Характерный симптом – резкое колебание датчика температуры на панели управления при движении на высокой скорости. Выявить неисправность можно и при внешнем осмотре. А восстановить поврежденный кузов хлопотно, нужно менять запчасть.
Как проверить датчик температуры охлаждающей жидкости
Все двигатели внутреннего сгорания и не только сильно нагреваются из-за трения металлических деталей. Именно поэтому установлен датчик, который постоянно следит за температурой двигателя. И на основании полученных показаний посылает сигнал в «Мозги», которые решают, когда включать вентилятор. Все это предотвращает перегрев и выход мотора из строя. Поэтому за такой, казалось бы, небольшой деталью нужно всегда следить, чтобы она всегда была в исправном состоянии. В этой статье мы расскажем вам, как проверить датчик температуры охлаждающей жидкости.
В первую очередь, чтобы правильно диагностировать неисправность, нужно понимать принцип работы этой детали. Это поможет более точно определить и исправить проблему, ничего не сломав.
Датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ) — обычный терморезистор, он же резистор. Кто более-менее связан, знает физику, понимает принцип работы резистора. Суть в том, что его сопротивление изменяется при изменении температуры. Соответственно это изменение корректируется «Мозгами» движка для дальнейших действий.
Интересно, что исправность резистора напрямую зависит от запуска автомобиля в мороз. Происходит это потому, что перед запуском ЭБУ берет данные с ДТОЖ. И уже на их основе подправить РХХ для изменения количества топлива при запуске. Именно поэтому при неисправном датчике автомобиль не знает, какие значения передавать на РХХ. Это приводит к затруднению запуска при отрицательных температурах.
Что указывает на неисправность датчика
О выходе из строя термистора будет свидетельствовать куча внезапно появившихся проблем. Во-первых, на приборной панели обязательно должен появиться «Чек». Прочитав его нормальным сканером (даже obd 2), вы узнаете, в чем причина. Если по каким-то причинам в заказе не появляется ошибка, поломку вы поймете по другим признакам. Во-вторых, резко возрастет расход топливной смеси на сотню. Происходит это из-за неверных показаний сломанного датчика. В результате ЭБУ не будет знать, сколько топлива подавать в камеру в это время.
Как было сказано выше, будут проблемы с запуском двигателя, а также со стабильным холостым ходом. В некоторых случаях «горячий» двигатель может заглохнуть на лету. Заводить его будет так же хлопотно, пока он не остынет. При выходе из строя термистора ремонту он не подлежит из-за конструктивных особенностей. Изготавливаются в неразборных цельнометаллических коробках.
Хорошо, все кончено. В настоящее время. Как видите, проверка датчика температуры охлаждающей жидкости не такая уж и сложная задача. Желаем удачи на дорогах!
Основные признаки и характеристика неисправностей ДТОЖ
О выходе из строя датчика температуры охлаждающей жидкости можно судить по нескольким признакам. Однако следует понимать, что перечисленные ниже типичные проявления могут быть причиной и других дефектов двигателя автомобиля. Поэтому для уверенности нужна дополнительная проверка.
Основные признаки, указывающие на неисправность датчика:
- Загорелась лампочка Check Engine на приборной панели. Если вы видите этот значок, отсканируйте код ошибки, он может указывать на другие проблемы.
- Более высокий расход топлива. Из-за того, что электронный блок получает неверные данные от датчика, он не может их правильно прочитать и определить требуемую команду. То есть сколько топлива необходимо для образования топливной смеси и поддержания оптимальной температуры двигателя.
- Нестабильная работа двигателя. Сюда относятся пропуски зажигания на холостом ходу, затрудненный запуск двигателя (чаще зимой) или полная остановка на малых оборотах.
- Машина глохнет, когда двигатель горячий. Как только температура охлаждающей жидкости достигает определенного значения, двигатель самопроизвольно останавливается. Вне зависимости от того, какая жидкость использовалась в системе (хороший антифриз или обычная вода).
- Нестабильная работа вентилятора. Проявления разные: иногда вообще не работает, а в других случаях не переходит в аварийный режим. Здесь важно дополнительно проверить исправность термистора.
- Автомобиль плохо заводится при холодном двигателе.
Чаще всего эти датчики изготавливаются с неразборным корпусом, поэтому в случае дефектов их заменяют новыми. Это касается автомобилей любого производителя, как отечественных, так и зарубежных.
Где найти датчик на машине
Чтобы проверить датчик, нужно знать, где он находится. Естественно, его расположение будет отличаться в разных марках и моделях автомобилей. Однако есть несколько признаков, по которым можно определить, где он установлен.
Чаще всего датчик температуры охлаждающей жидкости находится в выпускном патрубке ГБЦ. В его конструкции предусмотрена резьба, с помощью которой он крепится в нужном месте. Важным требованием является непосредственный контакт головки датчика непосредственно с охлаждающей жидкостью. Это обеспечивает наиболее точные показания датчика.
Также следует отметить, что некоторые модели автомобилей имеют сразу два датчика температуры охлаждающей жидкости. В таких случаях первый снимает и передает показания температуры антифриза на выходе из двигателя, а второй на выходе из радиатора. Это дает более точную информацию о состоянии двигателей и систем охлаждения.
Всю информацию о количестве и расположении датчиков можно найти в техпаспорте автомобиля.
Теперь сравните ваши показания с показаниями сопротивления и температуры для конкретного датчика, указанного в руководстве по обслуживанию вашего автомобиля.
Как проверить ДТОЖ
Для начала нужно убедиться, что указатель работает, для этого включите зажигание и снимите оба провода с датчика. Закройте их и обратите внимание на поведение стрелки. Если в закрытом состоянии он отклоняется до упора, значит, устройство работает и смотрит в правильном направлении.
Пожалуй, это один из самых простых способов проверки датчика.
Более серьезный метод проверки осуществляется с помощью омметра. Если вы плохо разбираетесь в электротехнике, то это не беда. Просто имейте под рукой нужное устройство. Кстати, подойдет и мультиметр, имеющий возможность измерения электрического сопротивления. Для этого установите максимальное значение сопротивления и наберите горячую воду из-под крана в обычный стакан.
Принято считать, что температура такой воды около 65 градусов по Цельсию. При контакте с такой водой сопротивление изменяется до 500-600 Ом. Опустите датчик е в стакан и подключите щупы к контактам. Если резистор имеет другие значения, то он не работает.
В идеале датчик следует проверять при постепенном нагреве воды. Для этого сначала возьмите холодную воду, опустите туда термометр и постепенно нагревайте ее на газовой плите, подключив прибор к контактам прибора. Посмотрите на температуру и обратите внимание на омметр. Ниже представлена таблица сопротивления датчика температуры охлаждающей жидкости при заданной температуре.
Имеет смысл тянуть понемногу все надлежащие провода к датчику. Вполне вероятно, что один из них сгнил внутри утеплителя и не выполняет свою функцию. Это гораздо более вероятно, чем выход из строя самого датчика.
Заключение
По итогам статьи хотелось бы подчеркнуть главное — датчик прост по своей конфигурации, обычный резистор, отключить который сложно. Поэтому ресурс, как правило, в районе 100 000 км, а иногда и больше. Но, как мы уже выяснили, для правильной работы необходимо придерживаться определенных правил:
• Следите за состоянием охлаждающей жидкости.
• Предотвращает окисление контактов.
• Избегайте механических повреждений и т.п
Поэтому при соблюдении правил эксплуатации и работоспособности не только ДТОЖ, но и двигатель в целом будет надежным и долговечным.
Для доступа к контактам потребуется отсоединить клеммную колодку от датчика. При работе на горячем двигателе будьте осторожны, ведь можно не только обжечься, но и расплавить корпус или щупы мультиметра.
Пуск, прогрев и перегрев
Что такое ДТОЖ с точки зрения физики? Это просто термистор, резистор (резистор), параметры которого зависят от температуры. Точнее, только один параметр — это само сопротивление. Чем выше температура теплоносителя, тем меньше сопротивление (имеет обратную зависимость). Для измерения этого сопротивления по одному из проводов разъема датчика подается постоянное положительное напряжение 5 вольт. Дальше все просто: на сколько упало напряжение, измеряется сопротивление терморезистора в текущий момент, и данные отправляются на компьютер для обработки. И сам пересчитывает, какова температура теплоносителя. Зачем тебе это? А он нужен для решения разных задач.
В первую очередь правильно приготовить топливовоздушную смесь. При холодном пуске должно быть чуть богаче, потом должно кончиться. Во-вторых, вам нужно правильно открыть дроссельную заслонку, чтобы правильно запустить двигатель в холодном состоянии, а по мере его прогрева замедлять работу коленчатого вала. В-третьих, когда машина уже прогрета, нужно следить за температурой антифриза и при необходимости включать вентилятор охлаждения. Все это обеспечивает датчик температуры даже на простых машинах.
В более сложных машинах (и двигателях) датчик может выполнять и другие функции. Их информация помогает управлять термостатом с электронным управлением, а при наличии двух датчиков (в патрубке на выходе из блока и в патрубке на выходе из радиатора) они контролируют работу системы охлаждения. Они могут менять скорость вращения вентиляторов, могут сигнализировать о том, что что-то не так, и система охлаждения не справляется с работой.
Вообще у ДТОЖ много функций. И если он вдруг перестанет работать, двигатель будет вести себя неадекватно. Во-первых, холодный пуск может быть очень затруднен. Дроссельная заслонка может открываться не на нужный угол, поэтому обороты после запуска двигателя будут недостаточными. А по мере нагрева может возникнуть обратная ситуация: несмотря на повышение температуры, скорость не уменьшится, кроме того, может не включиться вентилятор системы охлаждения и появиться ошибки приготовления смеси. Проявления могут быть разными, а значок Check Engine может предательски молчать. А если и включится, то само по себе ни о чем не скажет — потребуется диагностика сканером.
Ну с ним все просто: достаточно проверить наличие ошибок в диапазоне P0115 — P0118, а еще лучше проверить значения, которые выдает датчик по мере прогрева антифриза. Словом, жизнь со сканером проста и прекрасна, а самый лучший и простой способ проверки ДТОЖ — это проверка диагностического разъема приличным сканером. Но что делать, если его нет под рукой?
Не виноватый я!
К сожалению, вам понадобится как минимум мультиметр. Но иногда можно обойтись и без него просто из-за простоты конструкции датчика.
Действительно, что может пойти не так? Почти ничего. Если, конечно, не заливать воду из-под крана в систему охлаждения, то сам резистор может сгнить (потому что датчик находится в антифризе, температуру которого он измеряет). В других случаях ваша проводка выходит из строя. Поэтому проверку датчика нужно начинать с проверки проводки. Для начала выньте фишку из разъема и посмотрите, все ли там в порядке. Если мы видим неприятные зеленые (или серые или даже белые) окислы, то сначала нужно все почистить, а уж потом делать диагностику.
Имеет смысл тянуть понемногу все надлежащие провода к датчику. Вполне вероятно, что один из них сгнил внутри утеплителя и не выполняет свою функцию. Это гораздо более вероятно, чем выход из строя самого датчика.
Если контакты чистые, а провода разъема не гнилые, то нужно будет брать в руки мультиметр. Для начала проверим, подается ли на датчик постоянное напряжение. Если оно есть и оно действительно постоянное (как я уже говорил выше, обычно это пять вольт) то можно проверить сам датчик. Проверить это можно двумя способами: для ленивых и для скучающих. Сначала попробуем сделать это лениво.
Датчик снимать не нужно. Вам просто нужно измерить его сопротивление. Но желательно сделать это не менее трех раз: при полностью прогретом двигателе, через 20 минут после его остановки и после полного остывания двигателя. А теперь смотрим на наши три меры. Так как сопротивление термистора сильно зависит от температуры (от 150-200 Ом на горячем двигателе до 7-8 кОм на нуле), то разница в измерениях должна быть очень существенной. Если этого не происходит, то явно что-то не так с датчиком. Можно смело покупать новый и не мучиться с дальнейшими мерами. Это был путь ленивых.
Путь зануды, конечно, сложнее. Не знаю, часто ли они идут в жизни, но она есть. Первым шагом на этом пути является снятие самого датчика. Для этого нужно слить большое количество антифриза и не обжечься на нем. Датчик имеет резьбу, поэтому вам просто нужно открутить его.
Берем домой и готовим кастрюлю с водой и термометр. Тогда вы, наверное, уже все поняли: измеряем сопротивление погруженного в воду датчика с определенным шагом (3, 5 или 10 градусов, в зависимости от степени наскучивания). В результате действий получаем кривую сопротивления и смотрим, все ли в порядке. Конечно, чтобы это выяснить, нужно найти данные о проверяемом датчике. Если значения сопротивления при определенной температуре воды соответствуют указанным в справочнике, то все в порядке.
Почему я назвал именно этот метод скучным? Потому что в общем случае достаточно сделать два измерения, при известной комнатной температуре и в кипящей воде (которая всегда около 100 градусов), и сравнить их с нормальными значениями. Термистор работает или нет. Теоретически он тоже может врать, но это очень редкий случай.
Для проверки датчика его необходимо погрузить в емкость с водой и довести до кипения. Затем подключите щупы мультиметра к выходным контактам и посмотрите, что он покажет.
Проверка ваших показаний
Теперь сравните ваши показания с показаниями сопротивления и температуры для конкретного датчика, указанного в руководстве по обслуживанию вашего автомобиля.
Если у вас нет эталонных значений сопротивления для вашего ECT, убедитесь, что показания вашего измерителя сопротивления уменьшаются пропорционально увеличению температуры двигателя. Это будет означать, что ваш датчик охлаждающей жидкости реагирует на температуру двигателя.
Неисправности датчика температуры охлаждающей жидкости
Кроме того, убедитесь, что двигатель достиг рабочей температуры около 93°C (200°F), прежде чем бросать его. Если температура двигателя не сильно изменилась во время считывания, термостат заклинил и его следует заменить.
Когда следует заменить датчик?
- Независимо от того, получаете ли вы необычные показания или нет, убедитесь, что проводка и электрический разъем не подвержены коррозии. Если один или несколько кабелей имеют признаки повреждения, отремонтируйте их. Удалите коррозию с электрического разъема датчика с помощью очистителя электрических контактов и при необходимости повторите тест.
- Если сопротивление ECT не меняется при повышении температуры двигателя, замените устройство.
- Если ваш измеритель регистрирует только бесконечное сопротивление, у вас сломан внутренний контакт и его необходимо заменить.
- Если датчик регистрирует только нулевое сопротивление, внутренние контакты замкнуты. Замени это.
Корпус термостата является одним из наиболее распространенных мест установки датчика температуры охлаждающей жидкости.
Измерения проводят с шагом 10°C от точки кипения до комнатной температуры. Значения сопротивления записывают и в конце сравнивают с таблицей.
Неисправности ДТОЖ и пошаговое устранение
ДТОЖ имеет простую конструкцию, поэтому редко выходит из строя. Поломки чаще всего возникают в случае превышения срока годности, а также в случае аварии, когда устройство повреждено из-за механического удара. Основными неисправностями ДТОЖ являются повреждение корпуса, выход из строя микросхемы, окисление контактов и некоторые другие.
Установить неисправность ДТОЖ можно по симптомам, которые можно разделить на две группы. К первой категории относятся типовые симптомы, схожие для всех вариантов отказа (например, они могут проявляться как при разрыве корпуса, так и при окислении контактов). Ко второй группе относятся особые симптомы, характерные только для одного вида неисправности (например, прыгающая стрелка при прорыве изоляции).
Типичные симптомы:
- Активация лампы Check Engine на панели управления. Лампа активируется электронным блоком управления автомобиля в случае обнаружения им какой-либо неисправности в автомобиле. К сожалению, большинство современных ЭБУ не указывают, где и почему возникла неисправность, а ошибка Check Engine может возникать по многим другим причинам, от запуска двигателя до повреждения трансмиссии. Чтобы понять конкретную причину сбоя, необходимо приобрести переходник OBD2 и подключить его к приборной панели. После этого по беспроводному каналу нужно зайти на устройство и увидеть определенный код ошибки.
- Увеличение расхода топлива автомобиля. Из-за неисправности датчика на электронный блок управления будет подаваться неверная информация о настройках ступеней регулятора подачи топлива. Как правило, это приводит к большему впрыску бензина/дизеля в камеру сгорания, что приводит к большим потерям топлива во время движения.
- Хаотичная работа вентилятора охлаждения. Электронный блок запускает вращение лопастей вентилятора, если температура антифриза выходит за определенные пределы (обычно 95-100 градусов) и есть риск испарения. В зависимости от конкретной причины неисправности ДТОЖ возможно множество сценариев: полное отключение вентилятора, резкое включение/выключение, постоянная работа вентилятора при любом уровне нагрузки, вращение лопастей только при включении аварийного режима.
- Нестабильная работа двигателя при движении с малыми нагрузками. Из-за нарушения подачи охлаждающей и охлаждающей жидкости двигатель начинает работать неустойчиво, и, прежде всего, глохнет в жаркое время года.
- Возможна сильная вибрация при езде, появление легких стуков, самопроизвольная остановка на малых скоростях.
- Внезапная остановка двигателя при езде на «горячую». Этот признак возникает, если охлаждающая жидкость нагрелась выше критической точки и начинает испаряться, а датчик не запустил вентилятор охлаждения. В результате двигатель начинает нагреваться выше определенного предела, и многие ЭБУ принудительно останавливают двигатель в случае перегрева, чтобы предотвратить растрескивание и взрыв. Глохание двигателя происходит в двух случаях: при длительной езде или в случае высокой скорости, а также при сочетании обоих факторов.
Как проверить датчик температуры ОЖ
Есть много способов проверить датчик температуры. Лучшим вариантом будет использование адаптера OBD2, так как он может показывать коды ошибок. Если нет возможности купить переходник, но есть под рукой омметр, диагностику можно провести с его помощью. Этот последний вариант менее надежен, но в опытных руках дает хорошие результаты.
Компьютером
Для полной проверки датчика температуры рекомендуется использовать адаптер OBD2, который в народе часто называют компьютером. Адаптер выглядит как небольшой блок с разъемом, который подключается к диагностическому разъему на приборной панели автомобиля. Адаптер управляется беспроводным способом через Wi-Fi или Bluetooth, а подключиться к нему можно с помощью смартфона или ноутбука.
Лучшим вариантом будет купить популярную модель ELM-327 – она стоит всего 1-2 тысячи рублей, обладает хорошей надежностью и функциональностью, а приобрести ее можно в любом автомагазине.
Адаптер хорош тем, что с его помощью можно узнать внутренние ошибки автомобиля, что будет особенно критично, если активирован индикатор Check Engine.
Проверка датчика температуры с помощью ELM-327:
- Вставьте адаптер ELM-327 в диагностический разъем автомобиля, установите программное обеспечение для работы с устройством на свой смартфон, подключите его через телефон по беспроводному каналу Wi-Fi или Bluetooth.
- Активировать пункт меню «Ошибки СЭД» — через несколько секунд на экране появится список обнаруженных ошибок. Если проблема с датчиком температуры, появится код P0115, P0117. P0116 или P0118.
Омметром
Проверить ДТОЖ можно омметром, но в этом случае придется откручивать устройство от системы охлаждения (инструкция по разборке описана выше). Для теста потребуются стандартные показатели сопротивления, рассчитанные на комнатную температуру; найти их можно в магазине при покупке ДТОЖ, а также в любом автосервисе.
Тест выполняется следующим образом:
- Включить омметр, установить базовое значение прибора (например, 1 Ом), подсоединить выводы омметра к электрическим контактам на ДТОЖ.
- Посмотрите на шкалу омметра; там появится число, отражающее уровень напряжения. Сравните со стандартами.
- Для дополнительной диагностики коснитесь рукой конца датчика температуры; если прибор исправен, то уровень его напряжения должен упасть.
Проводные датчики омметра можно подключать к любому контакту ДТОЖ, так как они симметричны по токоподводу.