Однозначно ответить, что лучше конкретно для вашего автомобиля, метан (природный газ) или пропан-бутан (жидкий), нельзя. Все зависит от частоты эксплуатации транспортного средства, ведь необходимо, чтобы более дорогое метановое ГБО быстрее окупилось и приносило экономию денег. Пропан менее экономичный, но установить такое ГБО проще и дешевле.
Метан или пропан: что лучше на авто?
Всем опытным автомобилистам прекрасно известно, что цены на бензин и дизельное топливо растут, что называется, не по дням, а по часам, причем вне зависимости от того, дорожает нефть или дешевеет. Именно по этой причине многие владельцы транспортных средств, оснащенных двигателями внутреннего сгорания, задумываются над тем, чтобы перевести свои машины на газовое топливо. При этом у них неизбежно возникает вопрос, что лучше, метан или пропан.
Именно их потребляют автомобили, переведенные на газ. Как свидетельствует статистика, на данный момент примерно 70% машин, оснащенных газобаллонным оборудованием (ГБО) работают на пропане, а 30% — на метане. У каждого из этих разновидностей газов есть как сторонники, так и противники, и поэтому прежде чем переводить свое авто на один из них (что, кстати говоря, связано с немаленькими расходами на специальное оборудование, его монтаж и наладку), нужно тщательно взвесить все «за и против» каждого из вариантов.
Оба эти газа существенно дешевле бензина, что и является основной причиной их все более широкого применения в качества топлива для двигателей внутреннего сгорания автомобилей. Относительно невысокая стоимость, однако, является далеко не единственным достоинством пропана и метана.
Среди прочих особо следует выделить следующие:
- Оба эти газа отличаются высокой степенью экологической безопасности: при сгорании они выделяют в атмосферу существенно меньше вредных веществ, чем бензин или дизельное топливо;
- И пропан, и метан, можно заправлять в значительных объемах, что существенно продлевает срок езды без дополнительной заправки топливом;
- Применение в качестве горючего этих газов влечет за собой гораздо более медленный износ двигателя, чем при использовании бензина или солярки (особенно это касается специально приспособленных «под газ» силовых агрегатов).
В то же самое время и пропан, и метан имеют некоторые минусы по сравнению с соляркой и бензином. Прежде всего, следует заметить, что они пока не столь широко используются в качестве топлива, поэтому газовых заправочных станций существенно меньше, да и центров сервисного обслуживания автомобилей с установленным на них газовым оборудованием — тоже. Еще один весьма существенный недостаток — это то, что при переводе автомобиля на газ довольно значительно снижается мощность двигателя.
Если же сравнивать как автомобильное топливо метан и пропан между собой, то картина также получается весьма неоднозначная. Что касается стоимости, то метан существенно дешевле пропана, однако газобаллонное оборудование для него значительно (примерно на 70%) дороже. Таким образом, можно сделать вывод, что переводить автомобиль именно на метан имеет смысл тогда, когда предполагается его длительная и весьма активная эксплуатация. С течением времени за счет более низкой стоимости метана ГБО окупается, и использовать именно этот газ становится практически однозначно выгоднее, чем пропан.
Справедливости ради, следует заметить, что переводить авто именно на метан имеет смысл тогда, когда есть возможность без проблем заправляться этим газом. Дело в том, что «метановых» АЗС пока существенно меньше, чем «пропановых».
К неоспоримым достоинствам метана следует отнести и то, что он намного менее взрывоопасен, чем пропан. Специалисты вообще считают, что благодаря способности очень быстро рассеиваться в атмосфере этот газ вообще является наиболее безопасным среди практически всех других видов топлива. К тому же, следует учитывать и то обстоятельство, что из-за высокой прочности баллонов, используемых для заправки метаном, риск их повреждения при авариях существенно ниже, чем баллонов с пропаном (что, кстати говоря, вполне подтверждается статистикой ДТП).
При этом вес баллона с пропаном намного ниже, чем вес баллона с метаном. За счет того, что он содержится в емкости в сжиженном виде. Благодаря этому в одном и том же объеме его можно запасти существенно больше. Еще одним достаточно серьезным доводом в пользу использования в качестве топлива именно пропана является то, что падение мощности двигателя при его применении вместо бензина составляет всего около 5%, в то время как для метана эта величина составляет от 20% до 30%.
Читайте также: Больше информации о ГБО в автомобиле .
Соответственно, пропан – сжиженный нефтяной газ (СНГ). Нефтяной, потому что является побочным продуктом от переработки нефти. Пропан-бутан также могут получать, отделяя его от природного газа.
Общие преимущества газов в топливе
Оба газа имеют общие преимущества относительно бензина, что позволяет год от года расширять их применение в двигательных установках.
- Более низкая цена относительно бензина;
- Экологическая безопасность, меньшее влияние на здоровье человека;
- Увеличение срока езды без заправки за счет большего объема топлива, которое можно запасти;
- В комплексе замедление износа деталей автомобиля, особенно при использовании изначально приспособленного двигателя.
Общие недостатки газов в топливе
Существует также несколько оснований, по которым бензин все еще сохраняет лидирующее положение как автомобильное топливо.
- Меньшая доступность газов для потребителя (количество заправок, а также центров обслуживания автомобилей с газовыми установками);
- Падение мощности автомобиля при использовании газового топлива;
- Повышенный износ некоторых особо чувствительных участков двигателя (например, клапанов) с учетом специфики «сухого горения» газового топлива.
Основные различия метана и пропана
Метан и пропан существенно отличаются друг от друга как по специфике хранения, так и по специфике использования в качестве топлива, каждый имеет свои преимущества и недостатки.
- По ГБО – дополнение двигателя автомобиля пропановой установкой существенно (до 70%) дешевле, чем установка метанового ГБО;
- По стоимости – в перспективе, после того, как окупится установка ГБО, метан дает высокую экономию средств на топливо относительно пропана;
- Снижение мощности – пропан, относительно бензина, дает незначительное снижение мощности до 3-5% двигателя, и то при развитии скорости выше 140 километров в час. Метан «ослабляет машину» до 20%. Но стоит учитывать, что данное обстоятельство было почти нивелировано в современных специализированных установках;
- Экологическая чистота – пропан имеет примеси и не считается полностью безопасным для человека и экологии. Метан – самое чистое топливо на планете, по своей безопасности превосходящий электрические двигатели и солнечные батареи, находящийся на одном уровне со спиртовыми установками;
- Вес баллонов и объем топлива – пропан, сжимаемый под невысоким давлением вместе со своим резервуаром, весит в несколько раз легче, чем баллон сжатого метана. При этом пропана можно запасти на путь втрое более долгий, чем метана;
- Взрывоопасность – метан вдвое менее взрывоопасен, чем пропан, а с учетом рассеивания считается максимально безопасным относительно почти всех других видов топлива. Стоит также отметить, что баллоны метана при аварии повреждаются и деформируются существенно меньше, чем баллоны пропана. Таким образом, доставка пропана становится в перспективе более опасной;
- Доступность заправок – метановые заправки являются редкостью, их приходится специально искать, заправки с пропаном почти также часты, как бензиновые. При этом оборудование для сжимания, очистки и заправки метана существенно менее сложное, чем пропановое.
Таблица преимуществ и недостатков пропана и метана
Заправка газом может быть удобней, экономичней и функциональней, чем использование бензина, а окончательно определиться в выборе удобного газа можно при помощи следующей таблицы.
Фактор | Пропан | Метан |
---|---|---|
Стоимость ГБО | Низкая | Высокая |
Относительно дешевле бензина | 1,8-2 раза | В 3 раза дешевле |
Расход относительно бензина (на 10 литров) | 11-11,5 литров | 8-8,5 кубов |
Вес среднего баллона | 20-30 кг | 60-125 кг |
Запас топлива на средний комплект (километров хода) | 600-1000 км | 250-350 км |
Взрывоопасная концентрация в воздухе | 2,1% | 4,4% |
Вредное влияние на детали двигателя | высокое | низкое |
Сжатие в баллоне | 10-15 атмосфер | 200-250 атмосфер |
Экологическая безопасность | Высокая | Полная |
Падение мощности двигателя относительно бензина | 5% | 20-30% |
Октановое число | 100 | 110 |
Доступность заправок | Почти равно бензиновым | По 1-2 на крупный город |
Октановое число пропана и метана – соответственно 105 и 110. Как видим, пропан более подвержен взрыву, но в целом показатель у газов высокий, превышает аналогичный у бензина на 10–15 единиц.
Газовые заправки
В России функционируют порядка 2000 пропановых заправок и около 350 метановых.
Пропан более распространенный газ, и заправки с ним есть практически в любом направлении. Наличие метановых заправок в вашем регионе можно посмотреть на специальной карте.
Установка газового оборудования на метане в среднем стоит в 2 раза дороже оборудования на пропане. Например, установка пропана на Ладу Ларгус выйдет в среднем в 35-45 тыс. руб, а установка ГБО метан обойдется вам в 80-100 тыс. руб.
Но при этом сам метан стоит дешевле пропана:
*Данные по бензину на март 2019 предоставлены: Передовые Платежные Решения. Розничные цены на топливо рассчитаны по методологии РЭШ.
Как показывает опыт, метан и пропан окупаются в один и тот же срок 1-2 года в зависимости от пробега автомобиля. Как инвестиция, метан при этом представляет собой более выгодное вложение, так как после окупаемости за одинаковый пробег вы получаете трехкратную экономию относительно бензина, и двукратную относительно пропана.
Программы поддержки наших партнеров Газпром ГМТ позволяют облегчить перевод транспорта на метан и сделать его практически без затрат. Подробней о программах поддержки можете узнать у менеджера по телефону (343) 253-28-88.
Расход топлива и запас хода
Пропана расходуется на 15-20% больше, чем бензина. То есть при бензиновом расходе 10 литров/100 км расход пропана будет равен 11-12 литров на сотню.
Метана (в м3) расходуется на 0-10% меньше, чем бензина. Т.е. при расходе 10 литров бензина на 100 км эквивалентное потребляемое количество метана будет составлять 9 м3.
При этом на 100-литровом пропановом баллоне Ларгус (при расходе бензина 8 л/100 км) может проехать около 800 км. На 100-литровом метановом баллоне, в который вмещается в среднем 22-23 м3, Ларгус проедет порядка 300 км.
Метановые баллоны не бывают тороидальными, только цилиндрические. Баллоны обычно размещают за спинки сидений или закрывают фальшполом в багажнике.
Если правила безопасности будут соблюдены, то использование газового топлива не станет источником опасных ситуаций. По сравнению с бензином и пропан, и метан являются более безопасными видами топлива, особенно если используется газовое оборудование 4 и 5 поколения.
Экологичность видов
Рассматриваемые газы по-разному воздействуют на окружающую среду. По безопасности метан уступает только водороду, а при сгорании не выделяет смол.
Установки на этом виде топлива соответствуют классу Евро-5, что позволяет экономить на экологических сборах. При сгорании изготовленного из нефти пропана в атмосферу выделяются смолы и токсичные соединения.
Что безопаснее
Заправленный метаном автомобиль менее опасен для водителя и пассажиров по таким причинам, как:
Кроме того, легкий газ при утечке быстро поднимается в воздух и покидает салон машины через открытые окна, а при аварии баллоны с метановым горючим повреждаются реже.
Пропан более токсичен. При вытекании он испаряется медленно, что приводит к постепенному повышению его концентрации и взрывоопасной ситуации.
Установка качественного ГБО повышает безопасность во время эксплуатации транспортных средств. На баллоны с топливом устанавливают регуляторы пожаробезопасности с электромагнитным, скоростным и пожарным клапанами. Они отвечают за прекращение подачи топлива в неработающий силовой агрегат.
Оба эти газа существенно дешевле бензина, что и является основной причиной их все более широкого применения в качества топлива для двигателей внутреннего сгорания автомобилей. Относительно невысокая стоимость, однако, является далеко не единственным достоинством пропана и метана.
Метановая система
Принцип её действия схож с принципом действия LPG — систем. Подавляющее большинство представленных на современном рынке систем – это распределённый впрыск метана в коллектор, в задроссельное пространство, аналогично 4 поколению пропан — бутанового ГБО. Метановые системы имеют несколько коренных отличий: