В любом случае, неправильная или несвоевременная регулировка клапанов приведет к выходу из строя компонентов ГРМ, что повлечет за собой значительные экономические затраты.
Как влияет регулировка клапанов на работу двигателя
Механизм синхронизации (сокращенно ГРМ) четырехтактного двигателя необходим для всего рабочего цикла: впуск, сжатие топливной смеси, ход поршня и выхлоп. Если клапаны установлены правильно, то проблем с приводом клапанов нет: Если это не так, то синхронизация цилиндров неправильная, и двигатель не будет работать с максимальной эффективностью.
- Симптомы неотрегулированных клапанов
- Для чего необходима регулировка клапанов
- Компенсаторы
- Использование специальных инструментов
- Регулировка с помощью щупа и контргаек
- Регулировка с помощью шайб
- Результат регулировки клапанов
- Что будет, если будут маленькие зазоры клапанов?
- Что будет, если будут большие зазоры клапанов?
- Как часто надо регулировать клапана?
Симптомы неотрегулированных клапанов
Их несколько. Один из них — громкий металлический стук в двигателе. Шум становится громче при увеличении нагрузки на двигатель и может сопровождаться запахом гари. Если клапаны не отрегулированы, компрессия в цилиндрах заметно падает — это можно определить с помощью манометра. Двигатель вращается — вибрации становятся заметными на низких оборотах, двигатель не развивает полную мощность: происходит слабое ускорение и повышенный расход топлива. Все эти симптомы указывают на то, что механизм распределения не работает должным образом: Необходимо отрегулировать клапаны. Что он будет делать? Слышите, как.
Правильная регулировка обеспечивает плавную работу двигателя на низких и высоких оборотах. Это обеспечивает наилучшую реакцию двигателя и экономию топлива. Но один вопрос: зачем нужен свободный клапан? Причина в том, что клапаны закрываются специальной пружиной, расположенной на кулачке. Для того чтобы клапан не закрывался полностью, необходимо установить определенный зазор. Также необходимо учитывать нагрев штока клапана (на входе до 300-400 градусов, на выходе до 700-900 градусов), что приводит к увеличению его длины. Если распределительный вал находится вверху, он воздействует на стержень клапана напрямую или через скрежет, что приводит к повышенному износу. Для предотвращения этого в некоторых моделях автомобилей между распределительным валом и седлом клапана установлен корпус клапана, закрытый регулировочной шайбой. Другие модели автомобилей оснащены фиксаторами: Регулировка между металлическими частями осуществляется с помощью болтов и гаек.
Компенсаторы
Эти устройства сегодня установлены в большинстве автомобильных двигателей. Гидрокомпрессоры устанавливаются в двигателях с более чем двумя клапанами на цилиндр.
Эти изделия самостоятельно определяют зазор клапана и гарантируют наилучшие характеристики ГРМ при любых условиях без перенастройки. Однако у некоторых гонщиков есть веские основания полагать, что традиционная система хронометража с регулярной проверкой клиренса более надежна. Это простой факт, что деформационные швы имеют свойство разрушаться.
Когда гидрокомпенсатор выходит из строя, они начинают звенеть. О том, что вызывает звон и как с ним бороться, можно прочитать здесь.
Как отрегулировать клапана
Все процедуры должны выполняться только при холодном двигателе. Результаты корректировки должны оставаться неизменными — именно так работают производственные компании. Следует отметить, что процедура регулировки клапанов для каждой машины своя: ее можно найти в руководстве по эксплуатации автомобиля или в соответствующей литературе. Процедура осуществляется путем завинчивания и отвинчивания специальных регулировочных винтов или подбора шайб. Каждый из этих параметров должен быть проверен отдельно.
Использование специальных инструментов
Регулировка клапанов двигателя осуществляется с помощью ряда датчиков или специальной рейки и манометра. Оба метода широко используются: Первый — простой, недорогой и не требует много времени и денег. Для второго способа необходимо приобрести манометр и специальное устройство.
Регулировка с помощью щупа и контргаек
Такой способ регулировки фаз газораспределения характерен для российских автомобилей с задним приводом («классика»). Алгоритм действий:
- Демонтируйте корпус воздушного фильтра и от клапанной крышки отсоедините все трубки, тросики и рычажки. Для облегченного проворачивания коленвала двигателя выверните свечи зажигания.
- Снимите клапанную крышку и передний кожух ремня ГРМ (если он есть – может быть и цепь).
- Выставите поршень цилиндра, с которого начнется процедура (например, в жигулевской «классике» он 4-й) в положение верхней мертвой точки: клапаны окажутся в закрытом положении.
- Наблюдая за меткой-углублением на шкиве вала двигателя, проворачивайте его до совпадения с риской на нижней передней крышке БЦ. Точка-углубление на звездочке вала ГРМ тоже должна совпасть с меткой на его «постели» (корпусе).
- Рожковым ключом удерживайте регулировочный метиз и одновременно ослабьте контргайку. Далее нужно пользоваться набором щупов для регулировки клапанов. Выберете нужную тонкую пластину, вставьте ее между коромыслом и стержнем клапана. Щуп при нормальной настройке будет проходить с небольшим трением. Значение зазора необходимо отрегулировать по таблице, которая для каждой машины своя (для ВАЗ2101-07 – 0,15 мм). Теперь затяните контргайку и еще раз проверьте зазор. При необходимости операцию повторите. Соблюдайте порядок регулировки клапанов: например, для «классики» ВАЗ: 8-6, 4-7, 1-3, 5-2.
Регулировка с помощью шайб
Такой способ регулировки фаз газораспределения более характерен для переднеприводных автомобилей. Для этого необходимо следующее:
- Снять крышку клапанов.
- Найти метки на блоке мотора, шкиве ремня ГРМ и, проворачивая коленвал по часовой стрелке, добиться их совпадения. В итоге первый поршень окажется в положении ВМТ.
- Определите зазор между регулировочной шайбой и кулачком распределительного вала (они – первые, если смотреть со стороны шкива).
- При большем или меньшим зазоре подберите другую шайбу (на каждой есть соответствующая маркировка, если нет – воспользуйтесь штангенциркулем, а лучше — микрометром).
- После установки шайбы снова проверьте зазор: допустимое отклонение – не более 0,05 мм в обе стороны.
- Не забывайте, что величина зазора для впускного и выпускного клапанов разная – данный параметр необходимо выяснить из инструкции по эксплуатации конкретного авто.
Регулировка с помощью индикатора и рейки
Этот метод считается более точным и был особенно популярен во времена СССР. Этот метод регулировки хорошо подходит для двигателей, находящихся в эксплуатации в течение длительного времени, поскольку манометр и рейка учитывают износ поверхностей деталей при проведении измерений. Процедура:
Зачем нужна регулировка клапанов
Регулировка клапанов необходима для своевременной работы клапанов и правильной работы двигателя. Однако нарушение регулировки клапанов может привести к неприятным последствиям.
- «Неправильный» тепловой зазор может привести к снижению мощности двигателя, а также увеличению расхода топлива.
- Неотрегулированные клапаны гораздо сильнее изнашиваются.
- Длительная эксплуатация двигателя с неотрегулированными клапанами приводит к преждевременному износу практически всех деталей мотора, следовательно, к необходимости капитального ремонта.
«Неправильная» расчистка также может нанести вред окружающей среде: Несгоревшее топливо может попасть в выхлопную систему. Это влияет не только на окружающую среду, но и на износ каталитического нейтрализатора.
Когда нужна регулировка клапанов
Клапаны должны быть отрегулированы своевременно. В старых автомобилях это делается примерно каждые 60-80 тысяч километров (но это зависит от конструкции двигателя, стиля вождения водителя, периодичности технического обслуживания и т.д.).
Поэтому автовладельцу следует обращать внимание на симптомы, указывающие на необходимость регулировки.
- Характерный металлический стук при работе двигателя (особенно в случаях, когда он не проходит при прогреве мотора).
- Снижение мощности и, соответственно, ухудшение разгона.
- Повышенный расход топлива.
- Неустойчивые обороты на холостом ходу.
Конечно, эти признаки могут указывать как на «ложный» тепловой разрыв, так и на другие повреждения. В любом случае, их не следует игнорировать.
Как регулируют клапаны
Существует несколько возможностей для настройки. Давайте поговорим о самых распространенных.
- Автоматическая регулировка. На современных автомобилях регулировка клапанов обычно делается «сама». Для этого двигатели оснащаются так называемыми гидрокомпенсаторами. Эти устройства поддерживают заданный тепловой зазор, используя давление моторного масла.
- Регулировка винтами. В этом случае мастер использует регулировочный винт на толкателе, который взаимодействует с клапаном. Винт вращается и либо приближается к клапану, уменьшая зазор, либо отдаляется от него, а зазор, соответственно, увеличивается. Для контроля зазора используется специальный щуп.
- Регулировка шайбами. Толкатель снимается, и под него подкладывается тонкая металлическая шайба.
А что же с нашими ВАЗ?
Как я уже писал выше, старые двигатели (и ВАЗ не исключение) имели простую коробку передач, к которой крепилась цепь или зубчатый ремень. Мы говорим здесь не о новых, а о старых.
Читайте также.
Как вы можете догадаться, они имели средние значения фазы (и, следовательно, перекрывались).
Заводского способа регулировки фаз практически не существовало, я сейчас не говорю о регулировке клапанов. Мы не будем рассматривать здесь спортивные распредвалы (это совсем другая тема).
Однако наши мастера в мастерских и различных тюнинг-ателье устанавливают так называемые «шестерни распредвала с разрезной осью». Что это? Это коробка передач, которая стоит столько же, как если бы она состояла из двух частей: Внутренняя часть — соединена с распределительным валом.
Внешняя часть, соединенная с цепью, — это ремень ГРМ.
Она скрепляется винтами, отверстия для этих винтов имеют короткий ход. Это означает, что эти части могут легко поворачиваться (под небольшим углом) друг к другу. Это позволило изменять угол и регулировать необходимую мощность, расход и производительность двигателя.
Но это скорее исключение из правил, и современные двигатели, например, на LADA VESTA, уже оснащены фазовращателями (поэтому нет проблем с правильным перекрытием клапанов).
Смотрите видеоверсию сейчас
Я думаю, что мой материал был полезен для вас. Подписывайтесь на канал, читайте наш АВТОСАЙТ.
Похожие новости
- Гидрокомпенсаторы: что это такое и почему они стучат
- Иридиевые свечи зажигания. Отзывы, срок службы, плюсы и минусы –…
- Би-турбо (Bi-Turbo) и Твин-турбо (Twin-Turbo), двойной наддув – …
Как отрегулировать клапана
Все процедуры должны выполняться только при холодном двигателе. Результаты корректировки должны оставаться неизменными — именно так работают производственные компании. Следует отметить, что процедура регулировки клапанов для каждой машины своя: ее можно найти в руководстве по эксплуатации автомобиля или в соответствующей литературе. Процедура осуществляется путем завинчивания и отвинчивания специальных регулировочных винтов или подбора шайб. Каждый из этих параметров должен быть проверен отдельно.
Использование специальных инструментов
Регулировка клапанов двигателя осуществляется с помощью ряда датчиков или специальной рейки и манометра. Оба метода широко используются: Первый — простой, недорогой и не требует много времени и денег. Для второго способа необходимо приобрести манометр и специальное устройство.
Регулировка с помощью щупа и контргаек
Такой способ регулировки фаз газораспределения характерен для российских автомобилей с задним приводом («классика»). Алгоритм действий:
Читайте также: Предохранители и реле Mazda 6 2002-2007.
- Демонтируйте корпус воздушного фильтра и от клапанной крышки отсоедините все трубки, тросики и рычажки. Для облегченного проворачивания коленвала двигателя выверните свечи зажигания.
- Снимите клапанную крышку и передний кожух ремня ГРМ (если он есть – может быть и цепь).
- Выставите поршень цилиндра, с которого начнется процедура (например, в жигулевской «классике» он 4-й) в положение верхней мертвой точки: клапаны окажутся в закрытом положении.
- Наблюдая за меткой-углублением на шкиве вала двигателя, проворачивайте его до совпадения с риской на нижней передней крышке БЦ. Точка-углубление на звездочке вала ГРМ тоже должна совпасть с меткой на его «постели» (корпусе).
- Рожковым ключом удерживайте регулировочный метиз и одновременно ослабьте контргайку. Далее нужно пользоваться набором щупов для регулировки клапанов. Выберете нужную тонкую пластину, вставьте ее между коромыслом и стержнем клапана. Щуп при нормальной настройке будет проходить с небольшим трением. Значение зазора необходимо отрегулировать по таблице, которая для каждой машины своя (для ВАЗ2101-07 – 0,15 мм). Теперь затяните контргайку и еще раз проверьте зазор. При необходимости операцию повторите. Соблюдайте порядок регулировки клапанов: например, для «классики» ВАЗ: 8-6, 4-7, 1-3, 5-2.
Регулировка с помощью шайб
Такой способ регулировки фаз газораспределения более характерен для переднеприводных автомобилей. Для этого необходимо следующее:
- Снять крышку клапанов.
- Найти метки на блоке мотора, шкиве ремня ГРМ и, проворачивая коленвал по часовой стрелке, добиться их совпадения. В итоге первый поршень окажется в положении ВМТ.
- Определите зазор между регулировочной шайбой и кулачком распределительного вала (они – первые, если смотреть со стороны шкива).
- При большем или меньшим зазоре подберите другую шайбу (на каждой есть соответствующая маркировка, если нет – воспользуйтесь штангенциркулем, а лучше — микрометром).
- После установки шайбы снова проверьте зазор: допустимое отклонение – не более 0,05 мм в обе стороны.
- Не забывайте, что величина зазора для впускного и выпускного клапанов разная – данный параметр необходимо выяснить из инструкции по эксплуатации конкретного авто.
Регулировка с помощью индикатора и рейки
Этот метод считается более точным и был особенно популярен во времена СССР. Этот метод регулировки хорошо подходит для двигателей, находящихся в эксплуатации в течение длительного времени, поскольку манометр и рейка учитывают износ поверхностей деталей при проведении измерений. Процедура:
Регулировка клапанов двигателя авто
Почему необходимо регулировать клапаны
Современный автомобиль имеет два (или более) клапана на цилиндр. Один приводит в движение горючую смесь, другой выпускает отработавшие газы (называются впускными и выпускными клапанами). Механизм, который управляет этими клапанами и определяет порядок их работы, называется газораспределительным механизмом или клапанным механизмом. Когда двигатель прогревается, компоненты расширяются. Поэтому, когда двигатель холодный, между определенными деталями должны сохраняться четко определенные зазоры.
Если клапаны отрегулированы неправильно, это может повлиять на работу двигателя и срок службы компонентов. Слишком малый зазор, например, приводит к прогоранию клапанов и их седел, сокращая общий срок службы двигателя. Если клапаны не открываются полностью при большем зазоре, производительность двигателя заметно снизится — вы услышите безошибочный металлический лязг.
Регулировка зазора
Для проверки и регулировки зазора двигатель должен быть холодным. Тепловой зазор проверяется с помощью плоского калибра определенной толщины. Регулировка производится поворотом регулировочных винтов регулировочного рычага (на ВАЗ, кром е-08, -09, «десятки», — с головкой регулировочного винта) в нужную сторону.
Для начала регулировки подведите поршень регулируемого цилиндра к верхней мертвой точке такта сжатия. В этом положении оба клапана рассматриваемого цилиндра закрыты, а рычаги распределительного вала должны свободно качаться в пределах зазоров.
Затем ослабьте гайку установочного винта или болта. С помощью спиртового уровня и регулировочного винта (болта) установите необходимый зазор, затем затяните гайку. Внимание: Иногда зазор может измениться после затяжки гайки, поэтому эту операцию следует выполнять осторожно. После затяжки проверьте еще раз. Зазор оптимален, когда датчик проходит с очень небольшим усилием. Если он слишком легкий или слишком тяжелый, отрегулируйте его заново.
Затем необходимо отрегулировать зазоры клапанов в других цилиндрах, повернув коленчатый вал на пол-оборота. При этом соблюдайте порядок расположения цилиндров в двигателе вашего автомобиля (например, 1-3-4-2). Коленчатый вал должен проворачиваться ТОЛЬКО по часовой стрелке и ТОЛЬКО с помощью «кривого кривошипа стартера» (пускового кривошипа) или с помощью крепежного винта шкива генератора. Можно провернуть коленчатый вал с помощью приводной шестерни, но здесь необходимо соблюдать осторожность.
Регулировка на двигателях ВАЗ
Проверьте расстояние между рычагами и распределительными валами: 1 — щуп; 2 — регулировочный винт; 3 — гайка регулировочного винта. Для двигателей отрегулируйте клапаны в соответствии со следующей процедурой. Поверните коленчатый вал по часовой стрелке так, чтобы метка на звездочке распределительного вала точно совпала с меткой на корпусе подшипника. В этом положении отрегулируйте зазор на выпускном клапане цилиндра 4 и впускном клапане цилиндра 3 (распределительные валы 8 и 6 соответственно). Удерживайте регулировочный винт рычага гаечным ключом и ослабьте гайку другим гаечным ключом. Установите необходимый зазор с помощью регулировочного винта. Затяните гайку. Щуп должен быть слегка подвижен (не слишком туго, но и не свободно).
Для автомобилей ВАЗ-2109, -09, -10 и других автомобилей с аналогичными двигателями тепловой зазор двигателя регулируется с помощью специальных прокладок (приобретаются у продавцов автомобилей). Они выпускаются толщиной от 3 до 4,5 мм. Толщина зависит от степени износа двигателя.
Через сколько км необходимо регулировать клапана на ВАЗ-2114: рекомендации завода и владельцев
Многие водители сталкиваются с процессом регулировки клапанов ВАЗ-2114 в сервисном центре или проходят эту операцию своими руками. Но не все знают, с каким интервалом необходимо проводить эту операцию.
В следующем видео объясняется, как отрегулировать клапаны на автомобиле ВАЗ-2114:
Зачем необходима регулировка клапанов
Форма клапана и регулировочных элементов.
Регулировка клапана, особенно зазора, производится для того, чтобы конус клапана плотно сидел на седле. Это связано с рядом факторов, включая:
- повышенный расход бензина;
- выпуск отработанных газов;
- не попадание лишнего воздуха в камеру сгорания;
- не попадания отработанных газов в газораспределительный механизм или впускной коллектор (см. «замена прокладки впускного коллектора своими руками«);
- прочие последствия.
Понятно, что ни при каких обстоятельствах клапаны не должны «щелкать», так как это сигнализирует о необходимости сброса.
Через сколько км нужно регулировать клапана на ВАЗ-2114
Это не должно быть признаком того, что клапаны не находятся в нейтральном положении, так как это признак того, что клапаны необходимо переустановить.
Согласно технической документации и практике владельцев автомобилей, регулировку клапанов следует проводить каждые 15 000-20 000 км или по мере необходимости.
Как рекомендует производитель в своей технической документации, регулировка клапанов на 8-клапанном двигателе ВАЗ-2114 должна проводиться при каждом втором плановом техническом обслуживании двигателя.
Регулировочный диск. Он используется для регулировки зазора клапана.
Для регулировки клапана используются специальные уплотнения. Они выпускаются в 125 размерах, но используется лишь небольшое их количество.
Рассмотрим, каковы они: 3.30, 3.35, 3.40, 3.45, 3.50, 3.55, 3.60, 3.65, 3.70, 3.75, 3.80, 3.85, 3.90, 3.95, 4.00, 4.05, 4.10, 4.15, 4.20, 4.25, 4.30, 4.35, 4.40, 4.45, 4.50,
Последствия несвоевременной регулировки
Хорошо известно, что несвоевременное проведение работ по ремонту и техническому обслуживанию автомобиля влечет за собой определенные последствия, которые в одном случае могут быть легкими, а в другом — фатальными для агрегата. Итак, давайте рассмотрим основы:
- Изношенность деталей и узлов головки блока цилиндров, а именно газораспределительного механизма.
- Износ распределительных валов.
- Частичное или полное разрушение толкателей.
- В отдельном случае, приводит к обрыву ремня ГРМ и соответствующим последствиям, таким как замена ремня ГРМ. Клапана на ВАЗ-2114 не гнёт!
А если не регулировать клапана?
Если эта процедура не будет выполнена вовремя, компрессия в двигателе упадет, и горячие газы взорвутся во впускном или выпускном коллекторе. Клапан перегревается и может сгореть и разрушиться. Как правило, неисправность этого компонента оказывает разрушительное воздействие на весь двигатель и снижает его производительность.
Интервалы для этой процедуры в основном описаны в руководстве по эксплуатации автомобиля. В среднем это следует делать каждые 50-80 тысяч километров пробега, а если автомобиль оснащен дроссельной заслонкой, то немного чаще.
При прослушивании двигателя вы можете услышать характерный треск или стук, по которому техник определит необходимость регулировки.
Нужно ли знать нюансы регулировки клапанов?
Это довольно сложный алгоритм определения зазора, для которого техник использует специальный манометр. Знание этой процедуры будет мало полезным, так как не каждый опытный водитель решится самостоятельно отрегулировать клапаны. Однако мастер-техник подберет необходимые прокладки или заменит толкатели в зависимости от требований вашего двигателя.
На каких машинах не нужно регулировать клапана?
Да, такие автомобили есть. Они имеют так называемые гидрокомпенсаторы, которые регулируются автоматически. Когда заглушки изнашиваются, их просто заменяют.
Вывод: следите за пробегом вашего малыша и своевременно посещайте мастерскую для регулировки клапанов. Прислушайтесь к мнению специалиста и не откладывайте эту процедуру, чтобы потом не платить большие деньги за ремонт всего двигателя.