отрегулировать зазоры для распределительных валов №8 и №6, считая от блока управления. Помните, что клапаны автомобиля ВАЗ 2107 находятся в верхнем положении.
- Приобретите гаечные ключи с открытым концом диаметром 13 и 17 мм и калибром 0,15 мм.
- Поместите щуп поочередно между рычагом и кулачком клапанов №6 и №8. Если щуп затягивается равномерно, значит все в порядке и зазор в норме,
- Если щуп «болтается» или застрял, требуется регулировка. Для этого возьмитесь за головку регулировочного винта ключом на 13 мм, ослабьте гайку ключом на 17 мм и приведите винт в правильное положение с помощью щупа. Затем снова затяните гайку ключом на 17 мм и проверьте, сохраняется ли люфт. Рисунок 2 — регулировочный винт, рисунок 3 — гайка 17 мм, рисунок 1 — щуп. Как правило, клапаны ВАЗ 2107 регулируются с помощью нескольких инструментов, но подсос всегда должен быть в отличном состоянии, без царапин и потертостей.
- Теперь необходимо проверить остальные распределительные валы. Для этого поверните коленчатый вал на 180° (наполовину) и отрегулируйте распределительные валы под номерами 4 и 7,
- Следующая регулировка касается распределительных валов 1 и 3 (снова поверните коленчатый вал на 180°), т.е. на один полный оборот от начала.
- Последняя регулировка касается кулачков № 5 и 2; для этого необходимо повернуть коленчатый вал еще на пол-оборота. В общей сложности мы сделали полтора оборота или 540°.
Обратите внимание, что индикатор уровня должен быть затянут равномерно, но не слишком туго. Конечно, маленький зазор хуже большого, так как клапаны могут «прогореть». Если вы решите выполнять регулировку вручную, вам следует учесть это обстоятельство.
Микрометр определяет фактическую высоту зазора москитной сетки, и проще и надежнее ориентироваться на показания индикатора, чем на свободный ход щупа. Таким образом, зазор клапанного механизма может быть отрегулирован максимально точно.
Почему нужно регулярно регулировать клапана
Регулировка клапанов автомобиля ВАЗ 2107 с помощью щупа или индикатора является необходимой профилактической мерой для нормальной работы двигателя. Если он не отрегулирован вовремя, это может привести к проблемам в работе автомобиля:
- Уменьшение зазора приводит к голоданию клапанов, что приводит к ухудшению работы системы ГРМ и декомпрессии головки блока цилиндров; даже если голодание не допускается, трудно удалить загрязнения с клапанов,
- Если зазор слишком велик, клапаны открываются не полностью, снижая мощность двигателя и вызывая характерный стук клапанов, особенно при нажатии на педаль акселератора.
Двигатель классической модели ВАЗ 2107 не имеет гидрокомпрессоров, поэтому если нет подозрительных стучащих звуков, то регулировку клапанов необходимо проводить каждые 20 тысяч километров эксплуатации. К признакам, указывающим на то, что пришло время для корректировки, относятся
- появление характерного лязгающего звука, слышимого в основном при нажатии на педаль акселератора,
- снижение компрессии — двигатель начинает глохнуть, потому что один цилиндр не работает,
- Расход топлива увеличивается,
- При нажатии на педаль газа автомобиль теряет динамику и кажется вялым.
Инструменты для проведения работы
Перед началом работы подготовьте следующие инструменты:
- 13 и 17 гаечных ключей с открытым концом,
- гаечный ключ, чтобы провернуть коленчатый вал до размера 38,
- отвертку,
- манометр 0,15 мм или специальный манометр.
При регулировке клапанов рекомендуется использовать новую прокладку для замены старой под клапанной крышкой.
Процесс регулировки
Если недавно использовался манометр 0,15 мм, то в настоящее время лучше регулировать клапаны с помощью манометра. Это более точный инструмент, который позволяет идеально отрегулировать зазор клапана. Проблема заключается в том, что датчик может быть зафиксирован с разным усилием, что приводит к неточной настройке; эта проблема исчезает при использовании калибра (микрометра).
Манометр представляет собой набор инструментов, включающий:
- специальный стержень, прикрепленный к двигателю,
- микрометр,
- клип,
- вилка, используемая для поднятия клапана.
На первом этапе штанга крепится непосредственно к блоку цилиндров и затягивается специальными гайками, это делается просто вручную. Коленчатый и распределительный валы регулируются по мертвой точке, на что указывает выравнивание соответствующих точек. При этом порядок регулировки клапанов на ВАЗ 2107 таков, что при данном положении распределительного вала обнажается зазор между 6 и 8 клапанами.
Для этого на 6-й клапан помещается микрометрический индикатор. Клапан приподнимается вилкой с огневого штифта, устанавливая шкалу микрометра на ноль. Это делается простым поворотом шкалы. Затем вилку убирают, а указатель устанавливают на шкалу 52, что соответствует зазору 0,15 мм. Если индикатор не показывает стандартное значение, следует ослабить крепежную гайку гаечным ключом на 17 мм и повторно отрегулировать гаечным ключом на 13 мм, пока шкала не покажет правильное значение.
Затем гайка 17 снова затягивается для стабилизации положения клапана. Важно не перетянуть гайку, чтобы резьба не сорвалась во время работы двигателя. При показании 52 клапан приподнимается вилкой, и шкала микрометра должна опуститься до 0, указывая на то, что регулировка была выполнена правильно. Аналогичная процедура выполняется с клапаном 8. По завершении процедуры можно проверить точность регулировки зазора с помощью кнопки на 0,15 мм.
Для продолжения регулировки необходимо повернуть распределительный вал на 90 градусов. Это делается путем нанесения меток на распределительный вал через каждые 90 градусов от основной метки. Иногда эти метки находятся на коленчатом валу, но его необходимо повернуть на 180 градусов. Коленчатый вал проворачивается специальным 38-миллиметровым гаечным ключом, прикрепленным к коленчатому валу. Иногда для управления вращением распределительного вала используется датчик Холла, который вращается с той же частотой, что и распределительный вал. Для этого временно устанавливается специальный колпачок, размеченный через каждые 90 градусов.
После поворота распределительного вала 4-й и 7-й клапаны устанавливаются так же, как 6-й и 8-й. Затем распределительный вал поворачивается еще на 90 градусов, и клапаны 1 и 3 устанавливаются таким же образом. Затем производится окончательный поворот распределительного вала и регулируются клапаны 2 и 5. Когда гайка затянута до 17, показания микрометра могут быть немного смещены. Это следует учесть при настройке, предварительно установив шкалу на 53 или 54 единицы. После блокировки значение уменьшается до 52.