Это очень важно. Интервалы замены масла для мотоциклов короче, чем для автомобилей. Не следует пренебрегать рекомендациями производителя и превышать указанный интервал.
Иногда продавцы говорят вам, что масло для мотоциклов не классифицируется в течение двух лет, и предлагают купить продукцию самой известной марки с самой высокой ценой. Но эти слова не соответствуют действительности — существуют сразу две классификации, разработанные европейскими и японскими институтами. В Европе распространена следующая классификация масел:
- TA — для мопедов и легких автомобилей с объемом цилиндра 50 см³ или менее,
- TB — для мощных двигателей с рабочим объемом 100-300 см³,
- TC — для всех мотоциклов с объемом цилиндра более 300 см³,
- TD — для лодочных двигателей. Его использование на мотоцикле нежелательно.
Японцы также разделили смазочные материалы на FA — для двигателей с высоким ускорением, FB — для городских мотоциклов и FC — для мопедов.
Следует также помнить, что в двухтактном двигателе масло попадает в двигатель только вместе с топливом, поэтому при приготовлении смеси необходимо соблюдать строгое соотношение. Если производителем не указано иное, в литр бензина следует добавлять 50 мл масла при работающем двигателе и 40-45 мл при выключенном. Недостаточная смазка может привести к износу двигателя на высоких оборотах, что потребует ремонта двигателя. Некоторые эксперты советуют всегда наливать слишком много, но и эту рекомендацию трудно назвать правильной. Большое количество приведет к его выходу из выхлопной трубы — дым станет сизым, а двигатель потеряет часть мощности.
Если нет специального моторного масла, его можно смешать с маслом для 4-тактных мотоциклов. Оно намного дороже и содержит много присадок, которые загрязняют внутренние детали двигателя, не сгорая полностью. Однако он без проблем проезжает от 100 до 200 километров. В дальнейшем, однако, лучше покупать двухтактное масло — оно содержит большое количество растворителя, что обеспечивает равномерное смешивание с бензином, а также не содержит большинства опасных присадок.
Отечественная техника
Поскольку большинство мотоциклов, произведенных в России, используют устаревшие технологии, при выборе масла для этих мотоциклов следует проявлять особую осторожность. Лучшей смазкой для мотоцикла с четырехтактным двигателем является минеральный продукт M8B1, который предотвращает истирание не хуже зарубежных аналогов. Некоторые эксперты рекомендуют использовать альтернативное решение, представленное M10G2k, которое, однако, имеет умеренные результаты по всем параметрам. В принципе, никто не запрещает заливать современное иностранное масло, но оно часто вспенивается в двигателях отечественного производства, что приводит к падению давления в системе смазки и выходу из строя агрегата.
Все российские и советские двухтактные двигатели были рассчитаны на использование масла М8. Также рекомендовалось использовать MS20, но его было нелегко купить. Опрос владельцев показал, что для снижения скорости износа лучше всего подходит масло КН МГД-14М. Многие ее параметры позволяют утверждать, что эта смазка превосходит импортные аналоги! Также можно использовать иностранную смазку, но следует быть осторожным, так как на рынке существует множество подделок, которые могут нанести большой ущерб двигателю.
Соотношение масла и бензина для отечественных мотоциклов разное. Если в зарубежную технику рекомендуется заливать масло 1:20 … 1:50, то здесь мы добавляем 25 миллилитров на литр. Исключением является мотоцикл «Тула» — для него правилом является добавление 30-35 граммов масла на литр топлива. Необходимо также точно соблюдать передаточные числа, так как отклонение от них может серьезно повлиять на работу двигателя и его надежность.
Лучшие бренды
Среди мотоциклистов давно ведутся споры о том, какое масло лучше. Если исключить отечественную продукцию, то количество брендов на рынке масел для мотоциклов относительно невелико. Большинство экспертов и владельцев двухколесных транспортных средств сходятся во мнении, что масло Motul является золотой серединой благодаря своим смазывающим свойствам и содержанию присадок. Наиболее популярное масло Motul 300 V Competition — это синтетическое масло с хорошими смазывающими свойствами, позволяющими двигателю в первые несколько секунд достичь максимальной мощности.
Продукты из оболочки — неплохой выбор, но их чаще подделывают, поэтому при покупке следует быть особенно осторожным. Главным преимуществом этого производителя является очень широкий ассортимент продукции, подходящей буквально для всех типов двухколесных транспортных средств. Владельцы мопедов могут использовать Shell Advance Snowscooter, а более серьезные двухколесные транспортные средства нуждаются в Shell Advance VSX 2. Владельцам четырехтактных городских мотоциклов лучше использовать Shell Advance Racing X, а для двухтактных гоночных мотоциклов — Shell Advance Racing M.
К хорошим брендам относится Castrol — продукция этого производителя имеет очень высокую цену, но практически никогда не подводит владельцев мотоциклов. Хорошие результаты показывают продукты таких производителей, как:
Масла Texaco и BP имеют умеренные показатели, хотя они вполне удовлетворительны для маломощных машин. Среди брендов, которые вы никогда не сможете выбрать, следует упомянуть Ravenol и Motorex, поскольку их масло подходит только для скутеров, выпущенных в 90-х — начале 2000-х годов.
Нередко советуют использовать моторное масло для мотоциклов от обычного автомобильного, так как оно обладает лучшими свойствами. Однако этот совет совершенно неактуален для владельцев современных высокопроизводительных автомобилей. При интенсивном ускорении масло вытесняется в заднюю часть двигателя, что затрудняет его попадание во впускной тракт. Автомобильные масла в двигателях мотоциклов довольно пенистые, что приводит к голоданию и истиранию стенок цилиндров. Исключение составляют отечественные мотоциклы и маломощные иностранные машины (до 20-30 л.с.), но даже здесь использование автомобильных смазочных материалов — рискованный шаг.
Еще одна вещь о двухтактных двигателях: механизм довольно прост, но, что удивительно, двигатель выбрасывает очень мало выхлопных газов. Именно это в первую очередь отличает его от четырехтактных двигателей.
Виды масел
Масло для двигателей внутреннего сгорания состоит из двух основных компонентов — базового материала и модифицирующих присадок. Технические свойства масляных композиций во многом зависят от свойств основных компонентов.
Химические добавки только регулируют и улучшают определенные эксплуатационные параметры.
Базовые смеси делятся на различные категории в зависимости от метода изготовления:
- Минеральные масла, полученные в результате переработки и последующей модернизации нефтепродуктов.
- Синтетические — Продукты синтеза углеводородных соединений (генераторный газ и т.д.).
- Полусинтетические — основные модификации, произведенные из синтетического (25%) и минерального сырья.
От химического состава минерального сырья зависит первичное качество нефти, тип переработки и степень фильтрации. Компонент минеральной базы является самым дешевым продуктом при переработке нефтяного сырья.
Он характеризуется переменной вязкостью, нестабильным температурным поведением, низкой устойчивостью к окислительным процессам и высокой летучестью.
Синтетическое масло обладает стабильными вязкостными свойствами и более низкой температурой застывания, чем минеральное масло, что облегчает запуск двигателя зимой.
Масляная пленка, образующаяся на поверхности механических компонентов, не повреждается при работе двигателя в экстремальных условиях турбонаддува.
Полусинтетическое — это химический состав, который содержит 20-40% синтетического базового масла в своей структуре. Не существует стандартов или рекомендаций по процентному содержанию компонентов в растворе.
По своим эксплуатационным характеристикам эти жидкости находятся на промежуточном уровне между синтетическими и минеральными составами. Цена полусинтетических продуктов почти в два раза ниже, чем синтетических.
Общие требования
Моторное масло способно выполнять свои функции только в том случае, если конструктивные и эксплуатационные характеристики двигателя точно соответствуют заданным свойствам смазочных материалов. Это основное требование для повышения надежности двигателя внутреннего сгорания.
Современные масляные составы должны обладать следующими свойствами:
- Высокая моющая способность в отношении нерастворимых твердых отложений (углеродистые отложения, накипь и другие) и их своевременное и полное удаление из зоны трения.
- Стабильная термическая и окислительная стабильность.
- Совместим с уплотнительными деталями (резина, полимеры и т.д.).
- Характеризуется низким пенообразованием и летучестью (выхлопные газы, окись углерода).
- Уплотните температурные зазоры между компонентами поршневой сборки и максимально ограничьте выход выхлопных газов через камеру сгорания.
- Они обеспечивают надежную защиту деталей механизма от коррозии.
- Для отвода тепла от блока цилиндров.
Масляная пленка на поверхности движущихся деталей должна обладать достаточной вязкостью в экстремальных температурных условиях и оптимально защищать металлические поверхности в условиях низкого трения и воздействия кислот, образующихся в процессе сгорания топлива.
Специфика применения
Бензиновые двигатели мотоциклов делятся на двухтактные и четырехтактные. Схемы работы каждого из них строго индивидуальны.
Разница заключается в том, что детали трения в двухтактном двигателе смазываются топливной смесью, в которую при заправке двигателя добавляется моторное масло. Масло сгорает вместе с топливом во время движения, поэтому его не нужно регулярно менять.
Четырехтактные двигатели оснащены автономной системой смазки. Масло заливается в картер двигателя и не сгорает во время работы. Главная особенность этой конструкции заключается в том, что картер является общим резервуаром для коробки передач, трансмиссии и сцепления.
Поэтому при выборе смазочных материалов для четырехтактного двигателя необходимо учитывать свойства всех трех механизмов.
Технические различия между двумя агрегатами требуют применения разных моторных масел в системах смазки агрегатов.