При разработке этого компонента конструкторы используют высокоточное оборудование для выбора оптимального расстояния между электродами — центральным и боковыми — в ходе серии испытаний для обеспечения стабильно высокого уровня искрения.
Как выставить зазор на свечах зажигания?
Воспламенение горючей смеси зависит от расстояния между свечами зажигания, что в свою очередь влияет на производительность двигателя. Неправильно установленные свечи зажигания, слишком маленький или слишком большой зазор между контактами приведут к тому, что двигатель будет работать неровно и давать осечки. Узнайте, как отрегулировать зазор свечи зажигания и что это может дать, в нашей статье.
Расстояние между верхним и нижним электродами принято называть зазором свечи зажигания. Этот параметр определяется маркой автомобиля и данными двигателя. Расстояние между электродами, рекомендованное производителем автомобиля, можно найти в руководстве по эксплуатации автомобиля. При отсутствии такой документации можно найти нужную информацию в Интернете.
Каково расстояние между электродами? Система зажигания автомобиля влияет на значение этого параметра следующим образом:
- нормой считается размер 0,5-0,6 мм в карбюраторных автомобилях, оснащенных трамблером;
- допускается размерность 0,7-0,8 мм в карбюраторных автомобилях, имеющих электронное зажигание;
- расстояние в пределах нормы для инжекторных машин равно 1-1,3 мм.
Разница в рекомендуемых размерах обусловлена схемой и системой зажигания. Автомобили с карбюраторами имеют самое низкое напряжение и нуждаются в более слабой искре для нормальной работы, поэтому расстояние между ними наименьшее. Автомобили с инжекторами имеют больший зазор, поскольку напряжение в системе слишком высокое.
Рассмотрим два варианта неправильного расстояния между свечами зажигания:
В первом случае недостаточное расстояние между свечами зажигания приводит к отрицательному давлению в системе зажигания. Зазор свечи зажигания слишком мал для правильного воспламенения горючей смеси. Автомобиль не разгоняется и начинает трястись во время движения. На автомобилях с карбюраторами свечи зажигания могут заливать из-за слишком маленького зазора, и двигатель может заглохнуть.
Зазор от 0,1 до 0,4 мм считается слишком маленьким. Примечание: Существуют версии двигателей, в которых намеренно используются свечи зажигания с очень маленьким зазором между электродами — это позволяет адаптировать систему зажигания к повышенной мощности двигателя. Принцип заключается в следующем: С увеличением мощности расстояние между электродами уменьшается.
Во втором случае происходит снижение передачи искры между контактами. Она может быть даже недостаточной для воспламенения топливной смеси. Это приводит к пробою изолятора нижнего контакта.
Увеличение зазора между свечами зажигания происходит при износе свечей зажигания: Контактный материал выгорает на протяжении многих километров. Нижний электрод опускается вниз, а верхний электрод теряет свою первоначальную прямоугольную форму и становится овальным в сечении.
Примечание: Возможно образование нагара на свечах зажигания, что препятствует разлету искр. Поэтому свечи зажигания следует чистить или заменять по мере увеличения пробега автомобиля. Расстояние между контактами более 1,3 мм считается слишком большим.
Как проверить и отрегулировать свечной зазор?
Чтобы определить, нужно ли регулировать расстояние между электродами, измерьте расстояние между электродами и сравните его с параметрами, рекомендованными в инструкции по эксплуатации автомобиля. Для измерения используются специальные измерительные стержни, продающиеся в автосервисах. Имеются следующие типы измерительных штанг:
- Монетообразный. Его стоимость самая маленькая. Используют его следующим образом: ободок диска измеряющего устройства просовывают между электродами свечи, затем диск поворачивают вокруг его оси, до тех пор, пока обод диска не застопорится между электродами. На диске присутствует специальная шкала, указывающая расстояние в определенной точке. Из недостатков этого устройства стоит выделить то, что в процессе проведения замеров можно нечаянно отогнуть контакты, увеличив при этом свечной зазор.
- Плоский. Имеет множество пластин различной толщины, которые просовываются между электродами. Если пластина проходит свободно, значит зазор больше ее толщины. Пластина должна туго вставляться между электродами.
- Монето – проволочный. По внешнему виду схож с монетообразным с одним отличием: замеры производятся не с помощью корпуса устройства, а проволочками, размещенными на краю измерительного прибора. Указанные проволочки имеют различную толщину.
Необходимость регулировки зазора между свечами зажигания определяется следующим образом: Выберите щуп с рекомендуемой толщиной для вашей модели автомобиля, вставьте измерительную пластину, проволоку или диск (в зависимости от типа манометра) между электродами свечи зажигания. Посмотрите на измерения, это возможно:
- измеритель не проходит в промежуток между контактами — зазор очень маленький;
- измеритель проходит между электродами, не прикасаясь к ним — расстояние между контактами чересчур большое;
- измерительный элемент входит плотно между контактами — зазор в пределах нормы, нет необходимости его регулировать.
Отрегулируйте зазор, согнув внешний электрод в сторону внутреннего контакта, чтобы уменьшить зазор, или согнув внешний контакт наружу, чтобы увеличить зазор. После регулировки снова проверьте зазор между электродами. Зазор можно уменьшить, прижав внешний контакт к плоской поверхности и слегка надавив на него. Регулировка зазора должна выполняться очень аккуратно: Электроды изготовлены из прочного материала, который предназначен для того, чтобы выдерживать определенные нагрузки. Если вы нажмете слишком сильно, электрод может сломаться, и вам придется покупать новую свечу зажигания.
Рекомендуем посмотреть видео о том, как правильно установить зазор между свечами зажигания:
Промежуток между свечными контактами на газовых автомобилях
При установке ГБО помните, что нельзя ездить со свечами зажигания, предназначенными для бензина:
- воспламенение газо — воздушной смеси происходит медленнее, чем бензино — воздушной, следовательно, искра для возгорания должна быть мощнее;
- при возгорании газо — воздушной смеси температура больше в несколько раз, поэтому некоторые элементы стандартных бензиновых свечей могут попросту расплавиться, свечу начнет пробивать, возникнет эффект калильного зажигания;
- электрическое сопротивление газо — воздушной смеси большое, для пробоя искрового зазора необходимо напряжение 7 тыс. В, то есть на катушку увеличивается нагрузка, если не поставить свечи, рассчитанные на газ, можно сломать катушку.
Газовые свечи зажигания конструктивно отличаются от бензиновых свечей зажигания. У них меньше искровой промежуток для снижения нагрузки на катушку и больше тепла, что означает, что они должны быть «холодными».
Какое влияние оказывает свечной зазор на работу двигателя
Энергия искрового промежутка ограничена и определяется возможностями высоковольтного трансформатора (катушка, шпуля) и коммутатора (драйвера), который генерирует импульс низкого напряжения в первичной обмотке.
Он может быть увеличен структурно до определенного предела, который обычно уже достигнут в соответствии с экономическими и другими критериями.
Однако назначение искры в современном двигателе заключается в своевременном и гарантированном воспламенении смеси бензина и паров воздуха.
В то же время экономические требования заставляют смесь быть как можно более плохой, т.е. с явным избытком кислорода по отношению к химически необходимому соотношению (стехиометрическому). Но плохие смеси плохо горят и воспламеняются еще хуже.
Чтобы выйти из этой ситуации, необходимо увеличить зону искрового разряда, в которой образуется высокотемпературная плазма ионизированного газа, т.е. максимально увеличить расстояние между электродами. Однако это имеет свои ограничения.
В конце такта сжатия смесь в цилиндре находится под давлением в десять атмосфер и более. Чем он выше, тем сложнее закрыть разрыв. Это требует увеличения нагрузки, которая и так структурно максимальна.
Повреждение изоляции, повреждение катушек и кабелей. Поэтому необходимо соблюдать проверенный и рекомендованный зазор.
Он не может быть больше или меньше, в той или иной степени он будет вызывать осечки в чередовании функций двигателя.
Каким должен быть зазор в свечах зажигания
Зазор указан в списке регулировок двигателя. Поскольку используются только одобренные производителем штекеры, он устанавливается на заводе.
Точные значения индивидуальны, но существуют определенные групповые ограничения.
Таблица
Некоторые типичные случаи приведены в таблице:
Исполнение систем зажигания и питания | Карбюратор, батарейное | Карбюратор, электронное | Инжектор, катушки с ВВ проводкой | Инжектор, катушки по цилиндрам | Электроды типа платина и иридий |
Величина зазора, мм | 0,55-0,65 | 0,7-0,8 | 0,8-1,0 | 1-1,3 | Нет норм, зависит от свечи |
В последнем случае зазор может быть очень большим, но форма электродов такова, что напряженность электрического поля сосредоточена в узкой области, что вынуждает пробой и позволяет получить больший объем плазмы.
К чему приводит неправильный зазор
Это обычно приводит к нарушению работы, снижению мощности и потока, а также к увеличению вероятности повреждений и разрушений.
Величина больше необходимого значения
Это расхождение наиболее часто встречается на практике. Она вызывается электрической коррозией и износом (горением) электродов при высоких температурах.
- рост напряжения в пике импульса, пробои изоляции проводов и катушек, утечки заряда;
- пропуски воспламенения из-за отсутствия разряда в штатном промежутке;
- неуверенный запуск двигателя, загрязнение свечей;
- проблемы в первичной цепи, пробои драйверов и прочей электроники;
- помехи аппаратуре.
Если зазоры не устранить, то очень быстро потребуется дорогостоящий ремонт.
Уменьшенный зазор между электродами
Зазор может быть уменьшен из-за неправильного выбора компонента или механического повреждения во время хранения, транспортировки и установки.
- снижение мощности разряда;
- пропуски воспламенения при стабильном искрообразовании, плохая работа в переменных режимах и при отклонениях состава смеси;
- низкая мощность двигателя, перерасход топлива, провалы при разгоне.
Иногда зазор искусственно уменьшается в качестве временной меры до замены комплекта.