При этом по внешним признакам такая утечка во многих случаях похожа на течь прокладки головки, хотя масло на самом деле вытекает через прокладку коллектора. Во время проведения диагностики этот факт нужно учитывать, рекомендуется отдельно проверять данный элемент.
Течь масла из под клапанной крышки: причины и решение проблемы
Рано или поздно в жизни каждого автомобилиста наступает момент, когда во время работы двигателя появляются различные неисправности. Одной из самых распространённых проблем является течь масла из-под клапанной крышки. Клапанная крышка не является ключевым элементом мотора, но иногда она приносит немало проблем. Почему крышка пропускает масло и как с этим бороться?
Автомобильное масло – одно из главных составляющих стабильной и долговременной работы силового агрегата. В системе двигателя включено большое количество различных крышек, поддонов, чтобы смазывающее вещество сохранялось внутри. Именно одним из таких элементов, сохраняющим масло, является клапанная крышка. Она устанавливается на головке блока цилиндра. Отсюда вытекает её прямое предназначение – герметизация ГРМ. Именно за счет крышки каждый водитель может быть уверен, что никакая пыль и влага не попадёт внутрь мотора.
Течь масла может происходить по многим причинам. Иногда смазывающее вещество просачивается в месте соединения головки блока и крышки, встречаются случаи, когда масло течет в месте крепления болтов. В любом случае, если вы обнаружили следы вещества, то обратите внимание на следующие детали и элементы, которые зачастую и становятся причиной:
Прокладка – с этим элементом зачастую и связаны все причины течи масла. Прокладка изготавливается из резины. Этот уплотнитель постоянно нагревается в ходе работы мотора и остывает, когда двигатель глушат. Вполне естественно, что температурные воздействия на прокладку не придают ей прочности, а наоборот, образовывают в её структуре трещины. Со временем уплотнитель теряет свою эластичность, перестаёт плотно прилегать к поверхности крышки, что и становится причиной течи масла.
Но не всегда сбой даёт только прокладка. Сегодня под капотом многих современных автомобилей можно встретить клапанную крышку из пластика. Её довольно легко повредить, также во время зимних морозов она может лопнуть. Болты и любые другие крепёжные элементы весьма часто становятся проблемным местом. Достаточно просто не затянуть болт – будет сочиться масло. Обязательно стоит проверять все шпильки и болты, так как их можно сломать, если переусердствовать при затяжке.
Высокое давление в смазочной системе
Если все вышеназванные причины довольно просты и безобидны, то вот высокое давление в системе смазки мотора уже является свидетельством наличия куда более серьёзных неисправностей. В таком случае без комплексного и полного осмотра автомобиля не обойтись. Большинство автомобилистов знают, что загорающаяся лампочка давления масла на панели приборов свидетельствует о низком давлении в системе. Если же эта характеристика наоборот будет слишком высокой – водителю об этом никак не узнать. Единственным решением становится саморучное измерение.
Используйте жидкостной манометр, но, прежде чем переходить непосредственно к измерению давления, узнайте, какой показатель считается нормой для конкретного двигателя. Узнать норму давления можно в инструкции по эксплуатации. Высокое давление – проблема, которую необходимо срочно решать. Но, прежде чем исправить ситуацию, необходимо знать причины, по которым данный параметр мог резко подскочить. Причины могут быть следующие:
- Некорректная работа вентиляции картерных газов. В этом случае накапливающиеся газы становятся причиной роста этого параметра. Давление буквально выталкивает масло из-под клапанной крышки.
- Забитые каналы масляной системы также становятся причиной увеличения давления.
- Использование масла большой вязкости и увеличение его уровня – всё это может послужить тому, что смазывающее вещество будет просачиваться из-под крышки.
Как только причина была обнаружена, можно переходить к стадии её эффективного устранения.
Своевременное обнаружение течи позволит обойтись ее устранением и поверхностной очисткой двигателя. Если масло обильно течет, есть риск не успеть вовремя восполнить его уровень в двигателе, что приведет к поломке мотора и более серьезному ремонту.
Последствия
Небольшие зоны масляного запотевания вокруг крышки ГБЦ встречаются на многих авто с пробегом и не представляют угрозы. В случае обильной течи масла из-под клапанной крышки главная опасность – попадание смазки на раскаленный выпускной коллектор. При этом в салоне будет слышен запах горелого масла и существует риск возгорания автомобиля.
Места протечки масла быстро собирают пыль. Поэтому при длительной эксплуатации авто с течью из-под клапанки, двигатель покрывается плотным грязевым «одеялом». В жаркое время года это повышает нагрузку на систему охлаждения двигателя. В случае ее низкой эффективности, к примеру, вследствие уменьшившейся теплоотдачи из-за внутреннего или внешнего загрязнения, вы рискуете перегреть двигатель. Очевиден и тот факт, что утечка масла из-под крышки клапанов приводит к повышенному расходу смазки.
Герметик вместо резиновой прокладки
В конструкции ГБЦ и клапанной крышки некоторых авто вместо резиновой прокладки используется анаэробный герметик. Нашим автолюбителям технология известна по 16-клапанному двигателю, впервые установленном на ВАЗ 2112. В нем крышка клапанов представляет собой единую деталь с верхней постелью распредвалов. Благодаря своим физико-химическим свойствам, анаэробные составы стойко переносят высокие температурные нагрузки и вибрации. Но двигатели такой конструкции нуждаются и в периодическом переуплотнении верхней постели распределительных валов. Чтобы надолго устранить течь в системе смазки, учитывайте следующее:
- нельзя наносить вместо анаэробного состава специальные герметики на силиконовой основе;
- зона нанесения состава строго ограничена;
- соблюдайте последовательность и момент затяжки болтов. Это важно и для герметичности соединения, и для соблюдения геометрии постели распределительных валов;
- тщательно обезжирьте поверхность и очистите остатки старого герметика. Для этих целей отлично подойдет скотч-брайт, смоченный в 647 растворителе;
- если температура привалочных плоскостей ниже 5°С, перед нанесением некоторых герметиков рекомендуется применение состава для предварительной активации поверхности и увеличении адгезии;
- скорость полимеризации зависит от зазора между привалочными плоскостями и может длиться от 1 до 24 часов. Поскольку вы не сможете проверить зазор между постелью и ГБЦ, не заводите автомобиль после установки крышки как минимум 12-16 часов.
Главной задачей крышки клапанов является герметизация ГРМ, что позволяет избежать разбрызгивания смазки и предотвратить попадание грязи и влаги внутрь двигателя. Также снятие крышки обеспечивает возможность быстрого получения доступа к некоторым элементам газораспределительного механизма без необходимости снимать ГБЦ целиком.
Полезные советы и рекомендации
- Следует помнить, что качественное устранение течи масла из-под клапанной крышки предполагает правильный выбор прокладки под клапанную крышку. Для этого оптимально приобретать оригинальные изделия или высококачественные рекомендуемые аналоги известных производителей.
- Перед покупкой прокладку следует внимательно осмотреть, проверить на эластичность, убедиться в отсутствии наплывов и других дефектов. Элемент не должен быть твердым и пересушенным, не допускается наличие даже мельчайших трещин.
- Что касается автомобилей, в которых клапанная крышка ставится на герметик, следует использовать только рекомендуемые или проверенные составы для герметизации. При этом обязательно необходимо в точности соблюдать технологию нанесения.
Еще следует отметить, что нанесение дополнительного слоя герметика на резиновую прокладку является распространенной практикой, при этом имеется большое количество как сторонников, так и противников данного способа.
Что в итоге
С учетом приведенной выше информации, а также особенностей работы системы смазки двигателя, необходимо соблюдать несколько базовых правил для продления срока службы прокладок и предотвращения течей масла.
Прежде всего, масло в двигателе и масляный фильтр нужно менять своевременно, не превышая межсервисного интервала замены. В двигатель следует заливать только те масла, которые рекомендованы заводом-изготовителем ДВС и являются качественным продуктом. При этом важно учитывать не только базовые параметры, но и вязкость, а также индивидуальные условия эксплуатации (сезонность, режимы работы мотора, нагрузки и т.д.)
Помните, перегревы двигателя приводит к тому, что нарушается геометрия клапанной крышки и ГБЦ, дефекты могут возникнуть на самом блоке цилиндров и т.д. От значительного повышения температуры из строя выходит прокладка крышки клапанов, погорает прокладка головки блока цилиндров.
В процессе подбора прокладок необходимо приобретать качественные изделия, а также соблюдать рекомендации по установке (размещение прокладки, момент затяжки болтов клапанной крышки). Если используется герметик, нужно также придерживаться рекомендуемой технологии его нанесения.
Во время проведения планового ТО следует уделять внимание состоянию и работоспособности системы вентиляции картера двигателя. Периодическая очистка позволяет избежать возможных проблем, которые приводят к росту давления внутри ДВС.
Когда и почему возникает необходимость замены прокладки крышки клапанов. Как заменить покладку клапанной крышки своими руками. Советы и рекомендции.
Назначение и принцип работы сапуна. Для чего сапуны устанавливаются на ДВС, КПП и мосты. Когда необходимо чистить сапун, полезные советы и рекомендации.
Виды герметиков для двигателя автомобиля: анаэробные, силиконовые, ремнотные. Принцип дейсвтия, отличия, сферы применения. Как выбрать лучший герметик.
Гидрокомпенсаторы : что это такое, какую функцию выполняют, неисправности гидрокомпенсатора и симптомы. Ремонт и промывка гидрокомпенсаторов своими руками.
Как самому определить прогар клапана двигателя. Основные симптомы погоревшего клапана, точное выяснение причин троения мотора. Диагностика, полезные советы.
Что такое сальники клапанов (маслосъемные колпачки).По каким признакам можно определить необходимость замены, как самому поменять сальники клапанов.
Нужно отметить, что в обязательном порядке, между клапанной крышкой и головкой блока прокладывается прокладка. Также сверху располагается крышка для залива масла в двигатель, ведь именно через нее добавляется смазка внутрь (при доливке или смене).
«Сопливит» пластиковая крышка клапанов
В случае с пластиковой крышкой дополнительно стоит оценить степень ее прилегания к двигателю по плоскости. Достаточно часто она не полностью прилегает и вследствие этого появляется течь. При таких обстоятельствах не помогает ни замена прокладки, ни герметик, ни протяжка. Более того, иногда не решает проблемы даже покупка новой пластиковой клапанной крышки.
Качественным решением проблемы является замена пластика на железо. Если такой возможности нет, то необходимо модифицировать конструкцию по одному из двух путей:
- Удалить стальные гильзы, установленные в бобышках клапанной крышки в местах крепления болтов.
- Снять гильзы, укоротить их с помощью болгарки или на точиле и установить обратно. Важно, чтобы высота всех гильз в итоге была одинаковой.
Когда масло течет из-за плохой вентиляции картера, следует прочищать забитые каналы. Вентиляционная система имеет разную конструкцию в зависимости от модели двигателя, прежде чем приступить к прочистке, следует выяснить, где эти каналы находится.
Основные причины течи
Вот мы и подобрались к основным причинам, ребята сразу скажу их не много! Я бы даже сказал всего три:
- Прокладка
- Сама клапанная крышка
- Шпильки, болты, гайки
- Масленая крышка
Только по эти причинам может происходить течь, она конечно не интенсивная, но либо тут, либо так сверху можно видеть подтеки, которые еще и покрываются пылью и грязью! По своему опыту скажу — напрягает жутко. НУ что же давайте подробнее разберем каждую из проблем.
Прокладка
Это самая распространенная причина течи масла. Обычно она резиновая, реже встречается пробковая. Резиновый вариант, со временем рассыхается от высоких температур, и просто трескается. А если появилась трещинка, то значит — появится и течь. Банально просто нужно заменить прокладку.
Также хочется отметить то, что сейчас на рынке очень много подделок, именно резиновых, даже если вы купили новую, не факт что она будет качественная. ПОЭТОМУ я всем советую, брать пробковые варианты. Это специальный материал – ПРОБКА, она более устойчива к температурам и служит дольше. Если есть возможность купить именно такую – БЕРИТЕ, это мой вам совет.
Если найти такой вариант не возможно – есть маленькая хитрость. В гаражах, еще на старых ВАЗ, мужики устанавливали две прокладки под клапанную крышку, таким образом «подушка» получалась больше и она препятствовала течи масла. Советовать буду только на наши ВАЗ, ибо на иномарках ни разу не пробовал.