Как подмазать, чтобы поехать: изучаем конструкцию современных масляных фильтров. Какие фильтры применяются для очистки масла.

Масло
Какие фильтры применяются для очистки масла - Литература Конструкция мембранного маслофильтра Виды масляных фильтров Читайте также Виды фильтра по объёму пропускаемого масла

Этот тип фильтра использует магнит или электромагнит для удаления ферромагнитных загрязнений. Наиболее распространенный тип — магнит, встроенный в сливную пробку картера двигателя или трансмиссии. При замене масла пробка откручивается и удаляется застрявший стальной мусор.

Как подмазать, чтобы поехать: изучаем конструкцию современных масляных фильтров

Есть старая русская поговорка: не подмажешь — не подвезут. Однако качественный масляный фильтр необходим для эффективной работы системы смазки двигателя автомобиля. Как изготавливаются современные масляные фильтры и как они работают? Какие требования предъявляют производители автомобилей и комплектующих к масляным фильтрам? Можно ли продлить срок службы двигателя при правильном выборе фильтра? Об этом и многом другом «Движку» рассказали технические специалисты BIG Filter.

Функция масляного фильтра относительно проста: его основная задача — пропустить фильтруемую жидкость (в данном случае масло) через фильтрующий материал. Для этого сам материал располагается таким образом, что при минимальном объеме достигается максимальная площадь поверхности. Затем эта система должна быть герметичной, чтобы масло не могло вытекать через фильтрующий элемент. Поэтому все остальные компоненты обрабатываются, чтобы обеспечить хорошую посадку и герметичность во всех точках, за единственным исключением клапана, образующего байпас.

Как подмазать, чтобы поехать: изучаем конструкцию современных масляных фильтров

При запуске холодного двигателя масло изначально слишком густое, чтобы пройти через систему фильтров. Поэтому, чтобы избежать недостатка масла, используется специальный клапан, который позволяет маслу проходить через фильтр в первые несколько секунд после холодного запуска двигателя.

Фильтрующий материал установлен максимально компактно, чтобы, во-первых, сам фильтр поместился в очень ограниченном пространстве под капотом, а во-вторых, чтобы обслуживание машины было максимально простым (выкрутить старый фильтр — вкрутить новый, никаких дополнительных манипуляций не требуется).

Однако использование нечищеных фильтров становится все более распространенным. Почему это так? По мнению экспертов BIG Filter, основной причиной является тенденция к снижению материальных затрат: при использовании фильтра со сменным картриджем отпадает необходимость в изготовлении металлического корпуса, который, по сути, является быстроизнашивающейся деталью. Кроме того, производство становится дешевле, поскольку в случае с картриджем нет необходимости в довольно сложных процессах сборки частей фильтра в цельный корпус. Сам корпус, если используется сменный картридж, должен поставляться производителем непосредственно на автомобиль и имеет более сложную конструкцию, поскольку механику, обслуживающему машину, необходим более или менее свободный доступ к такому фильтру.

Как подмазать, чтобы поехать: изучаем конструкцию современных масляных фильтров

В целом, замена корпуса фильтра (или, как его еще называют, отжимного фильтра) быстрее и проще: по словам экспертов BIG Filter, это можно сделать даже в гараже без ямы. Ну, в случае со сменной вставкой, вам все равно придется до нее дотянуться (и знать, где она находится) и иметь в виду, что заменяемая деталь полностью покрыта маслом. Поэтому механик, меняющий фильтр в виде сменного картриджа (или вставки), должен быть обучен тому, как это делать на том или ином автомобиле.

Фильтрующие материалы и требования к ним

С точки зрения автопроизводителя, чем сложнее двигатель, чем выше степень турбонаддува (особенно если это турбокомпрессор), тем более мелкие частицы должны быть уловлены в масляном фильтре (и тем больший объем попадает в масло). В двигателе с турбонаддувом давление выше, а поршневые кольца не герметичны, поэтому больше сажи попадает в картер и больше сажи оседает в масле. Другими словами, частицы более мелкие и оседают в большем объеме, чем в атмосферном двигателе.

По мнению экспертов компании BIG Filter, для очистки масла в турбодвигателях требуется более плотный фильтрующий материал с меньшим диаметром ячеек. Также требуется большая площадь поверхности, так как отфильтрованные загрязнения забивают ячейки фильтрующего материала и постепенно снижают его пропускную способность.

Как подмазать, чтобы поехать: изучаем конструкцию современных масляных фильтров

Как сообщалось в 2021 году, представители компании Ahlstrom-Munksjo, поставщика BIG Filter, выступили на партнерской конференции BIG Filter с докладом о требованиях производителей автомобилей к фильтрующим материалам. По их словам, в области современных систем фильтрации автомобильного масла меньшие объемы двигателя требуют большей пылеемкости и фильтрационных характеристик с меньшим перепадом давления; все более агрессивные масла, используемые производителями автомобилей, требуют материалов с более высокой химической стойкостью и меньшими значениями начального перепада давления; более длительные интервалы технического обслуживания, в свою очередь, требуют материалов с высокой пылеудерживающей способностью, хорошей стабильностью обжима и более длительным сроком службы фильтра; и

Сегодня, по данным компании BIG Filter, фильтровальная бумага по-прежнему остается самым важным фильтрующим материалом, но прогресс налицо. Бумага, используемая в современных фильтрах, является многослойной и гофрированной, что, в свою очередь, позволяет увеличить площадь поверхности без резкого увеличения объема конечного продукта. В производстве фильтровальной бумаги используются многочисленные пропиточные полимеры, которые задерживают все виды загрязнений и одновременно пропускают частицы масла. Сравнивая бумагу, используемую в современных фильтрах, с бумагой, используемой в деталях более ранних поколений, можно отметить, что в них используется все больше синтетических материалов.

Как подмазать, чтобы поехать: изучаем конструкцию современных масляных фильтров

По мнению экспертов компании BIG Filter, тот факт, что автопроизводители все чаще рекомендуют для своих автомобилей маловязкие масла, в определенной степени облегчает задачу производителям фильтров. Особенно это касается выбора фильтрующих материалов. Причина в том, что такое масло легче проходит через ячейки фильтра. Следовательно, плотность этих клеток может быть ниже. Кроме того, при использовании масла низкой вязкости снижается перепад давления в самом фильтре. Что касается самого загрязнения, то оно остается таким же, и фильтр должен иметь такой же пробег между техобслуживаниями.

Как подобрать фильтр для автомобиля с пробегом

В любом случае, все авторитетные производители фильтров учитывают пригодность компонентов для конкретных моделей автомобилей. Проверяются требования к прототипу, учитывается конструкция фильтра и свойства используемых материалов. А затем производится полный эквивалент.

Поэтому самым важным ориентиром при замене фильтра является информация о его пригодности, предоставленная производителем компонента. Нет смысла полагаться на другие данные, поскольку применимость фильтра зависит от множества нюансов (вплоть до того, насколько жесткими должны быть клапаны и на какое давление рассчитан байпас). И чтобы с уверенностью сказать, что фильтр может быть использован в конкретном автомобиле, производители проверяют все.

Срок службы двигателя зависит от многих факторов и, как правило, является лотереей. Выбирая фильтр и масло, которые стоят дороже, но от проверенных производителей, автовладелец снижает вероятность возникновения неисправностей и внеплановых визитов в сервисный центр.

Специалисты компании BIG Filter уверяют, что самый простой способ продлить срок службы двигателя — чаще менять масло и фильтр. Например, если норма, указанная производителем, составляет 15-20 тысяч километров, то лучше менять масло через 10 тысяч километров. Кроме того, в автомобилях возрастом 5 лет и старше предложение расходных материалов больше, а цены зачастую ниже, поэтому более частая замена масла не так сильно бьет по кошельку. Детали двигателя в «старых» автомобилях обычно сильно изношены, в картере скапливается больше грязи, и больше ее выходит из цилиндров.

Как подмазать, чтобы поехать: изучаем конструкцию современных масляных фильтров

Оцените статью