Почему не крутит стартер — причины неисправностей, что делать, если не заводится машина. Что делать если стартер не крутит

Стартер
Что делать если стартер не крутит - Проскальзывает стартер при запуске – поломка зубьев бендикса или венца маховика – что делать? Подгорели контактные пятаки во втягивающем реле. Плохой контакт в замке зажигания Не заводится машина: стартер не крутит из-за разряженного АКБ Признаки неисправности стартера

Стартер не крутит коленвал в результате повышенного электрического сопротивления в месте, где образовался оксидный слой. Несмотря на то, что при наличии такой поломки часто невозможно завести двигатель, устранение неисправности возможно без финансовых затрат (при самостоятельной очистке контактов).

Стартер щелкает, но не крутит, в чем причина?

Добрый день. Многим автолюбителям знакома ситуация, когда стартер щелкает, но не крутит. Как на зло, такие ситуации происходят в самый неудобный момент, например, на заправках или при выезде на работу.

В сегодняшней статье, мы расскажем как определить неисправность и, если это возможно, завести автомобиль, чтобы доехать до места ремонта.

Прежде чем рассказывать алгоритм поиска неисправности, давайте рассмотрим устройство стартера. Для наглядности посмотрите это видео:

Как видите стартер представляет собой обычный двигатель постоянного тока и реле. Когда вы поворачиваете ключ в замке зажигания и слышите щелчок, щелкает именно втягивающее реле (катушка и контакты в верхней части экрана на видео). Если стартер не вращается, но щёлкает возможны следующие варианты:

  • сел аккумулятор.
  • отказало реле включения стартера
  • подгорели контактные пятаки во втягивающем реле.
  • износились щетки стартера.
  • якорь стартера заклинил.
  • на стартер не подается силовой плюс (т.к. если нет массы не будет даже щелчков втягивающего)

Ниже мы разберем каждую из этих неисправностей подробно, и расскажем, при каких неисправностях получится завести автомобиль, на месте, при помощи имеющегося стартера, чтобы доехать до сервиса.

Сильно разряжен аккумулятор — самая частая причина щелчков при повороте ключа зажигания.

Выглядит эта неисправность вот так:

В нашем видео видно, что старте, сначала, стартер еле еле крутит двигатель, а потом просто трещит…. При сильном разряде аккумулятора стартер даже не попытается провернуть двигатель а сразу издаст противные щелчки.

Дело в том, что напряжения батареи не хватает даже для срабатывания втягивающего реле!

Варианты решения проблемы:

  • прикурить от другого автомобиля (про это у нас на сайте есть отдельная статья).
  • завести автомобиль с толкача/буксира (если он с МКПП).
  • снять и зарядить аккумулятор.

Отказ реле стартера.

Отказ реле проявляется в виде тихого щелчка при повороте ключа.

В этом случае можно завести машину при помощи простой отвертки. Делается это вот так:

Внимание! Если вы не уверены в своих силах, не стоит это делать. Лучше обратиться к специалистам или вызвать эвакуатор. Если допустить ошибку при таком запуске, возможно непроизвольное движение автомобиля или возгорание вследствие короткого замыкания.

Автомобиль с механической коробкой передач:

  • ставим на стояночный тормоз.
  • включаем нейтральную передачу.
  • открываем капот и готовим плоскую отвертку.
  • поворачиваем ключ в замке зажигания в положение зажигание включено.
  • при помощи отвертки замыкаем два контакта на втягивающем реле ( как на видео).
  • после запуска двигателя убираем отвертку и едем до места ремонта.

Автомобиль с автоматической (+вариатор и робот) коробкой передач:

  • устанавливаем автомобильный стояночный тормоз (для робота и вариатора).
  • открываем капот и готовим отвертку (возможно две).
  • включаем зажигание в положение включено, нажимаем тормоз, переводим селектор выбора передач в положение паркинг (Р).
  • при помощи отвертки замыкаем два контакта на втягивающем реле ( как на видео).
  • после запуска двигателя убираем отвертку и едем до места ремонта.

Конкретная диагностика неисправности стартера — задача опытного механика. Однако есть несколько заметных симптомов, которые должны заставить обычного пользователя посетить гараж.

Устройство автомобильного стартера

Чтобы понять работу стартера и иметь возможность починить его самостоятельно, нужно знать устройство и принцип работы. Стартер представляет собой электрический мотор, имеющий втягивающее реле, которое включает и отключает его. Важной деталью является бендикс, который входит в зацепление с маховиком и крутит мотор через него.

Типовая конструкция всех электростартеров включает в себя ротор, размещенный в корпусе. В корпусе так же располагается статор и магниты. Сзади автостартера содержится блок со скользящими «щетками» и подшипник в крышке. Впереди обычно стоит редуктор (иногда его нет), передвижной бендикс и еще одна крышка с подшипником. Сверху автостартера находится реле втягивания, соединенное посредством вилки с включающим приводом.

Работа электростартера происходит в три шага:

  1. Когда ключ повернут в зажигании, подается питание к реле, управляющему работой автостартера, оттуда на реле втягивания. Втягивание штока вызывает смещение вилкой бендикса вперед, он входит в зацепление с зубчатым венчиком на маховике;
  2. Подается питание к щеточному узлу электростартера, начинает крутиться ротор, а через него бендикс с маховиком двигателя;
  3. После того как мотор завелся и сам начал крутиться коленвал, возрастают обороты, происходить срабатывание обгонной муфты, и бендикс выходит из зацепления с маховиком, чтобы не сломался автостартер;

Когда ключи возвращаются в первоначальное состояние, отключается питание электростартера, его детали перестают крутиться.

Как понять, что не включается стартер?

Определить, что не работает именно электростартер, можно после поворота ключа в зажигании – панель с приборами светится, насос топлива зажужжал, далее вас могут ожидать пять вариантов событий:

  1. Поворачиваете ключ зажигания и ничего не происходит – полная тишина в подкапотном пространстве, нет щелчков, жужжания автостартера, контрольные лампы притухают;
  2. Слышится только громкое щелканье, автостартер не жужжит, не крутит, панель приборов отзывается потускнением освещения;
  3. Лампочки приборной панели гаснут, пощелкивает втягивающее, слышится звук «вок-вок» – электростартер пытается крутить движок, только короткими интервалами и медленно, мотор от этого не запускается;
  4. Помимо щелканья, раздается скрежетание либо постукивание, начинает пахнуть паленой проводкой, маховик дернулся несколько раз и далее тишина;
  5. Отчетливо щелкает реле, автостартер пытается крутить маховик, но происходит это слишком громко, со скрипом, свистом визгом либо треском, а маховик при этом не двигается, либо крутится очень слабо;

Почему не срабатывает стартер при запуске двигателя

Рассмотрим возможные причины такой неисправности:

Причины первого события (полная тишина) – обозначает что нет питания в цепи автомобиля на участке аккумулятор — клемма на автостартере. Нет контакта, вышло из строя управляющее реле или предохранитель, износ щеток, отказ втягивающего реле;

Причины второго события (не срабатывает стартер, слышны только щелчки) – слабый контакт с «пятками» электростартера либо в управляющей цепи. Возможно короткое замыкание витков обмотки, износ либо перекос втулок. У электромотора не хватает сил крутить бендикс;

Причины третьего события (лампы гаснут, старте еле крутит) – заряд аккумулятора слишком слаб либо плохой контакт (отсутствие контакта) с массой (землей). От этого не заводится машина и не проворачивается стартер. Возможно, неполадка кроется в работе мотора (заклинил генератор, слишком густое масло и прочие);

Причинами четвертого события (скрежет, паленая изоляция) являются внутренние поломки электростартера. Возможно отпали магниты, раскрошились или стерлись щетки, разрушен подшипник;

Причины пятого события (шумно работает стартер, не прокручивает двигатель) – вероятно сломан бендикс (слизанные либо выкрошенные зубцы, муфта выходит не полностью – едва достает до зубцов маховика), не исключено повреждение зубцов венца маховика;

Контакты окислились

Это одна их наиболее распространенных неполадок. При этом стартер жужжит, но не крутит мотор, либо крутит слишком слабо и медленно. От влаги (конденсата) клеммы могут замокнуть. Происходит постепенное окисление клемм аккумулятора, реле втягивания и провода идущего к массе мотора. Возникает оксидная пленка, которая повышает сопротивление прохождению тока и нарушат контакт. Падает сила тока, которая подается к автостартеру, ее недостаточно, чтобы прокрутить мотор. Постепенно контакт пропадает полностью.

не крутит стартер

Щеточный узел изношен

Когда щетки износились до предела, зажигание включается, а стартер не крутит. Щелчки сообщают о срабатывании втягивающего реле – значит контакт в цепи питания и управления есть, реле в рабочем состоянии. Щетки – расходный материал, они постепенно стираются при эксплуатации электростартера и перестают прилегать к коллектору на роторе, передача тока к ротору прекращается.

Проверка щеток выполняется подачей тока мимо реле управления. Второй вариант – перемкнуть контакты реле на автостартере с помощью отвертки. Если электростартер не будет крутиться, поломку следует искать среди обмоток якоря, статора или щеточном узле;

не крутит стартер

Нарушена управляющая цепь

При появлении неполадок в управляющей цепи — не реагирует стартер на ключ зажигания, не жужжит, не стучит, не щелкает, не крутит, просто тишина. Проблема довольно редкая, однако ее нужно тоже проверить. Проверке подлежат: управляющее реле, замки зажигания и проводка на предмет обрывов или отсутствие контакта.

Разряжен аккумулятор

Это одна из наиболее распространенных проблем — нет питания на стартере, вот он и не сработал. Может не крутить совсем или крутить очень вяло. Проблема случается в холодный период, когда требуется больше силы тока на запуск мотора, а старый аккумулятор, которого хватало летом, уже не тянет. Стоит проверить ток зарядки, идущий от генератора, возможно, накрылся электрогенератор. Часто водители забывают выключить фары или магнитолу в салоне.

Проявляется такая поломка в сильном жужжании стартера, но отсутствии зацепления с контактной деталью. В иных случаях наблюдается кратковременное прокручивание коленвала, но затем детали произвольно разъединяются.

Что делать, если стартер не крутит двигатель от замка зажигания

Если проблемы со стартером дали о себе знать в дороге, то можно попытаться завести машину передачей крутящего момента от колес. Если автомобиль оснащается механической коробкой передач и стоит на уклоне, то достаточно отключить ручной тормоз, а набрав скорость около 20 км/ч включить вторую передачу при включенном зажигании. На ровной трассе можно воспользоваться помощью других водителей, чтобы методом буксировки на гибкой сцепке набрать необходимую для запуска скорость движения машины.

Автомобили с автоматической коробкой передач таким образом запустить не получится. Исключением из этого правила являются только некоторые модели иномарок, выпущенные в 80 – 90 годы прошлого века.

Если стартер не крутит коленвал и автомобиль находится в гараже или на стояночном месте, то следует как можно скорее выяснить причину неработоспособности электромотора пускового устройства.

Не крутит стартер

Частые причины неисправности стартера на популярных автомобилях

Есть несколько наиболее распространенных причин неработоспособности стартера, исключить которые следует в первую очередь, если эта деталь не крутит двигатель. Большая часть диагностических операций не требует применения специальных инструментов и приборов.

Причиной отсутствия вращения электродвигателя может являться перегоревшая обмотка стартера, а также подгоревшие контакты электромагнитного реле. При полностью севшей батарее завести автомобиль также не получится.

Если электродвигатель работает, но стартер залипает, то следует проверить механическую часть устройства. Для этой цели может потребоваться частичная разборка узла, но в большинстве случаев достаточно демонтировать только пусковое устройство.

Когда втягивающее реле не щелкает, причину следует искать в проводке либо в обмотке электромагнита устройства. Для этих целей потребуется использовать простой прибор для измерения сопротивления.

Оцените статью