Напоминание: Проблемы с двигателем можно обнаружить, измерив давление в топливной магистрали или проверив компрессию в цилиндрах.
Как проверить катушку зажигания (ИКЗ) своими руками
Заглохший автомобиль, потеря сцепления с дорогой, вибрация или повышение оборотов двигателя — все это признаки неисправной работы катушки зажигания (ЭБУ). Другими признаками неисправной катушки зажигания являются неисправности 0301, 0302, 0303 и 0304, которые указывают на отсутствие зажигания в одном из цилиндров. Рассмотрим несколько простых способов проверки катушки зажигания своими руками.
Стоит отметить, что процедура проверки катушки зажигания в современных автомобилях Lada (XRAY, Vesta, Largus, Granta, Kalina и Priora) существенно не отличается. Все действия выполняются одинаково.
Самый простой способ
Самый простой способ проверить катушки зажигания — заменить их. Если зажигание пропускает катушку, это означает, что эта катушка не работает. Для более точного определения места повреждения следует использовать специальное оборудование (например, громоотвод или осциллограф).
Снимите катушки зажигания с двигателя с помощью ключа на 10 или Torx E8 (в зависимости от модели двигателя). Внимательно осмотрите снятые катушки. Они не должны иметь трещин, повреждений резинового покрытия, оплавленного или протекающего пластика. Пружина внутри катушки должна находиться в правильном положении.
Проверка катушки зажигания мультиметром
Проверьте напряжение на транзитной клемме:
- Отсоединить колодку с проводами от катушки зажигания (на двигателе H4M для доступа к катушкам 1 и 2 цилиндров снимаем впускной трубопровод).
- Включить зажигание и измерить напряжение на выводе 3 колодки жгута проводов (нумерация выводов есть на катушке зажигания).
- Напряжение на выводе должно быть не менее 12 В. Если оно меньше или его нет, значит разряжен аккумулятор, есть неисправность в цепи питания или неисправен блок управления двигателем (ЭБУ).
- Выключить зажигание.
Как проверить сопротивление катушки зажигания?
- Ставим на мультиметре переключатель в положение 200 Ом и замыкаем щупы (на экране будет погрешность прибора, которую нужно будет вычитать из показаний во время проверки).
- Проверяем первичную обмотку катушки зажигания, подсоединяя щупы прибора к контактам.
- Сопротивление между выводами 1 и 3 должно быть близком к нулю (около 1 Ом).
- Сопротивление между выводами 1-2 и 2-3 должно быть большим (стремиться к бесконечности).
- Устанавливаем на мультиметре переключатель в положение 2000 кОм (или 2 МОм).
- Проверяем вторичную обмотку катушки, подсоединяя красный щуп к пружине внутри резинового колпачка, а чёрный — к контакту 2.
- Для хорошего контакта лучше всего снять резиновый колпачок с катушки и подсоединять щуп прямо в контакт катушки, предварительно очистив его от налета.
- Сопротивление должно быть около 300-400 кОм.
Предупреждение. Сопротивление вторичной обмотки катушки зажигания сильно зависит от ее температуры. Выполняйте проверку, когда катушка полностью остынет. Сравните сопротивление всех четырех катушек зажигания между собой. Неисправная катушка зажигания может быть распознана по очень разным значениям, при условии, что все катушки одного производителя.
Процедура также показана на видео:
Как понять, что пришла пора заменить катушку зажигания?
Рано или поздно катушка зажигания почти в каждом автомобиле выходит из строя.
Иногда отказ катушки происходит внезапно, иногда она начинает выходить из строя постепенно, «маскируя» свою неисправность проблемами в других частях системы зажигания двигателя. Поэтому важно распознать самую раннюю стадию сбоя и принять своевременные меры. Таким образом, вам не придется стоять в поле с открытым капотом и думать, почему двигатель вашего автомобиля внезапно заглох и не заводится.
На примере катушки 27.3705 системы зажигания двигателя 21083 (1,5 л) автомобиля ВАЗ 21083, 21093, 21099 разберем, что катушка зажигания неисправна и что именно она является причиной проблем.
Как понять, что пришла пора заменить катушку зажигания?
Сначала мы перечислим наиболее «распространенные» неисправности катушек зажигания, чтобы знать, с чем мы имеем дело.
Неисправности катушек зажигания
Наиболее распространенными причинами являются короткое замыкание и обрыв цепи.
Короткое замыкание обычно вызывается трещиной в крышке катушки в районе центрального штыря. Ток высокого напряжения проходит через трещину на землю. В результате энергия искры в свечах зажигания уменьшается или исчезает.
При возникновении обрыва (например, в обмотках катушки) выработка тока прекращается. Искра в свечах зажигания полностью пропадает.
Исходя из этой информации, существует несколько признаков того, что катушка зажигания может быть неисправна. Поскольку подобные симптомы могут возникать и при неисправностях других компонентов системы зажигания (провода зажигания или бегунка катушки зажигания), простая проверка должна убедиться в том, что катушка неисправна. Для этого не требуется никаких специальных инструментов или диагностических приборов.
Определить, есть ли проблема с катушкой зажигания, можно, посмотрев на работающий двигатель.
— Двигатель автомобиля не запускается
Поскольку катушка больше не вырабатывает ток высокого напряжения (возможно, катушка неисправна). Нет тока — нет искры на свечах зажигания. Отсутствие воспламенения топливной смеси. Двигатель стартера проворачивает коленчатый вал, но двигатель не запускается.
— Двигатель «выключается» и пытается работать на холостом ходу.
Эта проблема особенно часто возникает в сырую, дождливую погоду. Причиной является «пробой» изоляции обмотки катушки относительно «земли». Ток идет не на электроды свечи зажигания, а непосредственно на землю. Мощность искры уменьшается, загорается и гаснет. Нормальное сгорание топливной смеси в камерах сгорания нарушается, энергии не хватает для вращения коленчатого вала, двигатель «глохнет» и пытается как можно быстрее остановиться. Как уже упоминалось, эта «неисправность» часто возникает в крышке катушки. Например, у основания центрального штифта, который ломается при неосторожном обращении.
— Задержки и рывки возникают после резкого нажатия на педаль акселератора.
Неполное искрение, ослабленная искра препятствуют правильному сгоранию топливной смеси. Двигатель «глохнет» при сильном нажатии на педаль акселератора.
2. определить неисправную катушку с помощью простого теста катушки.
Катушку зажигания можно точно определить с помощью быстрого и простого теста катушки.
Чтобы проверить это, откройте зажигание, отсоедините разъем высоковольтного главного провода от крышки катушки зажигания и поместите его на землю. Например, на двигателе. Расстояние до земли составляет от 0,5 до 0,7 мм. Предпочтительно поместить конец кабеля на вилку или розетку и не касаться его руками, чтобы избежать риска поражения электрическим током высокого напряжения. Помощник проворачивает двигатель стартером и наблюдает сбоку за искрой в зазоре.
Если искра есть, катушка исправна, и причина неисправности прослеживается в цепи зажигания (крышка распределителя, свеча зажигания, провод зажигания, свеча зажигания).
Если искры нет, проверьте, течет ли ток на клемме B катушки. Если ток не течет, ищите неисправность («обрыв») в низковольтной цепи системы зажигания и не трогайте катушку. Если ток есть, но катушка не работает, замените ее.