Если пределы срабатывания отклоняются критически, датчик необходимо заменить. После приобретения нового устройства необходимо проверить его пригодность. Каждый владелец автомобиля обязан проверить, правильно ли включается датчик, поскольку на рынке очень часто встречаются бракованные изделия.
Как проверить датчик вентилятора
Как проверить датчик вентилятора может заинтересовать автовладельцев, если вентилятор охлаждения радиатора двигателя не включается или, наоборот, постоянно не работает. И это потому, что именно этот элемент часто является причиной подобных проблем. Чтобы проверить выключатель вентилятора охлаждения, необходимо знать принцип его работы, а для проведения измерений стоит воспользоваться мультиметром.
Прежде чем перейти к описанию процедуры проверки переключателя вентилятора радиатора, имеет смысл разобраться с принципом его работы и основными видами неисправностей.
Как работает датчик вентилятора
Сам переключатель вентилятора представляет собой температурное реле. Его конструкция основана на биметаллической пластине, соединенной с подвижным стержнем. Когда чувствительный элемент датчика нагревается, биметаллическая пластина изгибается, и прикрепленный к ней стержень замыкает электрическую цепь привода вентилятора охлаждения.
Стандартное автомобильное напряжение 12 вольт (постоянное «положительное») постоянно подается на датчик при включении вентилятора от предохранителя. Когда стержень замыкает электрическую цепь, подается «минус».
Обычно чувствительный элемент датчика находится в контакте с антифризом непосредственно на радиаторе (в нижней части боковой стороны, в зависимости от модели машины), но есть модели двигателей, в которых датчик вентилятора расположен в блоке цилиндров. , например, популярный автомобиль Ваз-2110 (на инжекторном двигателе). Кроме того, конструкция некоторых двигателей может предусматривать два вентилятора включения датчиков, особенно на радиаторах впускного и выпускного трубопроводов. Это позволяет принудительно включать и выключать вентилятор при снижении температуры антифриза.
Также стоит знать, что существует два типа датчиков температуры вентилятора: двухконтактные и трехконтактные. Двухконтактные предназначены для работы вентилятора на одной скорости, а трехконтактные — на двух скоростях. Первая скорость предназначена для более низких температур (например, +92°C … +95°C), в то время как вторая скорость включается при более высоких температурах (например, +102°C … 105°C).
Температуры, при которых включаются первая и вторая скорости, обычно указываются непосредственно на корпусе датчика (на шестиграннике гаечного ключа).
Неисправности датчика включения вентилятора
Датчик включения вентилятора охлаждения — достаточно простое устройство, поэтому причин для его повреждения немного. В таких случаях он может не работать.
3-контактный разъем для микросхемы DVV.
- Застрявшие контакты. В этом случае вентилятор будет работать всегда, независимо от температуры антифриза.
- Окисление контактов. В этом случае вентилятор вообще не включится.
- Повреждение реле (штока).
- Износ биметаллической пластины.
- Отсутствие питания от предохранителя.
Обратите внимание, что датчик вентилятора неразрушим, не подлежит ремонту и должен быть заменен в случае обнаружения неисправности. В современных автомобилях сигнальная лампа двигателя указывает на проблему, поскольку ЭБУ имеет одну или несколько следующих неисправностей: p0526, p0527, p0528, p0529. Эти коды ошибок указывают на обрыв цепи как сигнала, так и источника питания, но их можно увидеть только после тестирования, если неисправность связана с неисправностью датчика, проводки или соединения.
Проще говоря, можно сделать вывод, что датчик, активирующий вентилятор охлаждения, является фактическим выключателем. Он активируется при постоянном повышении температуры, когда пластина сгибается, а затем контакты замыкаются, и подает питание на цепь питания вентилятора.
Температурный датчик включения вентилятора
Это устройство можно использовать в электронных схемах, имеющих теплоотводы и требующих дополнительного активного охлаждения. В первом случае вентилятор работает только при срабатывании реле, в то время как во втором случае вентилятор работает на пониженной скорости. В своей простейшей форме такой контроллер не имеет автоматического управления, и его схема выглядит следующим образом.
Датчик с использованием реле и термистора NTC (отрицательный температурный коэффициент).
Когда термистор (NTC) нагревается, схема активируется, когда сопротивление уменьшается, реле активируется транзистором, а вентилятор и светодиод включаются, чтобы показать, что холодильник работает. Рабочая точка задается управляющим элементом P1. Это означает, что должна быть установлена температура, необходимая для работы схемы. Источник питания может быть 6 В или 12 В. Если напряжение в цепи составляет 6 В, реле должно быть на 6 В. Это то же самое, что и для 12 В.
Датчик температуры для вентилятора – 2 схема
В другой схеме используется регулятор напряжения LM317 и термистор (NTC), R1 можно заменить регулируемым резистором, поэтому начальную скорость вентилятора можно легко отрегулировать; R2 — 1 кОм и уменьшается по мере нагревания резистора; R3 — 1 кОм и уменьшается по мере нагревания резистора; R4 — 1 кОм и уменьшается по мере нагревания резистора. Увеличьте скорость вращения вентилятора. Рядом с кулером добавлен светодиод, если схема перестает работать; светодиод будет предупреждать об ошибке.
Здесь использовался NTC сопротивлением 1 кОм, поскольку 470 Ом не было в наличии. Кроме того, подстроечный резистор 2k2 был заменен на резистор 5k. Когда NTC близок к нулю, на вентилятор подается напряжение 11 В. Чтобы это значение достигло 12 В, на схему необходимо подать 14-15 В и установить триммер на нужное напряжение.
Датчик температуры для вентилятора – 3 схема
И другой вариант с функциональным усилителем с возможностью подключения более мощных нагрузок — потребляемая мощность двигателя до 10 ампер (в зависимости от параметров MOSFET транзистора). Для повышения эффективности управления можно применить ШИМ.
Если датчик заменен правильно, система работает немедленно и надежно включает и выключает вентилятор при изменении температуры блока питания.
Как проверить датчик самостоятельно?
Управление переключателем вентилятора очень простое.
- Если требуется диагностика, сначала проверьте его работу и функционирование.
- Затем систему можно протестировать, нагрев наиболее уязвимую часть корпуса датчика. Для этого извлеките прибор из холодильника, внимательно осмотрите его, проверьте контактные площадки, осмотрите кабели и при необходимости очистите их.
- Далее вам понадобится инструмент, который вы можете сделать сами из обычной лампочки и батарейки или использовать специальный контроллер.
- Вскипятите воду, подключите контроллер к клеммам датчика и погрузите уязвимую сторону датчика в воду.
- В этом случае должно произойти короткое замыкание. При этом загорится лампа или контроллер издаст характерный звуковой сигнал. Если контроллер показывает, что контакты замкнуты до столкновения с кипящей водой, датчик определенно неисправен. Автор видео, механик-техник, объясняет, как проверить датчик включения вентилятора.
Инструкция по замене регулятора
Замена датчика включения вентилятора в большинстве случаев происходит по той же схеме.
- Вы должны подготовить «почву». На некоторых автомобилях это делается следующим образом. Если вентилятор установлен в нижней части радиатора, необходимо удалить охлаждающую жидкость из системы. Если система пригодна, удалите воду из расширительного бака. Если необходимо полностью слить антифриз, следует включить кран отопителя, чтобы убедиться в отсутствии остатков. ВАЖНО: Не сбрасывайте остатки жидкости на землю, так как антифриз очень токсичен.
- Датчик можно снять, отсоединив подключенный кабель. Затем необходимо снять корпус с помощью гаечного ключа и ослабить его вручную. Новые детали необходимо вкручивать вручную. Затем можно использовать гаечный ключ для окончательной обработки деталей. Для предотвращения утечек можно использовать специальную резьбу, чтобы сделать соединение более плотным и надежным. Далее можно восстановить контакты, заменив все необходимые кабели, и закачать в систему охлаждающую жидкость.
Цена проблемы
Посмотрите, как выглядит устройство на фотографиях ниже, а также смету расходов на различные модели.
Запрос вернул пустые результаты.
Эти датчики также зависят от диапазона рабочих температур. На иностранных автомобилях датчики работают при температуре 104-110 градусов Цельсия, в то время как отечественные модели функционируют в этом диапазоне в меньшей степени.
Проверка работоспособности датчика
Чтобы проверить работу устройства, сначала проверьте рабочую температуру. Для этого вам понадобятся термометр и мультиметр. Вы можете сделать это самостоятельно, не обращаясь в сервисный центр. Если мультиметр оснащен термопарой, термометр не требуется. Протестируйте датчик в соответствии со следующими шагами
- Переведите мультиметр в режим измерения сопротивления. Для удобства можно выбрать функцию «проверка катетера».
- Погрузите резьбовую часть датчика в воду и
- Начните постепенно нагревать воду. Контролируйте температуру с помощью термометра или временно переключитесь в режим термопары с помощью мультиметра.
- Дождитесь ответа устройства.
Если пределы срабатывания отклоняются критически, датчик необходимо заменить. После приобретения нового устройства необходимо проверить его пригодность. Каждый владелец автомобиля обязан проверить, правильно ли включается датчик, поскольку на рынке очень часто встречаются бракованные изделия.
Замена со сливом тосола
Если устройство неисправно или вообще не работает, замените его новым. Следуйте процедуре разборки:.
- Если двигатель горячий, дайте ему остыть.
- Отсоедините отрицательную клемму аккумулятора, выключите автомобиль и
- Снимите крышку расширительного бачка, снимите
- Снимите крышку радиатора и
- Поместите контейнер под сливную пробку, чтобы предотвратить загрязнение.
- Опустошите холодильник. Нет необходимости сливать антифриз из блока цилиндров. Для ослабления сливной пробки достаточно давления руки, инструменты не требуются.
- Как только жидкость перестанет вытекать, открутите пробку, чтобы не потерять ее.
- Снимите клемму с проводом.
- С помощью гаечного ключа осторожно снимите датчик.
Для установки нового датчика необходимо.
- Проверьте состояние медной уплотнительной шайбы. В большинстве случаев его следует заменить на новый. При использовании старой прокладки происходит утечка воды.
- Вкрутите новый датчик и проверьте, ровно ли стоит уплотнительная шайба.
- Соедините клеммы проводами.
- Залейте антифриз в расширительный бачок. Если слитая охлаждающая жидкость хорошего качества, ее можно вернуть обратно. В противном случае необходимо использовать свежую жидкость.
- Для устранения воздушных пробок в системе охлаждения необходима ее продувка.
- Верните пробку радиатора в исходное положение.
- Закройте расширительный бак.
- Подсоедините отрицательную клемму аккумулятора.
- Дайте двигателю прогреться, пока датчик не отреагирует.
Если после этих действий вентилятор не включается при достижении желаемой температуры, следует продолжить поиск неисправностей в других возможных местах. Прежде чем продолжить поиск неисправностей, рекомендуется считать журнал ошибок из ЭБУ с помощью диагностического сканера.
Установка нового датчика без слива охлаждающей жидкости
На большинстве инжекторных двигателей автомобильных моделей датчик расположен высоко в системе охлаждения, поэтому его можно извлечь без значительной утечки мазута. Для этого следуйте приведенным ниже инструкциям.
- Датчик не может быть удален полностью. Это приведет к появлению небольшой струйки антифриза.
- Проверьте медную шайбу на новом датчике.
- Одной рукой снимите старое устройство, а другой быстро вставьте новое.
- После вкручивания регулятора тщательно протрите место утечки охлаждающей жидкости.
- Проверьте качество установки на наличие утечек.
Этот метод экономит время владельца транспортного средства. Недостатком этого метода является необходимость быстрой замены, что может вызвать трудности у неопытных водителей. При неблагоприятных обстоятельствах из системы охлаждения может вылиться большое количество охлаждающей жидкости.
Поддержание всех элементов системы охлаждения в рабочем состоянии предотвращает перегрев двигателя и неприятные последствия. Необходимо своевременно проводить осмотр регулятора, особенно при появлении первых симптомов перегрева. Поскольку работа связана с присутствием нагретых жидкостей, все операции следует выполнять на охлажденном двигателе. Это спасает владельца автомобиля от ожогов.