Ошибки датчика температуры охлаждающей жидкости. Почему датчик температуры показывает неправильно

Датчики
Почему датчик температуры показывает неправильно - Причины выхода из строя Какие есть варианты? Как определить неисправность ДТОЖ? Предварительная проверка Замена ДТОЖ и сброс ошибки

Если ваш бюджет ограничен или вы просто не хотите тратить большие суммы на покупку устройства, мы можем порекомендовать адаптер от корейского производителя Scan Tool Pro Black Edition.

Чем опасна поломка датчика температуры охлаждающей жидкости

Рассказываем о коварстве датчика температуры охлаждающей жидкости и учимся вовремя обнаруживать его неисправность.

Датчик температуры охлаждающей жидкости – дешевая деталь, поломка которой может не только заставить понервничать автовладельца, но и вывести из строя двигатель автомобиля. От этого зависит производительность многих систем.

Зачем нужен датчик температуры охлаждающей жидкости

Датчик температуры охлаждающей жидкости является одним из важнейших элементов электронной системы любого автомобиля и его нельзя назвать надежным, вне зависимости от марки и модели автомобиля, на котором он установлен. Именно этот датчик отвечает за работу системы принудительного охлаждения двигателя, а также за показания температуры на приборной панели (если такая опция предусмотрена заводом-изготовителем). От его правильной работы зависит запуск двигателя, образование смеси и даже расход топлива.

Датчик температуры охлаждающей жидкости имеет компактные размеры и расположен таким образом, что непосредственно контактирует с антифризом в системе охлаждения двигателя. Данные, полученные этим устройством, отправляются в электронный блок управления двигателем в виде электрического сигнала. Он, в свою очередь, использует их для приготовления правильной топливной смеси и регулировки угла зажигания, а также управления системой принудительного охлаждения двигателя. По вашей команде включаются и выключаются первая и вторая скорости вентилятора, тем самым поддерживая постоянную рабочую температуру двигателя. Данные, снятые с датчика, отображаются на приборной панели и помогают водителю вовремя заметить недогрев или перегрев двигателя.

Принцип действия устройства основан на способности материалов датчика изменять электрическое сопротивление в зависимости от температуры. Датчик состоит из рабочего элемента из чувствительного материала и контактов, которые подключаются к бортовой сети автомобиля. Если устройство работает некорректно, электронный блок управления машины получает неверную информацию, что приводит к приготовлению неправильной смеси (слишком богатой или бедной), а также к некорректной работе системы охлаждения. Это может привести к закипанию антифриза и деформации ГБЦ, а также к переходу автомобиля в так называемый аварийный режим (двигатель не развивает полную мощность, увеличивается расход топлива).

Форма ДТОЖ типична для всех моделей автомобилей, поэтому ее сложно спутать с другими деталями. Однако точка установки будет другой. Поэтому нужно изучить инструкцию производителя, в которой указано положение датчика. Типичные места установки: головка блока цилиндров или выхлопная труба, верхний патрубок радиатора, корпус термостата.

Датчик указателя температуры ОЖ, как элемент системы охлаждения

Датчик температуры охлаждающей жидкости

Система охлаждения представляет собой налаженное и слаженное взаимодействие устройств, подающих теплоноситель к отапливаемым помещениям и отводящих избыточное тепло наружу. Постоянно поддерживает оптимальный тепловой режим деталей, регулируя показатели через блок управления, при разных режимах работы двигателя.

Также недопустимы отклонения в сторону чрезмерного охлаждения. В таких условиях топливная смесь, взаимодействуя с холодными стенками, конденсируется на них и стекает в картер, загрязняя и разжижая масло. Низкие температуры вызывают увеличение плотности масла, что затрудняет его подачу в цилиндр, что, опять же, негативно сказывается на работе двигателя.

Датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ) является информационно-сигнализирующей частью такой системы. С его помощью в компьютер передаются данные об изменении температуры в процессе теплообмена. Там определяются рабочие параметры двигателя и принимаются решения об их регулировании.

За что отвечает датчик ож?

  1. Регулировка угла стрельбы. Его правильная регулировка обеспечивает максимальное сгорание топлива, а значит, снижение его расхода. Улучшить экономичность и мощностные характеристики двигателя.
  2. Состав топливной смеси регулируется изменением положения заслонки и обеспечением доступа к большему (или меньшему) объему воздуха в смеси. За счет этого стабилизируется скорость на разных режимах работы, снижается токсичность выхлопных газов.
  3. Обратная связь поддерживается лямбда-зондом, который необходим для регулирования соотношения компонентов смеси для двигателя. Пока не произойдет изменение температуры охлаждающей жидкости, ЭБУ не воспримет сигнал датчика кислорода, не обогатит смесь на холостом ходу, что вызовет нестабильную работу двигателя. Те, которые управляют увеличением скорости в этом режиме.
  4. Контролируются характеристики вращения коленчатого вала, продувается устройство улавливания паров выхлопных газов, блокируется трансформатор АКПП в случае перегрева.
  5. На автомобилях, где отсутствует датчик принудительного охлаждения, датчик температуры охлаждающей жидкости выполняет функцию включения вентилятора.

Современные датчики представляют собой термисторы с полупроводником, который легко меняет сопротивление при колебаниях температуры. Увеличение t означает увеличение количества свободных электронов в полупроводниковом материале, что является причиной падения сопротивления. Те имеют обратно пропорциональную зависимость с отрицательным коэффициентом. Начальное сопротивление соответствует напряжению 5В. По мере прогрева двигателя сопротивление падает до 0 и наоборот, в холодном состоянии двигателя оно максимально. Отклонения от этого параметра фиксируются ЭБУ.

Цепь датчика охлаждающей жидкости

Полупроводниковый резистор помещен в металлический корпус, обладающий высокой теплопроводностью. Также имеется резьбовое крепление и электрический разъем для подключения к бортовому компьютеру.

Устройство миниатюрное, встроено в выходную магистраль блока цилиндров, а точнее в его головку. Он просто вкручивается в специально предназначенное для этого отверстие. На разных моделях автомобилей он может находиться внутри или рядом с термостатом. Главное, чтобы не было контакта с хладагентами.

Для получения максимально точной информации о температурах на выходе из радиатора установлен дополнительный датчик.

Исправность электронного термометра можно проверить дома. Если наблюдаются косвенные признаки неисправностей, проверка поможет выявить или исключить их из числа деталей, которые являются «подозрительными». Если проблема успешно устранена, вам придется искать в другом месте или обратиться в ближайшую автомастерскую.

Почему стрелка температуры двигателя не поднимается

Проверка уровня охлаждающей жидкости

Первое, что нужно сделать при ненормальной температуре двигателя, это проверить уровень охлаждающей жидкости.

Иногда может возникнуть ситуация, когда температура двигателя вполне нормальная, но стрелка не указывает на правильный параметр. Это может быть связано с отсутствием охлаждающей жидкости. Чтобы двигатель не «кипел» во время поездки, перед поездкой необходимо проверить его уровень. При обнаружении недостатка долейте до оптимального уровня. Неправильные показания могут отображаться и в случае неисправности датчика температуры. Часто выходит из строя:

  • в зависимости от периода эксплуатации;
  • после аварии или сильной тряски;
  • из-за проблемы с проводкой.

Рекомендуется: Система подачи топлива для дизельных двигателей

Как видно из вышеизложенного, ответы на вопрос, почему двигатель не прогревается до рабочей температуры, могут быть разными. Они часто связаны с поломками автозапчастей. При отсутствии специальных знаний водителю следует обратиться в автосервис к специалистам, которые смогут быстро определить причину и устранить ее.

Проверка указателя температуры охлаждающей жидкости

Итак, как проверить указатель температуры охлаждающей жидкости? Для начала выключите двигатель и подождите, пока он остынет. Отсоедините разъем, к которому подключен датчик температуры охлаждающей жидкости, и подключите его к резистору 100 Ом.

Далее нужно включить зажигание. Правильно работающая стрелка покажет температуру 90 градусов. Если прибор показывает неправильную температуру или нет показаний, то проблема кроется в проводке или самом указателе.

Скорее всего, где-то произошло короткое замыкание или обрыв электросети автомобиля, поэтому при исправной работе датчика температуры на приборной панели отображаются неверные данные.

Проверить изоляцию проводов от датчика к приборной панели и бортовому компьютеру, поврежденные провода нужно заменить или в худшем случае отремонтировать. Если вся проводка исправна, но датчик температуры не работает должным образом, то дело именно в нем, датчик нуждается в замене или ремонте.

Работающий двигатель нагревает все конструктивные элементы двигательной установки. Температура может достигать 2500 градусов. Понятно, что при длительной эксплуатации ни один материал, даже очень твердый, не выдержит такого перегрева. Это неизбежно привело бы к преждевременному износу и выходу из строя всех сопутствующих систем и деталей.

Признаки неисправности ДТОЖ и причины их возникновения

Как и любой элемент автомобиля, ДТОЖ подвержен износу, старению и выходу из строя. Основными признаками неисправности датчика, проявляющимися при движении автомобиля, являются:

  • затрудненный запуск двигателя при низких температурах окружающего воздуха;
  • необычные звуки из выхлопной системы при запуске двигателя;
  • двигатель самопроизвольно останавливается, когда температура охлаждающей жидкости достигает предельного значения (в данном случае тип охлаждающей жидкости не играет никакой роли);
  • неисправность вентилятора охлаждения. Возможны несколько вариантов проявления данной проблемы: элемент системы охлаждения не включается вообще или только в аварийных режимах, не выключается при достижении температуры охлаждающего контура низких значений, при срабатывании датчика ДТОЖ выключается, вентилятор наоборот включается;
  • избыток топлива. Состав топливной смеси определяется электронным блоком управления (ЭБУ), который собирает информацию с множества датчиков. Если информация о температуре неверна, то количество бензина будет рассчитано неоптимально, что может привести к еще большему нагреву двигателя;
  • на панели приборов загорится индикатор Check Engine.

Перечисленные ситуации могут свидетельствовать и о других проблемах с двигателем, требующих дополнительной диагностики для точного определения причины неисправности.

Причинами отказа датчика или отображения неверной информации могут быть механические повреждения (износ прокладки, разгерметизация корпуса, низкое качество самого прибора, сорванная резьба, растрескивание корпуса, перегорание термистора, загрязнение) и электрические (короткое замыкание в цепи измерения, обрыв кабелей, скачки напряжения, плохая пайка штырьков, неправильное подключение контактов, пропадание напряжения, коррозия, скопление нагара на кабелях).

Проверка и замена ДТОЖ

Проверка датчика температуры охлаждающей жидкости

При малейших подозрениях необходимо провести диагностику датчика и при необходимости установить новый.

Для процедуры проверки ДТОЖ можно либо обратиться на СТО (с помощью осциллографа), либо проверить диагностическим прибором (прочитать код ошибки с помощью ручного сканера ОДБ2 при горящей лампочке Check Engine), либо провести диагностику вручную . Проверка более простыми инструментами может осуществляться несколькими способами:

  • с разборкой без использования термометра;
  • с разборкой и использованием термометра;
  • без разборки.

В целом выделяют несколько этапов проверки без термометра с разборкой и без:

  1. внешний осмотр датчика на отсутствие ржавчины, пятен антифриза, трещин и т.п.;
  2. диагностировать ДТОЖ можно не выходя из-под капота сняв фишку датчика (при горячем двигателе важно работать очень аккуратно) или разобрав ключом. Во втором случае необходимо предварительно отсоединить контактные клеммы и проверить подачу питания (нормальное значение напряжения 5 вольт постоянного тока);
  3. подключите щупы мультиметра к клеммам датчика и измерьте значение омического сопротивления. Замеры производятся при холодном двигателе. Для обеспечения нужной температуры можно открутить датчик от посадочного места и погрузить чувствительный элемент в холодную воду;
  4. запустите двигатель и подождите, пока не включится вентилятор охлаждения. С отвинченным датчиком его следует поместить в кипящую воду;
  5. повторно измерить значение переходного сопротивления;
  6. сравните данные сопротивления, полученные для вашей модели автомобиля.

Если во время теста используется термометр, это будет выглядеть так:

  1. снимите датчик;
  2. наполните чайник водой (будьте осторожны при нагревании);
  3. опустить измерительную часть датчика в нагретую воду;
  4. закрепить щупы электронного мультиметра на сигнальных выходах датчиков и перевести прибор в режим омметра (измерение сопротивления электрической цепи);
  5. погрузите электронный термометр в жидкость;
  6. измерить показания термометра и омметра поэтапно: сделать шаг, например, на 5°С, нанеся значения на график зависимости первого от второго;
  7. сравните полученные данные с технической документацией вашего автомобиля.

Если датчик неисправен, его необходимо заменить, предварительно слив антифриз из системы охлаждения. Отсоединив шнур питания, используйте торцевую головку или рожковый ключ, чтобы отвинтить датчик. Перед установкой нового датчика обязательно установите прокладку. Затем крепко затяните его гаечным ключом до упора. Подключите шнур питания и залейте антифриз.

На новом датчике не стоит экономить, так как он имеет низкую стоимость, редко ломается, имеет неразборный корпус, а с заменой справится даже начинающий автомобилист.

Замена ДТОЖ

Если ситуацию можно исправить простой чисткой корпуса/резьбы/контактов ДТОЖ, то датчик все равно будет работать и его не нужно будет менять.

ДТОЖ является одним из элементов автомобильной системы. Неопытные водители считают, что он заботится только о работе вентилятора и отображает температуру. Однако от правильной работы датчика зависит вся работа системы охлаждения. Узнайте признаки неисправности датчика температуры, как их обнаружить и устранить.

Принцип действия и функции прибора

Конструкция и принцип работы термометра мало изменились с момента его первого использования в автомобиле. За счет современных материалов, используемых при изготовлении датчика, уменьшены его размеры и повышена точность показаний. Устройство представляет собой переменный терморезистор, заключенный в металлический корпус с резьбовым наконечником. При нагреве термопара уменьшает сопротивление электрической цепи, позволяя электронному блоку управления (проще говоря, контроллеру, ЭБУ) определять температуру охлаждающей жидкости.

От работы датчика температуры зависят следующие функции:

  1. Традиционно датчик температуры охлаждающей жидкости работает от сигналов датчика.
  2. Своевременное включение вентиляторов принудительного охлаждения двигателя при достижении антифризом установленного температурного порога (около 100°С).
  3. Обогащение топливовоздушной смеси и повышенные обороты холостого хода на холодном двигателе.
  4. Во время движения контроллер собирает показания со всех датчиков и на этой основе формирует соотношение топлива и воздуха в смеси. Датчик температуры также участвует в этом процессе.

Принцип работы датчика

Конструкция современного автомобиля может предусматривать установку различных теплосчетчиков, отвечающих за те или иные функции. Его расположение отличается:

  • в верхней трубке, которая идет от блока цилиндров к радиатору;
  • в корпусе термостата;
  • в прикладе;
  • прямо на радиатор.

Отличить термопары от других типов датчиков несложно. Все устройства, интегрированные в систему охлаждения двигателя и подключенные кабелями к контроллеру, предназначены для измерения температуры. Единственный момент: когда будете искать место расположения указателя температуры с целью проверки, не перепутайте прибор с датчиком детонации, встроенным прямо в блок цилиндров. При наличии в машине нескольких термоэлементов их функции обычно распределяются следующим образом:

  • счетчик, встроенный в трубопровод, участвует в приготовлении топливной смеси для двигателя;
  • устройство, стоящее на радиаторе, обеспечивает включение вентилятора охлаждения (или двух);
  • датчик в ГБЦ отвечает за указатель температуры охлаждающей жидкости.

В большинстве автомобилей низкого и среднего класса используется один датчик температуры, который выполняет все функции одновременно. Обычно он находится на корпусе термостата или на верхней трубе радиатора.

Расположение датчика температуры охлаждающей жидкости

Какие симптомы указывают на проблемы с датчиком?

При длительной эксплуатации автомобиля могут быть явные и косвенные признаки, свидетельствующие о проблемах с датчиком температуры или его электрической цепью. Первые прямо указывают на необходимость проверки работоспособности устройства:

  • перестал работать индикатор прогрева двигателя на приборной панели;
  • перестал включаться вентилятор охлаждения, хотя водяная рубашка двигателя уже нагрелась до 100°С;
  • утечка антифриза под корпус детали;
  • вентилятор включается произвольно, даже при холодном двигателе.

Если на вашем автомобиле появились перечисленные признаки неисправности датчика температуры охлаждающей жидкости, смело приступайте к диагностике и устранению неполадок, о которых речь пойдет далее. Косвенные симптомы могут свидетельствовать как о выходе из строя счетчика, так и других элементов системы охлаждения или силового агрегата. Вот наиболее распространенные:

  1. Затрудненный холодный пуск двигателя. Машина заводится, но тут же останавливается, приходится делать несколько попыток. Причиной может быть термопара, датчик положения дроссельной заслонки, недостаточная компрессия или проблемы с зажиганием.
  2. Нестабильный холостой ход. Помимо указателя температуры на него влияет исправность свечей зажигания, ДМРВ, форсунок и многие другие факторы.
  3. Температурный режим в пределах нормы, но охлаждающая жидкость начинает закипать. Если вышел из строя термостат или снизился уровень антифриза в рубашке, то показания прибора могут отличаться от реального состояния.

Закипание антифриза из-за неисправности датчика

Исправность электронного термометра можно проверить дома. Если наблюдаются косвенные признаки неисправностей, проверка поможет выявить или исключить их из числа деталей, которые являются «подозрительными». Если проблема успешно устранена, вам придется искать в другом месте или обратиться в ближайшую автомастерскую.

Далее нужно снять датчик с мотора и проверить его омметром. К контакту датчика должен быть подключен контакт. Второй вывод устройства необходимо замкнуть в коробку ДТОЖ. Показания омметра при нормальной температуре должны быть около 700-800 Ом.

Устройство и принцип работы

Датчик температуры ДТОЖ представляет собой резистор (термистор), реагирующий на температуру антифриза в системе охлаждения двигателя. Информация о сопротивлении этого элемента передается в ЭБУ, который принимает решение об изменении настроек в двигателе.

ЭБУ использует полученную информацию для определения ХХ ступеней регулятора холостого хода для оптимальной настройки желаемого объема топливной смеси.

Особенность ДТОЖ в том, что при холоде его сопротивление увеличивается, а при нагревании, наоборот, уменьшается.

Так, при достижении 130 градусов Цельсия параметр сопротивления равен 70 Ом, а при минус 40 градусах — 100,7 кОм.

Термистор управляется подачей на него +5 В с контроллера.

Потенциал проходит через классический резистор с постоянным сопротивлением (R).

Уровень нагрева антифриза рассчитывается исходя из падения напряжения на ДТОЖ с переменным R (Ом). При этом на холодном двигателе перепад будет большим, а на прогретом – низким.

Где находится

Для проверки ДТОЖ необходимо знать свое местоположение. Обратите внимание, что расположение датчика может отличаться в зависимости от марки/модели машины.

В большинстве случаев термистор устанавливается между головкой блока цилиндров и термостатом или в выпускном патрубке охлаждающей жидкости.

Но в некоторых автомобилях он установлен в патрубке радиатора.

Внешне устройство выглядит как небольшой элемент с резьбой, которой ДТОЖ вкручивается в специальное отверстие. При этом сам регулирующий элемент находится в тосоле и контролирует его температуру.

На некоторых автомобилях, например, на БМВ е39 может быть два ДТОЖ. Один управляет подогревом антифриза и установлен на выходе из двигателя, а второй уже за радиатором. Для снятия нужен ключ на 22.

Такой тип установки позволяет контролировать температуру в разных помещениях и, таким образом, действовать быстрее.

Отметим, что два датчика устанавливаются в мощные/дорогие автомобили, где параметр температуры имеет ключевое значение.

В этом случае в блоке управления должны быть предусмотрены соответствующие программы. Дополнительную информацию можно найти в руководстве по эксплуатации автомобиля.

Функционально датчик очень надежен и ломается в редких случаях. В большинстве случаев показывает ложную информацию. Иногда могут возникать и другие повреждения, например перетирание провода или плохое качество контакта.

Что же касается особенностей расположения ДТОЖ в разных моделях, то на этой теме мы остановимся ниже.

Устройство миниатюрное, встроено в выходную магистраль блока цилиндров, а точнее в его головку. Он просто вкручивается в специально предназначенное для этого отверстие. На разных моделях автомобилей он может находиться внутри или рядом с термостатом. Главное, чтобы не было контакта с хладагентами.

Можно ли ездить со сломанным датчиком или без него?

Многих водителей интересует вопрос, разрешена ли езда с неработающим датчиком охлаждающей жидкости. Ты не сможешь это сделать. Неисправная система охлаждения приводит к перегреву или прогоранию прокладки головки блока цилиндров. В дальнейшем это приводит к полному выходу из строя блока цилиндров. В итоге поломка ДТОЖ сказывается на финансовом положении водителя – его ждет дорогостоящий ремонт автомобиля.

Чтобы датчик отображал правильные значения, он должен быть погружен в охлаждающую жидкость. Если водитель заметил некорректную работу ДТОЖ, то нужно проверить уровень жидкости в системе.

Если в этом плане все хорошо, проверьте контакты на наличие ржавчины и коррозии. Также стоит попробовать выявить нарушения в подключении датчика к системе. Если повреждений не обнаружено, остается разобрать деталь и заменить на новую.

Конструкция элемента очень проста, поэтому не предусматривает ремонта. С заменой справится даже неопытный водитель.

Замена

Заменить ДТОЖ

Датчик можно заменить самостоятельно. Перед процедурой необходимо залить антифриз и разобрать ДТОЖ. Деталь устанавливается в небольшое отверстие, снабженное резьбой. Точное расположение ДТОЖ указано в инструкции по эксплуатации автомобиля.

Контроллеру нужно выкрутить датчик и вкрутить на его место другой. Перед закручиванием не забудьте обработать резьбу герметиком. После того, как деталь установлена, водитель должен подключить проводку и довести охлаждающую жидкость в системе до нормальных показателей. Если утечек не обнаружено, допускается запуск двигателя.

Оцените статью