В этих случаях ЭБУ не видит в системе ДТОЖ, поэтому обращает внимание водителя знаком «Check Engine» на приборной панели. В этом случае эксплуатация автомобиля становится необычной:
Проверяем работу датчика температуры охлаждающей жидкости на ВАЗ-2114?
ДТОЖ является одним из четырнадцатых датчиков, правильная работа которого напрямую влияет на возможность нормальной эксплуатации автомобиля.
Из этой статьи вы узнаете, почему так важен датчик температуры охлаждающей жидкости, какие неисправности могут возникать при его работе, и по каким признакам определить неисправный прибор, а также технология демонтажа и установки нового датчика на ВАЗ 2114 рассмотреть подробно.
Принцип работы
Механизм работы датчика температуры в семействе ВАЗ 2110–2112 основан на изменении параметров сопротивления в зависимости от температуры окружающей среды t°С. По сути, мы имеем электронный резистор с отрицательным температурным коэффициентом. То есть чем ниже t°С, тем выше сопротивление устройства, и наоборот.
Таблица 1. Рабочие температуры и параметры ДТОЖ
Читайте также: Установка электробензонасоса геп-02а на любой карбюратор. + реальный пользовательский опыт
Отображаемые значения можно использовать для проверки датчика тестером. Подробнее об этом ниже.
Какую функцию выполняет ДТОЖ в системе ЭБУ
Демпфера (всасывания) на инжекторных машинах нет. Теперь топливо обогащает или обедняет блок управления по значениям t°C, поступающим от ДТОЖ. Кроме того, главный контроллер следит за рабочей температурой двигателя и дает команду на включение вентилятора в случае перегрева.
После снятия датчика визуально осмотрите его на наличие повреждений или коррозии. Самый простой способ проверить ДТОЖ — заменить его на заведомо исправный.
Как работает датчик температуры ОЖ
Прежде чем перейти к обсуждению того, как проверить датчик температуры охлаждающей жидкости, необходимо кратко остановиться на признаках его неисправности и понять, как он работает. Это поможет определить диагноз. Как упоминалось выше, датчик температуры охлаждающей жидкости (иногда называемый просто датчиком температуры двигателя) представляет собой термистор, резистор, который изменяет свое сопротивление в зависимости от изменений температуры, особенно охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя. Соответствующее значение сопротивления и его изменение задает электронный блок управления двигателем (сокращенно ЭБУ), на основании чего он выдает соответствующие команды.
На основании информации с датчика температуры охлаждающей жидкости ЭБУ устанавливает необходимое количество ступеней регулятора холостого хода (IAC) при запуске, регулируя таким образом подачу топлива. Такой термистор имеет так называемый «отрицательный температурный коэффициент». Это означает, что при холодной температуре большое значение имеет его электрическое сопротивление, а при нагреве чувствительного элемента это сопротивление падает.
Управление датчиком осуществляется путем подачи на него электрического сигнала постоянным напряжением 5 вольт от электронного блока управления через резистор с постоянным сопротивлением, который находится внутри контроллера управления. Следовательно, блок управления вычисляет температуру охлаждающей жидкости по падению напряжения на датчике, который, как было сказано выше, имеет переменное сопротивление. На холодном двигателе падение напряжения будет больше, соответственно на горячем — меньше. Причем на холодном двигателе напряжение на датчике будет выше, а на горячем — ниже.
Признаки выхода из строя датчика ОЖ
Ряд признаков укажет на необходимость проверки датчика температуры охлаждающей жидкости. Однако здесь стоит отметить, что перечисленные ниже ситуации могут быть признаками неисправности двигателя другого автомобиля, поэтому для получения точного результата необходимо провести дополнительную диагностику. Итак, к признакам поломки датчика температуры охлаждающей жидкости относятся:
- Активация контрольной лампы на панели Check Engine. Однако она может активироваться и при других поломках, поэтому нужно сделать дополнительное сканирование кода ошибки.
- Более высокий расход топлива. Это связано с тем, что электронный блок управления получает неверную информацию и, следовательно, он также не может точно определить, сколько топлива необходимо не только для создания оптимальной топливовоздушной смеси, но и для поддержания температуры двигателя нормальный диапазон (который не является чрезвычайной ситуацией.
- Нестабильная работа двигателя. В частности, его нестабильная работа на холостом ходу, затрудненный запуск (особенно в холодное время года), самопроизвольное глохание на малых оборотах.
- Двигатель останавливается «на горячую». То есть он может внезапно остановиться при достижении критической температуры теплоносителя. Также это не зависит от того, какой тип охлаждающей жидкости был залит в систему (в частности, заводской антифриз или обычная вода).
- Проблемы с работой вентилятора охлаждения радиатора. Это может проявляться по-разному. В одних случаях вентилятор вообще не включается, в других не включается в аварийном режиме, в третьих не выключается даже при остывании двигателя. При отключении датчика температуры охлаждающей жидкости электронный блок управления воспринимает это как обрыв цепи в датчике и принудительно включает вентилятор. В любом случае для получения точной картины необходимо провести дополнительную диагностику датчика и/или термостата.
В связи с тем, что указанный датчик имеет достаточно простое устройство и, в большинстве случаев, неразборный корпус, при выходе из строя его необходимо заменить. Это касается почти всех машин, на которых установлено это устройство.
Прежде чем приступить непосредственно к процессу замены, необходимо разобраться в самой конструкции системы охлаждения и расположении датчика в основном силовом агрегате:
Причины и признаки неисправности
Мастера сервисных мастерских говорят, что в 90% случаев выход из строя датчика температуры на ВАЗ и других марках автомобилей происходит по естественным причинам. Чаще всего происходит обрыв внутренних контактов резистора. В результате ДТОЖ выдает на ЭБУ неверные параметры, например, t° запуска двигателя в пределах 0°С. Блок управления считает двигатель холодным и дает команду другому датчику, ДМРВ, на уменьшение подачи воздуха, т.е обогатить смесь. Поэтому горячий двигатель начинает странно работать, «возбужденный» отказом. Вот 3 самые распространенные причины некорректной работы ДТОЖ:
- Сломана пломба корпуса датчика.
- Произошел обрыв электрических кабелей.
- Блок питания пропал.
В этих случаях ЭБУ не видит в системе ДТОЖ, поэтому обращает внимание водителя знаком «Check Engine» на приборной панели. В этом случае эксплуатация автомобиля становится необычной:
- двигатель с трудом запускается и пытается заглохнуть;
- плавают обороты даже на горячем двигателе;
- чувствуется сильная детонация;
- потерял власть.
Кроме того, увеличивается расход топлива и из выхлопной трубы идет темный дым. Необходимо поставить диагноз. Для этого можно отправиться в автосервис или установить на смартфон специальное приложение и приобрести Bluetooth-адаптер.
Где стоит ДТОЖ
Все переднеприводные автомобили ВАЗ получили поперечную установку ДВС. Если посмотреть вниз между головкой блока и корпусом воздухоочистителя, то можно увидеть расположение ДТОЖ. Он встроен в патрубок фланца охлаждающей жидкости и обращен по направлению движения, т е к радиатору. К нему подключено два провода. (Чуть ниже, прямо на блоке, есть еще один датчик температуры охлаждающей жидкости. Благодаря ему мы видим уровень t°C на приборной панели. К прибору идет 1 бело-зеленый провод).
Датчик температуры охлаждающей жидкости влияет на запуск и работу двигателя. Вот некоторые признаки, указывающие на то, что датчик может быть неисправен:
Диагностику стоит делать только при наличии навыков обращения с измерительными приборами. Действуя в строгой последовательности, необходимо:
- Убедитесь, что кабели подключены к разъему.
- Визуально проверьте датчик и проводку на наличие повреждений.
- Отсоединив проводку и включив зажигание, мультиметром измерьте напряжение на токоведущих клеммах. Должно быть около 5 вольт.
- При холодном двигателе измерить сопротивление на клеммах ДТОЖ №2. При температуре окружающего воздуха в пределах +23…+25°С показания прибора должны быть в районе 2870 Ом.
- Подключите датчик, запустив двигатель и дождавшись включения вентилятора охлаждения, заглушите автомобиль и проведите повторные замеры. В этот момент сопротивление должно быть около 180 Ом.
Если хотя бы один из параметров не соответствует указанным, прибор неисправен и подлежит замене. Однако такие измерения не дают исчерпывающей картины состояния ДТОЖ. Бывает, что устройство работает некорректно только в определенном диапазоне температур, например, в пределах +45…+60°С. Чтобы не терзаться сомнениями, проще заменить недорогую деталь.
Выбор ДТОЖ
При ремонте рекомендуется использовать оригинальные комплектующие или запасные части известных фирм. Продукция головной компании АвтоВАЗ стоит 400-500 рублей и имеет каталожный номер 21120-3851010-00. Последние две цифры могут быть другими, при условии, что детали производятся на заводах-партнерах, входящих в группу компаний «АвтоВАЗ». Среди возможных вариантов замены рекомендуется рассматривать продукцию известных брендов:
- Видим В40-72-0322 (900 — 1100 руб.).
- Hella 6PT 009 107-271 (800 — 950 руб.).
- Фасетка 7.3098 (700 — 800 руб.).
- Vernet WS2586 (400 — 500 руб.).
Продаются запчасти на любой вкус и кошелек.
Таким образом можно отремонтировать пластиковый поплавок. Пористый поплавок требует замены, однако можно найти аналогичную деталь и установить ее на место.
Признаки неисправности ДТОЖ
Датчик температуры охлаждающей жидкости влияет на запуск и работу двигателя. Вот некоторые признаки, указывающие на то, что датчик может быть неисправен:
- плохой запуск двигателя в мороз;
- повышенный расход топлива;
- плохой выхлоп на холодном двигателе;
- проблемы в работе вентилятора охлаждения двигателя.
Замена
Датчик температуры охлаждающей жидкости находится в корпусе термостата, на схеме он под №14.
Чтобы поменять ДТОЖ своими руками, необходимо:
- Отсоедините разъем с проводами;
- Выкрутите датчик (ключ «19»).
(автоумельцы не сливаются);
Установка производится в обратном порядке. Для устранения утечек замените медную шайбу или нанесите термостойкий герметик на резьбовую часть датчика.
В этих случаях ЭБУ не видит в системе ДТОЖ, поэтому обращает внимание водителя знаком «Check Engine» на приборной панели. В этом случае эксплуатация автомобиля становится необычной:
Этапы поиска неполадки
Опытные мастера для устранения неполадок делают следующее:
- Начинают проверять с предохранителей, заменяют перегоревшие, и эту проблему можно устранить;
- Осмотр внешних повреждений (расплавленный пластик, изоляция, сколы)
- Снимите клемму, освободив защелку, и очистите контакты. Если проблема с ними, то двигатель стабилизируется;
- Проверьте цепь питания мультиметром, отсутствие питания будет означать обрыв провода;
- Снять и проверить ДТОЖ;
Снятие ДТОЖ
А вот проверка датчика температуры охлаждающей жидкости на ВАЗ 2114 требует его снятия с автомобиля. Он просто удаляется:
Совет: безопаснее работать с холодным двигателем, чтобы не обжечься.
- Отсоедините клеммы аккумулятора
- Снимите воздушный фильтр вместе с корпусом, для этого отсоедините колодку с проводами и ослабьте хомут на патрубке;
- Отсоедините блок и ослабьте хомут.
- Головкой на 19 или ключом откручиваем болты, которые крепят кузов к кузову;
- Откручиваем болты, которые крепят кузов к кузову.
- Отсоедините резиновое крепление от кронштейна, прикрепленного к полке аккумуляторной батареи.
- Снимите скобы с еще двух скоб под тягой замка капота и снимите корпус фильтра вместе с датчиком воздуха и шлангом;
- Частично слейте жидкость из системы охлаждения, заменив ее емкостью. Для ускорения процесса снимите крышку с радиатора или расширительного бачка;
- Аккуратно отсоединяем разъем от датчика, на нем есть специальная защелка;
- Ключом на 21 откручивается датчик;
Перед тем, как приступить к проверке в режиме мультиметра, необходимо подготовить емкость, способную выдержать температуру 100 градусов, водяной термометр и бойлер, которым мы будем нагревать подготовленный для проверки датчика антифриз.
Симптомы неисправности
Чтобы на электронный блок управления передавались правильные данные с датчика температуры охлаждающей жидкости, он должен быть правильно установлен на свое место.
Место ДТОЖ находится возле корпуса термостата. Наконечники датчиков всегда должны соприкасаться с охлаждающей жидкостью.
Поэтому первопричиной некорректной работы ДТОЖ может быть банальная его неправильная установка.
Некоторые симптомы позволят даже неопытному автомобилисту определить, что проблема кроется именно в этом датчике:
- Выхлопные газы очень плохого качества из-за нарушенной топливно-воздушной смеси;
- Заметно увеличились показатели расхода топлива;
- Выхлопные газы имеют деградированный состав;
- Мотор становится трудноуправляемым;
- На приборной панели высвечивается код неисправности или начинает мигать сигнальная лампа, свидетельствующая о перегреве силового агрегата;
- Трудно запустить двигатель.
Многие сразу загоняют машину в гараж и приступают к замене датчика температуры охлаждающей жидкости на своем ВАЗ 2110. Но часто причиной таких симптомов является наличие поврежденной проводки, плохие контактные соединения. Так что сначала проверьте их.
Внешне также можно определить, что датчик вышел из строя. Наличие на приборе следов ржавчины, коррозии, отложений свидетельствует о том, что этот датчик лучше не использовать в дальнейшем.
Можно вооружиться вольтметром или мультиметром для определения сопротивления. В холодном состоянии нормальные показания датчика должны быть 2 В, а если двигатель горячий, то 0,5 В. Любое отклонение от нормы свидетельствует о выходе из строя измерителя.
Замена
Проверка показала, что виноват именно датчик. Поэтому у вас нет другого выбора, кроме как заменить его на новый. Для этого:
- Охлаждающая жидкость сливается. Лучше слить максимальное количество. Особенно, если охлаждающая жидкость давно подлежит замене;
- Отсоедините клеммы аккумулятора;
- Чтобы было удобнее работать, снимите воздушный фильтр со своего сиденья;
- Выключите зажигание и снимите разъем датчика;
- Снимите датчик ключом на 19 мм. Вместе с ним необходимо снять уплотнительное кольцо;
- Берется новое уплотнительное кольцо, вместо старого монтируется новый качественный датчик охлаждающей жидкости, подходящий для модели ВАЗ 2110;
- Весь процесс сборки осуществляется в обратном порядке.
Важную роль играет датчик температуры охлаждающей жидкости для автомобиля ВАЗ 2110. Владельцы этой модели прекрасно знают, что ее поломка – нередкая ситуация. При этом радует, что процедура замены не сложная, ее может сделать любой водитель, даже чей стаж вождения не превышает нескольких дней.
Что касается стоимости авторемонта, то нужно всего лишь купить новое уплотнительное кольцо и, конечно же, сам датчик. Сегодня добротный аппарат для «десятки» стоит около 200 рублей. Инструменты как раз самые стандартные, так что вам не придется ничего покупать или тратить лишние деньги.
В автомастерской работу сделает профессионал, но стоимость ремонта будет справедливой. Также многие заправки совершают обманные действия, пытаясь заставить автовладельца выполнить ряд дополнительных действий. Иногда они действительно полезны, но иногда это просто попытка украсть у вас больше денег.
Решайте сами, сдать ли машину в сервис для замены датчика охлаждающей жидкости или спокойно выполнить всю процедуру самостоятельно за час, но сэкономив приличную сумму денег.