Вернемся к проблеме низкого уровня масла в автоматической коробке передач. Падение уровня масла может иметь несколько причин, начиная от неисправностей и утечек (негерметичные уплотнения, трещины или дефекты в поддоне АКПП, в корпусе коробки передач) и заканчивая ошибками при замене/доливке масла в АКПП.
Чем опасен заниженный или завышенный уровень масла в АКПП
Уровень масла в автоматической коробке передач можно проверить с помощью щупа или без него, самостоятельно или на станции техобслуживания. Важно понимать, что для коробки передач со щупом или без него требуется разная процедура. Для проведения проверки жидкость должна быть нагрета до 70° или 30°.
Точное количество зависит от автомобиля. Эту информацию можно найти в руководстве по эксплуатации автомобиля.
Чтобы проверить уровень масла в автоматической коробке передач с помощью щупа, выполните следующие действия: Шаг за шагом
- Завести и прогреть машину, остановиться на ровном уровне;
- Открыть капот;
- Открутить пробку с щупом;
- Вытереть жало щупа любым чистым материалом;
- Засунуть жало на место и подождать короткий промежуток времени;
- Высунуть жало и посмотреть уровень масла на нем. Если отметка ниже надписи «Hot», то уровень масла в АКПП в нормальном количестве. Если же она выше, нужно слить масло через сливное отверстие в поддоне и повторить проверку.
Вы можете проверить уровень масла в автоматической коробке передач без щупа, выполнив следующие действия:
Читайте также: Разница между типтроником и вариатором.
- Необходимо выполнить прогревание авто и припарковать его на ровном уровне;
- Залезть под авто и открыть пробку, предварительно поставив любую емкость. О нормальном уровне масла свидетельствует капающее масло. Если же оно льется Если масло немного течет, то уровень масла в норме. Если же оно льется, то это говорит, либо о перегреве автомобиля, либо об излишнем количестве жидкости.
Как проверить уровень масла в автомате
Проверка уровня масла практически одинакова во всех автоматических коробках передач. Ниже приведено типичное руководство, применимое к большинству современных иностранных автомобилей. Различия могут быть незначительными, например, отличаться надписи на масляном манометре. Перед проверкой уровня масла в автоматической коробке передач найдите под капотом место, где находится щуп коробки передач (не путать с щупом общего уровня масла в автомобиле). Извлеките щуп и проверьте, что на нем написано:
- HOT. Самая распространенная надпись на щупе – это HOT, то есть «горячий». Она говорит о том, что проверять уровень масла в коробке необходимо при работающем двигателе;
- COLD. Реже встречается надпись COLD, то есть «холодный». Она указывает, что проверять уровень масла в автомате требуется при заглушенном двигателе.
Примечание: Индикатор COLD на масляном поддоне не означает, что вы должны проверять уровень масла, когда двигатель холодный. В таких случаях следует дать маслу немного прогреться, прежде чем заглушить двигатель и проверить уровень масла. Если уровень масла проверяется при холодном двигателе, результаты будут неверными.
Следует отметить, что иногда производители наносят на щуп две метки — COLD и HOT. В этом случае водитель может видеть, какой уровень масла должен быть правильным при работающем двигателе, а какой — при неработающем. В редких случаях на щупе можно увидеть надписи FULL и ADD, указывающие на максимальный и минимальный уровни масла при работающем двигателе.
Как только вы выбрали режим измерения уровня масла в автоматическом автомобиле, вы можете сразу же приступить к процессу измерения:
- Поскольку проверять уровень масла в автомате необходимо на прогретом двигателе, первым делом требуется завести машину и дать ей поработать некоторое время. Чтобы масло дошло до рабочей температуры, лучше проехать 15-20 километров, после чего можно приступать к проверке;
- Остановите автомобиль на ровной поверхности, чтобы не искажались результаты замеров, и откройте капот. Переведите коробку передач в положение «Паркинг»;
- Если на щупе написано HOT, то не глушите двигатель. Когда написано COLD, заглушите двигатель. Если на нем указаны другие надписи, следуйте рекомендациям производителя;
- Вытащите щуп и протрите его сухой тряпкой, чтобы на нем не осталось «ложных» следов масла. Далее вставьте щуп обратно в коробку передач и вытащите его через 10 секунд;
- Проверьте по щупу уровень масла. Если на нем написано HOT, то сверху или снизу от надписи должны быть две засечки. Именно они указывают, какой максимальный и минимальный уровень масло должен быть залит в коробку передач. При измерении уровень масла должен быть не ниже минимальной отметки и не выше максимальной. Если вы видите, что уровень приближается к засечке, обозначающей минимальный уровень, следует чуть долить масла. Идеально поддерживать уровень на среднем значении.
Поддержание рекомендуемого уровня трансмиссионного масла предотвращает преждевременный выход из строя трансмиссии или ее отдельных компонентов.
Признаки перелива масла
Превышение уровня жидкости в коробке передач может произойти независимо от того, являетесь ли вы опытным водителем или новичком. Водители должны обращать внимание на признаки, указывающие на высокий уровень масла. В частности:
- Автоматическая коробка передач плохо «слушается» водителя;
- Автомобиль «теряет» скорость в движении;
- На приборной панели включен «Check engine»;
- Рычаг не включает желаемую скорость;
Если вовремя не заметить высокий или низкий уровень масла в автоматической коробке передач, может потребоваться капитальный ремонт или полная замена. Иногда неисправности проявляются не сразу, а только во время эксплуатации автомобиля.
Почему так важен уровень?
Важно понимать, что жидкость ATF в автоматической коробке передач является рабочей жидкостью (по сути, как шестеренка) и должна иметь определенный уровень. Она не должна быть ни больше, ни меньше.
В крайних случаях возникают неисправности, которые в будущем приведут к действительно серьезным поломкам. А ремонт автомобиля — дело, мягко говоря, не дешевое.
А замена масла в старых и новых автоматических коробках передач немного отличается, хотя бы потому, что в старых коробках есть щуп (а также пробка для заливки масла), а в новых его часто нет — есть только смотровое окно.
Причины падения уровня масла АКПП
Для этого есть много причин, как внешних, так и внутренних. Начнем с самых сложных и скрытых причин
- Вакуумный корректор. Ставился на старые автомобили Мерседес, реже ФОРД и НИССАН. Это сложная структура, но если сказать просто о работе. Соединялся он с впускным коллектором мотора патрубком, между ними стояла мембрана, которая как бы видела разряжение при подаче и корректировала работу АКПП, например переключения или кикдаун.
Раньше случалось, что мембрана разрывалась, и масло вытекало из автомата во впускной коллектор, а затем в двигатель. Уровень в двигателе постоянно повышался, а уровень в автоматической коробке передач падал. Из-за большого объема двигатель испускал синий дым, как будто в двигателе была утечка масла. Но если проверить индикатор уровня автоматической системы, он продолжает падать.
- Сальник гидротрансформатора. ОН как бы запирает масло в АКПП до «бублика», течь он не должен, но иногда такое бывает. Понять это можно сразу, под автомобилем будет лужа красной жидкости. Причем течь будет в месте крепления АКПП и двигателя
- Пробило поддон или прокладку. Бывает часто, когда налетают на кочку или камень. Причем сейчас на современных АКПП, поддон может быть из пластика пробить его легко и просто. Также на СТО вам могут неправильно установить поддон после замены фильтра, либо установить старую прокладку, из-за это также будет течь
- Пробило шланг или радиатор, ослаб хомут. Это система охлаждения автомата, здесь причина в прорыве шлангов (возможно, ослабились или не затянуты хомуты). Бывает пробивает и сам радиатор
- Неправильная замена на СТО. Автоматы не одинаковы, иногда нужно греть масло, и далее выставлять уровень, но многие этого не делают, а меняют на холодную. Из-за этого уровень не правильный особенно в АКПП с контрольным окошком
Как правильно проверить масло в АКПП?
Следует помнить, что сегодня существует что-то вроде двух типов автоматических трансмиссий, а именно условно старые — там есть клемма — и условно новые (часто этой клеммы просто нет), которые управляются с помощью контрольного окна. Например, KIA A6LF2 имеет только одно тестовое окно.
Хочу еще раз напомнить, что в некоторых автомобилях уровень масла в автоматической коробке передач проверяется, когда она теплая, например, при +70 градусах. В других его проверяют, когда он почти холодный, т.е. при температуре +30. Для правильной замены необходимо обратиться к руководству по эксплуатации вашей коробки передач.
Чтобы проверить версию индикатора уровня
Это самая простая процедура, но она часто недоступна на современных автомобилях:
- Прогреваем автоматическую трансмиссию, нужно проехать несколько километров
- Ставим на ровную поверхность – это обязательно (уклона быть не должно)
- Глушим ДВС
- Вытаскиваем щуп именно автомата, протираем его и снова устанавливаем на место (это делает для более точного уровня)
- Обычно на щупе есть отметка HOT (то есть горячее), масло должно быть в рамках
- Если его больше, обязательно скидываем, можно шприцом выкачать через трубку щупа
- Если меньше просто добавляем
Для проверки отсутствия индикатора уровня.
Итак, у вас современная машина, и по какой-то причине производители начали удалять указатель уровня топлива:
- Опять же прогреваем трансмиссию
- Заезжаем на яму или поднимаем на подъемнике
- Ищем контрольное отверстие
- Не глушим двигатель, берем емкость для масла (кстати, нужно быть осторожным оно будет горячее)
- Откручиваем пробку. Если масло полилось, значит его было больше. Если нет, значит уровень низкий и нужно добавить.
- Берем шприц и доливаем до тех пор, пока из контрольного окошка оно не польется
Из отверстия индикатора потока вытекает буквально несколько капель.