Иногда даже нет необходимости шлифовать до конца. Если толщина сиденья остается около 0,5 мм, натяжение теряется, и деталь больше не удерживается вместе. Когда кольцо размыкается, сопротивления больше нет.
Особенности самостоятельной замена седла клапанов в двигателе автомобиля
Многие автовладельцы предпочитают самостоятельно выполнять ремонт автомобиля. Для многих работ вам понадобится лишь обычный ящик для инструментов, бокс или гараж, яма или 1-2 домкрата, если вы хотите поднять автомобиль с земли.
Но есть некоторые проекты, связанные с двигателем, которые кажутся довольно сложными. И не каждый осмелится выполнить их своими руками. Замена седла клапана может быть выполнена по его номеру. Это не простая процедура, поэтому необходимо тщательно подготовиться, изучить инструкции и рекомендации, и только потом приступать к ремонту.
Что это такое и зачем нужны сёдла
Седло клапана представляет собой кольцо малого диаметра, характеризующееся наличием фаски на внутренней поверхности. Он расположен в отверстии головки блока цилиндров двигателя, предназначенном для клапанов двигателя, необходимых для перегонки воздушно-топливной смеси и отработавших газов.
Этот компонент запрессовывается на заводе при сборке двигателя внутреннего сгорания.
Однако существуют различные материалы, используемые для изготовления специальных седел клапанов:
- медь;
- чугун;
- стеллит;
- хром;
- бериллий;
- никелевый сплав;
- кобальт;
- порошковый металл и так далее.
Такой компонент выполняет несколько функций одновременно. В частности:
- обеспечивает герметичность отверстий;
- передаёт излишки вырабатываемого тепла к ГБЦ;
- обеспечивает нужный приток воздуха при открытом состоянии механизма.
Замена компонента необходима, когда сиденье уже не может быть восстановлено. Если место больше не нужно, его также нельзя вернуть. Эта реставрация осуществляется механическим способом.
Замена является единственной альтернативой, если седло клапана сильно изношено или сгорело, или если оно уже подвергалось поверхностной обработке.
В этом случае восстановление уже невозможно. Износ слишком сильный. Однако этот компонент можно полностью заменить вручную.
В таких случаях может быть проведен ремонт:
- прогорела тарелка;
- проводилась замена направляющих втулок;
- наблюдается умеренный естественный износ без сильных деформаций;
- нарушена герметичность контакта между тарелкой и кольцом.
Если позволяет ситуация, ремонт выполняется специальными фрезами для работы на дому. Также может пригодиться сварочный аппарат или достаточно мощная горелка. Также вооружитесь набором гаечных ключей, лакокрасочным составом и дрелью. Вам также потребуется разобрать и снять головку блока цилиндров. Не каждый владелец автомобиля решается на это.
Процедура замены
Клапаны, как и седла, подвергаются сильным термическим нагрузкам. В результате в процессе эксплуатации у них постепенно появляются различные дефекты. К ним относятся провалы, судороги, трещины и так далее. Кроме того, инородные тела могут проникнуть в двигатель внутреннего сгорания и повредить сиденья. Этот вариант также нельзя исключать.
При перегреве головки блока цилиндров часто нарушается соосность седла и направляющей клапана. В результате требуемая герметичность не обеспечивается.
Сиденье изнашивается неравномерно. Процесс происходит вдоль оси кулачка. В результате сиденье становится овальным и теряет свою первоначальную круглую форму.
Эти дефекты устраняются с помощью заусенцев, резцов и фрез. Затем следует уборка. У них есть специальные станки, с помощью которых выпрямление сиденья может быть выполнено быстро и за одну операцию. После этого даже нет необходимости его повторять. Однако в мастерской владельца автомобиля такого оборудования нет. Поэтому приходится прибегать к альтернативным методам.
Если износ седла действительно большой и выпрямление не помогает, остается один вариант. Она заключается в замене компонента. Устанавливается новое седло, обрабатывается, а затем на клапане снимается фаска.
Читайте также: Правильная зарядка кальциевого аккумулятора
Весь процесс замены условно делится на несколько этапов:
- удаление старого седла;
- подготовка новой детали;
- установка;
- финишная обработка и подгонка под клапан.
Как правильно производится замена, прирезка и обработка седел клапанов
Седло клапана представляет собой небольшое кольцо с фаской на внутренней поверхности.
Он вставляется в отверстия в головке цилиндра, предназначенные для установки клапанов и прохождения воздушно-топливной смеси и отработавших газов. Порт впрессовывается в головку блока цилиндров на заводе.
Он выполняет следующие функции:
- герметичность отверстия;
- передает излишки тепла к ГБЦ;
- обеспечивает необходимый приток воздуха, когда механизм открыт.
Замена седла клапана необходима, когда его герметичность не может быть восстановлена механической обработкой (многократная предыдущая обработка, взрыв, сильный износ). Это можно сделать вручную.
Компонент может быть отремонтирован путем:
- прогаре тарелки;
- после замены направляющих втулок;
- при умеренной степени естественного износа;
- при нарушении герметичности соединения кольца с тарелкой.
Изношенные и поврежденные сиденья можно отремонтировать в домашних условиях с помощью фрезы. Другие инструменты, которые могут понадобиться, включают сварочный аппарат или мощную газовую горелку, простой набор гаечных ключей, необходимых для разборки и снятия головки цилиндра, состав для нанесения покрытия и дрель.
Замена седел
Процесс замены состоит из двух основных операций: удаление старых деталей и установка новых.
Удаление старых посадочных элементов
Замена седел клапанов производится при снятой головке блока цилиндров и демонтированной клапанной системе. Старый вкладыш можно удалить с помощью сварочного аппарата, если материал вкладыша позволяет это сделать.
Для проведения процедуры изготавливается приспособление для удаления седла клапана, для чего берется старый, ненужный клапан и шлифуется тарелка клапана до внутреннего диаметра седла.
Затем инструмент вдавливается в посадочное место за 2-3 мм до наконечника и «приклеивается» в 2-3 местах сваркой. Затем клапан вводится вместе с металлическим кольцом с противоположной стороны.
Это важно: процесс сварки может вызвать некоторую деформацию сиденья. В этом случае стандартные сиденья закреплены лишь слабо, что может привести к их самопроизвольному ослаблению во время работы двигателя. Необходимы втулки большего диаметра, которые не выпускаются серийно, а изготавливаются на заказ.
Седло клапана, изготовленное из несвариваемых металлов, можно снять, ввернув в седло клапана кусок трубы, используемый в качестве съемника седла клапана. Для этого на внутренней поверхности втулки нарезается резьба. Аналогичная резьба должна быть выполнена на внешней поверхности металлической трубы подходящего диаметра.
Старый клапан удаляется и приваривается к торцу трубы в обратном положении. Ножка клапана вставляется в предусмотренное отверстие, труба вкручивается в резьбу, а затем элемент извлекается постукиванием по ножке.
Монтаж новых седел
Сиденья очищаются от грязи перед установкой новых сидений. Затем головка цилиндра должна быть равномерно нагрета до температуры более 100˚C. Это заставляет металл расширяться, чтобы кольцо можно было сжать.
Собираемая деталь охлаждается жидким азотом. Если это невозможно, можно использовать комбинацию льда и ацетона, чтобы снизить температуру металла д о-70˚C. Компоненты должны быть подобраны таким образом, чтобы разница между диаметром седла и втулки не превышала 0,05-0,09 мм, когда компоненты холодные. Седло клапана сжимается с помощью специального шпинделя или куска трубы подходящего диаметра. Деталь должна быть прижата к седлу с небольшим усилием. Важно, чтобы кольцо было расположено правильно.
После сжатия и остывания головки блока цилиндров следует проверить деталь на ослабление. Если люфт отсутствует и замененный элемент плотно сидит на своем месте, процесс замены завершен. Следующим шагом будет переточка седел клапанов с помощью борфрез.
Это важно: при стандартной процедуре замены клапаны всех клапанов устанавливаются довольно высоко. Однако некоторые эксперты рекомендуют обрабатывать фаски так, чтобы выпускные клапаны сидели немного ниже, чем обычно. Седло впускного клапана остается в своем нормальном положении.
Ремонт седел
Седла клапанов можно отремонтировать, если они физически изношены и поддон не прилегает к седлу должным образом.
Для восстановления геометрии втулки используются конусы седла клапана, представляющие собой ряд фрез, с помощью которых можно создать необходимые углы.
Стержни можно использовать в сочетании со специальным оборудованием. Однако это дорого. Поэтому в домашних условиях используется трещоточный ключ с удлинителем. Правильно обработанные стойки имеют угол 30˚, 60˚ и 45˚. Седла клапанов обрабатываются для изготовления каждого седла клапана с правильной фрезеровкой.
Шлифовка седел клапанов не требует нагрева или другой обработки. Обработка производится «сухим» способом. Во время нанесения покрытия необходимо использовать специальное средство для нанесения покрытия. Для достижения наилучших результатов рекомендуется вставлять новые седла вручную, а не с помощью дрели. Другой вид ремонта — шлифовка посадочных мест для ремонта. Для этого седла удаляются по описанному выше алгоритму, а посадочные места заново шлифуются специальным режущим инструментом. Размер места ремонта должен быть на 0,01-0,02 см меньше, чем размер вставки. Сборка производится после нагрева головки цилиндра и остывания собираемых деталей.
Правильное сверление выполняется на свой страх и риск. Однако, учитывая сложность процедуры и требуемую высокую точность, лучше поручить эту работу квалифицированному автосервису или ремонтнику.